Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Возникновение потребности в стратегическом управлении.





- Поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе.

- Не реагировать на происходящее, а предугадывать события.

- Целенаправленная концентрация сил.

- Формирование единого направления действий, границы возможных действий и принимаемых решений.

История учений о стратегии

Характерные черты постиндустриальной эпохи XXI века: неопределённость, нестабильность, вихреобразность, высокий уровень сложности. Для современной и эффективной ответной реакции на турбулентный характер наукоёмкой среды необходимо стратегическое предвидение и новейший арсенал управленческих инструментов.

Совершенствование управления современным предприятием должно быть построено на стратегических подходах к ведению бизнеса, на инновационном характере управленческих процессов и маркетинговой концепции управления производством.

Тенденции экономического развития XXI века отличаются инновационностью, интеллектуальным лидерством, глобализацией мирового хозяйства, гиперконкуренцией, конвергенцией менеджмента и маркетинга.

Современная экономика характеризуется глобализацией и интернационализацией промышленного производства, переходу к новому технологическому базису, внедрением в бизнес новых информационных технологий, изменением потребительского проса и покупательского поведения, сокращением жизненного цикла товаров. Ограниченностью ресурсов, определяющей ролью качества и новизны продукции, изменением характера труда, ценностью «человеческого капитала».

Таким образом, стратегическое управление приобретает новое видение как современная и адекватная реакция предприятия на стратегические неожиданности.

Господствующая в первой половине XX века неоклассическая теория решительно игнорировала учение о стратегии, так как она не признавала индивидуализации предприятия. Совершенная конкуренция не опиралась на стратегию предприятия. На определённую важность стратегии указывается только в случае олигополии.

Концепция стратегии предприятия окончательно нашла свое место лишь в теории несовершенной конкуренции и, прежде всего, в вытекающей отсюда так называемой индустриальной экономике. Ревизия парадигмы «структура – поведение – результат», допускающее потенциальное влияние стратегии на рыночную структуру, позволила закрепить стратегическую перспективу в экономической теории.

В дальнейшем модель индустриальной экономики оказала сильное влияние на учение о стратегии в основном под воздействием американского экономиста М.Портера. Доминирующим остаётся представление, что определённые рыночные структуры обуславливают стратегический результат, в пределах которых предприятие должно выбирать адекватную стратегию соразмерно своим сильным и слабым сторонам. Анализ сильных и слабых сторон совместно с анализом производственной цепочки обретает более системную и весомую форму для завоевания и сохранения конкурентных преимуществ.

Однако в дискуссиях о народном хозяйстве стратегически ориентированное предприятие с широким диапазоном возможных действий все ещё оставалось невостребованным. Это положение изменилось только в середине 80-х годов с развитием ресурсной теории фирмы, возникновение которой относят к 1984 г. в связи с публикацией работ американского экономиста Б.Вернефельта.

Рассмотрим концептуальные основы различных методов формирования стратегии организации.

Школа проектирования (дизайна). Представляет развитие организации как процесс осмысления. Элементом стратегического направления, характерным для этой школы является SWOT – анализ, предполагающий оценку сильных и слабых сторон организации в свете существующих возможностей и угроз внешней среды. Дизайн-школа предполагает модель построения стратегии как попытки достижения совпадения или соответствия внутренних и внешних возможностей, или, цитируя известных её представителей: «… стратегию следует понимать как соответствие между характеристиками фирмы и теми возможностями, что определяют её позицию во внешней среде». В организации устанавливаются обязательные правила относительно способов действия и реагирования, характерные именно для этой организации. У истоков школы моделирования стоят Ф.Селзинк, У.Ньюман, К.Эндрюс, А.Чандлер.

Школа планирования. Рассматривает развитие организации как формальный процесс планирования. Школа родилась в 1970-е годы под влиянием работы И.Ансоффа «Новая корпоративная стратегия». Теоретические идеи этой школы фактически заимствованы у школы дизайна, однако в рассматриваемом случае учёные пошли дальше в вопросах реализации стратегии – стратегическое планирование разработало инструментарий бюджетов и оперативных планов организации. Отличительной особенностью учения этой школы является стремление количественного измерения и обоснования целей и задач организации методами экономического анализа и высокая степень детализации этих данных, позволяющая в дальнейшем контролировать осуществление стратегии. Причём основным критерием оценки здесь становится степень прибыльности той или иной стратегии. Идеи находим у М.Йелинека, Д.Амара, М.Портера и др. Также достижением школы следует считать идеи сценарного планирования и стратегического контроля.

Школа позиционирования. Предполагает, что развитие организации – это аналитический процесс. Эти идеи возникли в конце 1980-х годов и сегодня школа пользуется большим влиянием в научных кругах, как за рубежом, так и в России. Отправной точкой формирования школы можно считать появление книги М.Портера «Конкурентная стратегия». В дальнейшем его идеи были развиты Д.Шенделом, К.Хаттеном и другими. Школы позиционирования утверждает, что для каждой отрасли имеется ограниченное число стратегий, которые могут принести желаемые результаты, т.е. ключевых стратегий. Следование им позволяет компании занять выгодные позиции, которые сами по себе обеспечивают защиту от атак конкурентов. Отказавшись от основного положения Школы дизайна о том, что каждая стратегия должна быть уникальной, Школа позиционирования создала ряд аналитических приёмов, которые позволили подбирать правильную стратегию к заданным условиям. Итак, главная идея стратегического менеджмента в трактовке школы – направленный на распознание существующих взаимосвязей конкурентный и отраслевой анализ.

Школа предпринимательства. Предполагает развитие организации как процесса предвидения. Школа предлагает идеи, прямо противоположенные идеям Школы позиционирования, и рассматривает построение стратегии как процесс предвидения руководителем организации её будущего через призму интуиции, здравомыслия, мудрости, опыта, проницательности. Сторонники этой школы считают, что ключевым, обеспечивающим успех организации фактором является персонализированное руководство. Предполагаемый учёными школы Й.Шумпетером и А.Коулом авторитарный стиль принятия решений не может не вызывать критических замечаний, так как единоличное стратегическое руководство вряд ли возможно в современных условиях. Вкладом школы в развитие стратегического управления следует признать введение в науку идей творческого подхода к разработке стратегии.

Школа познания (когнитивная школа). Представляет процесс развития организации как ментальный и рассматривает формирование стратегии как протекающий в сознании стратега процесс познания. Следовательно, стратегии зарождаются как перспективы в форме концепций, карт, схем. В качестве реального вклада школы в стратегический менеджмент можно отметить только разработку подхода к обработке информации при принятии стратегических решений, предложенного А.Киники, П.Корнером и Б.Китсом в рамках рассмотрения процесса познания как процесса обработки информации.

Школа обучения. Формирование нового направления в стратегическом управлении ознаменовалось выходом работы Дж.Куинна «Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения». Основные положения школы были предложены её представителями Ч.Линдбломом, Р.Кайертом, Дж.Марчем, К.Вейком, К.Прахаладом, Г.Хэмелом, У.Дунканом и другими. Сложный и непредсказуемый характер внешней среды организации, часто в совокупности с необходимостью постоянно обновлять необходимые для выработки стратегии знания, препятствует осуществлению взвешенного контроля; выработка стратегии должна, прежде всего, обрести форму процесса обучения или адаптации стратегии к меняющимся условиям функционирования организации.

Школа власти. Основными представителями этой школы являются Г.Аллисон, Дж.Пфеффер, Г.Эстли, утверждавшие, что формирование стратегии определяется властными и политическими силами самой организации или за её пределами. Возникающие таким образом стратегии носят спонтанный характер и принимают форму лоббистской позиции, а не перспективы деятельности фирмы. На микроуровне такой подход реализуется в проведении переговоров, на макроуровне – в создании коалиций, альянсов нескольких фирм для достижения своих целей на рынке.

Школа культуры. Возникшая в 1980-х гг. утверждает, что формирование стратегии – это процесс социального взаимодействия, основанный на общих для членов организации убеждениях и понимании. Как следствие, стратегия принимает форму перспективы и только во вторую очередь позиции, укоренившейся в коллективных устремлениях и отражённой в моделях, защищающих глубинные ресурсы и возможности организации, образующие основу её конкурентных преимуществ. Представителями школы являются Э.Ренман, Р.Норманн и другие.

Школа внешней среды. Представляет развитие организации как реактивный процесс.Внешнее окружение, проявляющееся как набор сил общего характера, является главным элементом процесса создания организационной стратегии. Организация вынуждена реагировать на эти силы, пытаясь продлить своё существование.

Школа конфигурации. Рассматривает развитие организации как процесс трансформации. Основные предпосылки школы заключают в себе предпосылки других направлений, но при этом каждая из них рассматривается в строго определённом контексте. Именно сведение воедино всех предпосылок и отличает школу конфигурации от остальных.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.