Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Историческое и экономическое развитие России в XIX веке.





 

В конце 19 века Россия была государством с феодально-крепостнической системой хозяйства. По численности населения и по военной мощи Россия была первым государством в Европе, но экономика ее была слабая. А без твердой экономики государство не будет стабильно развиваться. Лишь 5% помещичьих хозяйств смогли перейти на новую ступень развития и модернизировать свое хозяйство. Остальные помещики толкали Россию назад: стремясь получить больше прибыли, они не модернизировали свое хозяйство, а стали повышать барщину и оброк. Во многом это случалось из-за плохой экономической политики царского правительства.

Но самым главным тормозом на пути буржуазного развития оставалось крепостное право. Крымская война в полной степени это показала.

Прямым следствием неустойчивой экономики и крепостнической политики стало снижение жизненного уровня народа, застой в экономике.
Стали усиливаться социальные конфликты, начались крестьянские восстания и выступления. Вследствие этого Александр II заявил: "Гораздо лучше, чтоб это произошло свыше, нежели снизу", имея в виду революцию.В стране усиливалось настроение в пользу реформ. Государство всегда играет одну из главных ролей в реформе страны. Александр II это понимал и к моменту своего вступления на престол был хорошо подготовлен к государственной деятельности.
Александр II,осознававший необходимость в отмене крепостного права,поступил неординарно и создал вневедомственный орган - Редакционные комиссии, вместо ранее практиковавшихся ведомственных комитетов.
Итоги работы этих комиссий отразились в манифесте царя 1861 года, объявившем отмену крепостного права в России. Манифест стал толчком для дальнейшего развития государства, он был компромиссом между крестьянами, помещиками и властью. В.И. Ленин, характеризуя состояние помещичьего хозяйства, отмечал: "Несомненно, прогресс помещичьего хозяйства, причем медленность этого прогресса не случайна, а неизбежна, пока сохраняются пережитки крепостничества".

По этой реформе помещичьи крепостные крестьяне получали свободу бесплатно. Но все же это было не так: оплата за землю включала плату за свободу. Государство платило помещикам 80% от стоимости земли и поэтому крестьяне оставались должниками государства и в течение 49 лет выплачивали государству этот долг. Кроме этого крестьяне еще должны были выплатить государству подушную подать. Гарантом крестьянских платежей являлась община, сохранившаяся по реформе. Община не хотела брать на себя долг какого-либо крестьянина и поэтому не отпускала его.
Далее последовали другие реформы: Земская и городская реформа, Судебная реформа, Военные реформы. Все-таки эти реформы не могли круто изменить положение народа, но способствовали дальнейшему буржуазному развитию России.
В первые годы после реформ начался экономический подъем, развивался рынок, стал формироваться новый класс - рабочие. Сельское население началось дробиться на сельскую буржуазию, бедняков и середняков. К концу второй половины 19 века 2% населения страны составили крупная буржуазия, помещики, высшие чиновники и военные, 18% - зажиточные мелкие хозяйства, 29% - беднейшие мелкие хозяйства и 51% - пролетарий и полупролетарий. Численность рабочего класса с конца 19 до начала 20 века увеличилась в 3 раза, т.е. с 750 тыс. до 1800 тыс. человек.
Изменения так же коснулись помещичьего хозяйства. Помещичьих хозяйств выделялось три типа: отработочное, капиталистическое и смешанное - с элементами капиталистического и отработочного хозяйства.

Отработочная система - это полукрепостническая форма эксплуатации с низкой производительностью труда. Эта система обуславливалась малоземельем и безденежьем крестьян, вынужденных идти к помещику и арендовать у него землю.
Капиталистическая система подразумевала применение вольнонаемного труда крестьян-батраков, обрабатывающих землю помещика его инвентарем. Именно в этих хозяйствах шире внедрялось сельскохозяйственная техника, поэтому росли урожаи, и быстрыми темпами росла его товарность.
Смешанная система, при которой использовался вольнонаемный труд и отработки, была распространена на Украине, Белоруссии и в некоторых русских губерниях. К концу 19 века капиталистическая система стала постепенно вытеснять отработочную систему.
Крестьянское хозяйство развивалось еще медленнее, чем помещичье. Это было вызвано малоземельем, отсутствием денежных средств из-за выкупных платежей и налогов, неграмотностью и темнотой крестьян. Большинство их хозяйств балансировало на грани выживания. В неурожайные годы массовый голод охватывал всю русскую деревню. Лишь отдельные крестьяне смогли создать хозяйства, которые стали окупаться.

В общем, сельское хозяйство развивалось медленно, и то за счет расширения посевных площадей и освоения новых районов. Несмотря на все это, сельское хозяйство в России начало постепенно увеличивать темпы развития. Между тем противостояния крестьян и помещиков сохранилось.
Отмена крепостного права обеспечила благоприятные условия для быстрого роста капитализма во всех отраслях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, стал формироваться пролетариат, стал расширяться внутренний рынок и росли связи с мировым. Однако развитие капитализма в России имело ряд особенностей.
Сохранилось многоукладность промышленности, поэтому крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурой и мелкотоварным производством.
Еще одна особенность - это неравномерное развитие промышленности по территории России. Наряду с высокоразвитыми районами, оставались совсем неосвоенные районы Сибирь и Средняя Азия.
Промышленность неравномерно развивалась и по отраслям. Ведущую роль играла легкая промышленность. Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении. Быстрые темпы набирала и тяжелая промышленность. Однако отечественное машиностроение было слабо развито. Для России особенно было характерно сильное государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма.
Недостаточность отечественных капиталов вызвала интенсивный приток иностранных. Инвесторов из Европы привлекала дешевая рабочая сила, богатые сырьевые ресурсы, и следовательно, возможность получения больших прибылей.
Огромную роль в индустриализации России сыграло развитие механизированного транспорта, в основном железных дорог. Их создание имело хозяйственное, стратегическое и социальное значение. Железные дороги строились с широким привлечением частного капитала. Однако уже к середине 90-х годов большая часть железных дорог находилась под контролем государства. Наиболее интенсивно железные дороги развивались в Европейской части России. В 60-е годы в России протяженность железных дорог составляла 2 тысячи верст, а к концу 19 века она увеличилась до 53 тысяч верст. В.И. Ленин оценивал "желдороги" как "орудие угнетения миллиарда людей".
Одновременно с железнодорожным транспортом совершенствовался и водный. Паровые суда были сосредоточены в Волжском бассейне. Речное пароходство развивалось на Днепре, Дону, Оби и Енисее. Численность морских пароходов во второй половине 19 века возросла в 10 раз.
Во второй половине 19 века завершилось формирование российского рынка.
Производство и потребление окончательно приобрели товарный характер. Главным товаром, который производили - это хлеб, более 50% которого шло на внутренний и внешний рынок. Быстро росла торговля промышленной продукцией, спрос на которую повысился не только в городе, но и в деревне. Широкое распространение получила продажа сырья: железная руда, уголь, лес, нефть и так далее.
Россия все больше втягивалась в мировой рынок. Неуклонно возрастал объем внешней торговли. Попытки освоения азиатских рынков для массового сбыта российской промышленной продукции наталкивались на европейскую конкуренцию и остались малоэффективными. Основными внешнеторговыми партнерами России являлась Германия и Англия. Особое место занимал импорт хлопка, необходимого для развития текстильной промышленности. В конце 19 века Россия имела устойчивый внешнеторговый баланс, главным образом за счет вывоза хлеба.
После реформ Александра II значительные изменения претерпела финансовая система России. Был создан Государственный банк, который получил право выпуска денежных знаков. Министерство финансов стало единственным распорядителем государственных средств. Особое значение имела денежная реформа С.Ю. Вите 1897 г. Одним из источников получения капитала было введение государственной монополии на винно-водочные изделия, ставшей основной доходной статьей бюджета. Были увеличены налоги, в первую очередь косвенные. Был введен золотой стандарт, т.е. свободный размен рубля на золото. Последнее позволило привлечь в российскую экономику иностранный капитал, так как иностранные инвесторы могли теперь вывозить из России золотые рубли. Успех проводимой Витте экономической политики обеспечивался тем, что инициатива частного предпринимательства удачно сочеталась с активным и эффективным участием государственных властных структур.
Переходный характер исторического развития пореформенной России и многоукладность экономики обуславливали своеобразие социальной структуры и разнообразие социальных антагонизмов. Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословия, формировало две новые социальные группы - классы капиталистического общества: буржуазия и пролетариат. В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя.
Таким образом,экономико-социальный подъем России в конце 19 века был очень высок. За несколько десятков лет Россия прошла тот путь, который Европа прошла за сотни лет. Отмена крепостного права - самый важный толчок в развитии России. Отмена крепостного права толкнуло Россию на новую ступень развития капитализма – империализм [5].

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.