|
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯСтр 1 из 2Следующая ⇒
Дисциплина для направления 050700.62 – Педагогика
Рабочая программа с методическими указаниями
СОГЛАСОВАНО Разработала Начальник учебного доцент кафедры педагогики Отдела ИНПО ___________ Звяглова М.В. ________ Жегурова В.В. «____»_________2011 г. «___»__________2011 г.
Принята на заседании Кафедры педагогики Зав. кафедрой педагогики ____________ Горычева С.Н.
1 Цели и задачи дисциплины Данная дисциплина входит в блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД.Р.05) учебного плана направления 050700.62 – Педагогика, изучается на третьем курсе. Она тесно связана с такой дисциплинами как «Теоретическая педагогика», «Социальная психология», «Этнопедагогика и этнопсихология». Целью изучения курса является формирование профессиональной компетентности студентов путем развития понимания психолого-педагогического феномена семьи и семейного воспитания, умений решать практические педагогические задачи, связанные с воспитанием детей в семье и разрешением семейных конфликтов. Задачи курса: - сформировать целостное представление о психолого-педагогических основах семьи и особенностях семейной социализации; - сформировать представления об оптимальном стиле семейных взаимоотношений между субъектами семьи; - развить проектировочные, рефлексивные, коммуникативные педагогические умения осуществлять взаимодействие с современной семьей. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студент, изучивший дисциплину, должен Знать · основные современные психолого-педагогические подходы по исследованию семьи; · проблемы в области современных брачно-семейных отношений; · основные закономерности, механизмы становления внутрисемейного пространства; · основные причины дисфункционального развития личности, детерминанты развития ребенка в семье; · особенности развития семьи, ее жизненный цикл; · стратегии и стили семейного воспитания и типичные ошибки семейного воспитания; Владеть навыками · анализа информации о системе внутрисемейных отношений; · разнообразными методиками исследования супружеских отношений; · консультирования семьи и отдельных её членов. Уметь · проектировать и осуществлять исследование развития семьи, влияния семьи на отдельных её членов; · находить причину неблагоприятного варианта развития семьи и ее членов, методологически грамотно выделять проблему, анализировать ее и находить варианты преодоления неблагоприятных вариантов развития личности человека, обусловленных особенностями семейного взаимодействия; · составлять научно-методические рекомендации по вопросам профилактики семейного неблагополучия, семейного воспитания.
Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности: учебно-воспитательную, научно-методическую и консультативную.
Выписка из ГОС 2005 направление «Педагогика» ОПД.Ф.13 Психология семьи и семейного воспитания Системный подход в описании семьи. Социальные и педагогические функции семьи. Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка. Родительство как социокультурный феномен. Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительские установки, стратегии и стили воспитания. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей. Взаимоотношения между детьми в семье. Многодетные семьи. Распад семьи, развод, особенности воспитания детей в неполных семьях. Методы повышения педагогической культуры родителей. Правовые основы семейного воспитания. Психологическое консультирование родителей. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические. Понятие техники семейного консультирования. Объект, предмет и результаты психологического консультирования. Основные методы работы: наблюдение и беседа. Особенности взаимодействия педагога и психолога с родителями в процессе психологического консультирования.
2 Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание занятий
Содержание теоретических занятий 3.1 Семейная педагогика в системе наук Системный подход в описании семьи.Социальные и педагогические функции семьи.Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка. Структура семьи, функции и типология семей. Семья как институт первичной социализации и воспитания ребенка. Проблемы современной семьи. Психологическое здоровье современной семьи. Экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней. Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в общественном сознании. Понятия «семья» и «брак». Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте. Нетрадиционные (особые) семьи. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. 3.2 Психология супружеских отношений Типы супружеских отношений в браке. Адаптация супругов в семье. Динамика супружеских отношений, профили брака. Стадии развития семьи, стереотипы взаимодействия, семейные подсистемы и границы между ними. Семейные мифы. Семейные ссоры и специфика супружеских конфликтов. Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений. Феномен родительства Родительство как социокультурный феномен. «Педагогическое образование родителей» и «воспитание родителей». Модели «воспитания родителей». Основные компоненты родительства: семейные ценности, родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительская ответственность, стиль семейного воспитания. Факторы, определяющие формирование родительства. Методы повышения педагогической культуры родителей. Родительская любовь как единство любви матери и отца Любовь матери как первая и наиболее значимая для ребенка сторона родительской любви. Специфика любви отца. Институты материнства и отцовства: исторические особенности возникновения и развития. Факторы, депривирующие развитие и проявление материнской и отцовской любви. Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений Исторический аспект взаимоотношений старшего и младшего поколений в обществе. Связь старшего и младшего поколений в обществе и семье как механизм психологического наследования. Личные отношения прародителей (бабушек и дедушек) и их детей и внуков. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|