|
Политический лидер в правовом государстве. Куль личности, его предпосылки. Политический волюнтаризм.Политическое лидерство в системе властных отношений занимает особое место. В лидерстве наиболее ярко проявляется "видимость" власти, ее наглядность. Политические лидеры персонифицируют собой власть. Они обладают таким огромным влиянием, которое несоизмеримо с влиянием других субъектов политики. Лидеры – это особый тип политиков-профессионалов, живущих для политики. Политика есть дело их жизни. Политика для них – подлинное человеческое деяние и сфера полной самоотдачи. Политическое лидерство есть феномен власти. В лидерстве четко проявляется способность одного лица, находящегося на вершине властной пирамиды, изменять желаемым для себя образом социальное поведение других людей, социальных слоев, общества (если речь идет об общенациональном лидере). Вместе с тем лидерство – это власть особого рода. В лидерстве властные отношения отличаются максимальной асимметричностью, максимальным неравенством, поскольку лидер аккумулирует у себя власть, способную заставить делать то, что он приказывает, всех членов группы, организации, а в случае с нацией – всех граждан. Особенностью лидерства как властеотношения является то, что власть лидера носит неформальный характер. Это не власть по должности, а власть авторитета, который имеет продолжительное влияние. Авторитет и влияние лидера складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля. Формируется социально-психологический процесс лидерства, который отличается от руководства как юридически регламентированного процесса. Однако должность и лидерство в политике тесно взаимосвязаны. "Реальное" лидерство в своей основе неформально, но, имея авторитетно-властные полномочия, лидер чаще всего со временем занимает и определенную должность. Должность может стабилизировать положение лидера, может значительно усилить или ослабить его. "Реальное" лидерство и формальное занятие должности могут частично перекрывать друг друга, но не совпадают полностью. Некоторые лидеры не занимают высших должностей, и многие из тех, кто занимает официальные позиции на вершине должностной иерархии, не являются лидерами. Лидерство как власть характеризуется и тем, что оно осуществляется по широкому кругу вопросов. Политические лидеры осуществляют свою власть над экономической и социальной сферой, над внешней политикой и безопасностью. Их влияние распространяется на культуру и искусство, т.е. решение, которое принимает лидер, может затрагивать любую общественную проблему. Лидерство также предполагает не просто случайное использование власти, а продолжительное влияние. Поэтому лидерство рельефнее проявляется в условиях организованных групп. Чем организованнее группа, тем длительнее и феномен лидерства. Лидерство в толпе ситуационно, носит локальный и временный характер, и только организация пролонгирует лидерство на достаточно длительный срок. Функции политического лидерства Изучая политику как лидерство, американский исследователь Р. Такер выделил три основные функции, которые выполняет лидер. Во-первых, это диагностическая функция. "Постановка диагноза" – период, когда лидер изучает ситуацию, оценивает ее, определяя наиболее важные проблемы, вычленяя негативные тенденции и устанавливает, что и как должно быть исправлено. Свои выводы лидер делает на основе полученной информации от советников, помощников. Но, учитывая оценки экспертов, лидер, и только он, ставит "диагноз" ситуации. Диагностическая функция связана с директивой. Директивная функция включает в себя определение направления действий: как и что конкретно надо предпринять в определенный момент, чтобы решить проблему. Но лидерство – это нечто большее, чем анализ и принятие решений. Это и "мобилизация" на выполнение решений, вовлечение в конкретную деятельность тех, кто нужен для решения задачи и достижения поставленной цели. Лидерство в политике выполняет важнейшую мобилизационную функцию. Вокруг лидера сплачиваются группы, социальные слои, нация в целом. Многие исследователи политического лидерства считают, что разнообразные социальные интересы только с приходом лидера получают четкое оформление и переносятся в центр политической жизни. Лидер способствует политической самоидентификации индивидов, социальных групп, слоев. Действуя на людей в массе, лидеры способны воодушевить и повести их за собой на реализацию самых сложных задач, требующих от граждан и мужества, и жертвенности, и героизма. Таким образом, лидер – это авторитетный член организации или социальной группы, влияние которого позволяет ему играть главную роль в принятии решений в политическом процессе и конкретных ситуациях. "Идеальное" лидерство есть сочетание трех основных функций: "постановки диагноза", определения направления действий и мобилизации. Культ личности (лат. - поклонение, почитание) - безмерное восхваление человека, слепое поклонение, а иногда и обожествление человека, занимающего высокое положение в иерархии полет, или религ. власти, чрезмерное преувеличение заслуг, функций и роли лидера. Теоретической основой культа личности является волюнтаристский, взгляд на историю, согласно которому ее ход определяется не объективными законами, а волей выдающихся людей, преимущественно вождей (см. Вождизм). Чаще культ личности присущ тоталитарным и авторитарным государствам. Иногда его элементы прослеживаются и в дем. странах (во Франции в период правления Шарля де Голля). Предпосылки культа личности политических руководителей на социально-психологическом уровне начинаются с их сакрализации, обожествления власти. Древнейшие начала его - в идолопоклонстве первобытных религиозных верований и культов. Субъективной предпосылкой культа личности также патриархальное восприятие главы государства как "отца" одной большой семьи, признание государства с жесткой иерархической, построением общества единственной моделью. Культ личности чаще всего возникает при концентрации в руках одного человека всех рычагов политической, экономической, духовной и социальной власти. Термин "культ личности" относительно характеристики общественно-политической, положения в 30-50-х гг в СССР впервые использован 1956, когда ЦК КПСС принял постановление "О преодолении культа личности и его последствий", в которой были проанализированы объективные и суб "Объективные причины возникновения культа И. В. Сталина. Объективными причинами культа личности назывались: отсталость страны, капиталистическое окружение, внешняя угроза, субъективными - личные черты характера диктатораЭлементы культа личности наблюдались в деятельности Л. И. Брежнева, руководителей коллективно социалистических государств, они имеют место в ряде стран Востока. ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas — воля) (от лат. voluntas - воля) - форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни. Политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого, стихийного начала в политике, трактуют ее как спонтанный, иррациональный процесс произвольных решений и действий, не основанных на программе деятельности, конкретной и реальной цели общественно-политического развития страны, региона. Абсолютизация волевых желаний вне их объективного наполнения, содержания неизбежно ведет к краху проводимой политики, ее ущербности. характерен для политиков линейного движения мысли и действия, догоняющей модернизации, субъективистского стиля политического мышления, сопутствующей "культуры", алогичного и антидиалектического склада мышления. Разрывая сущее и должное, они приукрашивают должное, которое к тому часто просто недостижимо. Поэтому волюнтаризм как течение политической мысли и действия наносит большой ущерб политической консолидации и интеграции социальных сил общества и государства, вносит деструктивные моменты в способы принятия и осуществления решений и в целом является деструктивной силой. Корни политического волюнтаризма находятся во внешних детерминантах общественного развития (экономике, социальности и др.), но главные из них, безусловно, политические: отчужденность народа, социальных слоев и групп от политической власти и политической деятельности, от процесса управления делами государства; существование авторитарно-центристской, бюрократической модели управления "сверху"; неразвитость, а порой и отсутствие политического сознания и культуры политических субъектов, их однолинейный, формационный стиль мышления; начальственная ориентация в деятельности многих людей и другие.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|