Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ (ССС)





ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ (ССС)

 

Факторы, способствующие возникновению (обострению) заболевания:

1. Гиподинамия.

2. Нерациональное питание.

3. Неблагоприятная экологическая ситуация.

4. Психоэмоциональные перегрузки.

5. Вредные привычки.

Задачи физического воспитания:

1. Улучшение периферического кровообращения и притока крови в коронарную систему (сосуды сердца).

2. Усиление окислительно-восстановительных процессов в миокарде (улучшение питания мышц сердца).

 

Показания и противопоказания к выполнению физических упражнений

при заболеваниях ССС

Рекомендуется Ограничить Не рекомендуется
1. Занятия на открытом воздухе 2. Закаливание 3. Ходьба 4. Бег 5. Прогулки на лыжах 6. Катание на коньках 7. Дыхательные упражнения 8. Упражнения на расслабление 9. Упражнения с вовлечением подлопаточных и ягодичных мышц, связанных с функцией ССС Упражнения на выносливость, скорость, силу, вызывающие напряжения и перенапряжения ССС и дыхательной системы 1. Дыхание ртом зимой на открытом воздухе 2. Упражнения с задержкой дыхания 3. Натуживание 4.Длительные статические напряжения

Комплекс упражнений при хронической сердечно-сосудистой не достаточности

I. И.п, - о.с. руки вперед, ладони книзу. 1.кисти сжать в кулаки.2. пальцы врозь; 3 .счет раз. 4.и.п. Повторить 7-8 раз.

II. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. I. руки в стороны и поворот туловища вправо, поднимаясь на нос­ках; 2. и.п.; 3. то же в левую сторону; 4 - и.п., Повторить 4-5 раз в каждую сторону в медленном темпе.

III. И.п. - о.с. - руки вперед, ладонями вверх. I. Стойка на носках, руки за голову; 2. руки вверх; 3. руки в стороны; 4. и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

IV. и.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - наклон вперед, руки в стороны; 2 - и.п. 3. наклон вперед, руки вниз; 4 - и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

V. И.п. - о.с. I. Согнуть правую ногу вперед, руки впе­ред; 2 - и.п.; 3.согнуть левую ногу, руки вперед 4. и.п. Повторить 5-6 раз каждой ногой.

VI. И.п. - о.с. I - присед (на носках), руки вперед; 2 - и.п. 3 - присед (на носках), руки в стороны; 4 - и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

УЛ. Ходьба вчередовании с бегом в медленном темпе 15-20 с.

 

Примечание: упражнения служат для ликвидации застойных явлений, на периферии сердечно-сосудистой системы и улучшения крово­обращения.

 

§ 29. Комплекс гимнастики при сердечной недостаточности, врожденной слабости синусового узла (по Н.М.Амосову).

 

I. И.п. - лежа на спине в постели, держась руками за спин­ку кровати. 1-2 - поднять ноги и забросить их кверху, чтобы ко­лени доставали лоб; 3-4 - вернуться в и.п. Повторить 10-20 раз в медленном темпе. Дыхание произвольное.

II. И.п. - стоя ноги врозь на ширине плеч, руки вдоль ту­ловища. 1 - наклоняясь вперед, коснуться пальцами рук пола; 2 - вернуться в и.п.; 3-4 - то же. Повторить в среднем темпе 10-15 раз,

III. И.п. - стоя ноги врозь на ширине плеч, руки вдоль туло­вища, 1 - наклониться в правую сторону /руки скользят по туло­вищу, одна рниз, другая вверх/; 2 - или; 3-4 - то же в другую сторону, Повторить 10-20 раз в каждую сторону в среднем темпе* 1У, И.п. - стойка ноги врозь на ширине плеч, руки опущены вниз. I - поднять правую руку вверх, забросить ладонь за спину. ___, чтобы коснуться противоположной лопатки, одновременно кив­нуть головой вперед и назад; 2 - вернуться в и.п.; Зг-4 - то же левой рукой. Повторить в среднем темпе 10-15 раз.

V. И.п. - стойка ноги врозь на ширине плеч, пальцы сцеп­лены на уровне груди. 1-4 - вращение туловища слева направо; 5-8 - вращение туловища справа налево. Повторить 10-20 раз в каж­дую сторону в медленном теше.

VI.И.П. - о.с. I - поднять колено согнуто!! правой ноги к груди, спина прямая; 2 - вернуться в и.п.; 3 -поднять колено согнутой левой ноги к груда; 4 - и.п. Повторить 10-20 раз каж­дой ногой.

VII. И.п. – упор лежа. Сгибание и разгибание рук. Повторить 10-20 раз в среднем темпе.

VIII. И.п. - сидя на стуле, руки за голову, ноги закреплены.

Наклоны назад и вперед. Повторить 10-20 раз в медленном темпе.

IX. И.п. - о.с. I. присед, держась руками за спинку стула; 2. и.п. Повторить 10-20 раз в медленном темпе.

Примечание: комплекс упражнений выполняется посла 10-минут­ного бега на открытом воздухе. Каждое упражнение вначале сле­дует повторить в зависимости от своего физического состояния от 10 до 20 раз, постепенно прибавляя через тренировку по одному повторению и доводя до 100 раз. По данным академика Н.М. Амосова, срок достижения полного числа повторений для здоровых людей моложе 30 лет - 10 недель. Пульс во время занятий не должен возрастать более чем в два раза по сравнению с покоем. Весь комплекс упражнений занимает 20-25 минут. Заниматься следует 5 раз в неделю, постепенно увеличивая нагрузку.

ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ

 

Факторы, способствующие возникновению (прогрессированию) заболевания:

1. Генетическая предрасположенность.

2. Наследственно-конституционные особенности человека.

3. Перенесенные заболевания почек.

4. Нервно-психические и эмоциональные стрессы.

5. Нездоровый образ жизни.

6. Гипокинезия.

7. Неблагоприятные факторы, связанные со спецификой профессии (постоянное напряжение зрения и внимания, шум и др.).

 

Задачи физического воспитания:

1. Нормализация процессов корковой динамики, кортикальных механизмов регуляции аппарата кровообращения.

2. Устранение нервно-мышечного напряжения.

 

Показания и противопоказания к выполнению физических упражнений

при гипертонической болезни

Рекомендуется Ограничить Не рекомендуется
     
1. Полное расслабление различных мышечных групп при максимально пассивном положении тела 2. Специальные упражнения: - дыхательные, - на координацию, равновесие 3. Дозированная ходьба 4. Равномерный бег в медленном темпе 5. Прогулки на лыжах 6. Плавание   Наклоны и повороты 1. Упражнения, требующие максимального напряжения 2. Нагрузки силового и статического характера с натуживанием и задержкой дыхания 3. Нагрузки скоростного характера 4. Значительное нервно-эмоциональное напряжение 5. Упражнения, требующие напряженного внимания и непрерывных изменений реагирования на меняющиеся условия

Окончание таблицы

     
7. Медленный темп выполнения упражнений с небольшой, но постепенно возрастающей нагрузкой, с достаточным интервалом отдыха для восстановления в сочетании с дыхательными упражнениями 8. Туризм 9. Гребля   6. Удары по голове 7. Сотрясения тела 8.Резкие движения 9.«Глубокие» наклоны. 10.Вис вниз головой 11. Пребывание в условиях пониженного атмосферного давления (на высотах)

 

Комплекс упражнений при гипертонической болезни (по Гриненко М.Ф.).

Сидя на стуле

1. Сидя на краю стула, руки на бедрах: сгибая пра­вую ногу, разгибать левую и наоборот, не отрывая ноги от пола (поочередное скольжение ногами по полу). Дыхание произвольное.

2. Круговые движения правой рукой вперед, за­тем назад. То же выполнить левой рукой. Дыхание произвольное.

3. Руки вперед, в стороны - вдох, опустить - вы­дох.

4. Руки на сиденье - вдох. На выдохе - выпря­мить ногу вверх, касаясь спиной спинки стула. Пооче­редно каждой ногой.

5. Расслабленно поднять руки вверх - вдох; опуская руки, отвести их назад и наклониться вперед, не опуская головы - выдох.

6. Руки в стороны - вдох. Прижать правое колено к гру­ди с помощью рук - выдох. Затем левое.

7. Руки на пояс. Отвести правую руку вправо-назад с поворотом головы - вдох, руку на пояс - выдох. Поочередно.

8. Встать, поднимаясь на носках, руки вперед - вдох; сесть -выдох.

Стоя

9. Ходьба обычная, ходьба скрестным шагом (пра­вая нога влево, левая вправо) с махами руками в про­тивоположную сторону. Дыхание произвольное. Про­должительность 20-30 с.

10. Придерживаясь правой рукой за спинку стула, махи левой ногой и рукой вперед-назад. То же правой ногой. Дыхание произвольное.

11. Придерживаясь руками за спинку стула, кру­говые движения тазом вправо. То же влево. Ды­хание произвольное.

12. Ноги на ширине плеч, руки вниз. Одновременные махи руками: левой назад-влево и правой назад-вправо. Дыхание произ­вольное.

13. Ходьба, махи руками вперед-назад. На 3 шага — вдох, на 4—5 шагов — выдох. Продолжительность 1—2 мин.

14. Ходьба с перекатом с пятки на носок. Про­должительность 20—30 с.

15. Бег в темпе 140—150 шагов в 1 мин при длине -1 шага 1—1,5 ступни, руки полусогнуты и расслаблены.

Продолжительность бега составляет до 30 секунд в пер­вую неделю. При хорошем самочувствии продолжи­тельность бега может увеличиваться на 1—2 мин в неделю и постепенно — до 5—10 мин. После бега рекомендуется ходьба в течение 1—3 мин в сочета­нии с дыханием (обращать внимание на полный вы­дох).

16. Стойка ноги врозь (на ширине плеч). Руки через стороны вверх — вдох; наклон вперед, руки вниз, — выдох.

17. Руки в стороны. Отвести правую ногу в сторо­ну, держать 2 с — вдох, опустить — выдох. Затем отведение левой ноги.

 

 

18. И.п.- о.с. руки на пояс. Вдох, присед руки впе­ред — выдох.

19. И.п.- о.с. руки в стороны. Широкие круговые движения руками вперед, затем назад. Дыхание произвольное.

20. И.п.- о.с. 1. руки вперед, отводя левую ногу назад, равновесие на правой. 2- 3 - вдох держать равновесие. 4. и. п. — выдох. Тоже на левой ноге.

21. И.п. - стойка ноги врозь (на ширине плеч), руки вверх. Кру­говые движения туловищем. Поочередно в каждую сторону. Дыхание произвольное.

22. Руки в упоре на сиденье стула (для женщин в упоре на спинке). Сгибание и разгибание рук. Дыха­ние произвольное.

23. Ходьба обычная, ходьба с высоким поднима­нием бедра, ходьба с поворотом на 360°. Дыхание произвольное.

24. И.п.- о.с. Руки вверх - вдох; опуская руки и полупри­седая, расслабится - выдох.

25. И.п.- о. с. 1-3.Отведение рук в стороны с поворотом ла­доней вверх и вниз — вдох; 4. руки вниз, расслабить­ся, — выдох.

 

Гипотония

Низкое артериальное давление (гипотония) может сопровождаться слабостью, быстрой утомляемостью, раздражительностью, бессонницей, болью в области сердца, может стать причиной частой головной боли, головокружения, мельканий «мушек» перед глазами. В таких случаях наряду с упорядочением режима труда и отдыха, приемом назначенных врачом ле­карств большую пользу приносят занятия физкуль­турой. Они помогают нормализовать функцию цен­тральной нервной системы, повышают тонус мышц и сосудов, ускоряют кровообращение, несколько под­нимают артериальное давление, улучшают настрое­ние, повышают работоспособность.

Физические упражнения надо делать только с раз­решения врача; заниматься следует регулярно, дли­тельно, постепенно увеличивая нагрузки. Тогда уда­ется добиться заметного результата. Гимнастика

В течение первого месяца используются преиму­щественно движения, действующие на весь организм (упражнения № 1—11, а также № 14, 19, 21). Темп медленный и средний. Количество повторений мини­мальное — 3—5. Продолжительность занятия — 12— 15 мин.

По мере улучшения состояния, привыкания к фи­зической нагрузке примерно через 1 месяц вводятся специальные упражнения — силовые, со статическим напряжением, а также способствующие улучшению координации и равновесия. Комплекс выполняется в полном объеме. Убыстряется темп. Количество по­вторений — 6—10.

Через 3—4 месяца регулярных занятий упражне­ния № 7, 12, 14, 15 можно выполнять женщинам с гантелями весом до 1 кг> а мужчинам — до 2 кг. Во время силовых упражнений нельзя задержи­вать дыхание. После каждого из них следует отды­хать 1—3 мин. В это время мышцы полезно рассла­бить, сделать 1—2 дыхательных упражнения.

Если после занятия самочувствие ухудшается, час­тота пульса возрастает более чем на 10—12 уд/мин по сравнению с покоем и не возвращается к исход­ной величине через 5—10 мин отдыха, необходимо уменьшить количество упражнений, в первую оче­редь силовых, снизить их темп, ввести больше дыха­тельных. Появление головной боли, неприятных ощу­щений в области сердца, общей слабости должно на­сторожить и заставить обязательно обратиться к врачу.

После гимнастики рекомендуется принять душ комнатной температуры в течение 1—2 мин, который тонизирует, бодрит.

 

Комплекс гимнастики при гипотонии (по Гриненко М.Ф.)

Сидя на стуле

1. Руки вниз, ноги согнуты. Поднять руки вперед, развести в стороны — вдох, опустить — выдох.

2. Руки опираются о сиденье стула, ноги согнуты. Поочередное разгибание (носок ноги на себя) и сги­бание ног в коленных суставах. Выпрямленную ногу держать на весу — 2—3 с. Дыхание произвольное.

3. Руки вниз, ноги согнуть. Поднять руки через сто­роны вверх, повернуть туловище влево — вдох. и. п. - выдох. Тоже вправо.

4.Руки вниз, ноги согнуты и разведены на ширину плеч. Руки вперед, наклон влево - вдох. и. п. - выдох. Тоже вправо.

5.Руками упереться в сиденье, ноги выпрямить - вдох. Поднять прямые ноги, держать на весу 2-4 с, опустить - выдох.

6.Руки на колени, ноги согнуты и разведены на ши­рину плеч. Круговые движения туловищем от 3 до 8 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное.

7. Руки вниз, ноги согнуть. С усилием развести ру­ки в стороны, сжав пальцы в кулак — вдох, и. п. - выдох.

8. Руки вниз, ноги согнуть. Встать, руки вперед: поднимаясь на носки, держаться в таком положении 2—4 с — вдох. Вернуться в исходное положение — выдох.

 

Стоя

9. Ходьба, широко размахивая руками, - 1-2 мин. Дыхание произвольное.

10. Взяться за спинку стула, ноги вместе. Отвести правую ногу в сторону и держать 2- 4 с - вдох, и. п. - выдох. Тоже левой ногой.

11. Взяться за спинку стула, ноги на ширине плеч. Круговые движения тазом в левую и правую сторону по 6 -10 раз в каждую. Дыхание произвольное.

12. И.п.- о. с, Согнуть руки и выпрямить их вверх, посмотрев на ладони, - вдох, и. п. - выдох. Выполнять упражнение с мышечным усилием.

13. И.п.- о.с. Наклон туловища вперед, правую (прямую)ногу назад, руки в стороны («ласточка»); держать 4-8 с. И. п. Дыха­ние произвольное.

14. Стойка ноги врозь (на ширине плеч), руки вверх - вдох. На-

клон вперед, стараясь коснуться руками пола - выдох, и.п. - вдох.

15. И.п.- о. с. Вдох. Присед на носках, руки вперед – выдох, и. п. - вдох.

16. И.п. – стойка ноги врозь (на ширине плеч). Руки в сторо­ны — вдох; руки вниз и расслабить их — выдох.

17. Встать на расстоянии 1 м от стола (стула), упе­реться в него руками. Согнуть руки в упоре и разо­гнуть, туловище прямое. Дыхание произвольное.

18. И.п.- о. с. руки на пояс. Поднять вперед, как мож­но выше, а затем опустить правую ногу, не ка­саясь ею пола. Дыхание произвольное. Тоже левую.

19. Ходьба, широко размахивая руками в течение 1 - 2 мин. Дыхание произвольное. Ходьба по одной ли­нии, приставляя пятку к носку, руки в стороны - 1 мин.

20. Ходьба с поворотами (кругом) через каждые 4-6 шагов через левое, затем правое плечо в течение 1 мин. Дыхание произвольное.

21. И.п. - стойка ноги врозь (на ширине плеч). Руки вверх — вдох; опустить, расслабив, с полунаклоном и полуприседанием — выдох.

 

ПОРОКИ СЕРДЦА ПРИОБРЕТЕННЫЕ

 

Факторы, способствующие возникновению заболевания:

1. Наиболее частой причиной развития порока сердца является ревматизм – системное воспалительное заболевание соединительной ткани с преимущественным поражением сердца.

2. В происхождении ревматизма решающую роль играют стрептококковые инфекции (ангины, скарлатины, фарингита) и генетическая предрасположенность организма.

Задачи физического воспитания:

1. Улучшение работоспособности сердца и компенсация расстройств системы кровообращения.

2. Назначение индивидуальных физических нагрузок, соответствующих возможностям пораженного сердца.

 

Показания и противопоказания к выполнению физических упражнений

при пороке сердца

Рекомендуется Ограничить Не рекомендуется
     
1. Упражнения на координацию движений, быстроту реакции и в меньшей степени на силу, дозируемые по нагрузке и не предъявляющие высоких требований к органам кровообращения 2. Катание на коньках 3. Закаливание организма 1. Нагрузку в ходьбе 2. Занятия туризмом маршрутом 1-й категории 1. Упражнения, предъявляющие высокие требования к органам кровообращения и организму в целом, вызывающие одышку, сердцебиение, перебои в работе сердца  

 

Окончание таблицы

     
    2. Поднятие тяжести и нагрузки силового характера с натуживанием, затрудняющие нормальную деятельность ССС и других систем организма 3. Нервно-эмоциональное напряжение

И ЛИМФОТИЧЕСКИХ УЗЛОВ.

ЗАБОЛЕВАНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

 

Факторы, способствующие возникновению заболевания:

1. Нарушение правильного сочетания фаз вдоха и выдоха.

2. Появление поверхностного и учащенного дыхания.

3. Острые и хронические заболевания верхних дыхательных путей.

3. Дискоординация дыхательных движений.

4. Переохлаждение организма.

5. Вредные привычки.

6. Снижение реактивности организма.

Задачи физического воспитания:

1. Восстановление нарушенной функции легких.

2. Установление более редкого дыхания с большим потреблением кислорода.

 

 

Показания и противопоказания к выполнению физических упражнений

при заболеваниях органов дыхания

Рекомендуется Ограничить Не рекомендуется
1. ОРУ для передних зубчатых мышц диафрагмы и плечевого пояса 2. Упражнения у гимнастической стенки 3. Упражнения на гимнастической скамейке 4. Упражнения с отягощениями 5. «Звуковые» упражнения 6. Упражнения на расслабления 7. Обучение правильному дыханию 8. Ходьба 9. Дозированный бег 10. Прогулки на лыжах 11. Катание на коньках Продолжительность занятий 1. Упражнения с задержкой дыхания 2. Натуживание 3. Переохлаждение 4. Занятия в пыльном помещении 5. Резкие движения, сбивающие ритм дыхания и требующие значительных усилий

 

 

§ 26. Комплекс физических упражнений при воспалении легких и хронической пневмонии

I. И.п. - лежа на спине, правая рука лежит на животе, левая на груди для контроля за диафрагмальным дыханием. 1-2.полный вдох через нос и рот, подтягивая живот на себя; 3-4. глубокий выдох через рот с разведением рук в стороны. Повторить 7-8 раз в медленном темпе.

II. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - согнуть руки к груди - полный вдох через нос; 3-4 - разогнуть руки - полный выдох через рот. Повторить 7- 8 раз в медленном темпе.

III. И.п. - лежа на животе, руки в стороны. 1-2. опуская руки вдоль туловища, сделать глубокий выдох через рот и нос; 3-4. и. п.- полный вдох через нос. Повторить 7-6 раз в медленном темпе.

IV. Сидя на стуле, руки вниз. 1-2. руки через стороны за голову, полный вдох через нос; 3-4. руки вниз, глубокий выдох через рот. Повторить 7-8 раз в медленном темпе.

V. Сидя на стуле руки на пояс. 1-2. Наклон вправо правую руку вниз, левую подтягивая вдоль туловища,- глубокий выдох через рот; 3-4. и.п. - полный вдох через hoc 5-6. то же влево. 7-8. и. п.

VI. И.п. - стойка ноги врозь (на ширине плеч), руки на пояс. 1-2 - наклон вперед, - глубокий выдох с произношением "Я-я-я-я! ". 3-4.и.п.- полный вдох. Повторить 7-8 раз в медленном темпе»

VII. И.П. - о.с. 1-2 - присед на носках, обхватывая руками туловище, глубокий выдох через рот и нос; 3-4. и. п. полннй вдох через нос. Повторить 7-8 раз в медленном темпе.

Данные упражнения - способствуют улучшению вентиляции легких, умень­шают застойные явления в легких, укрепляют мышцы дыхательного аппарата и улучшают работу органов кровообращения и дыхания.

 

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

 

Факторы, способствующие возникновению (обострению) заболевания:

1. Повышенная чувствительность к некоторым химическим веществам или аллергенам животного или растительного происхождения как наследственно- конституционная особенность организма или результат длительного контакта с аллергеном при одновременном воздействии переохлаждения, переутомления, хронического воспалительного заболевания.

2. Бактериально-вирусная инфекция.

3. Хронические воспалительные и нагноительные процессы в легких.

4. Снижение реактивности организма.

5. Наследственность.

6. Отрицательные эмоции.

7. Влияние времени года (весна и осень).

8. Резкие изменения температуры и атмосферного давления, повышенная влажность воздуха.

 

Задачи физического воспитания:

1. Увеличение силы дыхательной мускулатуры и подвижности грудной клетки.

2. Установление более редкого дыхания с большим потреблением кислорода.

 

Показания и противопоказания к выполнению физических упражнений

при бронхиальной астме

Рекомендуется Ограничить Не рекомендуется
1. Дозированная ходьба 2. Бег в медленном темпе 3. Плавание в теплой воде 4. Прогулки на лыжах 5. Катание на коньках 6. Элементы спортивных игр 7. Гребля 8. Езда на велосипеде Упражнения: - на силу. - скорость. - выносливость. 1. Длительное пребывание зимой на улице 2. Сильное охлаждение во влажную и ветреную погоду 3. Передозировка физических нагрузок

Бронхиальная астма

Физические упражнения используются в период, когда нет приступов, с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхатель­ных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и разви­тия полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Нижеприведенный комплекс упражнений можно выполнять тем, кому врач разрешил заниматься фи-зической культурой, утром вместо зарядки или в удобное время дня. В первые дни упражнения № 9, 10, 12 исключаются, а каждое упражнение выполняется ми­нимальное число раз. Через 2-3 недели при хорошей переносимости физической нагрузки число повторе­ний достигает максимального и выполняются все упражнения. Если во время занятия или после него затрудняется дыхание, появляются или усиливаются свистящие звуки, то это свидетельствует о чрезмер­ной нагрузке.

При выполнении комплекса выдох должен быть про­должительнее вдоха. В упражнениях с произношением звуков выдох составляет 5-7 с в первые дни занятий и до 10-20 с - в дальнейшем. Противопоказаны натуживания, задержка дыхания на вдохе. Вдох не должен быть чрезмерным, максимальным, напряженным. Все упражнения надо стремиться делать спокойно, по воз­можности расслабляя мышцы после каждого их сокра­щения. Тем, кто занимался физическими упражнениями в период, когда нет приступов, и научился регулировать ды­хание, можно при появлении затрудненного дыхания дышать более поверхностно, сдерживая желание глу­боко вдохнуть и откашляться.

Предотвращению приступа бронхиальной астмы способствуют и периодические задержки дыхания на 2-12 с на выдохе. Возможна и значительно, большая задержка дыхания на выдохе, но это разрешается де­лать только после специальной тренировки в условиях лечебно-профилактических учреждений под контро­лем специалиста.

Помимо комплекса упражнений, в период между приступами могут быть рекомендованы дозирован­ная ходьба, бег в медленном темпе, плавание в теплой воде, гребля, велосипед, лыжи, спортивные игры. Если же появляется «заложенность в груди», свистящие хрипы, «тяжелое дыхание», то занятия следует прекратить и спокойно, неглубоко подышать с паузами на выдохе..

 

Комплекс упражнений при бронхиальной астме.

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться - вдох; и. п. - выдох. 4 - 6 раз.

2. Сидя на стуле, руки на пояс. Вдох, стараясь прижать руками правое бедро к груди - выдох. 3 - 6 раз. Затем левое бедро.

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки вниз. Наклон влево, левой рукой стараться коснуться пола, правую к плечу - выдох; и. п. вдох. То же с наклоном в правую сторону. 4 - 6 раз.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны - вдох; руки скрестно на ребра, вставая и наклоняясь вперед, - вы­дох. 4 - 8 раз.

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Наклон головы назад, прогнуться - вдох; и. п. - удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж». 4 - 6 раз.

6. Ходьба обычная - 1-2 мин. Ходьба с поднима­нием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдо­хе 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удли­нением выдоха – 30 - 60 с.

7. Стойка ноги врозь, руки вниз. Прогнуться, соеди­нив за спиной прямые руки, - вдох; наклон головы вперед, прямые руки соединить внизу перед собой - удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у». 3-5 раз.

8. Стойка ноги врозь, руки на пояс. Левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) - вдох; и. п. - выдох; то же в левую сторону. 3-4 раза.

9. Стойка ноги врозь, руки вниз. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх - вдох; и. п. - выдох; то же в левую сторону. 3-4 раза.

10. Стойка ноги врозь (на ширине плеч), руки вниз. Руки вверх - вдох; наклон вперед - выдох. 5-10 раз.

11. Стойка, ноги врозь, руки вниз. Руки к плечам, прогнуться - вдох; положить руки на нижние края грудной клетки (сбоку и немного спереди), выдох надавливая руками на ребра. 4-5 раз. Стр.28.

Физическая нагрузка не должна вызывать одыш­ки, боли в грудной клетке при дыхании, неприятных ощущений в области сердца и учащенных сердцебие­ний.

После комплекса гимнастики рекомендуется про­вести обтирание водой комнатной температуры с по­следующим растиранием тела сухим полотенцем. В целях закаливания желательно в вечернее время обмывать ноги водой вначале выше комнатной темпе­ратуры (24—28°С), а в дальнейшем — 20—17°С. При­чем сначала надо обмывать и вытереть насухо одну ногу, затем другую. Полезно и полоскание горла, на­чиная с температуры воды 25—30°С, постепенно ее доводят до температуры водопроводной воды (15— 10°С).

Закаливанию и тренировке содействуют и такие формы физической культуры на свежем воздухе, как пешеходные прогулки, игры, плавание, гребля и др. Однако использовать их надо строго-настрого инди­видуально и только с разрешения врача, так как при наличии одного и того же заболевания состояние чело­века бывает самое различное.

 

Комплекс гимнастики при пневмонии.

Лежа на спине

1. Ладони на животе. Медленный вдох через нос, выпячивая живот. Выдох через рот (губы «трубочкой»), еще медленнее, подтягивая живот и на­давливая на него руками.

2. Потянуться руками за головой - вдох; повер­нуться на правый бок, подкладывая ладонь правой руки под голову, а ладонью левой руки надавливая на левый бок - продолжительный выдох. И. п. То же на левом боку.

Лежа на правом (левом) боку

3. Поднять левую (правую) руку и потянуться ею за головой - вдох, подтянуть левое (правое) колено по направлению к груди - продолжительный выдох. То же лежа на левом боку.

Лежа на животе, руки согнуты, ладони под плечами. В и. п. - вдох. Опираясь на ладо-

 

ни, перейти в положение упора стоя на коленях («четвереньках»), затем коснуться пятками таза - продолжительный выдох, и. п.

Сидя на стуле

5. Руки через стороны вверх - вдох; руки на колени и наклон вперед, - выдох.

6. В и. п. - вдох; выполнить 3-5 круговых движений прямыми руками вперед - выдох. То же назад.

7. Руки к плечам. Поднимая левую ногу, потянуться правым локтем к левому колену; и. п. То же правой ногой и левой рукой. Дыха­ние произвольное.

8. Руки на пояс. Выпрямить правую руку вверх, и наклон влево, - вдох; и. п. - выдох. То же с выпрямлением левой руки и наклоном вправо.

9. Руки на коленях (колени на ширине плеч), и. п. - вдох; круговое движение тулови­щем — выдох. Поочередно в каждую сторону.

10. Встать, поднимая руки в стороны, - вдох; сесть, опуская руки на ребра и надавливая, - выдох.

11. Руки на коленях. Согнуть руки и про­гнуться - вдох; разогнуть руки со скольжением по туловищу и бедрам, расслабиться и втянуть живот - продолжительный выдох.

Стоя

12. Ходьба обычная, ходьба быстрая 1-3 мин (при отсутствии одышки бег в медленном темпе от 0,5 до 2 мин). Ходьба в медленном темпе в сочетании с полным дыхани­ем – 1 - 2 мин.

13. И.п. – о.с. Руки вверх, поднимая одновременно ногу впе­ред, - вдох; руки опустить и расслабить, наклон впе­ред - выдох. Поочередно каждую ногу.

14. И.п. – о.с. Руки к плечам, ноги на ширине плеч. Выпря­мить правую руку вперед - поворот туловища влево. Затем и. п. Поочередно каж­дой рукой. Дыхание произвольное.

15. И.п. – о.с. Руки за голову - вдох; присед, руки на коле­ни - выдох.

16. И.п. – о. с. Руки на пояс. Мах левой ногой вперед-назад. Затем

правой. Дыхание произвольное. При потере равновесия можно держаться за спинку стула.

17. Ходьба в медленном темпе – 1-3 мин. Полное дыхание, акцентируя внимание на полном выдохе.

18. И.п. – о.с. Согнуть руки и похлопать пальцами по грудной клетке - вдох; разогнуть руки и рассла­биться - выдох.

При наличии большого количества мокроты 2-3 ра­за в течение дня рекомендуется выполнять упражне­ния № 1-5.

§ 25. Комплексы упражнений при хроническом бронхите

и бронхиальной астмы

Первый комплекс

I. И.п. - стойка ноги врозь (на ширине плеч), руки вниз (вдоль туловища). 1-2. медленно через стороны руки вверх, вдох через нос; 3-4. и.п. выдох через рот. Повторить 7-8 раз в медленном темпе.

П. И.п.-о.с. 1-2. стойка на носках, руки вперед-вверх - вдох через нос; 4-8. руки вниз,- продолжительный выдох с произношением звука "Ш-ш-ш!". Повторить 7-8 раз в медленном темпе,

Ш. И.п. - стойка ноги врозь (на ширине плеч), руки на пояс,

1-2. стойка на носках, руки вверх - вдох через нос; 3-4. и.п. - продолжительный выдох через рот; 5-6. наклон вперед, расслабленные руки вниз - выдох через рот; 7-8.и.п. Повторить 5-6 раз.

IV. И.п. - о.с. 1-2. руки в стороны, стойка на носках - вдох через нос; 3-4 - присед (на носках)- продолжительный выдох через рот с произношением звука "С-с-с!". Повторить 7-8 раз в медленном темпе.

V. И.п. - о.с. - руки ладонями вовнутрь прижаты к нижней части грудной клетки. 1-2. стойка на носках, - вдох через нос; 3-4 - опускаясь на пятки, сдавливать руками грудную клетку, - выдох через рот. Повторить 7-8 раз в медленном

темпе.

VI. И.П. - лежа на спине, руки на животе. 1-2. вдох

через нос с втягиванием живота, надавливая па него руками;

3-4. выдох через рот с вытягиванием живота вперед. По­вторить 7-8 раз в медленном темпе.

УП. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Диафрагмальное дыхание с произвольным урежением его частоты. Повто­рить в течение 2-3 минут.

Второй комплекс

I. И.п., - о.с, «Спокойная» ходьба с выполнением дыхательных упражнений /2 шага - вдох, 2 шага - выдох; 2 шага - вдох, 4 шага -выдох; 3 шага - вдох, 5 шагов - выдох/. Повторить 1,5-2 минуты.

II. И.п, - стойка ноги врозь (на ширине плеч), руки на грудной клетке, пальцы вдоль ребер. 1 - 2. локти назад - вдох через нос) 3- 4. Наклон вперед, руки в стороны - продолжи-

тельный выдох с произношением звука: "Э-э-э!". Повторить 7-8 раз в медленном темпе.

III. И.п. – сидя продольно на гимнастической скамейке, руки на животе. 1-2. локти назад - вдох через нос; 3-4 - свести локти? вперед, сближая их с надавливанием пальцами на стенку живо­та, - удлиненный выдох через рот. Повторить 7-8 раз в медленном темпе.

IV. И.п. - лежа на животе, руки в стороны. 1-2.прогнуться в пояснице - вдох через нос; 3-4. и.п.- продолжительный выдох через рот. Повто­рить 7-8 раз в медленном темпе.

V. И.п. - лежа на животе, руки согнуты у подбо­родка. 1-2. руки вверх, поднять ноги - вдох через рот; 3-4. и.п. - продолжительный выдох через рот. Повторить 7-8 раз в медленном темпе.

VI. И.п. - о.с. 1-2 - наклон вперед, руки в стороны -. глубокий выдох через, рот; 3-4. возвращаясь в и.п.- глубокий вдох через нос. Повторить 7-8 раз в медленном темпе.

VII. И.п. - стойка ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. 1-2 - поворот туловища вправо руки в стороны - глубокий выдох

через рот; 3-4. и.п. - полннй вдох через нос; 5-8 - то же влево. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.

Упражнения применяются при хроническом бронхите, бронхи­альной астме во внеприступном периоде. Эти упражнения способст­вуют повышению эффективности дыхания, укреплению дыхательной мус­кулатуры, нормализуют бронхиальную проходимость легких, увели­чивают подвижность диафрагмы, а также улучшают работу органов кровообращения и дыхания.

ХРОНИЧЕСКИЙ ТОНЗИЛЛИТ

 

Факторы, способствующие развитию заболевания:

1. Повторные ангины.

2. Затрудненное носовое дыхание.

3. Воспаление придаточных пазух носа.

4. Кариозные зубы.

Задачи физического воспитания:

1. Повышение функциональных резервов организма, адаптация к неблагоприятным условиям окружающей среды (закаливание).

2. Выработка правильной рефлекторности носового дыхания.

 

 

Показания и противопоказания к выполнению физических упражнений

при хроническом тонзиллите

Рекомендуется Ограничить Не рекомендуется
1. Упражнения на освоение разных типов дыхания 2. Двигательные действия, оказывающие влияние на организм в целом, легко дозируемые и не предъявляющие чрезмерно высоких требований к организму 3. Занятия в закрытом помещении 4. Прыжки 5. Гимнастика 6. Баскетбол 7. Волейбол Пребывание на холоде 1. Задержка дыхания 2. Частые охлаждения 3. Упражнения, способные вызвать переутомление или перенапряжение

Опущение желудка

Специально подобранные физические упражнения являются наиболее эффективным методом восстанов­ления людей с опущением желудка. Через 6 или более месяцев регулярных занятий наблюдается по­вышение на несколько сантиметров нижнего края желудка, улучшение функции желудочно-кишечного тракта. Это объясняется тем, что под влиянием фи­зических упражнений укрепляются мышцы брюш­ного пресса, удерживающие органы желудочно-ки­шечного тракта, повышается тонус и усиливается пе­ристальтика желудка. Умеренная физическая нагруз­ка тонизирует и содействует устранению таких прояв­лений заболевания, как быстрая утомляемость, голов­ная боль, головокружение и др.

Комплекс упражнений лучше делать 2 раза в день: утром и после работы, когда наблюдается смещение желудка книзу, но не раньше, как через 2 ч после еды. Первые же 2 недели лучше заниматься 1 раз в день.

Оптимальным исходным положением, из которого выполняются упражнения, является горизонтальное (лежа на спине, на боку, на животе) с подложенной под таз небольшой подушкой или одеялом, свернутым несколько раз. Наклон туловища можно создать за счет того, что под нижний край кушетки (кровати) -одкладывается дощечка высотой 15—20 см. Все это -еобходимо для того, чтобы содействовать смещению желудка кверху. С этой же целью используются такие упражнения, как поднимание таза, ног и другие. В то же время противопоказаны подскоки, прыжки, бег и другие, приводящие к смещению органов брюшной полости книзу.

Преимущественно применяются упражнения для чоепления мышц брюшного пресса и тазового дна. К специальным упражнениям можно отнести также д-<афрагмальное дыхание с втягиванием живота на выдохе. При выполнении ряда упражнений рекомен­дуется втягивать живот на выдохе, так как это содей­ствует смещению желудка кверху. Для повышения тонуса и активизации перистальтики, желудка часть упражнений следует выполнять с усилием (известно, jto при повышении тонуса скелетных мышц повыша­ется и тонус гладкой мускулатуры, из которой состо­ит желудочно-кишечный тракт). Все упражнения вы­полняются в медленном или среднем темпе с большой амплитудой, соблюдая паузы отдыха между ними. В течение первых 2 недель выполняются первые пражнений, повторяя каждое 3—5 раз. По мере т*зыкания к физической нагрузке и овладения уп-:з.-кнениями постепенно вводят все упражнения и каж-*з них повторяют по 4—8 раз. В утренние же ча-5ыполняют лишь первые 10 упражнений. Если то - т иное упражнение дается с трудом, то от него сле­дует отказа







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.