|
Вопрос 2. Предмет, средства и продукт учебной деятельностиПредмет учебной деятельности Предмет - т.е. то, на что направлена деятельность: на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Средства и способы учебной деятельности Средства учебной деятельности – это то, с помощью чего она осуществляется: - интеллектуальные действия (анализ, синтез, обобщение, классификация и другие); - вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт; - фоновые знания, т.е. тезаурус обучающегося. Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими: - репродуктивные действия, - проблемно-творческие действия, - исследовательско-познавательные действия. Продукт учебной деятельности, ее результат: - знание, лежащее в основе умения решать задачи в разных областях науки и практики; - внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах; Продукт учебной деятельности является частью индивидуального опыта. От его глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения. Результатом учебной деятельности является поведение субъекта — это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание (проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы). Вопрос 3. Структура учебной деятельности Структура деятельности П----Ц----М----Д----Р (потребность – цель – мотив – действие – результат…………..) Учебная деятельность имеет структуру, состоящую из следующих основных компонентов: 1. мотивационный - мотивация (учебная мотивация, как совокупность побудителей к деятельности, включающая коммуникативно-познавательную потребность субъекта на фоне общей потребности достижения); 2. операционный - учебные задачи (в различной форме заданий, которые принимаются обучаемым); - учебные действия (решение учебной задачи посредством учебных действий); 3. контрольно-оценочный - контроль преподавателя, переходящий в самоконтроль; - оценка, переходящая в самооценку. Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. Мотивационный компонент. Мотив – устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека. Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека или сумма мотивов. Мотивация может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности. Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Виды мотивов: широкие социальные мотивы (мотив долга, ответственности, мотив получения хорошей отметки, чтобы не подвести коллектив) узко-личностные мотивы (мотивация достижения, мотивация избегания неудач, наказания) познавательные мотивы: связанные с процессом выполнения действий; связанные с получением новых знаний (желание выполнять новые действия, желание узнавать что-то новое, потребность в саморазвитии). - Осознаваемые (когда может объяснить почему он это сделал или не сделал) - Реально действующие (то, что является истинной причиной) - Ведущие - Второстепенные Операционный компонент Задачи Действия Учебная задача предлагается обучающемуся как определенное учебное задание в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс в целом. Состав учебных задач, т.е. вопросов (и, конечно, ответов), над которыми в данный отрезок учебного времени работает обучающийся, должен быть известен учителю, преподавателю, так же как и ученику, студенту. Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач. Они даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия — предметные, контрольные и вспомогательные (технические), такие как схематизация, подчеркивание, выписывание и т.д. Психологические требования к учебным задачам по Е.И. Машбицу *Задание. Прочитайте следующие требования к учебным задачам и подготовьте о них рассказ. 1. «Конструироваться должна не одна отдельная задача, а набор задач». задача, рассматриваемая в качестве системы, существует как таковая в более сложной системе задач и о полезности ее стоит говорить относительно ее положения в этой системе. В зависимости от этого одна и та же задача может оказаться и полезной, и бесполезной. (Т.е. одна задача должна быть частью системы задач, направленных на достижение главной цели). 2. «При конструировании системы задач надо стремиться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших учебных целей, но и отдаленных». к сожалению, в школьной практике основное внимание уделяется достижению ближайших целей. При проектировании учебных задач обучающийся должен четко представлять иерархию всех учебных целей, как ближайших, так и отдаленных. Восхождение к последним идет последовательно, целенаправленно, путем обобщения уже усвоенных средств системы обучения. (Например: если вы решите это, то в дальнейшем сможете…) 3. «Учебные задачи должны обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности». На практике, как правило, используются некоторые элементы системы средств, что обеспечивает решение задач лишь одного класса, что недостаточно для решения другого класса задач. (Т.е. задачи должны предполагать, что при их решении ученик будет использовать разные средства). 4. «Учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предусматривается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт обучения». (Продуктом могут быть знания).Как установлено многими исследователями, то, что входит в прямой продукт действий учащихся, лучше усваивается ими. Реализация четвертого требования предполагает также применение задач на осознание учащимися своих действий, т.е. рефлексию. Отмечается также следующее: чтобы учащиеся, решая учебные задачи, осознанно выполняли и контролировали свои действия, они должны иметь четкие представления о структуре и средствах решения задачи. Такие сведения они должны получать от учителя в виде стройной системы ориентировки. Учебная деятельность является совместной деятельностью учителя и ученика и направлена на передачу и усвоение ЗУНов. Знания – это результат мыслительный деятельности, в процессе которой усваиваются факты, законы, закономерности. Умения - это способность осознанно выполнять определенные действия на основе полученных знаний. Навык – это способ выполнения действия, ставший автоматизированным. Действия на стадии навыка ускоряются и становиться более точным, освобождает от контроля за процессом, сознание концентрируется на более сложной творческой стороне работы, но автоматизация навыка частична. В нужный момент сознание вмешивается и направляет действия. Характеристика навыка: · изменяются приемы использования движений (мелкие движения объединяются в более крупные) · изменяется сенсорный контроль над действием (снижается мышечное напряжение) · изменяются приемы центрального регулирования действием. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|