Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Среди важнейших законодательных актов, которые имели соответсвующие положения относительно регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации, следует назвать следующие.





Прежде всего, это — Закон РФ «О средствах массовой информации», который был принят 27 декабря 1991 г. и Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г.

В значительной мере проблемы регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации решались также с помощью законодательных актов «универсального» действия. К ним, в первую очередь, следует отнести Гражданский кодекс РФ (который был принят Госдумой Российской Федерации в 1994 г.), Налоговый кодекс РФ (первая часть была утверждена в 1998 г., вторая часть - в 2000 г.), Уголовный кодекс РФ (1996 г.) и Градостроительный кодекс РФ (1998 г.). До сих пор также успешно используется в практике государственного регулирования рекламы Кодекс РСФСР об административных нарушениях, который был принят еще в советские времена в 1985 г., с многочисленными поправками, которые были сделаны позднее.

Если продолжить перечень законов, в которых содержались конкретные положения прямого действия относительно регулирования рекламной деятельности, то необходимо добавить такие законы РФ, как «О сертификации продукции и услуг», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (все — от 1993 г.).

Вместе с этими основными федеральными законами, которые составляют каркас системы регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации, следует вспомнить указ Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» от 10 июня 1994 г., «О защите интересов инвесторов» от 11 июня 1994 г. и «О гарантии граждан на охрану здоровья при распостранении рекламы» от 17 февраля 1995 г. [РПГ]. Эти указы Президента РФ, с одной стороны, были необходимым ответом на бесконтрольные действия создателей «финансовых пирамид» и их широкомасштабной рекламе, с другой стороны, они в некоторой степени снижали социальное напряжение начального этапа внедрения рыночных реформ и частично ликвидировали «белые пятна» недостаточно развитого законодательства, которое должно было регулировать рекламную деятельность. При анализе состояния законодательного регулирования рекламы в

Российской Федерации нельзя обойти такой важный момент, как принятие 18 июля 1995 г. федерального закона «О рекламе». Закон определил общие принципы рекламной деятельности в стране, заметно способствовал регулированию правовых отношений, которые возникают в процессе создания, распостранения и получения рекламы. Так, закон «О рекламе» закрепил важнейшие положения государственного регулирования рекламы, которые предусматривают ответственность за недобросовестную, недостоверную рекламу, определяют права и обязательства участников рекламного процесса, определяют сам механизм государственного регулирования в сфере рекламы.

Принципиальным нововведением этого документа следует считать то, что он дал официальное определение целого ряда рекламных терминов (в том числе: рекламодатель, распостранитель рекламы, рекламное средство, спонсор и др.). Закон РФ «О рекламе» определил также понятие основных участников рекламного процесса. Таким образом,

разработчики Закона привели в соответствие с потребностями практики профессиональной терминологии. Кроме общих положений указанный закон содержал раздел по общим требованиям к рекламе. В законе также были обозначены особенности рекламирования некоторых видов продукции, в том числе: лекарственных препаратов, табачных и алкогольных изделий, оружия, финансовых услуг и других специфических видов товаров. Отдельное место в указаном документе заняли вопросы об авторском праве и смежных правах в рекламе. Были также выделены положения относительно различных типов рекламы: рекламы на радио, на телевидении, в периодических изданиях, наружная реклама и др.

Следует признать, что закон РФ «О рекламе» является законодательным актом с доточно высоким качеством разработки положений, которые содержатся в нем. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что этот закон был признан Европарламентом одним из лучших в Европе подобных законов и рекомендован как образец для европейских стран.

После принятия базового закона «О рекламе» процесс формирования законодательной базы государственного регулирования рекламы в Росии не закончился. Прежде всего, именно принятие закона требовало соответствующиих изменений в действующее законодательство.

Важным условием эффективного действия принятого закона стала разработка механизма его реализации. За период, который прошел с момента принятия закона, были разработаны и утверждены нормативные факты, появление которых предусматривалось законом РФ «О рекламе». Именно поэтому в марте 1998 г. Президент РФ подписал закон

№30-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе"». Этим актом были внесены отправные нормы закона «О рекламе» в статьи законов «О средствах массовой информации», «О сертификации продукции и услуг» и «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Активно разрабатывались и подзаконные акты, которые должны были создать основу практического применения норм, которые были прописаны в законе «О рекламе». Например, до 13 ноября 1995 г. Государственным комитетом по антимонопольной политике РФ был разработан и 28 ноября того же года утвержден Министерством юстиции

РФ «Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» [РПГ, с. 22-48]. В новом Уголовном кодексе РФ, который был введен в действие с 1 января 1997 г., в статье 182 есть положение, которое предусматривает достаточно серьезную ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до двух лет) за изначально ложную рекламу.

Однако закон РФ «О рекламе» не является единственым законодательным актом, который регулирует соответствующую сферу деятельности. Отдельные нормы, которые имеют отношение к проблемам контроля рекламы, содержатся в таких законах РФ, как: «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,

алкогольной продукции и продукции, которая содержит спирт» (ноябрь 1995 г.), «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (декабрь 1995 г.),

«О рынке ценных бумаг» (апрель 1996 г.), «О бюджетной классификации Российской Федерации» (август 1996 г.), «О государственой поддержке кинематографии Российской Федерации» (август 1996 г.), «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (сентябрь 1997 г.), «О наркотических средствах и психотропных веществах» (январь 1998 г.), «О лекарственных средствах» (июнь 1998 г.), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (июль 1998 г.), «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (апрель 1999 г.), «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (март 1999 г.), «О выборах депутатов Государственной Думы и Федеральном Собрании Российской Федерации» (июнь 1999 г.), «О почтовой связи» (июль 1999 г.), «О выборах Президента Российской Федерации» (декабрь 1999 г.), «Об ограничении курения табака» (июль 2001 г.) и др. (см. [СБИ, с. 45-56; ВЮ, с. 3-12]).

Продолжается работа относительно улучшения содержанияи самого закона «О рекламе». В период с 1996 по 1997 г. в соответсвии с решением Совета Государственной Думы Российской Федерации проводилась работа над определенными изменениями и дополнениями к закону. Важным условием эффективного действия этого закона стала разработка механизма его улучшения. Именно для решения этих проблем была создана одельная рабочая группа Госдумы РФ. Организационное обеспечение ее деятельности было возоложено на Торгово-промышленную палату Росии и Общественный совет по рекламе (т. е. На общественную организацию российских рекламистов). Всего на протяжении 1997-2002 гг. было рассмотрено болеее 60 поправок к тексту закона «О рекламе», но только единицы из них были утверждены нижней палатой Российского парламента и Президентом РФ. Весной 2001 г. на рассмотрение Государственной Думы РФ был представлен проект федерального закона «О внесении изменений к статье 11 федерального закона РФ "О рекламе"». Основные вопросы, которые вызвали необходимость принятия этого закона, касаются вопросов рекламирования на телевидении. Этот правовой акт стал первой поправкой к закону РФ «О рекламе», которая была принята Госдумой РФ и утверждена Советом Федерации РФ.

В марте 2001 г. Государственной Думой РФ были приняты две поправки к Закону «О рекламе», которые серьезно ограничивают объемы рекламы на телевидении и рекламу табачных изделий. В соответствии с этим документом планируется также запрет прерывания рекламой художественных фильмов и радиоспектаклей без согласия правовладельцев. Был наложен запрет на рекламу в детских, религиозных и образовательных передачах, а также передачах продолжительностью менее 15 минут. Решение содержит целый ряд дополнительных ограничений на трансляцию рекламы.

В конце 2002 г. нижняя палата Российского парламента приняла в третьем чтении проект Закона «О внесение изменений к статье 16 Федерального закона "О рекламе"», что значительно ограничивает рекламу пива. В то же время представители МАП РФ, Минэкономразвития РФ, Госкомспорта РФ выразили свою обеспокоенность по поводу последствий, которые ожидают рынок рекламных услуг, развитие спонсорской деятельности (в т. ч. поддержки спортивных мероприятий) после окончательного принятия закона в неизмененном виде.

Анализ состояния результатов законотворческой деятельности позволяет сделать вывод о том, что российские законотворцы взяли курс на сохранение единства законодательства о рекламе и повышения ролив нем закона «О рекламе».

Так, в статье 5 закона РФ «Об ограничении курения табака» содержится отсылочная норма о том, что реклама табака осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о рекламе, т. е. прежде всего, соответствующих положений закона «О рекламе». Еще более яркой иллюстрацией этой тенденции является снятие с рассмотрения проекта федерального закона «О рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств». Согласительная комиссия Совета Федерации и Государственной Думы с участием представителей Российского правительства рекомендовала Комитету Государственной Думы по охране здоровья и спорта внести нормы отклоненного проекта закона в виде поправок и дополнений к федеральному закону «О рекламе».

Очень кратко рассмотрим систему регулирования рекламной деятельностисо стороныорганов исполнительной государственной власти.

Федеральный закон РФ «О рекламе» стал важным тагом в деле формирования системы контроля рекламной деятельности. Среди главных субъектов контроля рекламы со стороны государства в нем были

названы: «... — федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразления» (ст. 26). На момент принятия закона таким органом был Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, который позднее трансформировался в Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства РФ (МАП РФ).

Основным документом, на котором базируется регулирующая роль МАП РФ (конечно, кроме закона «О рекламе»), является разработанный им же «Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе». В соответствии с этим нормативным актом антимонопольному комитету РФ и его территориальным органам дано право инициировать дела по фактам нарушений законодательства о рекламе, выдавать распоряжения о прекращении нарушений законодательства, выносить решения об осуществлении котррекламы, налагать штрафы на нарушителей и т. д.

Регулятивная деятельность МАП РФ в области рекламы является достаточно активной. Так, по итогам 2001 г. антимонопольными органами рассмотрено около 11 тысяч нарушений законодательства РФ о рекламе. Основная часть этих нарушений выявлена по инициативе антимонопольных органов. Ими было выдано 1125 предписаний относительно прекращения нарушений законодательства о рекламе. Усилиями антимонопольных органов в оперативном порядке, без обращения в судебные инстанции было устранено более половины соответствующих нарушений. В тех случаях, когда нарушители отказывались выполнять распоряжения антимонопольных органов, было возбуждено около 4 тысяч судебных дел. В течение года ими было наложено 627 штрафов и получено в доход бюджета около 2, 2 млн рублей. В судах было опротестовано 9,6% штрафов, отменены судами — 2,2 % [РР2, с. 60-61; СРП, с. 8-9].

Как мы можем видеть, судебная власть играет достаточно заметную роль в деле регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации. Следует отметить, что судебная ветвь государственной власти РФ принимала активное участие в общем процессе государственного управления рекламой всеми типами судебных органов, включая

Конституционный Суд РФ.

Так, 4 марта 1997 г. Конституционным Судом РФ была принято постановление № 4-П «По делу относительно проверки конституционности статьи № 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. "О рекламе»"» [СБИ, с. 57-62]. Поводом для рассмотрения дела стали запросы

Законодательных собраний Омской области и Московской городской

думы о проверке конституционности статьи 3 названного закона. Основанием для рассмотрения дела была неопределенность, которая содержалась в вопросе о том, отвечает ли норма закона положениям указанной статьи Конституции РФ. Рассмотрев вопрос, Конституционный суд РФ признал указанную статью федерального закона «О рекламе», соответствующей Конституции РФ.

Не избежал рассмотрения дел в области рекламной деятельности и Верховный Суд РФ. Например, в судебном заседании от 10 октября 2000 г. этим органом было рассмотрено дело по касационной жалобе ТОВ «Юго-Восток Сервис» на решение Московского городского суда от 6 июня 2000 г. о признании этого решения противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению постановления правительства Москвы № 867 от 14 сентября 1999 г. «Об утверждении размера платы за право размещения средств наружной рекламы и рекламы на транспорте в г. Москве». Верховный суд РФ оставил указанную жалобу истца неудовлетворенной.

Президиум Высшего арбитражного суда РФ выступил 25 декабря 1998г. с информацонным письмом, которое содержало официальный «Обзор практики рассмотрения споров, которые связаны с применением законодательства о рекламе» [РПГ, с. 49-71]. Кроме того, Высший арбитражный суд РФ инициировал разработку и доведение до подчиненных судебных органов писем, которые содержали прямые рекомендации относительно процесса рассмотрения дел, связанных с регулированием рекламной деятельности. В том числе, Высшим арбитражним судом РФ были разработаны документы: письмо № С5-7/03-145 «Об ответственности за нарушение запрета на рекламу» от 13 марта 1995 г. и письмо №С5-7/03-540 «О Федеральном законе "О рекламе"» от 8 сентября 1995г.. Совершенно естественно, что Высший арбитражный суд занимался рекламными делами и непосредственно в судебных заседаниях. Примером тому может служить постановление президиума Высшего арбитражного суда РФ № 1489/97 «О признании недействительным решения ГКАП РФ относительно Предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе» от 27 мая 1997 г. Еще одним таким документом является постановление президиума Высшего арбитражного суда РФ № 3891/97 «О признании недействительными решений и предписаний территориального управления ГКАП, которые приняты по отношению к фирмам в связи с выявленными фактами нарушения статьи 6 Закона Российской Федерации «О рекламе» от 28 апреля 1998 г. Кстати, оба указанных дела были решены в пользу истцов, которые требовали отмены санкций со стороны территориальных органов антимонопольного комитета.

Основные выводы

1. Среди основных субъектов внешнего контроля рекламной деятельности организаций выделяются потребители, общественные организации, государство.

2. Консъюмеризм представляет собой организованное движение граждан за расширение прав и влияния покупателей в отношении продавцов. За последнее время в российских условиях данное общественное течение становится все более активным.

3. Основным направлением деятельности общественных организаций рекламистов является обеспечение саморегулирования. Главный координационный центр общественных рекламных организаций в России — Рекламный Совет России (РСР). Среди российских общественных организаций рекламистов крупнейшими являются Российская ассоциация рекламных агентств (РЛРЛ), Ассоциация рекламодателей, Российское отделение Международной рекламной ассоциации (1АА), Рекламная Федерация Регионов (РФР) и др.

4. Законодательная база государственного регулирования рекламы в России в последние годы существенно расширилась. В то же время существует целый ряд проблем, которые предстоит решить в будущем.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем, по вашему мнению, основные причины изменения законодательных подходов в большинстве развитых стран с позиции caveat emptor (лат.: «Пусть покупатель будет бдителен») к позиции caveat venditor («Пусть продавец будет бдителен»)?

2. Как вы считаете, нужны ли в России общественные организации рекламистов? Почему?

3. Внимательно ознакомьтесь с текстом Закона РФ «О рекламе» и ответьте на' вопросы: а) в какой степени он защищает интересы потребителей? Приведите конкретные примеры из жизни; б) оправдано ли, по вашему мнению, ограничение на демонстрацию рекламы спиртных и табачных изделий? в) что бы вы предложили в качестве дополнения к Закону? Аргументируйте свои предложения.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.