Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона





Пророчествовать — разоблачать будущность.

Владимир Даль

От автора

Москва, огромный людской муравейник, не имеющий аналогов мегаполис, «стянутый» скрепами мистических историй, «сотканных» из прошлого её «составных» — церквей, монастырей, кладбищ, улиц и переулков, домов, метро, подземелий, прудов, речушек и ручейков — и, наконец, удивительных человеческих судеб, рассказы о которых зачастую представляются просто неправдоподобными.

Предания и легенды, феномены и необъяснимые явления, аномальные и загадочные места, мистические тайны жизни и смерти; вопросы, остающиеся без ответа и необъяснимые явления: «проклятое Останкино» и пророчества останкинской вещуньи, проклятие «одинокого странника», ушедший под землю монастырь или исчезнувшее кладбище, предания Сокольников, Стромынки, Измайловского острова; проклятие захоронений убогих домов и призрак Лжедмитрия I, появляющийся почти каждую ночь на стенах Московского Кремля, духи жертв Таганской тюрьмы и вскрытых на Никольской улице захоронений. А мистические истории московских кладбищ, сталинских высоток, ленинского Мавзолея?.. И прочее, прочее, прочее...

Роковые пророчества Соломонии Сабуровой1, Марины Мнишек2, Анны Монс3. Перовские болота — гнёзда московских леших, башня колдуна Якова Брюса. «Дом-убийца» и «Дом самоубийц». Гиреевская старуха и её проклятия. Тайны особняка военного губернатора Москвы Архарова4, чьё имя наводило трепет на москвичей, дома масона Штейнгеля5 и «Дома на Набережной»...

А сколько ещё таинственного, загадочного, необъяснимого, мистического хранят московские дворики, улицы, площади, подземелья. Рассказов хватило бы не на одну книгу. И мистика московская накрепко связана с историей столицы, в этом оригинальность всех невероятных фактов, свидетельств и гипотез.

Но — ближе к делу6.

* * *

Само возникновение Москвы связано с жуткой историей, ставшей пророческой — вероломным убийством боярина Кучки. (Об этом — чуть ниже.) И с тех пор многовековая история российской столицы теснейшим образом переплелась с предзнаменованиями и чудесами. Москва — уникальный феномен, сочетающий в себе святые и проклятые, гибельные и животворящие артефакты. Путешественник и знаток России Астольф де Кюстин7 оставил, например, такие строчки о Московском Кремле.

«Бродя по Кремлю, слушая раздающиеся подземные звуки, исходящие, как грезится вам, из самих могил, вы начинаете верить в сверхъестественное».

Добавить здесь практически нечего, история Москвы — история таинственных событий и грозных предзнаменований, которые сбываются и сегодня. И понять их было бы совершенно не лишним.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Сверчкова-Сабурова Соломония Юрьевна (?—1543) — первая жена великого князя Василия III Ивановича. Двадцатилетнее супружество оказалось бесплодным, что очень беспокоило великого князя, т.к. в случае его бездетной смерти права на престол должны были перейти к братьям, с которыми он был в ссоре. Это обстоятельство отразилось на отношении Василия к жене, которая тщетно прибегала к помощи знахарей. В 1525 году Василий III решил развестись с Соломонией. Это намерение было одобрено митрополитом Даниилом и боярами. Против развода выступили влиятельные князь С.Курбский, В.Патрикеев, Максим Грек. Развод был всё-таки совершён, и Соломонию постригли под именем Софьи в Рождественский женский монастырь, а потом отвезли в Суздальский Покровский монастырь. Согласно преданию, Соломония прокляла мужа и всех будущих его наследников.

 

2 Мнишек Марина (1588-1614) — польская авантюристка. Дочь богатого и влиятельного воеводы. Согласилась выйти замуж за Лжедмитрия I, рассчитывая стать русской царицей. Весной 1606 года с отцом и многочисленной свитой выехала в Москву, где венчалась и короновалась. Царствовала неделю. После гибели Лжедмитрия I Марина Мнишек тайно обвенчалась с Лжедмитрием II, признав в нём «чудом спасшегося» мужа. А после его гибели возложила все надежды на своего сына, которого называла «царевичем Иваном Дмитриевичем». В декабре 1610 года Марина Мнишек нашла себе покровителя атамана И.М.Заруцкого, мечтавшего стать первым боярином при «царице Марине». Летом 1613 года, потеряв своих сторонников, Мнишек и Заруцкий бежали в Астрахань, затем в казачьи станицы и на Яике. Схваченные казаками и выданные московским властям в июле 1614 года, Заруцкий и сын Марины Мнишек были казнены, а Марина Мнишек умерла в заточении. Перед смертью прокляла династию Романовых, предсказав её представителям «лютую смерть в подвале дома».

 

3 Монс Анна Ивановна (Анна Маргарета) (1672-1714) — фаворитка Петра I, одна из красивейших женщин Немецкой слободы Москвы. После царской опалы (Пётр обвинил Анну в измене) Анна Монс старалась приворожить своего бывшего возлюбленного, распуская слухи о проклятии, возложенном на Петра тёмными силами.

 

4 Архаров Николай Петрович (1740-1814) — государственный деятель, генерал от инфантерии, обер-полицмейстер Москвы. Знаменит тем, что от его фамилии произошёл термин «архаровец», в его первоначальном значении — ироническое обозначение служителя полиции. В подвалах его дома была устроена специальная камера, где велись «допросы с пристрастием», выдержать которые не были в состоянии все последственные.

 

5 Гагаринский переулок, дом 15. Вот что мы найдём об истории дома в справочниках: «Образец послепожарного (1812 года) ампирного особняка. Дом деревянный, с антресолями, возведённый к осени 1815 г. на каменном фундаменте сгоревшего дома. Сохранилась отделка интерьеров и часть подземного хода, соединявшего здание с особняком на противоположной стороне переулка. Дом построил В.И.Штейнгель, будущий декабрист, а тогда адъютант и правитель канцелярии московского главнокомандующего. Он непосредственно занимался «проектом обстройки столицы и правилами вспоможения разорённым». В 1819 г. дом был продан. В 1830 г. дом нанял гвардии штаб-ротмистр Николай Тургенев, дядя писателя. В нём поселилась Варвара Петровна Тургенева с детьми, братьями Иваном, Николаем и Сергеем. В 1834 г. в доме жил «князь Италийский, полковник и кавалер, граф Александр Аркадьевич Суворов-Рымнинский», внук полководца, причастный к движению декабристов. В 1872—1917 гг. дом принадлежал семье Лопатиных, глава которой был известным юристом, а сын его — философом. «Лопатинские среды» посещали Л.Н.Толстой, B.C.Соловьёв, А.А.Фет, А.Ф.Писемский, В.О.Ключевский, И.А.Бунин и многие другие. До начала реставрационных работ в доме жил знаток русской генеалогии Ю.Б.Шмаров, собравший коллекцию портретов, насчитывающую более пяти тысяч единиц. В настоящее время особняк принадлежит отделению архитектуры Академии художеств (walk.rambler.ru). Как рассказывают бывавшие в этом доме, по ночам слышны шаги его первых хозяев, тихо идущих в тайные комнаты на собрания «братьев».

 

6 При подготовке книги использованы материалы с сайта — www.xmoscow.narod.ru

 

7 Кюстин Астольф, де (1790-1857) — маркиз, французский писатель. Потомок аристократического рода, подвергшегося репрессиям в период якобинской диктатуры. Автор очерков, описывающих его многолетние странствия по Англии, Шотландии, Швейцарии, Испании. Литературная известность Кюстина была связана также с его романами и пьесами. В 1839 совершил путешествие в Россию, итогом которого стала книга «Россия в 1839», переведённая на многие языки и оказавшая серьёзное воздействие на европейское общественное мнение. Кюстин объяснял пороки самодержавной системы спецификой русского национального характера. Русское правительство запретило ввоз книги Кюстина в Россию, инспирировало публикацию за границей опровержений, подготовленных российскими дипломатами, писателями и публицистами.

Московские холмы

Михаил Васильевич Ломоносов, известный энциклопедичностью своих знаний, не остался в стороне и от экскурсов в прошлое Москвы: «...Стоит на многих горах и долинах, по которым возвышенные и униженные стороны и здания многие города представляют, которые в один город соединились... Если принять три горы за один холм, распавшийся на три, то он вместе с другими главными составит семь холмов, по коим и сравнивают Москву с семихолмным Римом и Константинополем».

Сравнение с Римом и Константинополем — не оригинальное, но стремление найти что-то общее (и — мистическое) для этих трёх цивилизационных феноменов не случайно. Напомним ещё и то, что число «семь» считалось добрым и счастливым знаком.

«...Первый холм есть Кремль и Китай-город... Второй заключает в себя Мясницкую и Сретенские части... Третий холм — Тверская, простирающийся от Трубы до Пресни; Четвёртый — три горы (Трёхгорка); Пятый — Вшивая горка; Шестой — Лефортовская; Седьмой — безымянный — на правом берегу Москвы-реки, где Нескучное, коего продолжение составляют Воробьевы горы...»

«Холмы» эти — самые благополучные места, и селиться здесь считалось «добрым знаком» — и для семьи, и для хозяйства, и для подрастающего поколения.

Ещё один «добрый» московский знак (или — символ) — перекрёстки дорог. Перекрёстки связывали с человеческой жизнью, судьбой рода, прошлым и будущим поколения. Перекрёстки — угодные Богу места, имевшие религиозное и культовое значение. Перекрёстки назывались в старину «крестцами»: и из-за перекрещения дорог, и из-за того, что здесь водружались кресты — «знаки спасения и предостережения всем путникам»1.

Не случайно так часто путевые камни, столбы, кресты на перекрёстках указывают странникам и паломникам жизненно важные пути, от которых напрямую зависит будущее. И путники, остановившись на перекрёстке, ещё раз подумают: куда и зачем, вспомнят пройденный путь, подумают о будущем.

Приходили на «крестец» погадать, зажигали свечи: в какую сторону «клонило» огонёк, оттуда и ожидали беды, настои из неё использовали и для порчи, и для лечения, и — для погибели человека.

«Крестец», как загадочное и мистическое место, как «знак свыше» часто служил «исходной точкой» нового поселения. Видимо, закономерно, что и для Москвы крест — не только символ православной веры: во-первых, расположена наша столица в центре пересечения крестообразного трансконтинентального разлома; во-вторых, сейчас, наверно, никто не знает, сколько «крестцов» всего на территории Москвы: все они затерялись в глубинах истории.

Известно лишь, что на пересечении дорог возводились часовни, где устанавливали высеченные из камня (вырезанные из дерева) распятия.

В смутные годы, когда москвичей «косили» войны, эпидемии, пожары, здесь останавливался крестный ход, чтобы осенить все четыре стороны напрестольным крестом.

Московские «крестцы» зачастую «принимали» на себя ещё и административно-судебные функции. Так, в 1655 году было велено по московским крестцам «кликать бирючам в торговые дни, чтобы тати и разбойники, убийцы и всякие воровские люди приносили Богу покаяние, а Государю вины свои...». «Крестцы», таким образом, места, где каялись в смертных грехах те, кто преступил закон и мораль. Это ли не доказательство мистической силы «крестцов» и перекрёстков.

Самыми известными московскими «крестцами» были Варварский, Ильинский и Никольский. Здесь сооружены были часовни, здесь зачитывались высочайшие указы, совершались казни, объявлялось о помиловании, предавались анафеме.

За Москвой-рекой «били челом» Полянскому «крестцу», у Кузнецкого моста — Петровскому и Егорьевскому, у Спасских ворот — Жемчужному (или Златному) «крестцу». На нём до 1729 года торговали клеймёным и неклеймёным золотом и серебром, жемчугом и драгоценными камнями. Иногда покупателям подсовывали изделия из фальшивого золота.

Аполлинарий Васнецов оставил своё видение московских «крестцов», вложив в свои слова и мистику, и обыденность: «...Неожиданно раздавшийся вопль и причитания о покойнике говорили о том, что родственники узнали в выставленном божедомами покойнике своего сродника...

Слышен был плач детей-подкидышей, вынесенных сюда всё теми же божедомами, собирающими добровольные приношения на их пропитание...

Пройдёт толпа скоморохов с сопелями, гудками и домрами... Раздастся оглушительный перезвон колоколов на низкой деревянной колокольне на столбах...

Склоняются головы и спины перед проносимой чтимой чудотворной иконой...

Разольётся захватывающая разгульная песня пропившихся до последней нитки бражников, гремят цепи выведенных сюда для сбора подаяний колодников... Крики юродивого, песня калик перехожих... Смерть, любовь, рождение, стоны и смех, драма и комедия — всё завязалось неразрывным непонятным узлом и живёт вместе...»2

Ещё один известный московский «крестец» — Спасский, в начале XVI века Кремль был обнесён рвом, через который был перекинут каменный мост. У этого моста и располагался Спасский «крестец».

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Гаврилов Л.Г., Чернобров В.А., Климов В.А. Москва: Феномены, аномалии, чудеса. М., 2008.

 

2 Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933) — художник, теоретик искусства и историк, представитель изобразительного искусства русского модерна.

Кремлёвские призраки

Кремль — гордиев узел мистической Москвы. Здесь — тайна тайн московских.

«В Кремле даже другой воздух. Чувствовал, какое огромное количество судеб здесь вершилось. Хорошо, что перестаёшь это замечать, иначе работать в этом месте было бы невозможно», — так вспоминал один из кремлёвских «сидельцев» конца XX века1.

Стены Кремля, облюбованные целым сонмом призраков. Кремлёвские башни, палаты, тайные ходы, подземелья привидения любят больше всего.

Вот что поведал о самом таинственном кремлёвском призраке историк и писатель Генрих Гацура:

«Согласитесь, без фантазии и вымысла было бы довольно скучно жить, хотя вьщумка выдумке рознь. Можете считать мой рассказ о кремлёвском призраке выдумкой, но как тогда быть с воспоминаниями венецианского посла Контарини Амброджио?»2. Он оставил для потомков такие воспоминания: «Аристотель Фиораванти пропал на бескрайних просторах московицкого государства. Вместе с ним пропала и тайна философского камня. Правда, поговаривают, что она каким-то образом оказалась в руках русского великого князя. Об этом свидетельствуют и рассказы путешественников о том, что царь пьёт и ест на золоте, а когда принимает гостей, то количество золотой посуды на столах измеряется пудами. Но это лишь предположение, тем более что в те времена, когда я был при русском дворе, мне тоже приходилось видеть огромные золотые блюда на столах и многочисленные сундуки с золотом в казне русского государя».

«Причём здесь Фиораванти»? — может по праву спросить нетерпеливый читатель. И будет прав. Начинать надо «издалека». Вернёмся к истории, рассказанной Генрихом Гацурой:

«Задолго до появления Москвы на месте Кремля располагался языческий храм, или капище, где у древних славян помещался языческий идол. Рядом было кладбище, где находили, а может и не находили, своё упокоение тогдашние маги, колдуны и шаманы. Там же устраивали различные языческие праздники. Переселенцы из других краёв, пришедшие на смену племенам, некогда населявшим данную местность, осевшие на берегах реки Смородинки (ныне Москвы-реки), продолжили традиции языческих жертвоприношений на Ведьминой горе. Этакие ежегодные вакханалии устраивались на протяжении многих веков, а может, и тысячелетий. Само место как бы провоцировало людей на подобные деяния.

Поговаривали, что и боярин Кучка, живший здесь до прихода князя Юрия Долгорукого, тоже поклонялся некоему божеству. Тогда вокруг языческого алтаря на горе дружинники князя Долгорукого нашли сотни сожжённых трупов и насаженных на колья голов принесённых в жертву людей. Кстати, есть мнение, что именно за поклонение языческим богам боярин Кучка и был предан жестокой и мучительной смерти. Согласно легенде, он успел наложить проклятие на свои бывшие владения. И действительно, что бы ни строили на месте его казни, оно через самое короткое время подвергалось огню и уничтожению. Сколько раз в те времена горела Москва и сколько раз был разрушен Московский Кремль! Так что волей-неволей поверишь в существование какого-то дьявольского проклятия, тяготеющего над бывшей Ведьминой горой, получившей позднее название Боровицкого холма.

В 1472 году в Моско — так раньше иностранцы называли Москву — прибыла со своим двором племянница последнего византийского императора Софья Палеолог, сосватанная за великого князя Иоанна III3. Немедленно сыграли свадьбу, и новобрачная, которая была по тем временам довольно образованной женщиной, заявила своему мужу, что негоже великому князю жить, как варвару, в деревянных избах, а надобно ему иметь каменные палаты, соборы и крепость для защиты. Приглашённые русские мастера-каменщики не справились с заданием великого князя построить в Московском Кремле каменный собор более величественный, чем во Владимире.

Как только возводили стены, собор разваливался. В этом, кстати, тоже можно увидеть действие тяготеющего над Боровицким холмом проклятия. Была предпринята попытка — и не одна — пригласить иностранных зодчих, но никто не согласился ехать в такую глухомань. Многие мастера боялись литовцев, постоянно конфликтовавших с Московским княжеством. Неожиданно на предложение великого русского князя, переданное через его посла в Италии Семёна Толбузина4, откликнулся известный архитектор из Болоньи Аристотель Фиораванти. Поговаривали, что он был не только знатным зодчим, инженером, строителем, фортификатором, механиком и литейщиком, но и чёрным магом. Ходили слухи, что он согласился ехать в Московию только потому, что хотел избежать преследования инквизиции. О жизни Аристотеля и о том, что он создал ещё до поездки в Россию, можно написать целую книгу. Итальянцы до сих пор спорят, кто же на самом деле построил некоторые сооружения — легендарный Леонардо или Аристотель из Болоньи.

Аристотель родился в 1416 году в Болонье в семье потомственных зодчих. Ещё в молодости он овладел основами архитектуры, военно-инженерного искусства, фортификации, прикладной механики, литейного и чеканного дела. Есть сведения, что он увлекался магией и алхимией и во многом превзошёл своих учителей. До 1447 года он работал с отцом в Миланском герцогстве, а после его смерти занялся строительством с дядей Бартоломео. Люди, знавшие Аристотеля в те времена, описывают его как мужчину лет тридцати, среднего роста, неразговорчивого, опрятного, отличающегося умелым обхождением с придворными. В начале пятидесятых годов в Риме по поручению папы Николая V он выкопал и перевёз монолитные колонны античного храма Минервы5.

В 1453 году Аристотель отлил в Болонье новый большего размера колокол и устроил для его подъёма особую лебёдку, поразившую своим остроумным решением многих мастеров-механиков. В 1455 году там же, в Болонье, он передвинул целую колокольню со всеми колоколами. В том же году в городке Ченто он выровнял колокольню Святого Власия6. В Венеции Аристотель попытался повторить то же самое, но башня через двое суток обрушилась, задавив несколько человек. Причиной трагедии был плохой грунт, но власти обвинили во всём Аристотеля, и ему пришлось тайно бежать из Венеции.

В 1456 году Фиораванти вступил в общество масонов и за время пребывания в нём дважды занимал должность старшины цеха каменщиков. Через год Аристотель был приглашён венгерским королём для возведения оборонительных сооружений против турок на Дунае. Поговаривали, что там он в основном занимался не строительством, а различными алхимическими опытами. В 1473 году в Риме, куда Фиораванти приезжал по приглашению папы Сикста VI, его арестовали, выдвинув обвинение в сбыте фальшивых денег7. Аристотеля лишили папского содержания и заставили покинуть город. По тем временам считалось, что он легко отделался, возможно, у него имелись довольно могущественные покровители.

Достоверно известно, что некоторое время Фиораванти скрывался от чиновников инквизиции, прознавших о его увлечении колдовством и магией, у нового герцога Милана. Последний был большим любителем алхимии, поощрявшим опыты по поиску различных снадобий, влияющих на потенцию и продолжительность жизни человека. В 1474 году Аристотеля пригласил Магомет II8, но архитектор отказался, испугавшись слухов о жестокости турецкого султана. Примерно в это же время к нему обратился посол великого русского князя, которому было поручено пригласить для строительства собора в Москве искусного муроля9. Так на Руси в XV веке называли архитекторов. Аристотель показал Семёну Толбузину, уже наслышанному о его мастерстве строителя и механика, несколько алхимических фокусов, чем поразил и совершенно пленил русского посла. В то время Аристотелю было уже около шестидесяти лет, но выглядел он намного моложе и отличался большой физической силой. Возвратившись в Москву, посол доложил великому князю об Аристотеле из Болоньи.

Иоанн III согласился на все условия, выдвинутые итальянским мастером, и в 1475 г. Аристотель с сыном Андреем и помощником Петром выехали с Толбузиным в Россию. Их путешествие длилось около трёх месяцев, 26 марта они прибыли в Москву. Аристотель осмотрел развалившийся московский храм, затем съездил во Владимир и снял мерки с тамошнего собора, который решено было взять за основу. Вернувшись, он набросал план работ и уже в середине апреля при помощи специальных машин, похожих на те, что использовались при осаде крепостей, стал разбивать оставшиеся стены недостроенного храма.

В начале июня, когда стали копать в основании церкви глубокие рвы и забивать туда дубовые сваи, рабочие обнаружили множество костей и каменных идолов. При сооружении потайного хода Аристотель лично принял участие в раскопках и подъёме огромного каменного истукана. Иоанн III, который внимательно следил за ходом строительства, узнал про это и приказал сначала расколоть статую, а затем утопить в Москве-реке. Мастеру же он строго-настрого запретил рассказывать простому народу о подобных находках.

Чем больше запретов, тем труднее хранить тайну, особенно когда речь идёт о находках такого масштаба. Одновременно со строительством собора итальянский мастер отливал в Москве пушки и колокола, разрабатывал план нового Кремля с подземными ходами, тайниками и секретным хранилищем для бесценных рукописей. Позднее эту библиотеку, основой для которой послужили привезённые Софьей редчайшие книги, манускрипты и свитки из собраний императоров Византии, назовут Либерией (библиотекой) Ивана Грозного.

Мастером Аристотель Фиораванти был действительно отличным, но главное — разносторонним. В Москве Аристотель, помимо своей официальной деятельности, по-прежнему занимался различными опытами и поиском философского камня — так называлось у алхимиков некое средство, способное превращать любые металлы в золото. Хотя все свои опыты итальянец проводил тайно в специально оборудованной мастерской, скоро по Москве поползли слухи. Великий князь вызвал мастера и устроил ему допрос с пристрастием. Тот ответил, что ищет новые составы зелья для пушек и греческого огня, применявшегося ещё в древние времена для обороны и захвата крепостей. Иоанн III дал добро на продолжение его поисков, лишь бы это не шло во вред основному делу. Для ускорения постройки Аристотель создал специальные механизмы, поднимающие кирпич и камень на верхние ярусы храма. На четвёртое лето строительство вчерне было окончено, и Аристотель соорудил в центральной главе церкви потаённую казну и «хранилище для опасных случаев» — скорее всего, какое-то секретное убежище и тайник для княжеских или церковных сокровищ. 12 августа 1479 года собор был торжественно освящён. По окончании строительства Аристотель выяснил, что в Италии ему больше ничего не угрожает, и, получив тайное приглашение от литовского короля, попросил великого князя отпустить его домой. Иоанн III через своих доносчиков узнал об опытах итальянца по поиску философского камня и о предложении литовцев. Надо знать Русь того времени — доносы, пытки, недоверие, подозрительность. В Москве в те годы царила настоящая шпиономания, кстати, не всегда безосновательная.

Аристотель тоже не гнушался секретной перепиской и снабжал информацией своих послов и правителей, передавая тайные письма через купцов. Иоанн III под предлогом того, что никто в Москве не сможет по рисункам Аристотеля возвести новую сторожевую башню, отказал ему в просьбе об отъезде, предложил дождаться итальянских строителей и лично передать им чертежи. Великий князь прекрасно понимал, что если Аристотель попадёт к литовцам, то тут же раскроет им все секреты тайников и обороны Московского Кремля. Иоанн III увеличил мастеру жалованье и попытался различными путями проникнуть в тайну изготовления философского камня. Видимо, богатств, скрытых в подземелье, великому князю не хватало, хотелось свой золотой запас значительно приумножить.

В 1484 году Фиораванти предпринял попытку тайно уехать из Москвы. Зодчего напугало то, что произошло с иностранным врачом, не сумевшим вылечить татарского князя Каракучу. Лекаря обвинили в отравлении знатного татарина, долго и жестоко пытали, затем зарезали на Москве-реке. Великий князь, прознав, что мастер пытался бежать, «поймал его и, ограбив, запер в Онтоновом дворе, что за Лазорем святым».

Итальянские мастера, приехавшие к тому времени в Москву и заложившие по проекту Аристотеля первую из каменных башен Кремля, которую впоследствии назовут Тайницкой из-за расположенных в ней секретных ходов и подземелий, начали роптать по поводу заточения их земляка. Иоанн III освободил Аристотеля Фиораванти, вернул всё его имущество и попросил в последний раз перед отъездом на родину взять на себя руководство подготовкой артиллерии для похода на Тверь. Мастеру ничего не оставалось, как согласиться. Предполагают, что после похода на Тверь Аристотель заболел и умер. Больше никаких упоминаний об итальянском архитекторе Аристотеле Фиораванти в официальных источниках нет». А — в «неофициальных»...

Генрих Гацура предлагает следующую гипотезу: «Попросив Аристотеля помочь подготовить артиллерию к походу на Тверь, великий князь, успокоив иностранных мастеров, устроил Фиораванти пышные проводы, щедро одарил его и в сопровождении многочисленного конвоя отпустил с миром.

Но не успел мастер отъехать несколько километров от Москвы... его тут же схватили и заключили в острог. Через пару недель мастера тайно перевезли в Кремль, поближе к Иоанну III, и заточили вместе с алхимической «аппаратурой» в одной из им же самим построенных подземных темниц. Великий князь потребовал раскрыть тайну изготовления философского камня, но итальянец наотрез отказался поведать её, начал призывать нечистую силу, проклял Иоанна III, его детей, род и всех других властителей, что будут править Россией из Кремля. Взбешённый неповиновением, великий князь приказал замуровать несговорчивого итальянского мастера в темнице вместе с чёрными книгами и алхимической лабораторией. По легенде, последние слова Иоанна III Аристотелю Фиораванти были такие: «Выберешься сам, если ты такой великий маг».

В ту же ночь сбылось одно из проклятий зодчего — молния ударила в маковку построенного им собора, и тот загорелся. Его с трудом удалось потушить. Пожары и другие бедствия в Кремле следовали одно за другим. С Иоанном III начало твориться что-то неладное. Его мучили ужасные кошмары, в каждом углу он видел замурованного им мастера. Приглашённые ворожеи и знахари посоветовали вскрыть темницу, вырвать у мёртвого Аристотеля сердце (в том, что он умер, ни у кого сомнений не возникало), проткнуть осиновым колом и сжечь, а то, что осталось от заморского колдуна, зарыть в землю, «паче от него покоя никогда не будет».

Иоанн III приказал размуровать темницу, но в ней не нашлось даже следов мастера. Он исчез. И вот с тех пор, согласно преданиям, перед каким-нибудь важным событием или смертью очередного российского правителя бродит по Кремлю, по подземным переходам и казематам страшное привидение, наводя ужас на царей и прочих тиранов, грозя им и России страшной карой. И не видать ни нашим владыкам, ни нам покоя. Кстати, об этой истории знал и Пётр I. Это была одна из причин, по которой он перенёс столицу государства в Петербург. Екатерина II Московский Кремль тоже особо не жаловала»10.

* * *

Если вам посчастливится быть в конце сентября (в Москве — самое дождливое время) в Комендантской башне Кремля, не удивляйтесь и не пугайтесь, если встретите там высокую и худощавую, несколько нескладную женщину. Это — Фанни Каплан, незадачливая террористка, покушавшаяся на «вождя мирового пролетариата» Владимира Ленина. Фанни расстрелял кремлёвский комендант (безбожный комендант) Павел Мальков. Труп Каплан сожгли здесь же, в Кремле, пепел развеяли со стен кремлёвских тёмной ночью11.

По колокольне Ивана Великого прогуливается тень Ивана Грозного. На кремлёвской стене, выходящей к Красной площади, изредка появляется Лжедмитрий: высокий, слегка сутулый, он смотрит в сторону Варварки, словно ждёт кого-то. Последний раз он был замечен в октябре 1993 года, когда страна наша едва не погрузилась в пучину новой, кровавой (и, конечно, бессмысленной и беспощадной) русской смуты. А в коридорах величественного Государственного Кремлёвского дворца можно заметить полупрозрачные фигуры в белых саванах: когда-то на месте дворца располагалось кладбище, и души умерших, потревоженные земной суетой, время от времени напоминают о себе.

* * *

Призрак Владимира Ильича Ленина. Да простят меня его почитатели, но умер он по причинам, до сих пор не прояснённым, и душа большевистского лидера (если, конечно, она у него вообще «присутствовала») так и не нашла успокоения, и теперь «бродит» по кремлёвским коридорам тёмными московскими вечерами фигурка в чёрной «двойке».

Вот какие данные удалось обнаружить на страницах отечественной прессы.

Первый раз «призрак» (именно так, в кавычках, так как дело происходило почти за три месяца до смерти) Владимира Ленина видели в Кремле 18-19 октября 1923 года, когда он уже не выезжал из Горок, — это свидетельство известного писателя Александра Горбовского. Он ссылается, правда, на безымянного кремлёвского рассыльного, который, привезя пакеты, зашёл в караульное помещение и стал нечаянным свидетелем телефонного разговора начальника караула с подчинённым, нёсшим службу в загородной резиденции Ленина в подмосковных Горках: «Почему товарищ Ленин без охраны в Кремль прибыл?» Ему отвечали: «Владимир Ильич в Горках и никуда не выезжал». Но очевидцев «визита» Ленина оказалось так много, что «замалчивать» его стало просто невозможно. Пришлось срочно придумывать, зачем большевистскому вождю понадобилось ехать в Москву, в Кремль.

«Биографическая хроника»: В.И.Ленин 18-19 октября 1923 года «поднимался в свою квартиру», «заходил в свой кабинет», «вновь направлялся в Совнарком, проходил в зал заседаний» и «даже совершал прогулку во дворе Кремля», где его «приветствовал отряд курсантов школы ВЦИК, занимающихся на площади».

Надежда Константиновна Крупская, жена и соратник: Ленин ночевал в Кремле, а в Горки вернулся рано утром 19 октября.

Личный охранник и, по совместительству, личный водитель Владимира Ильича Александр Бельмас: весь день 19 октября Ленин катался по столице, посетив Сельскохозяйственную выставку12.

По общему мнению, «обе версии не выдерживают никакой критики. Зачем Ильичу надо было совершать явно бесцельную поездку? Только для того, чтобы безмолвно пройти через многочисленные помещения Кремля, прикорнуть на пару часов, а потом сесть в машину и тут же уехать?»

Особо «недоверчивые» даже приводят весомые аргументы. После мартовского (1923 года) приступа болезни, приведшего к усилению паралича, Ильич чувствовал себя плохо. Он встал на ноги, но ходил, опираясь на палку. «Призрак» же передвигался бодро и быстро. Никакой палки у него не было — иного не дано. Призрак есть призрак.

Ещё одно свидетельство, зафиксированное в периодической печати. Кремлёвский кабинет-музей Ленина давно пользуется нехорошей славой, по ночам слышатся быстрые шаги и звуки передвигаемых стульев, тихие голоса. Никто не хочет работать в этих стенах — боятся. А те, кто оказывается по соседству, жалуются на «нечисть».

Так, глава администрации первого российского президента Б.Н.Ельцина Сергей Филатов неоднократно слышал странные звуки, исходившие из ленинского кабинета, находившегося под его комнатой. Однажды, засидевшись до полуночи, Филатов явственно услышал, что внизу поскрипывает паркет — кто-то беспокойно ходит по комнате мелкими шажками...

Через неделю скрипы повторились. Филатов вызвал охрану. Охранники, естественно, никого не обнаружили.

«Владимир Ильич» на Триумфальной (Маяковской) площади, на Тверской улице, в Елисеевском магазине, у памятника Пушкину.

Вот те свидетельства, которые отложились на страницах московских газет и журналов13.

A от себя добавим: видели на стенах Кремля, на его площадях, около храмов и на узких кремлёвских дорожках тени его прежних обитателей — желчного Василия Шуйского, быстрого на подъём Михаила Романова и его грозного родителя патриарха Филарета, загубленных во время стрелецких бунтов бояр и их убийц, несчастного сына Петра I царевича Алексея, павших в ноябре 1917 года молодых, совсем безусых юнкеров:

 

Я не знаю, зачем и кому это нужно,

Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,

Только так беспощадно, так зло и ненужно

Опустили их в вечный покой.

 

Осторожные зрители молча кутались в шубы,

И какая-то женщина с искажённым лицом

Целовала покойника в посиневшие губы

И швырнула в священника обручальным кольцом.

 

Закидали их ёлками, замесили их грязью

И пошли по домам, под шумок толковать,

Что пора положить бы конец безобразию,

Что и так уже скоро мы начнём голодать.

 

Но никто не додумался просто стать на колени

И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране

Даже светлые подвиги — это только ступени

В бесконечные пропасти к недоступной весне!

 

Я не знаю, зачем и кому это нужно,

Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,

Только так беспощадно, так зло и ненужно

Опустили их в вечный покой.

Александр Вертинский, 1917 год

 

Вечного покоя они так и не нашли...

* * *

На стенах Константино-Еленинской башни Кремля, в которой в XVII веке располагался пыточный застенок, периодически появляется зловещее красное пятно. Появление пятна связано напрямую с восхождением на вершину российской власти очередного авторитарного властителя. Красным «сочилось» пятно в момент вступления на трон Ивана IV Грозного (1547 год), Петра I (1682 год), Владимира Ленина (1917 год) и Иосифа Сталина (1922 год).

Но почему именно на этой башне?

Вот история башни.

Константино-Еленинская башня появилась вместе с отводной стрельницей, вторая отводная стрельница была построена восемнадцать лет спустя. С Константино-Еленинской башней она соединялась мостом, переброшенным через ров. Обе отводные стрельницы были разобраны в XVIII столетии.

Но ещё ранее, в XVII столетии подвалы Константино-Еленинской башни служили темницами, а во второй отводной стрельнице этой башни находилась пыточная. В тюрьму был превращён и внутристенный проход между Константино-Еленинской и Набатной башнями14. Упоминание об этом факте — в некогда очень популярных книгах московских историков и краеведов М.И.Пыляева и С.П.Бартенева.

«В Константино-Еленинской башне, по стене Московского Кремля к ней идущей, существует крытый коридор с узенькими окошечками, где содержались приговорённые к пытке с заклёпанными устами, которые расклёпывались для ответа и принятия скудной пищи, и прикованные к стене, в которой были железные пробои и кольца»15.

«Вероятно, внутренние ходы, подобные описанным, существовали ещё и в других пряслах кремлёвских стен, но в настоящее время они неизвестны, ибо строение ст<







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.