Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 11 Государство в политической системе общества





...Мы прогрессируем ~ с замедлениями и препятствиями — к политической фор­ме, где наибольшая сила будет принадле­жать не какому-либо привилегированно­му классу, но действительному большин­ству из представителей всех классов и всех партий...

Л. Дюги

1. Определение. Политическая система общества — это сис­тема взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (орга­низаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Компонентами политической системы являются:

совокупность политических объединений (государство, по­литические партии, общественно-политические организации и движения);

политические отношения, складывающиеся между структур­ными элементами системы;

политические нормы и традиции, регулирующие политичес­кую жизнь страны;

политическое сознание, отражающее идеологические и пси­хологические характеристики системы;

политическая деятельность, охватывающая действия конк­ретных людей как представителей или членов политических объединений.

2. Основные подходы к изучению политической системы об­щества. Используя различные методологические приемы (под­ходы), можно выявить ряд критериев, позволяющих обосно­вать и расшифровать приведенное определение политической системы.

2.1. С позиции генетического подхода важное критериаль­ное значение имеет объективная обусловленность политичес­ких явлений экономическими и социальными факторами. Критерий экономической детерминации политики проявляется прежде всего в отношениях собственности и производства, и, напротив, обратное влияние политики на экономику наибо­лее возможно в отношениях распределения и управления. Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что они являются результатом и сред­ством общественного развития. Любое политическое явление не отделимо от людей. Люди как конкретные материальные и одухотворенные обладающие разумом существа создают поли­тические идеи, вырабатывают политические нормы, устанав­ливают между собой связи, т. е. творят политику именно люди, а не какие-то абстракции. Критерий социального интереса рас­крывает взаимосвязь политической системы и ее элементов с определенными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности и интересы этих групп, слоев и т. д. выступают решающими мотивационными факторами полити­ческих организаций.

Глава 11. Государство в политической системе общества

2.2. Институционный подход позволяет обозначить устойчи­вые и реальные во времени и пространстве характеристики политических явлений. Суть этого подхода отражает организа­ционный критерий, призванный показать, что отдельные инди­виды сами по себе не могут выступать в виде элементов поли­тической системы. Люди рождаются как социально-биологичес­кие, но не политические существа. Они представляют собой в этом плане тот «материал», из которого в соответствующих ис­торических условиях при наличии определенных социальных качеств формируются элементы и система в целом. Такими ус­ловиями выступают процессы разделения труда, образования имущественно неравных социальных слоев, групп и классов, а качествами — общечеловеческая, классовая, групповая, наци­ональная солидарность. Материалистическое понимание исто­рических процессов приводит к выводу, что в реальной дей­ствительности «политическое» закономерно требует органи­зационного оформления. Можно сказать, что организационный критерий характеризует в известной степени общественные формы движения материальной, человеческой основы полити­ческой системы. Политическое в своем развитии становится ре­альным, осязаемым только в специфически материализованных формах, учреждениях, институтах (государство, партии, движе­ния). А индивид выступает в виде гражданина, депутата, члена партии, организации.

2.3. Системный подход к изучению политических явлений дает возможность представить их в виде целостной системы, способной оказывать влияние на ее структурные элементы и взаимодействовать вовне — с обществом, иными политически­ми системами, с окружающим миром. Системный критерий позволяет выделить такие качества политической системы и ее составляющих, как иерархическая структура, однородность эле­ментов, институциональная совместимость, наличие разнооб­разных связей, обусловленность элементов целым, автономия их поведения. Главным критерием, характеризующим динами­ку и статику самой системы, является ее целостность, так как развитие системы есть процесс достижения целостности.

2.4. Субстанциональный (сущностный) подход помогает выя­вить первооснову всего политического, то, на чем базируются все политические явления (идеи, нормы, отношения, процес­сы, институты). Значение понятия «субстанция» в различных отраслях науки неодинаково. В химии — это элемент, в биоло-

Раздел II. Государство. Общие понятия

гии — живой белок, в политической экономии — труд, в фило­софии — материя. В политологии в качестве субстанции рас­сматривается политическая власть, а механизм ее осуществле­ния -- политическая система. Сущностный критерий (власть) является сквозным для политической системы на всех этапах ее существования независимо от экономических, географических, религиозных, национальных и иных факторов.

Политическую власть можно охарактеризовать как систему волевых отношений классового общества, которые обусловле­ны интересами социальных слоев и классов, выраженными в деятельности политических организаций. Она имеет несколько уровней функционирования и реализации.

Во-первых, это власть конкретных политических объедине­ний (политических партий, общественно-политических органи­заций и движений). Она реализуется через их организационные руководящие структуры. Данный — институциональный — уро­вень политической власти является наиболее зримым и реаль­ным.

Во-вторых, можно обозначить коалиционный уровень влас­ти, отражающий совокупность властных устремлений или не­скольких социально однородных политических организаций, или блока политических организаций, или блока партий и объе­динений, отражающих интересы различных социальных общ­ностей. В подобном случае власть реализуется через временные или постоянные органы типа «круглых столов», советов парла­ментских фракций.

В-третьих, представляется необходимым выделить общепо­литический уровень власти. Здесь концентрируются результаты политического консенсуса, достигнутого в ходе соперничества и сотрудничества различных политических сил. Если такие ре­зультаты получают отражение в нормативно-правовых актах, то политическая власть совпадает с государственной властью и осуществляется государством. В иных случаях она реализуется через политические органы, как правило, разновременного ха­рактера (конференции национального согласия, народные, оте­чественные фронты и т. п.).

2.5. Конкретно-исторический подход в зависимости от сфер жизнедеятельности общества позволяет выделить следующие критерии: социально-экономические (виды и форма собственно­сти на орудия и средства производства, характер труда, основ­ные принципы хозяйствования), социально-структурные (нали-

Глава 11. Государство в политической системе общества

чие или отсутствие определенных классов, слоев), социально-культурные (уровень образованности населения, реальность все­стороннего развития личности), политические (реальность са­моуправления народа, классовая принадлежность политической власти), правовые (диапазон закрепленных в законе демократи­ческих прав л свобод граждан, наличие гарантий их осуществ­ления, легитимность политической власти, состояние законно­сти и правопорядка).

Таким образом, полиструктурность реального мира, челове­ческого общества обусловливают многообразие соответствую­щих критериев, а понимание того, что политические явления в своей совокупности составляют систему, характеризующуюся постоянным движением, предопределяет их комплексное и ди­алектическое использование.

Политические системы «живут», функционируют во време­ни и пространстве, так как представляют собой одну из основ­ных форм движения социально-классовой материи. Их можно классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от политического режима различают демократи­ческие и тоталитарные политические системы. С позиций мар­ксистской теории, имея основанием классификации категорию «общественно-экономическая формация», выделяют политичес­кие системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества. Учет географических, территори­альных факторов позволяет говорить о европейских, азиатских, североамериканских и иных региональных системах. Нацио­нальные, религиозные, языковые, общие и особенные черты предопределяют характеристики арабских, индуистских, му­сульманских и других политических систем. Внутри политичес­кой системы конкретного общества в качестве своеобразных политических систем-образований могут выступать и ее струк­турные элементы: государство, политические партии, обще­ственно-политические объединения.

3. Закономерности развития политической системы обще­стваэто объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, ха­рактеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия. Они в конечном счете есть объективные результаты субъективной общественно-истори­ческой деятельности людей, выстраивающиеся сквозь множе­ство случайностей и отклонений в конкретные устойчивые тенденции.

Раздел II. Государство. Общие понятия

Политическая система, как и любое сложное явление, со­стоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия. Разрешение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития.

3.1. Важное значение для процесса развития имеют внутрен­ние противоречия объективного плана, имманентные любой по­литической системе. Разрешение такого рода противоречий оз­начает не их ликвидацию путем устранения одной из противо­положных сторон, а обретение последними каждый раз качественно новой, более высокой формы движения. Приме­ром может служить деятельность демократического государства по преодолению одного из основных противоречий классового общества — между государством и гражданином. По мере сво­его развития государство под воздействием демократических институтов гражданского общества создает комплекс полити­ческих и правовых институтов и режимов регулирования, обес­печивающих свободу и развитие личности. Это получает отра­жение в конституциях и других правовых актах. Идет постоян­ная борьба по изменению соотношения между потребностями граждан в самоуправлении и противодействием этому бюро­кратического аппарата государства. Движение осуществляется в сторону возрастания степени участия народных масс в управле­нии государственными делами.

3.2. Противоречия субъективного плана, вызванные несовпа­дением идейно-политических, психологических и правовых ус­тановок отдельных личностей, организаций с господствующей в обществе моралью, законностью и правопорядком, разреша­ются или путем уничтожения, искоренения негативных прояв­лений, или путем достижения консенсуса между заинтересован­ными сторонами. Появление и разрешение противоречий в политической сфере жизнедеятельности общества — реальный процесс, соотносящийся с временными, пространственными и иными параметрами внутреннего и внешнего порядка. Это про­цесс, обусловливающий кристаллизацию закономерностей раз­вития политической системы.

3.3. Среди всех многообразных оснований классификации политических закономерностей, выработанных наукой, наибо­лее общее значение имеют такие критерии, как институцион-ность, глубина и универсальность их исторического действия, классовая сущность. Они позволяют различать общеисторичес­кие закономерности, действующие в рамках политической ис­тории человечества и характеризующие прошлое, настоящее и

Глава 11. Государство в политической системе общества

будущее политических форм движения социально-классовой материи вообще. Это обусловленность политических явлений экономическими и социально-классовыми факторами; усиле­ние политической структурированности общества; взаимодей­ствие политических и правовых институтов; повышение роли права в жизни общества и др.

3.4. Межформационные закономерности присущи двум или нескольким общественно-экономическим формациям. Напри­мер, политическим системам всех типов присущи социально-классовые, межнациональные, расовые конфликты и переходы от одного типа системы к другому через социальные револю­ции, перевороты мирным и немирным путем. Закономерно в условиях ядерной эпохи мирное сосуществование различных типов политических систем.

3.5. Закономерности в пределах одной общественно-экономи­ческой формации отражают сущностные, устойчивые связи по­литических систем одного типа. Для политических систем бур­жуазных стран характерны режимы плюралистической демок­ратии, разделение властей, двух- или многопартийпые системы. Для политических систем социалистических стран в качестве закономерностей выступают установление диктатуры пролета­риата и руководящей роли пролетарской партии, бюрократиза­ция и сращивание партийного и государственного аппарата, декларация демократии и самоуправления и др.

3.6. В политической системе конкретного общества можно выделить общесистемные, характеризующие систему в целом, и внутриорганизационные закономерности, выражающие связи между ее структурными элементами и компонентами. Это не­избежность экономической интеграции всех составных частей системы, обусловленность формирования политических партий социальным расслоением общества, непрерывный рост и бю­рократизация государственного аппарата и постоянная борьба за его сокращение и т. д.

При этом надо иметь в виду следующее: во-первых, назван­ные закономерности (общеисторические, межформационные, формационные) так или иначе преломляются в собственных закономерностях конкретной политической системы; во-вто­рых, закономерности отдельных элементов и компонентов сис­темы не могут противоречить общесистемным закономернос­тям, но их взаимодействие не складывается только на основе соотношения части и целого, а выражает сложную диалектику различных горизонтальных и вертикальных, внутренних и вне­шних связей.

по

Раздел II. Государство. Общие понятия

4. Государство в политической системе общества. В историчес­ком плане государство можно считать первой политической орга­низацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение от слова «полисы», ко­торым древние греки обозначали свои города-государства.

Государство стало первой, но не последней и не единствен­ной политической организацией классового общества. Объек­тивно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объеди­нения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества. Например, Аристотель упоминает о партиях горы, равнины и прибрежной части города рабовладельческих Афин. В условиях феодального общества значительное влияние на осуществление политической власти оказывали различные объединения собственников — общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане играли церковные учреждения, выступавшие организационно-идеологической опорой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе помимо государ­ства действуют разного рода политические партии, профсоюзы, женские и молодежные общественные объединения, организа­ции промышленников и фермеров, отражающие в своей дея­тельности интересы определенных социальных сил и оказыва­ющие влияние на политику. И все же государство занимает цен­тральное место в политической и общественной жизни любой страны. Все это обусловлено следующими факторами.

4.1. Государство выступает прежде всего в качестве альтер­нативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интереса­ми. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого обще­ства на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвра­щает это сегодня. В этом смысле оно дало жизнь политической системе общества в современном ее понимании.

В то же время не что иное, как государство, на протяжении всей истории человечества тысячекратно ввергало своих под­данных в междоусобные и региональные вооруженные конф­ликты, войны, включая две мировые войны. В одних случаях (как агрессор) государство было и есть орудием определенных политических группировок, отражающих интересы господству-

Глава 11. Государство в политической системе общества

ющих слоев, классов общества. В других случаях (как защит­ник) оно зачастую выражает общенародные интересы.

4.2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного про­живания. Исторические, идеологические, социально-экономи­ческие связи индивидов с государством получают концентриро­ванное выражение в политико-правовой категории гражданства. Каждый из членов «государственной общины» заинтересован в ее существовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, га­рантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обес­печиваются государством. Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые стано­вятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и дви­жений, политических партий и т. п. Иначе говоря, прежде все­го через государство индивид «включается» в политическую систему общества.

Вместе с тем между государством и отдельными гражданами (независимо от того, к какому классу они принадлежат) суще­ствует комплекс противоречий, который в целом характеризу­ется как одно из основных внутренних противоречий полити­ческой системы общества. Это противоречия между демократи­ей и бюрократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденциями развития самоуправления и огра­ниченными возможностями его осуществления и др. Противо­речия эти резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.

4.3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение обще­ства. Отсюда следует, что государство выступает политической организацией экономически господствующего класса.

И все же марксистско-ленинская характеристика классовой сущности государства как органа подавления верно отражает только особое состояние в развитии общества, когда в нем воз­никает такая классовая напряженность (вызванная, как прави­ло, военными конфликтами, экономическим и духовным кри­зисом), которая способна взорвать общество, привести его в состояние хаоса. В обычные же периоды в классовом обществе превалируют общесоциальные связи, более сильные и созида-

Раздел II. Государство. Общие понятия

тельные, чем классовые антагонизмы. Достойной внимания остается мысль Ф. Энгельса о том, что в действительном мире метафизические полярные противоположности существуют только во время кризисов, что весь великий ход развития про­исходит в форме взаимодействия. Государство в силу своего социального назначения не может быть постоянно функциони­рующим в режиме господства и насилия. Как свидетельствует история, деятельность государств такого типа (деспотических, авторитарных) имеет свои временное пределы, которые по мере развития цивилизации все более сужаются.

Классовый характер государства связывает его с иными по­литическими явлениями. Поэтому перед государством и поли­тической системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борь­бы, основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем.

4.4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и пуб­личной власти сделали реальным значение государства как фор­мы политического общежития различных социальных и нацио­нальных образований, а также выражающих их интересы раз­личного рода организаций и партий. Государственность -форма бытия классового общества.

В этой связи государство играет роль надклассового арбит­ра. В законодательном порядке оно устанавливает «правила игры» для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообраз­ных, порою антагонистически противоречивых интересов. Де­мократическое государство стремится обеспечить не только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникает такая историчес­кая необходимость. Государство как форма политического об­щежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характерис­тикам оно выступает элементом политической системы.

4.5. Государство — важнейший интегрирующий фактор, свя­зывающий в единое целое политическую систему и гражданс-

Глава 11. Государство в политической системе общества

ИЗ

кое общество. В силу своего социального происхождения госу­дарство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами — от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных арте­рий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств произ­водства, земли, ее недр, доходов от налогов и сборов оно фи­нансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производ­ства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, уп­равляющего общественными делами, государство посредством аппарата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т. п.) сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.

Разумеется, здесь возникает масса противоречий, которые могут быть условно сведены к гипертрофированному понима нию роли государства в жизни общества и принижению значе­ния отдельной личности. Поэтому только то государство может считаться социальным и демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека.

Для политической системы общества важное консолидирую­щее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства. 5. Выводы. Политическая система в силу подвижности эко­номических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоян­ном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы соци­альных групп, вырабатывая политические решения.

Однако государство в силу вышеобозначенных качеств выс­тупает самым важным системообразующим фактором полити­ческой жизни общества. Особая роль отводится государству в разрешении чрезвычайных общественных ситуаций (стихийные бедствия, террористические акции, изменения политического режима и т. п.). Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, его органах, а о его субстанциональном проявле­нии — государственной власти. Только законная государствен­ная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

 

Раздел III Право. Общие понятия







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.