Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нормы и формы (источники) права. Система права и система законодательства





Основанием действительности одной нормы может быть лишь действитель­ность другой нормы.

Г. Кельзен

1. Определение. В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определен­ное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных ак­тах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

2. Основные признаки правовых норм

2.1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и пове­дения человека. Понимание и усвоение данного момента кон-

Раздел III. Право. Общие понятия

кретным индивидом зависит как от внутренних факторов (со­стояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой). Наи­большая эффективность реализации правовой нормы достигает­ся при совпадении целей отдельной личности и общества, соче­тании общечеловеческих и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.

2.2. Норма права — это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обо­значающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их орга­низациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других. Наиболее ярко предоставительно-обязывающий характер выражен в регулятив­ных нормах, менее он заметен в нормах специализированных (декларативных, дефинитивных). Различные субъекты правоот­ношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы.

2.3. Норма права представляет собой правило поведения об­щеобязательного характера, т. е. она

указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту;

предписывает правильный с точки зрения общества и пото­му обязательный для конкретного индивида образ действий;

носит общий характер, выступает в качестве равного, одина­кового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

2.4. Норма права — это формально-определенное правило по­ведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в со­держании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключа­ется в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — в нормативно-правовом акте.

2.5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового при­нуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

Глава 15. Нормы и формы (источники) права

2.6. Норма права обладает качеством системности, кото­рое проявляется в структурном построении нормы, в специ­ализации и кооперации норм различных отраслей и институ­тов права.

Следует иметь в виду, что возникновение нормы права и вся ее дальнейшая «жизнь» зависят от ряда факторов, раскрытие которых позволит точнее определить место нормы в правовой системе, понять значение нормативного регулирования для индивида и общества.

Прежде всего, надо видеть природную обусловленность пра­вовой нормы. В широком смысле нормативность есть свойство материи вообще и социальной материи в частности. Полиструк­турность и цикличность материального мира в какой-то степе­ни предопределяют мерность, нормативность социальных свя­зей и отношений, явлений и процессов, в том числе правовых. В этом плане норма права отражает некую частицу материаль­ного и духовного мира в человеческом бытии (биологический аспект), как бы устанавливает меру освоения природы, меру соотнесенности бытия с чувствами, эмоциональным настроем человека (психологический аспект).

Далее нужно помнить, что правовая норма, будучи обуслов­лена природными факторами, есть сугубо социальный феномен (социальный аспект). Нормативная характеристика тех реальных явлений и процессов, с которыми человек имеет дело, — наи­более существенная черта его социального мира.

В общесоциальном плане правовая норма выступает в виде:

справедливого масштаба поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, социальной силой и господствую­щими в обществе представлениями о должном и правильном;

типизированного отпечатка повторяющихся фактических общественных отношений;

формы выражения интересов большинства.

В индивидуально-социальном плане норма права является средством защиты интересов, прав и свобод личности и одно­временно в необходимых случаях -- средством ограничения свободы поведения (мера свободы).

Наконец, необходимо учитывать то, что правовая норма есть результат интеллектуальной сознательной деятельности челове­ка, разум и воля которого имеют здесь решающее значение (ин­теллектуально-идеологический аспект). Поэтому норму права нельзя считать просто частицей мирового порядка вещей или слепком общественных отношений. Ее создание всегда представляет собой сложнейший мыслительно-деятельностный про­цесс, в котором потребности, интересы конкретных людей и различных социальных групп, сталкиваясь друг с другом, вызы­вают различного рода противоречия (экономические, полити­ческие, идеологические, религиозные). Осознание, изучение этих противоречий и попытки их разрешения приводят в ко­нечном счете к выработке правовой нормы как:

компромиссного, приемлемого для данного времени и об­щества варианта регулирования, обеспечивающего нормальную жизнь людей;

обобщенной информации о социальной действительности;

средства познавательной деятельности;

конкретного средства разрешения противоречий (конфлик­тов) между людьми.

В социально-юридическом (государственном) аспекте правовая норма выступает в виде:

формально-определенного обязательного правила поведе­ния, закрепленного и опубликованного в официальных доку­ментах (нормативно-правовых актах) и обеспеченного государ­ством;

социально-классового регулятора общественных отношений в тех политических системах, где законодательно закреплена власть социального класса или слоя.

3. Виды правовых норм. Многогранные общественные отно­шения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно раз­нообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты норм, обозначить их место и функциональную роль, необходи­мо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

3.1. По субъектам правотворчества различают нормы, исхо­дящие от государства и непосредственно от гражданского об­щества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной вла­сти и судебной государственной власти (в тех странах, где име­ет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей стра­ны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всена­родным голосованием была принята Конституция РФ.

3.2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принци­пы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранитель­ные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-га­рантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), опера­тивные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового поло­жения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политическо­го строя, права, свободы и обязанности граждан, основополага­ющие идеи и параметры строительства правовой системы об­щества. Они служат эталонами, позволяющими установить не­обходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закреплен­ные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регу­лирование фактических отношений, возникающих между раз­личными субъектами, путем предоставления им прав и возло­жения на них обязанностей. В зависимости от характера субъек­тивных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочиваюшие (предоставляющие сво­им адресатам право на совершение положительных действий);

обязывающие (содержащие обязанность совершения определен­ных положительных действий); запрещающие (устанавливаю­щие запрет на совершение действий и поступков, которые оп­ределены законом как правонарушения). Особенность регуля­тивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6—25.9 Кодекса РФ об административных правонаруше­ниях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обя­занностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобож­дения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) осужденный подлежит осво­бождению от отбывания наказания в связи с истечением сро­ков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе пра­вового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Так, широкий спектр государственных гарантий благотворительной деятельнос­ти содержит ст. 18 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Декларативные.нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регули­рования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Рос­сия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие про­тиворечия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российс­кой Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяет­ся настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления норма­тивного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3.3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административ­ного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Пер­вые являются правилами поведения субъектов, вторые содер­жат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

3.4. По методу правового регулирования выделяются импера­тивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, "властно-катего­ричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позво­ляющий сторонам (участникам) отношений самим договорить­ся по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях ре­зервное правило. Они реализуются преимущественно в граж­данско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударствен­ным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на по­зитивные, поощрительные и показательные.

3.5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Раздел III. Право. Общие понятия

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловлен­ные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходя­щие от представительных или исполнительных органов госу­дарственной власти краев, областей и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках от­дельных государственных, общественных или частных структур.

3.6. Нормы права классифицируются также по времени (по­стоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначен­ную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).

4. Структура правовой нормы. Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее соб­ственную структуру — логически согласованное внутреннее стро­ение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

4.1. Структура нормы права — это идеальная логическая кон­струкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного поведения, сфор­мировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные «ин­струменты» познания и освоения правовой действительности. Традиционно считается, что норма права состоит из трех эле­ментов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятель­ства (условия), при наличии или отсутствии которых и реали­зуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обо­значенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Аль­тернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье норма­тивного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно ко­торому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтерна­тивной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возмож­ность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Глава 15. Нормы и формы (источники) права

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возни­кающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсо­лютно определенные (точно указанный размер штрафа), отно­сительно определенные (лишение свободы на срок от трех до 10 лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

4.2. Структура юридической нормы есть объективированный результат отражения в норме определенного общественного от­ношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внут­реннему строению. Оно достаточно жестко предопределяет ха­рактер связи и количество структурных элементов нормы. Де­терминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного отношения. Следует также иметь в виду сложность логических связей между субъектами отношения, количественные характеристики субъектов и объектов, распро­страненность и повторяемость общественного отношения, воз­можный уровень его обобщения.

С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических эле­ментов, сколько этого требует данное общественное отноше­ние. Структура имущественных отношений индивидов обуслов­ливает наличие в правовой норме таких элементов, как гипоте­за, диспозиция (одна или две), санкция, мера поощрения, указание на каждого из субъектов. Большинству отношений, рассматриваемых уголовным правом, соответствует двучленная структура нормы. Для массовых, политических отношений, тре­бующих конституционного оформления, зачастую достаточно констатации их наличия. В структуре многих конституционных норм реально проявляется обычно один элемент.

Таким образом, реальная структура юридической нормы, закрепленной в нормативном акте, производна от структуры соответствующего общественного отношения определенного вида и выступает как закономерная реальность правовой систе­мы конкретного общества.

4.3. Структуру правовой нормы нужно рассматривать как единство идеальной и реальной структуры.

Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права. Это своеобразный на-

Раздел III. Право. Общие понятия

бор логически взаимосвязанных элементов, обусловленный спе­цификой правообразования и структурой права в целом. Иде­альная структура, имеющая изначально потенциальное значе­ние, в процессе своего развития превращается в реальную, но, изменяясь, сохраняется в своем результате. Это происходит благодаря тому, что она, как и реальная структура нормы, вклю­чает в себя столько элементов, сколько логически необходимо для регулирования определенного вида общественных отноше­ний в нужном для законодателя направлении.

Реальная структура нормы права отражает в известной сте­пени результат правового опосредования общественного отно­шения. Она представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, которых дос­таточно для того, чтобы конкретное общественно-властное или государственно-властное веление получило жизнь в рамках це­лостного правового организма. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического обществен­ного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодей­ствия правовых норм в системе права.

4.4. Структуру правовой нормы можно представить как сис­тему диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаи­модействуют в ее рамках. Указанные элементы могут взаимоза-меняться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сло­жившимися общественными отношениями, а также специфи­ческими особенностями самих элементов. При этом, конечно, следует учитывать и волевое воздействие законодателя, кото­рый формирует направленность структурных элементов, связы­вает их действие с какими-либо юридическими фактами.

Благодаря тому что право обладает свойством системности, обеспечивается и тесное взаимодействие структур различных юридических норм. Причем связи между ними могут быть про­стыми (однолинейными) и сложными (двусторонними, замк­нутыми и т. д.). Взаимодействие структур может иметь вид сцепления, пересечения плоскостей действия или частичного (иногда полного) совпадения сфер функционирования. Приме­рами здесь служат нормы конституционного и других отраслей права, нормы, закрепленные в общей и особенной частях Граж­данского, Уголовного кодексов.

4.5. Механизм образования структуры правовой нормы можно представить следующим образом. Законодатель, предполагая урегулировать то или иное общественное отношение, «приме-

Глава 15. Нормы и формы (источники) права

ряет» к нему a priori логическую модель нормы, выработанную на основе человеческой практики, достижений науки, опыта правового регулирования. При этом он стремится направить развитие общественного отношения в нужное для него русло, пытается установить его временное, пространственные харак­теристики, получить наибольшую эффективность от его право­вого урегулирования. Однако общественное отношение соответ­ствует идеальной модели (логической структуре нормы) лишь в принципе. Оно вносит в модель коррективы, избирает в потен­циальной логической структуре нормы те элементы и связи между ними, которые соответствуют его собственным элемен­там и связям. Иными словами, законодатель вынужден одно­временно и приспосабливать логическую структуру к соответ­ствующему виду общественных отношений, и учитывать необ­ходимость внутренней и внешней логической согласованности юридических норм, используя все правовые средства, свойства права как системы. Результатом же выступает реальная струк­тура нормы, всегда включенная в ее логическую структуру и структуры более высокого порядка (института, отрасли, права в целом).

5. Понятие и виды форм (источников) права. Источник пра­ва — это форма официального выражения общеобязательных пред­писаний, создаваемых органами государства в целях регламента­ции общественного порядка.

Поясним, что общеобязательные предписания (нормы пра­ва, индивидуально-властные распоряжения и т. д.) могут со­держаться не только в нормативно-правовых актах, но и реше­ниях судов, нормативных договорах, обычаях и иных источни­ках.

5.1. Понятие «источник права» многозначно. Если исходить из общепринятого значения термина «источник», то в сфере публичных отношений таковым может быть признана реальная сила, созидающая право. Такой силой, прежде всего, является власть государства. Именно органы государства способны при­нимать разнообразные правовые акты. Последние могут содер­жать нормы права или выступать официальной формой приме­нения юридических норм. Это судебные и административные акты органов государственной власти (решения, определения судов, приказы, распоряжения и другие властные акты органов государства).

В дальнейшем речь будет идти об источниках права только в юридическом смысле, подразумевающем наличие «внешних»

Раздел III. Право. Общие понятия

форм по отношению к содержанию (нормам права). Такими формами являются, например, закон, указ президента, реше­ние суда, постановление правительства, договор и др. Все эти разные по юридической силе, значению, обязательности и ав­торитету юридические документы объединяет следующее: они содержат нормы права, а следовательно, признаются источни­ками права. Наряду с этим обратим внимание еще на одну чер­ту, объединяющую все источники права в одну группу. Таким общим признаком является то, что псе современные источники права — это официальные документы, содержащие правовую (об­щеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц.

Обычно в теории государства и права указывают на четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и нормативный договор. В отдель­ные исторические эпохи источниками права выступали право­сознание и высказывания юристов1.

5.2. Наиболее лревней формой права является правовой обы­чай, т. с. правило поведения, вошедшее в привычку народа вслед­ствие его повторения в течение длительного времени. Правовым обычай называется потому, что он признан государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обес­печивается государственным принуждением.

В отечественном дореволюционном правоведении понятия «обычай» и «обычное право» вообще не разграничивались. Так, например, русский историк и правовед В. М. Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юри­дическую норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долго­временном применении ее на практике. Другими словами, по В, М. Хвостову, обычай суть юридическая норма, подкреплен­ная давностью применения.

Некоторые ученые рассматривают обычное право как пер­воначальный способ создания правовых норм, возникший прежде, чем общество конституировалось в политическом от­ношении. Таким образом, по их мнению, право, установленное обычаем, применялось, в основном, на достаточно ранних сту-

Глава 15. Нормы и формы (источники) права

1 Так, в 426 г. в Древнем Риме был издан закон «О цитировании юристов», по которому общеобязательное значение следовало призна­вать за высказываниями «знатоков права» Папиниана, Павла, Улыша-на, Гая и Модестина.

пенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этногра­фическая наука, обычаи не только сегодня применяются неко­торыми народами, но и продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этно-культурное развитие общества.

Особенность обычая заключается в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зре­ния это неписаный источник права, характеризующийся неупо­рядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина этого заключается в многочисленности культур народов, насе­ляющих тот или иной регион.

Записью древнего, исторически сложившегося обычного права были в Древнем Риме Законы XII таблиц (V в. н. э.). В рабовладельческих и феодальных обществах санкционирова­ние обычаев проявлялось в решениях суда по поводу отдельных фактов. Обычай, санкционированный государством, — весьма редко встречающаяся форма права.

Современное российское законодательство в ст. 5 ГК РФ установило новое понятие — «обычаи делового оборота», в ка­честве которых признаются сложившиеся и широко применяе­мые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо доку­менте или нет. В настоящее время сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, но следует полагать, что дальнейшее развитие ры­ночных отношений потребует более детального регулирования сложившихся в этой сфере обычаев. По этому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК РФ правило, по кото­рому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового (примерного) договора.

5.3. Судебный прецедент получил широкое распространение в Великобритании, США, Австралии и других странах. Сущ­ность судебного прецедента заключается в придании нормативно­го характера решению суда высокой инстанции по конкретному делу. Обязательным для всех нижестоящих судов является не все целиком решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выно­сится решение. Это, как называют специалисты по прецедент­ной системе, ratio decidendi. Из серии однотипных прецедентов складывается тенденция правового регулирования, что приво­дит в дальнейшем к созданию законов.

Раздел III. Право. Общие понятия

Российская правовая система исключает возможность созда­ния норм права судами, так как задача последних усматривает­ся только в применении права к конкретным жизненным об­стоятельствам (фактам).

В недавнем прошлом в отечественной правовой науке выс­казывались отрицательные оценки прецедента как источника права, однако в последнее время тон критических высказыва­ний несколько изменился. Более того, некоторые юристы выс­казывают предложения о необходимости «уравнять в правах» судебную доктрину и иные источники права, ссылаясь на ре­шения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ. Думается, что пока это невозможно, так как для этого нужны не только независимый суд, но и соответ­ствующая правовая подготовка судей, способных формулиро­вать общие правила в своих решениях. Также имеет значение и высокий уровень правосознания судей, который делает возмож­ным творчество права судьей. Необходимо учитывать здесь и традиции российского законодательства.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постанов­ления, инструкции, договоры и т. д.) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные преце­денты, решения органов власти и т. д.). В данном случае крите­рием разграничения источников права выступает норматив­ность, подразумевающая, что юридические документы содер­жат нормы права, общие правила поведения, установленные и охраняемые от нарушения государством.

5.4. Нормативный договор как источник права — это соглаше­ние двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (междугосудар­ственные договоры, федеративный договор и др.)'. В условиях рыночной экономики широкое распространение получили граж­данско-правовые договоры. Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать закону, а если закон принят после зак­лючения договора и в нем установлены иные обязательные пра­вила для сторон, чем те, которые действовали до заключения договора, то условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

1 Например, таким источником права является Договор между Рос­сийской Федерацией и США о дальнейшем сокращении и ограниче­нии стратегических наступательных вооружений, подписанный в г. Москве 3 января 1993 г.

Глава 15. Нормы и формы (источники) права

5.5. Нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобя­зательные юридические нормы (правила поведения). Он является наиболее важным и распространенным источником права.

Отличительные признаки нормативно-правового акта:

издается уполномоченным государственным органом;

обладает определенной юридической силой;

регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;

имеет конкретную сферу применения;

охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;

обладает реквизитами, придающими документу индивиду­ально-правовую характеристику.

Нормативно-правовой акт имеет ряд положительных свойств, выгодно отличающих его от иных источников права:

нормативный акт точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;

нормативный акт занимает строго определенное место в иерархической системе источников права. Это способствует эффективной реализации права в единстве с другими норма­тивными регуляторами;

нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен. Это позволяет быстро реагировать на со­циальные процессы и потребности общества.

Нормативно-правовой акт всегда обладает четкой внутрен­ней структурой. Текст в целях удобства пользования им может иметь преамбулу1, деление на разделы, главы, статьи, парагра­фы, пункты, подпункты, части, абзацы, примечания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта -- результат дли­тельного развития теории и практики нормотворчества.

В любом современном государстве источники права (прежде всего, законы, статуты парламента, акты правительства) упоря­дочены, но вместе с этим они не составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества и тем более пра­вовые обычаи и прецеденты. Однако важно отметить, что в целом вся совокупность нормативных и иных юридических

1 Преамбула — это вводная (вступительная) часть нормативно-пра­вового акта, в которой обычно излагаются цели и побудительные мо­тивы издания документа. Положения, содержащиеся в преамбуле, учи­тываются при толковании других положений акта (см., например, пре­амбулу к Конституции РФ 1993 г.).

Раздел III. Право. Общие понятия

актов государства в конечном итоге устанавливает определен­ный правовой режим государства.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.