Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Градостроительные основы проектирования СТО.





УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Брестский государственный

Технический университет»

 
 


Кафедра «Архитектурного проектирования и рисунка»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

по выполнению курсового проекта

«Станция технического обслуживания»

по дисциплине «Архитектурное проектирование»

для студентов 4 курса специальности 1- 690101 «Архитектура»

 

Брест 2012

УДК 72.011(07)

Настоящее задание и методические указания разработаны с целью оказания помощи в курсовом архитектурном проектировании студентам 4 курса специальности 1-690101 «Архитектура».

 

Составители: доцент Арсеньева Л.А.

доцент Сутягин М.М.

 

Рецензент: Андреюк А.А., директор мастерской ЧУП «Студио-А3»

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение.

2. Состав проекта.

3. Этапы проектирования СТОА.

4. Исходные данные к проекту.

4.1. Градостроительные основы проектирования СТОА.

4.2 Типологические основы проектирования СТОА.

5. Методические указания по проектированию СТОА.

5.1. Предпроектные исследования.

5.2. Градостроительные требования проектирования генплана СТОА.

5.3. Объемно-планировочные требования проектирования СТОА

5.3.1 Функциональные технологические требования проектирования СТОА.

5.3.2 Объемно-планировочные решение СТОА

5.4 Конструктивное решение СТОА.

6. Задание на проектирование СТОА на 25 постов.

7. Графическое оформление проекта.

 

 

Введение

 

Учебно-методическая цель курсового проекта - приобретение первичных профессиональных навыков архитектурного проектирования,

ознакомление с принципами архитектурно-пространственной организации небольшого предприятия, методами и приемами комплексного решения производственно-технологических, инженерно-строительных и архитектурно-художественных задач. Небольшие размеры производственного предприятия, сравнительная простота технологических процессов и малая численность работающих позволяют в этом первом курсовом проекте промышленного профиля решить проектные задачи невысокого уровня сложности. Однако уже в этом проекте студенты должны познакомиться со спецификой архитектурного проектирования промышленных объектов, проводя творческий поиск и обоснование архитектурных решений с учетом технологии конкретного вида предприятия, его оборудования, организации производственной среды и интерьера помещений, размерности и видов строительных конструкций, применяемых в промышленных зданиях, создать своеобразный архитектурно-художественный образ.

Задание помогает разобраться с требованиями экономики, являющимися важными факторами при проектировании и строительстве промышленных объектов. Эти вопросы решаются при выборе вариантов, сопоставлении расчетных и фактических технико-экономических показателей проекта.

Состав проекта

- Научно-технический отчет по УИРС.

- Схема ситуационного плана М 1:5000.

- Генеральный план М 1:1000, 1:500.

- Планы этажей с технологической схемой М:200, 1:400.

- Фасады (главный, боковой) М:100, 1:200.

- Разрезы (или разрез) М 1:50, 1:100.

- Перспектива или макет.

- Технико-экономические показатели (выполняются на чертежах проекта):

а) площадь участка, га или м2

б) площадь застройки участка, %;

в) строительный объем, м3.

Этапы проектирования СТО

Этапы разработки проекта:

1. Предпроектные исследования – учебно-исследовательская работа (УИРС) по литературным источникам.

2. Знакомство с организацией технологического процесса (экскурсия на местную СТОА).

3. Изучение градостроительной ситуации.

4. Составление технологической схемы СТОА, размещение основных сооружений.

5. Творческий поиск идеи функционально-планировочной организации и объемно-пространственной композиции станции.

6. Разработка планировочно-технологических, конструктивных и архитектурно-компазиционных, эстетических вопросов проекта.

7. Графическое оформление

 

Исходные данные к проекту.

Рис. 1 Функциональная схема СТОА

 

Методические указания по проектированию СТОА.

Предпроектные исследования

Предпроектные исследования ставят своей задачей ознакомление с опытом проектирования и строительства станций технического обслуживания и родственных им автосервисных и автотранспортных предприятий по литературным источникам, а также изучение градостроительной ситуации с целью обоснования творческой концепции (формирования проектного решения.

Они выполняются в порядке самостоятельной работы во внеучебное время в период первых четырех занятий семестра.

Результаты предпроектных исследований оформляются в виде научно-технического отчета объемом 10-15 страниц с иллюстрациями, который должен содержать:

1) аналитеческий обзор проектных решений СТОА из отечественной и
зарубежной архитектурно-строительной практики, краткую характеристику
изучаемых объектов (функцианально-технологическую, архитектурно-
планировочную, конструктивную, архитектурно-художественную и др.)

2) анализ градостроительной ситуации;

3) предложения по функциональной схеме технологического процесса
(движения машин) на территории станции и в проектируемом здании;

4) описание первичной идеи-концепции проектного решения;

5) выводы по результатам предпроектных исследований;

6) перечень использованной литературы.

При изучении градостроительной ситуации следует обратить особое внимание на расположение станции в плане прилегающего района, возможность удобной связи с автомагистралями, природные характеристики участка, включая рельеф территории, ориентацию по странам света, градостроительную значимость нового сооружения, связь с окружающей застройкой.

При составлении функциональной схемы движения машин на территории и в здании станции следует обеспечить последовательное и поточное движение автомобилей без пересечения трасс движения в соответствии с технологическим графиком технического обслуживания машин.

В описании идеи-концепции проектного решения на базе предпроектного исследования требуется обосновать основную первичную идею возможного проектного замысла - пространственную структуру и композицию будущего комплекса, сочленения и взаимосвязь функциональных зон, структуру внутренних пространств и внешние формы объекта, его инженерно-конструктивное решение, эскизно изобразить варианты первичного представления об объекте в целом. Схема функционального зонирования СТОА.

5.2 Градостроительные требования проектирования генплана СТО.

При застройке генерального плана на стадии эскиза составляются предварительные схемы планировки исходя из возможных вариантов размещения зданий, открытых стоянок и проездов, размеров и конфигурации участка. Объемно-пространственное решение зданий на первичных эскизах и схемах может быть принято достаточно условным исходя из приблизительных подсчетов их площадей по зданию и приема их сочленения. Однако уже при эскизировании следует вести поиск идеи-концепции планировочной организации территории и объемной композиции здания СТОА и ее дальнейшего развития, ориентируясь на полученные здания в учебно-исследовательской работе. В дальнейшем генеральный план может корректироваться и уточняться на следующих стадиях архитектурного проектирования зданий и ансамбля в целом.

При расположении зданий и сооружений следует выдержать принцип зонирования, выделяя последовательно зоны въезда-выезда машин и административно-бытовое обслуживание магазина, основного производства, открытых и закрытых стоянок вспомогательных сооружений и устройства. Стоянка личного транспорта работающих на предприятии должна размещаться за пределами его территории.

На территории СТОА может быть расположена в одном здании, имеющем специализированные помещения, или в нескольких раздельных зданиях. По экономическим соображениям объединенная (блокированная в одном здании) застройка имеет значительные преимущества перед раздельной (павильонной). При разобщенной застройке целесообразно выделить в отдельные корпуса производственный корпус, административно-бытовое здание. Возможно отдельно выделить мойку автомобилей, а также взрывоопасные помещения (окрасочный цех с компрессорной, склад лакокрасочных материалов).

При раздельных въезде и выезде на предприятие въезд должен предшествовать выезду (по направлению движения по магистрали со стороны предприятия). Однако возможно и иное расположение въезда и выезда при условии контроля за въездом и выездом машин следует отдавать предпочтение их совмещению в одном пункте.

Технологической основой генерального плана служат функциональная схема движения и график производственного процесса. Основные схемы движения автомобилей на участке СТОА в зависимости от взаиморасположения въезда и выезда (см. рис. 2.4).

 

 

Примеры решений генеральных планов СТОА приведены в приложении.

Территория СТОА должна иметь ограждение (высотой 1,6 м) и менее двух въездов (выездов). Ворота последних должны распеваться на некотором удалении от магистрали для маневра и возможности расположения стоянки машин для клиентов и сотрудников) станции. Запасные ворота (для выезда при пожаре, ремонте и проч.) следует располагать в удалении от первых. Контрольно-пропускной пункт (КПП) целесообразно размещать рядом с въездом территорию станции.

Трассы подъездов располагаются перпендикулярно к плоскостям ворот. Ширина проездов должна быть не менее 7 м при двухсто­роннем движении и не менее 3,5 м при одностороннем.

Территория, свободная от застройки и мощения, предназначается под озеленение и другие виды благоустройства. Здесь могут быть размещены площадки для отдыха и занятий спортом. Ландшафтная организация территории - одна из задач генерального плана. Площадь территории составляет 2,5 га.

За пределами участка станции располагается стоянка легковых автомобилей клиентов на 10 машиномест, стоянка для личных автомобилей персонала станции на 20 машиномест.

Все территории, свободные от застройки и мощения, в генеральном плане предназначаются под озеленение и другие виды благоустройства. Здесь могут быть размещены площадки для отдыха работающих на предприятии, оборудованные садовыми скамьями, беседками, трельяжами, спортивные площадки (для волейбола, бадминтона и др.). Следует предусмотреть место для наглядной агитации. В озеленении могут применяться: газоны, цветники, кустарники, деревья. Ландшафтная организация территории – одна из задач генерального плана.

На чертеже генерального плана показываются: здания и сооружения с отмостками вокруг них, границы всех замощенных территорий, открытых стоянок, озеленения территорий и виды озеленения и благоустройства (газоны, кустарники, дорожки и проч.), ограждение участка и ворота въездов-выездов, а также общие габаритные размеры участка, трассы движения машин с указание направлений движения. На чертеже приводится экспликация всех зданий, сооружений и автостоянок, а также показатели по генплану: площадь участка в га; площадь застройки в м2; плотность застройки в % (в пределах 35-45%).

 

 

5.3 Объемно-планировочные требования проектирования СТО.

Конструктивное решение СТО.

Для одноэтажных корпусов СТОА целесообразно применять железобетонные или металлические конструкции с сеткой колонн 12х18 м, 18х18 м, 24х24 м. наиболее экономичной является сетка колонн 12х18 м. для стен зданий рекомендуется применять панели из ячеистых бетонов, керамзито- или аглопоритобетона, железобетонные с эффективными утеплителями, а также легкие навесные панели из листового металла с эффективным утеплителем. Не испечено применение стен из кирпича и других традиционных материалов.

Толщина стен и стеновых панелей составляет: кирпичных - 38 или 51 см, эффективных бетонных монолитных - 30 см, железобетонных с утеплителем - 22-25 см, металлических с утеплителем -10 см. Высота панелей - 0,8; 1,2; 1,8 м, длина -6 м. Внутренние перегородки устраиваются кирпичные, гипсолитовые (10, 12 см) и металлические сетчатые по каркасу. В качестве перекрытия могут изменяться настилы из железобетонных плит по прогонам, опирающимся на колонны или стены; при применении металлических облегченных конструкций - профилированный настил по металлическим фермам. В производственных помещениях применяются, как правило, открытые конструкции.

Наружные и внутренние двери устраивают распашными двухстворчатыми, раздвижными и подъемными. Размеры проемов ворот принимаются: 2,6x3 м; 3x3 м; 3,6x3,6 м.

Административно-бытовой корпус может быть запроектирован каркасным, а также с несущими продольными или поперечными стенами. В каркасном здании обычно применяют сетку колонн с пролетами 6+6, 6+3+6, 6+9 и шагом 6 м, что позволяет применять навесные панели.

Конструктивные схемы комплексного здания СТОА выбираются на основе совместного решения технологических, конструктивных и архитектурно-художественных задач с учетом условий района строительства.

Задание на проектирование СТО на 25 постов (состав помещений и площади)

 

Состав и площади помещений

1). Производственная часть (участки) - 2600 м2, в том числе:

приемка и выдача автомобилей - 120 м2;

мойка (поточные линии ЕО) - 80 м2;

диагностика - 80 м2;

регулировочные работы - 80 м2;

техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2) - 300 м2;

текущий ремонт (TP) - 120 м2;

склады (запчастей, материалов, масел) - 500 м2;

слесарно-механический цех - 300 м2;

электротехнический цех - 200 м2;

шиномонтажный цех - 100 м2;

кузовной цех - 300 м2;

окрасочный цех - 200 м2;

компрессорная - 48 м2;

вентиляторная - 48 м.

2). Административно-бытовая часть - 1000 м, в том числе:

а) помещения административно-управленческого аппарата:
вестибюль - 36 м2;

кабинет директора - 24 м2;

кабинет главного инженера -18 м2;

кабинет секретаря -18 м";

кабинет инженера-экономиста - 18 м2;

бухгалтерия - 24 м2;

кабинет диспетчера -18 м2;

помещения контролеров-приемщиков - 24 м2;

кабинет старшего мастера -18м;

помещение мастеров -18м;

кабинет заведующего складом -18 м2;

санитарный узел - 36 м2;

б) бытовые помещения для рабочих:

гардероб для уличной, домашней и рабочей одежды - 200 м2 душевые и преддушевые помещения — 130 м2; умывальники и санузлы - 100 м2;

в) помещения для клиентов:

зал ожидания и оформления документов - 100 м2;

техническая консультация - 72 м;

буфет - 96 м2;

санитарные узлы - 36 м2.

3). Магазин - 950 м2, в том числе:

демонстрационный зал (автомобильный и проч.) - 250 м2;

зал подготовки и выдачи автомобилей - 250 м2;

склад запчастей и сопутствующих товаров — 300 м2;

контора-42 м2;

кабинет директора -18м2;

комната для оформления документов - 36 м2;

комната шоферов-перегонщиков -18 м2;

бюро оформления путевок -18 м2;

санитарный узел -18 м2.

Общая полезная площадь помещений СТОА - 4500-4600 м2

Литература

1. Проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания: Учеб./ М.М.Болбас, Н.М.Капустин, Е.И.Петухов, В.И.Похабов. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997. – 246 с.

2. Афанасьев Л.Л. Гаражи и станции технического обслуживания автомобилей. 1969.

3. Проектирование автодорожных предприятий: Учеб. Пособие/ Дехтеринскийй Л.В., Абелевич Л.В., Карагодин В.И. – М.: Транспорт, 1981. – 218 с.

4. СНБ 3.01.04-2002. Градостроительство. Планировка и застройка населенных пунктов. – Мн.: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, 2003. – 91с.

 

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Брестский государственный

Технический университет»

 
 


Кафедра «Архитектурного проектирования и рисунка»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

по выполнению курсового проекта

«Станция технического обслуживания»

по дисциплине «Архитектурное проектирование»

для студентов 4 курса специальности 1- 690101 «Архитектура»

 

Брест 2012

УДК 72.011(07)

Настоящее задание и методические указания разработаны с целью оказания помощи в курсовом архитектурном проектировании студентам 4 курса специальности 1-690101 «Архитектура».

 

Составители: доцент Арсеньева Л.А.

доцент Сутягин М.М.

 

Рецензент: Андреюк А.А., директор мастерской ЧУП «Студио-А3»

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение.

2. Состав проекта.

3. Этапы проектирования СТОА.

4. Исходные данные к проекту.

4.1. Градостроительные основы проектирования СТОА.

4.2 Типологические основы проектирования СТОА.

5. Методические указания по проектированию СТОА.

5.1. Предпроектные исследования.

5.2. Градостроительные требования проектирования генплана СТОА.

5.3. Объемно-планировочные требования проектирования СТОА

5.3.1 Функциональные технологические требования проектирования СТОА.

5.3.2 Объемно-планировочные решение СТОА

5.4 Конструктивное решение СТОА.

6. Задание на проектирование СТОА на 25 постов.

7. Графическое оформление проекта.

 

 

Введение

 

Учебно-методическая цель курсового проекта - приобретение первичных профессиональных навыков архитектурного проектирования,

ознакомление с принципами архитектурно-пространственной организации небольшого предприятия, методами и приемами комплексного решения производственно-технологических, инженерно-строительных и архитектурно-художественных задач. Небольшие размеры производственного предприятия, сравнительная простота технологических процессов и малая численность работающих позволяют в этом первом курсовом проекте промышленного профиля решить проектные задачи невысокого уровня сложности. Однако уже в этом проекте студенты должны познакомиться со спецификой архитектурного проектирования промышленных объектов, проводя творческий поиск и обоснование архитектурных решений с учетом технологии конкретного вида предприятия, его оборудования, организации производственной среды и интерьера помещений, размерности и видов строительных конструкций, применяемых в промышленных зданиях, создать своеобразный архитектурно-художественный образ.

Задание помогает разобраться с требованиями экономики, являющимися важными факторами при проектировании и строительстве промышленных объектов. Эти вопросы решаются при выборе вариантов, сопоставлении расчетных и фактических технико-экономических показателей проекта.

Состав проекта

- Научно-технический отчет по УИРС.

- Схема ситуационного плана М 1:5000.

- Генеральный план М 1:1000, 1:500.

- Планы этажей с технологической схемой М:200, 1:400.

- Фасады (главный, боковой) М:100, 1:200.

- Разрезы (или разрез) М 1:50, 1:100.

- Перспектива или макет.

- Технико-экономические показатели (выполняются на чертежах проекта):

а) площадь участка, га или м2

б) площадь застройки участка, %;

в) строительный объем, м3.

Этапы проектирования СТО

Этапы разработки проекта:

1. Предпроектные исследования – учебно-исследовательская работа (УИРС) по литературным источникам.

2. Знакомство с организацией технологического процесса (экскурсия на местную СТОА).

3. Изучение градостроительной ситуации.

4. Составление технологической схемы СТОА, размещение основных сооружений.

5. Творческий поиск идеи функционально-планировочной организации и объемно-пространственной композиции станции.

6. Разработка планировочно-технологических, конструктивных и архитектурно-компазиционных, эстетических вопросов проекта.

7. Графическое оформление

 

Исходные данные к проекту.

Градостроительные основы проектирования СТО.

Местные градостроительные требования обусловливаются: расположением участка в плане района и относительно автомагистралей и проездов общего пользования; конфигурацией, размерами, рельефом участка; характером застройки соседних участков; архитектурно-композиционными соображениями; условиями зрительного восприятия.

При работе над генпланом необходимо обеспечить поточность (движения машин по территории, а также безопасность подхода клиентов к группе административно-клиентских помещений и магазину, исключая пересечения основных транспортных и пешеходных потоков.

В генеральном плане СТОА решается планировочная организация ее территории - взаимное расположение зданий и сооружений, проездов, стоянок, элементов благоустройства и озеленения. При планировке ставится задача правильного функционального зонирования территории - выделение на ней зон и сооружений функционального назначения в соответствии с последовательностью производственных процессов.

На территории СТО располагаются:

- производственные здания станции;

- административно-бытовое здание;

- стоянка для автомобилей, прошедших ремонт, на 20 машиномест (под навесом);

- склад горюче-смазочных материалов;

- очистные сооружения (подземные);

- зона отдыха.

На территории, в ближайшей к въезду-выезду зоне целесообразно разместить магазин, административно-бытовое и производственное здания станции за ними - подсобные здания, склады и внутренние стоянки.

Относительно улиц и автомагистралей участок может занимать боковое, угловое, межмагистральное и островное положение. В зависимости от той или иной схемы расположения могут быть выбраны различные приемы взаиморасположения въезда и выезда относительно главной автомагистрали или улицы и второстепенной улицы или проезда.

 

Минимальные расстояния от СТОА до жилых общественных зданий

 

Здания, до которых исчисляются расстояния Расстояние, м., при числе рабочих постов
до 10 11-30 более 30
Жилые дома      
Общественные здания      
Школы и детские учреждения   * *
Стационарные лечебные учреждения   * *

* - по согласованию с органом госсаннадзора.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.