Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПОДЗЕМНАЯ МОСКВА ?





 

— Итак, существует ли подземная Москва?

Не колеблясь, он продолжал с уверенною простотой фанатика:

— На каждом шагу мы попираем подземную Москву, этот зачарованный подземный мир, такой далёкий от надземной прозы, с её откровенной погоней за рублём.

Если бы внезапно Москву — по-японски — встряхнуло землетрясение, мы с вами, провалившись в тартарары, обязательно угодили бы в лабиринт хитро сплетённых ходов, тайников и пещер. Когда мы отправимся туда, вы воочию увидите, что «по вся дни» пребывает в ней. Но вам сейчас нужны теоретические доказательства существования подземной Москвы, не правда ли?

Тут прежде всего мы должны остановиться на важном вопросе древности Москвы вообще... Как древна наша красная столица? Летописцы насчитывают ей едва восемь веков, а что такое восемь веков с точки зрения археолога? Восемь человеческих лет, не более...

Но сейчас уже никто не отстаивает столь юный возраст Москвы. Даже Н.А.Шамин, оглядываясь на маститого Забелина, отодвигает его ещё до призвания Рюриковичей, насчитывая, таким образом, Москве тринадцать веков. А сам Забелин уходил в историческую тьму гораздо дальше своих последователей. Он насчитывал Москве веков пятнадцать, то есть лет двадцать пять, — возраст, так сказать, предельный для замужества...

Забелину казалось, что ещё в те далёкие времена, когда «Арго» Язона носил на своей кипарисовой палубе каменные якоря, он, Язон, поплыл после бурного романа с мцхетской Медеей не к себе, в Милет, а на Волгу, на Оку, до Москвы, и отдыхал у забелинской «кремлёвской береговой горы». По Забелину, это было за пять веков до нашего летоисчисления, а по Иловайскому — даже за семь. Когда бы то ни было, с совершенной достоверностью можно сказать, что Язон действительно побывал на Москве-реке. Здесь он менял свои милетские лекифы и светильные лампочки с нескромными барельефами на носильные шкуры, костяные шилья, пряслицы и гарпуны того самого типа, что недавно были обнаружены при раскопке Боровского кургана под Москвой. Вряд ли столь примитивные вещи были необходимы ему для повседневного употребления!.. Как видится, уже тогда существовал вкус к археологии...

Итак, Язон на московской кремлёвской горе встретил аборигенов каменного века.

Большой знаток столь отдалённых от нас времён покойный профессор Д.Н.Анучин утверждал, что каменный век тянулся в Москве до второго-первого столетия до нашей эры...4 Но молодой археолог Брюсов на «Заячьей Горке» и в Костромской губернии нашёл железный шлак, насчитывающий будто бы лет на пятьсот больше забелинского Язона, а анучинских троглодитов — даже на целое тысячелетие...

На тысячу лет старше или моложе был кремлёвский троглодит — в конечном счёте это не играет особенной роли. Важно утверждение учёных, что он действительно жил на месте теперешней Москвы и оставил после себя наглядные следы. По рекам Пехорке, Клязьме, Уче, у сёл Капорки, Болшева, Краскова, того самого, где теперь отдыхают москвичи на дачах, он оставил дюнные стоянки, густо усеянные отбросами его быта. Кремлёвский троглодит также отдыхал и поправлялся здесь на даче, принимая солнечные ванны в жару и поёживаясь под шатрами из шкур в ветреную погоду...

Но на этих подмосковных пляжах было рискованно оставаться на зиму даже троглодиту. Куда же он уходил на зиму? Вот вопрос, на который так затруднялись до сих пор дать ответ русские археологи! Вот та пята, куда они наиболее уязвимы!

Несомненно, что троглодит уходил на зиму в тёплые и сухие пещеры Московского Кремля. Идеальной почвой для пещерного жителя был лёссово-ледниковый нанос эолового или водного происхождения. Впрочем, по этому вопросу наши учёные ещё не столковались. Профессор Анучин писал, что «лёссовидные отложения были найдены под валунными наносами кое-где и под Москвой». Отсюда ясно, что и забелинскую «кремлёвскую гору» подстилает вот этот самый лёсс, а это значит, что московскому троглодиту было где разгуляться и пройтись в узких, но сухих, запутанных, обнимающих большое пространство пещерах под Москвой...

Сохранились ли эти пещеры до нашего времени?

Полагаю, что и на этот вопрос следует ответить решительным «да», но с маленькой оговоркой — не под всей Москвой. В наилучшей сохранности остался подземный лабиринт в районе Боровицкой и Водовзводной башен... Зато в районе дворцов и Кремлёвской стены подземные ходы уничтожены глубокими фундаментами, а также подземными тайниками царей и князей церкви, нужными им для того, чтобы прятать свои сокровища, как это сделал Иван Грозный со своей библиотекой, и чтобы иметь удобные пути для бегства на случай народного бунта...

ЦВЕТОК, БРОШЕННЫЙ ВЕТРУ...

Аристотель Фиораванти — вот кто отец Московского Кремля. Он был из Болоньи, это всё, что написано о нём в учебниках. Грабарь даже утверждал, что Аристотель — не имя, а прозвище. Но по фамильным спискам, которые в силу некоторых обстоятельств мне доступны, Аристотель — имя, смею вас уверить.

Итак, Аристотелю Фиораванти принадлежит общий план Кремля и его фундамент, который он и вывел. Его талантливые ученики — Солари, Руф, Алевиз и Мальт — только закончили дело своего учителя. Аристотель родился действительно в Болонье в 1418 году; его отец, дед и дядя были зодчими. Их ученик, в широкой, по колени, рембрандтовой рубахе, в обтянутых чулках с пряжками, в чёрной смоли волос, под ними два удивлённых круга бровей, гордый и презрительный — таким изобразил он себя сам на венгерских медалях, — скоро затмил славу своих учителей. История насчитывает немало «падающих башнеобразных зданий» — вы понимаете: зданий, скренившихся набок.

Их врачом и выпрямителем был Аристотель. Ни до него, ни после него не было зодчего, который сумел бы выпрямить падающую колокольню. Он выпрямил скренившиеся башни по всей Италии, он, наконец, стал... перетаскивать колонны и колокольни с места на место. Так, он перетащил храмы в Риме, в Мантуе, в Ченто и в Болонье. За это его звали Архимедом наших дней, но никто не знал математических формул — его чудес.

Их в запаянном браслете носил он на левой руке, и разве только с рукой можно было снять этот браслет, и, конечно, велик и славен должен быть человек, по воле которого церкви и колонны переезжают с места на место, не рассыпаясь... Но в самый разгар его славы, когда могущественнейшие властители того времени — Магомет II и венгерский король Матвей Корвин — стали зазывать его в свои царства, он был заточён в тюрьму как фальшивомонетчик. Его взяли в Риме, на площади Св. Петра, на которую он только что собрался перетащить обелиск Калигулы.

Это было в 1475 году. А месяц спустя, в летний день, в зной, от которого капал спелый сок с мандаринов и море дышало жаркими туманами, по той же площади мимо незаконченного фундамента проходил человек в знатной московской одежде, в бороде, лежащей на парчовом пузе, словно распущенный хвост кобылицы, и, встретив молодого художника, которого «Петрушею зовут», спросил: знает ли он, где великий мастер? И како того великого мастера найти в городе Риме, буде он не ввержен в узилище, а понеже до новой тюрьмы на свободе пребывает? Это был посол московского государя Ивана Третьего, получивший приказ московской царицы Софьи Палеолог отыскать «великого мастера Аристотеля Фиораванти», кой и «мастер церковный», и «муроль знатный» (каменщик), и даже «пушечник нарочит» (артиллерист) и коего лично знавала царица, пребывая в городе Риме, как мужа знатного и строителя великого. Так произошла встреча посла Толбузина и Петро Антонио Солари, ученика великого мастера и строителя стен Московского Кремля, чья горделивая надпись на Спасской башне не стёрлась ещё и поныне.

Эта встреча решила дальнейшую судьбу Аристотеля Фиораванти. Он заключил с Толбузиным договор: «...ехать Аристотелю на Москву строить собор и крепость».

И рядился с ним Толбузин «по десять рублёв на месяц», а зовёт Аристотеля сама царица, на что пергамент у него, Толбузина, есть... Аристотель, получавший по тысяче флоринов за один сеанс, на радостях подарил Толбузину замысловатую посудину, коя была блюдо на медных ножках, а на ней «судно яко умывальница», из которого по желанию можно было цедить пиво, мёд и вино. Такая посудина одна стоила московского жалованья за несколько лет, но, видимо, так велико было желание Аристотеля ехать в Москву.

Так началась новая эра в жизни великого мастера и новая эра в жизни Московского государства. Он приехал в Москву вместе с учениками 26 апреля 1475 года и, осмотрев заложенные стены Кремля и рухнувший Успенский собор, только покачал головою. Всё — на слом! Оказалось, что и «известь не клеевита», и «кирпич не твёрд».

И стал тогда Аристотель дивить своими чудесами на каждом шагу. Приладил таран и в одну неделю добил старый Успенский собор, а чтоб недолго возиться с фундаментом, положил под него брёвна, облил горючим, зажёг, и фундамент рухнул. Потом он научил москвичей приготовлять известь, которой и доныне сносу нет. На месте разрушенного выстроил новый Успенский собор. Вывел под Кремлём первый подземный ход. Вымуровал в нём каменную палату, в которую Софья сложила привезённые с собою книги. Он был, наконец, первым денежником царя Ивана: до нас дошли его монеты со всадником, бросающим цветы на ветер, ибо в переводе «Fior a’Vanti» значит — «цветы ветрам». Он, наконец, принимал самое деятельное участие в жизни Московского государства. Это он вместе с Софьей Палеолог побудил нерешительного царя Ивана свергнуть татарское иго в 1480 году. Он был организатором на Руси артиллерии и управлял артиллерией при взятии Новгорода и Пскова, когда «пешая рать многа собрана была с ослопы, с топоры, с рогатины».

И вот этот человек, столь много сделавший для Московского государства, отец Московского Кремля, дедушка российской артиллерии и российских серебряных денег, вдруг неожиданно исчез, словно цветок, брошенный ветру. Это произошло около 1485 года. И до сих пор ни о причинах его смерти, ни о местонахождении его могилы — в России она или за границей — ничего не известно... А вместе с собой он унёс золотой браслет, на котором выгравированы математические формулы чудес гениального итальянского Архимеда...

 

В ДНИ ГРОЗНОГО ЦАРЯ...

 

— Эти подземелья, муравленые ходы, кладбище костяков, горящих страшным, мёртвым светом в темноте пещер, — всё это тесно связано с личностью Грозного царя, насмешника и тирана, личностью, до сих пор ещё тусклее освещённой русской историей, чем наши изнемогающие фонарики. В самом деле: что мы знаем о нём?

В те дни, по свидетельству историка Забелина, «память предков была унесена потоком петровских преобразований; через пятьдесят лет родная старина стала от нас дальше ассирийской». В бешеном землетрясении петровских времён, вздёрнувших Россию не хуже, чем сейчас, на дыбу, ушла бы от нас в историческую тьму навсегда странная и зловещая, как хлебнувшая крови сова, фигура московского царя, если б не... иностранцы, оставившие кое-какой след в мемуарах. О Грозном писали Горсей, Флетчер, Штаден.

Но только в наши дни эти записи стали доступны русскому человеку.

В этих мемуарах во весь рост встаёт фигура страшного царя. Внешне «он был красив собою, одарён большим умом, блестящими дарованиями, привлекательностью», хитроватая русская усмешка сгибала сухие губы царя, и из-под спутанных бровей глядели чёрные глаза, ласковостью проникавшие в душу. Но чем ласковее царь был с человеком, тем большую казнь он ему готовил. Чем пышнее посылал дары, тем страшнее взимал отдачу в застенках. С детства любимым его занятием было давить лошадью народ на площадях да с высоких кремлёвских теремов сбрасывать животных. Его подбородок зловеще набухал, а нижняя губа закладывала верхнюю. Тогда лицо его напоминало «морду осатанелого зверя», глаза же мерцали желтоватой, жалеющей усмешкой: «Ох, тяжки муки рабишке моему, и он, царь, жалеет рабишку, попавшего в немилость!» Грозный истреблял своих врагов с какой-то ожесточённой планомерностью, десятками, сотнями бросал в тюрьмы, рубил головы, как кроликам, предавал жесточайшим мукам в промежутках между пирами и всенощной. И чем страшней были придуманные в застенках казни, тем усерднее молитва московского царя, распластанного ниц в горе и покаянии на церковных плитах, в скуфейке, в смиренном подряснике, ещё липком от крови...

Иван Грозный царствовал сорок четыре года, и сорок четыре года Русь истекала кровью. Он предавал огню и мечу целые посады и сёла, большие города: Псков, Торжок, Новгород. В Москве люди боялись дышать; ходя по улицам, оглядывались вслед: не идёт ли опричник? Отец доносил на сына, сын на мать, и муж доносом обвинял жену в чародействе на «государя московского». В подземных палатах — их много было нарыто под Кремлём и под Москвой — морили людей голодом, жаждой на селёдке, секли правую руку и левую ногу, вгоняли иглы под ногти, сажали на кол, заливали в глотку кипящий свинец, подвешивали на дыбу, поднося чарку зелена-вина от царского стола. И люди так привыкли к крови, своей и чужой, что умирали молча, не разжимали ртов, когда в череп вонзался гвоздь, когда на щеках калёным железом выжигали похабные слова. На площадях в дни масленичных или пасхальных потех, когда малиновым звоном заливались московские колокола и готовили помост для казней, как на театрах собирались на представление, шуты и скоморохи дудели в сопелки и перебрасывались головами «государевых врагов», словно мячиками. Грозный царь взирал на народное веселье с Набатной башни, сам подавал сигнал палачу рукавицей и по гривне жертвовал ему из царской казны за лихость...

«Ожесточил Грозный, — писал Горсей, — и приучил к крови свои руки и сердце, обрекая на смерть свой низкий, раболепный, лишённый всякой доблести народ». И народ, по свидетельству иностранцев, стоил тогда своего жестокого государя. «Русские, — ужасался Олеарий, — лукавы, упрямы, необузданны, недружелюбны, извращены, бесстыдны, у которых сила выше права, которые распростились с добродетелями и скусили головы всякому стыду...» У них не было даже семьи. Они угнетали детей, бросали их на произвол судьбы, закладывали за недоимки, насильно выдавали замуж.

Дети, получив наследство, выгоняли мать из дома. Женщин забивали до смерти, прятали в теремах, вокруг теремов строя для себя гаремы. Крайнее лицемерие проникало во всю русскую жизнь тогдашнего времени. Все были в состоянии непрерывной войны друг с другом: жена с мужем за его самовольство, муж с женой за непослушание или неугождение, родители с детьми за то, что дети хотят жить своим умом, дети с родителями за то, что им не дают жить своим умом... А над всем этим морем покорности и тупого сосредоточенного горя, над морем рабской хитрости, гнуснейшего обмана, самого бесстыдного вероломства, в венчанном окружении самодурства, растоптавшего всякое человеческое достоинство, свободу личности, веру в любовь, в равенство, в братство, в святость честного груда, хитрое, в смятой бороде, в бармах Мономаха, кровавым призраком поднималось жестокое лицо Грозного, московского царя, ласково щурившего глаза на полыхавшие кровью плахи...

Кто же он? Вампир, садист, которому один только запах крови бередил ноздри, как хищнику, оголодавшему в пустыне? Великий трус, кровью и молитвой пытавшийся отогнать призраки и руку возмездия, не раз подъятую с роковыми цифрами? Или великий политик и стратег, презиравший свой народ до отчаяния?.. Грозный свёл в могилу семь жён одну за другой, одну из них удавил на исходе брачной ночи и всю жизнь мечтал жениться на английской королеве... Англичане даже построили ему на Белом море корабли, и он уже успел было погрузить на них свои богатства и своих сыновей, чтобы навсегда распроститься с Московией и с ненавистной ему Москвой. На горе себе и государству он остался...

Зарыл сокровища в подземных тайниках, убил сына, пересёк до смерти несколько сотен женщин и девиц и заперся в Кремле за надёжной стражей двух тысяч стрельцов и сорока телохранителей, с зажжёнными фитилями пушек у самой спальни.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.