Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Многообразие организационных структур и организационных





Форм управления

Множество типов и особенно видов организационных струк­тур обусловлено большим разнообразием критериев их класси­фикации. Среди них можно выделить общие, особенные и частные. К общим относятся объективные критерии: типы воспроизводства, формы обобществления и масштабы общест­венного развития. К особенным структурам: формы собственности, принципы организации управления, типы связей. К частным: организационные формы управления (фирмы, ассоциации, концерны, акционерные и другие общества и т.д.).

Следовательно, организационные структуры можно классифи­цировать по типам воспроизводственного цикла как экстенсив­ные и интенсивные, по уровню обобществления – крупного и малого бизнеса, смешанные (горизонтального типа), совмест­ные (международные), национальные и транснациональные; по способу принятия решений – коллегиальные и командные; по формам собственности – государственные, частные и раз­личные их модификации; по принципам организации управле­ния – отраслевые (межотраслевые), территориальные (регио­нальные и федеральные), основного производственного звена и хозяйственных систем; по типам связей – координационные и корпоративные; по видам управления –линейные (команд­но-административные), функциональные (штабные), комби­нированные (линейно-функциональные), программно-целе­вые (локальные, реализующие в любой структуре сопутствую­щую цель).

Организационные формы управления предприятиями. Разнооб­разие организационных структур и форм их образования в ус­ловиях развивающегося рынка продолжает расширяться. Прежде всего, это касается предприятий. Охарактеризуем наи­более распространенные здесь организационные формы.

Завод (фирма) – первичная форма кооперации работников, объединенных производством однотипной продукции.

Комбинат (от лат. «соединять, сочетать») – объеди­нение предприятий (заводов), разных по технологии, но свя­занных по кооперации. Комбинатом может быть администра­тивное объединение предприятий одной отрасли; объединение предприятий местной (кустарной) промышленности; объеди­нение учебных заведений производственного назначения – учебный комбинат.

Трест – наиболее жесткая форма управления объединенны­ми предприятиями, при которой полностью утрачивается юри­дическая и хозяйственная самостоятельность, входящих в объ­единение предприятий.

Концерн – наиболее развитая форма коопера­ции предприятий, осуществляется посредством системы учас­тий, финансовых связей, договоров по интересам, личных уний. Концерн может быть вертикальный, горизонтальный, координационный, международный, транснациональный, фе­деральный и др.

Консорциум (от лат. «соучастие, сотоварищест­во») – временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместное исполнение. Кон­сорциум может быть банковский, гарантийный, финансовый, подписной и т.д.

Синдикат (от греч. «действующий сообща») – объе­динение однородных промышленных предприятий. Создается в целях сбыта изделий через общую продажную контору, орга­низованную в форме особого торгового товарищества (акцио­нерного общества), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт сво­их изделий. Синдикат как форма объединений получила широ­кое распространение при создании отраслевой системы управ­ления в России в начале 1930-х годов.

Пул (от англ. «общий котел») – форма объе­динения, имеющего обычно временный характер. Бывают тор­говые, биржевые, патентные и другие пулы. В них устанавлива­ются правила распределения общих расходов и прибыли, кото­рая поступает сначала в общий фонд, а затем распределяется в установленной заранее пропорции. Данная организационная форма управления получила широкое распространение в мире.

Холдинг (от англ. «владение») – корпорация или компания, контролирующая одну или несколько компаний с помощью акций, которыми она владеет. Холдинг в больши­нстве случаев имеет решающее право голоса, действуя посре­дством механизма контрольного пакета акций. Такая форма организации компании часто используется для проведения единой политики и осуществления единого контроля за соб­людением общих интересов больших корпораций или для ус­корения процесса диверсификации. Холдинг часто не занима­ется конкретной производственной деятельностью – чистый холдинг.

Отечественные предприятия довольно часто меняют органи­зационную форму своего бытия. Это определяется целым ря­дом причин.

· Во-первых, участившийся переход собственности из рук в руки, исчезновение одних и возникновение других партнеров вместе с постоянно происходящими изменениями «правил иг­ры» на рынке диктуют частую смену целей, стратегий, принци­пов организации.

· Во-вторых, категория «акционирование» применительно к отечественным предприятиям рассматривается довольно односторонне: как самостоятельное функционирование соб­ранного капитала, но забывается понятие ответственности перед вкладчиками и производственным персоналом за свои действия.

· В-третьих, нужны гибкие, легко адаптирующие организаци­онные структуры, быстро реагирующие на достижения в науч­но-техническом прогрессе, на процессы диверсификации про­изводства при конверсии предприятий оборонного промыш­ленного комплекса.

· В-четвертых, имидж предприятия, патриотизм и признание акционированного предприятия «своим домом». Создание для этой работы соответствующей организационной структуры.

Следует отметить, что организационные формы управления имеют как горизонтальную, так и вертикальную интеграцию. Вертикально интегрированные структуры отождествляют от­раслевое управление, а горизонтальная интеграция отражает потребности территориального управления.

Организационные формы территориального управления. С точ­ки зрения регионального обобществления и адекватных гори­зонтально интегрированных структур (территориального управ­ления) можно выделить следующие организационные формы.

Ассоциация (от лат. «соединение») – добровольное объединение юридических, физических лиц. Ассоциации име­ют различную целевую направленность: экономическую (ассо­циации экономического взаимодействия), технологическую (ассоциация воздушного транспорта), функциональную (ассо­циация аудиторов, бухгалтеров), административную (ассоциа­ция губернаторов, городов).

Свободные экономические и другие зоны (СЭЗ) – широко отк­рытые для движения товаров, капиталов и рабочей силы терри­ториальные анклавы, в которых создаются наиболее привлека­тельные налоговые, таможенные, финансовые, правовые условия для деятельности иностранных и местных предпринимате­лей. На территории СЭЗ действуют предприятия различной на­циональной принадлежности и любой формы собственности.

Создание социальной и инженерной инфраструктуры миро­вого уровня на территории свободной экономической зоны полностью ложится на принимающую сторону и требует колос­сальных затрат (до 80 млн долларов на 1 кв. км). Поэтому СЭЗ, за редким исключением, охватывают небольшие территории, до 2-3 кв. км.

В зависимости от целей и задач, стоящих перед СЭЗ, они подразделяются на несколько видов. К зонам свободной торгов­ли (ЗСТ) относятся части территории либо морского порта, ли­бо железнодорожного пограничного перехода, либо речного порта, аэропорта, имеющего оборудование для хранения и пе­реработки продукции.

Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) являются территориальными анклавами, имеющими особый экономический статус, включающий, помимо свободного та­моженного режима, льготы в области налогообложения, плате­жей за ресурсы и услуги, валютного контроля.

Технопарки, тех­нополисы (ТП) относятся к свободным зонам довольно условно. Однако льготный режим, действующий для предприятий, вхо­дящих в технопарки и технополисы, имеет целевое назначе­ние – создание на базе фундаментальных разработок наукоем­ких технологий и ускоренное внедрение их в производство с целью обеспечения в передовых отраслях научно-техническо­го прогресса. Это особенно касается предприятий оборонного комплекса.

Наконец, узкоспециализированные зоны (например, туризм, охота, спорт, гостиницы).

Территориально-производственный комплекс – взаимосвязан­ное научно обоснованное сочетание размещения различных предприятий и расселения на общей территории, которое мо­жет дать большую экономию средств в масштабе всего народ­ного хозяйства, повышая производительность труда, обеспечи­вая решение проблем охраны природы, улучшения условий жизни, труда, отдыха людей.

Эффективность ТПК достигается рациональным государ­ственным регулированием размещения взаимосвязанных предприятий (на основе кооперирования и комбинирования). Они работают на единой транспортной, энергетической и строительных базах, а также за счет рационального использования природных, трудовых ресурсов, вторичного сырья, отходов. Следует отметить, что наибольшая эффективность ТПК обычно достигается при государственном регулировании процесса его формирования и развития. Никакая другая управленческая структура в финансовом, научно-техническом, материальном, кадровом отношениях не сможет поддержать развитие террито­риально-производственных комплексов. Поэтому данная орга­низационная форма может принести больше пользы в традици­онных сферах проявления и защиты государственных интере­сов, и прежде всего в военно-промышленном комплексе.

Накопленный опыт и действующие в настоящее время струк­туры показывают, что в ряде случаев организационные образо­вания выполняют функции, которые малоэффективны для предприятия, региона, общества, а могут быть и вредны. Это в первую очередь касается предприятий (легальных и нелегаль­ных) теневой экономики. Обнаруживается противоречивое яв­ление: деятельность предприятия может быть экономически вредной для государства и социально вредной для общества, однако оно процветает и расширяет сферу своей деятельности. Это так называемые паразитические структуры производства и управления. Их можно запретить, но нельзя реально уничто­жить — они возродятся в нелегальных формах. Это предприя­тия, производящие социально вредные продукты – алкоголь, наркотические вещества, табак и др. Для сохранения социаль­ной стабильности в обществе эти социально вредные структуры не ликвидируются, а контролируются государством.

По мере укрепления рыночных организационных отноше­ний происходит формирование новых организационных струк­тур управления, которые представляют собой систему принци­пиально новых элементов, действенность которых обусловлена объективными факторами развития общества. Влияние послед­них предопределило создание единого мирового механизма хо­зяйствования, без учета которых Россия не может рассчитывать на социальный, экономический, научно-технический и поли­тический прогресс.

Организационные структуры и формы в органах власти. Слож­ность формирования организационных структур по всей верти­кали власти состоит в том, что механизм реализации функций

и принципов управления должен быть адекватен механизму рыночных реформ. Для этого необходима административная реформа, которая сопровождается изменением системы испол­нительной власти, структуры ее органов, четкой дифференциа­ции их правового статуса.

Иначе говоря, концепция перестройки организационной структуры базируется на положениях, требующих, с одной сто­роны, отказа от старых стереотипов управления, морально из­ношенных структур, форм взаимодействия с субъектами собственности и хозяйствования; с другой — широкого вовле­чения в преобразованные структуры управления новых ее эле­ментов, ориентированных на критерии и показатели рыночной экономики, демократичных методов управления.

По мере рыночных преобразований все более усложняются отношения между органами всей вертикали исполнительной власти: президентского аппарата, аппарата правительства, ад­министрации субъектов Федерации и органов самоуправле­ния. В этом направлении в последние годы в России было осу­ществлено серьезное преобразование: выделено три вида феде­ральных органов исполнительной власти: министерство, федеральная служба (управление) и федеральный надзор. «Принципиально важно перейти к новой модели, при которой федеральные министерства станут по-настоящему опорными элементами Правительства Российской Федерации, реально и публично ответственными за эффективное проведение госу­дарственной политики в определенных для них сферах управ­ления. Другими словами, речь идет о создании правительства, функционирующего как кабинет министров»[2]. Система сопро­тивляется рациональным преобразованиям, так как «защища­ет свои права на получение так называемой «статусной» ренты. Говоря прямо – взяток и отступных»[3].

 

Специфика российской действительности такова, что рефор­ма проводится одновременно на трех направлениях и уровнях. Первое – это развитие и укрепление федеральных, державных институтов и органов управления. Второе – расширение самос­тоятельности субъектов Федерации в выработке и реализации региональной социально-экономической политики, повыше­ние их ответственности за ее результаты. В-третьих, становле­ние и развитие самостоятельности системы местного самоуп­равления и других форм негосударственного управления.

Конечно, оптимизация взаимоотношений трех уровней влас­ти – «голубая мечта» структурной реорганизации управления современных отечественных политиков, которая едва ли может быть достигнута в короткое время. Реально в настоящее время решающим органом управления является администрация субъ­екта Федерации, соответствующие организационные структу­ры. При этом обращается внимание на выполнение следующих групп функций:

· политические, включая распределение полномочий и ответ­ственности между уровнями управления;

· структурно-технологические, включая основные направления структурной перестройки экономики, учитывая закономерности рыночных отношений и особенности геополитического и соци­ально-экономического развития конкретной территории);

· экономические, среди которых — формирование экономи­ческого механизма, обеспечивающего осуществление структур­ной перестройки экономики региона;

· социальные – формирование среди населения нового стере­отипа социально-экономического поведения; вовлечение его во все сферы деятельности –— от обслуживания социальных от­раслей региона до участия в развитии народных промыслов, новых производственных и непроизводственных отраслей.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.