Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Перцептивная сторона общения. Механизмы межл-тного восприятия (ММВ). Педагогическая перцепция.





Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в д-сти совместной, включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятие и понимание партнера. К средствам общения относят прямые телесные контакты, органы чувств, язык и др.знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах, технические средства записи и хранения информации, интонации, эм-ная выражительность. По формам общение делится на: прямое и косвенное; непосредственное и опосредованное; массовое и межл-тное

Общение в социальной психологии – реализация всей системы отношений человека, т.е. это реальность и межличностных отношений, и общественных. В социальной психологии общение изучается как межличностные отношения.По структуре общение делят на 3 стороны: 1) коммуникативную (передача информации); 2) интерактивную (межличностное взаимодействие); 3) перцептивную (восприятие и понимание человека человеком). Эти стороны общения выявляются, как правило, в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта людей.

«Перцепция» означает «восприятие». В социальной психологии обычно используют понятие «социальная перцепция» - восприятие, понимание и оценка людьми других людей, самих себя, групп и т.п.

Термин «социальная перцепция» введен Джоном Брунером. Это взаимопонимание, истолковывается как: 1) понимание целей, установок и других партнеров; 2) не только понимание, но и принятие партнера, разделение его целей и установок.Социальной перцепцией называют восприятие социальных объектов, а восприятие человека человеком – всего лишь часть социальной перцепции.

Перцептивный аспект общения - это восприятие, оценка понимания ч-а чел-ком. Восприятие с-льное представляет собой целостный образ др.чел-ка, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения. Основа восприятия незнакомых людей - с-льная стереотипизация, т.е. восприятие явлений или людей как представителей той или иной с-льной группы. Функции с-льной перцепции: 1. познание партнера по общению; 2. познание себя; 3. организация совместной д-сти на основе взаимопонимания; 4. установление эм-ных отн-й. В процессе познания других людей формируется сам познающий индивид. Представления о др.чел-ке тесно связаны с уровнем собственного самосоз-я.

Механизмы взаимопонимания таковы: по внешним данным мы «прочитываем» другого человека, и «расшифровываем его внешние данные» (С.Л.Рубинштейн).

 

ММВ: Идентификация – процесс понимания др. чел-ка через соотн-е первого с какой-либо категорией людей, либо наделением его собственными характеристиками, к-ые обеспечивают усвоение соц. норм и ценностей. Рефлексия – осоз-е того, как в действительности чел-к воспринимается и оценивается др.людьми, группами людей. каузальная Атрибуция - (Келли, джонс, Нисбет) Мера степени атрибуции зависит от двух показателей, степени типичности или уникальности поступка и степени его с-льной желательности или нежелательности. Нисбет выделит 3 степени атрибуции: 1. л-тная, причина приписывается тому, кто совершает поступок; 2. объективная атрибуция- приписывается тому объекту, на к-ый направлено действие; 3. обстоятельственная – причина такого поступка приписывается обстоятельствам. Эффекты соц.перцепции: 1 эффект ореола – ранее сформированное положительное или отрицательное мнение; 2. эффект первичности - незнакомый чел-к воспринимается в соответствии с порядком информации о нем; 3. эффект новизны - на чел-ка действует последняя более новая информация, чаще этот эффект возникает при восприятии хорошо знакомых людей; 4. аттракция – форма восприятия и познания др. чел-ка, основанная на формировании к нему позитивных чувств (дружба, любовь). При восприятии незнакомых людей могут быть допущены ошибки, обусловленные рядом факторов: превосходства, привлекательности, отн-я к нам. Модель «окно Джогарри» -каждый чел-к является носителем 4 пространств (открытых или закрытых, к-ые могут меняться в зависимости от того, в каком состоянии находится. Механизмы, обеспечивающие прогнозирование поведения партнера по общению - приписывание качеств партнеру – выбор схемы общения (Келли, Джонс, Бодалев А.А,): 1. л-тная атрибуция (причина приписывается конкретному чел-ку); 2. обстоятельственная атрибуция (виноваты обстоятельства); 3. стимульная или объективная атрибуция (причина в предмете, на к-ый было направлено действие). Выявлены нек-ые закономерности: успех чаще приписывается себе, неудача – обстоятельствам. Оценка различна от того, кем был в том случае: участником или наблюдателем.

3. Педагогическая перцепция – восприятие учителя учащегося и возникающее на этой основе отношение.

Механизмы перцептивного восприятия находят свое отражение в педагогической деятельности.

1. Стереотипизация – отражение устойчивого образа учащегося. У учителя возникают стереотипы (напр., плохой ученик, двоечник) на основе прошлого опыта.

2. Проецирование – неосознаваемое наделение ученика своими мотивами, переживаниями, качествами. Отрицательное проецирование – это возможно в более старших классах. Молодой учитель может думать, что его ученикам это тоже может быть интересно. Положительное проецирование – учитель может заразить учеников.

3. Децентрация – способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека. У хорошего учителя этот механизм должен присутствовать.

4. Индентификация – неосознанное отождествление себя с другим человеком или сознательная постановка себя на место другого человека.

Т.о. развитие педагогической деятельности означает совершенствование педагогом адекватного восприятия своего ученика.

Своеобразие пед.общения (ПО) выражается в органическом сочетании элементов л-тно, с-льно, предметно ориентированного общения. Качество ПО обусловливается его обучающей функцией, к-ая включает в себя воспитывающую функцию. ПО позволяет обеспечивать П-ический контакт с учащимися, формировать положительную мот-ю обучения, складывается система воспитательных взаимоотн-й, налаживается П-ический контакт между педагогом и детьми, формируется познавательная направленность л-ти, преодолеваются П-ические барьеры, формируются межл-тные отн-я. При решении развивающих задач через общение создаются П-ические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание л-ти: преодолеваются с-льно- П-ические факторы, сдерживающие развитие л-ти в процессе общения; создаются возможности для выявления и учета индивидуально-типологических особенностей учащихся; осуществляется с-льно- П-ическая коррекция в развитии и становлении важнейших л-тных качеств. В стиле общения находят свое выражение: 1. особенности коммуникативных возможностей учителя; 2. сложившийся характер взаимоотн-й педагога и учащегося; 3. творческая индивидуальность педагога; 4. особенности ученического коллектива. К видам ПО относятся: 1. общение на основе увлеченности совместной творческой д-стью. 2. дружеского расположения - как предпосылка успешной совместной учебно-воспитательной д-сти. 3. дистанция, в качестве ограничителя. 4. устрашение, связано с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной д-стью. 5. общение - заигрывание, неумение организовать продуктивное педагогическое общение.








Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.