Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общие цели экономической организации





Цели в отличие от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности организации.

Важность определения целей связана с тем, что они:

Ø являются фундаментом для процесса менеджмента в целом: планирования, организации, мотивации, контроля;

Ø определяют способы повышения эффективности организа­ции;

Ø лежат в основе принятия любого делового решения;

Ø служат руководством для формирования конкретных плано­вых показателей.

Типы целей в организации.

Цели организации делят на эко­номические и неэкономические.

1. К неэкономическим можно отнести социальные цели, на­пример улучшение условий труда. Иногда неэкономические цели могут отличаться от ожиданий некоторых внутренних или внешних сил организации. Так, акционеры могут быть недовольны тем, что организация повышает расходы на переоборудование цеха, потому что такие затраты не создают краткосрочной прибыли. Однако ор­ганизация не должна забывать о формулировании неэкономических целей, поскольку всякая фирма - это не просто деловая структура, нацеленная на получение прибыли, но и сообщество людей с присущими нечеловеческими потребностями. Люди - это самый важ­ный фактор успеха организации, поэтому нельзя забывать об их интересах.

2. Экономические цели организации, выраженные в показате­лях хозяйственной деятельности/можно, в свою очередь, разделить на количественные и качественные.

Ø Пример количественной цели - увеличение доли рынка фирмы до 10% к 1995 году.

Ø Пример качественной цели – достижение фирмой технологического превосходства в отрасли.

3. Как экономические, так и неэкономические цели могут быть разделены с точки зрения периода их достижения на кратко-, сред­не- и долгосрочные. Долгосрочные цели, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик, они в большей степени связаны с миссией фирмы. Краткосрочные цели обязатель­но имеют конкретное содержание и указывают:

¾ что должно быть достигнуто (в том числе в количественном выражении);

¾ когда цель должна быть достигнута;

¾ кто конкретно (какое подразделение организации) выполняет задачу по достижению цели.

4. стратегические и тактические:

¾ повышение конкурентоспособности работ, услуг;

¾ реконструкция предприятия и т.д.

Пространство определения целей. Деятельность экономиче­ской организации объективно очень разнообразна, поэтому, как указывает известный специалист по менеджменту П.Ф.Дракер, ор­ганизация не может быть сосредоточена на единственной цели, а должна определить несколько наиболее значительных ориентиров действий.

Выделяют восемь ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели.

1) Положение на рынке. Здесь фирма определяет позицию по отношению к конкурентам, выражает свой успех в показателях конкурентоспособности.

2) Инновации. Определение новых способов видения бизнеса:

¾ производство новых товаров;

¾ внедрение на новые рынки;

¾ применение новых технологий;

¾ использование новых методов организации производства.

3) Производительность. Организация определяет цели на уровне взаимосвязи результатов хозяйствования с ресурсами, необ­ходимыми для достижения этих результатов. Более продуктивной является та организация, которая для производства данного количе­ства продуктов затрачивает меньше экономических ресурсов.

4) Ресурсы. Фирма проводит оценку всех видов имеющихся у нее экономических ресурсов материально-производственных запасов, оборудования, наличности. Сравнивается наличный уровень ресурсов с необходимым и определяется будущая потребность в них.

5) Доходность (прибыльность). Формируется способность организации зарабатывать доходы сверх затрат, необходимых для ге­нерирования доходов. Цели, связанные с доходностью, обычно ука­зывают ее необходимый количественный уровень.

6) Управленческие аспекты. Выражены в качестве менедж­мента, шкале персональных достижений менеджеров, работающих в организации. Цели, связанные с качеством менеджмента, многим организациям (особенно российским) не представляются важными, поскольку напрямую не связаны с получением краткосрочной при­были. Ведь краткосрочная прибыль - это чаще результат везения, предпринимательского "чутья" и таланта. Однако в долгосрочном периоде (который на российском рынке связан с установлением стабильности) хорошо продуманные методы управления и разра­ботки в этой области являются существенными для развития и ус­пеха организации.

7) Персонал: выполнение трудовых функций и отношение к работе. Бизнес должен признать свою ответственность перед ра­ботниками, добиться того, чтобы цели эффективно отражали способы мотивации людей, занятых в организации. Многие деловые фирмы в России хорошо понимают необходимость таких действий и определяют в качестве целей более высокую зарплату, более интересное и насыщенное содержание работы, лучшие условия труда и профессионального общения, возможности быстрого развития ра­ботников. Результаты достижения этих целей проявляют себя так­же в долговременном периоде.

8) Социальная ответственность, понимаемая как обязанность бизнеса способствовать благосостоянию общества. Несмотря на длительные разговоры о социальной ответственности, еще не­сколько лет назад установка подобных целей вызывала возражение у экономистов консервативного толка. Так, известный американ­ский экономист М. Фридмен утверждал, что у бизнеса не может быть иных целей, кроме получения прибыли, и в этом заключается его социальная ответственность, поскольку продуктивная работа отдельных фирм создает предпосылки для роста совокупного про­дукта общества, а значит, более высокого уровня жизни в стране. Сегодня общепризнано то, что бизнес должен благотворно воздей­ствовать на общественную жизнь не только узко, в смысле увеличе­ния возможностей для материального роста, но и широко, соответ­ствуя общепринятым общественным ценностям, обеспечивая общество качественными товарами и услугами, формируя благоприятную экологическую среду, принимая участие в решении острых со­циальных проблем и т.д.

Какое из восьми ключевых пространств установления целей является решающим? Какого рода цели можно считать наиболее важными? Многолетняя научная дискуссия и опросы, проведенные в фирмах, показали приблизительно одни и те же результаты.

Специалисты по планированию пришли к общему мнению, что наиболее значимыми являются финансовые цели, а если точнее – прибыль показатели доходности. Прибыль занимает лиди­рующее положение в иерархии целей экономической организации.

* Опрос, проведенный в 193 компаниях различных отраслей американской экономики, подтвердил первостепенное значе­ние прибыли как цели деятельности фирмы (табл. 5).

Таблица 5

 

Виды целей Количество компаний, ставящих эти цели (в % от общего числа)
Прибыльность (рентабельность, доходность) Рост Доля рынка Социальная ответственность Благосостояние наемных работников Качество продуктов и услуг Научные исследования и разработки Диверсификация Производительность Финансовая стабильность Ресурсная стабильность Развитие системы менеджмента Превращение в международную компанию Консолидация Другие цели  

 

Нельзя преувеличивать значение прибыли как цели деятельно­сти фирмы. Если фирма не будет обращать внимание на остальные интересы, кроме интересов акционеров, подобная стратегия даст хорошие финансовые результаты только в коротком периоде, а в длительном неучет ценностей других участников внутренней и внешней среды фирмы создаст серьезные финансовые проблемы. Отсутствие учета мнения покупателей может привести к снижению качества продуктов и услуг и уменьшению объема продаж; если предприятие равнодушно к проблемам окружающей среды и в по­гоне за прибылью нарушает нормы природопользования, под угро­зой может оказаться сама возможность его функционирования. Как уже отмечалось, не менее важным долговременным фактором яв­ляются интересы работников фирмы.

Критерии качества поставленных целей.

Когда цели опре­делены, их нужно исследовать на предмет качества.

Главными кри­териями являются следующие:

1) Максимально возможная конкретность целей. Чем более конкретно сформулирована цель, тем легче ее достичь.

2) Цели должны быть рассчитаны на приемлемый уровень усилий работников. Достижение целей не должно быть слишком легким процессом, это означало бы, что фирма недоиспользует свой потенциал. Однако усилия не должны быть и чрезмерными, иначе будет утрачен интерес к работе и ослаблена мотивация.

3) Гибкость целей и наличие пространства для их корректи­ровки в связи с непредвиденными изменениями.

4) Измеримость целей.

5) Сопоставимость целей. Сопоставимыми должны быть:

¾ Цели из различных ключевых пространств. То есть пока­затели прибыли должны соответствовать показателям рыночной позиции фирмы (определенному росту про­даж), а последние, в свою очередь быть увязаны с ре­сурсными целями и т.д.;

¾ цели внутрифирменной иерархии целей, каждая из кото­рых должна соответствовать цели более высокого уровня. Важной частью работы менеджера является правильная разбивка целей на подцели. Это должно быть сделано так, чтобы достижение каждой отдельной подцели (на­пример, разработка новой системы вознаграждений за труд) приводило к достижению общей цели организации (увеличению ее доходности).








Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.