Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТАЙНИКИ ГОСУДАРСТВА МОСКОВСКОГО





— Где же искать эти неоценимые, страшные сокровища? — воодушевляясь, продолжал Мамочкин. — Есть исторические тайны, над которыми учёные тщетно ломают головы целыми веками. Вот одна из таких тайн — богатства царя Ивана Четвёртого, богатства, в которые можно уложить трёх Фордов, Рокфеллера и с десяток Ротшильдов!

Где они? Куда они могли деться? Всё, что осталось после смерти Грозного, было переписано и дошло до наших дней... Так куда же могло деваться золото из Пскова, Дерпта, Казани, Новгорода, Торжка, из сотен русских городов и посадов, на которые ходил войною царь Иван, из тысячей монастырей и церквей, которые он разорил?..

Многое таит в себе подземный Московский Кремль! Если не мы с вами — по нашим следам придут люди в эти тёмные глухие пещеры и найдут его. Но, конечно, не только в одном Кремле они сокрыты. Личный приятель Грозного англичанин Горсей признавался: «Разделив добычу, Иван Грозный разместил свои сокровища и скарб частью в Москве, частью в безопасных и укреплённых монастырях».

— Но где же всё-таки?

Мамочкин заговорил с той тревожной мечтательностью, с какой иногда очень молодые люди, влюблённые в первый раз, говорят о «предмете своей страсти»:

— Я думаю, прежде всего в селе Коломенском, знаменитом подмосковном имении Ивана Грозного и месте его рождения. Ещё отец Грозного, царь Василий Иванович, построил там военно-обсервационную башню, остроумно подделав её под церковь. Это — нынешняя Вознесенская церковь. Грозный углубил подвал церкви на девять аршин и заполнил его белым камнем до уровня почвы. Внутри бута он оставил камеру, в которую сложил часть своих сокровищ. Хитроумная выдумка эта вполне в духе Грозного. — Вы знаете? — Мамочкин понизил голос до страстного шёпота.

— Я ведь копал там! От удара в церковный пол слышен характерный звук пустоты. В 1917 году кладоискатели пробовали даже буравить бут шурфом, но наткнулись ли они на камеру, осталось неизвестным. Кроме того, я думаю, что и стены этой башни-церкви кое-что скрывают в себе. Мы же знаем, какие тайники замурованы в стенах храмов: в Мцхетском соборе в Грузии, в новгородской Софии, в московском Архангельском соборе...

Возможно также, что кое-что скрыто в Троице-Сергиевой лавре. Правда, там почти к поверхности подходит грунтовая вода, а это делает невозможным глубокие подземные тайники, но ведь историкам известны подземные ходы в этой нашей твердыне против поляков, да и Горсей утверждал довольно определённо: «...испуганный налётом Девлет-Гирея на Москву, русский царь бежал в самый день вознесения с двумя сыновьями, сокровищами и телохранителями к укреплённому монастырю Троицы в шестидесяти верстах от Москвы».

Из Троицкого монастыря царь бежал дальше, на Вологду, куда он, по свидетельству того же Горсея, перевёз значительную часть своих сокровищ и туда же выписал из Англии учёных ремесленников. Они построили ему «каменный дом для казны» и большие лодки и барки, чтобы в случае нужды он мог вести свои сокровища водою в Соловецкий монастырь, откуда лежал прямой путь в Англию.

Я думаю также: тайники Бело-озера, что верстах в пятнадцати севернее Ярославля, таят в себе немало сокровищ московских царей. Озеро это рекою Шексною по болотам соединяется с Волгой. Ещё Герберштейн указывал на возможность тайников в Бело-озере, и уж, конечно, подозрительный, не веривший никому Иван Грозный не обошёл этого глухого места своим вниманием.

И, наконец, Московский подземный Кремль... Сюда, куда теперь и мы с вами пробрались с помощью упорства и настойчивости, он прятал лучшее, что имел. Здесь, и нигде больше, по всем данным истории, логики и здравого смысла, им запрятана не только большая и лучшая часть богатства, но и «бесценное сокровище» — библиотека.

— Библиотека! — мечтательно повторил Мамочкин. — Вот я вижу её словно живую и прекрасную, мои руки ощущают скользкое золото её переплётов, тонкий пергамент страниц пахнет столетиями ещё нежнее, чем щёки надушенных красавиц, а чёрные буквы неведомых титульных листов блестят с лукавостью обворожительных глаз... Прототипом библиотеки царя Ивана послужила, конечно, первая по времени на Руси библиотека Ярослава Мудрого, скрытая в подземных тайниках Софии Киевской. Часть книг этой библиотеки, преимущественно светского содержания, была скуплена Грозным в 1554 году и вывезена в Москву; он присоединил её к книгам Софии Палеолог. В чём же, однако, ценность этих Софьиных книг? Почему «мировым скрытым сокровищем» зовут историки этот таинственный клад? Да потому, что София вывезла остатки книг своего отца Фомы Палеолога из Византии, растерзанной турками страны, а в Москву привезла их потому, что латинский церковный фанатизм угрожал погубить книги в Риме. К этому ценному приобретению Грозный со всей свойственной ему жадностью прибавлял книги всю свою жизнь. Он выпрашивал их, как, например, у датского короля Христиана, захватывал их, по праву завоевания, как северо-немецкие книги и ганзейские гравюры в Новгороде, Пскове, Дерпте, а чаще скупал их через своих послов за границей, не жалея никаких денег. Удивительно ли, что к нему попали не только уники Византии, но даже книги забытых ныне авторов Рима и Греции? Удивительно ли, что вот уже в течение четырёх столетий библиотека царя Ивана навевает человечеству золотые, неразгаданные сны?..

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Алексеев Г. Подземная Москва. М., 1924.

 

2 На этой личности стоит остановиться особо: Стеллецкий Игнатий Яковлевич (1878-1949) — археолог, историк, исследователь подземной Москвы. Окончил Киевскую духовную академию (1905 год), преподавал в русско-арабской школе в Палестине. С 1907 года — в Москве, где поступил в Археологический институт; одновременно работал в Московском архиве Министерства юстиции, в Церковно-археологическом отделе при Обществе любителей духовного просвещения, в Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины Москвы и Московской епархии. Действительный член Русского военно-исторического общества (1907 год), Московского археологического общества (1909 год). Один из учредителей Комиссии по изучению старой Москвы (1909 год) и Общества по исследованию памятников древности (1912 год; председатель его Комиссии по изучению подземной старины). Стеллецкий обследовал подземные ходы в Донском и Новодевичьем монастырях, в зданиях XVI-XVII веков и др. На основе архивных, археологических и спелеологических данных составил «План подземной Москвы», согласно которому подземные сооружения под зданиями XVI-XVII веков в пределах Садового кольца связаны между собой и с Кремлём сетью лабиринтов. Стеллецкий утверждал, что подземный и наземный Кремль был построен по плану Аристотеля Фиораванти. Проводил археологические и спелеологические исследования во время земляных работ в связи со строительством Московского метрополитена. После 1917 года жил на Украине; в Москве квартира Стеллецкого была реквизирована, архив и библиотека погибли. В Москву вернулся в 1923 году, работал в Историческом музее, Российском обществе туристов, выступал с лекциями, в том числе о библиотеке Ивана IV Грозного, поиски которой возобновил сразу после возвращения в Москву. Выступил с идеей создания музея «Подземная Москва». В 1933-1935 годах с личного разрешения И.В.Сталина проводил раскопки в подземелье Арсенальной Угловой башни Кремля. С конца 1930-х годов — консультант по спелеологии в Наркомате обороны. В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве, в 1944-1948 годах работал над книгой о библиотеке Ивана Грозного. Похоронен на Ваганьковском кладбище. (Материал с сайта: http://history.rin.ru)

 

3 Забелин Иван Егорович (1820-1908), русский историк, археолог, коллекционер, организатор музейного дела.

 

4 Анучин Дмитрий Николаевич (1843-1923) — антрополог, этнограф, археолог, географ, академик (1896), почётный член Петербургской академии наук (1898).

 

www.e-puzzle.ru

 


[1] Успел — старорусское слово, означающее “преуспел”, “сумел”. (ред.)

[2] Отречённые книги — так в старину называли запрещённые книги. “Громовники”, “колядники”, “травники”, “рафли” и т.п. были запрещены церковью как колдовские. (ред.)

[3] Автор явно не в курсе, каково было назначение “лобного места”. На лобном месте никого не казнили и не приносили в жертву, на нём зачитывали народу царские указы. (ред.)

[4] Распространённое заблуждения христиан о вражде Перуна и Велеса. Сами же язычники никогда так не считали и никогда их не противопоставляли. Обращались же с молитвами к разным богам в соответствии с их областью деятельности: Велес покровительствовал домашним животным, торговле, мошенничеству, тайным и открытым знаниям, колдунам и волхвам, был владыкой мёртвых; Перун покровительствовал воинам и ратной доблести, княжеской власти. Конкуренции между Перуном и Велесом не было. (ред.)







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.