Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие организационной функции управления в России





В начале XX столетия организационным проблемам уделя­лось особенно много внимания. Возможно, это было связано с рядом социальных революций, прошедших в странах Европы. В этой связи необходимо упомянуть русского ученого, основа­теля науки об организации — тектологии, А.А. Богданова, ко­торый рассматривал процессы организации идей, труда и средств производства[13].

 

Одним из пламенных пропагандистов и борцов за научную организацию труда в нашей стране был П.М. Керженцев, кото­рый долгое время возглавлял широко известную в стране «Лигу Время», преобразованную затем в Лигу научной организации труда, так называемую Лигу НОТ[14].

В январе 1921 г. в Москве была проведена Первая Всерос­сийская конференция по вопросам НОТ. Среди авторов того времени большой популярностью пользовались труды А. К. Гастева, который возглавлял тогда ВНИИ труда.

 

Уникальное время сопровождалось удивительными требова­ниями к организаторам производства и труда. Руководители Российского государства были убеждены, что руководитель любого ранга должен обладать высоким уровнем политическо­го развития. «Если будут искать, — говорили они, — директора, который знает все наши машины, то толку не будет. Если ди­ректор настоящий коммунист, то он через три месяца будет знать все, что ему нужно... Директор – это прежде всего боль­шой политический работник на предприятии. Если он пра­вильно организует массы, советуется с массами, опирается на коллектив, то он любое задание выполнит»[15]. Такая политиза­ция в управлении неизбежно привела к командно-админист­ративному типу организации. Она не могла долго и эффектив­но работать. Как показала практика, такая система организа­ции приводила к успеху лишь в строго определенных условиях. Например, она хорошо себя проявила в период восстановления разрушенного войной (Гражданской, Великой Отечест­венной) хозяйства.

Организаторским способностям, впрочем, всегда уделялось больше внимания, чем даже профессиональным качествам. Умение точно учесть все обстоятельства дела, расположить участников по их способностям, точно выбрать время для ре­шения задачи зачастую являются врожденными качествами ру­ководителя, которым трудно научить, но которые формируют­ся вместе с характером человека. Таких людей привлекали в ор­ганизационные подразделения предприятий и учреждения аппарата управления. Они, как правило, хорошо знали кадро­вый состав управления и возможные резервы его развития.

Сама организационная деятельность представляет собой процесс, который осуществляет руководитель любого ранга. Однако не каждый из них выполняет эту работу достаточно эф­фективно. Более того, наполнение этой функции в различных организациях, на разных ступенях управленческой лестницы, в различные исторические эпохи развития управленческих от­ношений различны.

 

До «рыночных реформ» 90-х годов организаторская деятель­ность руководителя рассматривалась в качестве показателя уровня управления. От умения руководителя договориться за­висело многое: напряженность плановых заданий, уровень ма­териальных поощрений производственного коллектива, время и финансовые ресурсы для реконструкции производства и т.д. Кстати, умение договориться с вышестоящими инстанциями по многим параметрам деятельности предприятия стало глав­ным критерием к открытому голосованию производственного коллектива по выбору «своего» директора.

 

Активная суверенизация регионального развития значительно повысила требовательность к организаторским способностям руководителей местных органов власти. В ряде городов (местных органов самоуправления) на место мэров выдвигались и избира­лись люди, не имеющие управленческого высшего образования. Этому способствовал и Федеральный закон «О принципах мест­ного самоуправления...», в соответствии с которым муниципаль­ные образования были отделены от государственной федераль­ной системы управления. Следовательно, правила выбора руко­водителей города определялись ими самими.

 

В настоящее время недостатки в организационной деятель­ности производственных коллективов, в работе местных орга­нов самоуправления, деятельности администраций субъектов федерации вынудили Президента РФ, Правительство РФ осу­ществить ряд конструктивных мероприятий по упорядочива­нию (смягчению или ликвидации) организационных противо­речий в управлении. Это касается реорганизации Федераль­ного Собрания РФ, создания семи федеральных округов, повышения роли местных органов самоуправления и их под­держки со стороны федерального Центра, приведение законо­дательства субъектов Федерации к единым правовым нормам Российской Федерации.

Наконец, вывод экономики из кризисного состояния, посте­пенное оживление социально-экономического развития предприятий и регионов, введение в управление новых прог­рессивных технологий управления значительно изменили тре­бования к организационной деятельности руководителей раз­личных уровней управления.

Выводы

1. Взаимоотношения людей в рамках любого предприятия или учреждения нуждаются в организации и координации сво­их действий. Организация имеет место в рамках любого учреж­дения или предприятия. Зафиксированное и формально зак­репленное разделение труда по управлению оформляется в ви­де организационной структуры.

2. Координация обеспечивает взаимодействие различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация осуществляется с помощью организа­ционных структур, а также посредством создания рабочих групп, информационных систем, назначения координатора.

3. Рационально осуществляемая организация должна включать наличие целей, определение основных обязаннос­тей, определенную свободу действий или полномочий, а так­же своевременное и достаточно полное обеспечение инфор­мацией.

4. Основные принципы рациональной организации включа­ют в себя принцип единства цели и принцип эффективности.

5. Устойчивой тенденцией последних лет стало стремление организаций разной природы к уменьшению количества уров­ней управления.

6. В каждой организации должно быть определено, каким ко­личеством подчиненных может непосредственно управлять ру­ководитель. Исследователи определили, что обычно такое чис­ло подчиненных колеблется от четырех до восьми на высших уровнях управления и от восьми до пятнадцати, а иногда и больше – на более низких уровнях.

7. Основные виды деятельности в организации могут группи­роваться в соответствии с функциями, с технологическим про­цессом, по географическому или продуктовому принципу.

Контрольные вопросы и задания

1. Что означает организация и координация в управленчес­кой деятельности предприятия или учреждения?

2. По какому принципу выделяются разные подразделения в организациях?

3. Охарактеризуйте оптимальный диапазон управления в раз­ных организациях и на разных уровнях иерархии.

4. Каким образом можно оценить эффективность организации?

Список литературы

Керженцев П.М. Принципы организации. Избр. произв. М., 1968.

Кунц Г., О'Доннелл С. Управление: системный и ситуацион­ный анализ управленческих функций: В 2-х частях М., 1992.

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2001.

Организации: Поведение. Структура. Процессы: Учебник. М., 2000.

Общий и специальный менеджмент: Учебник / Под ред. А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина М., 2000.

 

Глава X

Коммуникация как функция управления

Сущность коммуникации. Значение коммуникации в постиндустриальном обществе. Модель коммуникационного процесса. Коммуникация в менеджменте. Коммуникация в маркетинге. Интегрированные маркетинговые коммуникации

Сущность коммуникации

Термин «коммуникация» происходит от латинского слова «делаю общим, связываю». Исходное означает: общий, всеобщий. В другом буквальном переводе коммуникация означает «с людьми». Термин появился в научной литературе в начале XX в., и в настоящее время он имеет, по крайней мере, три интерпретации:

1) средство связи любых объектов материального и духовно­го мира;

2) общение как передача информации от человека к человеку;

3) передача и обмен информацией в обществе с целью воздей­ствия на него.

Коммуникация – это универсальная и одна из основных ха­рактеристик как человеческого общения, так и деятельности любых организаций. Коммуникация безостановочна и безгра­нична, без нее не обходится ни один акт человеческого взаимо­действия. Она фундамент любой культуры.

 

Сутью коммуникации является обмен информацией, зна­ниями, образами, эмоциями, интеллектуальной собственностью.

Необходимые характеристики акта коммуникации – это, прежде всего, направленный характер передачи сообщения, ос­нованного на определенной системе знаков, и восприятие дан­ного сообщения.

Проблемы коммуникации, коммуникативных связей всегда были достаточно актуальны. Еще Аристотель считал, что спо­собность вступать в общение (коммуникацию) отличает чело­века и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека». Поэтому «тот, кто не способен вступать в об­щение... уже не составляет элемента государства, становясь ли­бо животным, либо божеством».

 

Западные исследователи давно заметили, что процессы ком­муникации, занимая у человека до 70% времени, не могут не влиять на его мотивацию. Немаловажно и то, что, по данным американских исследователей, успех руководителя в условиях рынка на 85% определяется его коммуникативными качества­ми и лишь на 15% – профессиональными знаниями.

Если представить коммуникацию в виде сегмента, площадь которого условно взять за 100%, то 85% этого сегмента будут за­нимать невербальная коммуникация и лишь 15% – вербальная (из них 10% отведено речевой характеристике и 5% – обслужи­ванию речи).

 

Что значит невербальный способ коммуникации? Это впе­чатление, которое вы производите. К составляющим невер­бального способа коммуникации относятся: внешний вид, взгляд, манера поведения, пантомимика (пластически вырази­тельные движения тела), мимика, кожные реакции, дистанция (межличностное пространство), цвет одежды.

В ходе коммуникации протекают процессы перекодировки сигналов вербальной сферы в невербальную и невербальной -в вербальную. Для коммуникации важен переход от говорения одного к действиям другого.

 

Коммуникация – избирательный акт, в котором важно не только то, что передается, но и то, что в передачу не включается. В некоторых случаях целями коммуникации становится на­мерение изменить отношение другой стороны к чему-либо.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.