Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Значение методологии юридической науки





2.1. Методология юридической науки это относительно само­стоятельная область юриспруденции. По своей сути любая наука является деятельностью по производству и организации знаний об объекте, исследованием которого она занимается. Получае­мые наукой знания должны быть объективными, достоверными, обоснованными и проверяемыми, что требует следования опре­деленным принципам познания и применения в научных иссле­дованиях особых методов. Поэтому наука традиционно уделяет особое внимание изучению собственных оснований и методов, а степень разработанности методологии научного исследования является одним из основных критериев развития науки.

Длительное время методология как рассмотрение оснований и разработка методов исследования была «слита» с предметом изучения и в качестве выделенной сферы науки не существова­ла. Однако развитие науки последнего времени привело к появ­лению круга исключительно сложных проблем, потребовавших специальных усилий по разработке методов их решения. Это в итоге и привело к необходимости выделения методологических исследований в относительно самостоятельную область науки.

Все сказанное относится и к юриспруденции.

Вместе с тем методология в науке права, ее становление и историческое развитие имели ряд существенных особенностей. Так, с момента своего зарождения в XII в. и вплоть до XVI—

Раздел I. Введение в теорию государства и права

XVII вв. европейская юриспруденция пользовалась преимуще­ственно методами формальной логики и разработкой собствен­ных методов познания права практически не занималась. С XVII в. внимание юристов начинают привлекать методы фи­лософского осмысления права, что приводит к формированию такого направления юридической мысли, как философия пра­ва, которая развивается главным образом в рамках философс­кой методологии познания. Таким образом, и в этот период ме­тодологические исследования еще не стали относительно само­стоятельной областью юриспруденции. И только в XIX в. с появлением научной (теоретической) юриспруденции методо­логические исследования приобретают основополагающее зна­чение в познании права, а в XX в. они начинают оформляться как относительно самостоятельная область юриспруденции.

2.2. Методология юриспруденции рассматривает условия и формы научного познания государства и права. Это означает, что в сфере методологии юриспруденция стремится выявить зако­номерности научного познания государства и права. В силу это­го объектом методологических исследований в юриспруденции является не государство и право (правовые нормы, источники права, функции и формы государства и т. д.), а сама юридичес­кая наука как деятельность по производству и область органи­зации объективного, достоверного, обоснованного, проверяемо­го знания о государстве и праве. Иначе говоря, в своих методо­логических исследованиях юриспруденция непосредственно обращается не к проблемам государства и права, а, прежде все­го, к самой себе, своим основаниям, условиям, формам и сред­ствам познания государственной и правовой реальности. Сле­довательно, содержание методологических исследований в юриспруденции определяется их направленностью не непосред­ственно на государственную и правовую действительность, а на действительность научного познания государства и права.

Таким образом, областью методологии юриспруденции яв­ляется сама наука о государстве и праве, а результатом методо­логических исследований — знание особенностей и закономер­ностей научного познания государства и права, выражающих­ся, прежде всего, в категориях ее предмета и методов.

2.3. В области методологии юриспруденции разрабатываются философские основания, принципы и методы юридических исследо­ваний. На основе исследований закономерностей научного по­знания государства и права в сфере методологии формулируют­ся основные начала и принципиальные установки научно-ис-

Глава 2. Методология и методы юридической науки

следовательской деятельности в сфере государства и права, прежде всего, как философские основания юриспруденции. Это связано с тем, что любые научно-теоретические обобщения могут осуществляться только в рамках фундаментальных пред­ставлений о природе, человеке и обществе, так называемых философских картинах мира. Таких картин мира, базирующих­ся на различных философских идеях, существует несколько. Теория государства и права не может решить стоящие перед ней задачи без их глубокого осмысления.

С одной стороны, научно-теоретическое познание, по сути дела, есть своеобразная проверка справедливости философских объяснений государства и права, их оправданности получаемы­ми научными результатами и в этом смысле пригодности в ка­честве исходных оснований юридических исследований.

С другой стороны, в зависимости от избранных той или иной юридической теорией исходных философских оснований суще­ственно различается ее видение существующей государственно-правовой действительности. Так, принятые в качестве философ­ских оснований представления философского идеализма (в его различных вариантах) закономерно приводят теоретиков государ­ства и права к поискам причин их возникновения и развития в области общественного сознания и индивидуальных пережива­ний, а идеи материалистической философской традиции -к поиску тех же причин, прежде всего, в сфере экономических отношений.

В зависимости от воспринятого познавательного идеала того или иного философского направления юридическая наука на­чинает руководствоваться различными принципами познания. Например, следование познавательным установкам философс­кого позитивизма как методологической традиции, усматрива­ющей суть науки в познании универсальных законов природы и общества, приводит юридическую науку к формулированию законов возникновения и развития, единых для государства и права любых эпох и цивилизаций, и объяснению различных феноменов государственно-правовой действительности путем их подведения под эти законы. В противоположность этому опора на познавательные идеалы философской герменевтики, исходящей из того, что науки об обществе должны не откры­вать универсальные законы, а познавать суть социальных явле­ний, требует рассмотрения каждого государства и права как уникального явления, взятого в его своеобразии и историчес-<ой конкретности.

Раздел I. Введение в теорию государства и права

С принятием юриспруденцией тех или иных философских картин мира, познавательных идеалов и методологических ус­тановок связано формирование множества течений юридичес­кой мысли, воплощающихся в разнообразных теориях, учениях о государстве и праве. Наиболее принципиальные различия между ними состоят в трактовке сущности государства и права, их роли и назначения в обществе. В качестве примеров можно назвать теологическое учение о государстве и праве, договор­ную теорию, теорию насилия, психологическую, историческую, социологическую теории и «школы» права, юридический пози­тивизм, марксистское понимание сущности государства и пра­ва и т. д., которые излагаются далее.

Современная теория государства и права не ограничивается механическим восприятием тех или иных философских посту­латов, а исследует и разрабатывает идеи основных, ведущих философских традиций. Основной тенденцией методологичес­кого развития юридической науки сегодня является освоение достижений различных философских систем, синтез методоло­гических подходов и разработка широкого спектра методов юридических исследований в целях наиболее полного и всесто­роннего познания реальности государства и права, последова­тельного развития теории государства и права как целостной научной системы.

3. Методы юридической науки. Любая наука направлена на познание реальности, называемой объектом исследования, име­ет свой предмет, являющийся теоретическим описанием позна­ваемого объекта, и применяет определенные методы исследо­вания.

Методы юридической наукиэто применяемые в исследова­тельской деятельности юристов средства и способы получения объективных, достоверных, обоснованных, проверяемых знаний о государстве и праве.

Методологический арсенал современной теории складывается из трех основных групп методов исследования государства и пра­ва: философские, общенаучные, частнонаучные-юридические.

3.1. Философские методы юридической науки (философские основания) представляют собой систему общих категорий и принципов познания права, соответствующих гносеологической установке юриспруденции. Сюда относятся взятые в методоло­гической функции философские категории и понятия (истори­ческое и логическое, конкретное и абстрактное и т. д.) и систе­ма мировоззренчески обусловленных принципов изучения го-

Глава 2. Методология и методы юридической науки

сударства и права. Здесь, с одной стороны, фиксируется науч­ная идеология юриспруденции как система идеалов и принци­пов научного познания государства и права, с другой — форму­лируются предельные методологические нормативы, выражаю­щиеся в мировоззренческих постулатах, картинах мира и универсальных категориях. Для советского периода отечествен­ной юриспруденции таковыми являлись категориальная связь «базис—надстройка», постулат принципиальной познаваемости законов общества и объективного характера законов обществен­ного развития (которые общественное сознание во всей полно­те не способно отразить никогда), принцип экономического детерминизма, категория «общественно-экономическая форма­ция», идея поступательного движения истории и т. д.

Эти методы исследования государства и права создаются философским познанием и разрабатываются главным образом в философских системах. Однако юриспруденция способна не только осваивать данные философские постулаты и представ­ления, но и создавать категории и принципы познания права философского уровня. Другими словами, не только философия способна критиковать юридическое знание и интерпретировать его с точки зрения соответствующих картин мира и методоло­гических установок, но и юриспруденция способна углублять и корректировать определенные философские представления. Например, можно сказать, что серьезный философский вклад в разработку философской категории «справедливость» внесен именно юристами в рамках собственных научных исследований.

Разработка в юридической науке средств познания права философского уровня является принципиальным условием не только сохранения ее собственной методологической (а следо­вательно, и научной) самостоятельности, но и обеспечения над­лежащего уровня исследовательских результатов, их защищен­ности от интерпретации, например, в рамках актуальных по­требностей различных политических элит в законодательном процессе. Кроме того, учитывая современную ситуацию в сфе­ре философии, характеризующуюся наличием множества фи­лософских школ и учений, теория государства и права букваль­но поставлена перед необходимостью их критического осмыс­ления и собственной разработки философских оснований юридических исследований.

3.2. Общенаучные методы. К этой группе относятся те сред­ства познания, которые не имеют философского (мировоззрен­ческого) статуса, но применимы в большинстве областей на-

Раздел I. Введение в теорию государства и права

уки. Данный вид исследовательских средств как уровень мето­дологии науки стали особо выделять только в XX в. в связи с появлением так называемых метанаучных сфер знания. К ним относятся, например, общая теория систем, теория моделиро­вания, общая теория деятельности и т. п. Однако по принципу к этому виду средств относятся и математические методы ис­следования и разного рода логики. Названные методологичес­кие средства представляют собой принципы, формы и проце­дуры исследования, используемые всеми или по крайней мере большинством современных наук. В юриспруденции данный тип исследовательских средств представлен, например, диалек­тической, формальной и другими логиками, системным, дея-тельностным, генетическим подходами и т. д.

При обращении к этим исследовательским средствам теория государства и права обеспечивает свое соответствие современ­ному уровню развития научного познания, в частности, путем использования достижений в процедурах формализации, идеа­лизации, моделирования и т. п. Другими словами, в системе методологического инструментария юриспруденции метанауч-ные средства исследования — это блок операций и процедур, присущих любой науке и выражающих ее природу и уровень современного развития. Метанаучные исследовательские сред­ства в юриспруденции выступают или как общие принципы и правила научной деятельности (принцип дополнительности, правила идеализации) или как «пустые» исследовательские фор­мы (понятие «система»), наполняемые в процессе познания го­сударства и права конкретным юридическим содержанием.

Учитывая, что современная наука характеризуется высокой степенью интегрированное™, а межнаучное восприятие резуль­татов и методов исследования является одним из механизмов ее развития, привлечение наиболее общих (метанаучных) ис­следовательских средств и методов других наук — необходимое условие прогресса любой науки, в том числе и юриспруденции. При этом актуализация тех или иных исследовательских инст­рументов других областей науки определяется в первую очередь философскими идеями, социальными и культурными ценнос­тями, целями и задачами конкретных исследований и разрабо­ток, наиболее актуальных для сегодняшней юриспруденции.

3.3. Частнонаучные-юридические методы — это средства по­знания государственно-правовой реальности, действующие в рамках одной или нескольких близких юридических наук, при­чем процедуры, приемы и формы такой исследовательской де-

Глава 2. Методология и методы юридической науки

ятельности характерны только для юриспруденции. К ним от­носятся, в частности, специально-юридический метод и метод сравнительного правоведения.

Специально-юридический метод состоит в применении в ме­тодологической функции специальных юридических понятий и конструкций. В их числе можно назвать понятие «механизм правового регулирования», конструкции договоров в гражданс­ком праве, состава преступления в уголовном и т. д.

Специально-юридические исследовательские средства фор­мируются, как правило, в процессе методологического осмыс­ления юридической наукой собственного исследовательского опыта, выражают характер собственной нормативной организа­ции познания государства и права.

Метод сравнительного правоведения (компаративистика) — это такое рассмотрение государственно-правовых явлений, при котором государство и право той или иной страны соотносятся с государством и правом других стран в плане общих характе­ристик и особенностей их организации, конструкций, функций и т.д. Современные сравнительно-правовые исследования на­столько существенно расширили представления о государстве и праве, что на повестке дня сегодняшней теории государства и права стоят задачи существенного пересмотра методологичес­ких оснований, фундаментальных теоретических положений и методов юридических исследований.

Можно выделить еще одну группу исследовательских средств юридической науки. Это методики и техники исследований как набор процедур, обеспечивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обра­ботку, после которой он только и может включаться в массив наличного знания. Для юриспруденции таковыми могут высту­пать методики обобщения правоприменительной практики, про­цедуры юридического описания действующего законодательства и т.д.

Перечисленные методы исследования государства и права «работают» в юридической науке как определенная система. Цементирующим (системообразующим) основанием здесь яв­ляется господствующая в юриспруденции парадигма как обус­ловленная соответствующей философской картиной мира, до­минирующими методологическими установками исходная кон­цептуальная схема постановки проблем в сфере государства и права, разработки и организации научно-исследовательских средств их решения.

Раздел I. Введение в теорию государства и права

3.4. Методологические функции могут выполнять и различные юридические теории. Теоретическое знание приобретает мето­дологическое значение, если оно применяется за рамками пред­мета данной науки, для исследования других проблем. В про­цессе своего развития теория государства и права разработала как собственные философско-методологические основания, так и ряд принципиальных положений, имеющих методологичес­кое значение для любых юридических исследований. К их чис­лу относятся следующие:

государство и правосоциальная реальность. Независимо от уровня развития, содержания, форм и других характеристик государственных образований и правовых систем, все они — не результат произвольного усмотрения тех или иных юристов и политиков, а объективные явления, существующие как налич­ная действительность;

как социальные явления государство и право существуют в неразрывном единстве. Представляя собой достаточно самостоя­тельные, специфические явления цивилизации, в жизни обще­ства государство и право тесно связаны между собой, существу­ют и функционируют в тесном взаимодействии;

государство и право - - универсальные социальные явления. В любом обществе в ходе его закономерного развития неизбеж­но возникают государства (нередко очень различные по соци­альной основе, содержанию и формам), которые, несмотря на те или иные различия (иногда весьма существенные), обладают рядом общих черт и признаков;

государство и право — явления институциональные. Несмотря на все возможные различия и особенности конкретных госу­дарственных и правовых систем, государство и право представ­лены в институтах, т. е. внешне выраженных, организационно обособленных образованиях (парламент, суд, закон и др.);

государство и право обладают особыми чертами и закономер­ностями. Главное это то, что они обладают возможностью при­нуждать, которая, однако, является легитимной, признаваемой современным обществом только при ее опоре на демократию, следование гуманистическим идеалам и ценностям;

современное государство и право основываются на системе ценностей, имеющих общечеловеческое значение:

единство и целостность государства;

верховенство права и закона;

правовое государство - - подчинение государства праву в гражданском обществе;

Глава 3. Теория государства и права как учебная дисциплина

незыблемость требований законности;

равенство всех перед законом и судом;

верховенство правосудия при решении жизненных конфликтов;

недопустимость «обратного» действия закона (кроме случа­ев, прямо предусмотренных в законе).

Эти и ряд других, аналогичных категорий и принципов ле­жат в основе деятельности юристов в российском обществе. Они и положены в основу данного учебника.

4. Выводы. Методология юридической науки направлена на исследование закономерностей научного познания государства и права, разработку методов получения научного знания о го­сударстве и праве.

В области методологии юридическая наука обращается к философским основаниям, условиям и формам получения объективного, обоснованного, достоверного и проверяемого знания о государстве и праве.

Наука о государстве и праве, помимо собственных средств исследования, широко использует философские методы позна­ния и общенаучный методологический аппарат.

Методологические исследования являются условием разви­тия юридической науки, эффективного решения проблем все­стороннего познания государственно-правовой действительно­сти.

Основными принципами и категориями методологического значения, определяющими содержание данного учебника и ра­боту юриста, являются: объективная реальность государства и права, их нераздельность, универсальность, институциональ-ность, наличие специфических закономерностей и ценностей.

Глава 3 Теория государства и права как учебная дисциплина

...Образованный -- тот, кто усвоил все самые распространенные в его время зна­ния и приемы...

Л. Н. Толстой

1. Определение. Теория государства и праваэто учебна* методологическая дисциплина, призванная на основе научных дан­ных о государстве и праве разработать и изложить в системном,

 

Раздел I. Введение в теорию государства и права

логически последовательном и доступном виде теоретические по­нятия, принципы и ценности юриспруденции. 2. Признаки

2.1. Теория государства и права является подготовительной (пропедевтической) учебной дисциплиной. Она призвана подго­товить студентов, приступающих к изучению конкретных юри­дических дисциплин — уголовного права, гражданского права, трудового права, земельного права и др. Теория государства и права должна обеспечить усвоение студентами общих юриди­ческих понятий и терминологии, единых правовых ценностей и принципов. Успех учебы в юридическом высшем учебном заведении во многом зависит от того, насколько полно, глубо­ко и твердо студенты освоят в курсе теории государства и права основные исходные данные, логику формирования понятий, которые позволят им плодотворно изучать последующие юри­дические предметы.

2.2. Теория государства и права, несмотря на дуализм в на­звании, -- это единая системная учебная дисциплина. Ряд ее особенностей и содержание обусловлены не только тем, что государство и право находятся в тесной связи и взаимной обус­ловленности (и поэтому они охватываются одной дисципли­ной), но и историческими традициями в образовании. Тем, что в соответствии с российской действительностью оказалось не­обходимым при подготовке государствоведов и правоведов од­новременно, независимо от конкретной специализации в юрис­пруденции, осваивать научные данные и данные практики, от­носящиеся и к государству, и к праву. При этом сообразно потребностям практики внимание при обучении концентриру­ется на юридических вопросах, в частности, на том, как и в каких формах категории государства находят юридическое вы­ражение. Поэтому подготовка в высших и средних юридичес­ких учебных заведениях России (академиях, юридических фа­культетах университетов, специальных школах) охватывается одной общей специальностью, предусмотренной Государствен­ным образовательным стандартом — «Юриспруденция».

2.3. Теория государства и права для других юридических дисциплин выступает в качестве отправной методологически базовой учебной дисциплины. Понятийный аппарат, юридичес­кие конструкции, методологические приемы, основные теоре­тические положения о государстве и политической системе, праве и законе, правах и свободах человека и гражданина вос­принимаются отраслевыми, прикладными учебными курсами,

Глава 3. Теория государства и права как учебная дисциплина

конкретизируются применительно к своей специфике и учиты­ваются при преподавании.

Методологическое значение заключается и в том, что рас­сматриваемая учебная дисциплина отражает сложившийся в российском образовании фундаментальный, универсальный подход к подготовке специалистов-профессионалов в отличие от сугубо прагматической школы, готовящей узких специалис­тов для конкретных ведомств и сфер деятельности.

2.4. Теория государства и права является не только подгото­вительной, но и итоговой учебной дисциплиной. Неслучайно она преподается на первых и выпускных курсах юридических вузов. Она призвана подытожить изучение всех конкретных юридических дисциплин. Студенты уже на фактическом юри­дическом материале, освоенном в рамках специальных юриди­ческих наук, могут не только упрочить (а в ряде случаев уточ­нить, скорректировать) основные понятия, усвоенные в начале учебы, но и углубить свои представления о государственно-пра­вовых явлениях, о всей сумме категорий государства и права в их исторической преемственности и логической последователь­ности. Теория государства и права в соответствии с Государ­ственным образовательным стандартом вынесена на государ­ственную аттестацию выпускников в качестве обязательной дисциплины.

Теория государства и права по своей итоговой значимости -основной источник выработки и прочного усвоения каждым выпускником юридического вуза высокой юридической культу­ры, отточенного юридического мышления, способности на основе должных юридических знаний находить пути к решению самых сложных юридических проблем.

Наряду со всем этим теория государства и права призвана привить выпускникам юридического вуза вкус к юридическим знаниям, понимание необходимости непрерывного освоения но­вейших научных источников, законодательства, данных юри­дической практики.

3. Вехи. Теория государства и права прошла сложный, мно­гоэтапный путь развития. Охарактеризуем основные вехи на этом пути.

3.1. Ряд исходных положений о государстве и праве, в том числе — о законе, о суде, был высказан и получил распростра­нение уже в древних культурах (Индия, Китай, Греция, Рим). В частности, в «Книге правителя области Шан» Гунсунь Яна (390—338 до н. э.) находим рассуждения о пользе закона для

Раздел I. Введение в теорию государства и права

управления государственными делами, о трех основных функ­циях государства: земледелие, торговля, управление. Непрехо­дящее значение для развития теоретических исследований име­ли труды древнегреческих мыслителей: Диалоги «Государство», «Законы» Платона (427—348 до н. э.), «Политика» Аристотеля (384—322 до н. э.), Диалоги «О государстве», «О законах» Ци­церона (106—43 до н. э.)- Значительные результаты по выявле­нию тонкостей юридических отношений, разработке правовых понятий и конструкций были достигнуты в Древнем Риме, наи­более общее выражение они получили в Кодексе Юстиниана (VI в. н. э.). В этом отношении древнеримское право является величайшим образцом юридической культуры. В тот период, по существу, и возникло профессиональное юридическое образо­вание, появились первые в истории человечества учебники по правоведению (институции). Среди них уровнем обобщения и логикой изложения материала отличались Институции Гая (143 г. н. э.), которые потом были положены в основу Институ­ций Юстиниана и получили силу закона (533 г. н. э.).

3.2. Следующая веха в становлении и развитии теории госу­дарства и права относится к Средним векам. Правовые иссле­дования и преподавание были обусловлены как конкретно-ис­торической действительностью каждого государства, так и ми­ровыми цивилизационными процессами на Востоке и Западе. Одним из крупных явлений той эпохи на Востоке стало му­сульманское право, возникшее на основе ислама и способство­вавшее распространению и превращению его в одну из миро­вых религий. Это стало возможным, в частности, и потому, что значительный вклад в формирование мусульманского права был внесен правовыми доктринами и нормами (фикхами), разраба­тываемыми учеными-юристами. В Индии теоретические иссле­дования в этот период сводились по данным историков в ос­новном к научным комментариям древнего права драхмашастр. В Европе шло переосмысление римского права, формирование канонического и «общего права». В качестве примера можно привести исследования представителей французской школы гуманистов, пытавшихся изучать римское право в системном виде, сравнивать его положения с постулатами обычного и цер­ковного права (XVI в.). В средневековой Руси размышления о государстве, законе носили патриархально-религиозный харак­тер, подтверждение тому находим у Илариона в «Слове о Зако­не и Благодати» (XI в.), в «Повести временных лет» и других произведениях.

Глава 3. Теория государства и права как учебная дисциплина

3.3. Одной из важнейших вех развития теории государства и права является период перехода человечества от Средневековья к Новому времени, это эпоха Возрождения и Реформации, ха­рактеризующаяся революционным переворотом в умах людей, экономических, политических и юридических отношениях. Появляются уникальные теоретические труды: «Государь» Н. Макиавелли (1513 г.), «Политический трактат» Б. Спинозы (1677 г.), «Два трактата о правлении» Дж. Локка (1690 г.) и мно­гие другие, отражающие сложность и противоречивость того времени. Несмотря на разные научные школы, значительный диапазон подходов (от утопического до рационалистического, от теологического до антирелигиозного, сугубо светского) их объединяло одно — стремление усовершенствовать управление государством, полнее использовать потенциал закона, выявить соотношение политики и права. Так, Г. Греции в работе «О праве войны и мира» (1625 г.) пишет о том, что одну форму государства составляет союз права и власти, другую — взаим­ное отношение тех частей, которые правят, и тех, которыми управляют. Последняя интересует политика, первая — юриста.

3.4. В Новое время (XVIII—XIX вв.) теоретические исследо­вания о государстве и праве приобретают системный, постоян­ный характер. Именно в это время самой жизненной практи­кой, великими философами и просветителями были выработа­ны и получили закрепление в Декларациях и Конституциях принципиальные положения о демократии, о разделении влас­тей, республике как форме государства, естественном праве, неотъемлемых правах человека.

В XIX в. в правоведении в качестве самостоятельной дис­циплины стала выделяться обобщающая юридическая наука -теория права. Ее появление связывается с изданием книги Д. Остина «Чтения по юриспруденции» (1832 г.). В это же вре­мя издаются и обобщающие работы по государствоведению. В России развитие теории государства и права отождествляется с именами Б. Чичерина, М. Ковалевского, С. Котля реве кого, П. Новгородцева, В. Гессена, Б. Кистяковского, И. Ильина и др. Среди многочисленных трудов можно обратить внимание на «Теорию права и государства в связи с теорией нравственно­сти» Л. Петражицкого, «Общую теорию права» Г. Шершеневи-ча, «Энциклопедию права» Е. Н. Трубецкова.

3.5. В современную эпоху XX—XXI вв. обобщающие дисцип­лины по государству и праву нередко связываются с отдельны­ми философскими и иными научными течениями методологи-

Раздел I. Введение в теорию государствами права

ческого характера (марксизм, нормативизм, феноменология, религиозные концепции и т. д.). Теория государства и права в настоящее время представляет собой обширную область чело­веческих знаний, выраженную в большом количестве книг, ста­тей, иных публикаций различной научной направленности.

Теория государства и права как целостная обобщающая дис­циплина преподается в России, Германии и ряде других стран. В США отсутствие такого учебного курса объясняется существу­ющей там системой прецедентного права, но в некоторых уни­верситетах в качестве обобщающей теоретической дисциплины преподается «Естественное право». В других странах отдельно преподаются «Теория права» и «Теория государства» или же общетеоретические правовые вопросы излагаются в одной из конкретных юридических дисциплин (во Франции --в курсе гражданского права).

4. Научные основы. Теория государства и права как учебная дисциплина полностью базируется на данных теории государства и права как науки и в главном отличается от последней только своим обучающим характером. Добытые научные знания систе­матизируются, «отжимаются» и в концентрированном виде ук­ладываются в рамки учебного курса. При этом обращается вни­мание на краткость и четкость формулировок, логику изложе­ния, доступность языка. В науке формируются различные точки зрения по поводу тех или иных государственных, правовых яв­лений и категорий, поэтому иногда в учебниках обращается внимание на мнения других ученых, отличные от мнений авто­ров. Но, как правило, в учебниках содержится такой теорети­ческий материал, который прошел проверку временем и юри­дической практикой, и который для студентов является в опре­деленной степени аксиоматичным.

Длительное время в России (1917—1991 гг.) научной осно­вой теории государства и права считалось марксистско-ленин­ское учение, его положения о классовой структуре общества, государстве как машине подавления одного класса другим, не­обходимости построения совершенного общества — социализ­ма и коммунизма. Наряду с рядом положительных разработок (о взаимосвязи государства и права, об определяющей роли эко­номики, о механизме правового регулирования и др.) теория государства и права в этот период российской истории имела односторонне идеологизированный характер, отличалась апо­логетикой существующих порядков.

Глава 3. Теория государства и права как учебная дисциплина

В связи с переходом России в новую систему экономичес­ких, политических и социальных отношений, утверждающихся на основе опыта мирового развития, процессов модернизации и демократизации общества, изменяются и научные основы теории государства и права.

В настоящее время современная теория государства и права строится на основе универсализма и открытости юридической науки. Научные основы не могут быть сведены к какой-либо одной, избранной мировоззренческой системе научных взгля­дов. Их сутьвсеобщие достижения мировой культуры, передо­вые взгляды всей системы гуманитарных и естественных наук.

Непосредственное значение для развития теории государства и права имеют достижения мировой и российской философс­кой мысли (фундаментальные разработки о месте государства в обществе, соотношении права, морали и религии и др.), эконо­мической теории (о роли государства и права в формировании и упорядочении рыночных отношений и др.), социологической и психологической наук (об основах человеческих поступков, эффективности социальных институтов и т. п.), всего комплек­са юридических наук, сравнительного правоведения, междуна­родно-правовых исследований.

5. Структура теории государства и права — это подразделения (разделы, главы, пункты) научно-учебного материала, выража­ющие его единство и дифференциацию.

Теория государства и права в качестве учебной дисциплины получила широкую и многообразную разработку как в дорево­люционной России, так и в советское и постсоветское время. Важнейшей чертой и достижением российской правовой науки стала идея о глубоком единстве, взаимозависимости и взаимо­действии государства и права. Соответствующие издания, вы­ражающие достижения российской правовой науки в прошлом (если исключить из них идеологические крайности), полезно использовать при изучении теории государства и права и в на­стоящее время.

Как показывает опыт преподавания теории государства и права, целесообразно сосредоточить изложение и проработку материала этой обобщающей отрасли знаний на основных поня­тиях о государстве и праве. Причем в связи с обширностью и своеобразием учебного материала оказывается необходимым освещать вопросы государства и вопросы права самостоятель­но, в отдельных разделах. При рассмотрении же тех или иных основных понятий государства и права освещаются и принципы

2 Теория го&уд. и права

Раздел I. Введение в теорию государства и права

(основные идеи) государственно-правовых аспектов, существую­щие в этой области ценности, а также тенденции и закономерно­сти развития государства и права.

В то же время изучение, прочное и детализированное усво­ение основных понятий государства и права (их ценности, принципы, закономерности) не должно быть оторвано от про­блем нынешней эпохи -- мировых и российских. В соответ­ствии с этим материал, излагаемый в этом учебнике, после рас­смотрения некоторых вводных вопросов в первом разделе, в том числе — об обществе и социальном регулировании, подразде­ляется на три части:

I. Государство.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.