Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Составитель канд. филол. наук, доцент О.Б. Власова





Материалы к курсу

«ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА»

Для студентов 3 курса
филологического факультета

Тверь 2013


Составитель канд. филол. наук, доцент О.Б. Власова

Данная разработка представляет собой учебно-методическое пособие для практических занятий (аудиторных и внеаудиторных) по курсу “Основы орфографии и пунктуациисовременного русского литературного языка”, изучаемого на филологическом факультете параллельно с теоретическим курсом морфологии русского языка, и предназначена для углубленного изучения трех орфографических тем: "Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи", "Правописание НЕ и НИ с разными частями речи", "Слитно-дефисно-раздельное написание наречий".

Разработка состоит их двух частей. В первой части содержатся 3 лабораторные работы, представленные в трех вариантах каждая, и 3 контрольные работы. Лабораторные и контрольные работы направлены на установление связи между теоретическим материалом, изучаемым в курсах словообразования и морфологии русского литературного языка, и нормами русской орфографии, на закрепление навыков осознанного грамотного письма.

Лабораторные и контрольные работы выполняются письменно в специальных тетрадях. Каждая лабораторная и контрольная работа является зачетной. Студент допускается к итоговому зачету только после выполнения всех лабораторных и контрольных работ.

Вторая часть пособия содержит необходимую теоретическую информацию, представленную в виде оригинальных таблиц.

 

При подготовке пособия была использована следующая литература:

1. Краткая русская грамматика // Под ред. Н.Ю.Шведовой и

В. В.Лопатина. М., 1989.

2. Орфографический словарь русского языка. М., 1991.

3. Русский язык. Пособие для факультативного курса // Под ред. А. В. Барандеева. М., 1994.

4. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 1990.

5. Кайдалова А.И. Современная русская орфография. М., 1975.

 


ПРАВОПИСАНИЕ Н и НН в СУФФИКСАХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.. 4

Лабораторная работа № 1. 4

Контрольная работа № 1. 8

Дополнительные материалы к теме 1. 9

СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ и НИ
С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ.. 10

Лабораторная работа № 2. 10

Контрольная работа № 2. 14

Дополнительные материалы к теме 2. 15

СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ
И СЛОВ СОСТОЯНИЯ.. 17

Лабораторная работа № 3. 17

Контрольная работа № 3. 21

Дополнительные материалы к теме 3. 22

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.. 24

Раздел 1. Образование причастий. 24

Раздел 2. Н и НН в суффиксах разных частей речи. 26

Раздел 3. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. 28

Раздел 4. Правописание наречий. 32


ПРАВОПИСАНИЕ Н и НН
В СУФФИКСАХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Лабораторная работа № 1

ЗАДАНИЕ 1. Определите частеречную отнесенность выделенных в тексте словоформ, распределив их по трем приведенным ниже таблицам. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте свое решение, заполнив соответствующие графы таблиц.

Отсубстантивные прилагательные

Слово в тексте Определяемое слово Производящее существительное Искл.? (+,–)
Шмелин[ый] укус шмель
Маслян[ый] крем масло

2. Отглагольные прилагательные
и адъективированные причастия

Слово в тексте Определяемое слово Инфинитив (отметить усекаемую часть) ВИД глагола Искл.? (+,–)
Рван[ое] платье рвать НСВ

 

Причастия

Слово в тексте Зависимое слово Определяемое слово Инфинитив (отметить усекаемую часть)
Чиненн[ые] мастером часы чинить

 

ВАРИАНТ 1. "Вот, - сказал адъютант, пожимая плечами,- телеграмма явно провокацио_ная " [1]. Нева, как вздувшаяся вена, до утре_них [2] румяных роз. Свой овчи_ный [3] кожушок он туго перепоясал солдатским ремнем. Нашел Глушков в ветхом хозяйстве бывшего садовода жестянку с выцветшей масл_ной [4] краской. Все сильней биенье крови в теле, ране_ном тоской [5]. Август стоял жаркий и безветре_ный [6]. Но разве вам было дело, что где-то рыдают и стонут, что беше_ный [7] шторм грохочет, бросая на скалы фрегат? Он взглянул на кислый осадок скверного вина в оловя_ном [8] бокале. Она молча указала на низенькое оконце, занавеш_н_ое [9] шторой с помпонами. Вместо бельевой веревки был использован изолирован_ый [10] электропровод. Только там найдешь портреты невида_ных [11] людей. В назнач_н_ый [12] час я уже был у генерала. Он рассматривал яблони, обнаже_ные [13] дыханием осени. Он обошел сарайчик, переступил через концы брош_н_ых [14] на снегу жердей и вышел из-за угла. Синий жар дымился из-за дощатой перегородки, закле_н_ой [15] розовыми обоями. Все его добро было уже уложено, остались только голые прострел_н_ые [16] стены. Светом бесшумно дышит среброкова_ная [17] листва. Все на земле так неподвижно, что кажется выреза_ным [18] на ней рукой искуснейшего художника.

ВАРИАНТ 2. На снегу была видна наезж_н_ая [1] лыжня. В пригородном поселке был смотр художестве_ной [2] самодеятельности. Сидя на высоком табурете с кож_н_ой [3] подушкой, погружался он в поучительную летопись. Я сидел у края овся_ного поля [4]. Машина неслась по асфальтирова_ному [5] шоссе. Экскурсовод рассказывал, что на баррикадах было много убитых и ране_ных [6] детей. Там раскатились на повороте груже_ные [7] снедью дровни. Что-то дрожит в дела_ном [8] Гришином басе. Я сделал себе маленький фонарь и привязал его на вершину смороди_ного [9] куста. Казалось, что меня завалили ворохом веток, смоч_н_ых [10] душистым дождем. Наполовину застекле_ные [11] двери всех трех комнат выходили в квадратную прихожую. Я даже на всякий случай взял с собой книжки, чита_ные [12] мной уже не один раз. Тополя в станцио_ном [13] сквере шевелили листьями. Какие бывают эти общие залы - всякий проезжающий очень хорошо знает - тот же закопче_ный [14]потолок, та же копче_ная [15] люстра со множеством висящих стеклышек, те же картины во всю стену, писан_ые [16] масл_н_ыми [17] красками, - словом, все то же, что и везде. Там видна пологая гора, увенч_н_ая [18] старыми развалинами.

ВАРИАНТ 3. Пятнадцатилетний Гюго выступил со стихами, удосто_н_ыми [1] почетного отзыва французской Академии. Полотня_ный [2] парус шумел над ловцами. Яблок было всего три, но они занимали весь поднос - лучистые, лакирова_ные [3], как ярмарочные матрешки. Аллеи сумрачны, в бассейне плещут рыбки, и ждет серебр_н_ый [4] тяжелый экипаж. Кова_ный [5] на все четыре ноги конь не спотыкается. К седлу был приторочен овчи_ный [6] тулуп. Впереди стало видно ярко освеще_ное [7] окно затер_н_ого [8] домика. В воздухе пронеслись огне_ные [9] круги пуль, густая длинная очередь прошлась по полю. На конюшне всегда была масса интересного, начиная от кормежки и водопоя и кончая торжестве_ным [10] ритуалом выводки. Старые глухари принялись собирать опавшую хвою, уже хвач_н_ую [11] морозом. Зеленели за огородом свежесмета_ные [12] стога. На минуту мне показалось, что я вижу медле_ный [13] восход солнца. Кирджали, ране_ный [14] накануне, лежал уже в карантине. За ночь грудою взялась пополам со льдом и снегом перемеш_н_ая [15] грязь. Но когда пора настала, долгожда_ный [16] вышел срок, то впервые воин старый ничего сказать не мог. На поверхности воды разлилось широкое масл_н_ое [17]пятно. Так шли они нехож_н_ой [18] тропою от леса к лесу, от ручья к ручью.

ЗАДАНИЕ 2. Впишите в таблицу выделенные в тексте существительные и наречия. Обоснуйте написание Н и НН в суффиксах, заполняя таблицу в соответствии с предлагаемым образцом.

Слово Производящее слово Обоснование
в тексте прилагательное сущ. глагол  
Ветреник[] ветрен[ый] ветер   -ен- (искл.)
Сдержанно сдержанн[ый]   сдержать СВ

 

ВАРИАНТ 1. На краю поляны из-под высоких листве_ниц [1] поднимался серый дымок костра. Он оказался ставле_ником [2] нашего шефа. Никто не мог сказать, как поступит в том или ином случае этот человек, и на коне сидевший с самоуверенной распуще_ностью [3]. Злоумышле_ник [4] проник в квартиру через окно. В городской гости_нице [5] не оказалось свободных мест. На десерт подали мороже_ное [6]. Пассажиры были больше с окраин - ремесле_ники [7], огородники, молочницы. Она отвечала довольно рассе_н_о [8]. Мы встречались будто неча_н_о [9] в саду. Он держался величестве_но [10]. В лесу безлюдно и пусты_но [11]. Я очень ветр_н_о [12], быть может, поступила. Горе застало токаря врасплох, нежда_но - негада_но [13,14]. Он сдавле_но [15] крикнул и бросился к дому.

ВАРИАНТ 2. Я хочу, чтобы он сам выбрал меня в свои повере_ные [1]. Разорившись кругом, отправился он в Петербург искать себе места и умер в номере гости_ницы [2]. Он в Сибири теперь, золотопромышле_ником [3] сделался. Он тут же, в конопля_нике [4], наскоро изложил свой план нападения на склад. И вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольша_ника [5]. Он был кожеве_ником [6], как его отец и дед. Шло время, и надежды сменялись неувере_ностью [7]. Он непроше_но [8] вмешался в разговор, но высказался как-то неопределе_но [9]. Внутренность леса постепе_но [10] темнеет, алый свет вечерней зари медле_но [11] скользит по корням и стволам деревьев. Он письме_но [12] известил друзей о своем отъезде. Он неслыха_но [13] придирался к нам. Величестве_но [14] развалясь на печи, он засыпал богатырским сном. Девочка горько, обиж_н_о [15] плакала.

ВАРИАНТ 3. В глухих песча_никах [1] Сибири ты угашал молитвами псалтири отвагу неумелого борца. Нет, никогда ничей я не был совреме_ник [2], мне не с руки почет такой. Мы тебя проводим всем великим скопом, ой ты, наша масл_н_ица [3], в сале караси! Самая речь полковника, скупая на слова, никогда не отличалась определе_ностью [4]. Трофимов видел у кухни развалившуюся поле_ницу [5] дров. Ели они варен_ики [6] со сметаной, пампушки с мёдом. Но в том родном для нас краю познал я истин_ость [7] твою. Надеюсь, вы станете моим единомышле_ником [8]. Завтра будет детский утре_ник [9]. И я напряже_но [10] и зорко гляжу туда, на глубокое дно. Его качелями она утешена, с его метелями крутится беше_но [11]. Как ни проста была эта мысль, но вот так ощутимо чувстве_но [12] она пришла ему в голову впервые. Для нас все это было тем более неожида_но [13]. И руки обессиле_но [14] повисли. Он это сделал неча_н_о [15].

 

 

ЗАДАНИЕ 3. Определите по схеме частеречную отнесенность выделенных в тексте словоформ (краткое прилагательное, краткое причастие).

Слово в тексте Беспредложное дополнение в Т.п. со значением субъекта действия Можно заменить Часть речи
Девочка рассеянна прилагательным невнимательная Прилага-тельное
Тучи рассеяны { ветром } глаголом рассеялись причастие

Контрольная работа № 1

ЗАДАНИЕ. Воспроизведите в тетради пять таблиц из лабораторной работы №1 и распределите по ним все выделенные в тексте 1) полные причастия; 2) адъективированные причастия и отглагольные прилагательные; 3) отсубстантивные прилагательные; 4) наречия; 5) краткие причастия и прилагательные. Вставьте пропущенные буквы.

 

Осень в этом году в Подмосковье была совсем (не) жда_ной. Еще в разгаре были многие полевые работы, как в одну из темных безлу_ных ночей (не) прош_н_ым гостем явился весьма крепкий морозец. На бегу остановились небольшие, стеклян_о-прозрачные речонки, совершен_о (не) замутнен_ые неприютными холодными ветрами. Кое- где в молоденьком лед_н_ом зеркальце в удивле_ном недоумении проглядывали неждан_о-негадан_о закрапле_ные в воду еще свежезеленые листочки.

И природа начала быстро перестраиваться, подчиняясь (не) жела_ной, никем (не) зва_ной ран_ей осени. Быстро погружался в предстоящую зимнюю спячку сад, торопясь сбросить с себя (свеже) замороже_ную листву. На лугах, где так и осталась (не) кош_н_ой трава, под ногами особе_но сочно хрустело. Из-под белого снежного покрывала на сеян_ых полях кое-где выглядывали зеленовато-глянцевые пятнышки недавно посе_н_ых озимых. Хож_н_ые \ перехож_н_ые тропинки, уходящие в даль леса, спрятались, сравнявшись со (свеже) скоше_ными полями, и скрылись под снежным покровом. Но особе_ная прелесть для местных ребятишек таилась в (мало) хож_н_ых и почти (не) езж_н_ых дорогах и дорожках. Они за одну ночь покрылись твердым настом, по которому осчастливл_н_ые ранними заморозками дети уже неслись под горку на (не)кова_ных санях. Обдавая друг друга фонтаном (мелко) дробл_н_ого льда, смеш_н_ого с затвердевшими комочками земли, они снова и снова взбирались на естествен_ую лед_н_ую горку. Плохо приходилось тем, кто оказывался выш_бл_н_ым из санок: вместо мягкого пушистого снега, они падали на ими же разъезж_н_ый лома_ный лед. Лица многих детей были исцарапа_ны, но почти ни одно из них не было заплака_но. Уж очень заманчивым было (не) ожида_ное катанье на санках после сравнительно недавнего купанья в небольшом прудишке или в местных речонках.

 


ЗАДАНИЕ 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Отметьте все суффиксы в выделенных словах, укажите производящие слова, подчеркните слова-исключения и их производные.

Н НН
Слово в тексте Производящее слово Слово в тексте Производящее слово
       

ВАРИАНТ 1. Потер_н_ые книги, вяза_ный вручную платок, скле_н_ые листы, ветр_н_ый день, одеваться совреме_но, приятная неожида_ность, жема_ная улыбка хозяйки, детский утре_ник, кова_ный мастером сундук, златокова_ный сундук, организова_ная самодеятельность, броше_ный мяч, берест_ной короб, взволнова_ны речью, безветр_н_ый день, сказал взволнова_но, посмотрел беше_но, гости_ница на окраине города, купа_ный утром малыш, чин_н_ый-перечин_н_ый прибор, подстрел_н_ая птица, посаже_ный отец, болезн_н_ый ребенок, молодой таможе_ник, варе_ники с творогом, цветы обрызга_ны, лебеди_ная песня, беспошли_ный ввоз, лицо взволнова_но, окова_ный сундук, необычайная степе_ность, масле_ница.

ВАРИАНТ 2. Неутомимый труже_ник, улыбаться смущен_о, неприятная пови_ность, серебр_н_ый кувшин, порва_ный полушубок, назва_ный брат, ветчи_ная колбаса, взвеш_н_ая крупа, купл_н_ый самовар, лата_ная-перелата_ная обшивка фюзеляжа, жева_ный хлеб, занавеш_н_ое окно, избалова_ный ребенок, чине_ное недавно платье, среброкова_ный оклад, разжева_ный сухарь, гаше_ная уксусом сода, гаше_ная известь, дела_ное огорчение, измуч_н_ы ожиданием, с подветр_н_ой стороны, книга изда_на в прошлом году, бесчисл_н_ое множество, говорил пута_но, новая гости_ница, приехал неожида_но, варе_ник с маслом, ветр_н_ая девочка, они измуч_н_ы и больны, таможе_ник в форме, старый дровя_ник, голуби_ное воркование, масл_н_ый блин, полная неприка_н_ость.

ВАРИАНТ 3. Отозвался сдержа_но, встреча с нефтя_ником, ветр_н_ая погода, бесформе_ная куртка, осли_ный хвост, нежела_ный ребенок, медл_н_ое течение, услыша_ный крик, вяле_ная на солнце рыба, плене_ный противник, необоснова_ные требования, пойма_ная утка, тка_ное золотом полотно, домотка_ное полотенце, с наветр_н_ой стороны, бьют отча_н_о, мой единомышле_ник, увере_ность в себе, приехали таможе_ники, забрел в ольша_ник, построили гости_ницу, штопа_ные-перештопа_ные носки, развеш_н_ый хлеб, огранич_н_ы в средствах, бузи_ная ветка, маза_ная хатка, числе_ность населения, истомле_ный зноем, мой избра_ник, неслыха_ное происшествие, песча_ная дорожка.

ЗАДАНИЕ 2. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания.

ВАРИАНТ 1. Позади большого некраш_н_ого дома был старый сад уже одичавший заглуш_ный бурьяном. Я прошелся по те_ра_се еще крепкой и красивой; сквозь стекля_ную дверь видна была комната с паркетными полами должно быть гости_ная стари_ное фортепиано да на стенах гравюры в неожида_но широких рамах.

ВАРИАНТ 2. Это были поэмы Пушкина. Я прочитал их все сразу охвач_н_ый тем жадным чувством которое испытываеш_ попадая в невида_но красивое место. Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха что долгое время я оставался его покло_ником и проза казалась мне неестестве_ной. Пролог Руслана напоминал мне лучшие сказки бабушки некоторые строки изумляли своей чека_ной правдой.

ВАРИАНТ 3. Железная крыша давно (не)краше_ная краснела от ржавч_н_ы. Листве_ница которая была посаже_на Софьей Ивановной около дома и была тогда вышиной в кол была теперь величестве_ное дерево все охвач_н_ое (желто)зеленой хвоей. На лугу за рекой паслось пестрое, смеш_н_ое крестьянское стадо.

СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ и НИ
С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

Лабораторная работа № 2

ЗАДАНИЕ 1. Выпишите из текста причастия, прилагательные, существительные, наречия на О-Е и слова состояния на О-Е, распределив их по приведённым ниже таблицам. Раскройте скобки. Обоснуйте слитность или раздельность написания, заполнив соответствующие графы таблиц.

 

НЕ с причастиями

Слово в тексте Залог, время Зависимое слово
Не думающий о себе человек действительный залог, настоящее время Местоимение
Не видимые миром слёзы страдательный залог, настоящее время сущ. в Т.п. субъекта действия

 

 

Наречиями на О-Е

Слово в тексте Условие раздельного написания
Отнюдь не быстрая река Слово-сигнал (частица отнюдь не)

 

 

ЗАДАНИЕ 2. Выпишите из текста местоимения, наречия и слова категории состояния (не на О-Е). Раскройте скобки. Обоснуйте слитность или раздельность написания, заполнив соответствующие графы таблицы.

Слово в тексте Часть речи Частица НЕ Приставка НЕ
Не к кому обратиться Местоимение   +

ЗАДАНИЕ 3. Выпишите из текста служебные слова, в состав которых входит НЕ.

Слово в тексте НЕ в составе союза НЕ в составе частицы
  +  

 

ЗАДАНИЕ 4. Выделите в приведенных глаголах приставки (ДО или НЕДО) и определите их значения. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы. Образуйте от данных глаголов с отрицанием: 1)причастия; 2)адъективированные причастия; 3)краткие причастия; 4)деепричастия.

Спрягаемая форма глагола Причастие Адъективи-рованное причастие Краткое причастие Деепричастие
Не дописал письма Не дописанное им письмо Недописан-ное письмо Письмо не дописано Не дописав письма

ВАРИАНТ 1. Он (н_) докинул мяч до забора, завод (н_) довыработал продукцию.

ВАРИАНТ 2. Вчера он (н_) докрасил сарай, нам (н_) дозаправили машину.

ВАРИАНТ 3. (Н_) докосить траву, (н_) доукомплектовать библиотеку.

 

ЗАДАНИЕ 5. Выпишите из текста глаголы, деепричастия с НЕ. Раскройте скобки. Обоснуйте слитность или раздельность написания, заполнив соответствующие графы таблицы.

Слово в тексте Частица НЕ Приставка НЕ
Не может +  

 

 

ЗАДАНИЕ 6. Выпишите из текста слова и сочетания с НИ. Раскройте скобки. Обоснуйте слитность или раздельность написания, заполнив соответствующие графы таблицы.

Слово в тексте Условие появления НИ в предложении
На небе ни облачка. Частица НИ с существительным при усилении отрицания

 

ВАРИАНТ 1. Но это, скорее, прекрасная утопия, никак (н_) приложимая [1] к нашей жизни. Атом (н_) есть [2] (н_)что [3] простое, (н_) расчленимое [4] при анализе, (н_) изменяемое [5] по составу. Его желания словами (н_) определимы [6]. Запись совершенно (н_) обыкновенная [7] по упоению сил земных. Только правда, как бы она (н_)была [8] тяжела, легка. Проигрыш мой по тогдашним ценам был (н_) маловажным [9]. Привыкший к (н_)когда [10] (н_)стихающему [11] гулу двигателей, он словно дышал этой первородной тишиной. Он принял (н_) существенное [12] для него решение. (Н_)красивые [13]игрушки (н_) любимы [14] ребятами. (Н_)подкованные [15] на острые шипы лошади скользят по обледенелой мостовой. Это сооружение солиднее, но (н_) долговечнее [16]. Батюшка (н_)любил [17] (н_) переменять свои намерения, (н_)откладывать [18] их исполнение. Он написал письмо (н_)кому [19] иному, как старому другу. Как объяснить ему замужество, (н_)объяснимое [20] для самой Лизы? Как-то (н_)чаянно [21] сон овладел мной. (Н_) верящий [22] в чудеса бывший фокусник поднялся на крыльцо. Имение у него было (н_)большое, но и (н_)маленькое [23]. Реконструкция оросительной системы, (н_) позволяющая [24] уменьшить расход воды, абсурдна. И где мы только (н_) побывали [25]за эти годы! Это кресло (н_)пригодно [26] (н_) для работы, (н_) для отдыха[27]. (Н_) из-за чего [28] иного он бы сейчас (н_) волновался [29]. Какое-то странное чувство, доселе (н_) испытанное [30], вдруг захватило его. Открываются небеса (н_)кому [31] (н_) известных [32] далей. А тропы туда (н_)проложены [33]. Он (н_) только [34] (н_) растерялся [35], но и перешел в наступление. Сейчас (н_) время [36] шутить. (Н_) дождавшись [37] ответа, Самгин обратился к Лидии. (Н_) кто [38] (н_) (о) чём [39] не дознается [40]. Художник что-то (н_) допонимает [41]. Ему было все равно в ту минуту, кто бы (н_) стоял [42] перед ним. Это (н_) совсем [43] так. Сегодня мне (н_) (к) кому [44] пойти.

ВАРИАНТ 2. Болконский пошел прочь от Жеркова, (н_) нашедшегося [1], что ответить. В глазах светилось (н_) изъяснимое [2] словами изумление. Накалившийся воздух стал (н_) выносим [3] от жары. Люди, (н_)зависимые [4]от истории, - фантазия. Ткань, опьяненная собой, изнеженная лаской света, она испытывает лето, как бы (н_) тронута [5] зимой.Это была река, еще (н_)видная [6] за поворотом. И какие б ветра (н_)гудели [7], ярко светятся окна огнем. (Н_)кем [8] другим этот ночной гость и (н_)мог [9] быть. Анна Павловна закрыла глаза в знак того, что (н_)она, (н_)кто другой[10] (н_)могут [11] судить про то, что нравится императрице. Числительные - это слова, (н_) определяемые [12] прилагательными. С доверчивостью можно сделать ошибку, (н_)исправимую [13] обычными средствами. Всякая жизнь есть (н_)что [14] иное, как беспрерывное развитие. (Н_) ощутимая [15] мной и (н_)видимая [16] взором нить иных отношений протягивается между этим человеком и мною. Театральная обстановка и доспехи наших доморощенных артистов оказались крайне (н_)замысловатыми [17]. Чередования звуков фонетически (н_)обусловлены [18]. Чего он только мне (н_)наговорил [19]! Он говорил (н_)продуманно [20]. Когда любят человека, любят в нем особенно то, чего (н_)умеют [21] (н_)определить, (н_)назвать [22]. Чтение коротких отрывков, (н_)завершенных [23] по смыслу, становится механическим. Слова звучали еще (н_)согласованнее [24] с тем, что он чувствовал. Председатель сидит в кресле (н_)шевеля [25] (н_)рукой, (н_)ногой [26]. Правду говорить (н_)всякому [27] дано. В газетах встречаются совершенно (н_)допустимые [28] опечатки. (Н_)жаль [29] мне лет, потраченных напрасно. (Н_)с кем [30] словом перемолвиться. Сделал (н_)плохо и (н_)хорошо [31]- так себе. (Н_)вполне [32] справедлив. Жизнь ведем отнюдь (н_) праздную [33]. Он (н_)то растерялся, (н_) то[34] рассердился. (Н_) дотерпеть [35] - пропасть, перетерпеть - пропасть. Под их уютными сводами расставлены ещё (н_) накрытые [36] столики, размещены (н_) закрывающиеся [37] до позднего вечера во время туристского сезона магазины. Сколько (н_)вглядывался [38] Ростов в эту туманную даль, он (н_)чего [39] (н_)видел [40]. (Н_) один [41] из трёх ординарцев (н_) доскакал [42] до полка Апраксина. Надоели скучные казенные разъезды, (н_)кому [43] (н_)нужные [44]пакеты.

ВАРИАНТ 3. Обломов мысленно вел с ней разговор, (н_)скончаемый [1] (н_)днем, (н_)ночью [2]. Воспитание Ася получила странное, (н_)имевшее [3] (н_)чего [4] общего с воспитанием самого Гагина. Живой голос Пушкина (н_)отделим [5] от Царского Села. Старик, (н_)дерзнувший [6] слова молвить, стоял перед старухой. Ледяная ширь пролива была теперь (н_)различима [7]. А за каймой берез сосны становились (н_) приметнее [8]. Как бы (н_)были [9] крепки скалы, но и они разрушаются под действием солнца и ветра. Теперь же майор по-настоящему ощущал так (н_)свойственное [10] кадровым военным чувство дома. К (н_)счастью [11], он так и (н_)смог [12] (н_)понять, (н_)разобрать [13]. Законы, (н_)зависящие [14] от воли людей, действуют в природе. В произведениях талантливого художника, как бы они (н_)были [15 ] разнообразны, всегда можно найти (н_)что [16] общее. Издательство получает первую корректуру в гранках - оттисках, (н_)скомплектованных [17] в полосы будущей книги. Законы, (н_)зависимые [18] от воли людей, (н_)могут [19]быть изменены. Андрей Андреевич был человек простой, (н_)образованный [20], (н_)понимавший [21] толку в кровных лошадях. Толпы бегут, (н_)замечая [22] (н_)его, (н_)его [23] тоски. Чего он только (н_)перевидел [24] на своем веку! Корректоры устраняют ошибки, которые почему-либо (н_)замечены [25] редактором. (Н_)каждый [26] может переплыть эту реку. (Н_)то обиделся, (н_)то [27] рассердился. Это было крохотное именьице в совершенно (н_)проходимых [28] лесах. У меня было такое чувство, как будто я чего-то (н_)додумал [29]. Кожица, (н_)отделяемая [30] при варке картофеля, в пищу (н_)поступает [31]. Инженер Струков объяснял некоторые (н_)известные [32] Телегину особенности работы. (Н_) о ком [33] другом она (н_)заботилась [34] бы. День сложился серый, (н_)теплый, но и (н_)холодный [35]. Вас дочка кличет, никак (н_) докличется [36]. Гость был (н_)кто [37] другой, как наш почтенный Павел Иванович. Вскоре появляется жена, худенькая, (н_)чем [38] (н_)примечательная [39] особа. Масса населения, частью даже вовсе (н_) грамотная [40], сосредоточила весь свой жизненный интерес на мелочах хозяйства. “Кроме того, - (н_)кем [41] (не) перебиваемый [42], Иван говорил всё с большим жаром и убедительностью, - он лично был на балконе у Понтия Пилата.” Свет и тени лежат во дворе, который кажется красивым и даже (н_)сколько [43] сказочным. В мои лета (н_) должно [44] сметь своё суждение иметь.

 

Контрольная работа № 2

ЗАДАНИЕ 1.Выпишите из текста слова и сочетания с НИ. Раскройте скобки. Объясните написание в соответствии с образцом, приведённым в лабораторной работе №2.

ЗАДАНИЕ 2. Выпишите из текста все 1)причастия с НЕ; 2)прилагательные, существительные и наречия на О-Е с НЕ; 3)числительные, местоимения, прочие наречия с НЕ; 4) глаголы, деепричастия с НЕ; 5)служебные слова, в состав которых входит НЕ. Раскройте скобки. Объясните написание в соответствии с образцами, приведёнными в лабораторной работе №2.

ЗАДАНИЕ 3. Воспроизведите в тетради пять таблиц из лабораторной работы N1 и распределите по ним все выделенные в тексте 1)полные причастия; 2)адъективированные причастия и отглагольные прилагательные; 3)отсубстантивные прилагательные; 4)наречия; 5)краткие причастия и прилагательные. Вставьте пропущенные буквы.

 

Дельфины, животные подсемейства млекопитающих, вызывают к себе (н_) обыкнове_ный интерес специалистов самых разных областей знания. Можно сказать, что дельфины сейчас в моде, а где мода — там, к сожалению, и сенсацио_ность, (н_) редко отнюдь (н_) оправда_ная. Каких только удивительных историй (н_) ра_сказывают о дельфинах (н_) сведу_щие в науке (н_) специалисты! И то, что они разумные, наподобие человека, существа, и что они научились совсем (н_)плохо изъясняться по-английски, и еще того больше - они-де (н_) кто иной, как (н_) подвлас_ные нашему пониманию посланцы (н_) кому (н_) ведомых (н_) земных цивилизаций. Слушать такие (н_) былицы досадно, потому что всегда (н_) приятно, когда (н_) разбирающиеся в сути вещей люди искажают истину ради (н_) лепой, (н_) нужной науке сенсации, и потому, что дельфины на самом деле (н_)обыкнове_но интересные существа, вовсе (н_)нуждающиеся в том, чтобы в добавление к действительно существующим загадкам придумывались (н_) существующие.

Дельфины - (н_) исчерпаемый кладезь открытий и загадок, подаре_ных человеку (н_) истощимой на выдумки природой. Сколько (н_) пытались учен_ые раскрыть все тайны дельфинов, им пришлось признать, что дельфины остаются до сих пор (н_) позна_ными, скрывают в себе массу (н_) разгада_ных загадок и (н_) об_яснимых наукой парадоксов.

В самом деле, как, например, звуковой локатор дельфина позволяет ему в (н_) проглядной темноте или в соверше_но (н_) прозрачной воде ориентироваться (н_) хуже, чем мы в ярко освеще_ной комнате? Почему дельфин, как (н_) одно другое животное, дружелюбен по отношению к человеку?

У дельфинов все (н_) обычно, а сон - особе_но. (Н_) редко можно услышать, что дельфины вообще (н_) спят. Это маловероятно, поскольку (н_) у биохимиков,(н_) у физиологов нет сомнений в том, что спят все млекопитающие: сон, как и дыхание, для всех живых существ является (н_) чем иным, как жизне_но (н_) обходимым процессом. Однако чтобы нормально дышать, дельфин должен 2-3 раза в минуту всплывать на поверхность воды, чтобы запастись воздухом. Если животное бодрствует, то, конечно, (н_) что (н_) мешает ему проделать эту (н_) сложную операцию. Ну, а как быть во время сна?

Безусловно, все эти вопросы стоят того, чтобы потратить (н_) малые усилия на их изучение.

 

ЗАДАНИЕ 1.Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

ВАРИАНТ 1. (Н_)доступное моему пониманию; (н_) пригодное (н_) для работы, (н_) для отдыха; пока (н_) излечимая болезнь; (н_) замечен_ый тобой камень; (н_) любимо вами; доселе (н_) слыхан_ое происшествие; (н_) любивший играть; (н_) определимое словами желание; (н_) постижимо моему уму; (н_) различимая в ночи фигура; учится (н_) хуже тебя; ошибка еще (н_) значительнее; он мне (н_) приятен; она уже (н_) молодая, но и (н_) старая; (н_) определен_ый на работу; (н_) определен_ые по звучанию; (н_) доиграл в игру; (н_) доиспользовал имеющиеся ресурсы; (н_) догруж_н_ая машина; (н_) чего об этом говорить; (н_) смотря в глаза; (н_)смотря на обстоятельства; откуда (н_) возьмись; во что бы то (н_) стало; (н_) глубокая, а мелкая; (н_) глубокая, но чистая; как (н_) в чем (н_) бывало; (н_ обожжен_ая глина.

ВАРИАНТ 2. (Н_) знакомый (н_) мне, (н_) тебе; по (н_) понятным нам причинам; (н_) изуч_н_ый досконально материал; давно (н_) слыхан_ый в наших местах; (н_) видимые издали овраги; (н_) чем (н_) поправимая беда; (н_) стремившийся работать; (н_) выдерж_н_ый в споре; (н_) выдерж_н_ый при низкой температуре; (н_) поколебимый в своих решениях; (н_) выразимое словами чувство; (н_) преодолимая для огня полоса; (н_) дошил; (н_)додержал градусник; (н_)дошитое платье; пишет (н_) грамотнее брата; еще (н_) приятнее; он мне (н_)знаком; он (н_) злой и (н_)добрый; (н_) сколько успокоился; (н_) смотря на экран; (н_) смотря на болезнь; откуда (н_)возьмись; во что бы то (н_)стало; (н_) быстрая, а медленная; (н_)быстрая, но чистая; как (н_) в чем (н_) бывало; (н_)прекращающийся дождь.

ВАРИАНТ 3. (Н_)известные ему обстоятельства; (н_)понятные (н_)брату, (н_)сестре; (н_)объяснимое для меня решение; еще (н_)видан_ый мной зверь; (н_)освещен_ый солнцем берег; (н_)зависимое от материальных условий; (н_)видимые им насекомые; (н_)умолимый нашими слезами; (н_)заменим для уличных сражений; (н_)любивший петь; (н_)обдуман_ый для взрослого человека поступок; (н_) обдуман_ый накануне доклад; (н_)довязала варежку; (н_) довязан_ая варежка; (н_) дооценивать работника; пробежал (н_)быстрее тебя; еще (н_) способнее; успех для меня (н_)маловажен; он (н_) умный и (н_) глупый; (н_) к кому подойти; (н_)смотря в книгу; (н_) смотря на вражду; откуда (н_) возьмись; во что бы то (н_)стало; (н_)добрая, но справедливая; (н_)злая, а добрая; как (н_)в чем (н_)бывало; (н_) продуман_ые слова.

 

ЗАДАНИЕ 2. Перепишите предложения, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, восстановите недостающие знаки препинания.

 

ВАРИАНТ 1. Но как (н_) искренне хотела Аня страдать она (н_)страдала. Около четырех часов утра я вернулся на корвет чтобы написать необходимые письма (н_) находя (н_) места (н_) возможности сделать это в моем новом помещении. Это был (н_) кто иной как капитан Щепкин. Куда только (н_)ступала нога смелых исследователей: и на высочайшие вершины и на ледяные поля Арктики! Гений какое направление (н_)изберет всегда останется гений. (Н_)ветер бушует над бором (н_)с гор побежали ручьи - Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.

ВАРИАНТ 2. Дорогие старики бывалые ижорцы как о вас (н_) подумать как ваши имена (н_) вспомнить сегодня! Что бы он (н_) говорил что бы (н_) предлагал его слушали так будто то что он предлагает уже давно известно. (Н_) кем иным как офицером этот человек быть (н_)мог. Арбуз (н_) овощ и (н_) фрукт а ягода. И чего только (н_) передумал он в это ночь пока ворочался с боку на бок в своей постели! Он (н_) успел (н_) умыться (н_) переодеться.

ВАРИАНТ 3. ( Н_)о чем ином как о (н_)давнем происшествии и (н_) могла сейчас идти речь. Как (н_) старались люди собравшись в одно (н_) большое место (н_) сколько сот тысяч лет назад изуродовать ту землю на которой они жили как (н_) счищали всякую пробивающуюся травку,- весна была весной даже и в городе. И какого только (н_)придумывал он решения! Унынья моего (н_)что (н_)мучит (н_)тревожит. Михалевич уехал на другой день как (н_) удерживал его Лаврецкий. Он (н_) мог (н_) предать (н_)изменить.

 

 

СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ
НАРЕЧИЙ И СЛОВ СОСТОЯНИЯ

 

Лабораторная работа № 3

ЗАДАНИЕ 1. Выпишите из текста омонимичные наречиям сочетания в минимальном контексте. Объясните написание.

Слово в тексте Обоснование
Положил на зубок существительное с предлогом

 

ЗАДАНИЕ 2. Выделите из текста сложные наречия и слова состояния, образованные безаффиксным и смешанными способами, и объясните их написание.

Производное слово в контексте Часть речи Производящее слово Обоснование написания
Сели бок о бок Наречие существительное бок: бок (И.п.), о бок (В.п.) наречия, образованные сочетанием двух разных форм одного слова, пишутся раздельно

ЗАДАНИЕ 3. Выделите из текста наречия и слова состояния, образованные аффиксальными способами, и распределите их по таблицам в зависимости от части речи производящего слова.

Контрольная работа № 3

ЗАДАНИЕ 1. Выпишите в минимальном контексте слова, выделенные в тексте курсивом. Определите часть речи каждого слова. Объясните написание в соответ







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.