Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Молитва ученого-материалиста





 

В предыдущей части нашей беседы мы сопоставили положения научного знания с постулатами Великого закона. Но наука представляет из себя только одну сторону человеческого познания. Второй стороной по праву является религиозное учение. Как мужское и женское начало соединяясь, дают возможность проявится новой жизни, так и эти два пути познания в своем единстве позволяют достичь истинного знания.

Религия? - спросите вы, - Но причем здесь знание? Насколько нам известно, в религии всегда во главу угла ставилась вера в незыблемые каноны, принесенные из глубины веков, а иногда и просто выдуманные кучкой шарлатанов. Религиозно настроенные люди просто верят тому, что им говорят, не требуя доказательств декларируемым канонам. Знание же опирается на факт. К тому же, религия вечно противопоставляет себя науке, как впрочем и наоборот.

Дело в том, друзья мои, что знание высших истин становится верованием, чтобы стать доступным народу. Эти истины не нуждаются в доказывании, да и не могут быть доказаны категориями материального мира, поскольку не относятся к нему. Научное же знание идет другим путем. Исходя из категорий материального мира, наука постигает его закономерности и сводит их в обусловленные логикой системы научного знания.

Действительно, развитие и той, и другой системы знания от момента их возникновения шло несколько порознь. Наука разработала целую концепцию отрицания религиозных постулатов, что привело к созданию новой формации общественной мысли - атеизма. Религиозные доктрины были объявлены вымыслом и «опиумом для народа». Религия тоже не сильно-то церемонилась со своими научными оппонентами и злорадно грела руки на кострах инквизиции, в которых сгорело немало ученых.

Опасность науки без духовности нередко представляет собой монстра почище, чем опасность слепой догматики религиозности, не признающей достижений прогресса. Научные поиски по принципу «а вдруг чтой-то новое обнаружим» приводят зачастую к крайне негативным последствиям. Заваленность планеты отходами радиоактивного распада и термоядерным оружием доказывает опасность научного поиска, толкающегося от индуктивных методов познания и плюющего на духовные принципы существования природы и человека, как ее части. Действие а-ля «после нас - хоть потоп» неизменно приводит к искомому потопу.

Религия отвечает полным закупориванием себя в собственных рамках. Дескать, вы там, во внешнем мире, сами по себе, а у нас здесь все на века определено и расписано. Мы на своих канонах стояли, стоим и стоять будем.

Излишняя религиозность, а точнее фанатизм, зачастую приводят к еще более печальным последствиям, чем бездуховное использование научных знаний. Одни религиозные войны чего стоят.

Но все эти взаимные дрязги, а также несовершенство религии и науки, как самостоятельных видов познания, вовсе не означает, что так будет всегда. До определенного момента холст ткется и краски растираются отдельно друг от друга, но приходит время, и они встречаются, чтобы, повинуясь воле художника, стать прекрасной картиной мироздания.

 

Для того, чтобы полноценно осознать закономерности возникновения, как религиозного, так и научного знания, попробуем обратиться к истории становления человеческого общества.

На заре становления человеческого общества, люди были вынуждены объединяться с себе подобными для обеспечения сохранности из поколения в поколение полученных результатов развития, поскольку только таким способом они могли развить средства обмена информацией. Кроме того, консолидация была необходима и для решения насущных потребностей телесных оболочек в пище, защите от повреждений и отдыхе. Множеству людей все это проще было обеспечить, чем одиночкам.

Люди с более выраженным стремлением к совершенствованию, с более проявленными творческой волей и индивидуальностью, становились лидерами, вождями вновь образованного сообщества. Они объединяли вокруг себя менее развитых людей и регулировали деятельность своих подчиненных с целью наилучшей реализации заложенного в них потенциала.

В рамках зарождающегося общества естественно появлялась потребность и в науке, как в средстве достижения большей эффективности человеческой деятельности, а также, как в способе изучения окружающего мира, преумножения и сохранения полученного опыта.

Сперва наука несла в себе больше прикладных функций, обеспечивая насущные нужды общества, но с дальнейшим его развитием стали появляться дисциплины, имеющие очень отдаленное отношение к потребностям в пище и теплом ватерклозете. У людей возникла надобность в познании мира, его истории и причинно-следственых связей. Религия эту нишу заполнить не могла, поскольку вера, даже для не слишком развитых людей, далеко не во всем является полноценным заменителем знания.

В связи с появлением насущной потребности в научных изысканиях, у некоторых людей обнаруживались способности к наблюдению окружающей реальности и сопоставлению осознанных фактов в стройные системы знания, основанные на логических построениях. Такие люди стали заниматься развитием своих способностей в том направлении, в котором они больше проявлялись, паралельно кооперируясь с другими, склонными к науке, личностями. Так возникали научные школы и традиции изучения окружающей реальности.

 

Становление религиозных систем общественной мысли шло своим путем. Особо развитые, для своего времени, люди, в которых стремление к совершенствованию проявилось, в отличие от «светил» науки, не вовне, а внутрь собственной сущности, посредством длительного самопознания и осмысления окружающего мира открывали истину о природе мироздания. Поскольку их интеллект и способности к абстрактному мышлению не были еще достаточно развиты, они осуществляли привязку полученной из откровений информации к знакомым, привычным им отношениям и понятиям.

Так возникали различные религии. Именно единым способом откровения обусловлено то обстоятельство, что практически все мировые религии совпадают во многих деталях своих доктрин.

 

Наличие единого способа откровения в основе зарождающегося верования не относится только к самым примитивным культам, поскольку люди, проповедующие их, не достигли уровня развития, необходимого для откровения, и ощущают лишь смутное чувство присутствия Величественного. Вследствии невозможности адекватно трактовать это неясное ощущение, люди были вынуждены довольствоваться теми примитивными верованиями, которые им подсказало их недостаточно развитое сознание. Верования эти позднее были систематизированы в отдельную группу так называемых языческих культов, подразделявшихся в зависимости от характерных особенностей их возникновения и отличительных признаков. В них общность понятий тоже присутствует, только на более примитивном уровне, чем в религиях.

Проявления религиозных традиций первобытных людей, также, как ритуалы современных аборигенов и прочих племенных народов, стоящих в начале своего развития, являлись синкретическими, то есть представляли из себя сплав музыки, танца, песни, театральной постановки. Они несли в себе попытки обращения к сверхестественным, с точки зрения участников, силам и различались только особенностями направленности верования участников и некоторыми деталями ритуалов. В этих ритуалах прослеживается неразрывная связь, гармония с окружающим миром, проявляющаяся в стремлении к подражанию звукам птиц, животных, в украшении себя шкурами, частями растений и перьями.

 

В основе практически всех первобытных культов лежит анимизм - верование первобытных народов в существование мира духов. Оно имело место в определенный период развития в истории практически всех народов. Различия в культах, как уже было сказано, состояло в направленности этого верования. Некоторые, наиболее чувствительные и способные к восприятию люди в племени, могли безотчетно ощущать существование и присутствие духовного начала. Исходя из этого восприятия, они по разному трактовали это присутствие относительно той картины мира, которая у них сложилась на тот период их развития.

Некоторые народы верили, что все существующие в природе явления, как облеченные в определенную форму, так и не имеющие ее, являются проявлением всемогущих духов. В зависимости от климатических особенностей той местности, в которой проживало племя, от происходивших на памяти людей необычных стихийных проявлений и их влияния на жизнь племени, эти явления наделялись присутствием в них добрых или злых духов. Эти духи впоследствии, при увеличении численности племени, переходили в разряд богов. Именно поэтому политеизм так развит в исходных точках мировых цивилизаций.

Каждому явлению соответствовал свой дух, трансформировавшийся впоследствии в бога - куратора отдельного вида природных явлений. Мы уже говорили о мыслеформах стихий или элементалах. Именно их формирование и последующее влияние на материальный мир подкрепляло веру в существование отдельных богов для каждого вида явлений природы, будь то дождь, мороз или ветер.

 

Еще одним направлением языческих верований был тотемизм. Исповедующие его племена верили в то, что духи животных и растений могут им помогать, особенно если с ними в некоторой степени породниться. При этом они старались стать «родственниками» животных или растений, наделенных теми качествами, которые ценились в племени. Считалось, что дух ястреба наделяет своих «родичей» зоркостью и стремительностью, дух медведя - силой, лисы - хитростью и проворством. Само собой, духам тотема поклонялись и возлагали жертвы, прося о том, чтобы они придали тех качеств, котооые соответствуют представлениям о «родственнике» из мира природы.

В результате соответствующих ритуалов, а точнее, направленной деятельности воли и сознания их участников, на ментальном уровне создавалась устойчивая мыслеформа с волевым посылом, направленным на придание необходимых качеств. Эта мыслеформа воздействовала на ментальное поле человека с целью кореляции процессов его организма в требуемом направлении, опять-таки подкрепляя веру племени в необходимость и правильность их ритуальной деятельности.

 

Очередной разновидностью языческих культов является фетишизм - поклонение различным предметам и вещам. Как правило, эти предметы в сознании племени были связаны с каким-то необычным явлением, которое считалось проявлением власти духов, либо сам предмет был необычным и посему считался причастным к сверъхестественным силам.

Увидев, как от удара молнии расплавился и принял необычную форму кусок руды, или найдя принесенную ураганом корягу, застрявшую на большой высоте в расселине скалы, люди приписывали им определенные коммуникативные возможности по отношению к миру духов. Поклонение этим вещам, в свою очередь создавало устойчивые мыслеформы, ну а дальше все шло по тому же сценарию, который мы уже обсуждали.

 

Отдельной разновидностью фетишизма является идолопоклонство. От изначального фетишизма оно отличается тем, что предметы поклонения не обретаются при различных загадочных обстоятельствах, а изготавливаются самими людьми.

Традиции идолопоклонства берут свое начало от самых первых попыток человечества заниматься творчеством. Человек рисовал на стенах пещеры события, которые происходили в его повседневной жизни - охоту на оленей и мамонтов, рыбалку, собирание различных плодов и кореньев. При этом он представлял, как он это делает и, естественно, в своих представлениях стремился, чтобы у него это получалось лучше и занятия были удачнее. Постепенно человек стал замечать, что после его художественных излияний занятия действительно стали проходить благополучно. Ничего удивительного здесь нет, так как начинала работать энергия мысли, заключенная в положительной мыслеформе.

Той же природы и происхождение ритуальных песнопений. Некогда распеваемые песни о том, как хорошо было бы завалить на охоте мамонта пожирнее, приносили свои плоды и входили в традицию.

Так вот, замечая, что его художества приносят не только эстетическое наслаждение, но и более ощутимые результаты, человек решил, что может посредством рисунка общаться с духами тех животных, которых он рисует, дабы попросить у них удачи в предстоящей охоте. Поверив в существование этой связи, он стал уже намеренно воспроизводить изображения животных и возносить им свои молитвы и прошения.

Далее перед человеком встала одна маленькая проблема. Животных изображать достаточно легко, но как изобразить духа ветра или мороза. Для того, чтобы обращаться к кому-то за помощью, этот кто-то должен быть личностью, способной воспринять твою преданность и лояльность. Да и ты должен отчетливо представлять себе своего благодетеля. Именно поэтому сначала духов стихий, а затем и духов растений и животных стали представлять себе как людей. Ведь человек человека обязательно поймет и поможет ему, а вот поймет ли дух-крыса о чем его просит человек, желающий избавиться от нашествия грызунов на запасы продовольствия, это еще большой вопрос.

Если вспомните, то во многих зарождающихся религиях были боги, представлявшие из себя полулюдей - полуживотных, как переходное звено, содержащее в себе наследие языческих культов. Постепенно различные представления о духах природы и различных богах воплощалисьв материальную форму в виде статуй и различных изображений, которым и поклонялись племена с целью быть услышанными могущественными силами.

 

Естественно, описанные вариации языческих культов практически не существовали в отдельном виде, а совмещали в себе многие разновидности анимизма. То есть косматые прихожане первобытных культов и в духов верили, и в то, что с животными можно породниться, и идолов мастерили, и фетиши необычные подбирали, и гимны высшим силам горланили.

Кстати, и сейчас многим не мешает соседство в доме икон, подковы на счастье, фигурки даосской трехногой жабы, якобы приносящей богатство, и кусочка метеорита, который хозяин периодически потирает «на удачу». Да и сами иконы и статуи разнообразных святых и божеств в различных религиях, в принципе, есть ни что иное, как определенная форма идолопоклонства, то есть обращение к высшим силам через посредство предмета материального мира, изображающее объект поклонения. И заметьте, молитва иконе о получении солидных процентов на вклад действует не хуже, чем потирание металлического дерева, увешанного вместо листьев монетками - и в том, и в другом случае образуется мыслеформа, воздействующая на структуру ментального мира с целью получения предмета, на который направлена воля просителя. Вот только стоит ли оно того?

 

Общность основных вероучений, основанная на откровениях, постигших лучших представителей человечества, помимо язычества, не относится к докринам некоторых современных культов. Эти религиозные образования создавались не в результате тщательного осмысления структуры бытия при помощи божественных откровений, а в результате концепций различного толка, скомбинированных из корыстных побуждений некоторыми меркантильно настроенными авантюристами.

Как сказал один из таких деятелей: «Хочешь заработать миллион - играй на бирже, хочешь заработать миллиард - создай собственную религию».

Мы не будем подробно останавливатся на деятельности подобных прохиндеев, поскольку их деятельность не имеет ничего общего с совершенствованием человеческой личности. Это просто вид бизнеса, к тому же один из самых грязных и гнусных, которые только изобретались людьми. А изложение особенностей бизнеса не входит в предмет нашей с вами беседы. Мы же с вами вернемся к оставленному нами на время обсуждению соотношения науки и религии.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.