Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







С-льно-П-ические аспекты экспериментального исслед-ия, экспериментальное общение и его эффекты.





Психологический эксперимент – совместная д-ть испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемого. Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение. Испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои жизненные планы, мотивы, цели участия в эксперименте, на результат влияют особенности его личности, проявляющиеся в общении с экспериментатором. Основоположником аспектов психологического эксперимента стал С.Розенцвейг. В 1933 Он выделил основные факторы общения, которые могут искажать результат эксперимента: Ошибки «отношения к наблюдаемому». Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции. Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. Испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента. Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора. Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами артефактов. Это: Эффект плацебо - испытуемые считают, что препарат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния. Основан на механизмах внушения и самовнушения. Эффект Хоторна проявился при проведении иссл. на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, который проводили психологи, расценивалось испытуемым как проявление внимания к нему лично. Участники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы. Эффета Хоторна можно избежать, если не сообщать испытуемому гипотезу исследования или дать ложную, а также знакомить с инструкциями как можно безразличным тоном. Эффект социальной фасилитации (усиления) был обнаружен Р.Зайонцем. Присутствие внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу. Проявляется у спортсменов на соревнованиях: разница в результатах, показываемых на публике и на тренировке. Зайонц обнаружил, что во время обучения присутствие зрителей смущает испытуемых и снижает их результативные показатели. После проведения дополнительных исследований были установлены такие зависимости: 1) Влияние оказывает лишь компетентный и способный дать оценку. 2) Влияние больше, чем труднее задача. 3) Соревнование и совместная д-ть, увеличение количества наблюдателей усиливает эффект. 4) «Тревожные» испытуемые при выполнении сложных и новых заданий, испытывают большие затруднения, чем эмоционально-стабильные личности. 5) Законом оптимума мотивации Йеркса-Додсона. Присутствие внешнего наблюдателя повышает мотивацию испытуемого. Соответственно оно может либо улучшить продуктивность, либо привести к «перемотивации» и вызвать срыв деятельности.

М.Т.Орн полагал, что основным мотивом испытуемого является стремление к социальному одобрению: он хочет помочь экспериментатору и ведет себя так, чтобы подтвердить гипотезу экспериментатора. Иногда испытуемый стремится проявить себя с лучшей стороны и дает те ответы, которые,, более высоко оцениваются экспериментатором («эффекта фасада»). Ряд исследователей предлагает модель «злонамеренного испытуемого». Они считают, что испытуемые враждебно настроены по отношению к экспериментатору и процедуре исследования, и делают все, чтобы разрушить гипотезу эксперимента.

Л.Б.Кристиансен предположил варианты поведения испытуемого в эксперименте можно объяснить актуализацией одного мотива – стремления к позитивной самопрезентации. Она оказывается наиболее сильной, если испытуемый считает его поступки – не следствие экспериментальных воздействий, а проявление реальных намерений, чувств, убеждений, способностей. Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента предлагается ряд специальных методических приемов:

Метод «плацебо вслепую» -к онтролируется эффект Розенталя. Подбираются контрольная и экспер. группы. Экспер. процедура повторяется в обоих случаях. Сам экспериментатор не знает, где какая группа. Иногда, эксперимент проводит не сам экспериментатор, а приглашенный ассистент, которому не сообщается истинная гипотеза исследования и какая из групп подвергается реальному воздействию.

Метод обмана -введение испытуемых в заблуждение. При его применении возникают этические проблемы, и многие психологи считают его неприемлемым. Экспериментатор придумывает ложные цель и гипотезу исследования, которые сообщаются испытуемым. Содержание ложной гипотезы варьируется в зависимости от характера эксперимента. Возможным вариантом является простое сокрытие истинных целей и гипотезы эксперимента. В данном случае испытуемые будут сами придумывать варианты, и вместо учета ложной гипотезы нам придется разбираться в фантазиях испытуемого, чтобы устранить влияние этой неконтролируемой переменной. Метод «скрытого» эксперимента. Экспериментатор включается в естественную жизнь испытуемого и не подозревает о своем участии в исследовании в качестве испытуемого. Этот метод является модификацией метода обмана, с той лишь разницей, что испытуемому не надо давать ложную информацию о целях и гипотезе исследования. Главная трудность– учет неконтролируемых.

Метод независимого измерения зависимых параметров -проводится с испытуемым по обычному плану, но эффект воздействия измеряется не в ходе эксперимента, а вне его (при контроле результатов учебной или трудовой деятельности бывшего испытуемого).

Контроль восприятия испытуемым ситуации. Применяется схема Орне постэкспериментального интервью. Принимаются меры для учета и контроля отношение испытуемого к экспериментатору, понимание им инструкции, принятие целей исследования. Данные, получаемые при постэкспериментальном опросе, позволяют лишь отбраковать неудачные пробы или учесть эту информацию при интерпретации результатов эксперимента, когда уже ничего нельзя исправит


25. Направления и подходы в П-ическом консультировании ПК и психотерапии. (Алешина, Нельсон-Драунс, Захарова, Карабанова)

Психологическое консультирование- совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствовании личности и межличностных отношений. Консультирование Бёрк-Стефер – это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которая представляется как личность личности.

Психотерапия- путь основанный на определённой теории, воплощаемый специфическими приёмами, приводящий к изменению внутреннего мира человека: эмоционального самочувствия, интеллектуального восприятия, волевых действий личности (чувства, мысли и поведение).

Психотерапия- это медицинская область, люди пограничными состояниями, либо с невротическими расстройствами.

Психологическое консультирование- область здоровых людей, испытывающих временные затруднения.

Психологическое консультирование в значительной степени имеет рациональный и поверхностный характер в отличие от терапии. Цель психологического консультирования – помочь клиенту понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера,Осмыслить выбор (Логотерапия Франкла)

ПК – это вид практики, предметом которой является помощь людям в решении межличностных, внутриличностных, профессиональных проблем за счет изменения субъективной картины мира. Отличие терапии и консультирования является глубина анализа проблем и достигнутые изменения. ПК в значительной степени имеет рациональный и поверхностный характер в отличие от терапии. В некоторых случаях считается, что терапия работает с клиникой, а ПК с нормой. В отличие от терапии ПК имеет более короткие сроки. ПК использует в основном разговорные методы помощи людям. Задача - помочь человеку самому разобраться в проблеме и направлять с помощью вопросов ход его размышлений..-ПК в значительной степени имеет рациональный и поверхностный характер в отличие от терапии.В некоторых случаях считается, что терапия работает с клиникой, а ПК с нормой.В отличие от терапии ПК имеет более короткие сроки от нескольких сессий до одной сессии, в то время как психотерапия имеет гораздо более длительные сроки.ПК использует в основном разговорные методы помощи людям, опираясь на диалогический подход к решению проблемы.Возможность сохранять непредвзятую нейтральную позицию зависит от профессиональной компетентности и от уровня личностного здоровья консультанта.ПК представляет собой специальный вид деятельности и потому должно осуществляться с соблюдением соответствующих норм.Рамки ПК могут быть гораздо менее жесткими, чем рамки терапии и во многих случаях консультации по каким-то очень конкретным и узким вопросам могут быть вполне уместны и эффективны вне специально организованной деятельности, однако подобное касается лишь незначительного круга вопросов. В целом желательно сохранение обычных профессиональных ограничений.ПК – это вид деятельности, которым могут заниматься психологи и социальные работники, имеющие специальную подготовку.Клиентами консультирования могут быть люди, начиная с 14 – 15 лет при сохранении здоровых личностных структур.Консультант может эффективно работать только в пределах достаточно устойчивой нормы психического здоровья, что позволяет человеку опираться на зрелые личностные образования и решать проблему в основном на рациональном уровне.

ПК включает в себя следующие направления деятельности: 1. Профориентационное консультирование, целью которого является помощь людям в выборе профессиональной деятельности. Профессиональное консультирование проводится как с подростками, так и со взрослыми людьми, изменяющими сферу профессиональной активности.2 2. Оргконсультирование, предметом которого является помощь в решении проблем, связанных с деятельностью организаций, формирование оптимальной системы взаимоотношений в коллективе, определение наиболее эффективных методов управления работой персонала и т. д.3. Семейное консультирование, предметом которого являются взаимоотношения между членами семьи и работа может осуществляться как целиком с семьей, так и с отдельными ее членами.4. Собственно психологическое консультирование, предметом которого является помощь человеку в решении его личных психологических проблем разного содержания.

Психотерапия (по С. Кратохвил) – использование психологических средств для восстановления нарушенной деятельности организма. Псих. средства – речь, молчание, эмоции, мимика, эмоц.отношение, манипуляции,. цель психотерапии: помочь клиенту изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливым и продуктивным. Задачи психотерапии: помочь понять свои проблемы; устранить психологический дискомфорт; помочь найти новые идеи решения проблем или обеспечить информацией об этом решении, помощь в проверке новых способов мышления и поведения за пределами психотерапевтической ситуации. Методы психотерапии: методы поддержки (покачивание головы, взгляд, улыбка, перефразирование, сопереживание); методы устранения дезадаптивного поведения и формирование адаптивных стереотипов ( игры, упражнения, обсуждение); методы содействия инсайту и самовыражению ( рисунок, арт-терапия) Основные направления современной психотерапии: 1.Поведенческий подход (принципы бихевиоризма). Используются методы, условно относимые к трем основным группам. а) Методы контробусловливания предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между условными раздражителем и реакцией и (или) замену ее новой. б) Оперантные методы (Скиннер). В основе – система наград. Вариантом такого подхода является формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград. в) Опираются на взгляды социобихевиористов (человек научается через наблюдение). Терапия, соответственно основывается на предъявлении модели оптимального поведения, которой клиент должен следовать, имитируя ее.

Когнитивистский подход. В его основе лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог. Келли предложил метод, называемый «терапия фиксированной роли», в ходе которой клиенту предлагают – на основе соответствующих приемов – смотреть на мир глазами другого человека и вести себя соответственно.

Психоаналитический подход. Общая направленность терапии – выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных проявлений. За счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля поведением, и, как следствие возможность личностного роста.

Конкретные методы варьируют, в зависимости от направления а) Фрейд. Основной метод – катартический. Клиент заново переживает травматические события детства и может отреагировать те чувства, которые подавлялись. Понимание причин болезненных проявлений и установление клиентом их связи с настоящим моментом оказываются возможным благодаря тому, что аналитик, толкуя символы сновидений и фантазий, интерпретируя спонтанные высказывания, фиксируя точки сопротивления, дает соответствующие объяснения. В отреагировании значительную роль играет перенос на терапевта тех чувств, которые не могли быть проявлены в отношении их истинных объектов. б) Юнг. Основной метод – метод «активного воображения», предполагающий возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного. б) Хорни. Метод совместного с клиентом анализа жизненного пути и определения реалистических целей. в) Трансактный анализ. Основатель – Берн. Цель терапии – освободить человека от тех зависимостей, которые обретены им в детстве и направляющие его в качестве своеобразных предписаний, заставляя «играть в игры», т. е. вести себя во взаимодействиях с другими (они и называются трансакции) так, чтобы извлекать определенные психологические выгоды, подкрепляя позиции «ребенка» и «родителя», в результате чего возникает интеграция «эго-состояний», за счет ориентации на последнего.

Экзистенциально-гуманистический подход (Роджерс, Франкл).

К нему относят те теории и вытекающие из них системы личностной коррекции, которые основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем становления и ответственности человека за свое становление.

Гештальттерапия (Перлс). Проблема невротика в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов (неотреагированных проблем), что заставляет его жить не «здесь и сейчас», а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий. Главное, по Перлсу – это осознание того, что и как происходит, но не поиск причин происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста – незавершенность ситуаций прошлого, их неотреагированность, а также боязнь пустоты, открывающейся, когда мы лишаемся привычных поверхностных способов поведения – клише. Открывающаяся за этим пустота обозначается Перлсом как тупик, его человек обычно избегает, возвращаясь на поверхностные уровни поведения. Но если человек способен поддерживать сознавание в пустоте, то это приводит к внутреннему взрыву, переживаемому как страх смерти или смерть, а затем – к внешнему взрыву – вспышке эмоций, что знаменует возрождение человека, отреагирование того, что ранее сдерживалось, отвлекая на себя часть энергии и возможность жить в настоящем.

Психодрама (Морено). Метод групповой терапии, при котором участники группы моделируют в театрализованной форме ситуации, предлагаемые одним из участников, в виде рассказа о событиях его жизни, сновидениях. Проживая важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы собственного реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным людям, открывает новые возможности построения отношений и самореализации. Большое значение имеет катарсический эффект.

Телесно-ориентированный подход (Райх, Лоуэн).

а) Вегетотерапия Райха. Любое сдерживание энергии приводит к формированию «мышечных панцирей». Можно распуская эти панцири, высвободить энергию и этим облегчить душевные страдания. Основные приемы – массаж, дыхание, различные двигательные упражнения, голосовые упражнения.

б) Биоэнергетика Лоуэна. Основная цель терапии – возвращение человека к его первичной природе, т. е. к состоянию искреннего удовольствия, свободы телодвижений, раскрепощению тела, включению тела в жизнь. В процессе социализации человек уходит от собственных первичных потребностей. Возвращение к телу осуществляется посредством специальных упражнений, основанных на напряжении и расслаблении определенных мышечных групп, вербальных способах высвобождения задержанной эмоции.

в) Первичная терапия Янова. В результате неудовлетворенных базовых потребностей у человека накапливается «первичная боль», воплощающаяся в напряжении. Человек должен вновь прожить события отдаленного прошлого, положившего начало «первичной боли».

1. Психосинтез (Ассаджиоли). Рассматривается семь составляющих личности: низшее бессознательное, среднее бессознательное; высшее бессознательное, поле сознания, сознательная самость (Я), высшая самость, субличность. В процессе терапии клиент узнает о различных составляющих своей личности и научается различать их от самого себя при помощи специальных процедур, благодаря чему возможно расширение поля сознания до всего объема бессознательного и постепенное открытие своего объединяющего психологического центра. Психосинтез означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию вокруг нового центра.

2. Трансперсональный подход (Гроф). Особые переживания, возникающие в измененном состоянии сознания позволяют клиенту встретиться не просто с собственным бессознательным, но прожить опыт, соотносимый с «коллективным бессознательным», «сверхсознанием» и т.д. Метод – ребефинг (холотропное дыхание).

НЛП, танатотерапия, и т.д.








ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.