Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей





1. Дата обследования.

2. Ф. И. О. общественного инспектора, социального педагога, произ­водящего обследование.

3. Ф. И. О. несовершеннолетнего.

4. Возраст несовершеннолетнего (указать год, месяц, число рожде­ния), место его рождения.

5. Адрес, телефон (если ребенок проживает по данному адресу вре­менно, то указать,

откуда он прибыл и адрес постоянного места его жительства, а также сведения о лицах,

оставшихся проживать по месту постоянной прописки несовершеннолетнего).

6. Сведения о родителях (когда умерли, осуждены, лишены родитель­ских прав, где находятся или проживают,

работают и т.д.).

7. Сведения о родственниках (братьях, сестрах, других близких род­ственниках, их Ф.И.О.,

место жительства, род занятий).

8. Занятие несовершеннолетнего: посещает ясли, детский сад, учится в школе, учреждении

начального профессионального заведения, техни­куме, вузе и т.п., работает (указать, где, кем,

совмещает работу с уче­бой), ничем не занят (указать, с какого времени оставил учебу, работу, почему,

сколько классов кончил).

9. Материальное положение несовершеннолетнего (размер пенсии, пособия, алиментов,

выплачиваемых на содержание ребенка, заработ­ной платы подростка).

10. Сведения об имуществе (есть, нет). При наличии имущества соста­вить его опись,

при наличии денег, акций указать сумму и место хранения.

11. Жилищно-бытовые условия, в которых находится несовершенно­летний (кто является нанимателем жилья,

количество членов семьи, про­живающих на данной площади, размер и благоустройство помещения).

12. Есть ли жалобы на состояние здоровья.

13. Данные о лице, изъявившем желание стать опекуном (попечите­лем) или усыновителем ребенка.

14. В какой помощи (социальной, правовой, педагогической, матери­альной) нуждается несовершеннолетний.

15. Выводы и мотивированное заключение о наиболее целесообраз­ной форме устройства несовершеннолетнего

(передать под опеку или попечительство, на усыновление, определить в детское государственное учреждение

на полное государственное обеспечение).

Социальный педагог (ФИО)

 

Приложение № 6

Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка

N п/п   Социальные характеристики   Балл  
  Состав семьи ребенка  
  Мать, отец, дедушка, бабушка  
  Только мать и отец  
  Мать и отчим, отец и мачеха  
  Одна мать, один отец  
  Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники  
  Школьная успеваемость  
  Хорошая  
  Удовлетворительная  
  Неудовлетворительная  
  Оставил школу, работает  
  Оставил школу, не работает  
  Здоровье ребенка  
  Практически здоров  
  Часто болеет в пределах нормального развития  
  Имеет хронические болезни  
  Отставание в умственном развитии  
  Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни  
  Санитарно-жилищные условия жизни семьи  
  Благоустроенная отдельная квартира  
  Отдельная квартира с родителями супругов  
  Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами  
  Комната в коммунальной квартире с удобствами  
  Комната в общежитии, в бараке без удобств  
  Доход семьи  
  Могут практически себе ни в чем не отказывать  
  Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг  
  На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности  
  Живут от зарплаты до зарплаты  
  Денег до зарплаты не хватает  
б Уровень социального благополучия семьи  
  Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви  
    Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут "по привычке"  
  В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к алкоголю  
    Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей  
  Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение  
  Поведение ребенка в школе    
  Хорошее    
  Удовлетворительное    
  Неудовлетворительное    
  Неоднократно отмечалось асоциальное поведение    
  Стоит на учете в ИДН    
  Внешкольное общение ребенка    
  Постоянное общение в процессе занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов    
    Эпизодическое досуговое общение по интересам, нерегулярные встречи для совместного проведения свободного времени    
  Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей    
    Асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, употребление алкоголя, токсичных веществ    
    Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики    
  Жизненные цели ребенка    
  Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей    
    Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах достижения неопределенно, расплывчато    
    Отсутствие определенных целей и планов на будущее либо наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на авось    
    Целевые ориентации носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа — сверстники с асоциальной направленностью интересов    
    Явно негативные, асоциальные целевые ориентации (отсутствие установки на общественно полезный труд, интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН)    
  Эмоциональные отношения родителей с детьми    
  Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия    
  Слепая любовь, гиперопека    
    Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное    
    Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы    
    Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям    

Инструкция по определению

обобщенного показателя социального

благополучия ребенка

Матрицу заполняет социальный педа­гог или классный руководитель на осно­ве собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно вы-

явить детей группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.

Общая сумма баллов — 150.

При определении характера социаль­ной ситуации и особенностей конкретно­го ребенка набор баллов:

 

— ниже 30 — предполагает принадлеж­ность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

— от 31 до 40 — социальное благопо­лучие ребенка определяется в пределах средней нормы',

— более 40 — высокий уровень социаль­ного благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

 

Заполнение матрицы требует от соци­ального педагога не только знания фактологических данных, но и применения социологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуаль­ные наблюдения и выводы необходимы социальному педагогу в частности при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия се­мьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми». Для более точного определения этих качественных характе­ристик можно использовать небольшой опросник, дополняющий и уточняющий визуальные наблюдения.

Так, для уточне­ния уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) использу­ются следующие вопросы:

«Хотел бы ты в своей будущей семье:

— иметь такие отношения между му­жем и женой, как у твоих родителей?

— воспитывать детей так же, как это делают твои родители?

— относиться к пожилым родителям, как это принято в твоей родительской се­мье?

— разделять домашнюю работу, как это делается в семье твоих родителей?

— проводить свободное время так же, как твои родители?»

Каждый из поставленных вопросов допускает дополнительные уточняющие вопросы для получения развернутого от­вета: «Почему ты так думаешь? Что имен­но тебе нравится (не нравится)?» и т.п. Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотно­шениях между всеми ее членами.

Так же поступаем при оценке жизнен­ных целей ребенка, его направленности. Для уточнения ценностных ориентации и проблем ребенка предлагаем использовать следующие формализованные вопросы с набором ответов:

1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять главных проблем)

• денежные проблемы твоей семьи

• отношения с родителями

• отношения между родителями

• отношения со сверстниками

• конфликты с педагогами

• трудности усвоения школьной про­граммы

• здоровье близких родственников

• чем заняться в свободное время

• личная жизнь

• что-либо другое (что именно?)

2. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)

• с высокой оплатой

• с гарантией от безработицы

• престижную

• не вредную для здоровья

• связанную с разъездами, новыми впечатлениями

• требующую личной предприимчиво­сти, изобретательности

• нужную стране, людям

• связанную с общением с детьми

• связанную с общением с животными

• другую (какую именно?)

При необходимости набор ответов мож­но расширить, включая в них актуальные для данного ребенка позиции. Как и в пер­вом случае, рекомендуется использовать серию дополнительных вопросов, уточня­ющих полученную информацию (углуб­ленное интервью). Необходимо обратить внимание на порядок выбираемых ребен­ком позиций, поскольку он указывает на иерархию предпочтений и жизненных це­лей (что во-первых, во-вторых и т.д.)

диагностики уров­ня распространенности насилия в среде школьников может служить анонимный анкетный опрос учащихся по данной теме, который позволит получить инфор­мацию о наличии (массовости) этого яв­ления и формах его проявления в данной школе. Ниже приводится текст анкеты, используемой для подобного опроса.

1. Твой пол

— мужской

— женский

2. В каком классе учишься?

3. С каким чувством ты идешь обычно в школу?

— с удовольствием, с хорошим на­строением

— равнодушно, без удовольствия

— с плохим настроением

4. Случалось ли тебе участвовать в дра­ке или чтоб тебя били? Если да, то с кем?

— со сверстниками в школе

— со сверстниками на улице

— со старшими ребятами в школе

— со старшими ребятами на улице

— с другими людьми

— такого не случалось

5. Случалось ли, чтобы кто-либо пы­тался оскорблять, унижать, издеваться над тобой?

— да, сверстники в школе

— да, сверстники на улице

— да, старшие ребята в школе

— да, старшие ребята на улице

— да, другие люди

— нет, такого не случалось

6. Случалось ли, чтобы у тебя отбира­ли вещи, деньги, требовали принести что-либо из дома?

— да, случалось

— нет, такого не случалось

7. Если случалось, как ты поступал в этом случае?

— рассказывал родителям

— рассказывал старшему брату (се­стре)

— рассказывал другу, подруге

— рассказывал учителю

— пытался защитить себя, дрался

— никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали

— такого не случалось

Приложение № 7

 

Опросник при посещении семьи ребенка, находящегося в приюте (по Т.Я. Сафоновой)

 

1. Точный адрес, телефон.

2. Данные о ребенке, находящемся в приюте: возраст, какое ДЦУ или школу посещает, состоит ли на учете в милиции, взаимоотношения ре­бенка с другими членами семьи, со сверстниками. Какие у него пробле­мы: трудное поведение, отклонения в состоянии здоровья и т.д.

3. Состав семьи ребенка, в которой он живет: родители, степень их родства с ребенком, бабушки, дедушки, братья, сестры, другие род­ственники.

4. Данные о родителях:

ОТЕЦ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалид­ность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков. Уровень образования, кем и где работает или не работает, привлекался ли к уголовной ответственности, лишение ро­дительских прав.

МАТЬ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалид­ность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков. Образование, кем и где работает или не рабо­тает, привлекалась ли к уголовной ответственности, лишение родитель­ских прав.

5. Другие дети: возраст каждого, состояние здоровья, посещение до­школьных или школьных учреждений.

6. Другие родственники: родственные связи по отношению к данному ребенку, характерные особенности.

7. Жилищные условия: живут в отдельном доме, квартире (отдель­ной, коммунальной), сколько человек в одной комнате. Комната, где находятся дети. Санитарные условия и санитарное состояние жилища.

8. Материальные условия семьи: примерный ежемесячный бюджет семьи, получают ли пособия на детей.

9. Моральная и психологическая обстановка в семье: наличие частых гулянок, драк, запоев одного или обоих родителей. Отношение взрослых друг к другу: избиение, насилие.

10. Отношение к данному ребенку: проявления любви, заботы, пре­небрежения, невнимания; наказания (физические и другие); физичес­кое и сексуальное насилие.

11. Отношение к другим детям — есть ли различия между отношением к другим детям и ребенку, находящемуся в приюте.

12. Социальная помощь данной семье — имеются ли дополнительные социальные пособия, льготы и в связи с чем.

 

Приложение № 8

 

Социальная карта ребенка, находящегося в приюте (по Т.Я. Сафоновой)

Ф.И.О.______________________________________ Дата рождения________

Домашний адрес ______________________________ Телефон________

Дата поступления ________

Поступил _______(с братьями, сестрами, один).

Кто направил (привел) ребенка __________

Где проживает в настоящее время __________

Причины и обстоятельства поступления _____ I

. Сведения о семье ребенка

МАТЬ ___________________ (Ф.И.О родная, неродная, приемная),

возраст __, семейное положение __ образование _______________

где и кем работает_____________ физическое здоровье___________________(инвалид)

психическое здоровье_______________________ (состоит ли на учете в диспансере)

употребление алкоголя _________, наркотиков

привлекалась ли к уголовной ответственности__________________

лишение родительских прав__________

ОТЕЦ:___________________(Ф.И.О., родной, неродной, приемный, партнер матери)

возраст __, семейное положение ___

образование _______

где и кем работает ___

физическое здоровье __(инвалид)

психическое здоровье_______________________ (состоит ли на учете в диспансере)

употребление алкоголя __ наркотиков ___

привлекался ли к уголовной ответственности

лишение родительских прав__________,

ДРУГИЕ ДЕТИ:

1.__________

2.______________________

ДРУГИЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ:____________ (родство с ребенком, возраст, здоровье, алкоголизм, особенности поведения).

ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ _______(свой дом, квартира, коммунальная, санитарное состояние). МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ: примерный ежемесячный бюджет ________

дополнительные социальные пособия получают ли пособия на ребенка

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ:

наличие пьянок, скандалов _____,

характер отношений родителей между собой ______________

к детям ___________, к данному ребенку ____________

физические наказания детей_____________

пренебрежение ____(плохо кормят, одевают, не обращаются к врачу, не пускают в школу),

сексуальное насилие _____

другое ______________

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА:

что посещает _______________ (№ школы, какой класс),

успеваемость _____,

состоит ли на учете в отд. милиции _ (по какому поводу, с какого возраста),

побеги из дома, бродяжничество __; (как часто, когда в последний раз).

Как часто болеет _____________

Дополнительные сведения

 

ОЦЕНКА СТРЕСС-ФАКТОРОВ В СЕМЬЕ

(подчеркнуть или вписать дополнительно)

Социальные   Со стороны родителей   Со стороны ребенка  
безработица плохое жилье неполная семья многодетная семья скученность религиозность социальная изоляция   психические заболевания алкоголизм обоих, одного наркомания обоих, одного проблемы брака трудности в воспитании отсутствие любви к ребенку психическое заболевание инвалидность врожденные заболевания хронические заболевания трудный ребенок отклонения в поведении  

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ДАННОГО РЕБЕНКА

1.

2.

 

Приложение № 9







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.