|
Первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Дата обследования. 2. Ф. И. О. общественного инспектора, социального педагога, производящего обследование. 3. Ф. И. О. несовершеннолетнего. 4. Возраст несовершеннолетнего (указать год, месяц, число рождения), место его рождения. 5. Адрес, телефон (если ребенок проживает по данному адресу временно, то указать, откуда он прибыл и адрес постоянного места его жительства, а также сведения о лицах, оставшихся проживать по месту постоянной прописки несовершеннолетнего). 6. Сведения о родителях (когда умерли, осуждены, лишены родительских прав, где находятся или проживают, работают и т.д.). 7. Сведения о родственниках (братьях, сестрах, других близких родственниках, их Ф.И.О., место жительства, род занятий). 8. Занятие несовершеннолетнего: посещает ясли, детский сад, учится в школе, учреждении начального профессионального заведения, техникуме, вузе и т.п., работает (указать, где, кем, совмещает работу с учебой), ничем не занят (указать, с какого времени оставил учебу, работу, почему, сколько классов кончил). 9. Материальное положение несовершеннолетнего (размер пенсии, пособия, алиментов, выплачиваемых на содержание ребенка, заработной платы подростка). 10. Сведения об имуществе (есть, нет). При наличии имущества составить его опись, при наличии денег, акций указать сумму и место хранения. 11. Жилищно-бытовые условия, в которых находится несовершеннолетний (кто является нанимателем жилья, количество членов семьи, проживающих на данной площади, размер и благоустройство помещения). 12. Есть ли жалобы на состояние здоровья. 13. Данные о лице, изъявившем желание стать опекуном (попечителем) или усыновителем ребенка. 14. В какой помощи (социальной, правовой, педагогической, материальной) нуждается несовершеннолетний. 15. Выводы и мотивированное заключение о наиболее целесообразной форме устройства несовершеннолетнего (передать под опеку или попечительство, на усыновление, определить в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение). Социальный педагог (ФИО)
Приложение № 6 Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка
Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно вы- явить детей группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними. Общая сумма баллов — 150. При определении характера социальной ситуации и особенностей конкретного ребенка набор баллов:
— ниже 30 — предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск); — от 31 до 40 — социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы', — более 40 — высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).
Заполнение матрицы требует от социального педагога не только знания фактологических данных, но и применения социологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы социальному педагогу в частности при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми». Для более точного определения этих качественных характеристик можно использовать небольшой опросник, дополняющий и уточняющий визуальные наблюдения. Так, для уточнения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы: «Хотел бы ты в своей будущей семье: — иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей? — воспитывать детей так же, как это делают твои родители? — относиться к пожилым родителям, как это принято в твоей родительской семье? — разделять домашнюю работу, как это делается в семье твоих родителей? — проводить свободное время так же, как твои родители?» Каждый из поставленных вопросов допускает дополнительные уточняющие вопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не нравится)?» и т.п. Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами. Так же поступаем при оценке жизненных целей ребенка, его направленности. Для уточнения ценностных ориентации и проблем ребенка предлагаем использовать следующие формализованные вопросы с набором ответов: 1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять главных проблем) • денежные проблемы твоей семьи • отношения с родителями • отношения между родителями • отношения со сверстниками • конфликты с педагогами • трудности усвоения школьной программы • здоровье близких родственников • чем заняться в свободное время • личная жизнь • что-либо другое (что именно?) 2. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств) • с высокой оплатой • с гарантией от безработицы • престижную • не вредную для здоровья • связанную с разъездами, новыми впечатлениями • требующую личной предприимчивости, изобретательности • нужную стране, людям • связанную с общением с детьми • связанную с общением с животными • другую (какую именно?) При необходимости набор ответов можно расширить, включая в них актуальные для данного ребенка позиции. Как и в первом случае, рекомендуется использовать серию дополнительных вопросов, уточняющих полученную информацию (углубленное интервью). Необходимо обратить внимание на порядок выбираемых ребенком позиций, поскольку он указывает на иерархию предпочтений и жизненных целей (что во-первых, во-вторых и т.д.) диагностики уровня распространенности насилия в среде школьников может служить анонимный анкетный опрос учащихся по данной теме, который позволит получить информацию о наличии (массовости) этого явления и формах его проявления в данной школе. Ниже приводится текст анкеты, используемой для подобного опроса. 1. Твой пол — мужской — женский 2. В каком классе учишься? 3. С каким чувством ты идешь обычно в школу? — с удовольствием, с хорошим настроением — равнодушно, без удовольствия — с плохим настроением 4. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били? Если да, то с кем? — со сверстниками в школе — со сверстниками на улице — со старшими ребятами в школе — со старшими ребятами на улице — с другими людьми — такого не случалось 5. Случалось ли, чтобы кто-либо пытался оскорблять, унижать, издеваться над тобой? — да, сверстники в школе — да, сверстники на улице — да, старшие ребята в школе — да, старшие ребята на улице — да, другие люди — нет, такого не случалось 6. Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали принести что-либо из дома? — да, случалось — нет, такого не случалось 7. Если случалось, как ты поступал в этом случае? — рассказывал родителям — рассказывал старшему брату (сестре) — рассказывал другу, подруге — рассказывал учителю — пытался защитить себя, дрался — никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали — такого не случалось Приложение № 7
Опросник при посещении семьи ребенка, находящегося в приюте (по Т.Я. Сафоновой)
1. Точный адрес, телефон. 2. Данные о ребенке, находящемся в приюте: возраст, какое ДЦУ или школу посещает, состоит ли на учете в милиции, взаимоотношения ребенка с другими членами семьи, со сверстниками. Какие у него проблемы: трудное поведение, отклонения в состоянии здоровья и т.д. 3. Состав семьи ребенка, в которой он живет: родители, степень их родства с ребенком, бабушки, дедушки, братья, сестры, другие родственники. 4. Данные о родителях: ОТЕЦ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков. Уровень образования, кем и где работает или не работает, привлекался ли к уголовной ответственности, лишение родительских прав. МАТЬ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков. Образование, кем и где работает или не работает, привлекалась ли к уголовной ответственности, лишение родительских прав. 5. Другие дети: возраст каждого, состояние здоровья, посещение дошкольных или школьных учреждений. 6. Другие родственники: родственные связи по отношению к данному ребенку, характерные особенности. 7. Жилищные условия: живут в отдельном доме, квартире (отдельной, коммунальной), сколько человек в одной комнате. Комната, где находятся дети. Санитарные условия и санитарное состояние жилища. 8. Материальные условия семьи: примерный ежемесячный бюджет семьи, получают ли пособия на детей. 9. Моральная и психологическая обстановка в семье: наличие частых гулянок, драк, запоев одного или обоих родителей. Отношение взрослых друг к другу: избиение, насилие. 10. Отношение к данному ребенку: проявления любви, заботы, пренебрежения, невнимания; наказания (физические и другие); физическое и сексуальное насилие. 11. Отношение к другим детям — есть ли различия между отношением к другим детям и ребенку, находящемуся в приюте. 12. Социальная помощь данной семье — имеются ли дополнительные социальные пособия, льготы и в связи с чем.
Приложение № 8
Социальная карта ребенка, находящегося в приюте (по Т.Я. Сафоновой) Ф.И.О.______________________________________ Дата рождения________ Домашний адрес ______________________________ Телефон________ Дата поступления ________ Поступил _______(с братьями, сестрами, один). Кто направил (привел) ребенка __________ Где проживает в настоящее время __________ Причины и обстоятельства поступления _____ I . Сведения о семье ребенка МАТЬ ___________________ (Ф.И.О родная, неродная, приемная), возраст __, семейное положение __ образование _______________ где и кем работает_____________ физическое здоровье___________________(инвалид) психическое здоровье_______________________ (состоит ли на учете в диспансере) употребление алкоголя _________, наркотиков привлекалась ли к уголовной ответственности__________________ лишение родительских прав__________ ОТЕЦ:___________________(Ф.И.О., родной, неродной, приемный, партнер матери) возраст __, семейное положение ___ образование _______ где и кем работает ___ физическое здоровье __(инвалид) психическое здоровье_______________________ (состоит ли на учете в диспансере) употребление алкоголя __ наркотиков ___ привлекался ли к уголовной ответственности лишение родительских прав__________, ДРУГИЕ ДЕТИ: 1.__________ 2.______________________ ДРУГИЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ:____________ (родство с ребенком, возраст, здоровье, алкоголизм, особенности поведения). ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ _______(свой дом, квартира, коммунальная, санитарное состояние). МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ: примерный ежемесячный бюджет ________ дополнительные социальные пособия получают ли пособия на ребенка ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ: наличие пьянок, скандалов _____, характер отношений родителей между собой ______________ к детям ___________, к данному ребенку ____________ физические наказания детей_____________ пренебрежение ____(плохо кормят, одевают, не обращаются к врачу, не пускают в школу), сексуальное насилие _____ другое ______________ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА: что посещает _______________ (№ школы, какой класс), успеваемость _____, состоит ли на учете в отд. милиции _ (по какому поводу, с какого возраста), побеги из дома, бродяжничество __; (как часто, когда в последний раз). Как часто болеет _____________ Дополнительные сведения
ОЦЕНКА СТРЕСС-ФАКТОРОВ В СЕМЬЕ (подчеркнуть или вписать дополнительно)
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ДАННОГО РЕБЕНКА 1. 2.
Приложение № 9 Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|