|
Развитие организационной функции управления в РоссииВ начале XX столетия организационным проблемам уделялось особенно много внимания. Возможно, это было связано с рядом социальных революций, прошедших в странах Европы. В этой связи необходимо упомянуть русского ученого, основателя науки об организации — тектологии, А.А. Богданова, который рассматривал процессы организации идей, труда и средств производства[13].
Одним из пламенных пропагандистов и борцов за научную организацию труда в нашей стране был П.М. Керженцев, который долгое время возглавлял широко известную в стране «Лигу Время», преобразованную затем в Лигу научной организации труда, так называемую Лигу НОТ[14]. В январе 1921 г. в Москве была проведена Первая Всероссийская конференция по вопросам НОТ. Среди авторов того времени большой популярностью пользовались труды А. К. Гастева, который возглавлял тогда ВНИИ труда.
Уникальное время сопровождалось удивительными требованиями к организаторам производства и труда. Руководители Российского государства были убеждены, что руководитель любого ранга должен обладать высоким уровнем политического развития. «Если будут искать, — говорили они, — директора, который знает все наши машины, то толку не будет. Если директор настоящий коммунист, то он через три месяца будет знать все, что ему нужно... Директор – это прежде всего большой политический работник на предприятии. Если он правильно организует массы, советуется с массами, опирается на коллектив, то он любое задание выполнит»[15]. Такая политизация в управлении неизбежно привела к командно-административному типу организации. Она не могла долго и эффективно работать. Как показала практика, такая система организации приводила к успеху лишь в строго определенных условиях. Например, она хорошо себя проявила в период восстановления разрушенного войной (Гражданской, Великой Отечественной) хозяйства. Организаторским способностям, впрочем, всегда уделялось больше внимания, чем даже профессиональным качествам. Умение точно учесть все обстоятельства дела, расположить участников по их способностям, точно выбрать время для решения задачи зачастую являются врожденными качествами руководителя, которым трудно научить, но которые формируются вместе с характером человека. Таких людей привлекали в организационные подразделения предприятий и учреждения аппарата управления. Они, как правило, хорошо знали кадровый состав управления и возможные резервы его развития. Сама организационная деятельность представляет собой процесс, который осуществляет руководитель любого ранга. Однако не каждый из них выполняет эту работу достаточно эффективно. Более того, наполнение этой функции в различных организациях, на разных ступенях управленческой лестницы, в различные исторические эпохи развития управленческих отношений различны.
До «рыночных реформ» 90-х годов организаторская деятельность руководителя рассматривалась в качестве показателя уровня управления. От умения руководителя договориться зависело многое: напряженность плановых заданий, уровень материальных поощрений производственного коллектива, время и финансовые ресурсы для реконструкции производства и т.д. Кстати, умение договориться с вышестоящими инстанциями по многим параметрам деятельности предприятия стало главным критерием к открытому голосованию производственного коллектива по выбору «своего» директора.
Активная суверенизация регионального развития значительно повысила требовательность к организаторским способностям руководителей местных органов власти. В ряде городов (местных органов самоуправления) на место мэров выдвигались и избирались люди, не имеющие управленческого высшего образования. Этому способствовал и Федеральный закон «О принципах местного самоуправления...», в соответствии с которым муниципальные образования были отделены от государственной федеральной системы управления. Следовательно, правила выбора руководителей города определялись ими самими.
В настоящее время недостатки в организационной деятельности производственных коллективов, в работе местных органов самоуправления, деятельности администраций субъектов федерации вынудили Президента РФ, Правительство РФ осуществить ряд конструктивных мероприятий по упорядочиванию (смягчению или ликвидации) организационных противоречий в управлении. Это касается реорганизации Федерального Собрания РФ, создания семи федеральных округов, повышения роли местных органов самоуправления и их поддержки со стороны федерального Центра, приведение законодательства субъектов Федерации к единым правовым нормам Российской Федерации. Наконец, вывод экономики из кризисного состояния, постепенное оживление социально-экономического развития предприятий и регионов, введение в управление новых прогрессивных технологий управления значительно изменили требования к организационной деятельности руководителей различных уровней управления. Выводы 1. Взаимоотношения людей в рамках любого предприятия или учреждения нуждаются в организации и координации своих действий. Организация имеет место в рамках любого учреждения или предприятия. Зафиксированное и формально закрепленное разделение труда по управлению оформляется в виде организационной структуры. 2. Координация обеспечивает взаимодействие различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация осуществляется с помощью организационных структур, а также посредством создания рабочих групп, информационных систем, назначения координатора. 3. Рационально осуществляемая организация должна включать наличие целей, определение основных обязанностей, определенную свободу действий или полномочий, а также своевременное и достаточно полное обеспечение информацией. 4. Основные принципы рациональной организации включают в себя принцип единства цели и принцип эффективности. 5. Устойчивой тенденцией последних лет стало стремление организаций разной природы к уменьшению количества уровней управления. 6. В каждой организации должно быть определено, каким количеством подчиненных может непосредственно управлять руководитель. Исследователи определили, что обычно такое число подчиненных колеблется от четырех до восьми на высших уровнях управления и от восьми до пятнадцати, а иногда и больше – на более низких уровнях. 7. Основные виды деятельности в организации могут группироваться в соответствии с функциями, с технологическим процессом, по географическому или продуктовому принципу. Контрольные вопросы и задания 1. Что означает организация и координация в управленческой деятельности предприятия или учреждения? 2. По какому принципу выделяются разные подразделения в организациях? 3. Охарактеризуйте оптимальный диапазон управления в разных организациях и на разных уровнях иерархии. 4. Каким образом можно оценить эффективность организации? Список литературы Керженцев П.М. Принципы организации. Избр. произв. М., 1968. Кунц Г., О'Доннелл С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: В 2-х частях М., 1992. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2001. Организации: Поведение. Структура. Процессы: Учебник. М., 2000. Общий и специальный менеджмент: Учебник / Под ред. А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина М., 2000.
Глава X Коммуникация как функция управления Сущность коммуникации. Значение коммуникации в постиндустриальном обществе. Модель коммуникационного процесса. Коммуникация в менеджменте. Коммуникация в маркетинге. Интегрированные маркетинговые коммуникации Сущность коммуникации Термин «коммуникация» происходит от латинского слова «делаю общим, связываю». Исходное означает: общий, всеобщий. В другом буквальном переводе коммуникация означает «с людьми». Термин появился в научной литературе в начале XX в., и в настоящее время он имеет, по крайней мере, три интерпретации: 1) средство связи любых объектов материального и духовного мира; 2) общение как передача информации от человека к человеку; 3) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него. Коммуникация – это универсальная и одна из основных характеристик как человеческого общения, так и деятельности любых организаций. Коммуникация безостановочна и безгранична, без нее не обходится ни один акт человеческого взаимодействия. Она фундамент любой культуры.
Сутью коммуникации является обмен информацией, знаниями, образами, эмоциями, интеллектуальной собственностью. Необходимые характеристики акта коммуникации – это, прежде всего, направленный характер передачи сообщения, основанного на определенной системе знаков, и восприятие данного сообщения. Проблемы коммуникации, коммуникативных связей всегда были достаточно актуальны. Еще Аристотель считал, что способность вступать в общение (коммуникацию) отличает человека и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека». Поэтому «тот, кто не способен вступать в общение... уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством».
Западные исследователи давно заметили, что процессы коммуникации, занимая у человека до 70% времени, не могут не влиять на его мотивацию. Немаловажно и то, что, по данным американских исследователей, успех руководителя в условиях рынка на 85% определяется его коммуникативными качествами и лишь на 15% – профессиональными знаниями. Если представить коммуникацию в виде сегмента, площадь которого условно взять за 100%, то 85% этого сегмента будут занимать невербальная коммуникация и лишь 15% – вербальная (из них 10% отведено речевой характеристике и 5% – обслуживанию речи).
Что значит невербальный способ коммуникации? Это впечатление, которое вы производите. К составляющим невербального способа коммуникации относятся: внешний вид, взгляд, манера поведения, пантомимика (пластически выразительные движения тела), мимика, кожные реакции, дистанция (межличностное пространство), цвет одежды. В ходе коммуникации протекают процессы перекодировки сигналов вербальной сферы в невербальную и невербальной -в вербальную. Для коммуникации важен переход от говорения одного к действиям другого.
Коммуникация – избирательный акт, в котором важно не только то, что передается, но и то, что в передачу не включается. В некоторых случаях целями коммуникации становится намерение изменить отношение другой стороны к чему-либо. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|