Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Законы, свойства, структура, право и закон.





Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, выражающий волю народа, обладающий высшей юр. силой, регулирующий общественные отношения. Признаки закона: 1. Принимается только органом законодательной власти или референдумом 2. Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ, 3. В идеале закон выражает волю и интересы народа 4. Обладает высшей юр. силой, все подзаконные акты должны соответствовать ему и не противоречить.5. Регулирует важные ключевые общественные отношения Отменить или изменить закон вправе только тот орган, который его принял, и только в строго оговоренном порядке. Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование). Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими органами Г. Виды законов классифицируются: По юридической силе:1.Конституция РФ 2.Федеральный Конституционный закон 3.Федеральный закон 4.Закон субъектов РФ. По субъектам законотворчества: -принятые в результате референдума -принятые законодательным органом По предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д. По сроку действия: постоянные законы, временные законы По характеру: текущие, чрезвычайные По сферам действия: общефедеральные, региональные
По содержанию: экономические, бюджетные, социальные, политические Особо отме­тим, если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне ис­точников права юридические нормы не существуют. Фор­мула "Право создается обществом, а закон — государством" наиболее точно выражает разграничение права и закона. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова

!!!!. Юридический прецедент

Юридический прецедент - это правило, сформулированное в решении суда или иного государственного органа по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное значение. Существуют два вида юридического прецедента: судебный и административный. Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом. Административный прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел.
Характеристики правового прецедента как источника права:

- множественность - в правовой системе, использующей прецедент, его создают несколько органов;
- казуистичность - прецедент всегда конкретен и максимально приближен к жизненной ситуации;
- гибкость - позволяет правоприменительному органу выбирать тот прецедент, который в наибольшей степени соответствует как обстоятельствам дела, так и государственной политике в данной сфере.
Не всё судебное решение является прецедентом. В нём выделяют ядро, то есть изложение правовых принципов, применяемым к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств дела - это и есть норма права, заключённая в решении.

 

!!!!. Особенности обычного и религиозного права.

Правовой обычай (обычное право) — это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила ре­гулирования поведения людей (общественных отношений) которые официально признаны (санкционированы государ­ством) в качестве общеобязательных норм права. Государство признает только те обычаи, которые отвеча­ют интересам общества на определенном этапе его развития. Обычай был исторически первым источником права. Вобрав в себя религиозные, моральные и иные культурные ценности народа, он передавался из поколения в поколение. В настоящее время обычай практически утратил свое значение. Правда, некоторые его нормы сохранились в гражданском (обычаи делового оборота) и международном (консульские уставы) праве.

Религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.) — это право соответствующей религиозной общины (право, регулирующее поведение членов общины верую­щих), а не национально-государственная система права. Поэтому нельзя смешивать, например, индусское право с национально-государственной системой права Индии, а мусульманское право - с системой права того или иного государства, население которого исповедует ислам.

 

35.Система законодательства - это совокупность различных по своей юр. силе нормативных актов в которых получат внешнее выражение содержания права, его нормы, институты. Структура системы законодательства: нормативный акт (закон, указ, постановление ) Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации. Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств. Построение системы законодательства может основываться на различных принципах.В основном законодательство строится с учетом отраслевого принципа (гражданское, уголовное и другие отраслевые законодательства издаются применительно к конкретной сфере правового регулирования). Однако, могут быть и нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы разных отраслей праваВ основу построения системы законодательства может быть положен и такой критерий, как юридическая сила нормативно-правовых актов В государствах, где есть форма федеративного устройства, система законодательства строится с учетом принципа федерализма – федеративное законодательство и законодательство субъектов, входящих в состав федерации.

 

 

?36.Понятие о юридическом регулировании обществ.отношений. Правовое регулирование есть целенаправленное, результативное юридическое воздействие права на общественные отношения, осуществляющееся при помощи совокупности юридических средств (юридических норм, правоотношений и актов реализации), составляющих его механизм (механизм правового регулирования).Правовое регулирование характеризуется наличием предмета, методов, механизма и типов.Под предметом правового регулирования понимаются разнообразные общественные отношения, которые могут и должны быть урегулированы правом. Метод правовогорегулирования представляетсобойспецифический способ (совокупность способов) правового воздействия на регулируемые общественные отношения.В наиболее общем виде механизм правового регулирования (МПР) может быть определен как взятая в единстве система правовых средств и форм, при помощи которой осуществляется результативное юридическое воздействие на общественные отношения с целью удовлетворения частных и общих интересов, установления режима законности и обеспечения правопорядка.Основные структурные элементы механизма правового регулирования: юридической нормы, правовые отношения, акты реализации (в необходимых случаях правоприменительные акты), принципы права и правовое сознание субъектов правоотношений.

 

37. Основные юридические системы современности.Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические, национальные особенности. Каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, то есть специфические особенности. Исходя из этого, выделяют семьи правовых систем: англосаксонская, романо-германская, религиозная, традиционная. 1) Романо-германская правовая система. основе заимствований из римского права.Особенности: Норма в такой семье выступает в качестве общего правила. Основным источником права являются нормативно-правовые.Для права характерно деление на частное и публичное, отрасли и институты2) Англосаксонская правовая система. Сложилась в Англии (1060г). Для этой семьи характерна большая роль судов, которые активно занимаются правотворчеством в виде судебных прецедентов Всё право публично. 3) Мусульманская (религиозная) правовая система. Возникла на основе ислама. Основной источник - Коран, Сунна, Иджма, Кийас. Широкое распространение получила аналогия права. Всё право делится на уголовное, судебное и семейное, отсутствует деление права на публичное и частное. 4) Традиционная правовая система. К семье традиционного права относятся правовые системы. Общий признак - все они выступают в качестве регуляторов общественной жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль, стоят на страже прав человека и гражданина.

 

38.Юридическая деятельность, понятие, структура. Юридическая деятельность это нормативно регламентированная система последовательно осуществляемых субъектами права в установленных процессуальных формах действий, операций и способов, а также используемых средств, направленных на достижение правовых целей. Элементами содержания юридической деятельности выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий. Объекты деятельности это то, на что направлены юридические действия и операции ее субъектов и участников Субъект основной, ведущий носитель правовых отношений, без которого немыслимо существование практики (суд, арбитраж и т.п.). Участники — это отдельные лица (организации), которые так или иначе содействуют субъектам в выполнении правовых операций.В качестве участников следственной практики выступают, например, свидетели и потерпевшие. Юридические действия представляют собой внешне выраженные, социально-преобразующие и влекущие определенные правовые последствия акты субъектов и участников(например, подпись документа). Совокупность взаимосвязанных между собой юридических действий,объединенныхлокальнойцелью,составляет операцию Вкачестве средств выступают допускаемые законом предметы и явления, с помощью которых обеспечиваются достижение цели и необходимый результат. Способ это конкретный путь достижения намеченной цели (результата) с помощью конкретных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок деятельности. Результат воплощает в себе итог юридических операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность.

 

 

39. Субъекты и объекты юридической деятельности. Юридическая деятельность это нормативно регламентированная система последовательно осуществляемых субъектами права в установленных процессуальных формах действий, операций и способов, а также используемых средств, направленных на достижение правовых целей. Объекты деятельности это то, на что направлены юридические действия и операции ее субъектов и участников Субъект основной, ведущий носитель правовых отношений, без которого немыслимо существование практики (суд, арбитраж и т.п.).

40. Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование состоит из двух сторон: - уяснение (для себя); - разъяснение (для других). В зависимости от субъектов толкование подразделяют: - на официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия);-на неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы).Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов). Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином); 2) профессиональным (дают юристы); 3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм). Способы толкования -это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы:1) грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.); 2) логический (толкование с помощью законов и правил логики); 3) систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права); 4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы); 5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта); 6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве).различают три вида толкования: - буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); - ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

 

41. Систематизация законодательства. Систематизация законодательства - это деятельность по совершенствованию законодательства, приведению всех действующих нормативно-правовых актов данного государства в единую, целостную, внутренне и внешне согласованную, непротиворечивую систему. Виды систематизации:а) внутренняя систематизация;б) внешняя систематизация. Цель внутренней систематизации - внутренняя обработка нормативных актов, способствующая достижению внутреннего единства норм права, устранению коллизий, пробелов в праве. Цель внешней систематизации - внешняя обработка нормативных актов, их классификация. Функции систематизации:позволяет обозреть весь массив действующего законодательства;выявляет и устраняет несогласованности, противоречия, пробелы правового регулирования (дефекты законодательства);повышает эффективность законодательства;делает законодательство информационно более доступным (более удобным для пользования, облегчает поиск необходимой нормы);способствует изучению, исследованию законодательства;способствует правовому воспитанию граждан (улучшает познавательный процесс формирования их правосознания).

!!!!. Юридическая техника.

Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Правила подготовки проектов нормативных актов:

1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

4) ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный», «исключительный цинизм» и др.;

5) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);

6) краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

 

42. Юридические,презумпции,фикции,аксиомыПрезумпции (предположения) имеют юридическое значение во многих сферах общественной жизни. Презумпция невиновности, которая закреплена в Конституции, Теория права различает опровержимые и неопровержимые презумпции, фактические и законные презумпции. Еще более сложный характер имеют так называемые фикции, т.е. те фактически несуществующие положения, которые, однако, правом признаются существующими и имеющими юридическое значение. Например, днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в силу решения суда об объявлении его умершим.Словом, презумпции и фикции – своеобразные юридические факты, которые еще подлежат глубокому изучению представителями теоретико-правового знания. Правовые аксиомы определяются как самоочевидные истины, не требующие доказательств. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания.

43. Реализация права: понятие, форма.Реализация права — это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возмож­ностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организацийРеализация права как процесс воп­лощения права в жизнь включает в себя, во-первых, юри­дические механизмы реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму. Непосредственная реализация, т.е. осуществление пра­ва в фактическом поведении, происходит в4 формах: Форма первая — соблюдение запретов.Здесь реализу­ются запрещающие и охранительные нормы. Для соблюде­ния запретов необходимо воздержание от запрещенных дей­ствий, т.е. пассивное поведение. Форма вторая— исполнение обязанностей.Это реали­зация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение: упла­тить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору и т.п.Форма третья— использование субъективного права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные праваСубъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего Применение-особаяформа реализации права,особый вид юридич.деят-ти,осуществ.специально уполномоченным властным субъектом,направленный на принуждение правонарушителя к надлежащему исполнению своих обяз-тей,возложению на него мер неблагопр.характера,предусм.санкцией юридич.нормы.

Признаки:деят-ть предполагает применение принуждения к участникам общ.отношений;все действия правоприменителя регламентированы законодательством;правопримен.деят-ть осуществляется в процедурно-процессуальной форме.

46 Пробелы в законодательстве.В реальной действительности возможны ситуации, когда в действующем законодательстве отсутствует необходимая правовая норма. Эта ситуация именуется пробелом в праве. Пробелы в праве могут быть вызваны следующими причинами: 1.общественные отношения динамичны, непрерывно изменяются и законодатель не успевает их регулировать; 2.несовершенство действующего законодательства. Устранение пробелов в праве возможно только в ходе правотворческой деятельности, однако, частичное восполнение таких пробелов возможно и в ходе правоприменительной деятельности. Такое восполнение пробелов именуется применением права по аналогии.
Правовые аналогии выступают в двух видах:
1.аналогия закона - решение конкретного дела на основе сходной, близкой по содержанию нормы права;
2.аналогия права - решение дела при отсутствии даже близкой по содержанию нормы права на основе принципов права, т.е. справедливости, гуманизма, демократизма и т.д.
Применение правовой аналогии должно быть исключительным, а в уголовном и административном праве она строго запрещена.

 

44.Применение юридических норм.Применение норм права — это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-, определенных лиц. Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий — стадий: 1. Установление фактических обстоятельств дела. Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным .2. Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам. На этой стадии правоприменительный орган прежде всего решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму — значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела 3. отыскиваются юридические нормы,регулирующие данные правоотношения .4. принятие решения и вынесение правоприменит.акта .5. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫДеятельность компетентных органов завершается изданием акта применения нормы праваАкт применения нормы права — это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического делаВо-первых, акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Во-вторых, акт применения — это индивидуальный правовой акт. В-третьих, правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. В-четвертых, акты применения норм права издаются установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры.),должны иметь следующие обязательные элементы: 1) вводную часть, в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат; 2) описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела; 3) мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения; 4) резолютивную часть, в которой излагается содержание решения. Каждый правоприменительный акт имеет строго определенные наименования: приговор, приказ, постановление, распоряжение.

!!!!Юридические факты в системе юридической деятельности.

Юридические фактыэто определенные жизненные обстоя­тельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений. Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для появления и функционирования правоотношений.

По волевому признаку юридические факты делятся на собы­тия и действия. События — это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. Например, стихийные бедст­вия — пожары (но не поджоги), наводнения, землетрясения, в результате которых гибнут люди, причиняется вред их имущест­ву, а стало быть, возникают соответствующие правоотношения связанные с возмещением ущерба, наследованием, страховым вознаграждением и т.д. Действия — это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия, в свою очередь, подраз­деляются на правомерные (поступление на работу или в вуз, выход на пенсию, регистрация брака) и неправомерные (все виды право­нарушений).

Среди юридических фактов выделяются также правовые со­стояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, в розыске, в должности и т.д.). Особую роль в динамике правоотношений играют так назы­ваемые юридические составы или сложные, комплексные факты, когда для возникновения определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов). В целом юридические факты играют весьма важную и актив­ную роль в общей правовой системе, являясь своего рода ее «нервными окончаниями» (рецепторами), сцепляющими нормы права с реальными общественными отношениями. С помощью хорошо продуманной шкалы (набора) юридических фактов, т.е. путем придания юридического значения тем или иным жизненным обстоятельствам, можно существенным образом влиять на динамику развития социальных процессов, направлять их в нуж­ное русло.

45.ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА - распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу. Как правило, закон обратной силы не имеет, т.е. не распространяется на отношения, возникшие до его издания. К тому или иному факту или случаю необходимо применять закон, который действовал в момент, когда произошел данный случай или имел место данный фактВ виде исключения закону иногда придается обратная сила, что должно быть специально оговорено в новом законе либо в акте о введении его в действие. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1) если в самом законе об этом сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: - по истечении срока действия акта, на который он был принят; - в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена); - на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена). Обратная сила закона как правило применяется в отношениях между государством и индивидами, причем делается это в интересах индивидов. Примерами применения обратной силы закона являются пенсионное законодательство и нормы уголовного права, которые устраняют или смягчают ответственность за ранее совершённое преступление.

47.Юридические факты их виды.Юридические факты -это жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Классификация юридических фактов и ее основание: 1. юридические факты можно подразделить на: - правообразующие (вступление в брак) - правоизменяющие (перевод на вышестоящую должность) - правопрекращающие (смерть, увольнение) 2. юридические факты могут быть: -положительными, связывают правовые последствия с наличием определенных обстоятельств -отрицательными, связывают правовые последствия с отсутствием определенных 3.юридические факты делятся на: -простой юридический факт -фактический состав, это совокупность юридических фактов, наличие каждого из которых необходимо, а всех вместе достаточно для наступления определенных правовых последствий. 4.по волевому моменту юридически факты разделяют на: события, действия, юридические состояния -события, не зависят от воли человека (удар молнии, в результате которого начался пожар) разделяются на: -уникальные -повторяющиеся -одномоментные -длительные -действия, всегда зависят от воли людей, разделяют на: -правомерные действия, которые делятся: на -юридические поступки (не имеют целы вызвать юридические последствия, например: находка) -юридические акты (направлены на вызывание юридические последствий, пример: сделки, судебные решения) делятся на: -односторонние (для наступления правовых последствий достаточно воли одной стороны правоотношений) -неодносторонние (для наступления правовых последствий требуется наличие волеизъявления всех сторон правоотношений) -неправомерные (уг., гр.,дисципл. правонарушения) делятся на: -преступления (общественно опасны) -проступки (административные, дисциплинарные, гражданские) - юридические состояния, могут зависеть, или не зависеть от воли людей.  
 
  Начало формы
 

Конец формы

       

46. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ И СПОСОБЫ ИХ ВОСПОЛНЕНИЯ Пробел в праве - это отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.
Пробелы можно рассматривать с нескольких сторон:
- пробел в позитивном праве, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычаев, ни прецедента;* пробел в нормативно-правовом регулировании, когда отсутствуют нормы закона и нормы подзаконных актов;- пробел в законодательстве (в узком и точном смысле этого слова), когда отсутствует закон (акт высшего органа власти) вообще;- пробел в законе, когда имеется неполное урегулирование вопроса в данном законе.Как правило, отсутствие или неполнота нормы в данном акте есть и его пробел, и пробел права в целом. Совокупность доказательственных действий и составляет содержание деятельности по установлению пробела. Деятельность по установлению пробелов тесно связана с правотворчествомДля того чтобы установить наличие пробела, исследуются содержание действующей системы права, материальные общественные отношения, классово-волевые отношения, правотворческая деятельность государственных, а иногда и общественных органов, правоприменительная практика, правосознание. Применение аналогии - это не восполнение пробела в праве, так как в результате такого применения пробел не ликвидируется. Восполнение пробела в праве относится к прерогативе правотворческих, а не правоприменительных органов.

48. Правоотношения, структура.Правоотношения это разновидность общественных отношений, которые урегулированы правом и, участники которых связаны взаимными правами иобязанностями. Правоотношения обладают следующими признаками: правоспобность и дееспособность; связь сторон правоотношения в виде взаимных прав и обязанностей; норма права, юридические факты. Другими словами предпосылками возникновения правоотношения являются нормы права, юридические факты и правосубъектность (правоспособность и дееспособность).
Правоспособность - способность лица иметь права и обязанности. У физических лиц она возникает с момента рождения. Юридические лица обладают специальной правоспособностью, т.е. они могут иметь только те права и обязанности, которые закреплены в уставе. Дееспособность - способность лица своими действиями приобретать для себя права и обязанности. Структура правоотношения - его внутреннее строение.
Структурными элементами любого правоотношения является:
1. субъекты правоотношения;2. объекты правоотношения;3. содержание правоотношения. Субъектами правоотношения могут быть правоспособные и дееспособные физические лица, юридические лица, государство. Структура правоотношения - его внутреннее строение. Объект правоотношения это то, на что направлено правоотношение. 1.материальные блага (вещи, предметы и т.д.), данный объект характерен для уголовных правоотношений; 2.нематериальные блага (жизнь, честь, достоинство и т.д.), данный объект характерен для уголовных и гражданских правоотношений; 3.действия субъектов, данный объект характерен для любых правоотношений; 4.результаты духовного творчества (произведения науки, литературы, живописи и т.д.), данный объект характерен для авторских правоотношений; 5.ценные бумаги и официальные документы, данный объект характерен для любых правоотношений. Содержание любого правоотношения включает субъективное право и юридическую обязанность.

49. Классификация правоотношений.Правоотношения это разновидность общественных отношений, которые урегулированы правом и, участники которых связаны взаимными правами и обязанностями. Правоотношения классифицируют по различным основаниям. В зависимости от отраслей права правоотношения могут быть:1. гражданско-правовые правоотношения;2.уголовно-правовые правоотношения;3.административно-правовые правоотношения.
В зависимости от конкретизации субъектов правоотношений они могут быть относительные и абсолютные. В абсолютных правоотношениях определяется только одна сторона - управомоченная, а обязанная сторона не конкретизируется, поэтому обязанность лежит на всех иных лицах (право собственности, по которому управомоченная сторона - собственник, обязанная - все иные лица, которые обладают обязанностью не препятствовать собственнику использовать свое субъективное право.В зависимости от характера правоотношения могут быть: 1.регулятивные;2.охранительные. Регулятивные отношения возникают, когда лица реализуют свои субъективные права или исполняют обязанности, например, поступают на работу, платят налоги. Охранительные отношения возникают, если лица нарушают права или не исполняют обязанности, например, отношения юридической ответственности.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.