Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психологические традиции изучения конфликтов.





Конфликт — это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы).

Конфликты социально обусловлены и опосредствованы индивидуальными особенностями психики людей. Они связаны с острыми эмоциональными переживаниями — аффектами, с действием познавательных стереотипов — способов интерпретации конфликтной ситуации, и одновременно с гибкостью и «изобретательностью» личности или группы в поисках и выборе путей конфликтного, т.е. ведущего к усилению конфликта, поведения. В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии (К.Витек, 1988; Г.А.Навайтис, 1995): 1. возникновение объективной конфликтной ситуации; 2. осознание объективной конфликтной ситуации; 3. переход к конфликтному поведению; 4. разрешение конфликта.

Конфликт становится реальностью только после осознания противоречий, так как только восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение (из этого следует, что противоречие может быть не только объективным, но и субъективным, мнимым). Переход к конфликтному поведению — это действия, направленные на достижение своих целей, и блокирование достижения противоположной стороной ее стремлений и намерений.

Психологическая традиция изучения конфликтов

I.Конфликт как постоянный элемент душевной жизни (Фрейд, Хорни)
II.Исследование конфликта как реакции на внешнюю ситуацию (Дойч, Шериф)
III.Конфликт как когнетивный феномен (Курт Левин)

I.Конфликт как постоянный элемент душевной жизни (Фрейд, Хорни) Интрапсихическая интерпретация

Представление о конфликте как интропсихическом явлении развивалось психодинамическими подходами. Основная традиция в его интерпретации заложена Зигмундом Фрейдом. Конфликт - часть внутренней силы индивида, их возникновение естественно сопутствует его развитию.

Руководствуясь принципами удовольствия, в силу внешних ограничений человек вынужден отказываться от их удовлетворения. Следовательно, это порождает психический конфликт, который может быть нормально разрешен, а может привести к психическим расстройствам.

Самыми сложными являются конфликты между влечениями "Я" и сексуальным влечениями. Вытеснение сексуальных желаний не дает возможности человеку осознать истинные причины, возникающих у него истинных влечений.

По Фрейду конфликт, вызываемый несознаваемыми, неприемлемыми импульсами либидо и агрессивными импульсами составляют внутреннюю структуру жизни индивида.

Конфликтность закладывается с детства (человек - раб своего детства). Он всю жизнь разрешает и изживает те конфликты, которые создались в первые месяцы его жизни. Цель воздействия - вытеснение из сознания причин, породивших внутренние конфликты и их решение на новом уровне сознательного отношения к своим влечениям.

II.Исследование конфликта как реакции на внешнюю ситуацию (Дойч, Шериф) Ситуационные подходы

М.Дойча: конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию; М.Шериф: ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов.

Ситуационный подход в исследовании конфликтов был реализован в бихевиористской традиции, сделавшей акцент на внешних детерминантах их возникновения. Предметом ситуационных подходов в исследовании конфликтов стали внешненаблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры. Конфликт - форма реализации на внешнюю ситуацию. Наиболее частая реакция - агрессия.

Наибольший вклад в изучение ситуационное определение конфликта внес Марк Дойч. Конфликт описывается как следствие объективного столкновения интересов сторон. Дойч создал концепцию "кооперация-конкуренция".

III. Конфликт как когнитивный феномен (Курт Левин) Когнитивистские подходы:

С точки зрения когнетивистов конфликт может быть понят только с учетом субъективного отражения тех или иных параметров ситуации, которая становится основой оценки ситуации как конфликтной и ключевым фактором объяснения феноменологии конфликта.

Когнетивисты предложили специфическую схему, где конфликт - это не свойство ситуации, а выводы, делаемые на ее основе. Не решенными до настоящего времени в психологии остаются проблемы с определением конфликта и объемами его понятия.
Традиции отечественных ученых в исследовании конфликта (В.Н.Мясищев, В.С.Мерлин).


27. Тренинг Т, как метод психологического воздействия.

В современной психологии понятие «тренинг» имеет множество трактовок, что приводит к обозначению словом «тренинг» самых разны активных форм, приемов, а также способов и средств, используемых в психологии. Само слово «тренинг» (от англ. training) означает обучение, тренировку или дрессировку. Емельянов Ю.Н. определяет этот термин как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.

Групповой п-ический Т представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии.

Ю. Н. Емельянов: "При этом термин "Т", в структуре русской п-ической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением ". Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспекты в работе группы. Т – это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.

Основной целью социально-психологического тренинга, как считает В.П. Захаров [10], является овладение социально-психологическими знаниями в активной форме.

Целями специально организованных Т-гов становятся личностный рост, обучение новым п-ическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов.

 

Спецификой работы тренинговых групп является осознание в процессе работы гр уппы особенностей поведения каждого участника; развитие умений и навыков делового общения; сплочение группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия.

 

Макаров Ю.В. считает, что тренинг – это комплекс активных групповых методов, применяющихся в процессе преобразующего воздействия на личность. Социально-психологический тренинг является одной из форм групповой психокоррекционной работы. Существуют различные классификации групп. Ковалев А.Г. различает тренинг-группы, группы обучения и группы встреч.
1. Тренинг-группы
. Цель Т-групп заключается в повышении способности участников осознавать ситуацию, поощрении исследовательского отношения к действительности, создании атмосферы раскованности и свободы для того, чтобы можно было искренне и свободно выражать свои чувства, сосредоточении внимания на принципе «здесь и теперь».
2. Группы обучения. Этот тип групп является альтернативой Т-группам. Отличие заключается в том, что в Т-группах акцент делается на равенство и взаимосвязь ее участников, а группы обучения ориентированы на приобретение участниками каких-либо умений, обучение стратегиям взаимодействия людей.
3. Группы встреч. Цель этих групп также заключается в создании атмосферы открытости и честности, принятие ответственности, ориентации на принцип «здесь и теперь». Данные группы имеют экзистенциальную направленность и ориентированны на решение вопросов человеческого бытия и существования.

Специфические черты Т-гов:

соблюдение ряда принципов групповой работы;

нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь";

применение активных методов групповой работы;

объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Основными средствами воздействия в тренинговой группе выступают: групповые нормы (это определенные правила, вырабатываемые и принимаемые группой), групповая поддержка (оказывает положительное влияние на самооценку, повышает степень уважения к себе, способствует самораскрытию в группе), обратная связь, групповые ожидания (ожмдание определенных моделей поведения в соответствии с ролью, которую он играет в группе).

В процессе любого тренинга можно выделить три основные стадии: начальную, рабочую и конечную. Иногда эти стадии характеризуют как этапы " оттаивания", "изменения", "замораживания".

В процессе работы тренинговая группа проходит ряд этапов развития:
1. Этап знакомства и ориентации. Взаимоотношения между участниками строятся на эмоциональных впечатлениях, симпатиях и антипатиях, немаловажен внешний облик человека.
2. Этап лабилизации. На этом этапе участники группы получают такие сведения о себе, которые противоречат их собственным представлениям. В результате возникает напряжение, которое может выразиться в агрессивном поведении по отношению к ведущему.
3. Этап конструктивной целенаправленной деятельности. Взаимоотношения между участниками тренинга приобретают характер доверия и взаимоуважения, поскольку они начинают осознавать возможность и способность самораскрытия перед группой.

Макаров Ю.В. предлагает такую классификацию методов социально-психологического тренинга: дискуссионные методы (групповые дискуссии, мозговой штурм, анализ конкретных поведенческих ситуаций и т.д.); игровые методы (ролевые и деловые игры, психодрама, транзактный анализ и т.д.); релаксационные методы (техники релаксации и медитации); психогимнастические упражнения.
Итак, из вышесказанного видно, что социально-психологический тренинг – это метод психологического воздействия, посредством которого достигается овладение сложным видом деятельности, изменение имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью, увеличение профессиональных знаний и умений, изменение социального поведения и установок персонала организаций.
Парадигмы направления, взглядов психолога, проводящего Т:

1. Т как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стираются" вредные, ненужные, по мнению ведущего;

2. Т как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

3. Т как форма активного обучения, целью которого является передача п-ических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

4. Т как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных п-ических проблем.

Специалист, проводящий Т: ведущий, руководитель, директор группы, тренер, эксперт, фасилитатор и др.








Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.