Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ





СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

ЛЕКЦИИ


ТЕМА 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

 

1. ПРЕДПОСЫЛКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Термин «стратегическое управление» был введен на стыке 1960—70 гг. для того, чтобы внести различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управления развитием организации в меняющейся среде.

Выделяют четыре фактора-условия, определяющие актуальность стратегического управления [1]:

1. Во второй половине XX в. число задач, обусловленных внутрифирменными и внешними изменениями, неуклонно возрастало. Многие из них были принципиально новыми и не подлежали решению исходя из опыта, полученного в первой половине XX в.

2. Множественность задач наряду с расширением географических рамок деятельности национальных экономик приводила к дальнейшему усложнению управленческих проблем.

3. Возрастала роль высшего звена управления, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствовала условиям решения возникавших задач.

4. Усиливалась нестабильность внешней среды, что повышало вероятность стратегических внезапных изменений, их непредсказуемость.

Исключительно важным стало использование гибкого управления, которое обеспечивало бы адаптацию предприятия к быстро меняющейся окружающей среде. Своевременное реагирование на возникавшие изменения достигалось посредством стратегического управления развитием предприятия.

 

ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Стратегическое управлениепроцесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения.

Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Стратегия — это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.

Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией в сравнении с оперативным (текущим) управлением, практиковавшимся в бизнесе свыше 20 лет назад, представлены на рис. 1.

С учетом отмеченных особенностей стратегическое управлениеэто управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в конечном счете позволяет организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.


Таблица 1

Сравнительные характеристики систем управления [11]

 

Параметры Управление на основе контроля Управление на основе экстраполяции Управление на основе предвидения изменений Стратегическое управление
Допущения Прошлое повторяется Тенденции сохраняются Новые явления/тенденции предсказуемы Частичная предсказуемость по слабым сигналам
Тип изменений Медленнее реакции фирмы Сравним с реакцией фирмы Быстрее реакции фирмы
Процесс Циклический Реальное время
Основа управления Конт-роль отклонений, комплексное управление Целевое управление Стратегический анализ Учет развития рынка и внешней среды
Акцент в управлении Стабильность / реактивность Предвидение Исследование Творчество
Период С 1900 г. С 1950-х гг. С 1960-х гг. С 1980-х гг.
             

 

1.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА И ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Вопросы для самоконтроля

1. Какие характеристики, помогают понять, что для достижения успеха организацией нужно управлять?

А) ресурсы,

Б) зависимость от внешней среды,

В) горизонтальное разделение труда,

Г) подразделения,

Д) вертикальное разделение труда,

Е) необходимость управления,

Ж) общие факторы в работе руководителей,

З) управленческая деятельность,

И) роли руководителя.

Ответ: «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е», «Ж»

2. Когда идет речь о целевом начале в поведении организации?

А) когда есть хотя бы миссия,

Б) когда есть два составляющих: миссия и цели,

В) когда есть хотя бы цель (и).

Ответ: «Б»

3. Что подразумевается под понятием «иерархия целей» в экономической организации и какую роль оно играет в менеджменте?

А) подчинение одной цели другой,

Б) дерево целей, посредством которого описывается их упорядоченная иерархия (осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели).

Ответ: «Б»

4. Каковы главные критерии качества целей организации?

А) квалифицированный персонал,

Б) конкретность и измеримость,

В) горизонт планирования,

Г) достижимость,

Д) непротиворечивость.

Ответ: «Б», «В», «Г», «Д»

5. В чем отличие стратегии предприятия от бизнес-стратегии? Могут ли они совпадать?

А) Создание ценности и ее превращение в прибыль,

Б) Стоимость бизнеса или прибыль акционера,

В) Предполагаемый уровень знания о бизнес среде,

Г) наличие капитала.

Ответ: «А», «Б», «В»

6. Что такое миссия предприятия? Приведите примеры миссий.

А) Миссия – это цель предприятия,

Б) Миссия – это философия бизнеса,

В) Миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель.

Ответ: «В»

7. Какая информация необходима для правильной формулировки стратегии?

А) устойчивость,

Б) отличительность,

В) предложение конкурентного преимущества,

Г) использование связей между организацией и окружающей средой,

Д) видение,

Е) знание стратегии конкурента,

Ж) высокий уровень подготовки менеджеров и руководителей.

Ответ: «А», «Б», «В», «Г», «Д»

8. Сформулируйте возможные целевые установки по различным функциональ-ным сферам деятельности предприятия.

А) маркетинг - ежегодно предлагать на рынок новый товар; расширить число потребителей на Х %;

Б) финансы - увеличить рентабельность с Х1 до Х2 % к концу года;

В) кадры - ввести систему участия в прибыли к концу второго года.

Г) маркетинг – изучение рынка и спроса.

Ответ: «А», «Б», «В»

9. Дайте определение корпоративной культуры. Почему возросло внимание к этой составляющей реализации стратегии?

А) культура корпорации,

Б) сложный ком­плекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми чле­нами конкретной организации и задающих общие рамки поведе­ния, принимаемые большей частью организации,

Ответ: «Б»

10. Покажите важность персонала в реализации стратегии предприятия.

А) диагностика причин возникновения проблем,

Б) оценка важности возникших проблем, а так же поиск пути их решения,

В) подбор кадров для реализации стратегии компании,

Г) весь процесс управления организацией.

Ответ: «А», «Б», «В»

 

Вопросы для контроля

1. Стратегический менеджмент – это:

А) процесс принятия решений;

Б) наука об управлении сложными объектами;

В) наука и технология стратегического управления;

Г) искусство.

Ответ: «В»

2. Стратегический менеджмент содержит следующие функции:

А) планирование, организацию, руководство и контроль;

Б) прогнозирование, планирование, организацию, координацию, учет, контроль, анализ и мотивацию;

В) социальное планирование, координацию, контроль и мотивацию.

Ответ: «Б»

3. Понятие стратегического менеджмента включает следующие внешние факторы:

А) организационные;

Б) социальные;

В) экономические;

Г) юридические;

Д) исследование и развитие;

Е) политические.

Ответ: «А», «Б», «В», «Г»

4. Основными элементами цикла стратегического менеджмента являются:

А) структура организации;

Б) выбор и обоснование миссии;

В) анализ результатов и выполнение решений.

Ответ: «Б», «В»

5. Цели организации должны:

А) задавать общие направления функционирования организации;

Б) четко и конкретно фиксировать конечное состояние;

В) иметь конкретные сроки выполнения;

Г) определять ответственных за достижение определенных целей.

Ответ: «Г»

6. Миссия организации – это:

А) основная характеристика продукции бизнеса;

Б) качественно выраженная совокупность основных целей и предприниматель-ских намерений;

В) концепция смысла существования организации.

Ответ: «Б»

7. Философия организации – это:

А) основные принципы и смысл предпринимательской деятельности организации;

Б) качественные цели организации;

В) то же, что и миссия.

Ответ: «А»

8. Стратегии организации нацелены в основном на:

А) поведение на рынке;

Б) внутреннее совершенствование;

В) организационно – функциональное развитие в сочетании с продуктово-рыночным.

Ответ: «В»

9. Стратегический менеджмент относится только к:

А) высшему руководству организации;

Б) уровням стратегических зон хозяйствования;

В) всем уровням руководства (менеджмента) организации.

Ответ: «В»

10. Целеполагание организации включает:

А) установление основных целей;

Б) определение бизнеса, основных целей и корпоративной философии;

В) процессы разработки миссии, целей и стратегий организации.

Ответ: «Б»

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные виды стратегий организаций.

А) стратегия низких издержек,

Б) стратегия дифференциации,

В) стратегия оптимальных издержек,

Г) стратегия нападения,

Д) стратегия низких цен.

Ответ: «А», «Б», «В»

2. Дайте характеристику и назовите отличия конкурентных стратегий бизнеса и корпоративных стратегий.

А) Корпоративная стратегия является более сложной категорией управления,

Б) корпоративная компания представляет собой план управления для диверсифицированной компании,

В) с помощью корпоративной стратегии фирмы формализуют и утверждают свои принципы в тех отраслях бизнеса где они диверсифицированы.

Ответ: «А», «В»

3. Выделите основные отличия корпоративной и деловой стратегии фирмы.

А) деловая стратегия отражает функциональную стратегию,

Б) деловая стратегия отражает действия и планы руководства по работе в разнообразных условиях отрасли связанные с решением стратегической проблемы,

В) деловая стратегия затрагивает вопрос о том, как проводить конкуренцию.

Ответ: «А», «Б»

4. Дайте характеристику функциональных и операционных стратегий.

А) функциональная стратегия - стратегия для компании и сфер ее деятельности в целом,

Б) операционная стратегия - более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и отделов (внутри функциональных направлений),

В) функциональная стратегия - для каждого функционального направления определенной сферы деятельности.

Г) операционная стратегия - для каждого отдельного вида деятельности компании.

Ответ: «Б», «В»

5. Назовите отличия функциональных и операционных стратегий организаций.

А) функциональная стратегия – во главе руководители среднего звена (решения принимаются главой подразделения),

Б) функциональная стратегия - действия по поддержке деловой стратегии и достижению целей подразделения, обзор, пересмотр и объединение предложений менеджеров на местах

В) функциональная стратегия – решения принимаются руководителями функциональных служб и других отделов,

Г) операционная стратегия - Действия по решению узкоспециальных вопросов и проблем, связанных с достижением цепей подразделения,

Д) операционная стратегия - руководители на местах (решения принимаются руководителями функциональных служб и других отделов).

Ответ: «А», «Б», «Г», «Д»

6. Покажите взаимосвязь между следующими стратегиями: корпоративной, деловой, функциональной, операционной.

А) соответствие между деловой стратегией, функциональной и операционной наступает при переходе от организационного взаимодействия к целям. Функциональные или операционные менеджеры несут ответственность за установление целей работы и предпринимают стратегические действия, которые будут помогать достижению целей хозяйственных подразделений и улучшать выполнение деловой стратегии,

Б) корпоративная стратегия - действия и подходы, направленные на улучшение деятельности групп предприятий.

Ответ: «А»

7. Какова роль функциональной стратегии?

А) функциональная стратегия относится к плану управпения текущей и основной деятельностью подразделения (НИОКР, производство, маркетинг, обслуживание клиентов, распределение, финансы, кадры и т.д.),

Б) функциональная стратегия – это стратегия управления компанией,

В) функциональная стратегия – стратегия управления более конкретными стратегическими инициативами и подходами в руководстве ключевыми оперативными единицами.

Ответ: «А»

8. Дайте характеристику инвестиционной, инновационной и производственной стратегиям.

А) инновационная стратегия фор­мирует комплекс научных разработок, направленных на удовлетво­рение запросов потребителей и развитие научно-технического и производственного потенциала предприятия,

Б) Инвестиционная стратегия - система долгосрочных целей инвестиционной деятельности организации,

В) Производственная стратегия - подход, вытекающий из общей стратегии, его задача - направлять производственную деятельность компании,

Г) производственная стратегия – это стратегия по развитию производства,

Д) инновационная стратегия – стратегия по внедрению инноваций в рабочий процесс,

Е) инвестиционная стратегия – комплекс действий по привлечению инвестиций.

Ответ: «А», «Б», «В»

9. Роль стратегического маркетинга в стратегическом менеджменте.

А) стратегический маркетинг никак не связан со стратегическим менеджментом,

Б) стратегический маркетинг играет значительную роль, т.к. указывает фирме на такие возможности, которые обеспечивают

потенциал для ее роста и рентабельности,

В) стратегический маркетинг и стратегический менеджмент имеют общие цели, задачи и пути их реализации.

Ответ: «Б»

10. На кого из персонала предприятия возлагается главная ответственность за формирование функциональной и операционной стратегии?

А) операционная стратегия – руководители подразделений, функциональная – руководитель предприятия,

Б) функциональная стратегия - руководители среднего звена, операционная - руководители на местах,

В) только на руководителя предприятия.

Ответ: «Б»

Вопросы для контроля

1. Высшим уровнем стратегического менеджмента является:

А) деловой уровень;

Б) корпоративный уровень;

В) функциональный уровень.

Ответ: «Б»

2. Основными типами конкурентных стратегий являются:

А) стратегия низких издержек;

Б) стратегия дифференциации производства;

В) наступательная стратегия;

Г) оборонительная стратегия;

Д) стратегия вертикальной интеграции;

Е) стратегия горизонтальной интеграции.

Ответ: «А», «Д»

3. Назначение стратегии диверсификации фирмы – это:

А) усиление своей привлекательности;

Б) многопрофильное развитие;

В) повышение доходности;

Г) расширение ассортимента конкретного изделия;

Д) получение дополнительных выгод;

Е) расширение сферы своей деятельности.

Ответ: «А», «Б», «В»

4. Существуют следующие виды стратегий по уровням управления:

А) портфельная;

Б) текущая;

В) деловая (конкурентная);

Г) функциональная.

Ответ: «А», «В»

5. Основной целью функциональной стратегии является:

А) разработка миссии организации;

Б) разработка целей и задач в подразделениях организации;

В) определение сроков реализации продукции;

Г) выявление потребностей персонала.

Ответ: «Б»

6. Координацию функциональных стратегий лучше осуществлять на стадии ……

А) реализации;

Б) обсуждения;

В) планирования.

Ответ: «Б»

7. Менеджеры среднего звена управления – составная часть команды по разработке ……..

А) бизнес – плана;

Б) миссии предприятия;

В) стратегии корпорации;

Г) стратегии бизнеса.

Ответ: «В»

8. В чем заключается разница между сильной и слабой деловой стратегией?

А) в умении разрабатывать меры и подходы, способные обеспечить солидное конкурентное преимущество;

Б) в умении обеспечить солидное конкурентное преимущество;

В) в умении разрабатывать различные меры и подходы.

Ответ: «А»

9. При разработке стратегии в компании необходимо учитывать:

А) интересы всей компании, а не только пожелания отдельных структурных подразделений;

Б) только пожелания отдельных структурных подразделений;

В) интересы топ-менеджеров компании.

Ответ: «А»

10. На кого ложится главная ответственность за разработку операционных стратегий?

А) на руководителей предприятий;

Б) на топ-менеджеров;

В) на руководителей среднего звена;

Г) на менеджеров.

Ответ: «В»

 

 

ТЕМА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое SWOT-анализ и для чего он нужен?

А) SWOT – анализ – это анализ внешней и внутренней среды. Он устанавливает влияние сред на предприятие и коллектив,

Б) SWOT – анализ – это изучение сред обитания предприятия и коллектива и их влияние на процесс развития предприятия,

В) SWOT – анализ - это шиpoкo пpизнaнный пoдxoд, пoзвoляющий пpoвecти coвмecтнoe изyчeниe внeшнeй и внyтpeннeй cpeды. Он ycтaнoвливает cвязи мeждy cилoй и cлaбocтью, кoтopыe пpиcyщи opгaнизaции, внeшними yгpoзaми и вoзмoжнocтями.

Ответ: «В»

2. Какие угрозы могут возникнуть перед российскими предприятиями различных отраслей?

А)

Б)

В)

3. Что такое отраслевой анализ? Обсудите основные направления анализа отрасли.

4. Что такое конкурентоспособность товара, технологии, производства, фирмы, отрасли, страны?

5. В чем заключается принцип действия закона конкуренции?

6. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо изучать конкурентов?

7. Обоснуйте, почему надо изучать потребителей. Всегда ли это необходимо?

8. Проанализируйте методы, применяемые в управленческом анализе. По возможности, приведите примеры из российской практике.

9. Что, на ваш взгляд, сдерживает или затрудняет проведение комплексного анализа деятельности российских предприятий?

10. Назовите основные стратегии достижения конкурентных преимуществ. С чем ассоциируются риски, связанные с каждой из них?

 

Вопросы для контроля

1. Реализация стратегии предусматривает:

А) активизацию менеджеров всех уровней;

Б) выделение средств на реализацию стратегии;

В) введение передового опыта и достижений науки в процессе реализации стратегии;

Г) стимулирование выполнения стратегического замысла;

Д) формирование корпоративной культуры;

Е) периодическую отчетность о выполнении стратегии.

Ответ: «А», «В», «Г»

2. Главной целью стратегического анализа внешней среды организации является:

А) информация, которую надо учитывать при формулировании миссии организации;

Б) информация об угрозах, которую надо учитывать при разработке конкретной стратегии организации;

В) изучение специфики товара конкурента.

Ответ: «В»

3. Факторы, определяющие конкурентную силу поставщика организации – это:

А) уровень специализации поставщика;

Б) концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;

В) темпы инфляции и нормы налогообложения.

Ответ: «Б»

4.В чем сущность SWOT-анализа?

5.Какими конкурентными преимуществами и недостатками обладает российская экономика?

6.Диагностика предприятия – это:

А) анализ финансовых и производственных показателей;

Б) количественная и качественная оценка предприятия по отношению к внешней среде, а так же анализ организационных, финансовых, производственных, управленческих, кадровых аспектов деятельности;

В) анализ места предприятия в конкурентной среде.

Ответ: «Б»

7.Оценка бизнеса и компании – это:

А) оценка эффективности деятельности предприятия;

Б) оценка эффективности управленческой деятельности на предприятии;

В) оценка рыночной стоимости компании и бизнеса.

Ответ: «В»

8.Ситуационный анализ – это:

А) анализ ситуации, сложившейся внутри организации;

Б) анализ влияющих факторов и места предприятия в окружающем бизнес – пространстве;

В) анализ деятельности, проводимый в зависимости от сложившейся ситуации.

Ответ: «Б»

9.Анализ сегментов рынка – это:

А) анализ разбиения рынка сбыта по видам продукции;

Б) анализ потребительского рынка, обслуживаемого предприятием;

В) анализ конкурирующей продукции на рынке.

Ответ: «А»

10.Сегментация стратегических зон хозяйствования – это:

А) выбор перспективных рынков для организации;

Б) деление сферы деятельности организации на крупные блоки, соответствующие отдельным, важным и прибыльным для организации направлениям;

В) разделение рынков сбыта продукции для предприятия.

Ответ: «Б»

 

 

Рис. 8. Факторы внешней среды предприятия

 

Как показано на рис. 8, микросреда (ближнее окружение) включает все заинтересованные группы, которые прямо влияют на основную деятельность предприятия или зависят от ее результатов. Это поставщики, конкуренты, потребители, кредиторы, торговые и иные организации.

Макросреда включает общие факторы, которые не оказывают влияния на краткосрочную деятельность предприятия, не могут влиять на его долгосрочные решения.

 

Поставщики Покупатели

Конкурентное давление i------- 1 Конкурентное давле-

возникает благодаря Конкуренция ние возникает благо-
контролю за условиями_______ среди даря контролю за

сделок. существующих условиями сделок.

Возможные действия: фирм Возможные действия:

обратная интеграция--------- ' ' прямая интеграция;

J дифференциация

продукции

Потенциальные конкуренты

Конкурентное давление

возникает из-за угрозы

вхождения в отрасль

новых конкурентов. Возможные действия: приобретение фирмы для достижения эффекта масштаба при производстве конечного продукта или его компонента; ограничение доступа к источникам сырья

 

Рис. 9. Модель анализа конкуренции Портера

 

Модель пяти сил конкуренции разработана профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Е. Портером \ в 1980 г.;

1. Соперничество между существующими предприятиями. Конкуренция среди производителей возникает в связи с тем, что у одного или нескольких предприятий появляется возможность лучше других удовлетворять запросы потребителей или необходимость улучшить свою деятельность. Стратегия конкуренции представляет собой совокупность наступательных и оборонительных действий, связанных с достижением рыночного успеха, приобретением конкурентного превосходства, над соперниками, а также защитой своей конкурентной позиции.

Взаимодействие соперничающих предприятий имеет следующие черты:

• конкурентная борьба осуществляется с более или менее постоянным упорством за лучшую рыночную позицию. При этом соперники формулируют и постоянно пересматривают свои стратегии;

• стратегии конкурирующих предприятий отличаются большим разнообразием;

• каждый из производителей стремится выбрать такую конкурентную стратегию, которую трудно скопировать или расстроить;

• действия предприятий-соперников приводят к созданию новых условий спроса-предложения товаров.

Конкуренция среди соперничающих предприятий может иметьразные формы и проходить с различной степенью интенсивности. Интенсивность конкуренции зависит от многих факторов: числа предприятий и их размеров, специфики продукции; характера спроса и перспектив развития отрасли; наличия барьеров выхода из отрасли. Усиление конкуренции предприятий-соперников приводит к снижению прибыльности отрасли, так как увеличивает затраты на рекламу, совершенствование продукции и др.

2. Возможности появления новых конкурентов в отрасли зависят от так называемых барьеров входа в отрасль.

Барьеры входа в отрасльэто препятствия, которые необходимо преодолеть для организации бизнеса и успешной конкуренции в отрасли. Барьерами входа в отрасль могут быть:

• приверженность покупателей торговой марке;

• контроль над клиентами сбыта;

• экономия на масштабе производства;

переходные затраты (одноразовые затраты, связанные, например, со сменой поставщика);

• политика правительства, направленная на защиту отрасли через требование лицензирования, ограничение доступа к источникам сырья.

ПРИМЕР 8

Фармацевтическая промышленностьодна из самых прибыльных отраслей, но доступ в нее сильно затруднен,отрасль защищена патентами, и нужны большие средства на проведение научных исследований.

3. Угроза появления товаров-заменителей зависит от цены производства заменителей и готовности покупателей принять такую замену. Примером угрозы товара-заменителя может быть замена натуральной кожи на кожзаменитель в производстве сумок и обуви.

Наличие этого фактора конкуренции приводит к появлению в отрасли некоторого потолка цен, при котором покупатели переориентируются на товары-заменители. Указанное явление необходимо учитывать в ценовой политике предприятия.

4. Экономические возможности поставщиков. Поставщики представляют собой реальную рыночную силу в том случае, если поставляемый ими товар составляет существенную часть издержек отраслевой продукции, критически важен для производственного процесса и(или) в значительной степени влияет на качество отраслевого продукта. Поставщики могут влиять на отрасль, пользуясь своей возможностью поднимать цены или снижать качество поставляемых товаров или услуг.

Влияние поставщиков велико в следующих ситуациях:

• доминирует несколько предприятий-поставщиков;

• концентрация в отрасли-поставщике выше, чем в отрасли-потребителе;

• продукция отличается высокой степенью дифференциации или переходные затраты высоки;

• от предприятий-поставщиков исходит угроза прямой интеграции в отрасль-потребитель.

5. Экономические возможности покупателей определяются их способностью навязывать продавцам условия сделки. Влияние покупателей велико в нескольких ситуациях:

• отрасль, представляющая товар на рынок, состоит из большого числа относительно некрупных продавцов;

• число покупателей незначительно, товар закупается в большом количестве;

• продукция стандартизирована, и имеются альтернативные варианты покупки;

• покупатели имеют возможность прямой интеграции в отрасль и налаживания собственного производства продукции.

ПРИМЕР 9

Российской практике влияние покупателей велико на рынке молочных продуктов, хлеба, картофеля. С одной стороны, население как непосредственный потребитель имеет возможность выбора места покупки (уличная торговля, магазин), с другойпереработчики сельскохозяйственной продукции как оптовые покупатели существенно уменьшают прибыль производителей, занижая рыночную цену.

Каждая отрасль экономики уникальна, имеет только ей присущую структуру и соотношение сил конкуренции, поэтому действия по уменьшению влияния конкурентов на деятельность предприятия существенно зависят от отрасли.

Ценность модели пяти сил конкуренции состоит в том, что она помогает определить структуру и масштабы конкуренции в конкретной отрасли.

Движущие силы конкуренции. Основные экономические показатели и структура отрасли описывают ее текущее состояние и не позволяют объяснить происходящих изменений конкурентном окружении предприятия.

Концепция движущих сил конкуренции исходит из того, что имеются факторы внешней среды, действия которых определяют направление и интенсивность отраслевых изменений

Анализ отраслевых движущих сил состоит из двух этапов Первый — идентификация движущих сил, второй — исследование их влияния на изменение отраслевых экономических показателей.

Наиболее общие движущие силы:

• изменение динамики спроса на продукт в долгосрочном периоде;

• изменения в составе покупателей и способах использована продукта;

• продуктовые и технологические инновации;

• маркетинговые инновации;

• вхождение и выход из отрасли крупных предприятий;

• распространение ноу-хау;

• усиление глобализации отрасли;

• изменения в удельных затратах и эффективности;

• снижение или возрастание неопределенностей и риска.

Основные движущие силы отрасли называют доминантными. Их число не должно превышать 4.

Ключевые факторы успеха. Итогом отраслевого анализа является определение и последующий прогноз «ключевых» факторов успеха отрасли.

Ключевые факторы успехаэто общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли.

В основе ключевых факторов успеха могут лежать разные сферы деятельности предприятия:

• НИОКР;

• маркетинг;

• производство;

• финансы и т.п.

В табл. 4 приведены ключевые факторы успеха отдельных отраслей.

Таблица 4

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите, пожалуйста, три основных фактора конкурентоспособности (факторы 1-го уровня дерева).

2. В чем отличие понятий «инвестиции» и «капитал»?

3. Перечислите критерии оценки привлекательности и конкурентоспособности товара.

4. Какие Вы знаете факторы успеха новых товаров на рынках США, Японии?

5. Что такое конкурентное преимущество?

6. Перечислите этапы анализ конкурентных преимуществ.

7. Что такое детерминанты конкурентного преимущества?

8. Какие силы оказывают влияние на конкуренцию в отрасли (по М. Портеру)?

9. Рассмотрите возможности и угрозы, которые могут возникнуть перед российскими предприятиями различных отраслей.

10. Чем отличается чистая конкуренция от олигополии?

 

Вопросы для контроля

1. При выработке стратегии необходимо анализировать:

А) финансовое состояние фирмы;

Б) ситуации в отрасли;

В) внутренние ситуации;

Г) внешние ситуации;

Д) цепочки ценностей;

Е) издержки и конкурентоспособность;

Ж) общие ситуации.

Ответ: «А», «Б», «Г»

2. Конкурентная среда организации определяется:

А) только внутриотраслевыми конкурентами;

Б) внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию;

В) фирмами, производящими замещающий продукт;

Г) только фирмами, которые могут выйти на рынок с тем же продуктом.

Ответ: «Г»

3. К какой составляющей SWOT – анализ относится следующий набор показателей, характеризующих положение фирмы: а) хорошая репутация; б) расширение производственной линии; в) вертикальная интеграция; г) удовлетворение своим положением относительно конкурирующих фирм.

А) сильные стороны;

Б) слабые стороны;

В) возможности;

Г) угрозы.

Ответ: «Б»

4. Дешевизна рабочей силы относится к конкурентному преимуществу высшего или низшего порядка?

5. Назовите основные факторы внешней среды.

6. Приведите примеры отраслей, где барьерами входа в отрасль для новых производителей являются:

А) крупные капиталовложения;

Б) низкая стоимость производства;

В) патенты;

Г) высокая квалификация персонала.

7. Перечислите методы стратегического маркетинга. Приведите примеры.

8. PEST- анализ. Понятие, значение, использование.

9. Стратегический анализ отрасли. Методика его проведения и значение для деятельности предприятия.

10. Чем рискуют менеджеры, не уделяющие должного внимания анализу конкурентов и рыночной конъюнктуры.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ.

 

Два понимания стратегии. Выбор стратегии и ее реализация составляют основное содержание стратегического управления.

Существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия — это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии — это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.

Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей. Примером стратегии первого типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксированы объем и ассортимент выпуска по каждому временному промежутку.

К числу стратегий второго типа можно отнести следующие:

• увеличить долю объема продаж на рынке до 35% (условно) без понижения цены;

• проникнуть в сети распределения, контролируемые конкурентами.

Основные элементы стратегии. В деловой жизни
под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов (рис. 11).

 

 

Рис. 11. Элементы стратегии

Прежде всего к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии — политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.

ПРИМЕР 13

Возможные правила организационных действий: «Мы будем продавать продукцию по сниженным ценам»; «Мы будем сами изготавливать комплектующие».

Наконец, третьим элементом стратегии являются планы, т.е. система конкретных действий по реализации принятой политики, призванная решать задачи распределения ресурсов. Так, ресурсы можно направлять в первую очередь на решение наиболее важных и насущных для предприятия проблем или выделять пропорционально потребностям, или предоставлять всем подраздел







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.