Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Инвестиции в отрасли промышленности.





Тема 2. Инвестиции в отрасли промышленности.

Учебные вопросы:

Сущность и виды инвестиций. Влияние инвестиций на объем валового национального продукта (ВНП) и занятость населения.

Промышленное проектирование.

Эффективность инвестиционных проектов.

Литература:

 

1. Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства»; учебник для начального проф. образования; Л.Н. Череданова. — 2-е изд. — М.; «Издательский центр «Академия», 2008г. — с.176.

2. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учебное пособие 2-е издание, пере-работанное и дополненное — М.: Финансы и статистика, 2008 г — 304с.

3. Волкова О.И. «Экономика предприятия». М.: Инфра — М: 2007 г.

4. Грузинов В.П., Грибов В.Д. «Экономика предприятия» Москва: 2009г.

5. Горфинкель В.Л., Швандар В.А. «Экономика предприятия» Москва: «Юнити» 2008 г.

6. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. Инфра-М: 2007г.

7. Сафронов Н.А. Экономика предприятия. Москва: 2008 г.

 

Введение

Рыночная экономика, состоящая из множества локальных, индивидуальных рынков, сама является одним огромным рынком. И подобно тому, как для нормального функционирования отдельного рынка необходимо равновесие между спросом и предложением, так и в масштабах всей экономики необходимо макроэкономическое равновесие. Достижение макроэкономических целей, стабильность экономики возможны только в условиях ее сбалансированности. При этом экономическая теория рассматривает два случая равновесия: равновесие при изменяющихся ценах (классическая модель: «совокупный спрос – совокупное предложение») и равновесие в условиях постоянных цен (кейнсианская модель: «совокупные расходы – ВНП»).

Рынок – это система организации и ведения хозяйства, ориентированная на потребителя, который является главным действующим лицом. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности – управляющие его поведением на рынке благ и т.д.


Сущность и виды инвестиций.

Термин «инвестиции» происходит от латинского invest – вкладывать или invtstire – долгосрочное вложениекапитала с целью его дальнейшего возрастания. Прирост капитала, полученный в результате инвестирования, должен быть достаточным, чтобы возместить инвестору отказ от потребления имеющихся средств в текущем периоде, вознаградить его за риск и компенсировать потери от инфляции в будущем периоде.

 

 


Субъектами инвестиционной деятельности являются:

1. Пользователи – инвесторы или другие физические ил юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности (инвестиционная деятельность - совокупность практических действий по реализации инвестиций, проектов);

2. Инвесторы – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации, которые осуществляют вложение собственных и заемных средств в различные инвестиции и обеспечивают их целевое использование;

2. Заказчики – инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществить реализацию инвестиционных. проектов.

 

     
 
 
   

 

 

 


Рис. 1. Классификация инвестиций

 

Различают несколько видов инвестиций:

1. Финансовые инвестиции - объектами инвестиций в данном случае являются ценные бумаги и их производные, а также различные банковские вклады, предоставляющие возможность инвесторам размещать свои капиталы в банки (инвестиции в ценные бумаги - называются портфельными инвестициями). В этом случае, как правило, не происходит создания производственных мощностей. Процесс финансового инвестирования означает простую передачу прав: инвестор передает свои права на денежные средства и взамен приобретает права на будущий доход.

2. Потребительские инвестиции – означают приобретение товаров длительного пользования. Конечно с финансовой точки зрения, за исключением некоторых данный вид инвестирования имеет свои плюсы: 1. Вложенные средства не подвержены воздействию инфляции, следовательно, с ростом последней претерпевают приращение и денежные средства; 2. Инвестиционные средства могут приносить доход при коммерческом использовании этих вещей, или использовании их в качестве залога в финансовых операциях..

3. Инвестиции в бизнесе (экономические) – означают вложение средств в создание производства с целью извлечения прибыли, то есть создание производственных мощностей, наем рабочей силы. В отечественной литературе этот вид инвестиций называется реальными инвестициями, что отражает их первичный характер.

4. Интеллектуальные инвестиции – подразумевают покупку патентов, лицензий, ноу-хау, подготовку и переподготовку кадров, вложения в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки).

Законодательная инвестиционная деятельность в РФ регулируется целым рядом законов и нормативных актов, более 100 документов, основными из которых являются:

1. Закон «Об инвестиционной деятельности в РФ» от 26 июня 1991 года.

2. Закон «Об иностранных инвестициях РФ» от 04.07.91 г. – последняя редакция 19.06.95 года.

Законы определяют:

· Объекты и субъекты инвестиционной деятельности.

· Права и обязанности инвесторов.

· Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

· Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиту инвесторов.

I, Np

Ожидаемая норма прибыли и ставка%

 
 

 


I
  I  
     

 

Инвестиции

 

Рис. 2. График спроса на инвестиции

 

Спрос на инвестиции предъявляется, пока норма ожидаемой прибыли больше банковского процента.

 

Кривая спроса на инвестиции имеет отрицательный наклон и отражает обратную зависимость между ставкой процента и со­вокупной величиной планируемых инвестиций.

 

На инвестиционный спрос помимо ожидаемой нормы при­были и ставки процента влияют:

· издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание зданий, сооружений, оборудования и т.п.;

· налоги на предпринимателей;

· изменения в технологиях производства;

· ожидания производителей в отношении спроса на их товары и услуги, изменения цен и т.п.

На инвестиционный спрос оказывает влияние и общая социально-экономическая обстановка в стране, переживаемая фаза цикла, устойчивость правовых норм и др.

В 90-х годах изменение взаимоотношений предприятий и государства, приватизация, появление новых организацион­но-правовых форм предприятий, падение производства, ин­фляция, несовершенства налоговой системы и др. отрица­тельно сказывались на инвестиционном процессе в России.

 

Нехватка у предприятий собственных средств для финансирова­ния инвестиций, высокие процентные ставки за кредит, высокие цены на оборудование и материальные ресурсы, низкая в этих ус­пениях прибыльность инвестиций обусловили инвестиционный кризис в России. Физический объем инвестиций в основной капитал в 1990—1998 гг. постоянно снижался и в 1998 г. составил лишь 21% к объему инвестиций в 1990 г. Однако, начиная с 1999 г. наблюдается рост инвестиций в основной капитал. В посткризисный период (1999—2008 гг.) рост инвестиций составил в среднем 7% в год.

 

Для активизации инвестиционного процесса в России необ­ходимо:

 

· рост частных сбережений как источника финансирова­ния реальных инвестиций;

· снижение уровня ссудного процента;

· введение налоговых льгот для предприятий, инвестирующих свою прибыль в производство;

· облегчение доступа к долгосрочным кредитам;

· привлечение иностранного капитала и другое.

 

Экономика находится в равновесии при ВНП, равном Qe(AE = GNP). В этом случае объем ВНП соответствует планируемым рас­ходам на потребление и инвестиции. Если ВНП соответствует Q1, это означает, что ВНП хватает только для потребления и инвестиции не могут быть осуществлены. Но наличие неудовлетворенного инвес­тиционного спроса стимулирует предпринимателей к расширении: производства, увеличению ВНП. Если планируемые совокупные рас­ходы больше произведенного ВНП (АЕ > GNP), то объем производ­ства будет расширяться, пока не будет достигнуто равновесие.

 

При Q2 объем производства оказывается больше планируе­мых расходов (GNP > АЕ), производители не могут реализовать всю свою продукцию и вынуждены сокращать производство. Эко­номика опять же будет двигаться к равновесию.

 

Если внимательно посмотреть на график, то видно, что вклю­чение в совокупные расходы инвестиций приводит к увеличе­нию ВНП большему, чем величина инвестиций. Здесь срабаты­вает так называемый мультипликативный эффект (эффект мно­жителя), суть которого состоит в том, что инвестиционные рас­ходы увеличивают равновесный объем производства на величину большую, чем сами инвестиции:

GNH=1 /x MR1,

где:

MR1 - мультипликатор инвестиций

Объяснить механизм мультипликации можно на следующем примере.

Предположим, что предприниматель решил вложить 100 тыс. руб. в совершенствование своего производства. Он закупил новое обору­дование и нанял дополнительных рабочих. В результате его постав­щики и рабочие получили дополнительный доход, равный 100 тыс. руб. Будем исходить из того, что МРС постоянна и равна 0,8. Это значит, что поставщики и рабочие из полученного дополнительно­го дохода в 100 тыс. руб. израсходовали на потребление 80 тыс. руб. увеличив чей-то доход на эту сумму. Вторые получатели дополнитель­ного дохода израсходуют 64 тыс. руб. (0,8 х 80 тыс. руб.), сформиро­вав доход третьих лиц на уровне 64 тыс. руб. и т.д.

 

Доход Потребление Сбережения
  80 [(0,8) х 100]  
  64 [(0,8) х 80]  
  51,2 [(0,8) х 64] 12,8
51,20 40,96 [(0,8) х51,2] 10,24
40,96 32,77 [(0,8) х 40,96] 8,19
Итого 500    

Исходные 100 тыс. руб. вызвали бесконечную цепь вторичных потребительских расходов, увеличив совокупные доходы в [1 + (0,8) + (0,8)2 + (0,8)3 +...] раз. Данное выражение представляет собой сумму членов бесконечной геометрической прогрессии, ко­торая равняется 1:(1 — 0,8), или — (I: 0,2), т.е. 5.

Таким образом, инвестиции в 100 тыс. руб. вызвали прирост доходов, равный 500 (100 х 5). Поскольку 0,8 — это предельная склонность к потреблению (МРС), 0,2 - предельная склонность к сбережениям (MPS), то коэффициент, увеличивший доходы в результате инвестиций, или инвестиционный мультипликатор (MR1) равен:

MR1 = 1/ MPS.

Мультипликатор инвестиций (MR 1 ) это коэффициент, ха­рактеризующий степень изменения ВНП в связи с изменением инвестиций.

Например, если инвестиции равны 1500, a MPS = 0,25, то прирост ВНП составит 1500 х (1:0,25) = 1500 х4 = 6000.

 

Как было показано выше, сбережения есть вычет из доходов. На­личие сбережений означает, что не все доходы превращаются в рас­ходы и следовательно, не весь произведенный объем ВНП может быть реализован, т.е. сбережения — это фактор, нарушающий рав­новесие. В то же время инвестиции представляют собой дополнение к потоку расходов. Очевидно, что равновесие будет достигаться тогда, когда сбережения равны инвестициям.


Задачей экологического анализа инвестиционного проекта является установление потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом, как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также определение мер, необходимы для смягчения или предотвращения этого эффекта.

По данным всемирного банка, расходы на необходимы меры по защите окружающей среды составляют не более 3% общих затрат на проект. Существенно больших – до 10% - затрат требуют те проекты, которые нуждаются во включении защитных мер после завершения их разработки.

 

Проведение стандартного анализа экономической эффективности экологических проектов часто не представляется возможным, так как экологические затраты и результаты нередко очень трудно рассчитать. В этих случая прибегают к так называемому качественному анализу. (влияния, например, какого-то загрязняющего вещества на зрение, обоняние, вкус, коррозию, животных, растения). Тем не менее качественный анализ, как и количественный, должен показать разницу между ситуациями «с проектом» и «без проекта».

 

Цель организационного анализа – оценить организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться и эксплуатироваться, а также выработать необходимые рекомендации в части:

· менеджмента;

· организационной структуры;

· планирования;

· комплектования и обучения персонала;

· финансовой деятельности;

· координации деятельности;

· общей политики.

 

Основными задачами организационного анализа являются:

· определение задач участников проекта применительно к действующему законодательству и подзаконным актам (инструкциям, регламентам и пр.):

· оценка влияния законов, политики и инструкций на судьбу проекта – особенно в части защиты окружающей среды, заработной платы, цен, государственной поддержки, внешнеэкономических связей;

· разработка мер по устранению слабых сторон участников проекта, выявленных в процессе анализа, а также снижению отрицательного воздействия окружения проекта (законы, политика, инструкции);

· разработка предложений по совершенствованию вышеупомянутых организационных факторов, влияющих на эффективность проекта.

Целью социального анализа является определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей. Результаты социального анализа должны обеспечить возможность стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями, которая пользовалась бы поддержкой населения и способствовала бы достижению целей проекта.

Социальный анализ сосредотачивает внимание на четырех основных областях:

1. социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом (количественные характеристики и социальная структура);

2. организация населения в районе действия проекта, включая структуру семьи, наличие рабочей силы, доступ к контролю за ресурсами;

3. приемлемость проекта для местной культуры;

4. стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся результатами проекта.

 

Основными видами социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности, являются:

1. изменение количества рабочих мест в регионе;

2. улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;

3. изменение условий труда работников;

4. изменение структуры производственного персонала;

5. изменение надежности снабжения населения отдельными видами товаров;

6. изменение уровня здоровья работников и населения;

7. экономия свободного времени населения,.

 

Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры являются обязательными условиями его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе результатов проекта не подлежат.

На стадии проектирования

· максимальное использование типовых проектов;

· применение широкой унификации строительных конструкций;

· сокращение сроков проектирования.

 

На стадии строительства

· индустриализация строительного производства;

· повышение уровня специализации строительного производства;

· более широкое применение сборных конструкций.

 

Тема 2. Инвестиции в отрасли промышленности.

Учебные вопросы:







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.