Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общественное мнение: природа и функции. Основные концепции общественного мнения.





В социолог.лит-ре сущ-ет мн-во определений ОМ, по подсчётам нек. иссл-лей их насчитывается около 50. Тем не менее, чаще всего понятие ОМ употр. для обозначения суждений больших соц.общностей людей (народа, класса, соц.группы), возникающих в процессе деят-сти и общения людей, выражающие их отношение к различным явлениям, процессам, фактам. Поэтому мнение можно рассматривать как оценочное суждение, кот. выражает определённое их отношение к актуальным вопросам соц. Жизни, затрагивающим их общие интересы.

Сложившееся ОМ – не механическая сумма отдельных мнений, а рез-т их взаимообмена, взаимообогащения. Для него ограничено единство рациональных, эмоциональных и волевых эл-тов. Проявляется ОМ не только через оценочные суждения, но и через практические действия индивидов, соц.групп, политич. партий и об-ва в целом.

Основные признаки ОМ:

1) публично выраженное мнение

2) распространённое мнение

3) динамичное, подвижное

4) продукт соц.взаимодействия людей

ОМ выражает отношение людей к соц.действительности. В нём сливаются воедино ролевые, эмоциональные и волевые моменты.

Каналами выражения ОМ являются выборы органов власти, участие масс в законодат., исполнит. деят-сти, СМИ, собрания, манифестации, референдумы.

Становление и развитие ОМ происходит двояко:

-целенаправленно (воздействие гос-ва, СМИ, полит.партий)

-стихийно (влияние жизненных обстоятельств, соц.опыта, традиций и слухов).

Объект ОМ – самые разнообр. Процессы, явления, факты, попавшие в сферу социально значимых мнений, интересов соц.субъекта. ОМ может сложится на базе не только реальных интересов, но опираться на иллюзорные, мнимые интересы. В этом случае оно не отражает реальную действительность.

Таким образом, ОМ складывается: во-первых, на основе осознания соц. Общностью своих реальных или иллюзорных интересов; во-вторых, через умение субъекта оценить объект своего интереса.

Функции ОМ:

1) Контрольная функция. Независимо от того, в каких условиях ОМ приходится функционировать, оно всегда занимает определённую позицию к тем или иным фактам, событиям жизни об-ва.

2) Консультативная функция. Подача советов относительно способов решения тех или иных проблем.

3) Директивная функция. Опираясь на ОМ, гос.структуры могут принимать в его поддержку те или иные решения, например, придать законодательный характер референдуму.

4) Оценочная функция. Через ОМ общественность одобряет или осуждает действия политич. лидера, соц. группы, партии.

Концепции ОМ

П. Бурдье (фр) утверждает, сто ОМ не существует. Он считает, что центры по его изучению не «измеряют» ОМ, а фабрикуют артефакты, т.е. занимаются чем-то вроде «незаконных упражнений» в науке.

Л. Сабато (амер) отмечает, что опросы ОМ формируют определённый тип поведения.

Х. Тейлор (амер) считает, что опросы влияют не столько на общественность, сколько на политических лидеров в исполнительных и законодательных органов власти.

Тем не менее, большинство исследователей считают, что ОМ – это реальность, одна из форм массового сознания и она требует глубокого осмысления.

К концу 20 века на Западе оформились три наиболее влиятельные концепции ОМ.

 

1) Ю. Хабермас считает, что его концепция рассчитана на сохранение господствующего хозяйственного механизма. ОМ – инструмент в руках господствующих классов, оно всегда является официальным и выражается в прессе и др.офиц.источниках.

2) Н. Луман считает, что для существования ОМ необходим не субъект мнения, а набор необходимых тем. Тема, приковавшая внимание – содержание ОМ. Темы живут в об-ве своей жизнью, их распространение подчинено своим, особым законам. ОМ «привязывается» не к отд. Индивидам, соц. группам, а к темам. Это позволяет говорить о всех людях одинаково; оно охватывает всех и перед ним все равны. Эта концепция оторвана от субъекта, поэтому её критикуют за абстрактный характер. В ней принижена соц. сущность ОМ.

3) Э. Ноэль-Нойман. Концепция представляет собой статистико-психологическое направление в иссл-нии ОМ. Она опирается на демоскопию – научно-статистическую составляющую ОМ, в которой присутствуют колич. данные и усматриваются различия между ними. Критики обвинили Ноэль за то, что она не учитывала качества мнений. В ответ они получили следующее: демоскопия исходит из признания равенства всех граждан, для неё все люди равны. При таком подходе нельзя составить прогноз развития ОМ.

Эти концепции различаются взглядами на субъект ОМ. Изучение ОМ связано с вопросом о власти.

 

Социология коммуникаций

Коммуникация -- явление, изучаемое многими науками, в том числе социологией, психологией, политологией, теорией коммуникации. Существуют различные виды коммуникации: массовая, межличностная, организационная, групповая и др. В связи с такой многоликостью, многосторонностью данного явления встает задача отбора материала, адекватного интересам и традициям социологического анализа. Эта задача может быть решена следующим образом: основное внимание уделить теориям и эмпирическим исследованиям в области массовой коммуникации, а также затронуть ту область неформальной коммуникации, которая ближе всего к межгрупповым взаимодействиям и обычно называется «функ-ционирование слухов».

Существует большое количество определений коммуникаций. Представим несколько из них, наиболее близких социологическому пониманию.

Коммуникация есть передача информации, идей, эмоций, навыков и т.п. посредством символов -- слов, картин, графиков и др. Коммуникация -- это процесс, связывающий отдельные части мира друг с другом. Коммуникация -- это процесс, который делает общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких. И, наконец, коммуникация -- это механизм, посредством которо-го реализуется власть. В 1948 г. американский политолог Г. Лассуэл предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов (H.Lasswelt. The Structure and Function of Communication in Society, Tlie Communication of Ideas. Cd., L-Bryson, N.Y., 1948):

2.1 Психологические особенности коммуникаций.

1) Кто? (перелает сообщение) -- коммуникатор

2) Что? (передается) -- сообщение

3) Как? (осуществляется передача) -- канал

4) Кому? (направлено сообщение) -- аудитория

5) С каким эффектом? -- эффективность

Общепринятой признана клас-сификация видов коммуникации на основании уровня или кон-текста, в котором она осуществляется. Согласно этому критерию, наиболее часто выделяют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и массовую.

Межличностная коммуникация представляет собой непосред-ственный, «лицом к лицу» контакт людей. Такая коммуникация предполагает известную психологическую близость партнеров, наличие понимания и сопереживания. В межличностной комму-никации можно выделить три взаимосвязанных стороны: комму-никативную (в узком смысле слова «коммуникация»), перцептивную и интерактивную. Коммуникативная сторона (в узком смысле слова) межличностной коммуникации состоит в обмене информа-цией между партнерами по общению, передаче и приему мнений и чувств, передаче информации, содержащей знание о предметах и объектах действительности. Интерактивная сторона межличностной коммуникации (от слова «интеракция» -- взаимодействие) заключается в обмене действиями между взаимодействующими сторонами (например, вопрос -- ответ, просьба -- отказ или согласие). Перцептивная сторона межличностной коммуникации затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга (на основе личностных установок, особенностей эмоциональной сферы и мировоззрения человека), формирование опреде-ленных межличностных отношений.

В тех ситуациях, когда люди вступают в общение в малых группах (количество их членов может быть от 3 до 20--30 человек), принято говорить о групповой коммуникации. В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, однако, появляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к которым относятся: лидерство и руководство в группе, т.е. процесс межличностного влияния, стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач; процесс принятия группового решения, т.е. обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходит выяснение позиции ее членов, оценка проблемы, поиск и выработка общего группового решения; структура коммуникации в группе, т.е. совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации. И, наконец, массовая коммуникация -- это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.

Социология массовой коммуник ации - область социологии, предметом которой являются закономерности массовых информационных процессов и деятельности социальных институтов, производящих и распространяющих массовую информацию. Главное внимание уделяется исследованию проблем коммуникатора, аудитории, содержания и проблем восприятия массовой информации, проблем функционирования отдельных средств массовой коммуникации (печать, ради, телевидение, кино, реклама), всей системы массовой информации в целом.

объектом исследования все больше становилась система социальных связей, в которых протекает и на которые влияет процесс массовой коммуникации. Основными функциями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе, являются: информирование о происходящих событиях; помощь обществу в решении его проблем; передача знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение); развлечение.

Культура

 

Передача культурных ценностей и норм от поколения к поколению есть культурное воспроизводство. Духовное производство – особая форма духовной деятельности, выделившаяся в отдельную сферу, «отрасль» производства.

Под культурной средой понимается совокупность вещественных и личностных факторов, непосредственно окружающих человека и активно влияющих на его деятельность по потреблению и созиданию культурных ценностей

Культура – это проявление деятельностно-практического единства человека, общества и природы. Соответственно уровень ее развития определяется степенью единства общества и природы.

К основным функциям культуры можно отнести следующие:

1. Познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически –преобразовательная.

2. Практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей.

3. Регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре.

4. Коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды получили развитие и конкретизацию в «понимающей социологии».

5. Культура выполняет функцию социализации человека. Она является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность к внутреннему, нравственному ограничению. Вместе с тем в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности.

6. Гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетическим и моральным.

Культура является основным понятием для обозначения особой формы организации жиз­ни людей.

Культура включает в себя:

особенности способов поддержания жизне­деятельности общности (экономика);специфику способов поведения; модели взаи­модействия людей;организационные формы (культурные инсти­туты), обеспечивающие единство общности;формирование человека как культурного су­щества;

часть или подразделение, связанныессоздэнием и функционированием идей, символов, идеальных сущностей, придающих смысл мировосприятию, существующему в куль­туре.

Культуру как явление общественной жизни исследуют история и эстетика, психология и со­циология, археология, этнография. Этногра­фия занимается культурой этноса, т.е. конкрет­ной народности. Эстетика интересуется художественной культурой, которая создается в рамках различных видов искусства. Филосо­фия изучает культуру, но как целостное и много­мерное явление общественной жизни; ее инте­ресуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни. Философия занимается изучением того, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в социализации человека.

Важнейшие элементы культурного воздей­ствия на социальный процесс позволяет выя­вить изучение концепций и теорий социологии культуры. Элементы культуры как фактора со­циокультурной регуляции: обычаи, нормы, цен­ности, смыслы, знание.

Обычаи—это выражение опыта предков, осоз­наваемое потомками какустановка на определен­ное содержание жизнедеятельности. Обычаи вос­принимаются как привычные и не подверженные рефлексии (сомнению). Обычай — продукт чув­ственно-интеллектуальной деятельности. Он яв­ляется элементом культуры, выступает как важ­нейшая установка, регулирующая поведение индивида. Установка эта воспринимается как внут­ренняя самоустановка индивида (с ранних лет). В свою очередь, обычаи, привычки и традиции формируют нормы.

Норма — руководящее начало, правило, об­разец. Норма охватывает не весь отрезок дея­тельности, а какой-то параметр действия. Нор­ма является функцией эталона, своеобразной инструкции для индивидов и социальных групп. Она выполняет следующие функции: способ­ствует контролю за отклоняющим ее поведе­нием, обеспечивает стабильность социальной системы.

Ценности — это выражение человеческой и социальной культурности определенных явле­ний действительности. Различные типы цен­ностей: 1) универсальные. К ним относят здоровье,

Соц.статус личности

Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также для оценки того положения, которое он занимает в них, его функциональных возможностей по отношению к каждой группе, используются понятия «социальный статус» и «социальная роль».

Социальный статус — положение индивида в социальной структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.

Один человек обладает множеством социальных статусов, так как включен в различные социальные группы и категории. Это дало основание Р. Мертону ввести понятие статусного набора.

Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых конкретным человеком в определенный момент времени.

В социологии выделяют различные виды социального статуса. Например, в статусном наборе существует так называемый главный статус, т.е. наиболее характерный для данного индивида статус, с которым он сам себя идентифицирует или с которым его идентифицируют другие люди. Он определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для представителей современного общества главный статус чаще всего связан с профессиональной деятельностью.

Разновидностями социального статуса выступают предписанные и достигаемые статусы.

Предписанный статус — это статус, унаследованный индивидом от рождения или приписываемый ему обществом или группой независимо от его способностей или усилий.

Достигаемый статус — этс статус индивида, который закрепля ется через индивидуальный выбор и конкуренцию, с учетом способностей данной личности или в результате везения.

Для современного индустриального общества характерно преобладание достигаемых статусов. В целом это прогрессивная тенденция, т.к. достигаемые статусы ведут к значительно более справедливому заполнении: социальных структур в соответствиу с личными качествами индивида, его способностями, профессионализмом: что определяет эффективное функционирование индивида в рамках занимаемого статуса.

Выделяют также формальные статусы и неформальные статусы, основные и эпизодические статусы, независимые и зависимые статусы.

С понятием социального статуса неразрывно связано понятие «социальная роль». Социальная роль — ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Поэтому только поведение, функционально связанное с определенным статусом, отвечающее ожиданиям других людей, независящее от индивидуальных характеристик индивида, и никакое другое является социальной ролью.

В настоящее время бытует мнение, согласно которому свобода индивида в построении роли зависит от специфики позиции, которую он занимает. При этом на одном полюсе расположены бюрократические (формальные) роли, при исполнении которых возможности импровизации минимальны, на другом же полюсе находятся роли неопределенные, такие, как роли родителей, друзей; в этом случае сфера свободы индивидов при построении ролей оказывается гораздо шире. Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли).

Итак, социальная роль — это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью.

Статусно-ролевой конфликт. Взаимодействие между соци­альными ролями может строиться на взаимодополняющей или конфликтной основе. Принцип дополнительности социальных ро­лей проявляется в том, что правила поведения, связанные с ис­полнением одной из социальных ролей, органично связаны и на­ходят свое продолжение при исполнении другой социальной роли. Например, статус студента обязывает его исполнять роль док­ладчика на семинаре и роль читателя библиотеки при подготовке этого доклада. Вместе с тем тот же студент может испытывать затруднения в выборе между посещением библиотеки и визитом к другу на день рождения.

Ситуация напряженности, когда индивиду необходимо придер­живаться требований нескольких ролей или занимаемых соци­альных позиций, характеризующихся разными правилами поведе­ния, называется статусно-ролевым конфликтом.

Несовпадение статусов, способное привести к конфликтной си­туации, обычно возникает в двух случаях: расхождение между социальными позициями, занимаемыми в разных социальных груп­пах (высокая — в одной и низкая — в другой), или противоречие прав и обязанностей одного статуса правам и обязанностям дру­гого. Например, выдающийся футболист оказывается посред­ственным финансистом (настолько, что не в состоянии лично ве­сти свои дела) или инспектор налоговой полиции, обязанный строго следить за соблюдением законности, оказывается взяточником, осуществляя свое желание достичь наибольшего материального благополучия.

Причины возникновения ролевых конфликтов могут лежать в разных плоскостях. В основной своей массе ситуации напряжен­ности возникают в следующих случаях:

- человек обнаруживает, что он играет одновременно несколь­ко ролей, требующих от него различного поведения (часто сопро­вождается и статусным конфликтом);

исполняемой роли и ожиданиями окружающих его людей. Наи­большее моральное удовлетворение человек получает, если об­щественные ожидания и индивидуальное восприятие роли соот­ветствуют друг другу и способностям конкретного человека;

- требования роли ущемляют свободу индивида. Статусно-ролевой конфликт должен быть разрешен. Поведе­ние субъекта, ориентированного на разрешение конфликта, может быть различным. Как правило, выделяют три формы поведения в ситуации напряженности.

В первом случае субъект строит свое поведение, основываясь на нормативных характеристиках роли (законность, справедли­вость, оправданность). Его поведение в этом случае можно оха­рактеризовать как принципиально правомерное. Если требова­ния конфликтующих ролей соответствуют его моральной ориен­тации, индивид ищет компромисс, чтобы его поведение отвечало требованиям ролей.

Во втором случае поведение индивида может быть построено исходя из ожидаемых последствий исполнения или неисполнения роли - - утилитарно-целесообразное поведение. Здесь выбор обусловлен либо масштабами санкций, предусматриваемых за не­исполнение роли, либо объемом благ, которые могут быть полу­чены при исполнении роли. В любом случае выбор индивида останавливается на той роли, исполнив которую, он будет нахо­диться в более выигрышном положении.

Смешанное поведение ориентировано на законность и выиг-рышность требований социальной роли. Если они находятся на одной стороне, то поведение ориентировано на удовлетворение требований этой роли, но если они разделены, то индивид стара­ется сохранить баланс между ними.

 

 

Программа соц.исследования

П – 1-й обязательный этап соц. исс. Все прог можно подразделить в зависимости от: цели: предметные (вызванн столкновением интересов в той или иной группе) и гносеологическ (вызванн недостатком инф об объекте исс); носителя: могут затрагивать интересы наций, пол партий, возрастн групп; масштаба распростран (общегос, региональн, городские проблемы); времени действия; глубины противоречия: однопланов (затрагив одну сторону отношений), системн (вносящ дисбаланс во всю систему)

Разделы: методологический, методический. План исс определяет порядок исс, сроки, распределение людских и фин ресурсов etc. Программа соц исс нужна чтобы: ясно представить цели и задачи исс; определить объект исс; найти методику и методы решения практич задач. Процедура любого наблюдения складывается из отв на вопр: "Что наблюдать?" (методологич часть программы исс), "Как наблюдать?" (методич) и "Как вести записи?" (-«-).

Методологич часть: 1)анализ проблемы (противоречие в общ отношен, противоречие между ожидаемым и реальностью) соц. исс. 2)определ объекта (носители проблемы) и предмета (область социальной жизни, содержащая противоречия) соц. исс. 3)определ цель (ожидаемый конечный результат) и задачу (конкретизация цели). 4)формирован гипотезы (обоснованн предположение о структуре соц объекта; характере связей между элементами; факторах, кот определяют связи). 5)введение основ понятий, их интерпретац.

Методич часть определ методы сбора инф, инструменты, методы логич обработки данных и их анализа. Определ методику и технику проведения соц. исс., генеральн совокупность исс Элементы выборки — единицы анализа (могут быть и индивиды и группы). Обоснование избранных методов сбора инф, фиксация основн элементов инструментария и технич приемов. Описание способов обработки и анализа информации предполагает указание каким образом это будет производиться (с использованием каких программ для ЭВМ).

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.