|
Примерная схема наблюдения за поведением ребенкаСтр 1 из 8Следующая ⇒ Вместо введения Пособие рекомендуется всем, кто интересуется диагностикой и игровыми регулятивно-коммуникативными подходами в коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Направленная игротерапия - это вид игровой терапии, когда взрослый является источником игровой активности для ребенка. При этом взрослый превращается в состояние ребенка для коррекции и контроля особенного или нарушенного поведения ребенка, сотрудничая с ребенком. Игровая задача рассматривается как средство превращения взрослого в ребенка, изменения поведения взрослого в зависимости от непредсказуемых изменений поведения ребенка. Пособие может быть полезно для детских психологов и педагогов, дефектологов, социальных работников, детских психиатров, студентов психолого-педагогического профиля и родителей, заинтересованных в повышении компетенции в области направленной игротерапии, психологии и педагогики игр с правилами. Наиболее подготовленные родители могут использовать пособие для работы с особенным или нарушенным поведением собственного ребенка в условиях семейного воспитания. Для специалистов и старших воспитателей дошкольных и школьных образовательных учреждений, центров психолого-медико-социальной помощи в пособии раскрывается структура, логика работы психолога-игротерапевта в учреждении. В пособии раскрываются методы и приемы игровой коррекции расстройств поведения и эмоций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Руководство составлено так, чтобы практический психолог мог использовать отдельные части пособия как самостоятельные при организации игровых занятий, методической и другой работы. Пособие можно использовать при подготовке к проведению индивидуальной и групповой игротерапии, на этапе диагностической работы психолога, при проведении семинаров-практикумов. Глава 1. Краткая характеристика и диагностика расстройств поведения и эмоций у детей ОБЩАЯ Расстройства поведения характеризуются: ХАРАКТЕРИСТИКА • стойким, повторяющимся диссоциальным ПОВЕДЕНИЯ ные права других людей; нарушаются важ- нейшие соответствующие возрасту социальные нормы и правила поведения и взаимоотношений с другими). • стойким, повторяющимся агрессивным или вызывающим поведени • Нарушенное поведение включает различные симптомы, реакции (см. • Тяжесть прогноза оценивается по количеству и выраженности симпто
Расстройства поведения и эмоций проявляются у детей как ситуационно-личностные реакции (симптомы) в поведении, деятельности и взаимоотношениях с окружающими (Ковалев В. В., 1988). Если эти реакции наблюдаются у ребенка часто, то существует опас-i и >сть их закрепления как устойчивых черт характера. Помните, что если I шуационно-личностные реакции при расстройствах поведения и эмо-uiiii проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, то это требует особого мппмания со стороны взрослого. КЛАССИФИКАЦИЯ Классификация разнообразных ситуационно- 11ОВЕДЕНИЯ ПО дения и эмоций на виды может быть различ- • По Международной классификации болез-i и и 10-го пересмотра (1999) выделяются следующие виды расстройств: ■ гиперкинетические расстройства (невнимательность; гиперактивность; импульсивность); ■ расстройства поведения (диссоциальное; агрессивное; оппозиционно-вызывающее); ■ смешанные расстройства поведения и эмоций (депрессии и тревоги); ■ эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста (тревоги в связи с разлукой; фо-бическое тревожное расстройство; соперничество братьев и сестер в семье); ■ расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста (элективный мутизм; тикозные расстройства) и другие. РАБОЧАЯ Краткая, рабочая классификация предполага- КЛАССИФИКАЦИЯ ет, что одни и те же ситуационно-личностные ные виды расстройств поведения и эмоций и формировать определенный тип личности. • Оппозиционно-вызывающее поведение чаще проявляется в ситуа • Гиперактивное поведение включает в себя гиперактивность (двига • При тормозимом типе нарушенного поведения ситуационно-лично • Расстройство типа «зависимая личность». Преобладает нерешитель • При параутистическом и аутистическом типе нарушенного поведе • Эмоционально неустойчивое расстройство личности проявляется Застревающее, ригидное расстройство личности. Включает в себя Для комплексной оценки нарушенного поведения детей необходимы еще два дополнительных диагностических критерия: • Нарушения активности: сниженная или чрезмерно повышенная ум • Когнитивная (умственная) зрелость ребенка. Диагностируется по
Может быть количественной и качественной. • Количественная - это определение, уточ • Качественная - это определение синдром- у ребенка. Например, агрессивное поведение зачастую сочетается с другими расстройствами поведения и эмоций (гиперактивностью, эмоциональной неустойчивостью, страхами, эгоистичностью и др.).
Диагностика проводится с помощью наблюдений за поведением ребенка, опросников и игровых задач. • Это специально разработанные опросники взрослых (близких, родителей), а также педагогов, работающих с ребенком. Например, опросник: «Примерная схема наблюдения за поведением ребенка» (см. с. 7 - 8). Опросник может помочь в установлении контакта с родителями и другим взрослым окружением ребенка. * Это специально организованные и спонтанные игровые ситуации. На начальном этапе разворачивания игры и в ходе игровой терапии взрослый уточняет выраженность и синдром-структуру расстройств у ребенка. Так, стратегии на моделирование, провокацию ситуации могут быть использованы с целью диагностики расстройства. Вар. 3. В КАКОЙ РУКЕ МОНЕТКА? Я НЕ ВЗРОСЛЫЙ, Я БЫЧОК ПАША ЩПГ. 111,1 Условное название и короткая запись игры. Брусок из рук тяни, попробуй, вытяни!; Я буду считать до 10, а ты брусок двумя руками вытяни! Поведение ребенка: Ребенок на момент выполнения задания не проявляет нарушений в поведении, но в повседневной жизни часто бывает нерешительным, обидчивым, конфликтным и т. п. Содержание игры. Взрослый, обращаясь к ребенку, говорит: «Вот брусок тяни, тяни, попробуй, вытяни!» При этом приговаривает: «Ой, тяжело держать, сейчас выпущу (брусок из рук)!» (вар. 1). Правила (ограничения) в игре, и Нельзя сходить с места, когда вытягиваешь брусок; и Нельзя смеяться вслух, а только улыбаться, когда тянешь брусок; ■ Нельзя открывать глаза, если не вытянул брусок. Цели игры. «Стимуляция переживания чувства успеха у нерешительных или обидчивых детей словами: «молодец», «как ловко у тебя получается», «ух, какая ты сильная!» и пр.; и Осознание детьми (через слово) особенностей и причин неуспешного поведения в игре. Например: «У меня испортилось настроение потому, что вы слишком сильно удерживали брусок!»; ■ Диагностика, выявление особенностей поведения ребенка в ситуации соревнования: не проявляет настойчивости, когда вытягивает предмет; не получает от взрослого похвал сколько ребенку хотелось бы; смеется над неуспешными действиями партнера или обижается на грубое поведение сверстника; считает, что правила-ограничения в игре слишком трудные и т. п. Варианты игры. ■ Брусок можно держать обеими руками (вар. 2); ■ Вместо бруска можно вытягивать палец (вар. 3); ■ Взрослый считает: ■ Брусок можно заменить на иной предмет: небольшой пластмассовый Классификация игры. Игры с мелкими предметами; игры с действиями вытягивания предмета; игры с действиями удержания предмета в руках; игры с действиями соревнования-соперничества. 26. Я ОБЕЗЬЯНКА, ХОЧУ ДОСТАТЬ АПЕЛЬСИН ПАЛКОЙ! Чаще используйте стратегии на стимуляцию у детей чувства успеха, положительных эмоций через мотивацию соревнования-соперничества Условное название и короткая запись игры. Я обезьянка, хочу достать апельсин палкой!; Достань арбуз палкой!; Со стула на стул передвигаюсь - предмет достать пытаюсь! Поведение ребенка. Ребенок проявляет двигательную расторможен-ность, импульсивность, часто встает, болезненно переживает неуспешность собственных действий на организованных занятиях, обижается. Содержание игры. Взрослый помогает ребенку встать на стул, отодвигает мяч на определенное расстояние от стула так, чтобы от ребенка потребовалось известное усилие, чтобы достать мяч. Предлагает для этого палку (или шарф и т. п.). Приговаривает при этом: «Коля-обезьянка, хочет достать апельсин палкой!» (вар. 1). Правила-ограничения. ■ Ребенку нельзя сходить со стула, когда он пытается дотянуться до мячика-апельсина; ■ Нельзя сходить со стула, если не забрал мяч в руки. Цели игры. ■ Приучение расторможенных детей ограничивать, регулировать движения рук и туловища в соответствии с определенным правилом-ограничением; и Стимуляция настойчивости при достижении цели - достать мяч; и Положительное подкрепление одобрением взрослого удачных действий у нерешительных и обидчивых детей в игре. Варианты игры. ■ Взрослому можно удерживать туловище ребенка, обхватив ребенка за талию, с условием-правилом: достанешь мяч палкой, замок-руки откроются, и ты можешь бегать дальше; ■ Можно предложить ребенку попытаться забрать предмет, не открывая глаз; ■ Можно предложить использовать доску, но, не сходя со стула, чтобы достать мяч-арбуз палкой (вар. 2); и Чтобы игра была эмоционально динамичнее можно сразу нескольким детям пытаться дотянуться до предмета; ■ Если гиперактивность мешает ребенку выполнить задание, то взрослый предлагает использовать еще один стул, чтобы подобраться к предмету, переходя со стула на стул; ■ Взрослый неторопливо считает: «1, 2, 3...10», - пытаясь определить, кто быстрее всех справляется с игровой задачей, не нарушая условленных правил игры; ■ Вместо палки можно предложить ребенку использовать скакалку, ремешок, веревку, чтобы набросить на предмет и дотащить его до себя. Классификация игры. Игры с действиями дотягивания до предмета; игры с действиями удержания равновесия; игры с действиями удержания ребенка за туловище. В КРУГ ПРОЙДИ, НАС ОБМАНИ! !щ§ используйте стратегии на стимуляцию м.>жительных эмоций, телесного контакта i м<» шпации соревнования между детьми Условное название и короткая запись игры. Мы водим хоровод, а ты иди, куклу спаси!; В круг пройди, нас всех обмани! Поведение ребенка. Дети не умеют ладить между собой, разобщены, эмоционально отгорожены друг от друга, проявляют конфликтность; ребенок проявляет обидчивость или нерешительность; болезненно переживает неуспешность собственных действий. Содержание игры. Взрослый, взявшись за руки с другими детьми, образуют круг. Ребенку-водящему надо пройти в круг (вар. 1) или, наоборот, выйти из круга (вар. 4). Правила-ограничения, и Если не услышал условный сигнал, то круг руками сужать нельзя; ■ Нельзя размыкать руки, если передвигаешься по кругу вместе с другими детьми; ■ Нельзя визжать, сильно толкаться, если ловишь ребенка, пытающегося войти в круг. Цели игры. ■ Стимуляция положительных эмоций, переживания эмоционально-действенного единства в процессе налаживания совместных действий у детей; ■ Преодоление нерешительности, обидчивости, конфликтности, заторможенности у детей в роли водящих. Варианты игры. ■ Ребенок должен проникнуть в круг, чтобы забрать, спасти игрушку-кеглю (вар. 2); и Чтобы игра была эмоциональнее, сам взрослый (в роли водящего) пытается спасти игрушку (вар. 3); ш Игрушка находится вне круга, а ребенку надо выйти из круга, чтобы спасти игрушку (вар. 4); ■ Спасать куклу, находящуюся вне круга, идет тот, кто лучше всех «водит хоровод»; ■ Руки-ворота закрываются по условному сигналу. Например, если на счет 10 не успел спасти игрушку, то пропускаешь ход в игре в качестве водящего; ■ Дети могут не передвигаться по кругу, а стоять в круге, ожидая когда ребенок попытается проникнуть в круг, чтобы забрать игрушку; ■ Дети в кругу соединяют руки полотенцами, газетами свернутыми в трубку и т. п.; ■ Если детей мало, то круг можно образовать из стульев, которые нельзя задевать, когда спасешь игрушку; ■ Если детей всего двое, то хоровод можно организовать из взрослого, куклы Кати (Мишки) и ребенка. Для этого взрослый и ребенок берут игрушку за руки и водят вместе с ней хоровод. Классификация игры. Игры с обманными действиями; игры с действиями по условному сигналу; игры с действиями избегания касания; игры с действиями передвижения по кругу; игры с совместными действиями; игры с предметом-куклой.
28. ИГРУШКУ ВОЗЬМУ И СКАЖУ: «РАЗ, ДВА, ТРИ! МЕЖДУ ЛАДОНЯМИ, ЛОВИ!» Я 5
32. КУБИК НЕСУ И НЕ УРОНЮ!
Вар. 3. Вар. 5. Вар. 6. Вар. 7. Условное название и короткая запись игры. Кубик на голове несу и не уроню!; Кубик на голову себе положу и так его несу и не уроню! Поведение ребенка. Ребенок бегает по комнате, двигательно рас-горможен, проявляет дурашливость (смеется без причины, не реагирует на замечания взрослого), нерешителен, бездеятелен и т. п. Содержание игры. Взрослый кладет на голову кубик и передвигается по комнате, приговаривая: «Ой, кубик несу и не уроню!», «Какой я молодец!» и т. п. Если игра вызывает интерес у ребенка, то предлагает ее ребенку (вар. 1). Правила-ограничения, в Если несешь кубик на голове, надо идти медленно, не торопясь; ■ Нельзя (можно) придерживать кубик рукой, ели несешь его на голове (вар. 1). Цели игры, т Коррекция гиперактивности через стимуляцию чувства равновесия, координации движений, ограничение темпа движений рук и туловища, передвижения ребенка; ■ Переключение ребенка с гиперактивного поведение на другое; ■ Стимуляция переживания чувства успеха при совершении произвольных усилий ребенком. Варианты игры. ■ Кубик на голову положу, присяду-встану, а кубик не уроню! (вар. 1 - 6, 8,10 - 12); ■ Для стимуляции потребности в сотрудничестве конфликтным, обидчивым, эмоционально отгороженным и другим детям можно нести башню из кубиков, двум и более детям вместе (вар. 2, 3); в Для стимуляции умения и потребности сотрудничать можно предложить детям нести кубик, удерживая втроем, на указательных пальцах (вар. 11); ■ При удержании одного или более кубиков лбами можно стимулировать ориентацию детей на эмоциональное состояние друг друга (вар. 3); ■ Нетерпеливым, импульсивным, нерешительным детям можно предложить пройти с пирамидой, стенкой, построенной из кубиков (вар. 4); я Предложите ребенку удерживать кубики на внешней стороне пальцев, сжатых в кулаки (вар. 5), на внешней стороне ладони руки сжатой в кулак (вар. 6) и на голове или плечах (вар. 5); в Можно предложить ребенку нести кубики с вытянутыми в сторону руками на внешних сторонах ладоней с пальцами не сжатыми в кулак; в Взрослый располагает кубик у себя на спине и при этом приговаривает: «Я медведь, несу кусочек сахара к себе, в берлогу!» Предлагает детям попробовать сделать так же (вар. 7); в Можно нести ряд из кубиков, удерживая его между ладонями. При этом взрослый пригова- ривает: «Кто может ряд из 3-5 кубиков пронести и не уронить? Кто больше пронесет, тот и молодец!» (вар. 8, 10); в Нерешительным, заторможенным детям или склонным к истощению и пресыщению можно предложить разбить ребром ладони ряд из кубиков, который удерживает между ладонями взрослый (вар. 8), в один конец ряда (из кубиков) можно прижать к стенке, чтобы наращивать или разбивать было необычнее (вар. 8, 10); в Взрослый важно и спокойно приговаривает: «Иди, и как силач Бамбула, кубики между локтей неси!» (вар. 9); в Взрослый предлагает детям удерживать ряд из кубиков, упирающийся в живот ребенка. При этом приговаривает: «Кто больше котлеток из кубиков может съесть?» Считает: «Одну котлету съел, две съел, три... вот это да!» (вар. 10); в Дети с гиперактивностью могут передвигаться по условным сигналам-ограничениям взрослого или самого ребенка. Например, по счету. Взрослый говорит: «Раз», а ребенок делает один шаг», говорит: «Два», -ребенку можно сделать следующий шаг и т. д.; н Или взрослый приговаривает детям правило-ограничение: «Идем медленно, тихо. Донесли кубик до условленного места и сбросили (вар. 1,2,4- 12), сбросили наклоном головы!» (вар. Д); в Для дурашливых и гиперактивных детей взрослый вводит ограничение: «Не разговариваем, когда несем кубик, улыбку убрали с лица!»; в Играя с нерешительными детьми, взрослый может громко «рявкнуть» ребенку на ушко, но так, чтобы дети испытали и преодолели испуг, как усилие на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного и при этом не уронили кубики (вар. 2, 4); в Вместо кубиков можно использовать разные предметы: это позволяет сделать игру более привлекательной и продлить психотерапевтический контакт с ребенком, в Перечень предметов для удержания на голове и в руках: дощечка, незаточенные карандаши, фломастеры (Вар. 5); мягкая игрушка, варежки (вар. 1, 5); монетки, пуговицы для удержания на пальце; маленькие машинка и мячик (вар. 1, 5 - 7, 11 - 12) и т. п. Классификация игры. Игры с кубиками; игры с мелкими предметами; игры с действиями удержания равновесия; игры с совместными действиями; игры с действиями по сигналу. 33. ПО КУБИКАМ ИДИ И НЕ УПАДИ! ЗДОРОВАЕМСЯ Чаще используйте стратегии на стимуляцию телесного контакта и положительных эмоций между детьми, детьми и взрослым Условное название игры. Здороваемся пальцами, локтями, носами, подбородками; Поздоровайся, как я. Поведение детей. Дети проявляют нерешительность или, наоборот, конфликтность, недоброжелательность друг к другу; скованность; не проявляют положительных эмоций (мало улыбаются или смеются; напряжены); мало взаимодействуют друг с другом. Содержание игры. Взрослый подходит к ребенку и предлагает: «Давай поздороваемся, вот так», - только указательными или большими пальцами (вар. 1), «А так можешь, кулачками?» - предлагает поздороваться кулаками и т. д. Возможные правила-ограничения. ■ Если не поздоровался локтями, то глаза открывать нельзя; ■ После того как поздоровался, надо сосчитать до 5-10 и тогда оторвать свой нос от носа товарища. Цели игры. ■ Отреагирование, провокация и преодоление «здесь и сейчас» нерешительности, скованности через стимуляцию телесного контакта с другим; ■ Стимуляция положительных эмоций через необычность телесного контакта у нерешительных детей или у детей с депрессивным и тревожным фоном настроения; ■ Стимуляция гуманных чувств у конфликтных детей или враждебно настроенных к другим. Короткая запись игры. К ребенку подойду и здороваться пальцами, локтями, коленками предложу! Если ребенок согласится, то игра может получиться! Варианты игры: ■ Взрослый упрощает, усложняет, варьирует необычность, новизну и неожиданность вариантов телесного контакта между детьми или взрослым и ребенком. Например, предлагает детям поздороваться подбородками, лбами, ушами, попками (вар. 2); ■ Можно предложить детям здороваться всем вместе: вдвоем, разбившись по парам, втроем, вчетвером, чтобы игра была веселее, эмоционально насыщеннее (вар. 3); ■ Можно предложить здороваться с закрытыми глазами; ■ Если ребенок отказывается от телесного контакта, то, чтобы не прерывать игровое взаимодействие с ребенком, можно предложить ребенку здороваться с игрушкой, с носками обуви; сказав: «Ну, если ты здороваться не хочешь, может карандаши или куклы поздороваются вместо нас?» Можно вложить в руки ребенка эти предметы и сделать это. Классификация игры. Игры с действиями телесного контакта; игры с действиями стимуляции положительных эмоций; игры с игрушкой. 36. ЭТОТ ПАЛЬЧИК МОЛОДЕЦ... Чаще используйте стратегии на стимуляцию телесного контакта с ребенком и положительного подкрепления, похвалы Условное название игры. Этот пальчик молодец; Пальцы загибаю, хорошее или плохое вспоминаю!; Пальчик загну - хорошее скажу. Поведение ребенка. Ребенок нуждается в общении, эмоциональной поддержке со стороны взрослого; в поведении проявляет чрезмерную зависимость от мнений окружающих его сверстников, гиперактивность. Содержание игры. Взрослый предлагает ребенку поиграть в новую игру. Берет в свою руку пальцы ребенка и загибает, приговаривая: «Этот хорошо играл, молодец! Этот пальчик игрушки кидал, эх! Этот бегал и шумел! Этот - исправить все хотел» (вар. 1). Правила-ограничения. ■ Надо сказать что-то хорошее про себя, чтобы взрослый загнул палец на руке!; ■ Водящему нельзя загибать палец на руке ребенка, если не сказал что-либо о другом человеке. Цели игры. ■ Коррекция поведения через косвенное оценивание поступков нерешительного и одновременно обидчивого ребенка; ■ Преодоление обидчивости, эмоциональной неустойчивости ребенка, болезненной реакции на негативную оценку поведения; ■ Обогащение словаря положительных подкреплений у ребенка позитивными высказываниями о себе или другом в процессе восприятия речи взрослого, с телесными действиями взрослого в привлекательной для ребенка интонационно-ритмической форме. Короткая запись игры. Этот пальчик хорошо играл, молодец! Этот пальчик игрушки кидал, эх! Этот бегал и шумел! Этот, исправить все хотел. Варианты игры. ■ Если ребенок избегает телесного контакта со взрослым, то взрослый: 1) приговаривает что-нибудь о ребенке или о себе, загибая собственные пальцы в поле внимания ребенка, внимательно отслеживая эмоциональные реакции ребенка на свои действия (вар. 2) или 2) предлагает ребенку: «Свои пальцы на руке загибай и про себя хорошее вспоминай, а я у себя на руке и про себя хорошее говорю!» (вар. 3); ■ Взрослый загибает пальчик ребенка и одновременно спрашивает: «А этот пальчик что делал?» - так, чтобы стимулировать у ребенка осознание особенностей поведения; ■ Взрослый предлагает детям одновременно загибать пальцы, но так, что ребенок загибает пальцы на руке другого и при этом припоминает вслух «хорошие дела» другого. Классификация игры. Игры с действиями телесного контакта; игры с действиями положительного подкрепления.
37. ДАВАЙ Я ТЕБЕ ПОГАДАЮ! Игры с действиями - бросания-ловли 33, 55 - воображаемыми 35, 67, 99 - ролевыми 67 - вытягивания предмета 73 - дарения - вознаграждения 57 - дотягивания до предмета 75 - загадывания - отгадывания 31,61 - задавания вопроса 55 - зрительного распознавания 49 - избегания касания 77,
- веревки 81 - носа 63 - предмета 59
- ловли предмета 79, 85 - мимическими 29 - мотивации соревнования-соперни - называния желаний 33 - обманными действиями 47, 77 - обнаружения сходства 27 - ответа на вопрос 55 - отвлечения внимания 47, 49 - передачи предмета 57 - передвижения по кругу 77 - по сигналу 53, 77, 79, 89 - повествования 35, 39 - подкрепления
- косвенного отрицательного 71 - отрицательного 37 - положительного, похвалы 43, 97 - положительного и отрицательно
- подлезания 81 - поиска предмета 65
—потряхивания руками 103 —прислушивания 51 —пробежки 59 —рассказывания 67 —сдерживания двигательной актив —совместными 25, 77, HI, К1) — с удержанием руки и руке 9 1 — соревнования — соперничеегва 73 — сотрудничества 91 — стимуляции — положительных ЭМОЦИЙ 95 — телесного контакт;! W, <15, 63, 91,
—толчка 37 —удержания —- глаз закрытыми 65, 79, 101
— кулака закрытым 93 — предмета в руках 73 — равновесия 75, 89, 101 — ребенка за туловище 75 — ребенка за части тела 105 — рук на коленях 65 — руки в руке 101, 105
—хватания 63 —ходьбы 65 Игры с предметами -игрушкой 57, 59, 61, 63 - кольцами 33 - куклой 35, 77 - линейкой 25 - мелкими 47, 83 - предметными карточками 49 - с веревкой 81 - с картинками 25, 27, 29 - с кубиками 85, 89 -с мячом 55 - со стаканом 83 Игры со словами 41, 43, 51, 61,67, 69, 71 - с действиями - повествования 35 - задавания вопросов 39 - монолога 35 - называния предметов и действий 49 - рассказывания 99 - и повествования 25 - уговаривания 41 - шепотной речи 51 Цели и стратегии игры — Косвенное отрицательное - поведения ребенка — оппозиционно-вызывающего 71 — агрессора 69 — поступков нерешительного ребен — Ограничение — двигательной активности — туловища 63 — у гиперактивных детей 65 — движений рук и туловища 75 — Ориентация —на поведение и состояние 29 —на состояние другого 13, 25 — эгоцентричных, эгоистичных 108- - эмоционально отгороженных де - Осознание - состояния 12, 13, 27 - агрессором поведения жертвы 37 - желаний 31 - через беседу с ребенком 33 - ребенком особенностей и причин - детьми особенностей, причин кон - Отреагирование 25 - агрессии у детей 37 - дурашливости в диагностических - раздражения, недовольства взрос - состояния через слово 35 - Переключение -агрессивности 103 - гиперакгивного поведения 51 - с обидчивости на иное состояние — Подкрепление — отрицательное — косвенное 71, 69 ----- негативизма у ребенка 35 — положительное 12, 14, 57, 59 — реальных случаев овладения ги — случаев сдерживания двигатель — стремления ребенка успокоиться — - удачных действий у нерешитель- ных детей 75 - Преодоление - нерешительности у ребенка через - страха или беспокойства у нереши Приучение говорить спокойно - гиперактивных детей 5 1 Провокация и преодоление - нерешительности у детей 95 Расширение - репертуара речевого поведения 37 - словаря позитивных подкреплений Стимуляция - воображения 67 - выдержки, настойчивости 79 - гуманных чувств
- к самому себе 39, 45 - у ребенка к сверстникам 35 - у эгоистичных и агрессивных де
- координации действий глаз-рука - критичности у ребенка к нарушен - мотивации соревновательности для - настойчивости у детей 75 - ориентации на поведение партнера - переживания чувства успеха
- у нерешительных детей 81, - у нерешительных и обидчивых - положительных эмоций 41,53,65, - у нерешительных, депрессивных - у нерешительных детей 69, 77, 91, 99 - через необычность телесного кон - потребности в социальном призна - совместных действий между деть - сосредоточения внимания 47 - телесного контакта 93
- и переключения агрессивного ре - при удержании руки в руке 105 - с собственным телом 45
- чувства уверенности и успеха 47 - чувства удивления у детей 47 - чувства юмора 41, 67 --- у нерешительных и обидчивых детей 69 - элементов адекватной самооценки Торможение - частичное, движений рук и тулови Содержание Вместо введения........................................................................ 3 Глава 1. Краткая характеристика и диагностика Вместо введения Пособие рекомендуется всем, кто интересуется диагностикой и игровыми регулятивно-коммуникативными подходами в коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Направленная игротерапия - это вид игровой терапии, когда взрослый является источником игровой активности для ребенка. При этом взрослый превращается в состояние ребенка для коррекции и контроля особенного или нарушенного поведения ребенка, сотрудничая с ребенком. Игровая задача рассматривается как средство превращения взрослого в ребенка, изменения поведения взрослого в зависимости от непредсказуемых изменений поведения ребенка. Пособие может быть полезно для детских психологов и педагогов, дефектологов, социальных работников, детских психиатров, студентов психолого-педагогического профиля и родителей, заинтересованных в повышении компетенции в области направленной игротерапии, психологии и педагогики игр с правилами. Наиболее подготовленные родители могут использовать пособие для работы с особенным или нарушенным поведением собственного ребенка в условиях семейного воспитания. Для специалистов и старших воспитателей дошкольных и школьных образовательных учреждений, центров психолого-медико-социальной помощи в пособии раскрывается структура, логика работы психолога-игротерапевта в учреждении. В пособии раскрываются методы и приемы игровой коррекции расстройств поведения и эмоций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Руководство составлено так, чтобы практический психолог мог использовать отдельные части пособия как самостоятельные при организации игровых занятий, методической и другой работы. Пособие можно использовать при подготовке к проведению индивидуальной и групповой игротерапии, на этапе диагностической работы психолога, при проведении семинаров-практикумов. Глава 1. Краткая характеристика и диагностика расстройств поведения и эмоций у детей ОБЩАЯ Расстройства поведения характеризуются: ХАРАКТЕРИСТИКА • стойким, повторяющимся диссоциальным ПОВЕДЕНИЯ ные права других людей; нарушаются важ- нейшие соответствующие возрасту социальны Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|