Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРИВЕДИТЕ КАЖДОГО УЧЕНИКА К ОЧАГУ УВЛЕЧЕННОСТИ





Помните, что никакое увлечение не принесет пользы, если оно не затрагивает мысли, души, сердца. Подчерки­ваю, что первым увлечением должно быть увлечение кни­гой. Его надо сохранить на всю жизнь. Что бы вы ни пре­подавали — литературу или историю, физику или черче­ние, биологию или математику — первым очагом увлечен н ости, ккоторому вы должны привестисвоегопитомца (если только вы хотите бытьего воспитателем)должна быть книга.

Вторым очагом увлеченности, к которому надо привести каждого воспитанника, является увлеченность любимым предметом. Влюбленность в предмет, интеллектуальная активность возможны лишь тогда, когда у человека есть в школьные годы это самое бесценное богатство— сво­бодное время. Педагогическому коллективунадо глубоко продумать, как достигнуть того, чтобы вовторую поло­вину дня в школе загорелось множество очагов .; которые бы звали к углубленному изучению различных отраслей нау­ки. Это не только научно-предметные кружки, о которых шла речь выше. Это также такая активная деятельность, в которой теоретические знания становятся главным стимулом творчества, решения умственных и трудовых задач.

ВОСПИТЫВАЙТЕ ТРУДОВЫМИ УВЛЕЧЕНИЯМИ

Десятилетия работы в школе убедили меня в том, что труд играет исключительно важнуюроль в умственном развитии. Ум ребенка — на кончиках его пальцев.

Опыт убеждает, что для умственного развития школь­ников надо выбирать следующие виды труда:

а) Конструирование и монтирование действующих мо­делей установок, механизмов, приборов.

6) Выбор способом передачи, преобразования, транс­формации энергии: и движения.

в)Выбор способов обработки материалов, выбор инст­рументов и механизмов, технологических приемов обра­ботки.

г) Создание среды, необходимой для нормального раз­вития жизненных процессов(у растений и у животных), управление этой средой.

КАК ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ УЧЕНИКИ БЫЛИ ВНИМАТЕЛЬНЫ?

Управление вниманием — одна из наиболее тонких и еще очень мало исследованных сфер педагогического труда. Чтобы управлять вниманием, надо глубоко знать психику ребенка, его возрастные особенности. Многие годы работы в школе убедили меня в том, что овладеть вниманием ре­бенка можно лишь создав, утвердив, сохранив его опреде­ленное внутреннее состояние — эмоциональную припод­нятость,интеллектуальное воодушевление, связанное с чувством властвования над истиной, с умственной гордо­стью.

Внимательность учеников здесь обусловливается знанием ряда истин, всвете которых совершенно неинтересный материал будет восприниматься как интересный.

Непроизвольное внимание должно сочетаться с произ­вольным.

Если учитель не думает над тем, чтобы создать у уче­ников внутреннее состояние эмоциональной приподня­тости, интеллектуального воодушевления, знания вызывают только равнодушие, а бесчувственный, умственный труд приносит усталость.

НАГЛЯДНОСТЬ — ТРОПИНКА ПОЗНАНИЯ И СВЕТ, ОЗАРЯЮЩИЙ ЭТУ ТРОПИНКУ

Единственным средством воспитания внимательности является воздействие па мысль, и наглядность лишь в той мере способствует развитию и углублению вниматель­ности, в какой она стимулирует процесс мышления. На­глядный образ предмета может сам по себе привлечь вни­мание на продолжительное время, но цель применения наглядности заключается вовсе не в том, чтобы на весь урок приковать внимание ученика,— средство наглядности приносится на урок для того, чтобы на каком-то этапе познания дети отвлеклись от образа, перешли мысленно к обобщающей истине, закономерности.

К.Д.Ушинский писал, что дети мыслят «фор­мами, звуками, красками и ощущениями». Эта возраст­ная закономерность требует, чтобы мышление маленького ребенка развивалось среди природы, чтобы он одновремен­но видел, слышал, переживал и думал. Наглядность — сила, развивающая внимательность, мышление, она при­дает эмоциональную окраску познанию. Благодаря одно­временности видения,слухового восприятия, переживания и мышления в сознании ребенка формируется то, что в психологии называется эмоциональной памятью.

Я советую учителям начальных клас­сов: учите детей мыслить у первоисточника мышления, среди природы и труда.

Применяя наглядность, надо задумываться над тем, как от конкретного перейти к абстрактному.

Постепенно надо переходить от натураль­ных к изобразительным средствам наглядности, а потом к таким, которые дают символическое изображениепред­метов, явлений.

Классная доска существует не только для того, чтобы писать на ней, но и для того, чтобы учитель делал на ней зарисовки, схемы, чертежи — в процессе рассказа, объяс­нения, использовал доску и разноцветные мелки.

Изобразительная наглядность является вместе с тем и средством умственного самовоспитания.

Научить нарисовать задачу — значит обеспечить переход от конкретного мышления к абстрактному.

От изобразительной наглядностипостепен­но переходитек словесно- образной. Словесныйобраз — это шаг па пути перехода от мышления «формами, зву­ками, красками и ощущениями» к мышлению понятиями.

Средство наглядности должно быть таким, чтобы дети обращали внимание на самое главное, самое существенное.

Повторим: наглядность требует большого искусства в ее использовании, знания души, мысли учащегося.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ, НАЧИНАЮЩЕМУ РАБОТАТЬ В ШКОЛЕ

Многое, и, прежде всего надо накапливать по крупинке интеллектуальное богатство и педагогическую мудрость воспитателя. Перед вами большой жизненный путь, на нем вы встретитесь с самыми неожиданными человече­скими судьбами, к вам будет обращен пытливый ум и взор юноши, ищущего ответ на вопросы: как жить? В чем сча­стье? Где истина? Чтобы ответить на эти вопросы, надо постигнуть диалектику стремления человека к правде, к торжеству идеалов народа, надо осмыслить и прочувство­вать душой вершину борьбы человечества за лучшее бу­дущее — коммунистические идеи и их воплощение в жизни.

Советую вам, юный Друг, ежемесячно читать три книги: 1) по проблемам науки, основы которой вы препо­даете; 2) о жизни и борьбе человека, образ которого яв­ляется светочем, примером для молодежи; 3) о душе че­ловека — особенно ребенка, подростка, юноши, девушки (книги по психологии).

Пусть в вашей личной библиотеке будут эти три раз­дела.

Только повседневное пополнение научных знаний даст вам возможность видеть умственный труд учеников в процессе изложения материала: в центре вашего внимания будут не мысли о содержании урока, а мысли о мышлении ваших питомцев. Это вершина педагогического мастерства каж­дого учителя, к ней вы должны стремиться.

Создавайте, обогащайте свою личную библиотеку художественной литературы.

Воспитателю необходимо также утонченное чувство красоты. Вы должны любить красоту, творить её и обере­гать - красоту в природе и в душе наших питомцев. Знай­те, что если вы любите сажать и выращивать деревья, если вам доставляет радость прийти к ульям и слушать жуж­жанье пчел в цветущих деревьях, которые вы вырастили своими руками, - у вас есть наиболее прямая дорога к сердцу человека - духовное общение в труде, создающем красоту.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.