Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принципы деят-ти и соц. ф-ции биб-тек.





Библиотековедение как наука

Библиотековедение – научная дисциплина, изуч. теорию, историю, методологию, технологию, методику и организацию библиотечного дела. (межгос-й ст-т Информационно-библиогр-я деят-ть. Термины и определения)

Объект - библиотека как система со всеми ее элементами и связями (Столяров). Предмет - исследование отношений и связей элементов б-ки между собой и с внешним окружением.

Объект – системная триада (информация, чит-ль, биб-рь). Предмет – взаимодейст-е док-та и ч-ля через биб-ря. (Скворцов).

Структура библиотековедения

1. Общее библиотековедение (изучает принципы, закономерности организации общественного исполь-зования фондов б-тек, исследует обще-теоретич. вопросы)

2. Частное б/ведение:

а) биб. фонд (изуч. теорию, методику, историю)

б) биб. каталог; в) биб. обслуживание

г) биб. менеджмент; д) история биб. дела

е) технические средства биб. работы.

Методология – система наиболее общих исходных способов организации и построения теор. деят-ти, учение об этой системе (мировая философия, логика, закономерности б/вед-я и т.п.) Скворцов.

Библиотековедение связано почти с сорока научными дисциплинами, выделяют 5 уровней:

объединяет науки, кот. имеют общетеоретическое значение для биб/ведения (философия, история);

родственные науки, их связывает частично общий объект исследования (книговедение, биб/граф/вед-е).

науки на стыке взаимодействия с которыми возникли новые научные дисциплины: биб/ведения и социология (социология чтения); биб. психология, биб. статистика;

науки, в кот. биб/ведение берет отдельные теоретические положения (логика, кибернетика);

науки, в кот. нет общего с биб/ведением (матема-тика), но биб/ведение берет с этих наук методы научных исследований (напр., контент-анализ).

В основном наука развивается на 4 уровнях:

1. Академический уровень (АН, теоретич. пробл.)

2.отраслевой (НИИ, отдельные ведомства и т.д.)

Биб. наука в РБ разв на 3-ем и 4-ом уровнях:

3.Специальные кафедры БГУКиМ, в подразделениях Респ. института проблем культуры.

4. Научно-исследовательские отделы республик-х библиотек (Напр., НББ- координир, РНТБ…).

Методы научных исследований:

Общенаучные (исп. в разных дисциплинах):

м. терминологического анализа позволяет выде-лить сущность и смысл значения современных биб. терминов путем исследования их истории и развития;

м. операционализации понятий. Когда надо выделить абстрактное понятие и наполнить его конкретным практическим смыслом;

м. научного наблюдения;

опрос (анкетир. или интервьюирование);

эксперимент;

м. экспертных оценок (индивид. и коллект.);

моделирование (изуч. не объект, а его модель, а выводы переносятся на научный объект).

Спец. методы (на примере фонда)

статистический (данные из бланков статистических отчётов позволяют вычислить книговыдачу, обращаемость и т.д.);

библиографический (содержание нового библиогр. указателя сравн. с соответствующим разделом биб. каталога, чтобы выявить уровень полноты фонда);

аналитический (подсчет количества записей на книжном формуляре или на листке терминов возврата, выявл. читаемость каждой книги).

В наст. время разраб.: развитие статуса б/вед-я, объект и предмет, стр-ра, методология…

 

1.Организационно-функциональная структура АБИС. АИС – совокупность информационных ресурсов, инф-х технологий и комплекса программно-технических средств, осуществляющих инф-е процессы в человеко-машинном или автоматическом режиме (З-н РБ «Об информатизации»). АБИС – разновидность АИС, связана с применением программных, аппаратных средств и систем управления, частично или полностью освобождающих человека от трудоемких операций в процессе сбора, хранения, преобр-я и хранения различ. инф-ции. Структура АБИС (АИС) – это комплекс подсистем или модулей. Фрагментирование АБИС (АИС) на подсистемы или модули может производится с учетом разных признаков: техн. процессов, особенностей обрабатываемых инф-ых потоков, режимов обслуживания, особенности инф-х потребностей потреб-ей. Функционально-техн. подход к делению АБИС (АИС) на подсистемы предполагает анализ всех техн. процессов выполняемых в б-ке или инф-ой службе и группировку этих процессов – технические комплексы. Каждый такой техн-й комплекс направлен на выполнение техн-х процессов для получения какого-то инф-го продукта или выполнение главной ф-ции. Основу АБИС сост-т автоматизированные раб-е места (АРМы). Набор и назв-я различных АБИС разное, в ряде систем вместо АРМов исп-ся понятие модуля, которые по названиям соотв-т АРМам. Модуль и АРМ – синонимы (в дан. случае). В некоторых АБИС модуль рассматривается как вып-е определ. ф-ций в рамках АРМа. Н: АБИС Грод-го гос. унив-та, кот. с 2000 г. интегрирована в автом-ю систему управления «Універсітэт» бизируется на 4-х АРМах («Администратор», «Каталогизатор», «Комплектатор», «Читатель»), имеет «клиент-серверную» архитектуру в среде Windows NT и СКБД Oracle 8i. Совр. АБИС «А-ЭЛИТА», созд-я рос. фирмой «Гипер» состоит из следующих модулей: *«Elite сервер» - р-та с БД и обработка запросов; *«Elite поиск» - поиск инф-ции одновременно по неск. БД, электр. заказ док-ов, отсутствие ограниченных по количеству поисковых полей, сохранение запросов; *«Elite WWW» - поиск, выбор и заказ изданий; *«Elite читатель» - р-та с БД читателей; разграничение прав на уровне отдельных полей Интернет, практически бесконечное наращивание их количества с инф-ей о пользователях; возможность создания единого читательского билета неск. б-к города; передача инф-ции с шифровкой данных; *«Elite комплектатор» - автоматизация заказ и получение лит-ры; поиск изд-я в БД и импорт и личное формирование описания; контроль поступлений периодики; получение многоаспектной статистики с изданием на печать; *«Elite учет» - ведение инвентарного и суммарного учета, распечатка выходных форм; *«Elite каталогизатор» - импорт библиогр. данных и авторитетных записей с любого источника в Интернет по Z-протоколу; полное конвертирование записей с одного MARC-формата в другие; обраотка всех видов док-ов; работа с авторитетными файлами; присоединение к БЗ текстов, фото, муз. файлов и т.д.; *«Elite систематизатор» - классификация по УДК и ББК, многофункцион. поиск и присоединение предметных рубрик РНБ, генерация ключевых слов; *«Elite книгохранение» - выдача док-в с книгохранилища в чит. залы по требованиям; регистрация обращения, бегущая р-та с изданиями; *«Elite книговыдача» - выдача лит-ры читателю и ее возвращение; ведение учета выданных книг; подготовка статистич. отчетов по книговыдаче и их распечатка; *«Elite абонемент» - автоматизация абонемента б-ки. Функционир-е корпоративной системы осущ-ся на базе трех осн-х модулей: «Elite ЭДД», «Elite генератор сводного каталога». Кроме этого используются АРМы: генератор бюллетеня нов. поступлений, ретро-импорт, ретро-экспорт, ретро-статистика, ретро-каталогизатор. «А-ЭЛИТА» одна из лучших АБИС на инф-ом рынке. По качеству ее можно сравнить с израильской системой ALEPH. Сопоставимой по качеству с системами «А-ЭЛИТА» и «МАРК-SQL» явл. АБИС «ИРБИС». Широко распространена, постоянно поддерживается и совершенствуется. В ней реализованы все типовые б-ные технологии на основе 5-ти АРМов: «Комплектатор», «Каталогизатор», «Читатель», «Книговыдача», «Администратор». Последняя версия системы (2001 г.) явл. больше упрощенной и удобной, имеет улучшенный интерфейс пользователя. АБИС «AlBela» (През. б-ка) вкл. несколько уровней: административный, технолог-й, пользовательский. Настройка осущ. работниками б-ки способом выбора. В рамках уровней сущ-ют подсистемы: 1.сериальные изд-я; 2.книжные изд-я; 3картотека статей; 4.картотека читателей. АБИС AlBela изолированная система, т.к. не имеет выход в Интернет. АБИС ГОУБ (Гомельск. обл-ой унив. б-ки) начала функционировать с 1994 г. на платформе MS-DOS. C 1997 г. система распространена на все 23 ЦБС Гомельской обл-ти. Новая версия система «ГОУБ-2000» уже реализована в среде Windows NT и Интернет-технологий. Функционально состоит из след-х компонентов: комплектование, обработка, книговыдача, учет читателей, контроль, статобработка. Поддерживается авт-ная обработка нов. лит., а т.ж. ретроконверсия ЭК (св. 130 тыс. БЗ). Все модули в совр. АБИС явл. интегрированными, т.е. взаимосвязанными друг с другом. 1.Функциональная интегрированность, т.е. возможность авт-ть все библ.-инф. процессы, дает возможность предст. б-ку как систему функционирования в системе др. б-к. 2.Технологическая интегрированность – возм-ть осущ. одноразовую обработку инф. в одном из АРМов системы и ее инф-е разнообразное многоаспектное использование на др. АРМах. 3.Управленческая интег-ть – возможность проследить 2-а пути (док-а и чит-ля). 4.Корпоративная интег-ть – как возмож-ть участия в р-те доступа к др. системам и сетям. Совр. АБИС, кот. поддерж. протокол Z39.50, позволяет осущ-ть импорт-экспорт инф.

Ценовая политика библиотеки

Ценовая политика- деятельность по формированию базисных цен на основе методов и стратегий ценообразования, а также способов их варьирования в зависимости от складывающейся ситуации.

В РБ процесс ценообразования регулируется Законом «О ценообразовании» (1999 г.). Порядок ценообразования определяется «Палажэннем аб платных паслугах бiблiятэк Рэспублікі Беларусь», 2000 г. В настоящее время готовится решение о предоставлении учреждениям культуры большей экономической самостоятельности, в частности, права устанавливать цены на платные услуги на основе рыночных механизмов.

Осуществлять научно-обоснованную ценовую политику позволяет ценовой маркетинг.

Ценовой маркетинг - специализированная система ценообразованием, позволяющая устанавливать цены платных библиотечно-информационных и иных продуктов в зависимости от ресурсных издержек, задач текущего момента и степени полезности для потребителя, определять возможные варианты их корректировки.

Цена - денежная сумма, запрашиваемая за продукт/услугу или сумма тех ценностей, которые потребитель отдает в обмен на право обладать или использовать продукт/услугу. Это единственный инструмент маркетингового комплекса, относящийся к доходам. Цену можно быстро изменить.

Виды цены:

По степени осязаемости:- цены на материальную продукцию;- цены на услуги.

В зависимости от сроков согласования:

- твердая не подлежит изменению в течение всего срока действия;

- подвижная пересматривается, если меняется рыночная цена;

- скользящая цена меняется в зависимости от затрат. В зависимости от степени участия государства в установлении цены: свободная цена и регулируемая цена (складывающаяся под влиянием спроса и предложения, но испытывающая воздействие государственных органов).

В зависимости от сферы товарооборота: оптовая и розничная.

Структура цены. Основные элементы цены: - Себестоимость (затраты на производство и реализацию продукта/услуги) и прибыль (показатель эффективности деятельности, выраженный в денежной форме, разница между ценой и затратами на производство и реализацию продукта/услуги).

Производитель устанавливает начальную цену на свою продукцию, которая существенно меняется в процессе движения к конечному потребителю возрастает.

Чем больше посредников между производителем продукции и потребителем, тем выше становится цена.

Этапы ценообразования.

Для определения наилучшей цены библиотека должна учесть внутренние и внешние факторы.

Внешние факторы - рынок и спрос. Если издержки устанавливают нижний уровень цен, рынок и спрос верхний их предел.

Степень свободы формирования цены зависит от:

- типа рынка, - потребителей, их потребностей, предпочтений, уровня доходов, - цен на сопряженные продукты и услуги, - предложений конкурентов.

Пользователей библиотек можно сегментировать по их отношению к ценам следующим образом:

- экономные, отличающиеся высокой чувствительностью к качеству, ценам и ассортименту предоставляемых услуг.

- апатичные основное внимание удобству (месторасположение, сервисные услуги и т.д.), вне зависимости от цены.

Внутренние факторы:

- особенности производства библиотечно-информационных продуктов/услуг (мелкосерийное, индивидуальное, массовое),

- специфика продукта/услуги (уникальность, качество),

- наличие необходимых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых),

- организационные особенности библиотечно-информационного учреждения.

Методы ценообразования:

1. Ценообразование на основе себестоимости (себестоимость + надбавка (прибыль)).

Именно этот метод в качестве единственного рекомендуется использовать при ценообразовании библиотекам Палажэннем аб платных паслугах бібліятэкі Рэспублікі Беларусь Министерства культуры.

2. Ценообразование на основе спроса - главное внимание обращает на восприятие услуги пользователем.

3. Ценообразование на основе поведения конкурентов.

В рамках трех основных подходов к ценообразованию можно выделить следующие стратегии ценообразования в библиотеках:

1. Установление цены на новый продукт/услугу при внедрении его на рынок.

2. Установление цен со скидками.

Виды скидок: за больший объем приобретаемого продукта; сезонные скидки, за ускорение оплаты; скидка для верных или престижных пользователей, скидка за наличные при немедленной оплате.

3. Дискриминационное ценообразование (ценовая дифференциация). Библиотека может предлагать услуги по ценам, которые различаются по различным основаниям (не связанным с затратами).

 

Планирование и прогнозирование биб. деят-ти

Планирование биб. деят-ти закл. в определении:

целей, задач и направлений работы б-ки;

тематики, содержания, форм и методов раб. б-ки;

объемов работы, матер-технич. и финанс-х затрат на выполнение план-х заданий.

Цель планирования – оптимальное по времени и качеству исполнение задач библиотеки.

План работы – система взаимосвязанных общей целью заданий деятельности учреждения на определенный период времени. Задания определяют порядок, термины и последовательность исполнения работ. План отражает осн. направления, тематику, содержание, формы и методы деят-ти б-ки, систему показателей объемов работ и затрат рабочего времени.

Система планов б-ки:

Перспективный (на 5 лет). Определ. общее разви-тие б-ки, основн. задания долговременного значения и уровень, кот. должна достигнуть б-ка за данный период. Вкл. 1) основные показатели работы по годам, 2) перспект. напр-ния д-ти б-ки, 3) капитальные работы.

Стратегич. пл-е закл. в определ. целей б-ки, необх. для их достижения ресурсов. Задача – инновационное развитие б-ки. Разработка вкл.: Структура:

1) анализ состояния дел в б-ке; 1) хар-ка целей;

2)определения целей управл-ния; 2) меры их достиж.

3) выбор стратегии их реализ.; 3) ресурсы

4) распределение ресурсов… 4) изменения стр-ры б- ки, развитие коллектива.

Отличия стр. и персп.: при разраб. ПП исходят из пожеланий коллектива, СП- определ. руководство; СП сост. не по годах, а по термину реализ. намеченных целей. Сост. из глав, кот. посвещ. 1 напр-нию.

Годовой (тек.) (на 1 год):

1) основные задачи на год;

2)свод гл. числ-х пок-лей по осн. напр-ям деят-ти;

3) формирование фонда и отражение его в справочном аппарате;

4) мероприятия по притяжению польз-лей, улучш. их обслуж-ния;

5) организационная и методич. деят-ть;

6) развитие МТБ и технологич. базы;

7) доходы и расходы;

8) повыш. квалиф. сотр-ков…

3. (тек.). Структурные подразделения сост. квартальные планы по той же схеме. На его основе сотрудник сост. месячный план.

При планир. определ. фонд рабочего времени и его расход для правильного распределения объемов работ между структурными подразделениями и сотрудниками б-ки.

ФРВ – годовое кол-во рабочих дней б-ки, структ. подразделения, сотрудника (дни в году-выходные-потери раб. времени (2-5%), пересчитанные в кол-во часов (умнож. на 8).

В зависимости от срока действия планы дел. на: перспективные – долгосрочные (на 10 лет и более);

среднесрочные (охватывающие 5-летний срок);

текущие (годовые, квартальные, месячные).

С точки зрения сферы действия, различают сводные и внутри биб. планы.

Св. пл. охватывают совокупность б-тек, находя-щихся на одной территории (сельсовет, район, область) и принадлежащих одному или неск. ведомствам. Напр., единые планы биб. обслуж. населения в гор., районах, обл., св. планы б/г/ф-ой, исследю и метод. работы.

Вн. биб. пл. определяют деят-ть отдельной биб-ки и ее отделов, сотрудников, пл. отдельных крупных мероприятий, рассчитанных на длительный срок.

 

 

5.Биб. статистика. Учёт и отчетность.

Биб. ст-ка (самост. наука – с.17в.) – науч. дисципл., кот. изучает количественные отношения различных процессов биб. дет-ти, разраб-ет приемы колич-го анализа, кот. позвол. выявить закономерности развития б-тек. Фрумин, Матульский.

2000г. ГОСТ «Биб. ст-ка».

Задачи БС:

разраб. системы показателей (масштабы, темпы развития биб. деят-ти;

созд. методов расчета показателей и связей между ними;

обесп. наблюдения и контроля за биб. деят-тью в целях выявления проблем развития;

исслед. фактических данных для прогнозирования развития тех или иных направлений и ситуаций.

Стат. исслед-е – процесс изуч. биб. деят-ти на осн. правил, спец. стат. методов. Этапы:

Стат. наблюдение – научно-организованное наблюд. Получ. данные первичной информации;

Группировка мат-лов – разделение данных на группы и подгруппы. Подведение итогов в виде таблиц;

Обработка показателей – изучение стат. данных для выявления характерных закономерностей изучаемых процессов.

Учёт – регулярный сбор данных о состоянии и развитии б-ки. 3 вида учёта:

1. Оперативный – постоянная регистрация каждого процесса работы б-ки по мере её выполнения.

- ОУ фондов б-ки (Кн. суммарного учёта; Инвент. кн.);

- пользователей (кол-ва читателей; формуляр);

- сотр-ков (личные дела; технологич. карты процессов).

2. Статистический – количест. хар-ка фактов в целях изучения деят-ти б-к. Устанавливает точные данные о величине, составе, движению фонда; к-ву и составу польз-лей, книговыдач и т.д.

3. Бухгалтерский – фиксирует оборот материальных, финансовых и трудовых ресурсов б-ки (сметы, накладные, квитанции).

Учет и отчетность обесп. рук-лей информацией. «Инструкция по учету и сохранности БФ в РБ».

На основе данных первичного учёта (регистрация в документах установленной формы событий и фактов по мере их осуществления) ведётся отчётность, т.е. периодически подводятся итоги, описывается и анализируется работа за определённый период времени (месяц, квартал, год).

Годовой информационный отчет призван всесторонне охарактеризовать деятельность библиотеки, подвести итоги. По нему судят о месте библиотеки в системе культурно-просветительских учреждений и ее роли в обслуживании населения книгой. Отчет – важный источник для изучения и распространения нового опыта. Цель его – глубоко проанализировать работу минувшего года.

Обсолютные показатели:

- кол-во книговыдач К;

- кол-во читателей Ч;

- объем фонда Ф;

- кол-во посещений П.

Относительные:

Обращаемость = К/Ф (степень использования фонда)

Читаемость = К/Ч (интенсивность чтения)

Кн/обеспеч-ть = Ф/Ч (средн. число книг на 1 польз-ля)

Посещаемость = П/Ч (активность посещения б-ки).

 

 

Библиотековедение как наука

Библиотековедение – научная дисциплина, изуч. теорию, историю, методологию, технологию, методику и организацию библиотечного дела. (межгос-й ст-т Информационно-библиогр-я деят-ть. Термины и определения)

Объект - библиотека как система со всеми ее элементами и связями (Столяров). Предмет - исследование отношений и связей элементов б-ки между собой и с внешним окружением.

Объект – системная триада (информация, чит-ль, биб-рь). Предмет – взаимодейст-е док-та и ч-ля через биб-ря. (Скворцов).

Структура библиотековедения

1. Общее библиотековедение (изучает принципы, закономерности организации общественного исполь-зования фондов б-тек, исследует обще-теоретич. вопросы)

2. Частное б/ведение:

а) биб. фонд (изуч. теорию, методику, историю)

б) биб. каталог; в) биб. обслуживание

г) биб. менеджмент; д) история биб. дела

е) технические средства биб. работы.

Методология – система наиболее общих исходных способов организации и построения теор. деят-ти, учение об этой системе (мировая философия, логика, закономерности б/вед-я и т.п.) Скворцов.

Библиотековедение связано почти с сорока научными дисциплинами, выделяют 5 уровней:

объединяет науки, кот. имеют общетеоретическое значение для биб/ведения (философия, история);

родственные науки, их связывает частично общий объект исследования (книговедение, биб/граф/вед-е).

науки на стыке взаимодействия с которыми возникли новые научные дисциплины: биб/ведения и социология (социология чтения); биб. психология, биб. статистика;

науки, в кот. биб/ведение берет отдельные теоретические положения (логика, кибернетика);

науки, в кот. нет общего с биб/ведением (матема-тика), но биб/ведение берет с этих наук методы научных исследований (напр., контент-анализ).

В основном наука развивается на 4 уровнях:

1. Академический уровень (АН, теоретич. пробл.)

2.отраслевой (НИИ, отдельные ведомства и т.д.)

Биб. наука в РБ разв на 3-ем и 4-ом уровнях:

3.Специальные кафедры БГУКиМ, в подразделениях Респ. института проблем культуры.

4. Научно-исследовательские отделы республик-х библиотек (Напр., НББ- координир, РНТБ…).

Методы научных исследований:

Общенаучные (исп. в разных дисциплинах):

м. терминологического анализа позволяет выде-лить сущность и смысл значения современных биб. терминов путем исследования их истории и развития;

м. операционализации понятий. Когда надо выделить абстрактное понятие и наполнить его конкретным практическим смыслом;

м. научного наблюдения;

опрос (анкетир. или интервьюирование);

эксперимент;

м. экспертных оценок (индивид. и коллект.);

моделирование (изуч. не объект, а его модель, а выводы переносятся на научный объект).

Спец. методы (на примере фонда)

статистический (данные из бланков статистических отчётов позволяют вычислить книговыдачу, обращаемость и т.д.);

библиографический (содержание нового библиогр. указателя сравн. с соответствующим разделом биб. каталога, чтобы выявить уровень полноты фонда);

аналитический (подсчет количества записей на книжном формуляре или на листке терминов возврата, выявл. читаемость каждой книги).

В наст. время разраб.: развитие статуса б/вед-я, объект и предмет, стр-ра, методология…

 

1.Организационно-функциональная структура АБИС. АИС – совокупность информационных ресурсов, инф-х технологий и комплекса программно-технических средств, осуществляющих инф-е процессы в человеко-машинном или автоматическом режиме (З-н РБ «Об информатизации»). АБИС – разновидность АИС, связана с применением программных, аппаратных средств и систем управления, частично или полностью освобождающих человека от трудоемких операций в процессе сбора, хранения, преобр-я и хранения различ. инф-ции. Структура АБИС (АИС) – это комплекс подсистем или модулей. Фрагментирование АБИС (АИС) на подсистемы или модули может производится с учетом разных признаков: техн. процессов, особенностей обрабатываемых инф-ых потоков, режимов обслуживания, особенности инф-х потребностей потреб-ей. Функционально-техн. подход к делению АБИС (АИС) на подсистемы предполагает анализ всех техн. процессов выполняемых в б-ке или инф-ой службе и группировку этих процессов – технические комплексы. Каждый такой техн-й комплекс направлен на выполнение техн-х процессов для получения какого-то инф-го продукта или выполнение главной ф-ции. Основу АБИС сост-т автоматизированные раб-е места (АРМы). Набор и назв-я различных АБИС разное, в ряде систем вместо АРМов исп-ся понятие модуля, которые по названиям соотв-т АРМам. Модуль и АРМ – синонимы (в дан. случае). В некоторых АБИС модуль рассматривается как вып-е определ. ф-ций в рамках АРМа. Н: АБИС Грод-го гос. унив-та, кот. с 2000 г. интегрирована в автом-ю систему управления «Універсітэт» бизируется на 4-х АРМах («Администратор», «Каталогизатор», «Комплектатор», «Читатель»), имеет «клиент-серверную» архитектуру в среде Windows NT и СКБД Oracle 8i. Совр. АБИС «А-ЭЛИТА», созд-я рос. фирмой «Гипер» состоит из следующих модулей: *«Elite сервер» - р-та с БД и обработка запросов; *«Elite поиск» - поиск инф-ции одновременно по неск. БД, электр. заказ док-ов, отсутствие ограниченных по количеству поисковых полей, сохранение запросов; *«Elite WWW» - поиск, выбор и заказ изданий; *«Elite читатель» - р-та с БД читателей; разграничение прав на уровне отдельных полей Интернет, практически бесконечное наращивание их количества с инф-ей о пользователях; возможность создания единого читательского билета неск. б-к города; передача инф-ции с шифровкой данных; *«Elite комплектатор» - автоматизация заказ и получение лит-ры; поиск изд-я в БД и импорт и личное формирование описания; контроль поступлений периодики; получение многоаспектной статистики с изданием на печать; *«Elite учет» - ведение инвентарного и суммарного учета, распечатка выходных форм; *«Elite каталогизатор» - импорт библиогр. данных и авторитетных записей с любого источника в Интернет по Z-протоколу; полное конвертирование записей с одного MARC-формата в другие; обраотка всех видов док-ов; работа с авторитетными файлами; присоединение к БЗ текстов, фото, муз. файлов и т.д.; *«Elite систематизатор» - классификация по УДК и ББК, многофункцион. поиск и присоединение предметных рубрик РНБ, генерация ключевых слов; *«Elite книгохранение» - выдача док-в с книгохранилища в чит. залы по требованиям; регистрация обращения, бегущая р-та с изданиями; *«Elite книговыдача» - выдача лит-ры читателю и ее возвращение; ведение учета выданных книг; подготовка статистич. отчетов по книговыдаче и их распечатка; *«Elite абонемент» - автоматизация абонемента б-ки. Функционир-е корпоративной системы осущ-ся на базе трех осн-х модулей: «Elite ЭДД», «Elite генератор сводного каталога». Кроме этого используются АРМы: генератор бюллетеня нов. поступлений, ретро-импорт, ретро-экспорт, ретро-статистика, ретро-каталогизатор. «А-ЭЛИТА» одна из лучших АБИС на инф-ом рынке. По качеству ее можно сравнить с израильской системой ALEPH. Сопоставимой по качеству с системами «А-ЭЛИТА» и «МАРК-SQL» явл. АБИС «ИРБИС». Широко распространена, постоянно поддерживается и совершенствуется. В ней реализованы все типовые б-ные технологии на основе 5-ти АРМов: «Комплектатор», «Каталогизатор», «Читатель», «Книговыдача», «Администратор». Последняя версия системы (2001 г.) явл. больше упрощенной и удобной, имеет улучшенный интерфейс пользователя. АБИС «AlBela» (През. б-ка) вкл. несколько уровней: административный, технолог-й, пользовательский. Настройка осущ. работниками б-ки способом выбора. В рамках уровней сущ-ют подсистемы: 1.сериальные изд-я; 2.книжные изд-я; 3картотека статей; 4.картотека читателей. АБИС AlBela изолированная система, т.к. не имеет выход в Интернет. АБИС ГОУБ (Гомельск. обл-ой унив. б-ки) начала функционировать с 1994 г. на платформе MS-DOS. C 1997 г. система распространена на все 23 ЦБС Гомельской обл-ти. Новая версия система «ГОУБ-2000» уже реализована в среде Windows NT и Интернет-технологий. Функционально состоит из след-х компонентов: комплектование, обработка, книговыдача, учет читателей, контроль, статобработка. Поддерживается авт-ная обработка нов. лит., а т.ж. ретроконверсия ЭК (св. 130 тыс. БЗ). Все модули в совр. АБИС явл. интегрированными, т.е. взаимосвязанными друг с другом. 1.Функциональная интегрированность, т.е. возможность авт-ть все библ.-инф. процессы, дает возможность предст. б-ку как систему функционирования в системе др. б-к. 2.Технологическая интегрированность – возм-ть осущ. одноразовую обработку инф. в одном из АРМов системы и ее инф-е разнообразное многоаспектное использование на др. АРМах. 3.Управленческая интег-ть – возможность проследить 2-а пути (док-а и чит-ля). 4.Корпоративная интег-ть – как возмож-ть участия в р-те доступа к др. системам и сетям. Совр. АБИС, кот. поддерж. протокол Z39.50, позволяет осущ-ть импорт-экспорт инф.

Принципы деят-ти и соц. ф-ции биб-тек.

В советское время главным принципом деятельности б-к был пр-п коммунистической партийности. С соц-экон. изменениями нач. поиски новой идеологии. В 1992г. – «Концепция развития биб. дела в РБ»:

1. Самост-ть б-тек. Библиотеки являются самост. в границах своего статуса, но они имеют разный уровень администр., юридич. и финанс. самост-ти, кот. определяется видом и типом библиотеки (НББ – более самостоятельная, чем сельская библиотека);

2.Гуманизация (бесплатность, обслуж. социально незащищенных слоев общества – инвалидов …);

3.Демократизм (биб-ка руководствуется принципом общечеловеческих ценностей);

4.Динамизм (оперативность усвоения изменений в обществе);

5.Эволюц. развитие (стабильность б-ки).

Эти пр-пы получили дальнейшее развитие в Законе 1995г. о биб. деле в РБ, в редакции закона «О биб. деле» 2002 г.

Специалисты исходя из перечня основных групп ценностей выделяют 4 уровня принципов:

Пр-п соотв. общечел. ц-тям - политич.(патриотизм, гражданственность), религиозные, нравственные и этические (добро, справедливость) и др.

Пр-п соотв. нац. ц-тям (приоритет коренной нации, возможность доступа к культ. ценностям др. народов).

Пр-п соотв. ц-тям соц. групп (формир. инф. ресурсов, раскрыв-х цен-ти общест-х объед-й).

Пр-п соотв. ц-тям индивида - витальные (здоровье,семья), религиозные и др.

Соц. функция – общественное назначение б-ки:

Главные (сущностные) определяют сущность биб-ки, как социального института

Кумулятивная (сбор док-в в биб. фонде),

Мемориальная (сохранение док-в),

Коммуникативно-информационная (их предоставление потребителям).

Производные:

а) Социализирующая – адаптация читателя к окруж. миру через информирование населения разными формами и методами работы библиотек.

б) Образовательная (повышение культурного уровня, развитие познавательного интереса).

в) Идеологическая (библиотека способствует формированию мировоззрения).

г) Воспитательная (эстетическое обучения, професс., политич. и др. в комплексном воздействии на читателя)

д) Рекреативная (библиотека содействует отдыху и организации свободного времени).

Технологическая ф-ция – внутренняя ф-ция, кот. обеспечивает деят-ть б-тек (учет документов, предметизация…).

№2Вывучэнне чытача і чытання:







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.