|
Значение методологии юридической наукиСтр 1 из 19Следующая ⇒ 2.1. Методология юридической науки это относительно самостоятельная область юриспруденции. По своей сути любая наука является деятельностью по производству и организации знаний об объекте, исследованием которого она занимается. Получаемые наукой знания должны быть объективными, достоверными, обоснованными и проверяемыми, что требует следования определенным принципам познания и применения в научных исследованиях особых методов. Поэтому наука традиционно уделяет особое внимание изучению собственных оснований и методов, а степень разработанности методологии научного исследования является одним из основных критериев развития науки. Длительное время методология как рассмотрение оснований и разработка методов исследования была «слита» с предметом изучения и в качестве выделенной сферы науки не существовала. Однако развитие науки последнего времени привело к появлению круга исключительно сложных проблем, потребовавших специальных усилий по разработке методов их решения. Это в итоге и привело к необходимости выделения методологических исследований в относительно самостоятельную область науки. Все сказанное относится и к юриспруденции. Вместе с тем методология в науке права, ее становление и историческое развитие имели ряд существенных особенностей. Так, с момента своего зарождения в XII в. и вплоть до XVI— Раздел I. Введение в теорию государства и права XVII вв. европейская юриспруденция пользовалась преимущественно методами формальной логики и разработкой собственных методов познания права практически не занималась. С XVII в. внимание юристов начинают привлекать методы философского осмысления права, что приводит к формированию такого направления юридической мысли, как философия права, которая развивается главным образом в рамках философской методологии познания. Таким образом, и в этот период методологические исследования еще не стали относительно самостоятельной областью юриспруденции. И только в XIX в. с появлением научной (теоретической) юриспруденции методологические исследования приобретают основополагающее значение в познании права, а в XX в. они начинают оформляться как относительно самостоятельная область юриспруденции. 2.2. Методология юриспруденции рассматривает условия и формы научного познания государства и права. Это означает, что в сфере методологии юриспруденция стремится выявить закономерности научного познания государства и права. В силу этого объектом методологических исследований в юриспруденции является не государство и право (правовые нормы, источники права, функции и формы государства и т. д.), а сама юридическая наука как деятельность по производству и область организации объективного, достоверного, обоснованного, проверяемого знания о государстве и праве. Иначе говоря, в своих методологических исследованиях юриспруденция непосредственно обращается не к проблемам государства и права, а, прежде всего, к самой себе, своим основаниям, условиям, формам и средствам познания государственной и правовой реальности. Следовательно, содержание методологических исследований в юриспруденции определяется их направленностью не непосредственно на государственную и правовую действительность, а на действительность научного познания государства и права. Таким образом, областью методологии юриспруденции является сама наука о государстве и праве, а результатом методологических исследований — знание особенностей и закономерностей научного познания государства и права, выражающихся, прежде всего, в категориях ее предмета и методов. 2.3. В области методологии юриспруденции разрабатываются философские основания, принципы и методы юридических исследований. На основе исследований закономерностей научного познания государства и права в сфере методологии формулируются основные начала и принципиальные установки научно-ис- Глава 2. Методология и методы юридической науки следовательской деятельности в сфере государства и права, прежде всего, как философские основания юриспруденции. Это связано с тем, что любые научно-теоретические обобщения могут осуществляться только в рамках фундаментальных представлений о природе, человеке и обществе, так называемых философских картинах мира. Таких картин мира, базирующихся на различных философских идеях, существует несколько. Теория государства и права не может решить стоящие перед ней задачи без их глубокого осмысления. С одной стороны, научно-теоретическое познание, по сути дела, есть своеобразная проверка справедливости философских объяснений государства и права, их оправданности получаемыми научными результатами и в этом смысле пригодности в качестве исходных оснований юридических исследований. С другой стороны, в зависимости от избранных той или иной юридической теорией исходных философских оснований существенно различается ее видение существующей государственно-правовой действительности. Так, принятые в качестве философских оснований представления философского идеализма (в его различных вариантах) закономерно приводят теоретиков государства и права к поискам причин их возникновения и развития в области общественного сознания и индивидуальных переживаний, а идеи материалистической философской традиции -к поиску тех же причин, прежде всего, в сфере экономических отношений. В зависимости от воспринятого познавательного идеала того или иного философского направления юридическая наука начинает руководствоваться различными принципами познания. Например, следование познавательным установкам философского позитивизма как методологической традиции, усматривающей суть науки в познании универсальных законов природы и общества, приводит юридическую науку к формулированию законов возникновения и развития, единых для государства и права любых эпох и цивилизаций, и объяснению различных феноменов государственно-правовой действительности путем их подведения под эти законы. В противоположность этому опора на познавательные идеалы философской герменевтики, исходящей из того, что науки об обществе должны не открывать универсальные законы, а познавать суть социальных явлений, требует рассмотрения каждого государства и права как уникального явления, взятого в его своеобразии и историчес-<ой конкретности. Раздел I. Введение в теорию государства и права С принятием юриспруденцией тех или иных философских картин мира, познавательных идеалов и методологических установок связано формирование множества течений юридической мысли, воплощающихся в разнообразных теориях, учениях о государстве и праве. Наиболее принципиальные различия между ними состоят в трактовке сущности государства и права, их роли и назначения в обществе. В качестве примеров можно назвать теологическое учение о государстве и праве, договорную теорию, теорию насилия, психологическую, историческую, социологическую теории и «школы» права, юридический позитивизм, марксистское понимание сущности государства и права и т. д., которые излагаются далее. Современная теория государства и права не ограничивается механическим восприятием тех или иных философских постулатов, а исследует и разрабатывает идеи основных, ведущих философских традиций. Основной тенденцией методологического развития юридической науки сегодня является освоение достижений различных философских систем, синтез методологических подходов и разработка широкого спектра методов юридических исследований в целях наиболее полного и всестороннего познания реальности государства и права, последовательного развития теории государства и права как целостной научной системы. 3. Методы юридической науки. Любая наука направлена на познание реальности, называемой объектом исследования, имеет свой предмет, являющийся теоретическим описанием познаваемого объекта, и применяет определенные методы исследования. Методы юридической науки — это применяемые в исследовательской деятельности юристов средства и способы получения объективных, достоверных, обоснованных, проверяемых знаний о государстве и праве. Методологический арсенал современной теории складывается из трех основных групп методов исследования государства и права: философские, общенаучные, частнонаучные-юридические. 3.1. Философские методы юридической науки (философские основания) представляют собой систему общих категорий и принципов познания права, соответствующих гносеологической установке юриспруденции. Сюда относятся взятые в методологической функции философские категории и понятия (историческое и логическое, конкретное и абстрактное и т. д.) и система мировоззренчески обусловленных принципов изучения го- Глава 2. Методология и методы юридической науки сударства и права. Здесь, с одной стороны, фиксируется научная идеология юриспруденции как система идеалов и принципов научного познания государства и права, с другой — формулируются предельные методологические нормативы, выражающиеся в мировоззренческих постулатах, картинах мира и универсальных категориях. Для советского периода отечественной юриспруденции таковыми являлись категориальная связь «базис—надстройка», постулат принципиальной познаваемости законов общества и объективного характера законов общественного развития (которые общественное сознание во всей полноте не способно отразить никогда), принцип экономического детерминизма, категория «общественно-экономическая формация», идея поступательного движения истории и т. д. Эти методы исследования государства и права создаются философским познанием и разрабатываются главным образом в философских системах. Однако юриспруденция способна не только осваивать данные философские постулаты и представления, но и создавать категории и принципы познания права философского уровня. Другими словами, не только философия способна критиковать юридическое знание и интерпретировать его с точки зрения соответствующих картин мира и методологических установок, но и юриспруденция способна углублять и корректировать определенные философские представления. Например, можно сказать, что серьезный философский вклад в разработку философской категории «справедливость» внесен именно юристами в рамках собственных научных исследований. Разработка в юридической науке средств познания права философского уровня является принципиальным условием не только сохранения ее собственной методологической (а следовательно, и научной) самостоятельности, но и обеспечения надлежащего уровня исследовательских результатов, их защищенности от интерпретации, например, в рамках актуальных потребностей различных политических элит в законодательном процессе. Кроме того, учитывая современную ситуацию в сфере философии, характеризующуюся наличием множества философских школ и учений, теория государства и права буквально поставлена перед необходимостью их критического осмысления и собственной разработки философских оснований юридических исследований. 3.2. Общенаучные методы. К этой группе относятся те средства познания, которые не имеют философского (мировоззренческого) статуса, но применимы в большинстве областей на- Раздел I. Введение в теорию государства и права уки. Данный вид исследовательских средств как уровень методологии науки стали особо выделять только в XX в. в связи с появлением так называемых метанаучных сфер знания. К ним относятся, например, общая теория систем, теория моделирования, общая теория деятельности и т. п. Однако по принципу к этому виду средств относятся и математические методы исследования и разного рода логики. Названные методологические средства представляют собой принципы, формы и процедуры исследования, используемые всеми или по крайней мере большинством современных наук. В юриспруденции данный тип исследовательских средств представлен, например, диалектической, формальной и другими логиками, системным, дея-тельностным, генетическим подходами и т. д. При обращении к этим исследовательским средствам теория государства и права обеспечивает свое соответствие современному уровню развития научного познания, в частности, путем использования достижений в процедурах формализации, идеализации, моделирования и т. п. Другими словами, в системе методологического инструментария юриспруденции метанауч-ные средства исследования — это блок операций и процедур, присущих любой науке и выражающих ее природу и уровень современного развития. Метанаучные исследовательские средства в юриспруденции выступают или как общие принципы и правила научной деятельности (принцип дополнительности, правила идеализации) или как «пустые» исследовательские формы (понятие «система»), наполняемые в процессе познания государства и права конкретным юридическим содержанием. Учитывая, что современная наука характеризуется высокой степенью интегрированное™, а межнаучное восприятие результатов и методов исследования является одним из механизмов ее развития, привлечение наиболее общих (метанаучных) исследовательских средств и методов других наук — необходимое условие прогресса любой науки, в том числе и юриспруденции. При этом актуализация тех или иных исследовательских инструментов других областей науки определяется в первую очередь философскими идеями, социальными и культурными ценностями, целями и задачами конкретных исследований и разработок, наиболее актуальных для сегодняшней юриспруденции. 3.3. Частнонаучные-юридические методы — это средства познания государственно-правовой реальности, действующие в рамках одной или нескольких близких юридических наук, причем процедуры, приемы и формы такой исследовательской де- Глава 2. Методология и методы юридической науки ятельности характерны только для юриспруденции. К ним относятся, в частности, специально-юридический метод и метод сравнительного правоведения. Специально-юридический метод состоит в применении в методологической функции специальных юридических понятий и конструкций. В их числе можно назвать понятие «механизм правового регулирования», конструкции договоров в гражданском праве, состава преступления в уголовном и т. д. Специально-юридические исследовательские средства формируются, как правило, в процессе методологического осмысления юридической наукой собственного исследовательского опыта, выражают характер собственной нормативной организации познания государства и права. Метод сравнительного правоведения (компаративистика) — это такое рассмотрение государственно-правовых явлений, при котором государство и право той или иной страны соотносятся с государством и правом других стран в плане общих характеристик и особенностей их организации, конструкций, функций и т.д. Современные сравнительно-правовые исследования настолько существенно расширили представления о государстве и праве, что на повестке дня сегодняшней теории государства и права стоят задачи существенного пересмотра методологических оснований, фундаментальных теоретических положений и методов юридических исследований. Можно выделить еще одну группу исследовательских средств юридической науки. Это методики и техники исследований как набор процедур, обеспечивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он только и может включаться в массив наличного знания. Для юриспруденции таковыми могут выступать методики обобщения правоприменительной практики, процедуры юридического описания действующего законодательства и т.д. Перечисленные методы исследования государства и права «работают» в юридической науке как определенная система. Цементирующим (системообразующим) основанием здесь является господствующая в юриспруденции парадигма как обусловленная соответствующей философской картиной мира, доминирующими методологическими установками исходная концептуальная схема постановки проблем в сфере государства и права, разработки и организации научно-исследовательских средств их решения. Раздел I. Введение в теорию государства и права 3.4. Методологические функции могут выполнять и различные юридические теории. Теоретическое знание приобретает методологическое значение, если оно применяется за рамками предмета данной науки, для исследования других проблем. В процессе своего развития теория государства и права разработала как собственные философско-методологические основания, так и ряд принципиальных положений, имеющих методологическое значение для любых юридических исследований. К их числу относятся следующие: государство и право — социальная реальность. Независимо от уровня развития, содержания, форм и других характеристик государственных образований и правовых систем, все они — не результат произвольного усмотрения тех или иных юристов и политиков, а объективные явления, существующие как наличная действительность; как социальные явления государство и право существуют в неразрывном единстве. Представляя собой достаточно самостоятельные, специфические явления цивилизации, в жизни общества государство и право тесно связаны между собой, существуют и функционируют в тесном взаимодействии; государство и право - - универсальные социальные явления. В любом обществе в ходе его закономерного развития неизбежно возникают государства (нередко очень различные по социальной основе, содержанию и формам), которые, несмотря на те или иные различия (иногда весьма существенные), обладают рядом общих черт и признаков; государство и право — явления институциональные. Несмотря на все возможные различия и особенности конкретных государственных и правовых систем, государство и право представлены в институтах, т. е. внешне выраженных, организационно обособленных образованиях (парламент, суд, закон и др.); государство и право обладают особыми чертами и закономерностями. Главное это то, что они обладают возможностью принуждать, которая, однако, является легитимной, признаваемой современным обществом только при ее опоре на демократию, следование гуманистическим идеалам и ценностям; современное государство и право основываются на системе ценностей, имеющих общечеловеческое значение: единство и целостность государства; верховенство права и закона; правовое государство - - подчинение государства праву в гражданском обществе; (Я .о Глава 3. Теория государства и права как учебная дисциплина незыблемость требований законности; равенство всех перед законом и судом; верховенство правосудия при решении жизненных конфликтов; недопустимость «обратного» действия закона (кроме случаев, прямо предусмотренных в законе). Эти и ряд других, аналогичных категорий и принципов лежат в основе деятельности юристов в российском обществе. Они и положены в основу данного учебника. 4. Выводы. Методология юридической науки направлена на исследование закономерностей научного познания государства и права, разработку методов получения научного знания о государстве и праве. В области методологии юридическая наука обращается к философским основаниям, условиям и формам получения объективного, обоснованного, достоверного и проверяемого знания о государстве и праве. Наука о государстве и праве, помимо собственных средств исследования, широко использует философские методы познания и общенаучный методологический аппарат. Методологические исследования являются условием развития юридической науки, эффективного решения проблем всестороннего познания государственно-правовой действительности. Основными принципами и категориями методологического значения, определяющими содержание данного учебника и работу юриста, являются: объективная реальность государства и права, их нераздельность, универсальность, институциональ-ность, наличие специфических закономерностей и ценностей. Глава 3 Теория государства и права как учебная дисциплина ...Образованный -- тот, кто усвоил все самые распространенные в его время знания и приемы... Л. Н. Толстой 1. Определение. Теория государства и права — это учебна* методологическая дисциплина, призванная на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном,
Раздел I. Введение в теорию государства и права логически последовательном и доступном виде теоретические понятия, принципы и ценности юриспруденции. 2. Признаки 2.1. Теория государства и права является подготовительной (пропедевтической) учебной дисциплиной. Она призвана подготовить студентов, приступающих к изучению конкретных юридических дисциплин — уголовного права, гражданского права, трудового права, земельного права и др. Теория государства и права должна обеспечить усвоение студентами общих юридических понятий и терминологии, единых правовых ценностей и принципов. Успех учебы в юридическом высшем учебном заведении во многом зависит от того, насколько полно, глубоко и твердо студенты освоят в курсе теории государства и права основные исходные данные, логику формирования понятий, которые позволят им плодотворно изучать последующие юридические предметы. 2.2. Теория государства и права, несмотря на дуализм в названии, -- это единая системная учебная дисциплина. Ряд ее особенностей и содержание обусловлены не только тем, что государство и право находятся в тесной связи и взаимной обусловленности (и поэтому они охватываются одной дисциплиной), но и историческими традициями в образовании. Тем, что в соответствии с российской действительностью оказалось необходимым при подготовке государствоведов и правоведов одновременно, независимо от конкретной специализации в юриспруденции, осваивать научные данные и данные практики, относящиеся и к государству, и к праву. При этом сообразно потребностям практики внимание при обучении концентрируется на юридических вопросах, в частности, на том, как и в каких формах категории государства находят юридическое выражение. Поэтому подготовка в высших и средних юридических учебных заведениях России (академиях, юридических факультетах университетов, специальных школах) охватывается одной общей специальностью, предусмотренной Государственным образовательным стандартом — «Юриспруденция». 2.3. Теория государства и права для других юридических дисциплин выступает в качестве отправной методологически базовой учебной дисциплины. Понятийный аппарат, юридические конструкции, методологические приемы, основные теоретические положения о государстве и политической системе, праве и законе, правах и свободах человека и гражданина воспринимаются отраслевыми, прикладными учебными курсами, Глава 3. Теория государства и права как учебная дисциплина конкретизируются применительно к своей специфике и учитываются при преподавании. Методологическое значение заключается и в том, что рассматриваемая учебная дисциплина отражает сложившийся в российском образовании фундаментальный, универсальный подход к подготовке специалистов-профессионалов в отличие от сугубо прагматической школы, готовящей узких специалистов для конкретных ведомств и сфер деятельности. 2.4. Теория государства и права является не только подготовительной, но и итоговой учебной дисциплиной. Неслучайно она преподается на первых и выпускных курсах юридических вузов. Она призвана подытожить изучение всех конкретных юридических дисциплин. Студенты уже на фактическом юридическом материале, освоенном в рамках специальных юридических наук, могут не только упрочить (а в ряде случаев уточнить, скорректировать) основные понятия, усвоенные в начале учебы, но и углубить свои представления о государственно-правовых явлениях, о всей сумме категорий государства и права в их исторической преемственности и логической последовательности. Теория государства и права в соответствии с Государственным образовательным стандартом вынесена на государственную аттестацию выпускников в качестве обязательной дисциплины. Теория государства и права по своей итоговой значимости -основной источник выработки и прочного усвоения каждым выпускником юридического вуза высокой юридической культуры, отточенного юридического мышления, способности на основе должных юридических знаний находить пути к решению самых сложных юридических проблем. Наряду со всем этим теория государства и права призвана привить выпускникам юридического вуза вкус к юридическим знаниям, понимание необходимости непрерывного освоения новейших научных источников, законодательства, данных юридической практики. 3. Вехи. Теория государства и права прошла сложный, многоэтапный путь развития. Охарактеризуем основные вехи на этом пути. 3.1. Ряд исходных положений о государстве и праве, в том числе — о законе, о суде, был высказан и получил распространение уже в древних культурах (Индия, Китай, Греция, Рим). В частности, в «Книге правителя области Шан» Гунсунь Яна (390—338 до н. э.) находим рассуждения о пользе закона для Раздел I. Введение в теорию государства и права управления государственными делами, о трех основных функциях государства: земледелие, торговля, управление. Непреходящее значение для развития теоретических исследований имели труды древнегреческих мыслителей: Диалоги «Государство», «Законы» Платона (427—348 до н. э.), «Политика» Аристотеля (384—322 до н. э.), Диалоги «О государстве», «О законах» Цицерона (106—43 до н. э.)- Значительные результаты по выявлению тонкостей юридических отношений, разработке правовых понятий и конструкций были достигнуты в Древнем Риме, наиболее общее выражение они получили в Кодексе Юстиниана (VI в. н. э.). В этом отношении древнеримское право является величайшим образцом юридической культуры. В тот период, по существу, и возникло профессиональное юридическое образование, появились первые в истории человечества учебники по правоведению (институции). Среди них уровнем обобщения и логикой изложения материала отличались Институции Гая (143 г. н. э.), которые потом были положены в основу Институций Юстиниана и получили силу закона (533 г. н. э.). 3.2. Следующая веха в становлении и развитии теории государства и права относится к Средним векам. Правовые исследования и преподавание были обусловлены как конкретно-исторической действительностью каждого государства, так и мировыми цивилизационными процессами на Востоке и Западе. Одним из крупных явлений той эпохи на Востоке стало мусульманское право, возникшее на основе ислама и способствовавшее распространению и превращению его в одну из мировых религий. Это стало возможным, в частности, и потому, что значительный вклад в формирование мусульманского права был внесен правовыми доктринами и нормами (фикхами), разрабатываемыми учеными-юристами. В Индии теоретические исследования в этот период сводились по данным историков в основном к научным комментариям древнего права драхмашастр. В Европе шло переосмысление римского права, формирование канонического и «общего права». В качестве примера можно привести исследования представителей французской школы гуманистов, пытавшихся изучать римское право в системном виде, сравнивать его положения с постулатами обычного и церковного права (XVI в.). В средневековой Руси размышления о государстве, законе носили патриархально-религиозный характер, подтверждение тому находим у Илариона в «Слове о Законе и Благодати» (XI в.), в «Повести временных лет» и других произведениях. Глава 3. Теория государства и права как учебная дисциплина 3.3. Одной из важнейших вех развития теории государства и права является период перехода человечества от Средневековья к Новому времени, это эпоха Возрождения и Реформации, характеризующаяся революционным переворотом в умах людей, экономических, политических и юридических отношениях. Появляются уникальные теоретические труды: «Государь» Н. Макиавелли (1513 г.), «Политический трактат» Б. Спинозы (1677 г.), «Два трактата о правлении» Дж. Локка (1690 г.) и многие другие, отражающие сложность и противоречивость того времени. Несмотря на разные научные школы, значительный диапазон подходов (от утопического до рационалистического, от теологического до антирелигиозного, сугубо светского) их объединяло одно — стремление усовершенствовать управление государством, полнее использовать потенциал закона, выявить соотношение политики и права. Так, Г. Греции в работе «О праве войны и мира» (1625 г.) пишет о том, что одну форму государства составляет союз права и власти, другую — взаимное отношение тех частей, которые правят, и тех, которыми управляют. Последняя интересует политика, первая — юриста. 3.4. В Новое время (XVIII—XIX вв.) теоретические исследования о государстве и праве приобретают системный, постоянный характер. Именно в это время самой жизненной практикой, великими философами и просветителями были выработаны и получили закрепление в Декларациях и Конституциях принципиальные положения о демократии, о разделении властей, республике как форме государства, естественном праве, неотъемлемых правах человека. В XIX в. в правоведении в качестве самостоятельной дисциплины стала выделяться обобщающая юридическая наука -теория права. Ее появление связывается с изданием книги Д. Остина «Чтения по юриспруденции» (1832 г.). В это же время издаются и обобщающие работы по государствоведению. В России развитие теории государства и права отождествляется с именами Б. Чичерина, М. Ковалевского, С. Котля реве кого, П. Новгородцева, В. Гессена, Б. Кистяковского, И. Ильина и др. Среди многочисленных трудов можно обратить внимание на «Теорию права и государства в связи с теорией нравственности» Л. Петражицкого, «Общую теорию права» Г. Шершеневи-ча, «Энциклопедию права» Е. Н. Трубецкова. 3.5. В современную эпоху XX—XXI вв. обобщающие дисциплины по государству и праву нередко связываются с отдельными философскими и иными научными течениями методологи- Раздел I. Введение в теорию государствами права ческого характера (марксизм, нормативизм, феноменология, религиозные концепции и т. д.). Теория государства и права в настоящее время представляет собой обширную область человеческих знаний, выраженную в большом количестве книг, статей, иных публикаций различной научной направленности. Теория государства и права как целостная обобщающая дисциплина преподается в России, Германии и ряде других стран. В США отсутствие такого учебного курса объясняется существующей там системой прецедентного права, но в некоторых университетах в качестве обобщающей теоретической дисциплины преподается «Естественное право». В других странах отдельно преподаются «Теория права» и «Теория государства» или же общетеоретические правовые вопросы излагаются в одной из конкретных юридических дисциплин (во Франции --в курсе гражданского права). 4. Научные основы. Теория государства и права как учебная дисциплина полностью базируется на данных теории государства и права как науки и в главном отличается от последней только своим обучающим характером. Добытые научные знания систематизируются, «отжимаются» и в концентрированном виде укладываются в рамки учебного курса. При этом обращается внимание на краткость и четкость формулировок, логику изложения, доступность языка. В науке формируются различные точки зрения по поводу тех или иных государственных, правовых явлений и категорий, поэтому иногда в учебниках обращается внимание на мнения других ученых, отличные от мнений авторов. Но, как правило, в учебниках содержится такой теоретический материал, который прошел проверку временем и юридической практикой, и который для студентов является в определенной степени аксиоматичным. Длительное время в России (1917—1991 гг.) научной основой теории государства и права считалось марксистско-ленинское учение, его положения о классовой структуре общества, государстве как машине подавления одного класса другим, необходимости построения совершенного общества — социализма и коммунизма. Наряду с рядом положительных разработок (о взаимосвязи государства и права, об определяющей роли экономики, о механизме правового регулирования и др.) теория государства и права в этот период российской истории имела односторонне идеологизированный характер, отличалась апологетикой существующих порядков. Глава 3. Теория государства и права как учебная дисциплина В связи с переходом России в новую систему экономических, политических и социальных отношений, утверждающихся на основе опыта мирового развития, процессов модернизации и демократизации общества, изменяются и научные основы теории государства и права. В настоящее время современная теория государства и права строится на основе универсализма и открытости юридической науки. Научные основы не могут быть сведены к какой-либо одной, избранной мировоззренческой системе научных взглядов. Их суть — всеобщие достижения мировой культуры, передовые взгляды всей системы гуманитарных и естественных наук. Непосредственное значение для развития теории государства и права имеют достижения мировой и российской философской мысли (фундаментальные разработки о месте государства в обществе, соотношении права, морали и религии и др.), экономической теории (о роли государства и права в формировании и упорядочении рыночных отношений и др.), социологической и психологической наук (об основах человеческих поступков, эффективности социальных институтов и т. п.), всего комплекса юридических наук, сравнительного правоведения, международно-правовых исследований. 5. Структура теории государства и права — это подразделения (разделы, главы, пункты) научно-учебного материала, выражающие его единство и дифференциацию. Теория государства и права в качестве учебной дисциплины получила широкую и многообразную разработку как в дореволюционной России, так и в советское и постсоветское время. Важнейшей чертой и достижением российской правовой науки стала идея о глубоком единстве, взаимозависимости и взаимодействии государства и права. Соответствующие издания, выражающие достижения российской правовой науки в прошлом (если исключить из них идеологические крайности), полезно использовать при изучении теории государства и права и в настоящее время. Как показывает опыт преподавания теории государства и права, целесообразно сосредоточить изложение и проработку материала этой обобщающей отрасли знаний на основных понятиях о государстве и праве. Причем в связи с обширностью и своеобразием учебного материала оказывается необходимым освещать вопросы государства и вопросы права самостоятельно, в отдельных разделах. При рассмотрении же тех или иных основных понятий государства и права освещаются и принципы 2 Теория го&уд. и права Раздел I. Введение в теорию государства и права (основные идеи) государственно-правовых аспектов, существующие в этой области ценности, а также тенденции и закономерности развития государства и права. В то же время изучение, прочное и детализированное усвоение основных понятий государства и права (их ценности, принципы, закономерности) не должно быть оторвано от проблем нынешней эпохи -- мировых и российских. В соответствии с этим материал, излагаемый в этом учебнике, после рассмотрения некоторых вводных вопросов в первом разделе, в том числе — об обществе и социальном регулировании, подразделяется на три части: I. Государство. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|