Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социология как наука: предмет и парадигмы. Основные функции социологии.





Социология как наука: предмет и парадигмы. Основные функции социологии.

Соц-я отнюдь не умозрительная наука. Во-первых, потому, что она опирается на мощную эксперим-ную базу, успешно используемую также и другими обществен. науками, во-вторых, потому, что сама служит надежной теорет-й опорой социальной практики.

Сегодня стали очень популярны опросы насел-я, выясняющие мнение людей по различным текущим вопросам, однако они (опросы) не столько прибавляют популярности соц-ии, сколько создают о ней ложное впечатление. Любые опросы не упускают случая назвать «социол-ми», придавая им тем самым якобы научный статус.

На самом деле ни в анкете, ни в интервью нет ничего специфически соц-го. Данные, полученные с их помощью, могут быть использованы любой общественной наукой. А вот превратить высказанное мнение о себе в действительно научное знание – это уже подлинное искусство. Таким искусством обладают социологи. Они не столь наивны, как может показаться обывателю.

Деятельность соц-га исключительно многообразна, но в ней есть своя изюминка: способность увидеть проблему, порожденную социальным взаимодействием, сформулировать ее на языке соц-ии, найти пути и средства ее разрешения и предложить их обществу.

Сейчас су­ществуют более 100 определений соц-ии, предложен­ных наиболее крупными специалистами в этой области науки.

· Наиболее общее определение — «наука о законах становления, функционирования, развития об­щества в целом, социальных отношений и социальных общностей».

· Осипов: «социология — это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функцион-я исторически опред-х социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деят-ти личностей, социальных групп, общностей, классов, народов»

· Смелзер считает, что социология способ изучения людей.

· Соц-ги стремятся выяснить, почему люди ведут себя определ-м образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют и т.п.

общества.

Объект — это эмпирически данная реальность, та или иная сторона объективного мира. Предметнауки — это рез-т теорет-го абстраги­рования, кот. позволяет выделить закон-ти развития и функцион-я изучаемого объекта, яв­ляющиеся специфическими именно для данной науки и не для какой больше

По мнению В.А.Ядова, предмет социологии это социальные об­щности и социальные отношения, Г.В.Осипова — законо­мер-ти развития и функцион-я исторически оп­ред-х социальных систем и механизмы их проявле­ния, А.Г.Здравомыслова — законы и формы проявления социальной (общественной) жизни и т.д. Общее этих взглядов: 1. это принятие социального как основного свойства человеческого рода, благодаря кот. возник­ло общество и все его структуры; 2. признание того, что социальная реальность имеет системный харак­тер. 3. Признание законом-ти и истор. обусловленности социальной реальности.

Совр. Соц-я как наука о социальных законом-х развития общества выполняет достаточно широкие функции.

Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов соц-их иссл-й, техники сбора и обработки соц-ой информации.

Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития соц-я способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы основа разработки рекомендаций для практики пол-го и социального управления.

Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива или нового города, но и управления для достижения поставленных целей.

Управленческая функция. Соц-я, в особенности прикладная, напрямую связана с управ-й деятельностью. Н-р, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда.

Идеологическая функция. Как и любая др. наука об обществе, социология несет опред. идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общ-ва, общественных процессов, изучает общест. мнение, образ жизни, рейтинг полит. деятелей и т.п. Следует помнить, что наука выполняет свои идеологические функции не защитой догм, а формированием мировоззрения, глубиной научного анализа, терпимостью к различным точкам зрения.

В настоящее время в социол. литературе ис­пользуются различные критерии и способы классифика­ций функций соц-ии. Г.П.Давидюк отмечает 9 функций: теоретическую, описательную, ин­формационную, прогностическую, идеологическую, крити­ческую, управленческую, образовательную и организацион­ную. А.Н.Елсуков считает, что социология вы­полняет 4 основные функции — гносеологическую (в т.ч. и критическую), прогностическую, праксеологическую, идео­логическую.

Социальная стратификация.

Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация – распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).

Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог – расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.).

Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое (марксистское).

Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).

Поскольку стратификация рассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, что социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества.

Если под этим углом зрения проанализировать стабильные общества современного типа, этот вывод окажется подтвержденным в высокой степени. Действительно, профессия стала определяющим критерием социального расслоения и профессиональный статус отдельного человека или социальной группы тесно связан с такими основаниями стратификации, как доходы (собственность), власть (положение в системе управления) и престиж (признание социальной значимости этой работы).

В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Неравенство определяется разным отношением к собственности. Социальная структура: 2 основных класса – пролетарии и буржуазия + остаточный класс – крестьянство. Один класс эксплуатирует другой – в результате между двумя классами возникает социальный антогонизм, который можно преодолеть через социалистическую революцию, которая уничтожит частную собственность.

Теория М. Вебера. Он поддерживал идею К. Маркса по поводу деления общества на 2 класса. В основе этого деления лежит экономический фактор, его дополняет еще ряд факторов: престиж профессии, квалификация, уровень дохода, наличие диплома, статус человека, партийность.

Эмпирическая теория социальной стратификации. В рамках ее выделяются три подхода:

1. самооценочный или метод классовой идентификации: социолог представляет респонденту определить свое место на определенной шкале.

2. метод оценки ситуации: социолог предлагает респонденту выступить в качестве эксперта и оценить классовую принадлежность другого человека.

3. «объективный» метод: социолог оперирует некоторыми объективными критериями социальной дифференциации. Чаще всего престиж профессии, уровень власти, уровень дохода.

Существенным недостатком данной теории является отсутствие разработанной теоретической базы, присутствие элементов субъективизма.

Западногерманский социолог Р.Дарендорф предложил в основу соц стратификации положить понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношение власти и борьбу между соц группами за власть. На основе этого понятия Д. Делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь управляющих делит на 2 подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников, т.е. бюрократов-менеджеров. Управляемые делятся тоже по крайней мере на 2 подгруппы: высшая – рабочая аристократия и низшая – низко квалифицированные рабочие. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с управленцами.

Социальная мобильность.

Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.Сорокиным. Он же различил вертикальную (возвышающуюся – социальный подъем, движение вверх /повышение в знании, в должности, превращение идеи в господствующую, утверждение моды/, и падающую – социальный спуск движение вниз /лишение статусов, деградация, банкротство/) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу и т.д.

Движение вверх и вниз наз-ся вертик моб-тью, она бывает 2типов: нисходящей (социальный спуск, движение вниз) и восходящей (соц подъем).

Гориз моб-тью наз-ся переход инд-да из одной соц группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (н-р, изменение гражданства, перемещение из православной в католич религ гр). Разновидностью гориз моб-ти служит географ моб-ть: перемещ из одного места в др при сохранении прежнего статуса (международ и межрегион туризм). Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географ моб-ть превращается в миграцию (переезд из деревни в город на постоянное место жит-ва).

Классификация соц моб-ти может быть проведена и по иным критериям. Так, н-р, различают индивидуальную моб-ть, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у инд-да независимо от других, и групповую моб-ть, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после соц революции старый господ-щий кл уступает свои позиции новому госп-щему кл.

Как показал на огромном истор-ком материале Сорокин причинами групповой моб-ти выступали: соц рев-ции, иностранные интервенции, войны, воен перевороты, смена полит режимов. Групповая моб-ть имеет место там, где происходит изменение системы стратиф-ции, т.е. самой основы того или иного О.

К факторам индивид моб-ти относятся: соц статус семьи, ур образ, национ-ть, место жит-ва.

Особую разновид-ть представляет межпоколенная, или межгенерационная моб-ть. Она относится к изменению статуса детей по сравнению со статусом род-лей (дети либо достигают более высокой соц позиции, чем род-ли, либо опускаются на более низкую ступень). Масштаб межпоколен моб-ти свидетельствует о том, до какой степени в том или другом О неравенство переходит от одного поколения к др.

Тенденции соц моб-ти:

В целом молодые и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Молодым свойственна профессиональная, взрослым – экономическая, пожилым – политическая моб-ть.

Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших кл, как правило, больше детей, а у высших меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается по соц лестнице, тем меньше детей у него рождается. Профессионалы (врачи, юристы…) и квалиф служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, сельхоз рабочие, имеют на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить соц моб-ть в совр О.

Социальная мобильность является самостоятельным показателем «прогресса» общества. Первый показатель – это усложнение социальной системы, ее структуры и организации. Второй – повышение внутренней мобильности общества, причем не столько реальных социальных перемещений, сколько стабильных возможностей их осуществить.

 

Общество как система

Понятие «социальная система» употребляли в своих трудах еще древние мыслители, но у них под ней подразу­мевалась прежде всего общая идея упорядоченности об­щественной жизни, поэтому в строгом смысле оно было более близко к понятию «социального порядка».система — это совокупность элементов, которые находятся во взаимных связях и образуют единое целое.

Таким образом, система, с одной стороны, нечто самостоятельное и отличное от ее элементов, а с другой стороны, она в то же время зависит от них.

Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Исследование объектов и процессов с помощью сис­темного анализа есть изучение свойства интересуемого целого через его структуру, а также подробное рассмотрение той роли, кото­рую выполняет тот или иной элемент в этой структуре.

По­нятие структура (от лат. structura — строение, расположе­ние, порядок) означает совокупность взаиморасположе­ния и устойчивых связей составных частей объекта, бла­годаря которым обеспечиваются его целостность и тождественность самому себе (т.е. при различных внеш­них и внутренних изменениях сохраняются его основные свойства).

Социальная структура — это «определенный способ связи и взаимодействия элементов, Т.е. индивидов, зани­мающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей».

Если попытаться конкретизировать данное понятие, то его можно представить следующим образом: Социальная структура предполагает:

1) устойчивые связи между любыми элементами обще­ства, устойчивые взаимозависимости;

2) регулярность, устойчивость, повторяемость этих взаимодействий;

3) наличие уровней, «этажей», согласно значимости элементов, входящих в структуру;

4) динамичный кон­троль за поведением элементов.

Таким образом, под социальной структурой понимает­ся совокупность устойчивых связей и отношений между элементами, составляющими систему, которые определя­ют ее качественное своеобразие и строение. В отличие от системы, которая есть результат интеграционных связей элементов, структура выражает их качественное своеобра­зие, позволяет системе приобрести определенность и устой­чивость. Структура — это способ связи элементов друг с другом, и она выражается в виде разнообразных функций.

«Общество» является исход­ной категорией социологии. Это понятие очень часто употребляется как в научной литературе, так и в обыденной жизни, при этом порой под ним подразумевается каждый раз разное содержание.

В научной литературе под ним подразумевают и пре­дельно широкую общность людей, и форму наиболее общей социальной связи, которая объединяет индивидов, группы в некоторую целостность на базе общей деятель­ности и культуры.

О.Конт рассматри­вал общество как функциональную систему, элементами структуры которой является семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности.

Таким образом, в широком смысле слова общество — это исторически конкретная совокупность людей, яв­ляющаяся продуктом их взаимодействия в процессе деятельности. Данную исторически развивающуюся совокуп­ность вполне естественно считать социальной системой, при этом самой большой системой. Социальной системе присущ специфический состав элементов и устойчивый порядок их взаимосвязей, благодаря чему общество как целостная система образует совершенно новое качество, которое нельзя свести к про­стой сумме качеств составляющих ее элементов. Слож­ность является существенным признаком социальной системы. Общество, по сравнению с природными объек­тами, более сложное как по многообразию связей, отно­шений, процессов, так и по богатству возможностей и тенденций развития. Чем более развито общество, тем более разнообразны характерные для него социальные взаимоотношения.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема».

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:

1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);

4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.

Личность.Социализация

Под личностью понимают социальные качества, приобретенные индивидом в процессе социализации.

В социологии выделяется несколько подходов к изучению личности:

Диалектико-материалистический

Антропологический

Нормативный

Социологический

Персоналистический

Теория «зеркального Я»

Биолого-генетический.

Диалектико-материалистический подход: к концу 20-х годов ХХ века практически сформировалась данная концепция. Она оставалась доминирующей в СССР до конца 80-х гг. Согласно этой концепции развитие личности – диалектический процесс, он обусловлен 4-мя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием. Биологическое и социальное рассматривалось в пользу последнего, т.е. то, что дано природой, не является фатальной детерминантой. Биологическое – потенциальная возможность, которая реализуется в способностях при содействии 3-х основных факторов. Акцент делался на социальном, пренебрежение к биологическому привело к гонению на педагогику. В 30-е гг. она была объявлена лженаукой.

Антропологический подход: в нем личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида. Классический антропологический подход нашел отражение в работах Фейербаха. Он рассматривает человека как продукт природы, игнорируя социальный контекст в развитии личности. В настоящее время в чистом виде практически не встречается. На позиции абсолютного антропологизма стоит классический бихевиоризм. Он отождествляет понятие индивид, личность, человек. Он игнорирует определяющую роль социальной среды в развитии личности.

Нормативный подход: в нем личность определяется набором положительных качеств, признаков. Следовательно, личность характеризуется такими положительными качествами как высокая сознательность, ответственность, соц. Активность, нравственность.

Социологический подход: личность рассматривается прежде всего как объект и продукт соц. отношений. Личность – конкретное выражение сущности человека, реализация в нем системы социальных черт и качеств данного общества.

Теория «зеркального Я»: ее автором является американский социолог, основоположник теории «малых групп» Кули. Он считает признаком истинно социального существа способность выделить себя из группы и осознать свое Я. Обязательным условием этого является общение с другими людьми.

За последнее время многие исследователи при изучении личности делают попытки совместить несколько подходов, тем самым пытаются избежать односторонности.

Человек с самого начала взаимодействует с соц. средой, с обществом. Процесс этого взаимодействия характеризуется понятием социализация.

Социализация – процесс освоения человеком окружающей соц. среды и превращение его в личность, т.е. соц. качество.

В ходе социализации реализуются заложенные в человеке природные задатки. Общество при этом создает условия для саморазвития личности. Процесс социализации проходит ряд этапов. В современной литературе в качестве основного критерия социализации бралась трудовая деятельность, в соответствии с этим выделяли 3 основных этапа социализации: дотрудовой; трудовой; послетрудовой (связанный с выходом на пенсию). Однако эти этапы не учитывали особенности первой и последней стадий. Третий этап не учитывал процесс ресоциализации, т.е. освоения человеком новых ролей.

В западной литературе выделяют 2 этапа социализации: первичная (от рождения до формирования зрелой личности); вторичная или ресоциализации. Под последним этапом понимается своеобразная перестройка личности в период ее соц. зрелости.

Социализация происходит под влиянием соц. окружения условий и соц. институтов. К соц. институтам социализации относят семью (родителей), школу (в широком плане), СМИ, формальные и неформальные организации.

 

Личность

 

Девиантное поведение

Девиантное поведение не всегда носит негативный характер, оно может быть связано со стремлением личности к чему-то новому, прогрессивному. Поэтому социология изучает не любые отклонения от норм, а те, которые вызывают общественное беспокойство. Под девиацией понимается отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение и др. К ней традиционно относят: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и другие.
Девиантное, т. е. отклоняющееся от норм, поведение охватывает огромный спектр человеческих поступков. В зависимости от амплитуды отклонения, а также от характера нарушаемых норм можно выделить три его степени:
1) незначительно отступление от норм морали и этикета называется собственно девиантным;
2) нарушения норм права, но не столь значительные, чтобы за них наступала уголовная ответственность, называются в социологии делинквентным поведением. Понятие «делинквентное поведение» охватывает довольно широкий спектр нарушений правовых и социальных норм. А в криминологии оно определяется как типично молодежное (юношеское) правонарушение, что указывает на довольно высокий уровень подлежащих судебному или административному преследованию правонарушений, совершаемых молодыми людьми в возрасте между двенадцатью и двадцатью годами;
3) серьезные нарушения норм уголовного права, именуемые преступлениями, можно было бы назвать криминальным поведением. А. И. Кравченко проводит такое разграничение между собственно девиантным и делинквентным поведением: «Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, то для другого или других может быть привычкой... Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам данной страны».
Девиантные исследования довольно часто включают в себя большое разнообразие типов поведения: от злоупотребления наркотиками до футбольного хулиганства и даже занятий колдовством и магией, как поведения, на которое наклеен ярлык девиантного и даже делинквентного. Социология девиации, таким образом, берет в качестве объекта изучения более широкие, более неоднородные категории поведения, нежели традиционная криминология.

 

Социологи, которые опираются на теорию социальной солидарности разработанную Дюркгеймом, утверждают, что девиация вообще и преступность в частности необходимы; они несут на себе особую функциональную нагрузку, поскольку объективно способствуют усилению социальной интеграции. Эта интеграция возникает из большей или меньшей степени единодушия, с каким «нормальная» часть общества осуждает девиантные поступки тех своих членов, которые нарушают общепринятые нормы. Чувство единения усиливается с помощью общепринятых ритуалов осуждения.
Еще одна идея Дюркгейма послужила отправной точкой для создания влиятельной социологической теории девиации. Это идея аномии. Этим понятием описывается социальная ситуация, характеризуемая упадком норм, управляющих социальным взаимодействием. Дюркгейм утверждает, что довольно часто девиации (к которым он относит, в частности, самоубийства) происходят вследствие отсутствия четких социальных норм. В этом случае общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее.

Опираясь на идею аномии, Роберт Мертон разработал аномическую концепцию девиации. Он утверждал, что базовой причиной любой девиации является разрыв между институциональными культурными целями и доступностью социально одобряемых средств для достижения этих целей. Среди множества элементов социальной структуры Р. Мертон выделяет два особенно, по его мнению, важных. Первый — это определенные культурой данного общества намерения и интересы, которые выступают в качестве «законных» целей — приемлемых для всего общества или же отдельных его слоев, социально одобряемых. Данные намерения и интересы называются институциональными. Второй элемент определяет, регулирует социально одобряемые средства (способы достижения этих целей) и контролирует их применение. Главная гипотеза Р. Мертона заключается в том, что отклоняющееся поведение с социологической точки зрения может быть рассмотрено как симптом рассогласования между культурно предписанными стремлениями и социально структурированными средствами их реализации.
В соответствии с этой гипотезой Р. Мертон рассматривает пять типов приспособления людей к социально и культурно заданным целям и средствам.
Конформность являет собой, по сути, единственный тип поведения, не являющийся девиантным. От степени распространенности его в обществе зависит социальный порядок — стабильность и устойчивость социального развития. Более того, сама ориентация массы людей на культурные общепринятые ценности может говорить о большой массе людей как о едином обществе.
Инновация. Такая форма приспособления возникает вследствие того, что индивид принял для себя общепризнанные культурные ценности как жизненные цели, разделяет их. Однако он не считает те средства достижения этих целей, которые для него доступны, эффективными, позволяющими достичь успеха. Этот вид девиации довольно широко распространен в обществах с динамично развивающейся экономикой, где изменения социальных норм просто не успевают за стремительно меняющейся экономической конъюнктурой, тем более что в сфере предпринимательства границы между законным и незаконным, нравственным и аморальным подчас бывают весьма размыты.
Ритуализм предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей, большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления могут быть удовлетворены. Другими словами, в тех случаях, когда содержание цели и возможности ее достижения для данного социального фактора приходят в противоречие, индивид предпочитает безусловное соблюдение институциональных норм и отказывается от цели.
Это позиция чрезмерно осторожного человека, которая характеризуется, во-первых, стремлением во что бы то ни стало избежать опасности подвергнуться негативным социальным санкциям, во-вторых, желанием избежать опасностей, разочарований и неудач, а в-третьих, сильной приверженностью рутинному распорядку и сложившимся институциональным нормам. Таким образом, этот тип девиации в чем-то противоположен инновации с ее склонностью к риску и готовностью обойти социальные нормы в тех случаях, когда они встают препятствием на пути к желанной цели.
Ретритизм. Этот тип девиации можно было бы охарактеризовать как стремление к уходу от действительности, неприятие своего социального мира. Члены общества, обладающие такой ориентацией, не приемлют ни господствующих в сознании большинства социальных целей, ни социально одобряемых средств их достижения. Это люди «не от мира сего» — отшельники, мечтатели, поэты. Чисто статистически число таких индивидов не может быть велико в любом обществе, оно просто не в состоянии вместить в себя достаточно много таких «странных» людей.
Мятеж как тип девиации наиболее широко распространен в обществах, находящихся в состоянии глубокого кризиса, на грани социальных переломов. Такие отклонения вряд ли можно отнести к формам «индивидуального приспособления к обществу» в полном смысле этого слова, поскольку мятеж являет собой, скорее, активный отказ от приспособления к действующим нормам социальной жизни. Мятеж, по определению Мертона, представляет собой переходную реакцию, выражающуюся в стремлении институционализировать во всем обществе, включая и тех его членов, которые не разделяют мятежную ориентацию, новые цели и новые способы поведения. Мятеж стремится изменить существующие культурную и социальную структуры, а не приспособиться к ним.

Сам термин «социальный контроль» был введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом Габриэлем Тардом. Он рассматривал его как важнейшее средство исправления криминального поведения и возвращения преступника в «нормальное» общество. Наиболее развернутую теорию социального контроля разработали американские социологи Э. Росс и Р. Парк. Росс пытался найти и изучить способы достижения равновесия между обеспечением социальной стабильности, с одной стороны, и индивидуальной свободы — с другой. Он считал необходимым прежде всего внутренний этический и социальный контроль, основанный на интернализации общественных ценностей. Роберт Парк, один из основателей чикагской школы, автор «классической» социально-экологической теории, считал, что общество — это и есть контроль и согласие. Он понимал социальный контроль как особое средство, обеспечивающее определенное соотношение между человеческой природой и социальными силами.
Толкотт Парсонс в своей работе «Социальная система» определял социальный контроль как процесс, с помощью которого через наложение санкций нейтрализуется девиантное поведение и тем самым поддерживается социальная стабильность. Он проанализировал три основных метода осуществления социального контроля:
1) изоляцию, суть которой заключается в том, чтобы поставить непроходимые перегородки между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его;
2) обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы;
3) реабилитацию, рассматриваемую как процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих ролей в обществе.
Можно также выделить две формы социального контроля:
1) формальный, включающий в себя уголовное и гражданское право, органы внутренних дел, суды и т. д.;
2) неформальный, предусматривающий социальное вознаграждение, наказание, убеждение, переоценку норм. Таким образом, сущность социального контроля заключается в стремлении общества и различных составляющих его общностей укреплять конформизм своих членов, культивировать «социально желательные» формы поведения, воспрепятствовать девиантному поведению, а также возвратить девианта в русло соблюдения социальных норм.

 

 

Этничность

Категория «этнос» (греческое слово — «ethnos») означает племя, на­род и определяется как исторически сложившаяся на определенной терри­тории устойчивая совокупность людей, об­ладающая общими чертами и особенностями культуры (включая язык, обычаи, традиции, самопознание и т.д.)

Формирование этноса обычно происходит на основе един­ства терри­тории и эконо­мической жизни, но в процессе дальней­шего развития мно­гие этносы утрачивают общ­ность территории. Признаки, выражающие систем­ные свойства уже существующего эт­носа и отделяющие его от дру­гого эт­носа, —это язык, народ­ное искусство, обычаи, тра­диции, нормы поведения, привычки, т.е. компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют так называемую этническую культуру, обладающую специфическим для неё стилем.

Одной из разновидностей этнической группы является раса. Человече­ская раса — это исторически сложившиеся ареальные группы людей, свя­занные единством происхож­дения, которое проявляется в особом сочета­нии таких наследственных биологи­ческих признаков, как цвет кожи, черты лица и особенности телосложения.

Социальные исследователи считают, что нет такого фено­мена, как раса, основанная на объективных биологических раз­личиях. Они полагают, что раса формируется на со­циальной основе или на основе воображаемых биологи­ческих признаков, что отличает её от других групп.

Таким образом, раса представляет собой социальное поня­тие, форми­рующееся в ре­зультате того, что группе приписывают характерные биоло­гические признаки.

Наряду с расой выделяют и такие этнические общности, как род (клан), племя, на­родность, нация. К ним примыкают нацио­нальные (этнические) и этнографические группы.

Характерной особенностью рода и племени как наиболее ранней формы общинной организации является то, что они были основаны на кровнородственных связях.

Все народы мира прошли через эту первоначальную стадию развития.

В условиях рабовладельческого общества возникают народ­ности.

С разложением феодального строя и зарождением капита­лизма возни­кает новая форма общности людей — нация.

Этническое (национальное) самосознание — отражение соз­нания на­ции и другой этно­социальной общности в индивидуальном сознании их чле­нов, выражающее результат ус­воения послед­ними представлений об исто­риче­ском опыте, состоянии и пер­спективах развития своего народа (этноса), его ценностях и нор­мах, а также о его месте и роли среди других народов и взаимо­отношения между ними.

Корни на­ционализма и на­циональные чувства нахо­дятся на уровне “коллективного бессоз­натель­ного”. У той или иной этни­ческой группы за всю тысяче­летнюю историю накапливаются мифы, сим­волы, воспоминания, стереотипы, связанные с восприятием другой нации, на­родности. Они часто связанны с оскорблением или уни­жен­ием националь­ного достоинства. Сами по с







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.