Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Педагогическая оценка.понятие, виды,воздействие на личность.





Проблемой исследования занимались Борис Герасимович Ананьев, Ирина Владимировна Дубровина, Аэлита Капитоновна Маркова

Оценка – это процесс или д-сть, связанная с оцениванием педагогом

интеллектуальной, мнемической, перцептивной и двигательной активности школьника.

Отметка - это формально-логический итог оценочной активности учащегося педагогом. Функции оценки:

1. ориентирующую (учитель выделяет те качества л-ти, знания, к-ые способствуют или препятствуют эффективности уч.д-сти и их соответствие эталонам);

2. стимулирующую (побуждение школьников к овладению недостающими знаниями, способами действий, правилами поведения).

Аспекты изучения педагогического оценивания в педагогической П-ии:

1. сущность, функции, виды пед. оценки;

2. проявление в педагогической оценке индивидуальных особенностей л-ти учителя, его отн-е к пед.д-сти;

3. воздействие оценки на формирование л-ти школьника и его отн-е к уч.д-сти.

Б.Г. Ананьев рассматривает оценку как динамическую систему и выделяет уровни ее развития:

1. парциальные оценки - существуют в форме отдельных высказываний учителя о качествах л-ти школьника и его достижениях в ситуациях опроса:

. Парциальная педагогическая оценка - (от лат.partialis- частичный, отдельный)- отдельные высказывания учителя об индивидуальных особенностях личности и поведения ребёнка, проявляющихся в ситуации урока. Парциальные педагогические оценки являются по Б.Г.Ананьеву исходным уровнем развития педагогического оценивания, предшествуют текущему учёту успешности в форме фиксированной балльной отметки и педагогической характеристике как интегральной оценке учителем личности школьника.

Структура парциальных пед.оценок по Б.Г.Ананьеву включает:

1) оценку поведения позитивную - согласие, предупреждение и негативную - отрицание, замечание, предупреждение.

2) личностную оценку: позитивная - одобрение, ободрение и негативная - упрёк, сарказм, нотация, угроза.

3) оценка выполнения учебных заданий: определённая и неопеределеннаянепосредственная и опосредованная; деловая и личностная.

Принято деление всех оценочных ситуаций на наличие парциальной оценки и отсутствие. В первом случае ответ, действия ребёнка учитель сопровождает оценкой определённого вида, во втором - оценка отсутствует. Б.Г.Ананьев рассматривал отсутствие оценки как особый вид оценочной стимуляции.

Все наличные оценки по направленности можно разделить на Парциальные оценки поведения и Парциальные оценки выполнения учебных заданий – это отдельные высказывания учителя о выполнении школьниками данного им задания и полученном результате, о правильности ответа на его вопрос. Они направлены на организацию и управление учителем выполняемых детьми заданий.

Оценки выполнения учеб.заданий включают в зависимости от отчётливости, конкретности содержания определённые и неопределённые оценки. Оценивая школьников определённо, педагог конкретно, отчётливо характеризует выполнение ими учёбного задания (правильно ответила только Н). Неопределённые оценки не содержат ясной, точной характеристики выполнения дошкольником заданий воспитателя, это неопределённые слова, типа: «ну, садись», «достаточно».

По способу предъявления определённые оценки могут быть непосредственными и опосредованными. Непосредственные парц.оценки прямо обращены к конкретному ребёнку: «Сегодня ты меня радуешь», «Садись. Не знаешь». Опосредованной парц.оценка воспитателя является тогда, когда отвечающий ученик прямую оценку не получает, а оценивается отвечающий на тот же вопрос учителя сверстник: «Ты рассказал также, как А.». опосредованная оценка может осуществляться и через класс- учитель самоустраняется от оценки, ответ ученика комментируют, часто спонтанно, одноклассники: «Можно я! Не правильно у него!», это может быть молчаливо «лес рук» при неправильном ответе. Опосредованная оценка может быть и целенаправленной: «Вы согласны с Н.?- Да-а-а!».

По содержанию непосредственные оценки бывают: деловыми и личностными. Деловые представляют собой отдельные васказывания педагога о ЗУН ребёнка, проявляющихся при выполнении задания: «Разве здесь на конце «О»?, «Хорошо подумай - будет правильно», «Да, я тоже так думаю». Под личностными мы понимаем отдельные высказывания педагога о качествах личности ученика, проявляющихся при выполнении уч.заданий (К. всегда активно участвует, И. самый внимательный).

Как деловые, так и личностные оценки могут быть позитивными и негативными. Позитивные деловые оценки - отдельные высказывания учителя о соответствии выполненного уч.задания образцу, требованиям. Это согласия - да, верно, правильно, повторы воспитателем ответа ученика и предупреждения - если ты постараешься, у тебя хорошо получиться.

Негативные деловые - отдельные высказывания учителя о несоответствии выполнения задания образцу, требованиям, недостаткам их выполнения. – отрицания (нет, не так, ошибся, я так не думаю, неправильно, разве столько получится?); замечания (работай быстрее, пиши аккуратнее); предупреждения (слушай, иначе опять ничего не получится).

Позитивные личностные – оценки о качествах личности ребёнка, способст-их успешному выполнению. Одобрения, содержащие прямые указания на качества (умница, замечательно работает, слушает внимательно). Ободрения - выражают поддержку нерешительного, робкого, неуверенного в себе ребёнка (так, так; всё хорошо, ничего страшного, говори смелее).

Негативные личностные – оценки о качествах личности ребёнка, препятст. успешному выполнению задания. Это упрёки, сарказм, нотации, угрозы (совершенно не думаешь, почему не выучил, она знает, а ты нет). В саркастических оценках высмеивает недостатки личности (так мы до вечера будем вспоминать, спишь, что ли). Нотации содержат нравоучения, морализаторство (ну, сколько можно говорить одно и тоже, уже 3 раза повторили, а ты всё никак не запомнишь). Угрозы включают указания учителя на возможные последствия невыполнения задания.

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ - отдельные высказывания учителя об особенностях поведения учащихся на уроке. Они направлены на организацию и управление педагогом поведения школьников. По содержанию разделены на деловые и личностные. Деловые оценки поведения - отдельные высказывания учителя о соблюдении или нарушении учениками правил поведения на уроке. Когда учитель отмечает, что поведение хорошее - позитивные оценки-согласия (Ж.. поднимает руку правильно, вижу, что вы ведёте себя как настоящие школьники). Предупреждения ( в конце занятия я смогу сказать, что правильно вел себя тот, кто слушал говорящего)

Негативные деловые оценки поведения - высказывания о несоблюдении правил или недостатках поведения, условиях, при которых поведение на занятии не может быть правильным. Отрицания (не кричи, повернись к себе) замечания (потише). Предупреждения (никогда не научится правильно вести себя тот, кто всё время разговаривает).

Личностные оценки поведения - отдельные высказывания о качествах личности ребёнка, способствующих или препятствующие выполнению им правил поведения на уроке. Позитивные личностные оценки поведения - учитель обращает внимание на достоинства личности ученика (молодцы дети на 1м ряду).

Негативные - внимание при нарушении правил на недостатки: упрёки - педагог обвиняет детей в несоблюдении правил (совершенно не понимаешь нормальных слов, ты очень не сдержан, всем мешаешь). Сарказм - высмеивает недостатки личности (что развалился, ещё одна звезда сидит). Нотации (прежде чем что-то сказать, подумай). Угроза - называет возможные наказания, в случае невыполнения дисциплины (ещё слово- пойдёшь в угол)

Основным методом изучения парциального педагогического оценивания является наблюдение

1) Исходные - отсутствие оценки, опосредованная оценка, неопределенная оценка;

2) Отрицательные - замечания, отрицание, порицание;

3) Положительные - согласие, ободрение, одобрение.

Все наличные парциальные оценки по направленности можно разделить на:

A. парциальные оценки поведения, к-ые направлены организацию и управление педагогом поведения учащегося. По способу предъявления могут быть непосредственными и опосредованными;

B. парциальные оценки выполнения задания, к-ые направлены на организацию и управление учителем выполнения детьми учебных заданий. По содержанию делятся на деловые и л-тные. Могут быть как позитивными, так и негативными.

2. фиксированные оценки - существуют в форме отметок как знаков оценки;

3. интегрированные оценки - существуют в форме пед. характеристик.

 








Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.