Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).





Эта сторона общения позволяет проанализировать организацию совместной деятельности. Нельзя путать понятия взаимодействие и коммуникация. Коммуникация организуется по поводу совместной деятельности для обмена информацией. Существуют описания структуры взаимодействия партнеров. Одно из них представлено в трансактном анализе – направлении, предлагающем регуляцию действий участников взаимодействия через: 1) регуляцию их позиции; 2) учет характера ситуации; 3) стиля взаимодействия. Трансатк – это любое вербальное и невербальное общение людей. С позиции теории трансактного анализа каждый партнер может занимать первую из трех позиций, которые условно обозначены «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Названия не связаны с социальной ролью, а лишь психологически описывают стратегию поведения, взаимодействия:Позиция «ребенок» = позиция «хочу!».Позиция «родитель» = позиция «надо!».Позиция «взрослый» = позиция «хочу!» + «надо!»

Автор теории трансактного анализа – американский социальный психолог Эрик Берн; в основе его теории – различные «эго-состояния» («родитель-я», «ребенок-я», «взрослый-я»). В каждый момент времени человек пребывает в 1-ом из 3-х «эго-состояний», что и определяет его поведение. Каждое «эго-состояние» состоит из последовательностей: мысль – переживание – действие. «Эго-состояние» - «Я-родитель» может быть критическим (родитель хранит запреты, нормы, совокупность предрассудков), а может быть, кормящее – заботливое. Оно характеризуется следующими качествами: тепло, ободрение, готовность помочь, забота.

Тот, кто здраво оценивает реальность, - «взрослый-я».

Кто чувствует себя, как в детстве, может прибывать в трех состояниях «Я-ребенок»: 1) приспосабливающееся состояние (ребенок повинуется, замыкается в себе, дуется, боится); 2) бунтарское состояние (на него оказывают влияние требования окружения, которые не соответствуют желаниям ребенка); 3) свободное состояние (ребенок естественен, нет следов влияния на него, он ни о чем не заботится, радуется, сердится, исследует мир). Трансакт включает стимул и реакцию между 2-мя «эго-состояниями», т.е. это любое общение минимум 2-ух людей. Если человек грамотно прочитывает трансакт межличностного общения, то легко понимает пути конструктивного диалога и причины помех.

Формы трансактов: параллельный - возникает между любыми парами «эго-состояний» и продолжается сколь угодно долго; перекрестный - может ввести в заблуждение и препятствовать беседе; скрытые трансакты – обмен информации идет одновременно на нескольких уровнях, (словами говорить одно, а жестами, мимикой показывать другое). Различают три основные стиля деятельности: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Ритуальный стиль задан определенной культурой. Акт взаимодействия делится на компоненты: позиции участников, ситуации, стиль общения.

Все виды взаимодействия делятся попарно на два противоположных вида: 1) кооперация; 2) конкуренция.

Кооперация – это упорядочивание, суммирование сил участников. Средство соединения сил – это отношение между участниками, их вклад в степень включения во взаимодействие. Самая яркая форма конкуренции – конфликт.

Схема конфликтов в социальной психологии включает следующие характеристики (по Л.А.Петровской): структура конфликта, динамика, функции, типология.

Структура конфликта состоит из конфликтной ситуации, позиции оппонентов, объект конфликта, инцидент как пусковой механизм, развитие, разрешение конфликта.

Существуют две разновидности (Мортон Дойч) конфликтов – деструктивные, разрушающие отношения, и продуктивные.

В деструктивных конфликтах постоянно расширяется число участников, усиливаются негативные установки.

Продуктивные конфликты не касаются несовместимых личностей, являются следствием разных позиций на одну проблему и способствуют выработке одинакового понимания проблемы.

Различают три основных стиля деят-ти:ритуальный (задан определённой культурой), манипулятивный, гуманистический. Акт взаимодействия делится на компоненты: позиции участников, ситуации, стиль общения.

Важность интерактивной стороны общения обусловила появление в социальной психологии нового направления – «символический интеракционизм» (М.Мид). Моделью взаимодействия признается игра, в которой человек выбирает «значимого другого» и ориентируется на то, как сам воспринимается этим «другим»..

Мид, Блумер считали, что поведение людей по отношению к друг другу и предметам окр.мира определяется тем значением, которое они им предают. Дж.Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки др., но и на их намеренияВ связи с этим Мид выделял во взаимодействии 2ва типа действий: 1) незначимый жест(автоматический рефлекс типа моргания), 2) значимый жест(связан с осмыслением поступков и намерений другого). Во 2м случае мы должны принять роль другого. Этот процесс сложен, но мы способны его осущ-ть, т.к. с детства нас учат придавать значения опред. Предметам, действиям и событиям. Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятием, предметом, выражающим смысл др.предмета. Сущность концепции «символический интеракционализм» - взаимодействие м/у людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Стратегия взаимодействия определяется характером общественных отношений, а тактика- представлением о партнёре.


Особенности П-ической помощи на телефоне доверия.

Телефон доверия – служба экстренной психологической помощи по телефону.

Специфика работы. Экстренность: 1) консультант не в состоянии запрограммировать количество обращений; 2) не может контролировать время обращения и подготовиться к звонку; 3) не может контролировать тему обращения; 4) высока частота кризисных обращений (жертвы сексуального насилия, абоненты, пережившие экстремальные ситуации, др.) и интенсивных эмоций; 5) помощь ограничивается одной консультацией.

Консультации по телефону: положительным является максимальная степень анонимности, что создает чувство безопасности для обеих сторон (каждый находится на своей территории, в привычной и знакомой обстановке).

Основные направления деятельности телефона доверия.

1) обеспечение доступности и своевременности психологической помощи по телефону для граждан независимо от их социального статуса и места жительства;

2) обеспечение каждому гражданину возможность доверительного диалога;

3) цель психологического консультирования по телефону – помощь абоненту в мобилизации творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

4) расширение у абонентов диапазона социальных и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления имеющихся трудностей, укрепления уверенности в себе;

Принципы работы.

Организационны е. Доступность – нет ограничений по возрастным, социальным, национальным и др. признакам. Круглосуточная работа телефона. Функционирование двух или более телефонных линий.Бесплатность.Анонимность.

Этические. КонфиденциальностьДобровольностьИскренность и открытость консультанта, отказ от манипуляций с его стороныБескорыстностьУважение свободы и достоинства человека, его взглядов и убежденийПризнание права человека на психологические защиты и информационный барьерСознание консультантом меры влияния на абонента, возможных последствий, ответственность за нихСтремление предотвратить любые формы насилияКлиент несет ответственность за свою жизнь, принятые решения и поступки. Отказ от решения за абонента, уважение его решения.

Методологические. Консультант не кладет первым трубку, продолжительность разговора зависит преимущественно от абонентаСерьезное отношение к любым звонкамПринятие человека как личности, признание его уникальности. Избегание оценки и критики.Ориентация на расширение сознания, открытие ресурсов, повышение самостоятельности и ответственности человека. Избегание прямых советов и указаний.

Профессиональные. Наличие специальной профессиональной подготовки и профессионально важных личностных качествПрофессиональный рост консультанта (регулярное прохождение супервизии, регулярное участие в семинарах и тренингах)Осознание консультантом ограничения своих возможностей и компетенцииЗабота о личном психоэмоциональном благополучии, профилактика профессионального выгоранияПрофессиональная и личностная взаимопомощь консультантов.

особенности: 1. Организационные особенности. Доступность помощи – я всегда и везде смогу дозвониться. Особенности мотивации клиента: если пришли оба, то оба готовы работать, готовы изменить систему (работа будет успешной). Звонит, когда кризис (очень высокая мотивация). Нужно сделать что-то, чтобы он захотел позвонить еще раз (немотивированный клиент).

2. Контроль клиента. Клиент всегда, в любой момент времени может прекратить работать с тобой. Контролируя ситуацию, я могу сделать больше. Феномены телефонной психотерапии:

а) скорость открывания себя. Не видят человека, с которым разговаривают. Быстро прорывается проблема. Я не закрываюсь ни от кого, я могу вынести больше жизненного опыта.

б) механизм «идеализация консультанта». Он только слышит консультанта, поэтому может достраивать его образ. Ты общаешься не с тем, кого ты видишь, а с тем, кем он является (кто перед тобой).

в) изменение состояния сознания. Потеря ориентации во времени, в пространстве. Звонит в состоянии возбуждения, которое затем переходит в успокоение (если все нормально).

3. Временные ограничения консультации. 1 час работаем с психологом и прекращаем эту работу ровно через час даже на полуслове. На телефоне доверия:

- мы ровно столько с клиентом, сколько нужно. Это повышает его чувство собственного достоинства (я стою того, чтобы со мной разговаривали).

- возможность будущей манипуляции. Кроме вас у него в жизни никого нет, кто дает эту уверенность. Удовлетворяет свою потребность во внимании.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.