Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







По образованию в области национальной





Экономики и экономики труда

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

ББК 65.9(2)-2

С 83

Авторский коллектив:

доктор экон. наук, профессор А.Н. Петров,

канд. экон. наук, доцент Л.Г. Демидова,

доктор экон. наук, доцент СМ. Климов,

канд. экон. наук, профессор В.Н. Грищенко (гл.3),

доктор экон. наук, доцент Г.З. Щербаковский,

канд. экон. наук Г.М. Гвичия,

канд. экон. наук Л.О. Абаева (гл. 3)

 


ISBN 5-7320-0679-6

 

© Коллектив авторов, 2003

© Общество "Знание" СПб. и Лен. обл., 2003


Введение

 

В современных условиях развития российской экономики одной из наиболее актуальных проблем прикладного характера становится разработка методологических и методических основ стратегического планирования для всех уровней ее управления. Это объясняется тем, что несмотря на особую «моду» на данную проблематику и достаточно большое число публикаций по проблемам стратегического планирования и управления, появившихся за последние годы, многие важные вопросы до сих пор остаются малоисследованными и дискуссионными. Следствием этого является то, что, с одной стороны, отсутствуют обоснованные и апробированные на практике методические рекомендации по разработке стратегических планов, а с другой – практически нет квалифицированных специалистов в данной сфере управленческой деятельности.

В силу этого в данном учебном пособии предпринята попытка изложить в сжатой и систематизированной форме основное содержание отечественной концепции стратегического планирования и управления. При формировании такой концепции учитывались как отечественный опыт перспективного планирования, накопленный за годы существования централизованной плановой экономики, так и зарубежный опыт стратегического планирования и управления с учетом возможности его адаптации к российским условиям.

Предлагаемая концепция стратегического планирования и управления базируется на принципах и методах системного подхода, ключевыми положениями которого являются следующие:

1. Любой объект стратегического планирования (национальная экономика, регион, предприятие) рассматривается в качестве целостной социально-эколого-экономической системы (ЦСЭЭС), для функционирования и развития которой характерны определенные закономерности и тенденции.

2. Функционирование и развитие любой ЦСЭЭС осуществляется в тесной взаимосвязи и взаимодействии с внешней средой (внешним окружением).

В современных условиях приоритетным направлением деятельности любой ЦСЭЭС становится обеспечение ее жизнеспособности и устойчивого развития на долгосрочную перспективу. С этой целью органы управления любого уровня иерархии должны выполнять ряд функций, основными из которых можно считать:

1. Функцию адаптации, означающую умение любой ЦСЭЭС достаточно быстро реагировать на постоянно изменяющиеся условия внешней среды в целях обеспечения доступа к необходимым ресурсам при одновременном сохранении своей самостоятельности и самобытности.

2. Функцию целенаправленности, предусматривающую обоснование и выбор целей деятельности (целеполагание), а также разработку механизма реализации поставленных целей.

3. Функцию интеграции, связанную с формированием достаточно четкой организационной структуры управления ЦСЭЭС, которая обеспечивала бы сохранение целостности организационных действий внутри нее, включая контроль за деятельностью отдельных ее элементов (подсистем).

4. Функцию состоятельности, предполагающую необходимость учета действия социальных факторов при разработке стратегии развития любой ЦСЭЭС.

Однако на практике обеспечение жизнеспособности любой ЦСЭЭС (национальная экономика в целом, регион, предприятие) и ее устойчивого развития в значительной мере зависит от следующих факторов:

• сложившегося механизма взаимоотношений между государственными органами управления различных уровней (федеральными, региональными и муниципальными);

• существующего механизма взаимоотношений между государственными органами управления всех уровней и предприятиями (организациями).

В условиях рыночной экономики государственные органы управления всех уровней должны ограничивать свои функции решением таких задач, без которых невозможно обеспечить нормальное функционирование национальной экономики и общества в целом (последнее в специальной литературе обычно называют «принципом субсидарности»). Вместе с тем нередко бытует ложное представление о том, что в рыночной экономике государству не приходится решать каких-либо задач в экономической сфере. Напротив, опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что эти задачи становятся более многообразными и существенно отличаются от задач, которые приходилось решать при централизованном планировании экономического развития. Важной задачей государственных органов управления становится создание и поддержание целесообразных юридических и экономических рамочных условий для функционирования рыночного хозяйства и развития предпринимательской деятельности, а также осуществление государственного контроля за соблюдением этих условий. Другими словами, если воспользоваться спортивной терминологией, то государство в экономической сфере должно определять «правила игры» и одновременно участвовать в этой игре в качестве «судьи», а не «игрока», используя при этом соответствующие инструменты государственного регулирования (прогнозы, планы, программы, контракты, налоговую политику и т. п.).

В свою очередь, любой элемент национальной экономики, строя свою деятельность в экономической сфере, должен, с одной стороны, разумно использовать предоставленную ему самостоятельность, а с другой – чувствовать определенную ответственность перед обществом. Последнее является особенно важным, поскольку без социальной ответственности функционирование цивилизованной рыночной экономики является и невозможным, и недопустимым.

Следовательно, любой элемент национальной экономики как ЦСЭЭС должен действовать достаточно самостоятельно, но при этом соблюдать определенные «правила игры».

Подводя итог сказанному выше, необходимо подчеркнуть, что деятельность государства и деятельность всех экономических субъектов тесным образом связаны и зависят друг от друга. Вследствие этого государство и экономические субъекты должны разумно и целенаправленно сотрудничать. Всем субъектам рыночной экономики необходимо государство, поскольку оно обеспечивает им возможность нормального функционирования и развития, и наоборот, государство заинтересовано в стабильном и эффективном функционировании каждого субъекта рыночной экономики, которое в конечном счете обеспечит эффективное развитие как национальной экономики, так и общества в целом.

Исходя из этих основных посылок и строится концепция стратегического планирования и управления. Структура учебного курса «Стратегическое планирование» представлена на рис. 1.

Содержание курса «Стратегическое планирование» раскрывается в 8 темах, которые объединены в два раздела.

В I разделе курса «Теоретические и методические основы стратегического планирования» рассматриваются основные положения и понятия, раскрываются теоретические и методические основы стратегического планирования, которые являются общими для всех уровней управления национальной экономикой.

Во II разделе курса «Стратегическое планирование на разных уровнях управления национальной экономикой» раскрываются принципиальные особенности и специфические черты стратегического планирования на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях управления национальной экономикой.

Предлагаемая выше логика изучения курса позволит наилучшим образом дать студентам представление о содержании, функциях, задачах, формах и методах формирования стратегических планов на макро-, мезо- и микроуровне управления национальной экономикой.

 

 

Рис. 1. Структура учебного курса «Стратегическое планирование»

 

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Данный раздел курса предполагает изучение студентами важнейших теоретических и методических положений, на которых основываются отечественные и зарубежные концепции стратегического планирования и управления, что позволит им сформировать собственное представление о процедуре разработки стратегического плана для любого элемента национальной экономики.

Глава 1. Содержание и функции стратегического планирования в системе государственного регулирования национальной экономики

 

Данная тема является вводной курса «Стратегическое планирование». Цель ее изучения уяснение содержания и функций современной системы управления национальной экономикой; определение места и роли планирования как особого вида управленческой деятельности; раскрытие содержания, функций и отличительных особенностей стратегического планирования. При освоении данной темы студенты должны использовать знания, полученные ими при изучении курсов «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Микроэкономика».

В качестве основных вопросов данной темы следует назвать:

1. Содержание и функции современной системы управления национальной экономикой.

2. Планирование как вид управленческой деятельности.

3. Стратегическое планирование как особая форма плановой деятельности на современном этапе развития общества.

Содержание и функции современной системы управления национальной экономикой

 

Общество в любой стране мира представляет собой очень сложную саморегулирующуюся, самовосстанавливающуюся и саморазвивающуюся систему, жизнедеятельность которой зависит от большого числа внешних и внутренних факторов. Общеизвестно, что успешное развитие любой страны (ее международный авторитет, динамичность развития экономики, достойное удовлетворение духовных и материальных потребностей большинства населения, социальная стабильность и т. д.) не может осуществляться само собой. Оно требует постоянных, последовательных и целеустремленных усилий всех членов общества. Производительные силы любой страны несут достаточно широкий спектр диаметрально противоположных интересов, которые не позволяют эффективно использовать ресурсы без целенаправленного, четкого и постоянно действующего управления на всех уровнях национальной экономики.

Российские экономические реформы, начатые в начале 90-х годов и продолжающиеся по настоящее время, породили большое количество не совсем верных экономических суждений о путях развития российской экономики. В первую очередь это относится к тезису «о несовместимости плана и рынка» и, как следствие, к отказу от использования методов планового регулирования при создании основ рыночной экономики.

Практика прошедших лет реформирования российской экономики доказала всю несостоятельность и даже пагубность этого утверждения. Представляется, что есть основание утверждать: современная история не знает примеров высокоразвитой и эффективно функционирующей экономики без рынка. При этом имеется в виду современный рынок, рынок как атрибут сложившейся социально-экономической модели, а не как всеохватывающая характеристика, классический рынок эпохи «laisser fair». Сам же рынок рассматривается как социально ориентированный, регулируемый, который органически вписывается в соответствующие социально-экономические модели, которые весьма многообразны и не исключают друг друга (например, англо-саксонская модель рынка, романская, шведская и т. п.). Однако при всем многообразии моделей рынка можно выделить общие черты, которые присущи развитой рыночной экономике. Мировой опыт свидетельствует о том, что без активной регулирующей роли государства не может существовать эффективной, социально ориентированной рыночной экономики. Мировая практика не знает ни одной промышленно развитой страны, в которой государство было бы отстранено от регулирования ключевых социально-экономических процессов. Вместе с тем с развитием общества, изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в научно-технической базе общества и т.п. происходит развитие, обогащение, уточнение функций государства. Одновременно с этим по мере развития рыночной экономики средства и методы государственного регулирования экономики постоянно совершенствуются и корректируются. В результате этого государственное регулирование становится более точным, сложным и многообразным.

Следовательно, концепция вытеснения государства из сферы экономики, сокращения его функций и ослабления регулирующей роли не соответствует глобальным мировым тенденциям и не отвечает реальной обстановке в нашей стране. Однако надо помнить, что масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются в разных странах. Вследствие этого не представляется возможным найти уже готовые рецепты и схемы. В этом смысле является недопустимой как переоценка роли государства, так и абсолютизация рынка. Противостояние государства и рынка далеко от реальной практики и не отражает всего многообразия явлений социально-экономической жизни. В этой связи необходимо разумное и рациональное сочетание двух этих двигателей развития экономики. Но при этом нужно помнить, что роль государства в экономике, нельзя связывать лишь с компенсацией пороков и недостатков рыночного саморегулирования, а рынок рассматривать соответственно как компенсатор несовершенства государственного регулирования. В реальной жизни имеется целый ряд обстоятельств и факторов, которые не просто определяют роль государства как компенсатора несовершенства рыночного саморегулирования, а относятся к его исключительной прерогативе. Государство призвано не только создавать условия для функционирования рынка, но и обеспечивать социальную стабильность, экономическую и национальную безопасность.

Кроме того, функцией государства становится обеспечение мировой экологической безопасности, что диктует определенные пределы экономического роста и необходимость ограничения использования сырьевых и природных ресурсов. Вместе с тем последнее практически невозможно без вмешательства мирового сообщества государств в стихию рыночных отношений, без сознательно организованного контроля над использованием окружающей среды, без планомерного развития планетарных процессов.

Таким образом, современный рынок не отменяет необходимости планомерного управления постиндустриальным типом экономики, которое становится практически невозможным без стратегического замысла, определения целей оперативного регулирования и координации из единого центра. Более того, планомерность как способ преодоления рыночной стихии и порождаемых ею социальных конфликтов приобретает принципиально новую ценность и качество. Она становится средством преодоления экологической угрозы и планетарной безопасности.

Развитие современной мировой экономики постоянно сопровождается усилением ее организованности и планомерности. Крупнейшие корпорации, размеры которых порой соизмеримы с совокупной экономикой ряда стран, затрачивают значительные средства на совершенствование методов стратегического планирования и управления. Более того, в современных условиях различные формы прогнозирования, планирования и программирования стали широкой практикой почти во всех странах мира.

Вместе с тем в настоящее время все более четко проявляется тенденция изменения задач и функций планирования в системе государственного регулирования экономики. В условиях высокоинтегрированной экономики роль планирования объективно остается весьма значительной. Причем она особенно возрастает в переходный период, поскольку превалирование спонтанности общественного развития над целенаправленностью, когда механизмы саморегулирования в обществе только формируются, не может не носить разрушительного характера, что и подтверждается отечественной практикой. В настоящее время в России главной задачей государственного регулирования становится обоснование и разработка стратегии социально-экономических преобразований с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов.

К настоящему времени сформировалось два основных подхода к определению роли государства в переходной экономике. Первый подход основывается на концепции «ограниченной интервенции государства в экономику», которая предполагает проведение макроэкономической политики, базирующейся на монетаристских методах. Второй подход, который является наиболее предпочтительным для нашей страны, предусматривает активную роль государства в реформировании экономики. Такой подход базируется на ряде важнейших принципов:

• согласовании стратегических и тактических целей в процессе обоснования и принятия управленческих решений;

• сочетании фундаментальных и текущих задач экономического развития;

• разработке механизма реализации поставленных целей.

Конкретные функции государственного управления (регулирования) к настоящему времени уже достаточно четко определились в процессе их практической реализации в странах с развитыми формами рыночных отношений. Прежде всего следует назвать ряд сфер деятельности, в которых государство является субъектом рыночных отношений:

• ограничение деятельности отраслей, относящихся к естественным монополиям;

• управление объектами государственной собственности, в том числе долевой на совместных предприятиях;

• регулирование развития социальной сферы экономики;

• решение экологических проблем.

Страны с развитыми формами рыночных отношений уже осознали, что необходимо учитывать множество реально действующих факторов, которые вынуждают в большей или меньшей степени ограничивать «свободу рынка» по многим направлениям. Это обусловливается следующими причинами:

• стихийное действие законов рынка порождает неустойчивость экономики, различные виды диспропорций, а при неблагоприятных условиях закономерно приводит к экономическому кризису;

• в бесконтрольной рыночной среде неизбежно зарождаются монополистические структуры, которые препятствуют развитию конкуренции;

• стихийное развитие экономики сопровождается нерациональным отношением к окружающей природной среде;

• развитие рыночных отношений приводит к ослаблению государственного надзора за социально не защищенными слоями населения;

• корпоративные интересы всегда вызывают к жизни теневые структуры (коррупцию, наркобизнес и т.п.), что приводит к необходимости формирования государственного механизма для нейтрализации их негативного воздействия.

Следовательно, государство может и должно реализовывать свои функции по регулированию развития национальной экономики посредством использования широкого набора соответствующих методов и инструментов, основные из которых приведены на рис 2.

 

 

Рис. 2. Система методов государственного регулирования экономики

 

Косвенные методы государственного регулирования предусматривают использование инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства (издание соответствующих законодательных и нормативных актов, установление льгот, налоговая политика и т. п.).

Набор и соотношение прямых и косвенных методов и инструментов определяются следующими основными факторами:

• историческим опытом развития страны;

• конкретной исторической обстановкой;

• степенью общего развития экономики (стадии экономического цикла);

• современной и перспективной структурой экономики.

Таким образом, мировой опыт государственного регулирования национальной экономики свидетельствует о том, что социальная и экономическая устойчивость развития экономики страны должна обеспечиваться целым набором средств в системе управления национальной экономикой. Цель такой системы - обеспечение совместимости целей, интересов, мотивов и стимулов к трудовой деятельности на уровне общества в целом, хозяйствующих субъектов и отдельной личности. Без этого национальная экономика и общество нормально функционировать не могут, а цели остаются недостижимыми.

Однако следует иметь в виду следующее: несмотря на то что в управленческой деятельности разных элементов национальной экономики имеется немало специфического, присущего только им, в содержании управления можно выделить много общих моментов, которые разрабатываются в рамках теории управления.

Под теорией управления принято понимать научную базу управленческой деятельности, которая определяет направления и пути совершенствования процесса управления в целом, методы реализации его обобщенных функций и вытекающих из них управленческих задач. Разработка теории управления представляет собой непрерывный процесс ее совершенствования с учетом проверки на практике.

Ключевым положением современной теории управления является системный подход, согласно которому процесс обоснования и выработки любого управленческого решения отталкивается от общей цели развития системы и подчиняет ее достижению деятельность всех элементов системы (подсистемы).

Системный подход в управлении предполагает выделение:

• управляющей подсистемы, или субъекта управления;

• управляемой подсистемы, или объекта управления.

Субъект управления – это управленческие работники (персонал) различных уровней иерархии управления, а объект управления – любой элемент национальной экономики, на который направлено управленческое воздействие. Объект и субъект управления находятся в процессе постоянного взаимодействия, что отражено на рис. 3.

 

 

Обозначения:

УВ – управленческое воздействие (управленческая информация);

КИф - информация о состоянии и функционировании объекта управления для корректировки управленческих воздействий.

 

Рис. 3. Процесс взаимодействия объекта и субъекта управления

 

Следовательно, процесс управления осуществляется посредством передачи информации в обоих направлениях: от субъекта к объекту управления и наоборот.

Таким образом, системный подход в управлении опирается на исследование системных свойств экономики, ее управляющей и управляемой подсистем.

Более подробно данный вопрос рассмотрен в учебном пособии «Теоретические основы прогнозирования и планирования»*.

* См.: Грищенко В.Н., Демидова Л.Г., Петров А.Н. «Теоретические основы прогнозирования и планирования». Часть I. СПб.: изд-во СПбУЭ и Ф, 1995.

 

Предметом управления является информация, которая фиксирует условия перехода от существующего к желаемому состоянию объекта управления.

Результатом процесса управления является управленческое решение, которое направлено на повышение эффективности функционирования и развития объекта управления.

Таким образом, управление представляет собой специфический вид человеческой деятельности, связанный с определением целей функционирования и развития объекта управления и необходимых средств для их реализации, осуществление координации деятельности всех его элементов для получения результатов, соответствующих поставленным целям посредством переработки информации.

Основные аспекты управления представлены на рис. 4.

 

 

Рис. 4. Основные аспекты управленческой деятельности

 

Указанные выше аспекты управленческой деятельности, обладая определенной самостоятельностью, тесно связаны между собой логикой процесса управления и целевой направленностью на получение конечного результата.

Процесс управления по своему содержанию следует рассматривать как определенную последовательность взаимосвязанных действий (процедур), каждое из которых предполагает осуществление соответствующих функций.

Под функцией управления принято понимать относительно обособленные процессы деятельности управленческого работника, позволяющие обосновывать, принимать и осуществлять управленческое воздействие. Их выделение происходит в результате разделения и специализации труда в сфере управления.

Каждая из функций рассматривается в качестве определенной стадии управленческого процесса. Состав этих стадий и их конкретное содержание могут изменяться в зависимости от уточнения концепции управления.

Содержание и стадии процесса управления отражены на рис. 5.

 

 

Рис. 5. Содержание и стадии процесса управления

 

Планирование как вид управленческой деятельности

 

Важнейшим системообразующим элементом управления является планирование.

Планирование как специфический вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный период времени. Его результатом является план мероприятий (заданий) - многоцелевая и сбалансированная программа развития объекта управления в целом, направленная на достижение эффективного использования всех видов ресурсов в определенный период времени. Другими словами, план дает описание будущего (желаемого) состояния и (или) тенденций развития объекта управления, в котором находят отражение цели субъекта управления, разрабатывающего этот план, то есть план всегда включает систему целей и схему действий по их реализации (мероприятия, задания, ресурсы).

Заметим, что на практике планирование следует рассматривать как внеполитическую категорию, как координирующий механизм, который не зависит от характера общественной системы.

В мировой практике планирование представляет собой достаточно сложный вид умственной деятельности, который имеет следующие особенности:

1. Планирование - это всегда предварительное принятие решений, то есть оно нацелено на достижение определенных результатов в перспективе.

2. Достижение планируемого результата определяется действием большой совокупности взаимосвязанных условий и факторов, что приводит к постоянным изменениям как в самом объекте планирования, так и во внешней по отношению к нему среде. По этой причине надо помнить, что будущее состояние объекта планирования всегда является неопределенным, решение одних проблем не гарантирует от появления других, даже более сложных. Вследствие этого система планирования должна быть гибкой, способной адаптироваться к постоянным изменениям как объекта, так и внешней среды. Другими словами, план нуждается в постоянной корректировке.

3. Процесс планирования всегда связан как с предотвращением ошибочных действий, так и с сокращением числа неиспользованных возможностей.

Роль планирования заключается не в предсказании будущего состояния объекта и не в пассивном приспособлении к происходящим изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования и внешней по отношению к нему среды.

Логика системного подхода к планированию основывается на сочетании генетического и нормативного (целевого) подходов, что отражено на рис. 6.

 

 

 

Рис. 6. Логика системного подхода к планированию

 

Процесс планирования всегда включает ряд элементов, которые отражены на рис. 7.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ
Результаты Средства Ресурсы Внедрение (алгоритм принятия решений) Контроль

 

Рис. 7. Основные элементы процесса планирования

 

Планирование основывается на ряде методологических принципов, важнейшие из которых приведены в табл. 1.

 

Таблица 1

Принципы планирования

 

Принципы Содержание
Системность В процессе обоснования и принятия плановых решений необходимо учитывать сложный характер функционирования и развития любого элемента национальной экономики как определенной социально-эколого-экономической системы
Компетентность В процессе обоснования и принятия плановых решений должны приниматься в расчет все возможные последствия его реализации как в объекте планирования, так и во внешней среде
Оптимальность План должен ориентироваться на обеспечение наибольшей эффективности функционирования и развития планируемого объекта
Адаптивность Предусматривается возможность адаптации плана к постоянно происходящим изменениям как в самом объекте планирования, так и во внешней среде
Ограниченность ресурсных возможностей План должен ориентироваться на обеспечение рационального и эффективного использования всех видов ресурсов

 

Определенный научный и практический интерес представляет выделение различных форм плановой деятельности на основе использования различных критериев. Один из возможных подходов к проведению классификации планов приведен в табл. 2.

Таблица 2

Основные формы плановой деятельности

 

Критерий классификации Формы плановой деятельности
Сфера применения (уровень планирования) 1. Макроэкономическое (государственное) планирование 2. Территориальное (региональное) планирование 3. Межфирменное планирование 4. Микроэкономическое (внутрифирменное) планирование
Период разработки (горизонт планирования) 5. Долгосрочное (перспективное) планирование 6. Среднесрочное планирование 7. Текущее (краткосрочное) планирование
Содержание планируемых процессов 8. Экономическое планирование 9. Социальное планирование 10. Научно-техническое планирование 11. Экологическое планирование

Логика разработки плана, основывающаяся на системном подходе, представлена на рис. 8.

Рис. 8. Логика разработки плана

 

Мировая практика свидетельствует о том, что в целом ряде стран с развитой рыночной экономикой в условиях неопределенности разрабатываются так называемые индикативные (направляющие) планы, которые часто называют планами-прогнозами. Последние формируются лишь с учетом взаимосвязей важнейших макроэкономических показателей, детализируемых до уровня основных отраслей национальной экономики. Основными характерными чертами индикативных планов являются: во-первых, «рекомендательный» или «желательный» характер их целей; во-вторых, необязательность их ресурсного обеспечения. В качестве существенных недостатков индикативных планов можно назвать невозможность их корректировки и отсутствие механизма контроля за их реализацией.

В связи с вышеизложенным в последние годы во многих промышленно развитых странах мира наметилась тенденция перехода к стратегическому планированию. Этот вид планирования представляет собой результат логического развития планирования, особую форму плановой деятельности, отвечающую современным условиям и тенденциям развития экономики, в качестве которых можно назвать:

· многоукладность (многоструктурность) экономики, что приводит к возрастанию ее сложности и числа связей между ее отдельными элементами;

· усиление международной интегрированности экономических систем в результате проникновения иностранного капитала в экономику отдельных государств, а также роста числа ТНК;

· резкое возрастание динамизма структурных форм экономических систем, а также технологий, видов продукции и т. п.;

· значительное расширение номенклатур продукции;

· территориальная деконцентрация производства;

· быстрое появление и развитие новых отраслей и видов деятельности.

Указанные выше факторы обусловливают возрастание сложности и динамизма экономики на любом уровне: национальная экономика (макроэкономический уровень), региональная экономика, корпоративная (отраслевая) экономика (мезоэкономический уровень) и экономика предприятия (микроэкономический уровень).

В результате этого экономика на любом уровне представляет собой систему, относящуюся к классу больших сложных систем. В связи с ростом сложности характерной чертой развития таких систем становится высокая степень неопределенности. Подобные объективные условия создали базу для новой формы планирования - стратегического планирования.

1.3. Стратегическое планирование как особая форма плановой деятельности на современном этапе развития общества

 

Стратегическое планирование имеет ряд особенностей. Во-первых, оно рассматривает в качестве единого целого как национальную экономику, так и ее отдельные элементы. Во-вторых, стратегическое планирование ориентируется на долгосрочную перспективу. В-третьих, стратегический план определяет основные направления развития любого элемента национальной экономики, в нем отражаются определенные «ниши» для экономической деятельности, которые в дальнейшем подлежат заполнению средствами оперативного планирования. В-четвертых, основной целью стратегического планирования является обеспечение потенциала будущего успешного развития любого элемента национальной экономики.

Стратегическое планирование выступает составной частью стратегического управления, которое представляет собой процесс, протекающий в три основных этапа (рис. 9). Этапы стратегического управления, как правило, частично могут совпадать во времени и оказывать влияние друг на друга.

Система стратегического планирования должна быть ориентирована на ускоренное достижение стратегических целей развития общества. Для этого, как свидетельствует мировой опыт, стратегическое планирование должно осуществляться на всех иерархических уровнях (макро-, мезо- и микро- уровняхнациональной экономики). Последнее позволяет обеспечить тесную увязку общегосударственной стратегии со стратегиями развития регионов и предприятий.

Рис. 9. Основные этапы стратегического управления

 

В процессе обоснования и разработки стратегических планов необходимо прогнозировать основные тенденции развития любого планируемого объекта.

Таким образом, стратегическое планирование как новая форма плановой деятельности предусматривает разработку целей развития любого элемента национальной экономики на основе анализа развития самого элемента и внешней окружающей среды, формирование основных направлений достижения поставленных целей и их ресурсного обеспечения.

В основу стратегического планирования положен развернутый стратегический анализ. Основные задачи, которые решаются при разработке стратегического плана развития любого объекта национальной экономики, связаны с повышением его адаптированности к постоянно изменяющимся внешним условиям, а в конечном счете - с достижением динамического равновесия в национальной экономике в целом.

Таковы наиболее важные вопросы, раскрывающие содержание и функции стратегического планирования в системе государственного регулирования национальной экономики. Далее перейдем к рассмотрению теоретических и методологических основ стратегического планирования.

 

Ключевые понятия и положения:

ü разделение функций плана и рынка,

ü система го







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.