Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Подходы к прогнозированию и виды прогнозов





Прогнозирование – это предвидение, предсказание будуще­го. Оно должно предшествовать планированию. Его результат – прогнозы развития. Одна из разновидностей прогнозов – сце­нарии развития, которые представляют собой прогнозы с уче­том тех или иных предполагаемых действий конкретных субъ­ектов прогнозируемой ситуации.

Прогнозы различаются по способам:

· описания тенденций изменения объекта или процесса;

· формирования параметров, характеризующих объект или процесс.

В рамках первого из подходов принято выделять трендовый и факторный подходы.

Трендовый подход в прогнозировании предполагает экстрапо­ляцию выровненных значений динамического временного ряда прогнозируемого показателя. Прогноз-тренд – это прогноз, основанный на использовании линейной экстраполяции, сло­жившихся в прошлом тенденций.

Факторный подход в прогнозировании предусматривает оп­ределение круга воздействующих на прогнозируемый показа­тель (индикатор), процесс факторов (регуляторов) и формы их взаимосвязи. Этот подход основан на оценке влияния различ­ных факторов и их комбинации на развитие возможного будущего состояния объекта управления. Выделяется прогноз с уп­равляющим фактором – включение в факторный прогноз ко­личественных оценок возможных последствий использования различных вариантов социальной (мотивационной) политики политики регулирования взаимодействия субъектов рынка финансовой, инвестиционной, кадровой, нормативно-право­вой, внешнеэкономической таможенной политики.

По второму подходу принято выделять генетический (ресурс­ный) и нормативный (целевой) подходы. Оба они основаны на выявлении параметров, характеризующих прогнозируемый объект или процесс.

Генетический подход позволяет прогнозировать устойчивые тенденции и представляет собой перенесение на будущее зависи­мостей, характерных для прошлого и настоящего.

Нормативный подход состоит в определении параметров воспроизводства для достижения заданных целей экономичес­кого роста.

 

Генетический и нормативный подходы выступают в прогно­зировании альтернативными способами. Главной задачей прог­нозирования становится согласование результатов прогнозных расчетов, получаемых на основе генетического и нормативного подходов.

Прогнозы различаются по срокам, на которые они рассчитаны. Любой прогноз имеет целью учесть перемены в обществе, а они протекают с разной скоростью и неодинаковой длительностью.

Рыночная конъюнктура – цены, курс акций, валютные курсы и т.п. — может существенно измениться в течение дня, недели или месяца. Предвидеть эти изменения, чтобы быстро реагировать на них, – предмет текущего, краткосрочного прогнозирования как важнейшей составной части оперативного управления.

Другие перемены требуют более длительного времени, зани­мают несколько лет (создание и освоение новых видов продук­ции, реализация инвестиционных и инновационных проектов и программ и т.п.). Это объект среднесрочного прогнозированиям основанных на нем среднесрочных (на 3-5 и более лет) прог­рамм социально-экономического развития.

Глубинные изменения в структуре экономики и общества, страны и мира складываются и проявляются в течение длитель­ного периода и требуют долгосрочного прогнозирования возможных альтернативных тенденций на протяжении 10-20 и более лет, что служит базой для определения перспективной стратегии.

 

Наконец, можно выделить сверхдолгосрочное предвидение воз­можных вековых тенденций на основе кондратьевских и цивилизационных циклов, что особенно важно в переходные перио­ды смены этих циклов, чреватые глубокими кризисами и потря­сениями. Это преимущественно предмет научных изысканий, но они необходимы и полезны для государственных и хозяй­ственных органов, помогая правильно ориентироваться при вы­боре долгосрочной и среднесрочной стратегии.

 

Долгосрочное прогнозирование (20 и более лет), в отличие от среднесрочного и особенно краткосрочного, меньше связано с инерцией социально-экономического развития, сложивши­мися тенденциями, свободнее в выборе вариантов будущей ди­намики. За 20 лет происходит смена двух поколений техники и одного поколения работников. Оно дает возможность более обоснованно определить альтернативные сценарии структур­ных сдвигов в экономике и обществе, изменения ряда качест­венных характеристик. В то же время долгосрочный прогноз менее детализирован, опирается на сравнительно небольшой круг обобщающих показателей. Он служит основой для опреде­ления концепции социально-экономического развития на дол­госрочный период, выбора долгосрочной стратегии.

 

Для долгосрочного (как и сверхдолгосрочного) прогнозиро­вания недопустимо и опасно применение методов линейной экстраполяции, продление на будущее сложившихся в прош­лом тенденций, поскольку за два-три десятилетия неизбежно происходят переломы в сложившейся траектории динамики страны и мира, бифуркации, периоды усиления хаотичности движения, когда повышается степень неопределенности дви­жения, усиливается его альтернативность.

Индикативное планирование

По характеру управленческой деятельности различаются два основных типа планирования: административное и индикатив­ное. Административное планирование действует в основном в пределах организации, фирмы и т. п. структур, опирается на создание и функционирование централизованной нормативно-правовой базы деятельности всех субъектов экономики, а также на жесткий контроль по обслуживанию бюджетов и использо­ванию бюджетных средств. Современное планирование в ос­новном индикативное.

 

Базовым понятием системы индикативного планирования является индикатор – интегральный показатель, количествен­но определяющий качественные характеристики процесса. Ин­дикаторы определяются как параметры границ, в пределах ко­торых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться.

 

В отличие от «показателя», дающего лишь количественную констатацию, индикатор имеет векторный, направленный ха­рактер. Индикаторы ограничивают предельные пороговые (ми­нимальные и максимальные) значения, например, в отношении уровня прибыльности, налоговых ставок, режимов развития многоресурсных систем. Внутри предельных границ образуется так называемый коридор – необходимый и достаточный для принятия управленческого решения, но при этом необходимо установить адекватные пороговые значения коридора.

 

Особое место занимают и часто используются в антикризис­ном управлении и предотвращении кризисов пороговые значе­ния индикаторов, призванные сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменить стратегию развития объекта, включить соответствую­щие экстренные регуляторы. Условно такие индикаторы могут быть названы «тревога», «экстремальное состояние (положе­ние)», «банкротство» и т.д.

 

Реальность действия индикатора определяется не только ко­личественными характеристиками. Важно, чтобы индикатор был инструментальным, для которого существуют регуляторы прямого воздействия на объект управления.

Формирование индикаторов – это процесс, увязанный во временном аспекте. В данном случае ставится целью получение единого индикатора, характеризующего состояние объекта уп­равления. Актуален вопрос о величине удельного веса каждого из отдельных регуляторов при их агрегировании. Если какие-либо регуляторы линейно или нелинейно зависят друг от друга, то в системе присутствует ненужная информация, искажающая результаты анализа, прогнозирования и как следствие результа­ты планирования. Для этих целей необходим множественный анализ всей совокупности заданных показателей.

Бизнес-планирование

В сфере коммерческой деятельности основным инструмен­том планирования выступает бизнес-план. Этот план нужен в основном в связи с тремя аспектами осуществления управ­ленческой деятельности:

· для внешнего использования – чтобы убедить в целесооб­разности контактов и поддержки данного проекта кредиторов, инвесторов, страховщиков, органы общественности, прессу и других необходимых партнеров;

· для налаживания большего взаимопонимания в организа­ции, создания эффекта личностной причастности и аккумули­рования коллективного интеллекта сотрудников организации, желающих понять свои перспективы и задачи, принять участие в их формулировке, уточнении;

· для самого менеджера чтобы тщательно проанализировать свои и чужие идеи, проверить их разумность и реалистичность, а в дальнейшем иметь четкие инструменты и ориентиры конт­роля хода и результатов выполнения намеченного.

Бизнес-план – это документ, характеризующий все основные аспекты будущего предприятия (проекта). С помощью бизнес-плана анализируются все проблемы, с которыми можно столк­нуться, а также определяются способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете помо­гает увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они и где надо заранее подстраховаться, отвечает на вопросы: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно до­ходы, которые окупят все затраты сил и средств?

 

Руководитель не может быть в стороне от составления биз­нес-плана. Включаясь в работу лично, он моделирует свою бу­дущую деятельность, проверяя и замысел, и себя. Это настоль­ко значимо, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с нача­ла и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а ру­ководитель лишь подписал его.

 

Бизнес-план полезно начинать готовить для внутреннего ис­пользования. В таком случае в процессе его написания будут рассмотрены и решены многие проблемы, которые, возможно не найдут отражения в плане, предназначенном для внешних партнеров. Это обеспечит стратегический запас подготовлен­ности к ответам на их возможные дополнительные вопросы. А бизнес-план, составленный только для внешнего пользова­ния, часто приукрашивает реальность и трудно защищаем. Ни­чем не подкрепленная вера в собственную пропаганду может сыграть роковую роль для судьбы проекта.

 

Один из принципиальных вопросов – выяснение того, действительно ли нужен инвестор или лучше сконцентриро­ваться на увеличении производительности, эффективности ра­боты уже действующей организации. Тогда и инвестор, и предприятие будут иметь твердую основу для сделки. Если же предприниматель этого не сделает и слишком поздно поймет, что предприятие (проект) могло бы выжить и преуспеть без внешних инвесторов, а значит, и без дележа с ними доходов, он будет чувствовать себя обманутым и эксплуатируемым, а инвес­торы не смогут понять, в чем проблема.

 

Конкретное назначение бизнес-плана – помочь предприни­мателям в решении следующих задач.

1. Изучить емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта.

2. Оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела.

3. Обнаружить всевозможные «подводные» камни, подстере­гающие новое дело в первые годы его реализации.

4. Определить те показатели, по которым можно будет регу­лярно контролировать состояние дел.

 

Стоит особо сказать, что бизнес-план обычно пишется на перспективу и составлять его следует примерно на 3 года вперед. При этом для первого года основные показатели следует делать в месячной разбивке, для второго — поквартально и лишь начи­ная с третьего года следует ограничиться годовыми показателями.

К сожалению, такое планирование в условиях нашей эко­номики пока не представляется возможным, поскольку эко­номическая ситуация очень быстро меняется. Планирование на промежуточном времени более года будет заведомо оши­бочным. Многие сейчас ограничиваются написанием плана на год.

 

Примерная структура бизнес-плана представлена ниже.

1. Резюме Цель плана

Краткое описание бизнеса и его целевого клиента Потребность в финансах и их целевое предназначение Что делает данный бизнес непохожим на бизнес ваших кон­курентов

Что именно должно вызывать доверие к данному бизнесу (отчетные материалы, квалифицированность руководителя группы и т.д.) Выдержки из основных финансовых предложений

2. Цели и задачи Анализ идеи

Основные направления и цели деятельности Характеристика отрасли промышленности

3. Продукт /услуга

Описание продукции/ услуги и их применение

Отличительные качества или уникальность

Технология и квалификация, необходимые в вашем бизнесе

Лицензии/патентные права

Будущий потенциал

4. Анализ рынка Покупатели

Конкуренты (их сильные и слабые стороны)

Сегменты рынка

Размер рынка и его рост

Оценочная доля на рынке

Состав вашей клиентуры

Влияние конкуренции

5. План маркетинга

Маркетинговое позиционирование (обеспечение конкурен­тоспособности продукции/услуг) — основные характеристики продукции, услуг в сравнении с конкурирующими Ценообразование

Схема распространения товаров

Методы стимулирования продаж

6. План производства Расположение помещений Оборудование

Источники поставки основных материалов и оборудования Использование субподрядчиков

7. Кадровый план

Основной производственный и обслуживающий персонал, структура по профессиям и специальностям, требования к ква­лификации и количественному составу

Основной руководящий состав

Вознаграждение производственного, обслуживающего и ру­ководящего состава

Краткие выводы по планированию количества и состава пер­сонала

8. Источники и объемы требуемых средств Объем требуемых средств

Откуда намечается получить эти деньги, в какой форме и к каким срокам

сроки возврата средств

9. Укрупненный финансовый план и оценка риска Объем продаж, прибыль, себестоимость и т.д. Риск и каким образом его можно избежать

10. Детальный финансовый план (бюджет) Прогноз объемов продаж

Оценки прибыли и убытков

Анализ движения наличности (ежемесячно на первый год, а затем поквартально)

Годовая балансовая ведомость.

Планирование и регулирование в развитых зарубежных странах

Во внутрифирменном управлении предприятиями, корпора­циями, холдингами планирование используется для решения следующих основных задач управления:

· создание системы базовой поддержки принятия решений на основе накопленной информации;

· стратегическое управление;

· управление качеством;

· бюджетирование;

· планирование и оптимальное распределение ресурсов предп­риятия;

· оперативный контроль, анализ, прогноз деятельности входя­щих в предприятие подразделений и оценка их вклада в финан­совые результаты;

· создание центров ответственности;

· создание ситуационного центра (штаба) для первых лиц предприятия, определяющих тактические и стратегические це­ли, и др.

 

В фундаментальных учебниках зарубежных авторов доста­точно масштабно и глубоко охарактеризовано внутрифирмен­ное оперативное и стратегическое планирование. Но они практически умалчивают о прогнозно-аналитической и плано­вой деятельности на национальном уровне, региональном и муниципальном уровнях. Эта деятельность наряду с задачами, которые приведены выше применительно к предприятиям и корпорациям, решает и особые, специфические задачи, среди которых:

- анализ и прогноз тенденций изменения составляющих бюджетного процесса (налоги, сборы, инвестиции, хозяйство, социальная сфера);

- установление определяющих регуляторов и построение системы моделей функционирования территории;

- анализ хода реализации комплексных программ и приори­тетных реформ (жилищно-коммунальной, социального обес­печения и др.);

- вариантное планирование социально-экономического развития территории;

- оценка и выбор вариантов социально-экономической стратегии и тактики, определение приоритетов развития тер­ритории;

- анализ и прогноз социально-экономических последствий применения административных, экономических регуляторов федеральными, региональными, местными властями; - упреждающее прогнозирование деформаций хозяйствен­ного механизма и социальной сферы и др.

 

Масштабы только государственного перераспределения фи­нансовых и других ресурсов в развитых зарубежных странах ко­леблются от 30% ВВП в США до 50% ВВП в целом по странам Европы и Азии и более 60% в странах Скандинавии. Это свиде­тельствует об огромной роли государства и его возможностях воздействовать на процесс социально-экономического и науч­но-технического развития ради достижения общенациональ­ных целей перспективного развития каждой страны.

 

Масштабы государственного и муниципального перераспреде­ления ресурсов определяются целым комплексом обстоятельств и приоритетов, среди которых обеспечение социального равнове­сия, конкурентоспособности территории, формирование условий для ее будущего развития как в сфере технологий, так и в отноше­нии интеллектуально-профессиональных возможностей общест­ва. Для реализации таких задач создана целая система норматив­но-правового, организационного и материального характера.

 

Во всех развитых зарубежных странах имеются специальные органы выс­шей государственной власти, обеспечивающие разработку программ соци­ально-экономического и научно-технического развития и комплексов мер по их реализации. В США этим занимаются специальные экономические службы и организации при президенте и конгрессе, во Франции – комис­сариат по планированию, в Японии – управление по экономическому пла­нированию при правительстве.

 

Разработана полномасштабная правовая база по законодательному обес­печению деятельности государственных органов в этой сфере. Так, в США принята многотомная регламентация деятельности экономических коми­тетов конгресса.

Создана и действует система подготовки кадров высшей квалификации для таких государственных органов (Гарвардский университет в США, Выс­шая административная школа в Англии; в этом же ряду — Российская ака­демия государственной службы при Президенте РФ).

Налажена система информационного обеспечения деятельности госуда­рственных ведомств в указанной области, обеспечивающая получение все­объемлющей достоверной и полноценной информации о реальном поло­жении в экономике. Уклонение от представления информации наказывает­ся в законодательном порядке и имеет для фирм и организаций масштабные финансовые санкции. Последнее свидетельствует о возмож­ности оперативного контроля по реализации ориентированной государ­ственной экономической политики и разработке в необходимых случаях мер корректировки этой политики, а также уточнение и изменение целей и этапов реализации программ.

Благодаря разработке системы целей национального разви­тия, сценариев и прогнозов с элементами управления, прог­рамм развития как государственного сектора, так и негосудар­ственных секторов экономики. Влияние государства на тенден­ции развития становится еще больше.

В современной, многоукладной, смешанной рыночной эко­номике государство активно участвует в формировании важ­нейших социально-экономических процессов. В период обост­рения ситуации масштабы влияния государства возрастают с согласия основных партнеров рыночной экономики как для стабилизации, так и решения других проблем (военно-техни­ческих и др.). В период плавного и спокойного развития, отсу­тствия кризиса, умеренного роста масштабы влияния государ­ства сокращаются, и государство, как и другие субъекты рынка, действует в рамках долгосрочных программ.

В целом система государственного планирования и регули­рования сформирована в виде пирамидальной взаимосвязан­ной системы. Долгосрочное прогнозирование и регулирование представляют собой необходимый элемент экономической по­литики, ориентированной на обеспечение структурной транс­формации хозяйства в соответствии с новейшими тенденциями в мировой экономике. Долгосрочная структурная регулирую­щая деятельность государства обеспечивает формирование среднесрочного частично-структурного регулирования и прог­нозирования (5—7 лет). Частично-структурное регулирование и прогнозирование представляют рамочные условия инвестици­онной, внешнеэкономической и финансовой политики.

Как правило, такая деятельность и реализация среднесрочных программ ориентирована на достижение долгосрочных национальных целей (40-лет­ние программы США под названием «Ресурсы для будущего», 20-летние прогнозы в Скандинавских странах, 5–7-летние планы во Франции и Япо­нии (в Японии реализовано 14 среднесрочных планов).

Краткосрочное регулирование и годовое планирование ори­ентировано на реализацию задач среднесрочных программ. Оно определяется как конъюнктурное регулирование посред­ством финансовых, налоговых и других инструментов и сопро­вождается среднесрочной финансовой программой и годовым бюджетом. Бюджет выступает в этом случае как инструмент ре­ализации плана. Во многих странах такая деятельность распространена и на региональный уровень. Таким образом, вся эта система имеет целевой, функциональный характер, разверну­тый во времени и пространстве.

Для обоснования программ, методов регулирования и их ре­ализации разработан и используется комплекс моделей, в кото­рых определяется функциональная зависимость общего разви­тия, т.е. макроэкономических параметров от той части нацио­нальных ресурсов, которая контролируется государством.

Вся эта система оказалась достаточно эффективной на про­тяжении как всего послевоенного периода, так и особенно в последнее десятилетие. Она позволила избежать глубоких кризисов и обеспечила сравнительно устойчивые темпы раз­вития. Налицо реальные комбинации, взаимодействие ры­ночных механизмов с системой мер государственного регули­рования.

В настоящее время макроэкономическое прогнозирование, планирование и регулирование вышло за национальные грани­цы. Объектом регулирования со стороны ТНК и мировых фи­нансовых организаций стали процессы перераспределения ре­сурсов в планетарном масштабе. Мировая торговля более чем на 50% составляет финансово-материальные потоки между фи­лиалами в ТНК. Не учет этого фактора может привести к нео­боснованным надеждам и иллюзиям. Прикладные разработки в области планирования и прогнозирования помогают более безболезненно преодолевать кризисные фазы трансформаци­онных процессов во всех развитых странах. После мирового экономического кризиса 1929 г. и поныне применяется реаль­ный инструментарий, обеспечивающий достаточно быстрый переход к стабилизации и подъему. В таких прикладных разра­ботках учитываются как складывающаяся тенденция развития, так и влияние внутренней экономической политики и парамет­ров изменения во внешней среде.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.