Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1.Понятие риска и его характеристика





Тема 1.Понятие риска и его характеристика

Сущность риска

В условиях рыночной экономики риск — ключевой элемент предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным. Риском принято считать «действие наудачу в надежде на счастливый случай». Характерные особенности риска — неопределенность, неожиданность, неуверенность, предположение, что успех придет.

В условиях политической и экономической нестабильности степень риска значительно возрастает.

Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.

Риск — вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности

Риск — это возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе реализации планов и исполнения бюджетов предприятия. Различают две функции риска — стимулирующую и защитную.

Стимулирующая функция имеет два аспекта: конструктивный и деструктивный. Первый проявляется в том, что риск при решении экономических задач выполняет роль катализатора, особенно при решении инновационных инвестиционных решений. Второй аспект выражается в том, что принятие и реализация решений с необоснованным риском ведут к авантюризму. Авантюризм — разновидность риска, объективно содержащая значительную вероятность невозможности осуществления задуманной цели, хотя лица, принимающие такие решения, этого не осознают.

Защитная функция имеет также два аспекта: историко-генетический и социально-правовой. Содержание первого состоит в том, что люди всегда стихийно ищут формы и средства защиты от возможных нежелательных последствий. На практике это проявляется в создании страховых резервных фондов, страховании предпринимательских рисков. Сущность второго аспекта заключается в необходимости внедрения в хозяйственное, трудовое, уголовное законодательство категорий правомерности риска. Риску присущ ряд черт, среди которых можно выделить:

· противоречивость;

· альтернативность;

· неопределенность.

Противоречивость проявляется в том, что, с одной стороны, риск имеет важные экономические, политические и духовно-нравственные последствия, поскольку ускоряет общественный технический прогресс, оказывает позитивное влияние на общественное мнение и духовную атмосферу общества. С другой стороны, риск ведет к авантюризму, волюнтаризму, субъективизму, тормозит социальный прогресс, порождает те или иные социально-экономические и моральные издержки, если в условиях неполной исходной информации, ситуации риска альтернатива выбирается без учета объективных закономерностей развития явления, по отношению к которому принимается решение.

Альтернативность предполагает необходимость выбора двух или нескольких возможных вариантов решений. Отсутствие возможности выбора снимает разговор о риске. Там, где нет выбора, не возникает рискованная ситуация и, следовательно, не будет риска.

Существование риска непосредственно связанно с неопределенностью. Она неоднородна по форме проявления и по содержанию. Риск является одним из способов снятия неопределенности, которая представляет собой незнание достоверного, отсутствие однозначности. Акцентировать внимание на этом свойстве риска важно в связи с тем, что оптимизировать на практике управление и регулирование, игнорируя объективные и субъективные источники неопределенности, бесперспективно.

Классификация риска

Под классификацией риска понимают распределение риска на группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.

В зависимости от возможного результата, риски делят на две большие группы – чистые и спекулятивные.

Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата.

Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата.

В зависимости от основной причины возникновения рисков (базисный или природный риск), они делятся на следующие категории: природно-естественные, экологические, политические, транспортные, коммерческие.

К природно-естественным относятся риски, связанные с проявлением стихийных сил природы.

Экологические риски – это риски, связанные с загрязнением окружающей среды.

Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства.

Транспортные риски связаны с перевозками грузов различными видами транспорта.

Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. По структурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые и финансовые.

Имущественные риски связаны с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем.

Производственные риски связаны с убытком и остановки производства вследствие воздействия различных факторов.

Торговые риски связаны с убытком по причине задержки платежа в период транспортировки товара, не поставки товара.

Финансовые риски - риски, обусловленные вероятностью потерь вследствие осуществления финансовой деятельности в условиях неопределенности.

Финансовые риски

Финансовые риски подразделяются на два вида – риски, связанные с покупательной способностью денег, и, связанные с вложением капитала (инвестиционные).

К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков: инфляционные и дефляционные, валютные и риски ликвидности.

Инфляционный риск – это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут.

Дефляционный – это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.

Валютные риски – представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой.

Риски ликвидности связаны с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.

Риски ликвидности: - возможность потерь, вызванных невозможностью купить или продать актив в нужном количестве за достаточно короткий период времени в силу ухудшения рыночной конъюнктуры;

- возможность возникновения дефицита наличных средств или иных высоколиквидных активов для выполнения обязательств перед контрагентами.

Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков – риски упущенной выгоды, снижения доходности, прямых финансовых потерь.

Риск упущенной выгоды – это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (страхование, инвестирование, хеджирование).

Риск снижения доходности – может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.

Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные и кредитные риски.

Под процентными рисками понимается вероятность возникновения убытков в случае изменения процентных ставок по финансовым ресурсам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам.

Кредитный риск – это опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору.

Кредитный риск может быть также разновидностью рисков прямых финансовых потерь, включающих следующие разновидности: биржевой, риск банкротства и селективный риск.

Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок.

Селективные риски (выбор, отбор) – это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.

Риск банкротства – это опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.

К финансовым рискам также можно отнести операционный риск.

Операционный риск - возможность непредвиденных потерь вследствие технических ошибок при проведении операций, умышленных и неумышленных действий персонала, аварийных ситуаций, сбоев аппаратуры и т. д. К операционным рискам часто относят и убытки, обусловленные ошибками в используемой модели или методике оценки и управления рисками.

Факторы риска

 

Факторы риска можно классифицировать по следующим признакам:

а) степени влияния на предпринимательскую деятельность фирмы, зависящей от вида этой деятельности (производственная, коммерческая, инвестиционная, инновационная, банковская и т. д.) и соответствующих ей рисков;

б) степени управляемости фирмой (фирмы неуправляемые, мало управляемые, хорошо управляемые);

в) характеру воздействия на риск;

г) источнику возникновения рисковых факторов (внешняя среда, качество хозяйствования).

По управляемости и контролю факторы риска можно разделить на внешние и внутренние. Главные факторы, определяющие уровень рискованности хозяйственной деятельности в России и во многом неблагоприятно сказывающиеся на результатах предпринимательской активности основной массы бизнесменов (особенно честно занимающихся своим делом), — внешние.

Внешние факторы риска - это такие явления, события, организации и люди, которые извне влияют на Ваш бизнес и являются причинами вероятных потерь.

Таких внешних факторов риска существует множество, они взаимосвязаны и взаимозависимы, их влияние на бизнес подчинено сложным законам. К внешним факторам риска можно отнести следующие:

· Факторы конкуренции

· Факторы экономической ситуации

· Факторы техногенных ситуаций

· Факторы природных катаклизмов

· Факторы социальной ситуации

· Факторы политической ситуации

· Факторы ситуации на финансовых рынках

· Факторы правовой ситуации в сфере бизнеса

· Факторы криминального свойства и т.д.

Внутренние факторы риска - это причины предпринимательских потерь внутри Вашего бизнеса. Внутренние факторы риска опасны, прежде всего, тем, что часто они просто не заметны.

Внутренними причинами предпринимательских рисков часто являются несовершенство структуры фирмы, ошибки управления бизнесом, отсутствие у персонала мотивации на добросовестный труд, некомпетентность, отсутствие опыта, знаний и оперативной деловой активности, авантюризм, чрезмерная доверчивость в отношениях с партнерами, стремление к мнгновенной выгоде в ущерб развитию и даже саботаж, вредительство, воровство, предательство сотрудников.

Можно выделить следующие группы внутренних факторов:

· Факторы операционно-технологические

· Факторы административно-управленческие

· Факторы инженерно-научные

· Факторы организационно-структурные

· Факторы криминального свойства

· Человеческие факторы и т.д.

Объекты риска

 

Объекты риска - это все то, что подвержено влиянию внутренних и внешних факторов. Это все то, чье изменение в результате такого влияния приводит к ухудшению состояния всего бизнеса, ведет к потерям и ущербу.

Объекты риска - это то, что подлежит активной защите от влияния факторов. Это и конкретные материальные объекты, и отдельные виды деятельности предприятия, и важные ценности.

Можно выделить следующие группы объектов риска, подлежащих защите:

1. Имущество (земля, здания и сооружения, оборудование, транспорт, права и привилегии, торговые марки и бренды, ноу-хау, опыт, гудвил, репутация, интеллектуальная собственность)

2. Доходы (процесс получения, деловые отношения, прибыль, рента, платежи к получению)

3. Свобода от ответственности (опасность продукции, опасность производства, опасность правонарушений)

4. Ключевой персонал (жизнь и здоровье, деловая репутация, связи, личные доходы, личная свобода, уникальные личные качества)

Управление рисками

Управление рисками - это деятельность по устранению, уменьшению или локализации потерь от предпринимательских рисков.

Управление рисками состоит из следующих основных этапов:

1. Выявление рисков

2. Оценка и анализ риска

3. Поиск альтернативных путей снижения риска на предприятии

4. Принятие управленческого решения по снижению рисков;

Развернуто процесс управления рисками можно представить следующим образом:

· анализ и оценка состояния бизнеса;

· выявление актуальных факторов и объектов риска;

· определение конкретных предпринимательских рисков;

· выбор методов оценки рисков, определение степени их вероятности и величины потерь;

· определение методов, тактики и стратегии управления рисками;

· составление плана мероприятий по управлению рисками, определение последовательности и сроков их выполнения;

· контроль выполнения плана, отслеживание изменений состояния бизнеса, внесение изменений в планы и отдельные мероприятия;

· оценка результатов управления предпринимательскими рисками и состояния предпринимательской деятельности.

Процесс управления рисками имеет циклический характер. По достижении целей управления рисками выполнение мероприятий должно быть продолжено в интересах поддержания заданного уровня предпринимательских рисков и обнаружения новых.

Риск-менеджмент

Риск-менеджмент представляет систему оценки риска, управление риском и экономическими (точнее, финансовыми) отношениями, возникшими в процессе этого управления.

Риск-менежмент включает стратегию и тактику управленческих действий.

Стратегия риск – менеджмента – это искусство управления риском в неопределенной хозяйственной ситуации, основанное на прогнозировании риска и приемов его снижения.

Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях.

Организация риск-менеджмента предполагает определение органа управления риском. Это может быть финансовый менеджер, менеджер по риску (риск-менеджер) или отдел рисковых вложений капитала, выполняющие следующие функции:

· осуществление венчурных и портфельных инвестиций, т. е. рисковых вложений в соответствии с действующим законодательством и уставом хозяйствующего субъекта;

· разработку программы рисковой инвестиционной деятельности;

· сбор, анализ, обработку и хранение информации об окружающей обстановке;

· определение степени и стоимости рисков, выработку стратегии и приемов управления риском;

· разработку программы рисковых решений и организацию ее выполнения, включая контроль и анализ результатов;

· осуществление страховой деятельности, заключение договоров страхования и перестрахования, проведение страховых и перестраховочных операций;

· разработку условий страхования и перестрахования, определение размеров тарифных ставок по тарифным операциям;

· ведение бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности по рисковым вложениям капитала.

Организация риск-менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском.

Первым этапом организации риск-менеджмента является определение цели риска и рисковых вложений капитала. Цель риска — это результат, который необходимо получить. Им может быть выигрыш, прибыль, доход и т.д. Цель рисковых вложений капитала — получение максимальной прибыли.

Любое действие, связанное с риском, всегда целенаправленно, ибо отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным. Цели риска и рисковых вложений капитала должны быть четкими, конкретизированными и сопоставимыми с риском и капиталом.

Вторым этапом в организации риск-менеджмента является получение информации об окружающей обстановке, которая необходима для принятия решения в пользу того или иного действия. На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступления события, выявить степень риска и оценить его стоимость.

На третьем этапе определяется стоимость риска. Управление риском означает правильное понимание степени риска, который постоянно угрожает людям, имуществу, финансовым результатам хозяйственной деятельности. Для предпринимателя важно знать действительную стоимость риска, которому подвергается его деятельность.

Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины убытков или затраты по возмещению этих убытков и их последствий.

Правильная оценка финансовым менеджером действительной стоимости риска позволяет ему объективно представлять объект возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращения обеспечить их возмещение.

Четвертый этап - на основе имеющейся информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и приводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска. Это позволяет правильно выбрать стратегию и приемы управления риском, а также способы снижения степени риска.

На этом этапе организации риск-менеджмента главная роль принадлежит финансовому менеджеру, его психологическим качествам (или тому, кто занимается вопросами риска). Финансовый менеджер, занимающийся вопросами риска, должен иметь два права: право выбора и право ответственности за него.

Право выбора означает право принятия решения, необходимого для реализации намеченной цели рискового вложения капитала. Решение должно приниматься менеджером единолично.

В риск-менеджменте из-за специфики, которая обусловлена особой ответственностью за принятие риска, нецелесообразно, а в отдельных случаях и вовсе недопустимо коллективное (групповое) принятие решения, за которое никто не несет ответственности. При этом следует иметь в виду, что коллективное решение в силу психологических особенностей отдельных индивидов (их антагонизма, эгоизма, политической, экономической или идеологической платформы и т. п.) является более субъективным, чем решение, принимаемое одним специалистом.

Подходы к решению управленческих задач могут быть самыми разнообразными, поэтому риск-менеджмент обладает многовариантностью.

Основные правила риск-менеджмента.

1. Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.

2. Надо думать о последствиях риска.

3. Нельзя рисковать многим ради малого.

 

 

Оценка риска

Оценка уровня риска является одним из важнейших этапов риск – менеджмента, так как для управления риском его необходимо, прежде всего, проанализировать и оценить. В экономической литературе существует множество определения этого понятия, однако в общем случае под оценкой риска понимается систематический процесс выявления факторов и видов риска и их количественная оценка, то есть методология анализа рисков сочетает взаимодополняющие количественный и качественный подходы.

Источниками информации, предназначенной для анализа риска являются:

- бухгалтерская отчетность предприятия.

- организационная структура и штатное расписание предприятия.

- карты технологических потоков (технико-производственные риски);

- договоры и контракты (деловые и юридические риски);

- себестоимость производства продукции.

- финансово-производственные планы предприятия.

Выделяются два этапа оценки риска: качественный и количественный.

Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:

- определение факторов риска;

- определение потенциальных зон риска;

- выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;

- прогнозирование практических выгод и возможных негативных последствий проявления выявленных рисков.

Основная цель данного этапа оценки — выявить основные виды рисков, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность. Преимущество такого подхода заключается в том, что уже на начальном этапе анализа руководитель предприятия может наглядно оценить степень рискованности по количественному составу рисков и уже на этом этапе отказаться от претворения в жизнь определенного решения.

Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа, то есть оцениваются только те риски, которые присутствуют при осуществлении конкретной операции алгоритма принятия решения.

Риск может быть:

Допустимый – угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта или предпринимательской деятельности в целом.

Критический – возможна не только потеря прибыли, но и выручки, когда затраты приходиться возмещать за счет средств предпринимателя.

Катастрофический – риск, приводящий к банкротству предприятия, потере инвестиций или даже личного имущества предпринимателя.

На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения величин отдельных рисков и риска объекта в целом. Также выявляется возможный ущерб и дается стоимостная оценка от проявления риска и, наконец, завершающей стадией количественной оценки является выработка системы антирисковых мероприятий и расчет их стоимостного эквивалента.

Количественный анализ можно формализовать, для чего используется инструментарий теории вероятностей, математической статистики, теории исследования операций. Наиболее распространенными методами количественного анализа риска являются статистические, аналитические, метод экспертных оценок, метод аналогов.

Статистический метод

Статистический метод заключается в определении вероятности возникновения потерь на основе статистических данных предшествующего периода и установлении области (зоны) риска, коэффициента риска и т.д. Вероятность означает возможность получения определенного результата. Величина, или степень, риска измеряется следующими показателями: средним ожидаемым значением и колеблемостью (изменчивостью) возможного результата.

Среднее ожидаемое значение связано с неопределенностью ситуации. Оно выражается в виде средневзвешенной величины всех возможных результатов, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты, или веса, соответствующего значениях.

Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решение в пользу какого-либо варианта вложения капитала. Для окончательного решения необходимо измерить колеблемость (размах или изменчивость) показателей, т. е. определить колеблемость возможного результата. Она представляет собой степень отклонения ожидаемого значения от средней величины. Для ее определения обычно вычисляют дисперсию или среднеквадратическое отклонение. Степень риска можно определить, рассчитав коэффициент вариации.

Метод «Монте-Карло»

Метод «Монте-Карло» — метод статистических испытаний. Его достоинством является возможность анализировать и оценивать различные «сценарии» реализации проекта и учитывать разные факторы рисков в рамках одного подхода. Разные типы проектов имеют разную уязвимость со стороны рисков, что выясняется при моделировании. Недостатком данного метода является то, что в нем для оценок и выводов используются вероятностные характеристики, что не очень удобно для непосредственного практического применения и не удовлетворяет менеджеров проекта. Однако, несмотря на указанные недостатки, этот метод дает возможность выявить риск, сопряженный с теми проектами, в отношении которых принятое решение не претерпит изменений.

Метод «дерева решений»

Метод «дерева решений». Еще один важный метод исследования риска — моделирование задачи выбора с помощью «дерева решений».

Этот метод входит в систему методов ситуационного анализа и используется в случаях, когда прогнозируемая ситуация может быть структурирована таким образом, что выделяются ключевые моменты, в которых либо нужно принимать решение с определенной вероятностью (роль аналитика или менеджера активна), либо также с определенной вероятностью наступает некоторое событие (роль аналитика или менеджера пассивна, однако значимы некоторые не зависящие от его действий обстоятельства). Именно для формализованного описания подобных ситуаций и используется так называемый метод построения дерева решений.

Данный метод предполагает графическое построение вариантов решений, которые могут быть приняты. По ветвям «дерева» соотносят субъективные и объективные оценки возможных событий. Следуя вдоль построенных ветвей и используя специальные методики расчета вероятностей, оценивают каждый путь и затем выбирают менее рискованный.

Деревья решений обычно используются для анализа рисков событий, имеющих обозримое или разумное число вариантов развития. Они особо полезны в ситуациях, когда решения, принимаемые в момент времени t = n, сильно зависят от решений, принятых ранее, и в свою очередь определяют сценарии дальнейшего развития событий.

Однако этот метод очень трудоемкий. Кроме того, в «дереве» учитываются только те действия, которые намерен совершить предприниматель, и только те исходы, которые с его точки зрения могут иметь место. При этом совсем не учитывается влияние внешней среды на деятельность предпринимательской фирмы, а предприниматель не всегда может предвидеть действия партнеров, конкурентов.

Метод экспертных оценок.

 

При этом методе предполагаются сбор и изучение оценок, сделанных различными специалистами (данного предприятия или внешними экспертами), касающихся вероятности возникновения различных уровней потерь. Основным ограничением в его использовании является сложность в подборе необходимой группы экспертов.

Оценки базируются на учете всех факторов финансового риска, а также на статистических данных. Реализация способа экспертных оценок значительно осложняется, если количество показателей оценки невелико.

Экспертная оценка — это выявленное по специальной методике мнение экспертов по определенному вопросу.

Данный метод состоит их четырех этапов.

1 этап. Определение первичных (простых) рисков. По характеру воздействия риски делятся на простые и составные. Простые риски определяются полным перечнем непересекающихся событий, т. е. каждое из них рассматривается как не зависящее от других. Составные риски являются композицией простых, каждый из которых в композиции рассматривается как простой риск. Перечень рисков готовят разработчики проектов. Выявить риски можно методом «мозгового штурма». Риски ранжируются по их весомости.

2 этап. Определение удельного веса каждого простого риска во всей их совокупности.

3 этап. Каждому эксперту, работающему отдельно, представляется перечень первичных рисков по всем стадиям проекта и предлагается оценить по 100-бальной шкале вероятность наступления рисков.

0 – риск рассматривается как несущественный

25 – риск, скорее всего, не реализуется

50 – о наступлении событий ничего определенного сказать нельзя

75 – риск, скорее всего, проявится

100 – риск наверняка реализуется.

Оценки экспертов подвергаются анализу на непротиворечивость, который выполняется по определенным правилам.

Правило 1.

 

Максимально допустимая разница между оценками двух экспертов по любому фактору не должна превышать 50. Сравнения проводятся по модулю (знак плюс или минус не учитывается), что позволяет устранить недопустимые различия в оценках экспертами вероятности наступления отдельного риска. Если количество экспертов больше трех, то оценкам подвергаются попарно сравнимые мнения.

Правило 2.

 

Для оценки согласованности мнений экспертов по всему набору рисков выявляется пара экспертов, мнения которых наиболее сильно расходятся. Для расчетов расхождения оценки суммируются по модулю и результат делится на число простых рисков. Частное от деления не должно превышать 25. В случае обнаружения между мнениями экспертов противоречий (не выполняется хотя бы одно из приведенных правил) они обсуждаются на совещаниях с экспертами. При отсутствии противоречий все оценки экспертов сводятся в среднюю (среднеарифметическую), которая используется в дальнейших расчетах.

 

4 этап. Получение интегральной оценки риска всего проекта.

Метод Дельфи

Метод «Дельфи», "дельфийский метод", "метод дельфийского оракула" происходит от названия местечка Дельфи, где жили оракулы-прорицатели при храме бога Аполлона (Древняя Греция). Слово главного оракула принималось за истину в последней инстанции.

Метод Дельфи - это технология, которая применяется для прогнозирования и экспертизы. Метод был разработан в 1953 году Гордоном и Хелмером.

Цель метода -получение согласованной информации высокой степени достоверности в процессе анонимного обмена мнениями между участниками группы экспертов для принятия решения.

Метод Дельфи - инструмент, позволяющий учесть независимое мнение всех участников группы экспертов по обсуждаемому вопросу путем последовательного объединения идей, выводов и предложений и прийти к согласию. Метод основан на многократных анонимных групповых интервью.

Метод Дельфи является разновидностью экспертного метода. Он характеризуется анонимностью и управляемой обратной связью. Анонимность членов комиссии обеспечивается путем их физического разделения, что не дает им возможности обсуждать ответы на поставленные вопросы. Цель такого разделения — избежать «ловушек» группового принятия решения, доминирования мнения лидера. После обработки результата через управляемую обратную связь обобщенный результат сообщается каждому члену комиссии (без указания авторов ответов).

Основная цель такого действия — позволить ознакомиться с оценками других членов комиссии, не подвергаясь давлению из-за знания того, кто конкретно дал ту или иную оценку. Эксперт может пересмотреть или уточнить свое мнение, если он сочтет необходимым. После этого оценка может быть повторена, (процедура может повторяться несколько раз).

Главное преимущество метода состоит в возможности получить развернутые, прозрачные и объективные результаты. Метод Дельфи не дает эффекта влияния авторитетных и активных участников на остальных, а также снимает проблему собрать всех экспертов в одно время в одном месте.

 

Метод сценариев

 

Данный метод позволяет совместить исследование чувствительности результирующего показателя с анализом вероятностных оценок его отклонений. С помощью этого метода можно получить достаточно наглядную картину для различных вариантов событий. Он представляет собой развитие методики анализа чувствительности, так как включает одновременное изменение нескольких факторов.

Метод сценариев состоит из следующих шагов:

1)определяют несколько вариантов изменений исходных показателей (наихудший, наилучший, наиболее вероятный);

2)каждому варианту изменений предписывают его вероятностную оценку;

3)для каждого варианта рассчитывают вероятное значение выбранного критерия, а также оценки его отклонений от среднего значения;

4)проводится анализ вероятностных распределений полученных результатов.

При прочих равных условиях проект с наименьшим стандартным отклонением считается менее рисковым.

Другие методы……………..

 

Например, карта риска, дерево риска, реестр рисков

 

Приемы риск-менеджмента

 

Организация риск-менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском.

Риск-менеджмент располагает определенными возможностями управления риском. Они состоят из методов и приемов снижения степени риска, таких, как:

· избежание риска (упразднение риска) - уклонение от мероприятия, связанного с риском;

· удержание (сохранение) риска - оставление риска за инвестором, т. е. на его ответственность. Можно отнести – поглощение риска, самострахование, привлечение внешних источников, распределение риска между участниками проекта.

· передача риска - когда инвестор передает ответственность за риск кому-то другому. Сюда относятся: страхование, получение финансовых гарантий, контракты и т.д.

· снижение степени риска – это уменьшение вероятности и объема потерь. Для снижения степени риска применяются различные приемы: диверсификация, лимитирование, приобретение дополнительной информации, страхование, самострахование.

Все мероприятия по управлению рисками могут быть разделены на дособытийные и послесобытийные.

Дособытийные – планируются и осуществляются заблаговременно.

Послесобытийные – применяются после того, как непредвиденное событие уже произошло.

Лимитирование

 

Лимитирование реализуется путем установления на предприятии соответствующих внутренних финансовых нормативов в процессе разработки политики осуществления различных аспектов финансовой деятельности.

Лимитирование устанавливает:

· предельный размер заемных средств, используемых в хозяйственной деятельности;

· минимальный размер активов в высоколиквидной форме (формирование так называемой «ликвидной подушки»);

· максимальный размер товарного (коммерческого) кредита, предоставляемого одному покупателю;

· максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность;

· максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке;

· максимальный размер вложения средств в ценные бумаги одного эмитента.

Передача риска

 

Выделяют три причины, по которым передача (трансферт) риска выгодна как для стороны, передающей (трансфера), так и для принимающей стороны (трансфери):

· потери, которые велики для стороны, передающей предпринимательский риск, могут быть незначительны для стороны, риск на себя принимающей;

· трансфери может знать лучшие способы и иметь лучшие возможности для сокращения возможных потерь, чем трансфер;

· трансфери может находиться в лучшей позиции для сокращения потерь или







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.