Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ среды непосредственного окружения организации





 

К среде непосредственного окружения относят ту часть внешней среды, с которой организация непосредственно взаимодействует, а именно: потребителей, конкурентов, поставщиков, посредников (в случае необходимости).

Задача анализа состоит в оценке состояния и развития ситуации на рынке, конкурентной среды в отрасли.

 

Характеристика состояния и перспектив развития отрасли

 

Состояние рыночной среды в отрасли может быть представлено значениями технических и экономических характеристик, важнейшими их которых являются:

- товары (продукты, услуги);

- размер рынка (может выражаться в количестве проданных изделий, общей их стоимости);

- темпы роста рынка, фаза жизненного цикла;

- суммарные производственные мощности;

- уровень удовлетворения спроса;

- количество конкурентов и их структура;

- количество покупателей и их структура;

- величина входных барьеров;

- характер вертикальной интеграции (прямая, обратная);

- степень дифференциации продукции;

- размер инвестиций, в том числе из централизованных источников;

- средний уровень рентабельности предприятий отрасли.

Изучение этих характеристик, выявление тенденций их изменения дают важную информацию для определения возможных направлений развития отрасли.

Анализ состояния рыночной среды в отрасли позволит выявить главные движущие силы отрасли и оценить их влияние.

В качестве движущей силы отрасли могут выступать:

1. Обновление продукта (продуктовые инновации).

2. Технологические инновации.

3. Инновации в маркетинг.

4. Вход в отрасль или выход из нее крупных предприятий.

5. Долговременное изменение спроса.

6. Изменения в государственной политике.

7. Изменения в уровнях издержек и эффективности.

 

 

Анализ конкуренции в отрасли

 

Для анализа конкурентной среды в отрасли может быть использована модель М. Портера (рисунок 1)

 

 
 

 

 


Рисунок 1 - Модель сил конкуренции М. Портера

 

 

При выполнении курсового проекта следует проанализировать влияние следующих пяти сил конкуренции:

1) предприятия-конкуренты уже закрепившиеся на отраслевом рынке;

2) проникающие в отрасль новые (потенциальные) конкуренты;

3) конкуренция со стороны товаров-заменителей;

4) позиции покупателей, их экономические возможности;

5) позиции поставщиков, их экономические возможности.

 

Анализ конкурентов и их возможных действий

С целью анализа конкурентов в отрасли необходимо выделить так называемые стратегические группы конкурентов. Для выделения стратегических групп рекомендуется составить карту стратегических групп конкурентов.

Последовательность построения карты следующая:

1. Выбирают характеристики предприятий отрасли. К числу характеристик можно отнести цену, количество, ассортимент, уровень сервисного обслуживания и др. Выбор характеристик определяется целями анализа.

2. Составляется карта с двумя характеристиками. Важно, чтобы они не были коррелированы.

3. Предприятия размещаются на двухкоординатной карте с учетом значений выбранной пары характеристик.

4. Предприятия, попавшие в одно пространство, объединяются в стратегическую группу.

5. Вокруг каждой стратегической группы рисуется окружность, диаметр которой рекомендуется для наглядности определять пропорционально доли стратегической группы в общем объеме продаж отрасли.

Анализ карт стратегических групп позволяет установить:

- состав стратегических групп и их позиции;

- состав предприятий в группе и их позиции;

- основных конкурентов;

- оценить уровень конкуренции в отрасли.

Выявив ближайших конкурентов, необходимо оценить следующие их позиции:

- текущее положение (позиции в стратегической группе);

- возможные цели и стратегии конкурентов;

- потенциал (технологический, кадровый, финансовый и др.).

При анализе конкурентов можно использовать подход, предложенный М. Портером, который рекомендует исследовать четыре элемента:
цели на будущее, текущие стратегии, представления и возможности конкурентов.

Схема исследования конкурентов по М. Портеру представлена на рисунок 2.

Анализ конкурентной среды в отрасли, состава и структуры конкурентов, их намерений и действий необходимо дополнить анализом состояния конкурентных возможностей анализируемого предприятия.

 

Анализ сильных и слабых сторон предприятия

В конкурентной борьбе

 

Как правило, анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе охватывает следующие функциональные зоны (сферы деятельности):

- маркетинг;

- финансы;

- производство;

- технология;

- менеджмент;

- персонал.

 

 

 
 

 


Рисунок 2 - Элементы анализа конкурентов

 

В литературе [1,3,4,5,9,10] излагаются методики проведения такого анализа.

Ниже приведен перечень основных характеристик, которые рекомендуется учесть в ходе анализа.

Маркетинг: доля рынка, контролируемая предприятием; цены на товары и услуги; организация сбыта, сервисное обслуживание, рекламная деятельность, номенклатура (ассортимент) продукции.

Финансы: структура активов, нематериальные активы на балансе предприятия, отношение объема продаж к стоимости использованных активов, инвестиционные ресурсы, движение денежной наличности, размер собственности, оборот акций, динамика дивидендов.

Производство: производственные мощности, использование оборудования, возраст технологического оборудования, контроль качества, объем продаж в расчете на 1 работающего, численность работающих, возможности расширения производства, эффективность перехода на выпуск новой продукции, прямые издержки производства.

Технология: расходы на НИОКР, мощность инженерно-конструкторской базы, позиции в области получения патентов, применяемые стандарты и их совместимость, новые изделия, репутация лидера в области инноваций.

Менеджмент: численность инженерно-технического и управленческого персонала, тип организационной структуры управления, четкость разделения полномочий и функций, скорость реакции управления на изменения во внешней среде, степень гибкости организационной структуры управления, число уровней управления.

Персонал: структура персонала, условия найма, системы оплаты труда и мотивация, расходы на подготовку кадров и повышение квалификации, текучесть кадров.

Перечень приведенных характеристик может быть расширен, сужен, откорректирован с учетом специфики деятельности объекта исследования.

Существуют различные приемы оценки сравнительных характеристик. В данном курсовом проекте предлагается проводить количественную оценку характеристик, исходя из максимального уровня, равного 100 баллам (табл. 3).

 

Таблица 3 - Определение относительных преимуществ предприятия

в конкуренции

    Характеристики   Удельный Анализируемое предприятие   Конкурент 1   Конкурент 2   Конкурент 3
  вес, % баллы 0-100 оценка баллы 0-100 оценка баллы 0-100 оценка баллы 0-100 Оценка
1. Доля рынка                  
2. Цена товара         11,5   7,5   11,5
3. Уровень сервисного обслуживания …                  
Итого:   -   -   -   -  

 

Ранжирование характеристик производится с использованием показателя удельного веса.

Оценив аналогичным образом позиции конкурентов, можно построить профиль конкурентных преимуществ (таблица 4).

 

 

Таблица 4 - Профиль конкурентных преимуществ организации

    Характеристики   Удельный   хуже   лучше   Итоговая оценка Сильней-ший конкурент
  вес % –2 –1   +1 +2    
1. Доля рынка           -10  
2. Цена товара               1,3
3. Уровень сервисного обслуживания …                
Итого:                

 

Варианты балльной оценки соответствуют следующим позициям предприятия:

«2 балла» - Предприятие является лидером в отрасли. Позиции предприятия лучше, чем кого-либо из конкурентов.

«1 балл» - Показатели предприятия хорошие и стабильные, выше среднего уровня.

«0 баллов» - Средний уровень, полное соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке.

«-1 балл» - Уровень показателей ниже среднего. Имеет место ухудшение показателей хозяйственно-финансовой деятельности.

«-2 балла» - Позиции предприятия хуже, чем кого-либо из конкурентов. Предприятие в кризисной ситуации.

В ходе оценки делается отметка по каждой из приведенных характеристик в соответствующей графе. Характеристики с отрицательными вариантами отметок соответствуют слабым сторонам деятельности предприятия, с положительными – сильным сторонам.

Ломаная линия, последовательно соединяющая оценки по всем характеристикам, носит название профиля конкурентных преимуществ (недостатков).

Определить возможные сочетания характеристик рыночной ситуации с сильными и слабыми сторонами предприятия позволяет SWOT-анализ (SWOT по начальным буквам английских слов «сила», «слабость», «возможности» и «угрозы»).

Технология проведения SWOT-анализа предусматривает заполнение матрицы, вид которой представлен на рисунок 3.

 

 

  ВОЗМОЖНОСТИ 1. Снижение темпов инфляции 2. Выход на новые сегменты рынков 3..... УГРОЗЫ 1. Рост цен естественных монополий 2. Появление новых конкурентов 3.....
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1. Наличие портфеля конструкторских разработок 2. Эффективная технология 3.... I   Сила и возможности II   Сила и угрозы
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1. Нехватка оборотных средств 2. Уход с предприятия квалифицированных кадров 3..... III     Слабость и возможности IV     Слабость и угрозы

 

Рисунок 3 - Матрица SWOT

 

В матрице образуются четыре поля:

I поле включает стратегии, использующие сильные стороны предприятия для реализации возможностей, появившихся на рынке;

II поле – стратегии, использующие сильные стороны для устранения угроз;

III поле – стратегии, минимизирующие слабости предприятия, используя возможности ситуации;

IV поле – стратегии, минимизирующие слабости предприятия и угрозы внешней среды.

 

Видение, миссия организации

 

Видение – это руководящая философия бизнеса, обоснование существования предприятия, не сама цель, а скорее чувство основной цели предприятия. Видение – это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Видение определяет уровень притязаний руководства в процессе стратегического планирования.

Миссия предприятия – основная, генеральная цель, цель существования предприятия, которая должна быть выполнена в плановом периоде.

При формулировке миссии необходимо учитывать, что ее содержание должно включать следующие основные позиции:

1. Описание продуктов (услуг) предлагаемых предприятием.

2. Характеристика рынка – предприятие определяет своих основных потребителей (клиентов).

3. Цели предприятия, выраженные терминах выживания роста, доходности.

4. Технология: характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии.

5. Философия: здесь должны быть выражены базовые взгляды и ценности предприятия, служащие основой для создания системы мотивации.

6. Внутренняя концепция, в рамках которой предприятие описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабые стороны, уровень конкурентоспособности, факторы выживания.

7. Внешний образ предприятия, его имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность предприятия перед партнерами, потребителями, обществом в целом. В этой части миссия должна передать впечатление, которое предприятие хочет произвести на внешний мир.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.