Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Объекты и субъекты, типы и виды контроля





Человека окружает множество вещей и процессов, которые являются объектами его контроля. Сюда относятся техника, технологические системы и процессы, флора, фауна, законы, решения, наказы избирателей, люди, организации, вооруже­ние и т. п. В системе управления производством объектами контроля являются народное хозяйство, отдельные его отрас­ли, регионы, министерства, объединения и предприятия. Внутри них объектом контроля могут быть происходящие в них процессы или отдельные элементы, которые также отно­сятся к контролируемым объектам.

Характерной чертой объектов контроля в системе управле­ния производством является их сложность. Примерами очень сложных объектов контроля могут служить большое промыш­ленное предприятие, отрасль народного хозяйства, экономи­ческий регион, территориально-производственный комплекс и др. От сложности объектов зависит выбор методов и средств контроля.

Принципиальным моментом для понимания сущности конт­роля является совпадение объектов управления и контроля. Надо различать направленность управленческой и контроль­ной деятельности на один и тот же объект управления. Соотно­шение между управлением и контролем — это соотношение между целым и частью: управленческая деятельность направле­на на достижение объектом управления поставленной цели, а контрольная — на обеспечение такого состояния и поведения этого же объекта управления, которое позволяет достичь пос­тавленной цели. При этом предметом управления является по­лучение запланированного результата объектом управления, а предметом контроля — состояние и поведение объекта управле­ния и контроля.

Предметом контроля может быть деятельность организаций и органов управления в целом (общий контроль) и деятель­ность организаций в отдельных сферах или касающихся от­дельных операций (частный контроль) в соответствии с уста­новленными законами, нормами, правилами, решениями, по­ручениями, а более конкретно — состояние объекта контроля на определенную дату и в течение некоторого времени в будущем. Применительно к таким объектам контроля, как органи­зация, требуется знать поведение или динамику состояния ор­ганизации.

Рассмотрим в качестве примера такой объект контроля, как техника, дав­шая название техническому контролю. Здесь объект контроля — совокуп­ность устройств, информацию о техническом состоянии которых необходи­мо иметь. Под техническим контролем понимается процесс сравнения изде­лия и его составных частей с утвержденными стандартами и техническими условиями, а также проверка всех производственных условий, обеспечиваю­щих требуемое качество изделия. Предметом технического контроля являет­ся качество изделия, соответствующее определенной норме, стандарту, т. е состояние изделия, обладающее соответствующими качественными, количе­ственными, структурными, пространственными и временными характеристи­ками, закрепленными в стандартах. С помощью таких характеристик может быть описан предмет контроля любого конкретного вида контроля. От этих характеристик зависит использование соответствующих методов контроля, дающих ему название.

Субъекты контроля так же многочисленны и разнообразны, как и объекты контроля. Субъектами контроля являются люди, социальные институты, государство и т. п.

Различаются следующие виды контроля, где субъектом выс­тупает человек: операторский, самоконтроль, профессиональ­ный, рабочий, диспетчерский, ревизорский и др. Примерами контроля, где субъектами выступают группы людей, могут быть: семейный контроль, групповой контроль, классовый контроль, социальный контроль и др. К видам контроля, где субъектом выступают организации с участием человека, отно­сятся государственный, общественный, контроль отдела техни­ческого контроля, таможенный контроль и др.

По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и объекта контроля, т. е. контролирующих и контролируемых ор­ганов, организаций, людей, групп, различают контроль внут­ренний и внешний, общий или частный, линейный, функцио­нальный или операционный.

Линейный контроль осуществляется директором предприя­тия, объединения или начальником промышленного объедине­ния по отношению к предприятию, объединению, входящему в состав ВПО. В первом случае субъект контроля является внут­ренним, а во втором — внешним. Эти субъекты решают общую задачу контроля — контролируемость состояния И поведения предприятия в целом.

функциональному контролю подвергается не все состояние предприятия, а только некоторую группу характеристик. Он осуществляется, например, главным экономистом. Санэпидс­танция, являющаяся внешним субъектом контроля по отноше­нию к данному предприятию, также может провести функцио­нальный контроль частного характера.

Операционный контроль — контроль только одной какой-либо характеристики состояния и поведения предприятия, напри­мер соотношения темпов роста производительности труда и за­работной платы.

Наиболее развитым типом контроля является линейный, ме­нее развитым — функциональный, элементарным — операцион­ный. Меру развитости типа контроля определяет и использова­ние в нем других типов контроля.

Например, директор предприятия может использовать все три типа конт­роля, это входит в круг его должностных обязанностей. Главный эконо­мист — функциональный и операционный контроль, а работник ОТК — контроль только одной характеристики изделия — операционный контроль.

Внимание: исключение! В транспортных организациях, кроме линейного контроля руководителя организации, существует операционный контроль, именуемый линейным. Объектом контроля здесь является линия передви­жения, например автобуса, грузовой автомашины и т. п. Предметом конт­роля здесь может быть техническое состояние автомобиля, его загружен­ность или состояние оплаты за проезд. Субъектом контроля здесь является линейный ревизор. По названию эти типы контроля одинаковы, а по со­держанию они различны. Целесообразно запомнить это совпадение и раз­личать эти два типа контроля.

Еще один важный аспект классификации, позволяющий раз­личать наряду с типами контроля его конкретные виды, задан доминированием того или иного общего метода контроля. К та­ким методам контроля относятся методы: предварительного контроля; направляющего контроля; фильтрующего и метод последующего контроля. Метод предварительного контроля ис­пользуется до начала хозяйственной операции; методы текуще­го, в том числе, метод направляющего контроля (в течение всего хода деятельности, действия, операции) и метод фильтрующего контроля приурочены к определенной дате в ходе хозяйствен­ной операции; метод последующего (заключительного) контро­ля — после завершения операции.

Предварительный контроль начинается задолго до начала ка­ких-либо целеустремленных действий. Его задача — выяснить их целесообразность в целях предупреждения неверных или не­обоснованных решений. Например, при контроле человечес­ких ресурсов анализируются деловые качества, профессиональ­ные навыки и знания персонала. Эта проверка осуществляется в процессе найма и во время последующего обучения. Этот контроль позволяет выявить те качества людей, которые подле­жат корректировке (освоение дополнительных навыков, полу­чение необходимых знаний, знакомство с корпоративными ценностями, коррекция поведения и пр.).

Одна из разновидностей текущего контроля — направляю­щий контроль. Он применяется от начала целеустремленных действий и до достижения требуемого результата. При этом неп­рерывно измеряется и оценивается состояние и поведение конт­ролируемого объекта, а последнее корректирующее действие осуществляется уже перед самым последним моментом заверше­ния целеустремленного действия. Суть такого контроля — посто­янное сопровождение, слежение и управление ходом совершае­мого действия или хозяйственной операции. Такой контроль широко применяется в непрерывных технологических процес­сах и крупных технических системах. Менее широко этот метод применяется в управлении хозяйственными организациями, поскольку является сложным и дорогим. Магистральный вы­ход — использование компьютерных технологий в управлении организациями.

Например, в подчинении у «Газпрома» находится свыше двух сотен крупных предприятий. Понятно, что непрерывное наблю­дение за состоянием хода дел на подчиненных предприятиях и оказание в случае необходимости корректирующего воздействия было бы весьма желательным, но на деле это довольно сложно как с организационной, так и с технической точек зрения.

Еще одна разновидность текущего контроляфильтрующий контроль. В отличие от направляющего он не сопровождает це­леустремленное действие от начала до конца. При прохожде­нии через «фильтр» контроля действие может быть остановлено или продолжено в зависимости от того, соблюдены ли нормы, требования контроля.

Например, важные договоры, заключенные между правительствами, под­лежат проверке и ратификации законодательными органами, вступая в силу только после того, как законодательные органы пропустят их через соответствующий «фильтр». Пища, приготовленная, например, в пионерских лаге­рях, домах отдыха, санаториях также проходит такую проверку, осуществля­емую врачом. Кассиры, выдающие заработную плату в больших организаци­ях, перед выдачей денег должны проверять документы, удостоверяющие личность получателя. Контролер отдела технического контроля этим же ме­тодом отделяет годную продукцию от бракованной. Руководитель предпри­ятия, прежде чем поставить свою подпись под приказом, проверяет его со­держание с точки зрения соответствия установленным требованиям.

И направляющий, и фильтрующий контроль — разновиднос­ти текущего контроля.

Текущий контроль осуществляется в процессе производства продукции или реализации проекта. При этом объектом конт­роля могут быть как общие социально-экономические резуль­таты, так и частные характеристики выпускаемой продукции. Корректирующие воздействия осуществляются при этом по хо­ду реализации проекта. Текущий контроль является средством осуществления обратной связи. Обратная связь — важный эле­мент управления во многих, в том числе как в социальных, так и в технических, системах. Общей тенденцией современного текущего контроля стало делегирование контрольных функций с верхних уровней управления на нижние.

Последующий или заключительный контроль, или контроль по результатам, проводится после того, как работа выполнена на основе сравнения ее результатов и других характеристик с суще­ствующими нормами контроля. Этот вид контроля, во-первых, дает руководителю информацию, необходимую для планирова­ния аналогичных работ в будущем, чтобы избежать возникших трудностей и ошибок. Во-вторых, он позволяет оценить полу­ченный результат, вклад каждого подразделения и сотрудника и принять решение о соответствующем мотивационном поощре­нии. Заключительный контроль позволяет также выявить сис­темные проблемы и осуществить стратегические действия по изменению работы организации в целом. Примером такого ме­тода контроля является ревизия использования трудовых ресур­сов и фондов заработной платы, денежных средств, финансовых результатов и рентабельности работы предприятия за прошлый месяц, квартал, год. Проверка оценок в дневнике школьника со стороны родителей также является примером последующего контроля. Поговорка «цыплят по осени считают» довольно точ­но отражает смысл последующего контроля.

Все методы контроля могут быть необходимы, чтобы контро­лировать работу предприятия в целом или какую-либо важную операцию. Наибольшие возможности для управления произво­дством открываются при использовании метода направляющего контроля, поскольку он проводится задолго до получения како­го-либо результата. Этот метод контроля позволяет превращать контроль в нормальную, позитивную и эффективную деятель­ность и в наибольшей мере отражает современный подход к раз­витию контроля, о котором говорилось выше, поскольку ис­пользование этого метода контроля обеспечивает возможность превратить задуманные цели в действительные результаты.

Если направляющий контроль проводится эффективно, то необходимость в фильтрующем контроле отпадает. Если же направляющий контроль ведется неправильно или может быть слишком дорогим, тогда целесообразно использовать фильтру­ющий контроль.

Метод последующего контроля позволяет руководителю или любому человеку приобрести нужный опыт и данны для плани­рования, если деятельность, проводимая в предыдущий пери­од, продолжается и в будущем.

На основе рассмотренных четырех основных методов конт­роля в дальнейшем используются конкретные методы измере­ния, оценки и корректировки состояния объекта контроля.

Существует множество признаков, оснований классификации видов контроля, например, сфера и объекты контроля, типы и методы, задачи, время осуществления, применяемые формыидр.

Конкретная видовая характеристика контроля начинается с описания задачи контроля. При этом особо важно выделить две черты, характеризующие задачу контроля. Во-первых, характер субъекта, поставившего задачу контроля. Субъект может быть внешним или внутренним по отношению к объекту контроля. Во-вторых, обозначить, какой является эта задача контроля -общей или частной. На основе характеристики задачи контроля выделяются линейный, функциональный и операционный типы контроля. Таким образом, тип контроля является обобщенным признаком или основанием для характеристики вида контроля.

Другим таким основанием или признаком является один или несколько общих методов контроля — предварительный, нап­равляющий, фильтрующий, последующий.

Выделенные основания или признаки, наложенные на объ­ект контроля, состояние и поведение которого измеряется, оценивается и корректируется с помощью общих и частных ме­тодов контроля, позволяют выделить конкретный вид контроля/

 

 

Характеристика вида контроля по данной логической схеме позволяет также расширить характеристику понятия контроля вообще в дополнение к характеристике понятия контроля с точки зрения происхождения, значения и смысла контроля, приведенного в предыдущей части работы. С помощью данной логической схемы охарактеризуем виды контроля в системе уп­равления производством.

Один из принципиальных, родовых признаков классифика­ции — характеристика субъекта контроля. Здесь различают го­сударственный и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляется от имени государ­ства с использованием государственных полномочий.

Общественный контроль — от имени общественных органи­заций, контрольные полномочия которых не носят, как пра­вило, юридически властного характера. Эти виды контроля используются во всех сферах государственной и обществен­ной жизни.

Система и механизм контроля

Система контроля — это совокупность субъекта, объектам средств контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления желаемых результатов исполнения, измерения состояния объекта контроля, анализа и оценки данных измерения, выработки корректирующих воздействий.

Эффективный контроль предполагает осуществление опре­деленных правил. Перечислим некоторые из них.

1. Люди должны чувствовать, что стандарты, используемые для оценки их деятельности, действительно достаточно полно и объективно оценивают их собственные усилия. Кроме того, они должны понимать, чем и как они помогают организации в достижении ее интегральных целей. Если сотрудники видят, что установленные процедуры контроля необъективны, то они могут игнорировать их или даже сознательно нарушать. Всегда полезно, чтобы люди сами принимали участие в разра­ботке стандартов, используемых в процедурах контроля.

2. Если подчиненный подвергает сомнению проблему сис­темы контроля, у него должна быть возможность открыто об­судить ее с руководством. Более того, целесообразно перио­дически открыто обсуждать цели и процедуры контроля и в процессе этих обсуждений снимать все возможные проти­воречия.

3. При разработке мер контроля важно принимать во вни­мание мотивацию. Следует установить четкую взаимосвязь между достижением необходимых стандартов и вознагражунием работников. Четкий и ясный стандарт сам по себе может служить побудительным мотивом. Если же стандарт выглядит как недостижимый идеал, то он, наоборот, может разрушить мотивацию сотрудников. Легко достижимые стандарты также снижают мотивацию.

4. Целесообразно избегать чрезмерного контроля, вызываю­щего раздражение, которое неизбежно при любой мелочной опеке.

К важнейшим вопросам теории механизма контроля в систе­мах могут быть отнесены следующие:

— основная функция механизма контроля;

— количество контрольных механизмов в системе и их взаи­модействие;

— общий контрольный механизм для нескольких систем;

— система контроля и контрольные механизмы; - механизмы контроля «второго порядка» и др.1.

В системах управления экономикой механизм контроля представляет собой форму реализации механизма обратной свя­зи. Одним из примеров обратной связи в экономике может служить влияние потребителя на производителя. Пока потре­битель не имеет действенного механизма контроля за деятель­ностью производителя, предприятие производит то, что ему выгодно, а не то, что выгодно потребителю. Особенно это ка­сается качества производимой продукции, информации и ус­луг. Таким образом, производитель контролирует потребителя, а не наоборот. Порождение дефицита механизмом управле­ния — свидетельство тому, что составная часть этого механиз­ма — механизм контроля — функционирует плохо. Требуется совершенствовать механизмы контроля в системе управления производством.

Механизмы контроля действуют внутри предприятий и меж­дупредприятиями, внутри органов управления и между органа­ми управления, т. е. во всех подсистемах экономической жизни общества. От эффективности действия механизмов контроля во многом зависит эффективность функционирования эконо­мики. Всем этим и определяется ключевое место контроля в системе управления производством.

См.: Экономическая кибернетика. Ч. IV. Основы системного анализа. Л., 1978. 19 — Теория управления

Состояние контроля

Контролируемость деятельности — это возможность опре­делять степень адекватности достигнутых и будущих резуль­татов, а также других компонентов деятельности ее целям и нормам. Контролируемость зависит от «правил игры», усло­вий ситуации, способности и желания субъекта и объекта контроля устанавливать и отслеживать нормативные значе­ния контролируемых переменных в соответствии с целью де­ятельности.

Проблема контролирования состояний и поведения различ­ных объектов, систем и процессов является распространенной практической задачей в экономике. Теоретическая разработка вопросов формирования и сохранения в оптимальном режиме реальной контролируемости состояния и поведения экономи­ческих систем предприятий и организаций является предметом теории управленческого контроля. Изменения в социальной ситуации и в системе управления экономикой вызывают необ­ходимость радикальных преобразований организации и мето­дик контроля с целью повышения контролируемости социаль­но-экономических систем.

Предприятие может иметь следующие взаимосвязанные сос­тояния контроля: бесконтрольности, формального контроля, реального контроля, полного (тотального) контроля.

В состоянии бесконтрольности субъект управления и конт­роля полностью теряет контроль над ситуацией, не может (или не хочет) воздействовать на ее ход. Связь с объектом контроля не утрачивается, но никаких корректирующих мер не выраба­тывается и не применяется к объекту контроля, в результате запланированные цели не достигаются, резко возрастает число нарушений действующих правовых норм.

Антиподом состояния бесконтрольности является полный (тотальный) контроль. В этом состоянии даже мельчайшие из­менения состояния предприятия и его частей находятся под не­усыпным вниманием субъекта контроля, все решается им. На это затрачиваются гигантские потоки энергии, которые многок­ратно превышают объективно необходимый уровень затрат энергии для достижения поставленных целей. На практике сос­тояний бесконтрольности и полного контроля не существует. Наиболее частыми являются состояния формального и реально­го контроля.

Формальный контроль — это контроль, проводимый для соб­людения внешней формы, порядка, проникнутый формализ­мом, предпочтение при его осуществлении отдается внешней форме в ущерб существу дела. Такой контроль проводится толь­ко по видимости, по форме. Отсюда следует, что формальный контроль имеет две стороны. С одной стороны, он смыкается с бесконтрольностью, когда форма его полностью отрывается от содержания. С другой — он соприкасается с реальным конт­ролем.

Формальный контроль ориентирован на частные, отдельные элементы в структуре объекта контроля, которые иногда совсем не влияют на достижение запланированных целей, на реальный ход экономических процессов. Таких элементов на предприя­тии может быть сотни видов. Формальный контроль сосредото­чивается на слежении за состоянием этих элементов время от времени, раз в несколько лет. В ряде случаев формальному контролю подвержены все и вся, он ориентируется на всеохва-ченность объекта контроля, хотя ресурсов для этого, объектив­ных условий не имеется. В результате такой контроль приносит мизерные результаты, так как формально охватывается все, а реально добиться этого невозможно. Формальный контроль зачастую изолирован от общей системы управления, он являет­ся в ней инородным телом. Соответственно и результаты тако­го контроля минимальны.

Вместе с тем формальный контроль, хотя и не полностью де­монстрирует соответствие формы и содержания, может оказы­вать частичное положительное воздействие на объект контроля и приносить пользу обществу.

Формальный контроль возникает при усложнении объекта контроля, при изменении ситуации, когда устаревают предпи­сания и нормы. Например, первоначально правила контроля конкретного объекта объективно соответствовали требовани­ям, объект был легко управляем. Со временем объект услож­нялся, менялась ситуация, изменялся объект, а правила, нормы контроля оставались неизменными, система контрольной ра­боты тоже не менялась. В результате контролируемость объекта постепенно утрачивалась, контроль ослабевал, ухудшалось его воздействие на реальные процессы, и он превращался в фор­мальный, на первый план выходила формальная сторона конт­рольной работы, формализм.

С ликвидацией административно-командной системы уп­равления многие запрещенные ранее операции, прежде всего в сфере предпринимательства и рыночного обращения, стали нормальными событиями коммерческой жизни. Вместе с тем резко возросла потребность в достоверности реального контро­ля. Однако это далеко не всегда учитывается контрольными ор­ганами, что в определенной мере определило кризис контроля в современной обстановке.

Реальный контроль — это контроль, основанный на учете под­линных условий действительности, фактов, соответствующий целям практики, оказывающий нужное действие, имеющий си­лу. Он отражает действительное положение вещей в отличие от выдаваемого за действительное. Рассмотрим характерные признаки реального контроля, его отличия от формального контроля.

Реальный контроль, с одной стороны, смыкается с формаль­ным контролем, с другой — с полным (тотальным). Между ре­альным и формальным контролем, реальным и полным конт­ролем нет абсолютных граней; формальный контроль всегда содержит в себе те или иные элементы реального контроля, а 1 реальный — элементы полного контроля.

Если формальный и полный контроль воспринимаются людьми чаще всего как негативная деятельность, то реальный контроль — в большей степени как положительная, позитив­ная, конструктивная деятельность. Он способствует достиже­нию запланированных целей, реально помогает делу, направ­лен не на наказание ответственных лиц, а на оказание им помо­щи. Конечно, реальный контроль одновременно является и формальным, но только в том смысле, что тоже выполняется в определенном законном порядке.

Реальный контроль приспосабливается к ходу деятельности системы, учитывает его, адаптирует формы и методы контроля к изменившейся ситуации. Он обязательно ориентирован на состояние и поведение объекта контроля в целом, интегрирован с действующей системой управления, является ее неотъемле­мой частью. Он нацелен на состояние объекта контроля, своевременно вырабатывает необходимые корректирующие меры. Реальный контроль концентрируется не на всех без исключе­ния составных элементах объекта контроля, а только на ключе­вых, которые не превышают обычно 10% их общего числа. Но именно контроль этих направлений обеспечивает реальное воз­действие на состояние объекта контроля в целом, гарантирует достижение запланированных целей.

На основе данных формального контроля можно что-то зап­ретить, предписать, остановить ход процессов на объекте конт­роля, но нельзя оказать объекту реальную помощь, для этого нет ресурсов. Реальный контроль всегда предусматривает запас ресурсов, которые могут быть своевременно брошены на исп­равление положения, устранение узких мест.

Формальный контроль обычно обращен в прошлое: что-то произошло, имеет место факт, изменить который практически уже нельзя. Оценку этому факту и дает формальный контроль. Реальный контроль ориентирован преимущественно на будущие события. Он обеспечивает руководителей предприятия, органы управления информацией о предстоящих событиях. В процессе контроля ход контролируемых событий оценивается достаточ­но рано и содержит элемент предвидения, что позволяет своев­ременно корректировать действия. Реальный контроль направ­ляет внимание руководителей на достижение запланированной цели в изменяющихся условиях. Таким образом, реальный контроль всегда динамичен и ориентирован на будущее.

Одновременно реальный контроль учитывает человеческий фактор, его воздействие на поведение людей. В конечном счете именно люди выполняют различные задания и осуществляют контроль, поэтому нельзя забывать о том, как они будут реаги­ровать на него. Это не менее важно, чем своевременное получе­ние информации.

Характерной чертой формального контроля является передо­верие его помощникам, заместителям, инспекциям. Даже такие важные элементы объекта контроля, как работа с кадрами, распределение финансовых ресурсов упускаются из вида субъ­екта контроля. В результате неизбежна утеря реального контро­ля за состоянием объекта. При реальном контроле руководи­тель лично наблюдает и контролирует ход процессов, опираясь на управленческий аппарат, на передовых исполнителей. Реальный контроль обеспечивает высокое качество работы качество изделий. Для обеспечения качества нужна точность измерений. Точность измерений основывается на объективных измерителях. С их помощью можно точно оценить качество ра­боты, степень совершенства технологии.

Например, специалистами предлагается оценивать те или иные виды технологий по суммарным энергозатратам на про­изводство равных количеств общественно необходимого про­дукта и удельным энергозатратам на единицу продукции. Ре­альный контроль использует и товарно-денежные измерители.

В формальной системе контроля все время имеются какие-либо недостатки: не укомплектованы штатные должности, низ­ка квалификация кадров контроля, слишком много объектов контроля, не принимаются меры по исправлению недостатков, выявленных в результате контроля, часто контролеры по разным причинам снисходительно относятся к нарушениям в ущерб принципиальности.

Реальные системы контроля не имеют недостатков формаль­ных систем контроля, они высокоэффективны. В них все эле­менты соответствуют необходимым требованиям, все детали пригнаны друг к другу. Реальная система контроля сродни тех­ническим системам: она хорошо спроектирована, опробована в действии, имеющиеся недостатки устранены, данные о состо­янии объекта контроля выдаются в количественной форме. К задаче создания реальных систем контроля необходимо под­ходить как к управленческой и технической задаче, а сами сис­темы рассматривать как управленческие и технические, бази­рующиеся на электронно-вычислительной и другой технике.

Формальный контроль основывается на приблизительном знании свойств объекта контроля. Система формального конт­роля в своей основе догматична, в ней мало используются сов­ременные достижения науки и практики, новые научные мето­ды контроля, другие научные достижения в этой области. Ре­альный контроль невозможен без научных знаний об объекте контроля, он строится с учетом современных научных дости­жений, основывается на научных принципах организации контроля.

Сравнительная характеристика черт формального и реально­го контроля приведена в табл. 13.

Таблица 13 Сравнительная характеристика качественных черт контроля

Формальный контроль

Реальный контроль

Не обеспечивает заданный уровень норм функционирования

Воспринимается объектом в боль­шинстве случаев как негативная дея­тельность

Ориентирован на частные стороны деятельности объекта, эпизодический

Обращен в прошлое, оценивает за­вершенную деятельность, малодей­ственный

Не учитывает психологию проверя­емых, их реакцию

Выполняет вспомогательный пер­сонал аппарата управления

Не создает регулярную обратную связь с объектом управления

Использует приблизительные оцен­ки и измерители

Получает информацию с объекта опосредовано, с опозданием, неточ­ную

Представляет собой систему с мно­жеством недостатков, ненадежен

Не соответствует требованиям ин­тенсивного ведения хозяйства

Обеспечивает заданный уровень норм функционирования

Воспринимается объектом как позитивная, конструктивная дея­тельность

Ориентирован на состояние объ­екта в целом, регулярный

Ориентирован на будущее, спо­собствует выполнению планов, действенный

Учитывает психологию проверяе­мых

Осуществляется первым руково­дителем и аппаратом управления

Осуществляет обратную связь с объектом управления

Основан на точных оценках, объ­ективных измерителях

Получает информацию с объекта непосредственно, достоверную

Представляет собой по конструк­тивности, надежности систему, адекватную техническим объектам

Ориентирован на интенсивное ведение хозяйства







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.