Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обр-е ДРГ и складывание древнерусской народности. Норманнская теория.





Обр-е ДРГ и складывание древнерусской народности. Норманнская теория.

В римских источниках 1-11 вв. славян называют венедами.

Впервые под своим именем славяне упоминаются в 6 в.

На судьбы славян повлияло Великое переселение народов (4-10 вв.). Повесть временных лет называет 15 племенных союзов, существовавших у восточных славян: а)поляне (Днепр, Киевская губерния), б)древляне (Волынская губерния), в)дреговичи (Витебская и Смоленская обл.), г)вятичи (Ока, Калужская губерния) …. Славяне занимались земледелием(подсечно-огневое), ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел (бортничество).

Предпосылки образования ДРГ: 1. Необходимость обороны от внешнего врага. 2. Политические амбиции вождей. 3. Единство тер-рии, языка и веры. 4. Экон. связи.

ü Приглашение на княжение в Новгород Рюрика (варяжский князь) 862

ü Смерть Рюрика и переход власти к Олегу (родственник) 879-912 правил, в 882 году захватил Любеч, Киев, убил правивших в нем Аскольда и Дира и сделал Киев своей столицей.

После смерти Олега правителем Руси стал Игорь. Ему удалось в основном сохранить единство государства. В 941 он предпринял неудачный поход на Царьград, в 944 начал новый поход, но Византийцы заключили с ним мир, который подтверждал еще раз условия старого договора Олега. К годам правления Игоря относится сбор дани в пользу князей с подвластных им территорий. Игорь попытался собрать еще большую дань с древлян и погиб в 945.

В Киеве остался княжить четырехлетний сын Игоря Святослав, первые годы правила его мать Ольга, (?-969), княгиня, жена киевского князя Игоря. Правила в малолетство сына Святослава и во время его походов. Подавила восстание древлян. Ок. 957 приняла христианство.

Соц-эконом и полит строй Киев.Руси(9-н.12вв.)

Внешняя политика Др.Руси

ДРГ - ранне-феодальная монархия. Глава гос-ва - князь, власть кт передается по очередному (первое время родовому) принципу. Монархия: князь Киевский-дружина-ст.дружина,бояре(знать)-мл.дружина(гриди)-местн.князья,посадники,волостели-местн.дружина-погост,волости.

История КР 3 периода: (9-середина10)-первые киевские князья,(втор.пол.10-пер.пол.11)-время Владимира1 и Ярослава Мудрого,расцвет, (втор.пол.11-нач12)- переход к раздробленности.

В русских городах в 9-сер.13в.в. действовали собрания свободных горожан, решавшие важнейшие гос. вопросы - народное вече. В их работе не принимали участие женщины, дети, зависимые категории населения и иностранцы. Вече - форма прямой демократии. Между князем и вече существовали договорные отношения. В городах с сильным средним классом вече имело определяющее влияние и могло менять князей. В крестьянских общинах действовало самоуправление.

В 12в. формируется 1ый свод законов -"Русская правда". Русское общество того периода представляло собой сложную иерархическую структуру: князь-боляре-отроки-княжьи слуги(тиуны, мытники, вирники)-духовенство--посадские люди(горожане)---смерды(свободные земледельцы)---закупы---рядовичи---холопы(челядь).

В ДРГ существовало патриахальное рабство, источниками кт были плен, долги, ест.прирост.

Святослав прославился как великий полководец, т.к. всю жизнь провел в походах. Он подчинил Киеву вятичей, которые платили дань хазарам. Разграбил территории государства Болгарии, уничтожил Хазарский каганат. В 965 уничтожил города хазар Итиль и Саркел, после чего каганат пришел в упадок, появились владения Руси на Северном Кавказе, с центром в городе Тмутаракани. В 967 пошел за Дунай на Болгарского царя, по просьбе византийцев, разгромил там всех, ему понравились Балканы и он основал г.Переяславец, сделав его своей столицей. Он хотел создать большое государство, включавшее земли всех славян и Византии. Но на Киев напали печенеги, он вернулся, разбил их, потом пошел опять в свой город - а там все изменилось, захватил власть Иоанн Цимисхий, византийский император. Святослав долго сражался с Византией, это было кровопролитное время. В 971 заключил с Иоанном мирный договор, по которому Русь покидает Болгарию, а Византия не препятствует их уходу. На обратном пути напали печенеги и князь погиб.

В 980 к власти пришел Владимир (в междоусобице погибли Олег и Ярополк). Владимир вошел в историю как крупный государственный деятель. Стал героем народных сказаний. Для защиты от кочевников на южных рубежах сооружал крепости. Воевал с печенегами, с Польшей, литовскими племенами. Отобрал ранее захваченные Польшей западные земли. При нем складывалась система управления русским государством. Владимир разослал по отдельным областям своих сыновей. Они были полноправными правителями вверенных территорий, но часть дохода отсылали в Киев, на этой почве позднее распалась Русь. Правление Владимира и его сыновей осуществлялось с помощью дружин, старших и младших, дружинникам давали вознаграждение в виде земли, если там жили люди, то они становились зависимыми. Владимир при принятии политических решений советовался со "старцами градскими", т.е. с выборными главами народного самоуправления в городах, без поддержки веча князь не мог совершить ни одного серьезного действия. В 988 захватил византийский город Корсунь, отдал его только когда женился на византийской принцессе Анне. Позднее (в 988) по его велению крестили и Русь.

В 1015, после смерти Владимира, началась борьба его сыновей. 4 года усобицы, Святополк поубивал своих сводных братьев (трех). Но пришел Ярослав Владимирович и утвердился в Киеве в 1019, в 1036 г. объединивший всю Русь. Он вел 4 войны с Польшей, с литовскими и прибалтийскими племенами. В 1036 наголову разгромил пришедших к Киеву печенегов и покончил с их набегами. При нем избрали первого русского митрополита - Илариона. Он основал многие города (Ярославль, Юрьев и др), строил храмы, покровительствовал просвещению. При нем появилась "Русская правда".(позже дополнена Правда Ярославичей-сыновей) В 1054 разделил государство между сыновьями. В 1068 братья потерпели поражение от половцев. В 1073 начались усобицы, южная Русь разорилась и население потекло на запад и восток.

Крещение Руси.

К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей. Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Крещению Руси предшествовало заключение брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни. Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия (мирно или насильственно) в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри. Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.

Основные земли Руси.

Последним авторитетным руководителем КР был В.Мономах.

В 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит вотчину свою». Его принятие означало, что престол больше не доставался самому старшему во всей великокняжеской семье а наследование престола теперь было от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. Считают, что внедрение принятого в Любече принципа было фактором распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным. Политическая раздробленность была явлением неизбежным.

Причины: На протяжении XI в. у русских земель росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «вотчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности, лучше могли защитить их интересы.

К внутренним причинам добавились внешние: Население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел. Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены в военно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешних угроз, усилились межкняжеские распри.

Но у раздробленности были и положительные аспекты. Обособление земель способствовало их экономическому и культурному развитию. Формально признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательства уделов лежали нормы Русской Правды. В народном сознании вплоть до XIII—XIV вв. жили представления о единстве земель, входивших в состав Киевской Руси. В конце XII в. сложилось 15 самостоятельных земель, по существу независимых государств. Крупнейшими были: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество(1153-1187 Ярослав ОсмомыслГалицкий, 1999 объединение Ги В, 1170-1205 волынский князь Роман Мстиславоич, в 1203 захватил Киев, 1205-1264 сын Даниил, 1240 занял Киев); на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество(1125-1157 Юрий Долгорукий, 1157-1174-Андрей 1176-1212 Всеволод2 Большое гнездо, 1212-1216,1219-1238 Юрий, в1221 основал Ниж.Новгород); на северо-западе — Новгородская республика(после 1136 -300 золотых поясов курпнейш.бояр).

Обр-е ДРГ и складывание древнерусской народности. Норманнская теория.

В римских источниках 1-11 вв. славян называют венедами.

Впервые под своим именем славяне упоминаются в 6 в.

На судьбы славян повлияло Великое переселение народов (4-10 вв.). Повесть временных лет называет 15 племенных союзов, существовавших у восточных славян: а)поляне (Днепр, Киевская губерния), б)древляне (Волынская губерния), в)дреговичи (Витебская и Смоленская обл.), г)вятичи (Ока, Калужская губерния) …. Славяне занимались земледелием(подсечно-огневое), ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел (бортничество).

Предпосылки образования ДРГ: 1. Необходимость обороны от внешнего врага. 2. Политические амбиции вождей. 3. Единство тер-рии, языка и веры. 4. Экон. связи.

ü Приглашение на княжение в Новгород Рюрика (варяжский князь) 862

ü Смерть Рюрика и переход власти к Олегу (родственник) 879-912 правил, в 882 году захватил Любеч, Киев, убил правивших в нем Аскольда и Дира и сделал Киев своей столицей.

После смерти Олега правителем Руси стал Игорь. Ему удалось в основном сохранить единство государства. В 941 он предпринял неудачный поход на Царьград, в 944 начал новый поход, но Византийцы заключили с ним мир, который подтверждал еще раз условия старого договора Олега. К годам правления Игоря относится сбор дани в пользу князей с подвластных им территорий. Игорь попытался собрать еще большую дань с древлян и погиб в 945.

В Киеве остался княжить четырехлетний сын Игоря Святослав, первые годы правила его мать Ольга, (?-969), княгиня, жена киевского князя Игоря. Правила в малолетство сына Святослава и во время его походов. Подавила восстание древлян. Ок. 957 приняла христианство.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.