Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ





ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 3
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
от 18 июля 1995 года
«О РЕКЛАМЕ»

от 4 марта 1997 года № 4-П

(Собрание законодательства РФ, 17.03.1997, № 11, ст. 1372; Российская газета, № 53,18.03.1997)

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего О.С. Хохряковой, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Ю.М. Данилова, В.Д. Зорькина, В.О. Лучина, В.И. Олейника, В.Г. Стрекозова,

с участием представителей сторон, направивших запросы в Конституционный Суд Российской Федерации: от Законодательного Собрания Омской области — кандидата юридических наук B.C. Карпунова, от Московской городской Думы — заместителя Председателя А.Н. Крутова; представителей Федерального Собрания Российской Федерации как стороны, принявшей оспариваемый акт, — кандидатов юридических наук П.В. Крашенинникова и Н.М. Лавровой,

руководствуясь статьей 125 (пункт «а» части 2) Конституции Российской Федерации, подпунктом «а» пункта 1 части первой статьи 3, подпунктом «а» пункта 1 части второй статьи 22, статьями 36,74,84,85 и 86 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе».

Поводом к рассмотрению дела явились запросы Законодательного Собрания Омской области и Московской городской Думы о проверке конституционности статьи 3 названного Закона. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли ее положения Конституции Российской Федерации.

Учитывая, что запросы касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», соединил дела по этим запросам в одном производстве.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.М. Данилова, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание специалистов, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из данного Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с данным Федеральным законом.

Московская городская Дума в своем запросе исходит из того, что законодательство о рекламе не упомянуто ни в статье 71 Конституции Российской Федерации (предметы ведения Российской Федерации), ни в ее статье 72 (предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов), и, следовательно, рекламная деятельность может регулироваться нормативными актами субъектов Российской Федерации. Поскольку статья 3 Федерального закона «О рекламе» не предусматривает возможность издания субъектами Российской Федерации нормативных актов по вопросам, урегулированным этим законом, заявитель полагает, что названная статья не соответствует Конституции Российской Федерации.

По мнению Законодательного Собрания Омской области, законодательство о рекламе относится к законодательству о культуре (как это было определено общеправовым классификатором отраслей законодательства, утвержденным Указом Президента Российской Федера­ции от 16 декабря 1993 г. № 2171), и поэтому в силу статьи 72 (пункт «е» части 1) Конституции Российской Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; следовательно, в сфере отношений, урегулированных Федеральным законом «О рекламе», субъекты Российской Федерации могут принимать собственные законодательные акты.

2. Смысл статьи 3 Федерального закона «О рекламе» не может быть уяснен вне связи с предметом регулирования, целями и сферой применения этого Закона.

Названный Закон, согласно пункту 1 его статьи 1, регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг. Из пунктов 3,4 и 5 этой же статьи также следует, что Закон направлен на регулирование правовых отношений по производству, размещению и распространению рекламы. В соответствии со статьей 4 реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав. О такого рода отношениях как сфере регулирования законодательства о рекламе и идет речь в оспариваемой статье Закона.

Эти отношения по своей природе являются гражданско-правовыми, поскольку они возникают при осуществлении предпринимательской деятельности, в данном случае предпринимательской деятельности по производству, размещению и распространению рекламы, и в соответствии со статьей 2 ГК Российской Федерации должны регулироваться гражданским законодательством. Именно гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Следовательно, в рассматриваемом аспекте законодательство о рекламе и иные нормативные правовые акты, о которых говорится в оспариваемой статье, призваны регулировать именно те отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, которые являются предметом гражданского законодательства.

Конституция Российской Федерации относит гражданское законодательство к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт «о»); по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76, часть 1). Следовательно, законодательство о рекламе, регулирующее гражданско-правовые отношения в сфере рекламной деятельности, не может находиться ни в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, ни в ведении субъектов Российской Федерации, и они не вправе осуществлять собственное правовое регулирование в этой сфере.

Таким образом, поскольку в статье 3 Закона речь идет о нормативно-правовых актах, которые регулируют отношения, являющиеся предметом гражданского законодательства, данная статья соответствует Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.

Использование общеправового классификатора отраслей законодательства в качестве инструмента определения критериев отнесения правовых вопросов к той или иной отрасли законодательства является недопустимым. Классификатор подготовлен в целях унификации формирования эталонных банков данных правовой информации, используется при автоматизированном обмене правовой информации и постоянно актуализируется, о чем свидетельствует его последняя редакция, относящая рекламу к законодательству по общим вопросам хозяйственной деятельности.

3. Статья 8 Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя называет гарантируемые в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В статье 74 Конституции Российской Федерации содержится запрет на установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Из этих конституционных положений вытекает обязанность государства по созданию и защите единого экономического пространства, единого рынка.

Конкретизируя эту обязанность государства, Конституция Российской Федерации (статья 71, пункт «ж») относит установление правовых основ единого рынка к ведению Российской Федерации, поскольку без обеспечения приоритетного, прямого действия законов, закрепляющих эти правовые основы (ГК Российской Федерации, законы в области антимонопольной политики и защиты конкуренции, ценообразования, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и т.п.), на территории всего государства свобода экономической деятельности не может быть реализована.

Согласно статье 2 Федерального закона «О рекламе» реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Данное определение свидетельствует о том, что реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации и, следователь­но, призвана содействовать формированию единого эко­номического пространства. В этом смысле законодательство о рекламе устанавливает такие нормы, которые в силу их характера и значения для формирования свободных рыночных отношений относятся к правовым основам единого рынка.

Целью Федерального закона «О рекламе» является защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы (статья 1). Его предписания о запрещении недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной рекламы товаров и услуг развивают положение Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ведение конкурентной борьбы незаконными методами, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара, некорректные сравнения и т.п.) и реализуют положения Конституции Российской Федерации (статьи 8 и 34) о запрещении недобросовестной конкуренции.

Таким образом, правовое регулирование рекламной деятельности и в той части, в какой это регулирование связано с установлением правовых основ единого рынка, относится к компетенции именно федерального законодателя. Следовательно, статья 3 Закона с данной точки зрения также не противоречит Конституции Российской Федерации.

4. Единство экономического пространства не может быть достигнуто без создания единой информационной системы рынка. В этом смысле реклама (рекламная информация) составляет основу такой информационной системы.

Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию закреплено в статье 29 (часть 4) Конституции Российской Федерации и относится к основным правам и свободам человека и гражданина, регулирование которых в силу статьи 71 (пункт «в») Конституции Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина, в том числе связанные с получением рекламной информации, могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, и в этом аспекте положения статьи 3 Закона не противоречат Конституции Российской Феде­рации.

5. В соответствии со статьей 74 (часть 3) Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению. Поскольку предметом запросов в настоящем деле является статья 3 Федерального закона «О рекламе», Конституционный Суд Российской Федерации не вправе оценивать содержание иных статей Закона с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации. В связи с этим вопрос, относятся ли в действительности иные положения Закона к предметам регулирования, которые определены статьей 71 Конституции Российской Федерации, в производстве по настоящему делу не рассматривается.

6. Правовое регулирование вопросов в области рекламы, относящихся к общефедеральному законодательству, иными видами законодательства способно создать препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с обязанностью государства гарантировать единство экономического пространства.

Вместе с тем рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т.е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 72,73,76 (части 2,4, 5 и 6). В силу положений статей 130,132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

На основании изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72,75 и 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать статью 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе», поскольку она распространяется на регулирование тех отношений в области рекламной деятельности, которые относятся к сфере гражданского законодательства и составляют основы единого рынка, соответствующей Конституции Российской Федерации.

2. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

3. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Российской газете». Постановление должно быть также опубликовано в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в обществе. — СПб., 1908.

2. Боумен У. Графическое представление информации. — М., 1971.

3. Верховой Н. Реклама в XX веке, необходимость и единственная верная гарантия успеха в каждом торгово-промышленном деле. — Ярославль: тип. Губ. правл., 1902.

4. Веселовская Л.И. Методика проведения рекламной кампании. — М.: Б. И., 1991.

5. Викентъев И. Л. Приемы рекламы и Publik Realftions. — СПб, 1995.

6. Закон РФ «О рекламе.» — СПб., 1995.

7. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.,1989.

8. Кохтев Н. Н. Стилистика рекламы: Учебно-методическое пособие. — М., 1991.

9. А. Лебедев-Любимов. Психология рекламы. — СПб., 2002.

10. Миртов Ю.Н., Крылов А.А. Как стать рекламным агентом. — М., 1995.

11. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. — М., 1966.

12. Оямаа П. А. Торговая реклама на радио и телевидении. — М., 1975.

13. Психолингвистическая природа массовой коммуникации. — М., 1974.

14. Реклама в системе маркетинга: Учебное пособие. — М., 1989.

15. Реклама от «А» до «Я». Словарь рекламных терминов. Выпуск 1. — Казань, 1992.

16. Ривз Р. Реализм в рекламе / Перевод с англ. — М., 1969.

17. Рок И. Введение в зрительное восприятие. — М., 1980.

18. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - Л.: ЛГУ, 1980.

19. Сборник материалов по рекламе в США из журнала «Эдвертайзингэйдж». — М., 1975.

20. Светлов В А. Практическая логика. — СПб., 1997.

21. Техника рекламы с объявлениями. Сост. А. Ратнер. — СПб., 1909.

22. Тихоновский В. Г. Торговая реклама и основы декорирования. — М., 1987.

23. У. Уэллс, Д. Вернет, С. Мориарти. Реклама: принципы и практика. — СПб., 2001.

24. Феофанов О. А. США: реклама и общество. — М., 1974.

25. Фрейд 3. Введение в психоанализ. — М., 1989.

26. John Caples, vice President, BBDO. Inc. Tested Advertising Metod. Fourth Edition. Revised and Englarged — 82 Pages of Illusrations. Foreword by David Ogilvy. Printed in the USA, 1984.

27. Kenneth Roman and Jane Maas. How to Advertise. A professional guid for advertisser. Whot works. What doesn't. And why. Foreword by David Ogilvy. Copyright New York, 1976.


 

Сулягин Ю. А., Петров В. В.

 

Реклама

Учебник

 

Издательство Михайлова В.А.

Лицензия ЛР № 065090 от 7.04.97 г.

191123, Санкт-Петербург, а/я 354

mva-press@peterlink.ru

(812)944-36-61

 

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 78.01.07.953. П. 007001.09.01

от 14.09.2001 г.

 

191123, Санкт-Петербург, а/я 354

 

 

Подписано в печать 20.12.2002. Формат 84х100'/32.

Бумага газетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 24.

Тираж 3000 экз. Заказ № 651.

 

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ФГУП ИПК «Лениздат» (типография им. Володарского)
Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания

и средств массовых коммуникаций.
191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.


[1] Первая российская школа рекламы, созданная в 1990 году Сулягиным Ю, А., явилась первой формой профессиональной начальной подготовки специалистов по рекламе в СССР и России. (См. газету «НЕВСКОЕ ВРЕМЯ» от 3 апреля 1992 года.

1 Более обстоятельно вопроса о рациональной аргументации реклам­ного обращения мы коснемся в главе, посвященной языку и стилю рекламы.

1 О логических основаниях построения рекламного текста в главе «Язык и стиль рекламы».

1 Эти правила были изложены д. ф. н. Коньковым В. И. на занятиях в Первой российской школе рекламы.

1 Люмен — световой поток, испускаемый точечным источником света в одну свечу внутри единичного телесного угла. Освещенность в 1 люкс получается на поверхности сферы радиусом 1 м, если в центре помещен точечный источник в 1 свечу.

1 Айстоппер - рекламный элемент — целью которого является остановка, привлечение и направление внимания потребителя. Айстоппером может быть: изображение, цвет, звук, свет, запах и т. п.

1 Композиция (от латинского compositia — расположение, составление, соединение) — это построение произведения искусства, расположение основных его элементов и частей в определенной последовательности.

1 Авторы искренне благодарят за помощь в написании этого раздела одного из первых преподавателей Первой российской школы рек­ламы, доктора философских наук, профессора Светлова Виктора Александровича.

2 Эта ситуация побудила Сулягина Ю.А. при организации Первой российской школы рекламы ввести предмет «Логика рекламного языка».

1 Реальную помощь в освоении проблемы логических оснований рекламы может оказать любое учебное пособие по формальной логике..

1 См.: Дюбуа Ж и др. Общая риторика. М., 1988.

2 Константы — повторяющиеся элементы, тенденции и формы стиля.

1 Рекламное место — это стоимость полосы, секунды, слова в эфире.

2 В этой связи следует помнить, что подобные расчеты связаны со статистической закономерностью, то есть проявляют себя как тенденции.

1 Речь идет о типах мотивации, определяющих активность потребителя.

1 Формальное отражение этих взаимоотношений зафиксировано в образцах нормативных документов.

1 В этом разделе использованы материалы из работ по психологии и педагогике, некоторых исследовательских и научно-популярных материалов. С.Рубинштейн. Основы общей психологии. — СПб.: Евразия, 1998. Психология./ Д. Мельников — М.: Физкультура и Спорт. 1987. Педагогика./ В. Бабанский. — М.: Просвещение, М.1980. М. Вудкок И Д. Френсис. Раскрепощенный менеджер. — М: Дело, 1993. Социология./ О.Козлова М.: Социально-политический журнал. 1993. И. Подласый. Педагогика. - Мл ВЛАДОС, 2000. Н. Ладанов. Практический менеджмент. — М.: Дело, 1995.

1 Г. Андреева. Социальная психология. — М.: МГУ, 1998. А.Лебедев-Любимов. Психология рекламы. — СПб.: Питер, 2002. Психология./ В. Мельников — М.: Физкультура и Спорт, 1987. Педагогика./ В. Бабанский. — М.: Просвещение, 1980. М. Вудкок и Д. Френсис.

2 Раскрепощенный менеджер. — М.: Дело. 1993. Социология./ О. Козлова. — М.: Социально-политический журнал, 1993. И. Подласый. Педагогика. — М.: ВЛАДОС, 2000. Н. Ладанов Практический менеджмент. — М.: Дело, 1995. Общая психотерапия. — Минск. Здоровье, 1996. Р. Чалдини. Психология влияния. — СПб.: Питер. Ком, 1999. У. Уэллс, Д. Вернет, С. Мориарти. Реклама: принципы и практика. — СПб.: Питер, 2001. О. Феофанов. Реклама: новые технологии в России. - СПб.: Питер, 2000.

1 Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ, 24.07.1995, № 30, ст. 2864, Российская газета, № 142,25.07.1995.

2 Федеральный закон от 22.06.1998 № 86-ФЗ (ред. от 02.01.2000) «О лекарственных средствах» // Российская газета, № 118,25.06.1998; Собрание законодательства РФ, № 26, 29.06.1998, ст. 3006; Российская газета, № 4, 06.01.2000; Собрание законодательства РФ, 10.01.2000, №2, ст. 126.

3 Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ, 08.03.1999, № 10, ст. 1163, Российская газета, №46,11.03.1999.

4 Федеральный закон от 31.12.1999 № 228-ФЗ «О выборах Президента РФ» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2000, № 1, ст. 11, Российская газета, № 1-3,05.01.2000.

5 Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ, 24.07.1995, № 30, ст. 2864, Российская газета, № 142,25.07.1995.

6 Вестник ВАС РФ, № 2, 1999; Хозяйство и право, № 3, 1999.

1 Информационное Письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» // Вестник ВАС РФ, № 2, 1999; Хозяйство и право, № 3, 1999.

2 Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ, 24.07.1995, № 30, ст. 2864, Российская газета, № 142,25.07.1995

3 Информационное Письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» // Вестник ВАС РФ, № 2, 1999; Хозяйство и право, № 3,1999.

4 Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ, 24.07.1995, № 30, ст. 2864, Российская газета, №142, 25.07.1995.

1 Информационное Письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» // Вестник ВАС РФ, № 2, 1999; Хозяйство и право, № 3, 1999.

2 Приказ МАП РФ от 13.11.95 № 147 (ред. от 11.03.99) «Об утверждении порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе» // Российские вести, 18.01.96, № 10; Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ, 1996, № 3.

1 Постановление Президиума ВАС РФ от 27 июля 1999 года № 1089/ 98 // Вестник ВАС РФ 1999 г., №11.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.