|
Анализ среды непосредственного окружения организации
К среде непосредственного окружения относят ту часть внешней среды, с которой организация непосредственно взаимодействует, а именно: потребителей, конкурентов, поставщиков, посредников (в случае необходимости). Задача анализа состоит в оценке состояния и развития ситуации на рынке, конкурентной среды в отрасли.
Характеристика состояния и перспектив развития отрасли
Состояние рыночной среды в отрасли может быть представлено значениями технических и экономических характеристик, важнейшими их которых являются: - товары (продукты, услуги); - размер рынка (может выражаться в количестве проданных изделий, общей их стоимости); - темпы роста рынка, фаза жизненного цикла; - суммарные производственные мощности; - уровень удовлетворения спроса; - количество конкурентов и их структура; - количество покупателей и их структура; - величина входных барьеров; - характер вертикальной интеграции (прямая, обратная); - степень дифференциации продукции; - размер инвестиций, в том числе из централизованных источников; - средний уровень рентабельности предприятий отрасли. Изучение этих характеристик, выявление тенденций их изменения дают важную информацию для определения возможных направлений развития отрасли. Анализ состояния рыночной среды в отрасли позволит выявить главные движущие силы отрасли и оценить их влияние. В качестве движущей силы отрасли могут выступать: 1. Обновление продукта (продуктовые инновации). 2. Технологические инновации. 3. Инновации в маркетинг. 4. Вход в отрасль или выход из нее крупных предприятий. 5. Долговременное изменение спроса. 6. Изменения в государственной политике. 7. Изменения в уровнях издержек и эффективности.
Анализ конкуренции в отрасли
Для анализа конкурентной среды в отрасли может быть использована модель М. Портера (рисунок 1)
Рисунок 1 - Модель сил конкуренции М. Портера
При выполнении курсового проекта следует проанализировать влияние следующих пяти сил конкуренции: 1) предприятия-конкуренты уже закрепившиеся на отраслевом рынке; 2) проникающие в отрасль новые (потенциальные) конкуренты; 3) конкуренция со стороны товаров-заменителей; 4) позиции покупателей, их экономические возможности; 5) позиции поставщиков, их экономические возможности.
Анализ конкурентов и их возможных действий С целью анализа конкурентов в отрасли необходимо выделить так называемые стратегические группы конкурентов. Для выделения стратегических групп рекомендуется составить карту стратегических групп конкурентов. Последовательность построения карты следующая: 1. Выбирают характеристики предприятий отрасли. К числу характеристик можно отнести цену, количество, ассортимент, уровень сервисного обслуживания и др. Выбор характеристик определяется целями анализа. 2. Составляется карта с двумя характеристиками. Важно, чтобы они не были коррелированы. 3. Предприятия размещаются на двухкоординатной карте с учетом значений выбранной пары характеристик. 4. Предприятия, попавшие в одно пространство, объединяются в стратегическую группу. 5. Вокруг каждой стратегической группы рисуется окружность, диаметр которой рекомендуется для наглядности определять пропорционально доли стратегической группы в общем объеме продаж отрасли. Анализ карт стратегических групп позволяет установить: - состав стратегических групп и их позиции; - состав предприятий в группе и их позиции; - основных конкурентов; - оценить уровень конкуренции в отрасли. Выявив ближайших конкурентов, необходимо оценить следующие их позиции: - текущее положение (позиции в стратегической группе); - возможные цели и стратегии конкурентов; - потенциал (технологический, кадровый, финансовый и др.). При анализе конкурентов можно использовать подход, предложенный М. Портером, который рекомендует исследовать четыре элемента: Схема исследования конкурентов по М. Портеру представлена на рисунок 2. Анализ конкурентной среды в отрасли, состава и структуры конкурентов, их намерений и действий необходимо дополнить анализом состояния конкурентных возможностей анализируемого предприятия.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия В конкурентной борьбе
Как правило, анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе охватывает следующие функциональные зоны (сферы деятельности): - маркетинг; - финансы; - производство; - технология; - менеджмент; - персонал.
Рисунок 2 - Элементы анализа конкурентов
В литературе [1,3,4,5,9,10] излагаются методики проведения такого анализа. Ниже приведен перечень основных характеристик, которые рекомендуется учесть в ходе анализа. Маркетинг: доля рынка, контролируемая предприятием; цены на товары и услуги; организация сбыта, сервисное обслуживание, рекламная деятельность, номенклатура (ассортимент) продукции. Финансы: структура активов, нематериальные активы на балансе предприятия, отношение объема продаж к стоимости использованных активов, инвестиционные ресурсы, движение денежной наличности, размер собственности, оборот акций, динамика дивидендов. Производство: производственные мощности, использование оборудования, возраст технологического оборудования, контроль качества, объем продаж в расчете на 1 работающего, численность работающих, возможности расширения производства, эффективность перехода на выпуск новой продукции, прямые издержки производства. Технология: расходы на НИОКР, мощность инженерно-конструкторской базы, позиции в области получения патентов, применяемые стандарты и их совместимость, новые изделия, репутация лидера в области инноваций. Менеджмент: численность инженерно-технического и управленческого персонала, тип организационной структуры управления, четкость разделения полномочий и функций, скорость реакции управления на изменения во внешней среде, степень гибкости организационной структуры управления, число уровней управления. Персонал: структура персонала, условия найма, системы оплаты труда и мотивация, расходы на подготовку кадров и повышение квалификации, текучесть кадров. Перечень приведенных характеристик может быть расширен, сужен, откорректирован с учетом специфики деятельности объекта исследования. Существуют различные приемы оценки сравнительных характеристик. В данном курсовом проекте предлагается проводить количественную оценку характеристик, исходя из максимального уровня, равного 100 баллам (табл. 3).
Таблица 3 - Определение относительных преимуществ предприятия в конкуренции
Ранжирование характеристик производится с использованием показателя удельного веса. Оценив аналогичным образом позиции конкурентов, можно построить профиль конкурентных преимуществ (таблица 4).
Таблица 4 - Профиль конкурентных преимуществ организации
Варианты балльной оценки соответствуют следующим позициям предприятия: «2 балла» - Предприятие является лидером в отрасли. Позиции предприятия лучше, чем кого-либо из конкурентов. «1 балл» - Показатели предприятия хорошие и стабильные, выше среднего уровня. «0 баллов» - Средний уровень, полное соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке. «-1 балл» - Уровень показателей ниже среднего. Имеет место ухудшение показателей хозяйственно-финансовой деятельности. «-2 балла» - Позиции предприятия хуже, чем кого-либо из конкурентов. Предприятие в кризисной ситуации. В ходе оценки делается отметка по каждой из приведенных характеристик в соответствующей графе. Характеристики с отрицательными вариантами отметок соответствуют слабым сторонам деятельности предприятия, с положительными – сильным сторонам. Ломаная линия, последовательно соединяющая оценки по всем характеристикам, носит название профиля конкурентных преимуществ (недостатков). Определить возможные сочетания характеристик рыночной ситуации с сильными и слабыми сторонами предприятия позволяет SWOT-анализ (SWOT по начальным буквам английских слов «сила», «слабость», «возможности» и «угрозы»). Технология проведения SWOT-анализа предусматривает заполнение матрицы, вид которой представлен на рисунок 3.
Рисунок 3 - Матрица SWOT
В матрице образуются четыре поля: I поле включает стратегии, использующие сильные стороны предприятия для реализации возможностей, появившихся на рынке; II поле – стратегии, использующие сильные стороны для устранения угроз; III поле – стратегии, минимизирующие слабости предприятия, используя возможности ситуации; IV поле – стратегии, минимизирующие слабости предприятия и угрозы внешней среды.
Видение, миссия организации
Видение – это руководящая философия бизнеса, обоснование существования предприятия, не сама цель, а скорее чувство основной цели предприятия. Видение – это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Видение определяет уровень притязаний руководства в процессе стратегического планирования. Миссия предприятия – основная, генеральная цель, цель существования предприятия, которая должна быть выполнена в плановом периоде. При формулировке миссии необходимо учитывать, что ее содержание должно включать следующие основные позиции: 1. Описание продуктов (услуг) предлагаемых предприятием. 2. Характеристика рынка – предприятие определяет своих основных потребителей (клиентов). 3. Цели предприятия, выраженные терминах выживания роста, доходности. 4. Технология: характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии. 5. Философия: здесь должны быть выражены базовые взгляды и ценности предприятия, служащие основой для создания системы мотивации. 6. Внутренняя концепция, в рамках которой предприятие описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабые стороны, уровень конкурентоспособности, факторы выживания. 7. Внешний образ предприятия, его имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность предприятия перед партнерами, потребителями, обществом в целом. В этой части миссия должна передать впечатление, которое предприятие хочет произвести на внешний мир. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|