Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование градостроительного ансамбля Москвы 14-16 вв.





В конце 15 в Московское кн-во вступило в новый период своей истории. Ивану 3 предстояло завершить дело нескольких поколений московских князей и собрать все русские земли, до тех пор еще разобщенные и нередко враждовавшие между собой, в единое русское гос-во. Одним из крупнейшим успехом Ивана 3 стало присоединение к Москве необъятных, простиравшихся до Ледовитого океана и Урала владений Великого Новгорода. Потеряли свою самостоятельность Тверское к-во и Вятская земля. В полную зависимость от московского государя попали Рязань и Псков. Было свергнуто монголо-тат иго. В результате 2 успешных войн с Литвой включили в сост московского гос-ва десятки русских городов и областей.

Москва – долгое время всего лишь главный город одного из многочисленных русских кн-в – при Иване 3 превратилась в столицу огромного и сильного гос-ва. «Лицом» его должен был стать Кремль – резиденция великого кн и митрополита Московского. Здесь на высоком холме у слияния реки Неглинной с Москвой-рекой издавна находится центр города. Постройки Кремля напоминали о 1-ых моск. Кн-ях, о славных временах Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Но внешний вид Кремля мало соответствовал могуществу, приобретенному Москвой при Иване 3: крепостная стена с деревянными заплатами на местах многих проломов, небольшие обветшалые соборы, своды которых из-за трещин нуждались в подпорках. И всюду следы пожаров, старая крепость явно не годилась, Кремль нуждался в коренной перестройке.

Началась она в 1472 г. с возведения Успенского собора – главного храма Москвы. Новый собор заложили на месте старого, сооруженного еще в 20-е гг. 14 в при Иване Калите. По своим размерам будущий собор должен превосходить все существующие тогда церкви Северо-Восточной Руси. Строительство велось без задержек и спустя 2 года после начала стены храма были почти готовы. Ночью 20 мая 1474 рухнула северная стена доведенного до сводов здания. После ее падения заботу о продолжении строительства взял великий князь. Он нашел новых зодчих. Через 4 года строительство было завершено, а на центральной площади Кремля величественно поднялся белоснежный собор, напоминающий храмы Владимиро-Суздальской Руси 12в.

Первый каменный собор в Москве. Ученые по-разному считают, как он на самом деле выглядел. Летопись же называет первым каменным храмом города Успенский собор, построенный в 1327 при Иване Калите. Этот собор был сложен из белого камня, имел 1 главу и напоминал храмы Владимиро-Суздальской Руси 12в. Несмотря на свои небольшие размеры собор возвышался над всем городом. Под его сводами молились московские кн-я год от года все более превращавшихся в самых могущественных правителей на северо-востоке Руси. Тут же находили свое последнее пристанище метрополиты. Через полтора столетия после постройки здание собора сильно обветшало и в начале 70-х 15 столетия было разобрано при строительстве нового успенского собора.

Благовещенский собор. (1484-1489) – домовая (семейная) церковь великого кн-я, строили мастера из Пскова. В 15 в псковско-новг арх-ра имела много черт-отличий от Сев-Вост Руси. Но мастера применили здесь художественные приемы различных арх-ных школ, существовавш на Руси. – древней владимирской и псковско-новг. Это подчеркнуло общерусский характер кремлевской арх-ры. Для строительства использовали высокий нижний этаж прежней церкви. Основной объем имел форму куба. С востока – примыкали 3 апсиды. Ряд легких декоративных полуколонок опоясывал все здание. Первоначально храм венчали 3 главы, тяжесть сводов несли 4 столба, изящному внешнему виду соответствовало богатое убранство небольшого внутреннего пространства.

 

Билет 16

Вопр.1

Религия Древнего Ирана

Религия древнего Ирана

Иран

Зона царства Урарту 2000-1000 до н.э. частично на территории СССР, Ирана, захватывала сев. Турцию, закаспийские зоны. Форм. Индоевропейской общности.

Мореходы прекрасные, позолотили посуду; Римляне получили арку из передней Азии (из Шумираканского искусства).

Зороастризм. – вся этическая программа христианства была взята из зороастризма.

 

Переплетение верований различных народов и племен характерно для Бактрии. К элементам зороастризма, сочетавшимся с древними народными культами иранских богов Анахиты и Митры, добавлялись греческие культы, элементы индийской ведической религии, сохранившейся у племен Пенджаба, и, наконец, буддизм.

 

Единства не было достигнуто и в области религиозной идеологии. В Иране были распространены различные дуалистические религиозные учения, рассматривавшие мир как борьбу доброго начала во главе с богом Ормаздом и его «святыми бессмертными» духами и злого начала во главе с богом Ариманом и его демонами (дэвами). Эти учения, связанные с именем легендарного древнего пророка Заратуштры, не получили еще окончательного оформления. Позже они получили догматическую форму в признанных священных книгах «Авесты» и в таком виде известны под названием зороастризма.

В Средней Азии в эти века были распространены местные религиозные культы, среди которых выделялись культы солнечного божества, носившего различные имена. Наряду с этим солнечным божеством почиталась великая богиня, девственница-мать, богиня плодородия, связанная с водою, что особенно понятно на Востоке, где плодородие почвы всецело зависит от орошения. Местные культы в Средней Азии сливались с культом зороастрийских божеств.

Синкретизм, выражавшийся в слиянии местных и эллинских божеств, был характерен для верхушки парфянского общества. Вообще аршакидские цари отличались широкой веротерпимостью, в отличие от более поздней династии Сасинидов, которые были ревностными поборниками чистого зороастризма. В политических целях был обожествлен легендарный Аршак, родоначальник правящей династии. Существовало особое жреческое сословие - маги,- игравшее заметную роль в политической жизни.

При Вологесе I была проведена реформа зороастризма. Были собраны зороастрийские тексты и создана одна из древнейших редакций «Авесты». Таким образом Парфия стала твердыней зороастризма, хотя превращение этой религии в религию государственную произошло лишь в годы правления династий Сасанидов.

Буддизм в Парфии был распространен слабо. Письменность в эти годы представляла собой так называемую пехлевийскую письменность, в которой арамейские письмена а также отдельные слова - гетерограммы использовались для передачи ираноязычного текста. До нашего времени дошло немало деловых документов, которые составлялись с помощью этой письменности. Развивалась и парфянская литература. В годы правления Сасанидов были созданы литературные произведения, которые восходят к парфянским прототипам. Парфянский эпос оказал влияние на известную поэму Фердоуси «Шахнаме», написанную в конце Х века. Существовали и многочисленные парфянские хроники которые послужили источниками для поздних историографий. Парфяне оставили большое наследие в области искусства, особенно скульптуры и архитектуры. Так как правители династии сасанидов, захватив Парфию, стремились уничтожить следы правления парфянских царей и, вообще, следы былого парфянского владычеств на этих территориях, то многие памятники парфянской культуры были уничтожены. Впоследствии это привело к тому, что роль Парфии в истории культуры недооценивалась и лишь раскопки археологов показали, насколько важен был парфянский период в истории Ирана, Месопотамии юго-западных областей Средней Азии. Парфянская культура оказала влияние на культуру сасанидского Ирана, Армении и Средней Азии, кроме того, историки склоняются к мнению, что парфяне были одной из основных этнических групп, участвовавших в этногенезе туркменского народ

Вопр.2

Ессеи

Ессеи (Иссеи)

Секта в иудаизме. Появилась в первой четверти II в. до н.э.

Ессеи отвергали воскресение тел, принимая бессмертие души, вечность наказаний и наград. Ессеи рассматривали физическое тело как темницу души и причину всякого греха.

В отличие от ортодоксальных иудеев, ессеи не верили в пришествие Мессии.

Ессеи вели строгий отшельнический образ жизни, проводя время в молитве и размышлении о божественном законе. Обособленность и замкнутость составляли основной догмат ессеизма, поэтому даже самые необходимые предметы житейских потребностей изготавливались ими самими, чтобы не иметь надобности, приобретая их вне своих общежитий, входить даже в столь незначительное общение с другими людьми. По этой же причине ими отвергались войны, рабство и торговля.

Ессеи не отвергали брак, однако воздерживались от брачных отношений, рассматривая с них причину для получения порочного удовольствия.

Ессеи делились на два класса: деятельных - занимавшихся земледелием, и созерцательных (терапевтов) - занимавшихся чтением и молитвой.

Согласно легендам, ессеи были очень искусны в лечении травами, камнями и кореньями.

Центр ессеизма находился на берегах Мертвого моря, однако само учение выходило далеко за пределы Палестины.

 

Ессеи. Исторические параллели — дело рискованное. Тем не менее секту ессеев уместнее всего охарактеризовать как аскетическую и дисциплинированную группировку древних «хиппи». Считая городскую жизнь растлевающей, они удалились в безлюдные части Страны Израиля, в частности в пустыню около Мертвого моря. Большинство общин ессев состояло из холостяков, поэтому само их существование прямо зависело от постоянного притока новообращенных.

В отличие от саддукеев, ессеи не хотели иметь ничего общего с Храмом и, похоже, считали, что он осквернен саддукейскими священниками. Ессейские общины очень строго соблюдали законы чистоты и нечистоты: ритуальное омовение было для них едва ли не самой главной церемонией.

Ессеи не терпели инакомыслия и изгоняли из своей среды нарушителей правил общины. По всеобщему мнению, это наказание было равносильно смертному приговору для тех, кто продолжал верить, что единственной ритуально чисто пищей может быть лишь приготовленная в их общине. Как только этот источник пищи перекрывался, изгнанники умирали голодной смертью.

Правила ессеев были похожи на монашеские. Члены общины вкушали еду совместно и в полном молчании (за исключением молитвы в начале и конце трапезы). У них не было своих личных помещений, они отдавали общине все свои доходы.

Ессеи – одна из сект в иудействе, получившая начало в первой четверти II в. до н. э. Первоначальные сведения о них находятся у Филона, Иосифа Флавия и Плиния старшего. Во времена первых двух названных историков Е. было около 4000. Развеянные в Палестине, они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев, и, как думают новейшие учёные, составляли ту национальную партию в еврействе, которая боролась с другой, более могущественной партией – эллинистов. Затем, по Филону, почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей – потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, Е. удалились на СЗ от Мертвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками даже в храме иерусалимском, образовали из себя строго замкнутый орден, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в свое сообщество и других, после трёхлетнего испытания. При приеме вступающий в орден должен был под страшной клятвой дать обет: чтить Бога, быть справедливым ко всем, никому не вредить, быть врагом неправды, сохранять верность властям, достигнув власти не превозноситься, не отличать себя от других особой одеждой и украшениями, обличать ложь в любить истину, ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать, воздерживаться от незаконной прибыли, догматов ессейского учения никому не передавать, не употреблять клятвы, верно хранить писания (древние книги) Е. и имена ангелов (по Тосту и Грецу – таинственные имена Божии). Далее, по рассказу Филона, Е. не приносили кровавых жертв (по Флавию – они не приносили этих жертв лишь в иерусалимском храме), усердно занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством, ремеслами, а также врачеваньем (посредством произнесения заклинательных формул и стихов); не делали оружия и отвергали войну; признавали лишь общую собственность; безусловно отрицали рабство; помогали друг другу всячески; учили, что все они братья между собой. Все потребное для себя они изготовляли сами, избегая сношений с торговцами. Теософию они считали праздной болтовней, но много занимались аллегорическим толковавшем Библии и учением о нравственности. Жили они не по одиночке, а общинами, каждая в особом доме; имели общий стол; младшие чтили старших, как дети отцов, окружая их всякой заботливостью. По словам И. Флавия, Моисея Е. ставили непосредственно после Бога (почему особенно строго чтили субботу) и хулу на него наказывали смертью. Жили они, вообще, безбрачно, не потому, чтобы отрицали брак, а потому что считали безбрачие выше брака. Одна отрасль секты позволяла своим членам вступать в брак; но как скоро жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял её не для удовольствия, а для произведения детей. Презирая украшения, Е. не мазались маслом, одежду носили одну и ту же до совершенной её негодности, но на свои трапезы одевали всегда особого покроя белое платье. Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими попечители и священники. Помогали бедным и не принадлежащим к ордену. Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чём житейском; приветствовав солнце молитвой (что вовсе не означает, вопреки мнению некоторых, парсизма), они отпускались начальствующими (без ведома которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия достойному и подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились затем, надев чистую одежду (в особенном доме, в который вход посторонним запрещался), за трапезу, которая имела вид священнодействия. За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно. Судьи у Е. (числом не менее 100) были «строги и справедливы». В исполнении узаконений своего ордена Е. были очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни. Орден разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причём одна степень отделялась от другой так строго, что высшие чрез соприкосновение с низшими становились нечистыми. Е., особенно глубоко изучившим Св. Писание и приготовленным особыми аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее. Е. учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни – в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучатся в холоде и мраке. Е. верили в предопределение. По мнению Неандера, ессейское учение заимствовано от халдеев, со времени плена вавилонского. По мнению Деллингера, в основе ессеизма лежат больше греческие, пифагорейские идеи, чем собственно иудейские. Эвальд, Грец и Иост считают Е. учением чисто иудейского происхождения, различно объясняя его отношение к фарисейству и саддукейству. Находят также генетическое отношение Е. с египетскими терапевтами, расходясь (Гфререр и Газе) в вопросе о том, которое из этих учений предшествовало другому. Столь же различны мнения по вопросу об отношении Е. к христианству. Из древних Евсевий Кесарийский и блаж. Иероним думали, что отрасль ессеев – египетские терапевты – была не что иное, как первые александрийские христиане, обращенные ап. Марком, а хранимые ими «писания древних мужей» – евангелия и послания апостолов. Это мнение Евсевия отвергнуто на основании хронологических соображений, не допускающих одновременности терапевтов и еванг. Марка. Из современных учёных Грец, отрицая подлинность сочинения Филона о терапевтах, приписывает его христианину какой‑либо энкратитогностической или монтанистической секты, терапевтов же признает христианами, но не первыми слушателями ев. Марка, а аскетами еретического направления. Учёные сходятся в том, что ессеизм до некоторой степени подготовил почву для воспринятия христианства и что между первыми массами последователей И. Христа было много ессеев; но из них‑то именно образовались те иудействовавшие гностические секты, против которых предостерегали апостолы.

Вопр.3

Итальянцы в Москве

 

 

Билет 17

Вопр.1

Зороастризм

Зороастризм

В основе зороастризма лежит комплекс древнейших индоиранских представлений, близких индоарийским. Древние иранцы поклонялись двум группам Божеств: ахурам (олицетворение справедливости, порядка) и даэвам (теснее связанным с природой), выделяя светлые божества – Мазду (мудрость, правда) и Митру (договор, согласие, союз). Почитание огня (огнепоклонство) обрело особое значение в борьбе с ритуальным осквернением. Отметьте для себя, что религию иранцев взамен Ахеменидов (VI-IV вв. до н. э.) называют маздеизм. В ней, прежде всего, почитался Ахура-Мазда, Бог-Творец, выступавший, правда, в окружении других богов [5].

В этот период распространяется учение пророка Заратустры (в современном употреблении – Зороастра), определившее к I тысячелетию н. э. характер религиозных верований всего иранского народа. Нелишне напомнить, что Пророк не имеет никакого отношения к “сверхчеловеку” Ф. Ницше (поэтическое эссе “Так говорил Заратустра”). Зороастризм – великая светлая религия с культом Единого Творца, “религия радости”, “религия нравственности”. В ней Триада – это, прежде всего, догматы нравственности: добрые мысли - добрые речи – добрые дела.

Выделите три основы зороастризма: учение о мироздании; учение о конечных судьбах мира (эсхатология); учение о свободе выбора [3].

Вначале было только бесконечное время, вечность. В нем пребывали Благой Дух Ахура-Мазда (Ормузд) и Дух Зла Ангро-Майнью (Ариман).

В зороастризме Добро сразу же противопоставлено Злу. Сравните это пророчество Зороастра с “Апокалипсисом” Иоанна Богослова в христианстве. существенное отличие: своим учением о грехопадении христианство отвечает на вопрос за что дана смерть человеку?; зороастризм же вопрошает: зачем? Души людей, собранные Ормуздом, сами решили обрести тела, созданные из плоти и крови, и вступить в противоборство с Ариманом, так как Дух Зла существует только в материальном мире. Зороастризм не знает первородного греха, зато в нем есть добровольная Жертва и великий Подвиг ради окончательного истребления Зла в мире, воскресения всех праведников и их жизни во веки вечные.

Вопр.2

Христианство в Византии

Византия эпохи императора Юстиниана
Цезарепапизм
Византийские нравы
Подвижники Востока
Псевдо-Дионисий Ареопагит (2-я пол. V в.)
Церковное искусство Византии

Цезарепапизм

В то время как Рим объединял под своим духовным началом среднюю и северную Европу, Византия стремилась к созданию Града Божия на Востоке. Правители Византии видели себя наследниками римских императоров, а свое государство - огромной христианской империей по образцу Римской. Это стремление, казалось, почти полностью осуществилось в царствование императора Юстиниана (483-565).
Прийдя к власти в 527 году, этот император правил "вторым Римом" до самой смерти. Человек чрезвычайно честолюбивый, умный и образованный, он остался в истории христианства властителем, в значительной мере повлиявшим на судьбы Церкви.
В первую очередь Юстиниан считал своей задачей усиление военной и политической мощи Византии. В ходе завоевательных походов он покорил вандалов, разбил остготов; варвары потеряли северную Африку и значительную часть Испании. Ему удалось присоединить к Византии народы Балканского полуострова. Границы Византии стали приближаться к границам Римской империи. В своих эдиктах Юстиниан именовал себя императором франкским, алеманским и прочими титулами, подчеркивая свои претензии на господство в Европе.
Юстиниан прекрасно понимал значение церковного единства для укрепления имперской мощи. Будучи только соправителем Византии, он решительно боролся с монофизитами, в связи с чем наладил связи с римским папой Иоанном, которого с почетом встретил в своей столице. В 544 году Юстиниан издал направленный против монофизитов эдикт "Три главы". Внес он вклад и в опровержение несторианства.
По отношению к Церкви Юстиниан формально соблюдал принцип симфонии, предполагавший равное и дружественное сосуществование Церкви и государства. Однако, по существу, он достраивал то огромное здание имперского абсолютизма, необходимой частью которого должна была стать Церковь. Христианство было важно для Юстиниана только как инструмент укрепления византийской государственности. Соответственно, император присвоил себе право свободно назначать и смещать епископов, устанавливать удобные для себя церковные законы. Иначе говоря, для Юстиниана роль Церкви сводилась к обслуживанию государства, и такое явление в истории получило название цезарепапизма. Формальное закрепление принцип цезарепапизма получил в знаменитом законодательном кодексе, который охватывал все аспекты жизни империи и получил название "Кодекса Юстиниана".
Искренне считая, что христианство и христианское государство можно укреплять силой, Юстиниан не останавливался ни перед чем. Через два года после своего вступления на престол он приказывает закрыть университет в Афинах. Он запретил евреям читать Ветхий Завет на древнееврейском языке. В своих указах Юстиниан заявляет, что "справедливо лишить земных благ того, кто неправильно поклоняется Богу". Именно Юстиниану принадлежат печально знаменитые слова о еретиках: "с них достаточно и того, что они живут!"
Подобная религиозная политика Юстиниана, мало соответствуя христианскому духу, порой и в практических делах приводила к результатам, на которые не рассчитывал император. Так, беспощадно борясь с еретиками, он и сам впоследствии был признан еретиком - его эдикт "Три правила" был осужден Константинопольским Собором 553 года. Юстиниан настроил против себя многих восточных клириков, склонявшихся к монофизитству, и папу на Западе. Именно это послужило в большой степени причиной разрыва Рима и Константинополя, который продлился до 610 г.
Цезарепапизм, родившийся еще в период первых вселенских соборов, все более завоевывал себе место в Византии. Он фактически парализовал духовную силу Церкви и почти лишил ее подлинной социальной значимости. Церковь целиком растворилась в земных делах, обслуживая потребности правителей государства. В результате вера в Бога, духовная жизнь стали существовать автономно, отгородившись монастырскими стенами. Искренне верующие христиане вместо освящения мира бежали от него - как когда-то это делали первые монахи-анахореты. Отрыв же веры от жизни еще более усугубил печальное состояние византийского общества.

Византийские нравы

Византия претендовала на право преемника Римской империи и в определенном смысле добилась своего - но не только за счет завоевания огромной территории. Византийский монарх обладал неограниченным господством, подобно римскому императору. Он стоял выше законов. Жители империи представляли из себя "рабов его величественности", а унизительные церемонии поклонения императору-христианину были скорее достойны языческих царей Египта, считавших себя сынами богов. Деспотическое правление некоторых императоров превращалось в настоящее торжество террора, все более деморализуя общество и способствуя падению нравов. Духовные запросы людей оскудевали. Жители Константинополя проводили дни в цирке, где они в азарте делились на партии, провоцирующие беспорядки и кровопролития. На ипподромах зрители яростно вопили: "Богородица, дай нам победу!"; нанимались колдуны, чтобы напустить порчу на коней. В цирке выступали артисты-мимы, изображавшие самые непристойные сцены и, не смущаясь, богохульствовали. В городе процветали притоны, кабаки, повальное пьянство, разврат. С непомерной роскошью императорской знати и высшего духовенства соседствовала ужасающая бедность. Любовь к труду и общность интересов как будто бы совершенно исчезли из народной жизни. Не раз во время уличных потасовок византийцы чуть ли не сжигали свою столицу."Лентяи и пролетарии из народа, -- замечает византийский историк Лев Диакон, -- имеют привычку во время смут обращаться к грабежу имуществ, поджогу домов и убийству сограждан". Жизнь же погрязшего в роскоши двора состояла из непрерывной цепи переворотов, шантажа, убийств, пыток.
В течение длительного периода в Церкви раздавались только редкие голоса против этих бесчинств, не находившие поддержки в обществе. Любопытно, что распущенность нравов странным образом уживалась с повсеместной демонстрацией благочестия. Население Византии благочестиво пело "Святый Боже" перед началом цирковых представлений и проявляло удивительную склонность к богословствованию. Так, по словам историка Агапия, толпы бездельников на базаре и в пивных рассуждали о Боге и Его сущности. По остроумному замечанию русского философа Вл.Соловьева, в Византии было больше богословов, чем христиан.
Отказ Церкви воздействовать на духовную жизнь общества привел к падению нравов византийцев. Над христианским миром, который хранил Божественные заповеди, но не исполнял их, уже нависала неизбежная кара. В 614 году грозным предостережением стало символическое событие: персы взяли штурмом Иерусалим и увезли крест Христов в качестве трофея в свою столицу. Но это было лишь предвестием более важных событий, потрясших Византию и весь христианский мир.
Однако противоречивый характер христианства византийского образца принес не только отрицательные, но и положительные плоды. В стенах монастырей, где вынужденно сосредоточивалась вся подлинно духовная жизнь общества, созревали замечательные плоды восточного христианства.

Источники христианства.

Ментнруизм: формировался в 3-2 в. до н. э. Культура минтры (мастдэизм) – сын Охоромазды, бог солнца, огня, покровитель волков.

Патриарх среди инанских народов – приобретение воинственности. Играет все большую роль, передний план по отношению к основным космогоническим актам – разделение света и тьмы. Ментроизм вытесняет Агиуромозду – главного противника бога тьмы, характер Сотера-спасителя: белые одежды, диск с 8 лучами (раннее христианство 8-ми конечный крест). Проник на территорию эллинистической Греции, по мере поглощения Руси – проникновение на территорию Италии.

Ментроизм – встречается с ранним христианством и активной конкуренцией. Влияние: белые одежды, трапезы с хлебом и вином, день рождения Ментроизма (непорочное зачатье – божественный брак – бог и богиня – день рождения солнца, рождение Ментроизма – 22 июня – 28 декабря - солнцестояние). Минтра – посвящают в религию – омывают водой и облачают в белые одежды.

Иоан Креститель – связан с хотологией – культура приближения конца света=>Армагеддон – Апокалипсис.

Верование было много, ментроизм – самая сильная тенденция. Иоан Креститель: очищение в воде, осенение их крестом (2 палочки связаны между собой), так и крестят.

Христианство: не на крестообразном кресте, а на т-образном. Символом креста стал в 4 в., крестовоздвижница Елена (мать Константина), тайно вывезла крест из Константинополя. Люди носят крест и осеняют крестным знаменем. Сложность крестовых общин – под видом похоронных объединений=>кряг священников: вечеря, обедня, заутрення (коллективные трапезы – восхождение у тотемизму, поклонение изображению – прототип икон). Выдумывали специальные знаки (преверженцы христианства) – изображение якоря (перевернутый т-образная перекладина – тема спасения).

Изображение рыб или дильфинов (по гречески исхос – рыба – это абравиатура Иисус Христос, есть на многих храмах – пришло от итальянских футуристов=>изобретение телеграфа). Таким образом христиане размечали могилы и не боялись преследований, совершали сугубо ритуальные похороны.

5 в. – появление изображения креста, т.к. орудие казни слив. С более древних символов, которые использовал И. Креститель. Нормальный крест – это древнее добывание знака огня – добыча трением двух палочек.

2 чистых стихий вода и огонь очищают человека по И.К. (проникновение минтроизма, заротоостр. Символ огня). Вэто время – еще одна вариация креста – знак мира(константинов крест – передает решение битвы с Макценцием в Риме, ему снится сон об огненном ангеле, который показывает крест и говорит, что тот победит с этим знаком.) Это стало знаком мира, много источников формировали крест.

В 1 в до н. Э. – борьба митрополита и христианства, во 2 – вытеснение митрополита христ. Основной блок христ. – библия, основная часть – ветхий зовет, сложившийся на протяжении 1000 лет первыезапис. Текты – 11 в. до н. Э..

Происходило: ничего общего с понят. Исхода (высвобождение евреев). Возможно что на переверии жили кочевн. Народ, в период правления Эхонотона – влияние на формирование иудаизма. Тщательно истреблялись памятники эпохи Эхонотона. Движение на поля Полестины этого народа из-за этнического толчка. Их предводитель -–единый и ревностный бог. Знание фиксируется в 11 в. в письменном виде. Укрепление Соломоном, Сааидом. Но существуют судьи и пророки – элита, неподконтрольная гос. Власти. Создание государства и начало строительства храма – калькирование грандиозного египетского строительства, требеют постоянного пожертвования. Создание мощного сословия священнослужителей. Только Ливию и его потомкам можно служить – власть потомков и иерархия(власть духовенства). В иерархии маленький народ пытается выжить(из-за учений Яхмы). В Вавилоне не было особых занятий – евреи занялись созданием текстов, канонизацией текстов в Библии(появление унифицированной библии – 5-ти книжие Иоисеево). Строят новый храм, но страна распадается на 2 части. 66 г. д. Н. Э. – война – разрушение Иерусалима – период диаспоры – рассеяния. 1)10-6;2)2-4;3)1- разгром храма. Первый храм 5-ти книжие.

Результат: единственный способ консолидации народа (т.к. лишены собственного государства, языка и крови), остались единством – вероисповедание жесткое ограничение религии, везде живут общины с аристократическим управлением, которы не интегрируют.

Христос идет по другому пути – снятие религиозных барьеров. Восточно-средезимноморское сознание, персидские компоненты, создание своей религии философии (греки – авторы философии). Неоплатоническая философия – 3-ий элемент(1 – сев-африканский, 2- метроистические компоненты).

Идеальный духовный образ слабое искажение – окружено настоящим миром.

Красота – это мысли бога, добро и т.д. – это все мир платонических идей. Христианство никогда не было единым, это мир религии, который распростронен в слишком разных условиях.

 

Вопр.3

Шатровое зодчество

Шатровое зодчество

Развитие: башнеобразный четырехстолпный крестово-купольный храм –> бесстолпная посадская церковь –> шатровый бесстолпный храм-башня. Истоком было древнерусское деревянное зодчество. Самый первый образец каменного шатрового зодчества – церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь рождения наследника престола у Василия III. В коломенском храме объем торжествует над пространством, интерьер высок и тесен. Широко раскинутые галереи способствуют восприятию стремящихся ввысь форм, членение объема на четверик, восьмерик и шатер не образуют горизонталей и подчеркивают динамику «взлета». Церковь в Коломенском дала начало разнообразному ряду шатровых построек. Основным вариантом типа оставалось здание с шатром на восьмерике над кубическим нижним объемом. В некоторых памятниках 16-17вв шатер по-прежнему доминирует в композиции (церковь Покрова в Медведкове, Архангельский собор в Ниж.Новгороде), однако в последующем развитии шатровое завершение становилось декоративной надстройкой. Утратилось единство композиции – «Дивная» церковь в Угличе имеет три шатра, причем боковые лишь немногим уступают центральному. Самым ярким и впечатляющим произведением русского зодчества, «жемчужиной», является Покровский собор (храм Василия Блаженного). Восемь меньших столпов сгруппированы вокруг девятого центрального, увенчанного шатром. Центральный объем повторяет схему церкви в Коломенском – на прямоугольный объем поставлен восьмерик, завершенный шатром. Четверик дополнен апсидой. Высокий восьмерик разделен на два яруса. Здание Покровского собора стало кульминацией художественных идей, внесенных в становление общерусского зодчества того времени.

 

ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО
  Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности).
Покровский собор на Красной площади в Москве

Традиция устанавливать памятники зародилась в глубокой древности. Древнегреческие и древнеримские города были украшены многочисленными статуями выдающихся правителей и полководцев, триумфальными арками, напоминавшими о славных победах, торжественными колоннами. В Древней Руси памятниками служили специально воздвигавшиеся кресты, часовни и в особых случаях храмы. Чаще всего сооружение храмов-памятников было связано с военными победами. Так, в память о победе над татаро-монголами на Куликовом поле (1380) был построен храм Рождества Богородицы в Бобреневском монастыре под Коломной. Знаменитый Покровский собор на Красной площади в Москве, больше известный как храм Василия Блаженного, был воздвигнут по повелению Ивана Грозного в честь победы русских полков над Казанским ханством в 1552 г. Однако не только военные победы отмечали строительством храмов-памятников. Были и другие события, казавшиеся современникам достойными увековечения в кирпиче и камне. Один из самых счастливых и долгожданных дней в жизни московского государя Василия III наступил 25 августа 1530 г. Царь радовался не просто как отец, увидевший своего первенца, но и как правитель огромной неспокойной страны, понимавший, что если он не оставит наследника, то после его смерти в русских землях вновь начнутся смуты и междоусобья и здание единого государства, с таким трудом созданное его отцом Иваном III, даст опасные трещины. А ждать наследника Василию Ивановичу пришлось долго – целых 25 лет. Его первая жена, бездетная Соломония Сабурова, томилась в монастыре. Да и вторая, Елена Глинская, не сразу подарила ему наследника. Когда, наконец, сын родился, в Москве звонили колокола, люди в церквах горячо молились о здравии новорожденного княжича. Василий III дал благочестивый обет: построить деревянный храм-памятник во имя небесного покровителя своего долгожданного сына – святого Иоанна Предтечи. Ровно через год, в августе 1531 г., в урочище Старое Ваганьково, неподалеку от Кремля, обещанный Богу храм был поставлен.

Храм Вознесения в Коломенском

Существует также и другой памятник, связанный с рождением Ивана IV, – знаменитый храм Вознесения в подмосковном великокняжеском селе Коломенском. Он был освящен 3 сентября 1532 г., накануне дня,







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.