Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 17 Правосознание и правовая культура





Знать законы — значит воспринимать не их слова, но их содержание и значение.

Флорентин

1. Определение. Правосознаниеэто совокупность представ­лений и чувств, выражающих отношение людей к праву и право­вым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действи­тельности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах.

2. Характерные черты правосознания. Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей. Это от­ношение может быть положительным (человек понимает необхо­димость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве. Напри­мер, люди выражают свое отношение к законам и другим право­вым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права. Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существу­ющему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоци­ональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отноше­ние к праву и правовым явлениям в обществе может быть у од­ного человека и у группы людей, человеческого сообщества.

Если признать право объективной реальностью, то существу­ет и субъективная реакция людей на право, именуемая право­сознанием. Правосознание — неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право - - регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Достаточно ясно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной дея­тельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно, что и процесс воплощения права в жизнь есть, как пра­вило, осознанная, волевая деятельность людей.

Иллюстрацией работы сознания как на рациональном, так и на эмоциональном уровнях может служить правотворческая деятельность российского парламента (Совета Федерации и Государственной Думы). Примером работы сознания в процес­се реализации права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совершении юридически значимых действий руковод­ствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлени-

ями о них, которые сложились в нашем сознании. Через право­сознание правовые тексты интерпретируются как правила по­ведения.

Правосознание обычно не выступает в «чистом» виде, оно переплетается с другими видами и формами осознания реально­сти и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают пра­во и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Так, в частности, марксизм-ленинизм понимает пра­во как возведенную в закон волю господствующего класса1, а закон — как меру политическую2. Односторонний политический подход к праву не дает возможности всестороннего понимания сущности права, его роли в жизни общества. Классово-полити­ческий подход надо рассматривать как один из множества ис­следовательских подходов к правовым вопросам жизни общества.

Правосознание теснейшим образом связано с философски­ми теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право — явление психологическое (Л. Петра-жицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права, как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регуля­тором общественных отношений (К. Маркс, В. И. Ленин). Чет­вертые признавали за правом роль оформителя и гаранта есте­ственных прав человека (Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо).

Российский правовед И. А. Ильин рассматривал правосоз­нание не только как совокупность воззрений на право, а вклю­чал в правосознание и взгляды на государство, на всю органи­зацию общественной жизни. Например, он считал, что форма правления в государстве определяется прежде всего монархи­ческим или республиканским правосознанием народа. И. А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других3.

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 443.

2 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 30. С. 99.

3 См. работы И. А. Ильина: О монархии // Вопросы философии. 1991. № 4, 5; Основы законоведения. Общее учение о праве и государ­стве. СПб., 1915; Понятие права и силы. Опыт методологического ана­лиза. М., 1910.

Раздел III. Право. Общие понятия

Глава 17. Правосознание и правовая культура

Влияние правосознания на организацию общественной жиз­ни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая чер­та правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена ка­кой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. Правосознание в той или иной степени при­сутствует во всех элементах механизма правового регулирова­ния — нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реа­лизации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управ­ляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и правовой.

От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение че­ловека в обществе — правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.

3. Структура правосознания. Правосознание, как индивиду­альное, так и коллективное, — сложное структурное образова­ние. В правосознании можно выделить рациональные компо­ненты, которые принято называть правовой идеологией. Пра­вовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качествен­ные показатели таких представлений могут быть различны: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. К пра­вовой идеологии можно отнести и рассуждения о праве умуд­ренного жизнью сельского старца, и работу Г. Гегеля «Филосо­фия права». Роль правовой идеологии в правовом регулирова­нии достаточно очевидна: на основе правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество; важны раци­ональные компоненты и в процессе реализации права1.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юри­дическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ

1 О правовой идеологии и ее видах см.: Поляков А. В. Общая теория права: Курс лекций. СПб., 2001. С. 265-283.

 

современной правовой ситуации. Научные доктрины могут вы­ступать в качестве источников права. Освоение правовой тео­рии, рациональное осмысление роли права в жизни общества является важным и необходимым элементом юридического об­разования, формирования юридического профессионализма.

В правосознании можно выделить и эмоциональные струк­турные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и чело­век не может руководствоваться в сфере правового регулирова­ния только рациональным мышлением. Эмоциональная окрас­ка (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Практика изу­чения правомерного поведения показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение -неправомерное. Например, имеет юридическое значение состо­яние сильного душевного волнения при совершении преступ­ления. Эти вопросы будут изучаться в рамках учебного курса по уголовному праву.

В правосознании можно выделить и другие структурные эле­менты. Так, анализируя отношение людей к правовым явлени­ям в жизни общества, в правосознании выделяют три элемента.

Первый, именуемый правовой онтологией^, означает осозна­ние того, что есть право, какова его роль в жизни общества, какие возможности оно представляет людям и чего оно от них требует. Данный элемент правосознания формируется на осно­ве получения информации о праве и правовых явлениях. Ин­формация может быть почерпнута как из теоретических источ­ников (официальных правовых документов, научных коммен­тариев, учебной литературы и т. п.), так и из повседневной практической деятельности.

Второй элемент -- аксиологический (оцененный). Получив информацию о нормативном акте, ином правовом документе или факте, человек как-то к нему относится, как-то его оцени­вает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологичес­кие (оценочные) элементы правосознания занимают важное место в структуре правосознания. На основе ценностных пред­ставлений человека формируются мотивы его поведения в пра­вовой сфере. Осознание ценности права личностью будет спо-

1 Онтология — учение о сущном (в данном случае о праве, право­вых явлениях общественной жизни), его основах, принципах, структу­ре, закономерностях.

Раздел III. Право. Общие понятия

собствовать превращению права из «чужого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в право «свое», способствующее реализации целей и интересов человека. На основе оценки права формируется его легитимность, т. е. признание права обществом, добровольное следование его принципам и нормам, активное использование предоставлен­ных правом возможностей для решения жизненных задач. Пра­восознание, характеризующееся положительным отношением к действующему праву, именуется лояльным.

На основе информационного и оценочного элементов фор­мируется - третий элемент -- волевой (праксиологический^). На­пример, узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использо­вать этот закон для реализации собственных задач или «обой­ти» его, строго исполнять этот закон или найти другие право­вые акты, более отвечающие интересам и потребностям — все это входит в волевой элемент правосознания. Волевую направ­ленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структур­ных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в правовом регулировании, в жизни человека и общества.

4. Виды правосознания. Для понимания того, что есть право­сознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Право­сознание делится на виды по различным основаниям.

4.1. В качестве основания разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину про­никновения в сущность права и правовых явлений в обществе. Здесь как бы дается качественная характеристика правосозна­ния. По этим критериям правосознание делится на три уровня.

Первый уровень — это обыденное правосознание. Этот уро­вень свойствен основной массе членов общества. Данный уро­вень правосознания формируется на основе повседневной жиз­ни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, зна-

1 Праксиология — область исследования, изучающая практическую деятельность.

Глава 17. Правосознание и правовая культура

комятся с правовыми предписаниями, решая свои повседнев­ные задачи, наблюдают юридическую деятельность государ­ственных органов, должностных лиц и т. д. Этот уровень пра­восознания характеризуется знанием общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственны­ми представлениями.

Второй уровень — это профессиональное правосознание. Этот уровень складывается в ходе специальной подготовки (напри­мер, в ходе обучения в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельно­сти. Данный уровень характеризуется специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Так, судьи в процессе вынесения решений по юридическим делам руководствуются законом и своим профессиональным правосознанием. Особен­но велика роль профессионального правосознания и значимость его проявления в странах англо-саксонской правовой системы, где распространенным источником права являются судебные прецеденты.

Формированию профессионального правосознания россий­ских юристов должно быть уделено особое внимание в совре­менных условиях, когда право становится все более значимым инструментом социального регулирования. Отсутствие профес­сионализма в правотворчестве и правоприменении — одна из бед нашего общества.

Третий уровень -- это научное, теоретическое правосозна­ние. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования обществен­ных отношений. Теоретическое правосознание играет важную роль при разработке правовой политики, т. е. путей, способов и средств воздействия на правовую ситуацию в обществе. Пе­ред российской правовой наукой стоит задача разработки пра­вовой идеологии, юридического мировоззрения, построенных на признании высшей значимости в жизненных делах право­вых ценностей и идеалов.

4.2. Правосознание можно разделить на виды по его субъек­там, носителям. По этим основаниям правосознание может быть индивидуальным, характеризующим правовые взгляды, эмо­ции одного человека, и коллективным.

К видам коллективного правосознания относится групповое правосознание, т. е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп: классов, слоев общества, профессио-

Раздел III. Право. Общие понятия

нальных сообществ. В ряде случаев правосознание одной соци­альной группы может существенным образом отличаться от правосознания другой. Например, зримые различия существу­ют в правосознании классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. В марксистско-ленинской лите­ратуре подчеркивается противоположность, противоречивость правосознания эксплуататоров и эксплуатируемых. Можно уви­деть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе. В профессиональном правосознании юристов можно проследить отличия во взглядах работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД России.

В отличие от правосознания устойчивых социальных групп и слоев выделяют массовое правосознание. Этот вид правосозна­ния характерен для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие обще­ственное правосознание. К общественному правосознанию мож­но отнести правовые воззрения наций и народностей.

Например, целым рядом особенностей отличается правосоз­нание российского общества. В работах русских философов и правоведов подчеркивались эти особенности. К. Д. Кавелин в статье «Взгляд на юридический быт древней России» указывал на предопределенность этих особенностей историческими ус­ловиями развития российского менталитета. Для русского на­рода характерен взгляд на право как обязательные предписания стоящих на вершине власти людей, что свойственно для об­ществ патриархального типа. Вл. Соловьев в работе «Оправда­ние добра» пишет, что право русским народом понимается как средство принудительного осуществления минимального доб­ра. Такое понимание права характерно для феодальных об­ществ, для неограниченных монархий, полицейских, тоталитар­ных государств, где право существует для пресечения пороч­ных, нерадивых, злых.

Для российского общества характерна подмена правосозна­ния этическими воззрениями. В течение столетий идеи права и свободы, правового государства и прав личности не имели ме­ста в русском историческом опыте. Российскому общественно­му сознанию присущ правовой нигилизм, неуважение к праву и закону. Э. Ю. Соловьев иронически замечает, что если обще­ственный договор по-европейски — это согласие подданных и власти об обоюдообязательном законе, то общественный до-

Глава 17. Правосознание и правовая культура

говор по-российски — это молчаливый сговор народа и власти об обоюдной безнаказанности при нарушении закона.

При достаточно очевидном отсутствии в истории нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей необ­ходимо указать на громадный вклад русских юристов, ученых и практиков в дело формирования права и правосознания в Рос­сии в конце XIX — начале XX в. Но процесс становления рос­сийского правосознания был прерван в 1917 г. Существенный урон зарождавшемуся российскому правосознанию нанесла марксистско-ленинская мысль об отмирании права. Не способ­ствовала развитию правосознания и правовая жизнь советского общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии вступило в XXI в. в условиях глубокого дефицита правопони-мания и правосознания. В этой ситуации вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития при­обретают особую значимость.

5. Правовая культура. Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и эконо­мическим строем качественное состояние правовой жизни обще­ства, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уров­не правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.

Категория «правовая культура» используется для характери­стики всей правовой надстройки, всей правовой системы стра­ны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных широких правовых категорий при анализе правовой куль­туры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяс­нение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном обществе. Понятие «правовая куль­тура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развиты­ми правовыми образцами, идеалами и ценностями.

Из определения, приведенного выше, следует, что правовая культура — это некоторое «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином со­стоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов. Какие же это подсистемы,

 

Раздел III. Право. Общие понятия

части или элементы? Каково, другими словами, «устройство» правовой культуры?

5.1. Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, на­сколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процеду­ры при решении споров, поиске компромиссов и т. д., насколь­ко информировано в правовом отношении население, его со­циальные, возрастные, профессиональные и иные группы, ка­ково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим сред­ствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д. Это первый эле­мент правовой культуры.

5.2. Уровень развития правового сознания может быть за­фиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в право­вом поведении, которые имеют и самостоятельные характерис­тики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культу­ры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической (деятельность ученых-юристов, обра­зовательная деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д.) и практической — правотворческой и пра-вореализующей, в том числе правоприменительной, деятельно­сти. Понятно, что правовая культура общества во многом зави­сит от уровня развития и качества правотворческой деятельно­сти по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юриди­ческом и многих других отношениях лица с соблюдением де­мократических и собственно юридических процедур и принци­пов.

Существенно влияет на правовую культуру общества и пра­воприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование об­щественных отношений на основе закона с целью его реализа­ции. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государ­ственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правопри­менителя и др.).

Говоря, например, об устройстве государственного аппарата вообще и правоохранительных органов в частности, нужно под­черкнуть необходимость совершенствования структуры и поряд-

Глава 17. Правосознание и правовая культура

ка подчиненности органов следствия, повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости и т. д. Требуется также внедрение новых принципов деятельности правоохрани­тельных органов (отказ от обвинительного уклона, обеспечение приоритета прав и свобод человека и т. д.), кардинальное воз­вышение третьей ветви власти в России — правосудия. Право­вая культура общества во многом определяется реальным пра­вовым поведением граждан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декла­рации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права.

5.3. Третьим элементом правовой культуры общества явля­ется уровень развития всей системы юридических актов, т. е. тек­стов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки пра­вовой культуры общества имеет система законодательства, ос­новой которой является конституция государства. Важен в це­лом и уровень развития вообще всей системы нормативно-пра­вовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных ор­ганов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т. е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и сво­боде. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать оп­ределения основных терминов и понятий, быть опубликован­ным в доступном для населения источнике и т. д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (институциональный, организационный, про­цедурный, финансово-экономический и др.).

При определении качества правовой культуры общества дол­жно учитываться и состояние индивидуальных правовых ак­тов — документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т. д.) и правореа-лизационных (договоры в хозяйственном обороте и т. д.).

На основании анализа указанных правовых актов, а также иных текстов правового характера (например, научных и пуб­лицистических текстов на правовые темы) можно сделать вы­вод об уровне развития не только правовой культуры общества,

Раздел 111. Право. Общие понятия

но и его культуры в целом. Ведь по дошедшим до нас памятни­кам права и иным правовым документам историки восстанав­ливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия в руках како­го-либо класса, социальной группы экономической и полити­ческой власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека.

5.4. Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осу­ществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результа­тах — правовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта -человека, группы людей, населения в целом. Правовая культу­ра общества выражается, таким образом, в уровне правового раз­вития субъекта — различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека. В последнем случае также надо учитывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний. О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т. е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уровень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сна­чала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образ­цы, к которым следует стремиться законодателю, правоприме­нителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построения правового госу­дарства и общества, в котором обеспечиваются соответствую­щие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.

6. Правовой нигилизмэто отрицательное отношение к пра­ву, закону и правовым формам организации общественных отно-

 

Глава 17. Правосознание и правовая культура

шений. Правовой нигилизм выступает в качестве антипода пра­вовой культуры. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А. И. Герцен отмечал, что «правовая необеспечен­ность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать без­наказанно; и совершенно так же поступает правительство»'. Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме. Классики марксизма-ленинизма в общем-то не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию комму­низма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме — в смысле права человека»2.

Правовой нигилизм может выступать в двух разновиднос­тях, или формах, — теоретической (идеологической) и практи­ческой. В первом случае имеет место теоретическое, концепту­альное обоснование правового нигилизма, когда ученые, фило­софы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая про­летарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливает­ся в террор государства против своего народа, в многомиллион­ные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и дол­жностных лиц, например органов безопасности, тюремной ад­министрации и т. д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).

Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм вос­производится самим государством в соответствующих масшта­бах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания,

1 Герцен А. И. Собр. соч. М., 1950. Т. 7. С. 251.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1988. С. 186.

Раздел III. Право. Общие понятия

которые устанавливаются законами и ведомственными норма­тивными актами. И тогда в обществе складывается широко рас­пространенный среди населения обыденный, массовый право­вой нигилизм. Кроме того, установленные государством пред­писания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находят­ся соответствующие объяснения и оправдания («в интересах на­рода», «для выполнения плана» и т. д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо про­тивоположное явление — правовой идеализм, или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возмож­ностей правовой формы. Это явление сопровождает человечес­кую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществ­ления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпо­ху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые за­коны, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Уди­вительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточ­ный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма и стереотипы правового нигилизма.

7. Правовое воспитание и правовое обучение. Правовое воспи­таниеэто целенаправленная деятельность по трансляции (пе­редаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколе­ния к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие право­вого сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом вос­питании, а о правовой социализации человека, когда он «вос­питывается» окружающей обстановкой в целом, всей юриди­ческой практикой и поведением людей, должностных лиц -представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных орга­нов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других пра­вовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового вос­питания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправ-

Глава 17. Правосознание и правовая культура

ленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, цен­ностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение -на когнитивно-рациональную, с целью информационно-озна­комительного воздействия на человека. Ценностное, эмоцио­нально-волевое воздействие, в свою очередь, очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невоз­можно воспитать у человека уважение к тем ценностям, кото­рые отсутствуют в общественном сознании и деятельности лю­дей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами пе­ред населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).

Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитате­лем может стать какой-либо выдающийся человек (А. Д. Саха­ров, А. Ф. Кони), который раскроет людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоя­нии государственному произволу.

8. Выводы. Для российского общества актуальной является задача разработки такой правовой идеи, которая соответствова­ла бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правово­го общественного порядка.

В деле повышения правовой культуры общества упор дол­жен быть сделан на правовое обучение, информирование насе­ления о существующих юридических предписаниях. Очень важ­но ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защи­щенности личности, а следовательно, и уровень правовой куль­туры, выше, чем в России. Тем более важно обучать этому бу­дущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от

Раздел III. Право. Общие понятия

произвола общества и государства, т. е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов об­щемировой, общечеловеческой морали, нравственности и куль­туры в целом.

 

Глава 18 Правовые отношения

...Юридическое отношение есть то же житейское, бытовое отношение, только регулируемое юридической нормой...

Н. М. Коркунов

1. Определение. Правоотношение — это возникающая на ос­нове норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные го­сударством.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.