|
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.Определенное сочетание и свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, типичные для данного человека. Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и др. причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами. Причина формирования индивидуального стиля деятельности: с одной стороны, существуют требования деятельности к человеку, с другой стороны, индивидуальные особенности человека, которые могут этим требованиям не соответствовать. Такими средствами могут быть способы саморегуляции и организации своей деятельности (умение мобилизовать себя, умение сдерживать себя, контроль себя, поддержать себя, самоконтроль, самооценка, умение отбирать материал для своей работы). Способы формирования индивидуального стиля деятельности и условия: Наличие положительной мотивации и личной значимости деятельности; тренировка – закрепление в поведении того свойства нервной системы, которое требуется в деятельности; отрицательное подкрепление – подавление социально неодобримых и мешающих проявлений; выработка специально приспособительных приемов. Закономерности псих-ого развития в онтогенезе ч-а. Понятие о развитии, психическом развитии. В отличие от животных человек рождается с небольшим количеством безусловных рефлексов, определяющих его активность после развития. То способствует тому, что он способен к усвоению опыта, накопленного предыдущими поколениями и выработке условных рефлексов. Психика человека отличается высокой пластичностью и способностью к дифференциации психических функций (Дети-маугли). Человек развивается в ходе социализации в отличие от животных, которые приспосабливаются к условиям среды. Развитие – это изменения, происходящие со временем под влиянием биологических процессов и окружающей среды. Компоненты развития: 1) физическое развитие – изменение в строении и функции мозга, анализаторов и других систем организма; 2) когнетивное развитие – развитие познавательных процессов и умственных способностей; 3) психосоциальное развитие – развитие личности и межличностных отношений. Психическое развитие – качественные и количественные изменения психических явлений во времени (напр., словарный запас, увеличение объема памяти и т.д.). Факторы развития психики в онтогенезе. Фактор – причины или движущие силы развития психики: включают и выделяют биологические, социальные факторы и активность гомосапиенс: Биологические факторы – свойства организма, его функционирования, процессы роста, созревания и старения: 1) Генотип гомосапиенс. Он определяет как типичные свойства гомосапиенс, так и индивидуальные, наследуемые особенности. 2) Индивидуальные особенности, которые появились до рождения, в период рождения и после рождения под влиянием окружающей среды. 3) физиологические потребности и безусловные рефлексы, направленные на их удовлетворение (процессы роста, созревания, старения). Рост – увеличение массы и длины органов, тела, организма в целом. Созревание – качественное изменение в строении тела (половое созревание). Старение – анатомические и физиологические изменения, после прохождения точки оптимальной зрелости. Социальные факторы – социальная среда и ее взаимодействие. Различают: 1) Макрофакторы – экологическая обстановка в целом, демографическая ситуация, экономические и социальные явления в стране. 2) Мезофакторы – национальная принадлежность, тип населения (город, сельская местность, центральный или отдаленный район). 3) Микрофакторы – семья, общество сверстников, особенности образования, религия. Психологическая активность гомосапиенс – поведение и деятельность ребенка; биологические факторы – природные предпосылки, без которых развитие происходить не может (какие качества будут сформированы у ребенка зависит от социального воздействия и его активности); Источник психического развития – это общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Развитие происходит в форме усвоения этого общественного опыта или социального наследования. Механизмы развития: 1) индентификация – отождествление себя с взрослым и подражание;2) обособление – отделение от взрослого, преобретение автономности и независимости. Основной процесс развития – это интериоризация – это переход ведущей деятельности с материальными предметами в ведущую деятельность, протекающую в умственном плане (по Леонтьеву). Закономерности развития. 1. Стадиальность – существуют стадии психического развития, именуемые возрастом. 2. Преемственность – использование достижений предшествующих стадий развития в ходе дальнейшего психического развития. 3. Цикличность (спираливидность) – любое психическое явление (память, мышление и др.), развивается в каждом возрасте, но приобретает новые качественные особенности. 4. Неравномерность – различные виды и свойства познавательных процессов, личностные качества развиваются в разное время. Неравномерность развития приводит к зоне актуального развития и к зоне ближайшего развития. Зона актуального развития – те психические явления, которые закончили свое развитие. Зона ближайшего развития – те психические явления, которые в данном возрасте еще развиваются. Сензитивный период развития – период повышенной чувствительности психических явлений внешним воздействиям. Повышенно чувствительны те психические явления, которые только развиваются. 5. Индивидуальные особенности развития – вариации типичного хода развития, обусловленные индивидуальными особенностями конкретного ребенка. 6. с-лизация - процесс усвоения (в отличии от животных, к-ые приспосабливаются и активного воспроизводства с-льного опыта. 7. интериоризация –переход общественных представлений в соз-е отдельного ч-а (перевод внешнего во внутреннее), экстериоризация – перевод из внутреннего во внешний план. 8. активность ребенка =д-сть (одна из форм активности – развивающиеся задатки. 9. потребности и ведущая д-сть –источник развития. Ведущая д-сть обуславливает псих-ое развитие ребенка, ведет к новообразованиям. Новообразование –образование новых свойств, качеств л-ти; система мотивов; другие виды д-сти. 10. необратимость развития - чел-к не может вернуться на предыдущую стадию. 11. скачкообразность – скачки в развитии ребенка. Основные противоречия: -между внутренними и внешними факторами с-льной ситуации; -между потребностью и д-стью; - между старым образом жизни, возможностями, потребностями и требованиями, предъявляемыми к чел-ку. 12 акселерация – ускорение темпов развития.
4. Психологический возраст – это конкретное относительно ограниченное во времени развитие индивида как личности, характеризуемое закономерным характером физиологического и психологического изменения, происходящего на данном этапе развития и не связано с индивидуальным различием. Характеристики развития. Социальная ситуация развития (ССР) – совокупность внутренних и внешних условий, которые определяют развитие в определенном возрасте. Внутренние условия: 1) потребности возраста; 2) аффективные переживания (обусловлены тем, в какой степени удовлетворяются потребности возраста). Внешние условия – сюда относятся положение ребенка в системе общих отношений. Ведущая деятельность – вид деятельности, который определяет возникновение изменений познавательных процессов и личности в данном возрасте. В процессе развития ребенка выделяют 2 типа ведущих видов деятельности. 1 тип – деятельности, развивающие мотивационную сферу (общение в младенческом возрасте, игра, интимно-личностное общение подростков). 2 тип – деятельности, развивающие операционно-технические деятельности (знания, умения, навыки). Это предметная деятельность младшего школьника, учебно-профессиональная деятельность юношеского возраста. Психические новообразования – качественные изменения психики, которые возникают к концу возраста: 1) новообразования познавательных процессов; 2) новообразования личности; 3) предпосылки формирования новых видов деятельности. 6. Наличие критических периодов (по Л.С.Выгодскому). Он ввел 2 понятия. 1) Стабильный возраст. Развитие происходит на протяжении длительного времени, изменения накапливаются медленно, внешне не выражены. 2) Критический возраст. Развитие происходит в короткие сроки, характеризуются бурными изменениями, ярко выражены внешне. Основной смысл кризиса – изменение отношений с окружающими людьми: требования взрослых начинают не соответствовать уровню психологического развития ребенка, следовательно, необходимо их изменение. Кризисы детского возраста (основные критические периоды). 1) кризис первого года жизни; 2) кризис трех лет; 3) кризис семи лет; 4) кризис подросткового возраста; 5) кризис юношеского возраста. Кризисы взрослого возраста (основные критические периоды). 1) кризис, обусловленный окончанием учебного заведения и началом трудовой деятельности; 2) кризис середины жизни (40-50 лет); 3) кризис пенсионного возраста; 4) кризис смерти.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|