Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Портфельные модели анализа стратегии





Портфельные модели определяют настоящее и будущее поло­жение бизнеса с точки зрения привлекательности рынка и способ­ности бизнеса конкурировать внутри него.

Первоначальной, классической портфельной моделью является матрица БКГ (Бостонской консультационной группы) (рис. 8).

Возможности расширения отраслевого рынка (абсолютная доля рынка)

Рис. 8. Портфельная модель БКГ

Матрица указывает на четыре основные позиции бизнеса:

1) высококонкурентный бизнес на быстрорастущих рынках -идеальное положение "звезда";

2) высококонкурентный бизнес на зрелых, насыщенных, под­верженных застою рынках (приносящие устойчивые при­были "дойные коровы", или "денежные мешки") - хороший источник наличности для фирмы;

3) не имеющие хороших конкурентных позиций, но дейст­вующие на перспективных рынках "знаки вопроса", чье бу­дущее неопределенно;

4) сочетание слабых конкурентных позиций с рынками, нахо­дящимися в состоянии застоя, - "собаки" - отверженные мира бизнеса.

 

Способы использования портфельной модели БКГ:

ü для определения взаимосвязанных заключений о позиции деловой единицы (бизнеса), входящей в состав организации, и ее стратегических перспективах;

ü для проведения переговоров между высшими менеджерами и менеджерами на уровне деловой единицы и принятия решений о величине инвестиций (вложений капитала) в ту или иную деловую единицу (например, действующие в быстрорастущих отраслях "знаки вопроса" для расширения бизнеса и укрепления своих пози­ций, как правило, остро нуждаются в постоянном притоке средств, а у "денежных мешков", ограниченных в возможностях роста, часто возникает излишек наличности). Другими словами, при помощи матрицы БКГ фирма формирует состав своего портфеля (то есть определяет сочетания вложений капитала в различные отрасли, раз­личные деловые единицы).

 

Варианты стратегий в рамках матрицы БКГ

1) Рост и увеличение доли рынка - превращение "знака вопро­са" в "звезду" (агрессивные "знаки вопроса" иногда называют "дикими кошками").

2) Сохранение доли рынка - стратегия для "дойных коров", доходы которых важны для растущих видов бизнеса и финансовых инноваций.

3) "Сбор урожая", то есть получение краткосрочной доли при­были в максимально возможных размерах, даже за счет сокращения доли рынка - стратегия для слабых "коров", лишенных будущего неудачливых "знаков вопроса" и "собак".

4) Ликвидация бизнеса или отказ от него и использование по­лученных вследствие этого средств в других отраслях - стратегия для "собак" и "знаков вопроса", не имеющих больше возможностей инвестировать для улучшения своих позиций.

 

Оценка модели БКГ

Преимуществ а:

ü модель используется для исследования* взаимосвязи между деловыми единицами, входящими в организацию, а также их долгосрочных целей;

ü модель может быть основой для анализа разных стадий развития деловой единицы (бизнеса) и соответственно ана­лиза различия ее потребностей на разных этапах развития;

ü представляет собой простой, доступный для понимания подход к организации делового портфеля организации (портфеля ценных бумаг).

 

Недостатки:

¾ не всегда правильно оценивает возможности бизнеса. Для единицы, определенной как "собака", может порекомендо­вать уход с рынка, в то время как внешние и внутренние
изменения в состоянии изменить позицию бизнеса. Так, мелкое фермерское хозяйство, поставляющее овощную про­дукцию, в 70-е годы могло быть оценено как "собака", но уже к 90-м годам ухудшение экологической обстановки и особое отношение к "чистым" продуктам создали новые перспективы для этого бизнеса;

¾ чрезмерно сосредоточена на потоках наличности, в то время как для организации не менее важным показателем является эффективность инвестиций. Нацелена на супер рост и ос­тавляет без внимания возможности оздоровления бизнеса, применение лучших методов управления.

 

Более сложным вариантом портфельной модели является мно­гофакторная матрица "Мак-Кинси" компании, разрабатываю­щей ее по заказу "Дженерал Электрик". Фактор "возможности рас­ширения рынка" здесь превратился в многофакторное понятие "привлекательность рынка (отрасли)". Фактор "относительная доля рынка" вырос до понятия "стратегическое положение фирмы", ха­рактеризующего различные элементы внутренней среды предпри­ятия (табл. 8).

Организация должна оценить свое положение по каждому из факторов, приведенных в таблице, и определить его исходя из трех возможных уровней: низкого, среднего, высокого. Самооценка должна быть максимально объективной. На ее основе фирма опре­деляет свое место в одном из квадратов матрицы "Мак-Кинси".

Как видно из матрицы (рис. 9), верхний левый угол означает благоприятные перспективы для роста, диагональ, разделяющая верхний левый угол и нижний правый угол, - двойственное поло­жение и ограниченный рост, нижний правый угол - отсутствие ре­альных возможностей будущего развития.

 

 
рынка высокая   Инвестировать (расти) Инвестировать (расти) Ограниченные инвестиции, (укрепление стратегических)
Привлекательность средняя     Инвестировать (расти) Ограниченные инвестиции (использовать достигнутое положение и защищать его) Собрать урожай (отказаться от этого бизнеса)
  низкая     Ограниченные инвестиции (использовать достигнутое положение) Собрать урожай (отказаться) Собрать урожай (отказаться)
           

хорошее среднее низкое

Стратегическое положение

Рис. 9. Портфельная модель "Мак-Кинси"

Оценка многопрофильной портфельной модели:

Ø ее преимуществом по сравнению с простой портфельной моделью является учет наибольшего количества значимых факторов внутренней и внешней среды фирмы;

Ø в применении данной модели существуют ограничения, к которым можно отнести отсутствие конкретных рекоменда­ций по поведению на том или другом рынке, а также воз­можность субъективной, искаженной оценки фирмой своей позиции.

 

Моделью, способной дать гораздо более конкретный материал для принятия стратегических решений, является комплексный де­ловой анализ ПИМС (РIМS).

Материалы ПИМС - результат обобщения опыта более 30 со­тен предприятий Европы и Северной Америки. Показатели дея­тельности компаний отражены приблизительно в 30 основных пе­ременных, влияющих на уровень прибыли, и разбиты на три груп­пы: конкурентная позиция бизнеса, характеристика и привлека­тельность рынка, на котором действует предприятие, и производст­венная структура предприятия. Модель ПИМС выделяет также факторы, оказывающие наибольшее влияние на уровень прибыли: капиталоемкость, затем в порядке убывания - относительное каче­ство продукта, относительная доля рынка, производительность тру­да. Модель ПИМС позволяет каждой организации учиться на опы­те других предприятий, выбирать наиболее удобные способы буду­щих действий для получения высоких доходов. В условиях россий­ской экономики изучение модели ПИМС носит в большей степени познавательный характер, поскольку этот метод стратегического анализа разработан для высокоразвитых, насыщенных, относи­тельно устойчивых рынков и видов бизнеса. С этой точки зрения статистический опыт североамериканского и японского бизнеса имеет для нашей экономики ограниченное применение.

Факторы, определяющие привлекательность рынка







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.