Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии





7.1. В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает пробел в законодательстве. Пробелы в законодательстве возни­кают в основном вследствие двух причин: во-первых, в резуль­тате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть уч­тены законодателем; во-вторых, из-за упущений при разработ­ке закона.

Пробел в законодательстве — это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.

Сфера правового регулирования определяется законодателем по отраслям права посредством специализированных норм. Так, ст. 2 ГК РФ имеет заголовок «Отношения, регулируемые граж­данским законодательством». В п. 1 названной статьи предус­мотрено, что «гражданское законодательство определяет право­вое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственно­сти), регулирует договорные и иные обязательства, а также дру­гие имущественные и связанные с ними личные неимуществен­ные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников».

Вместе с тем для правоприменителя недостаточно определить правовой характер рассматриваемого случая. Ему необходимо знать, каковы его правовые последствия. Эту информацию он может получить из конкретных норм, в диспозициях которых сформулированы в общем виде права и обязанности сторон. Если таких норм нет, то налицо пробел в законодательстве. Как же должен поступить правоприменитель, например суд?

Во всяком случае, он не вправе отказать в рассмотрении дела. Например, в соответствии с предписанием ст. 4 Граждан­ского кодекса Франции судья не может отказываться от веде­ния дела «под предлогом отсутствия, неясности или недоста­точности соответствующего закона».

В таких ситуациях обычно используются специальные при­емы: аналогия закона и аналогия права.

7.2. Аналогия законаэто применение к не урегулированному конкретной нормой спорному отношению нормы права, регулиру­ющей сходные отношения. Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отноше­ния. Правило найденной нормы и используется в качестве пра­вового основания при принятии решения по делу.

Применение аналогии закона в случаях обнаружения пробе-па предусмотрено законодателем. Так, в ч. 3 ст. 11 Гражданско­го процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) шписано: «В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирую­щие сходные отношения (аналогия закона)...»

Раздел III. Право. Общие понятия

Следует отметить, что в гражданском праве для применения аналогии закона недостаточно отсутствия нормы, прямо регу­лирующей спорное отношение. Согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ не­обходимо также отсутствие соглашения сторон и применимого к спорному случаю обычая делового оборота.

7.3. Аналогия права — это применение к не урегулированному конкретной нормой спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законо­дательства.

Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права (общеправовые и отраслевые). При анало­гии права принципы выполняют непосредственно регулирую­щую функцию и выступают единственным нормативно-право­вым основанием правоприменительного решения.

Применение аналогии права, таким образом, обосновано при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законо­дательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона.

Аналогия права предусмотрена, например, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, а также п. 2 ст. 6 ГК РФ, где записано: «При невозможно­сти использования аналогии закона права и обязанности сто­рон определяются исходя из общих начал и смысла гражданс­кого законодательства (аналогия права) и требований добросо­вестности, разумности и справедливости».

Применение права по аналогии не допускается при опреде­лении мер уголовной или административной ответственности.

8. Толкование праваэто интеллектуально-волевая деятель­ность субъектов права по выяснению подлинного содержания пра­вовых актов в целях их реализации и совершенствования.

8.1. Признаки толкования. Толкование права — это деятель­ность субъектов права. Это не обычный мыслительный процесс, не просто акт познания, а именно интеллектуально-волевая, организационная деятельность, процесс, протекающий во вре­мени. Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение. Уяснение — процесс понимания, осоз­нания содержания правовых актов «для себя». Разъяснение же -объяснение, доведение усвоенного содержания «для других». Указанные элементы нельзя противопоставлять, ибо они тесно взаимосвязаны. Действительно, прежде чем разъяснять содер­жание права другим, субъект должен уяснить его для себя. С другой стороны, разъяснение иным субъектам необходимо для того, чтобы они, в свою очередь, это содержание уяснили.

Глава 19. Реализация, применение и толкование права

Толкование — это деятельность по выяснению смысла право­вых актов. Интерпретатор (субъект, толкующий правовой акт) не реализует норму права, а лишь уясняет ее содержание.

Объектом толкования выступают правовые акты. Нередко в литературе речь идет только о толковании норм права. Такая трактовка значительно принижает роль и значение толкования. Толкованию подлежат все правовые акты (правоприменитель­ные акты, договоры), а не только нормативные, содержащие нормы права.

Толкование — юридически значимая деятельность, ибо оно имеет цель — реализацию или совершенствование толкуемых актов. Действительно, без точного уяснения правового акта невозможна его реализация. Толкование здесь осуществляется не ради обычного познания, изучения правовых норм (хотя и такое познание, например в учебных целях, не исключается), а в целях их реализации.

8.2. Социальная и юридическая природа толкования. Более глу­бокий анализ явления позволяет характеризовать толкование права как особое социальное явление, как своеобразный фак­тор правовой культуры, момент существования и развития пра­ва, необходимое условие правового регулирования.

Необходимость толкования как юридического явления обус­ловлена рядом факторов.

Первый фактор связан с особенностями самого права как явления. Право, как известно, обладает специфическими при­знаками: особой нормативностью, общеобязательностью, фор­мальной определенностью, системностью, государственной га-рантированностью. Каждый из этих признаков по своему со­держанию вызывает необходимость толкования норм как условия их реализации.

Второй фактор исходит за особенностей правового регули­рования. Правовое регулирование — особое регулирование, от­личающееся от иных форм социального регулирования. Оно предполагает различные методы, способы, типы, режимы, юри­дические конструкции, включает несколько стадий. Поэтому реализация правовых актов не может осуществляться «автома­тически», «сама собой», а требует определенной мыслительной деятельности по их уяснению с учетом особенностей правовых актов и правового регулирования в целом.

Третий фактор. Необходимость толкования в праве вызыва­ется и возможными противоречиями между его формой и со-

'' I.-прии госуд. и права

Раздел III. Право. Общие понятия

держанием. Содержание права находит свое выражение в пра­вовых актах, которые не всегда адекватно отражают волю зако­нодателя. Низкий уровень юридической техники, недостатки технического порядка приводят к пробелам, противоречиям, искажению содержания права.

Четвертый фактор. Толкование права необходимо также в силу противоречия между стабильностью права, формальным характером правовых предписаний и динамикой общественных отношений. Нередко остающийся неизменным (в силу фор­мального, текстуального закрепления) закон реализуется в су­щественно изменившихся по сравнению с моментом его изда­ния условиях, что требует его осмысления.

С учетом сказанного можно говорить о специфическом юри­дическом толковании, отличном от иных видов толкования (на­пример, перевод текста с одного языка на другой, толкование химических формул, нотных записей и т. д.).

Специфика юридического толкования требует использования в этом процессе специальных процедур, технологий, способов.

8.3. Способы (приемы) толкования. Под способами толкова­ния понимается совокупность приемов и средств, используе­мых для установления содержания правовых актов.

В юридической науке и практике различаются следующие способы (некоторые авторы называют их «приемы») толкова­ния: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, телеологический и функциональный.

Грамматическое толкование. Всякий правовой акт представ­ляет собой выраженную словами мысль законодателя. Поэтому при толковании закона в первую очередь встает необходимость выяснения терминологического или грамматического содержа­ния отдельных понятий, из которых складывается содержание текста. Для этого сопоставляются грамматические формы слов (род, число, падеж и т. д.), выявляются связи между словами и предложениями, устанавливаются синтаксическая и морфоло­гическая структура предложения (знаки препинания, соедини­тельные и разъединительные союзы и др.). В этом смысле тол­кование правового акта сходно с уяснением смысла любых письменных источников (газетных или журнальных статей, ху­дожественных произведений и т. д.).

Логическое толкование. Это толкование правового акта по его смыслу с использованием законов логики. Именно посредством названного способа устанавливается весь объем содержания

Глава 19. Реализация, применение и толкование права

нормы, устраняются имеющиеся в ней неясности. Если грам­матическое толкование ставит своей задачей выяснение бук­вального содержания того, что закреплено непосредственно в тексте, то логическое имеет целью с помощью правил формаль­ной логики выявить то, что законодатель желал выразить в тек­сте закона, но не выразил. При этом наряду с правилами фор­мальной логики интерпретатор должен использовать и законы диалектической логики.

Систематическое толкование. Существование данного спо­соба толкования предопределено системностью права. Он зак­лючается в уяснении смысла конкретной нормы путем сопос­тавления ее с другими нормами или иными нормативными ак­тами. Нормы права не существуют независимо друг от друга, поэтому для полного и правильного уяснения смысла конкрет­ной нормы недостаточно ее текстуального анализа, а требуется исследование ее связей с другими предписаниями. Зачастую сам текст нормативного акта содержит основания для системати­ческого толкования. К нему, в частности, следует прибегать при реализации бланкетных и отсылочных норм, при наличии в них выражений типа «и другие», «в аналогичных случаях» и т. д.

Историко-политическое толкование предполагает учет исто­рической (экономической, социально-политической) обстанов­ки в стране на момент издания норм и на момент их реализа­ции. Такое толкование тем более необходимо в случаях, когда закон устарел и не отражает объективных условий времени его применения.

Специально-юридическое толкование основано на специаль­ных профессиональных знаниях правовой науки и юридичес­кой техники. При формулировании правовых предписаний за­конодатель использует разнообразные юридико-технические средства и приемы, различные методы, способы и типы право­вого регулирования, что и обусловливает потребность интер­претатора в специальных юридических (и прежде всего научно-теоретических) знаниях. Прежде всего это касается толкования специальных терминов («траст», «комитент», «акцепт» и др.). Однако этот способ толкования не сводится только к уяснению специальных терминов (тогда он отождествлялся бы с грамма­тическим толкованием). Интерпретатор должен обладать спе­циальными научно-теоретическими познаниями, используя зна­ние таких, например, категорий, как «тип правового регулирова­ния», «правовой режим», «юридическая конструкция» и др.

Телеологическое (целевое) толкование направлено на уяснение целей издания правовых актов. Подобное толкование необходи-

Раздел III. Право. Общие понятия

мо не всегда. Однако, если в стране резко меняется обществен­но-политическая обстановка, специфика обстоятельств дела, без выяснения цели невозможно принять правильное решение. Так, Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» имел целью «обеспе­чение и защиту конституционных прав граждан на землю». С учетом названных целей субъекты права и должны толковать (и применять) положения Указа, исходя из приоритетной цели защиты интересов именно граждан (а не организаций).

Функциональный способ. Предполагает, что интерпретатор толкует содержание нормы с учетом конкретных особенностей (места, времени, личности и т. д.). Прежде всего это касается толкования так называемых оценочных терминов («уважитель­ные причины», «значительный ущерб», «крайняя необходи­мость», «неблагоприятные условия» и т. д.). С учетом конкрет­ных условий одни и те же обстоятельства могут быть признаны уважительными или неуважительными, вред существенным или несущественным и т. п. Нередко законодатель прямо обязывает правоприменителя учитывать конкретные условия, т. е. обра­щаться к функциональному толкованию. Так, согласно ст. 81, 83 СК РФ размеры алиментов на содержание детей суд опреде­ляет «с учетом материального или семейного положения сто­рон и иных заслуживающих внимания обстоятельств». В каче­стве критериев толкования оценочных терминов выступают политические, нравственные, общесоциальные критерии.

Конечно, для уяснения содержания нормы не всегда возни­кает необходимость во всех способах толкования. Иногда мож­но ограничиться лишь грамматическим и логическим толкова­нием. Однако это не дает оснований игнорировать какой-либо из указанных способов, ибо бывает, что именно он позволяет правильно понять, «поставить точку» в уяснении содержания нормы и правильно применить ее на практике.

8.4. Субъекты толкования. Нормативные предписания могут толковаться любыми субъектами, их реализующими. Однако юридическое значение толкования различается в зависимости от того, кто толкует норму. А поэтому важно классифициро­вать виды толкования по его субъектам.

По этому основанию различают официальное и неофициаль­ное толкование.

Официальное толкование осуществляется компетентными органами, и его результаты обязательны для всех субъектов права. В свою очередь, оно подразделяется на аутентическое, легальное и правоприменительное.

Глава 19. Реализация, применение и толкование права

Аутентическое толкование производит орган, издавший нор­мативный акт. Какого-либо специального разрешения ему для этого не требуется, так как он делает это в силу своей право­творческой компетенции. Содержание аутентического толкова­ния может даваться как в тексте самого акта (посредством де­финитивных норм), так и в отдельном самостоятельном акте толкования.

Легальное толкование выполняет орган, специально уполно­моченный на то законом. Так, ст. 126 Конституции РФ указы­вает, что Верховный Суд РФ «дает разъяснения по вопросам судебной практики». Аналогичные разъяснения согласно ст. 127 Конституции РФ дает и Высший Арбитражный Суд РФ. Ис­ключительная компетенция Конституционного Суда РФ — тол­кование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ. Дает он толкование и норм самой Конститу­ции РФ (ст. 125 Конституции РФ). Правом официального тол­кования (разъяснения) положений избирательного законода­тельства пользуется Центральная избирательная комиссия РФ.

Указанные виды толкования носят нормативный характер, т. е. объектом толкования являются нормы права (нормативные акты) безотносительно случаев их конкретного применения.

Существует и ненормативное (казуальное), т. е. правоприме­нительное, толкование -- толкование, осуществляемое право­применителем на второй стадии процесса применения норм права. Напомним, что вторая стадия — это стадия, на которой выбираются и анализируются (т. е. толкуются) нормы права. Здесь процесс толкования неразрывно связан с процессом при­менения.

Другой вид толкования по субъектам — неофициальное тол­кование. Оно осуществляется различными субъектами, но его результаты не имеют общезначимого характера. Его подразде­ляют на обыденное, профессиональное и доктринальное.

Обыденное толкование дается любыми субъектами права. Его точность зависит от уровня их правосознания. Причем от ха­рактера такого «житейского» толкования во многом зависит состояние законности, ибо оно является основанием для юри­дической деятельности граждан, их правомерного поведения.

Профессиональное толкование осуществляется специалиста­ми — юристами. Критерием выделения этого вида толкования является не степень знания права, а профессиональная (но не правоприменительная) деятельность. Таковым является, напри­мер, толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в

 

Раздел III. Право. Общие понятия

судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда (поэтому такое толкование неофициальное), но его необходи­мость и порядок закреплены нормативно (например, в ст. 25.5, 25.11 КоАП РФ).

Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в области права в научных статьях, монографи­ях, комментариях. Иногда результаты такого толкования пуб­ликуются в специальных сборниках, содержащих научно-прак­тические комментарии действующего законодательства отдель­ной отрасли. Этими комментариями пользуются практические работники в правоприменительной деятельности.

8.5. Результаты толкования. Виды толкования по объему. Ре­зультатом толкования является уяснение подлинного смысла, закрепленного в письменных правовых актах. Однако смысл, содержание нормы далеко не всегда совпадают с ее текстуаль­ным выражением. Единство языка и мышления, слова и поня­тия не означает их тождества. Поэтому для юридической прак­тики важное значение имеет разграничение видов толкования по объему. По этому основанию различают буквальное, распро­странительное и ограничительное толкование.

Буквальное (адекватное) толкование означает полное соответ­ствие словесного выражения нормы ее действительному смыс­лу. Большинство норм толкуется именно буквально. Например, в ст. 37 Федерального закона «О банках и банковской деятель­ности» сказано, что «вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства». Здесь словесное выражение и смысловое содер­жание по объему совпадают, субъекты данного правоотноше­ния перечислены полностью.

По-иному изложена ст. 1068 ГК РФ, предусматривающая ответственность за вред, «причиненный гражданину или юри­дическому лицу в результате незаконных действий государ­ственных органов, органов местного самоуправления либо дол­жностных лиц». Будет ли возмещен ущерб, если вред нанесен иностранцу либо лицу без гражданства? По-видимому, на этот вопрос следует дать утвердительный ответ, хотя в тексте зак­реплен только один субъект — гражданин. Такое толкование, когда смысл нормы шире ее буквенного закрепления, опреде­ляется как распространительное толкование. Его не следует отождествлять с применением права по аналогии. При анало­гии закона определенные акты не охватываются не только смыслом, но и буквой закона, ибо законодатель вообще не пре-

Глава 19. Реализация, применение и толкование права

дусмотрел аналогичные обстоятельства. При распространитель­ном же толковании факты, относящиеся к делу, охватываются смыслом закона, хотя и не получили точного и полного зак­репления в тексте нормативного акта.

При ограничительном толковании содержание нормы права оказывается уже ее текстуального выражения. Так, в ст. 34 СК РФ говорится, что «имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью». Однако неред­ки случаи, когда супруги, не расторгнув брака, проживают раз­дельно. Является ли при таких условиях нажитое ими имуще­ство совместным? В данном случае, видимо, необходимо тол­ковать норму права ограничительно (т. е. не во всех случаях нахождения в браке, а лишь при условии совместного прожи­вания). Точно так же в данной статье ограничительно следует трактовать и термин «имущество». В соответствии со ст. 36 СК РФ вещи индивидуального пользования (одежда, обувь), при­обретенные во время брака, не являются общим имуществом, а признаются имуществом супруга, который ими пользуется.

Необходимость ограничительного и распространительного толкования определяется самим интерпретатором. Однако в некоторых случаях на такую необходимость указывает сам за­конодатель. Например, перечень случаев, требующих распрост­ранительного толкования, нередко сопровождается выражени­ями «и т. д.», «и другие». Ограничительное толкование может вытекать из наличия специальной нормы, которая ограничива­ет действие общей нормы, делает из нее изъятия. Кроме того, во избежание субъективизма юридическая наука и практика выработали ряд правил. Так, например, распространительно толкуются незавершенные перечни, но недопустимо их огра­ничительное толкование. Нельзя давать распространительное толкование при наличии исчерпывающих перечней. Точно так же оно недопустимо при толковании санкций и положений, составляющих исключение из правила.

8.6. Функции толкования. Толкование как специфическая юридическая деятельность имеет важное значение для правово­го регулирования, является необходимым условием существо­вания и развития права. Оно выполняет следующие функции.

Познавательная функция — вытекает из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, со­держание правовых предписаний.

Конкретизационная функция. При толковании правовые пред­писания зачастую конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств.

Раздел III. Право. Общие понятия

Регламентирующая функция. Официальное нормативное тол­кование как бы завершает процесс нормативной регламентации общественных отношений. Это значит, что субъекты права в ходе реализации должны не только руководствоваться норма­ми, но и учитывать результаты их официального толкования, содержащиеся в интерпретационных актах.

Правообеспечительная функция. Некоторые акты толкования издаются для обеспечения единства и эффективности правопри­менительной практики. Таковы, например, разъяснения Центр­избиркома о порядке применения норм избирательного зако­нодательства.

Сигнализаторская функция. Толкование нормативных актов позволяет обнаружить их недостатки технического и юридичес­кого характера. Это является «сигналом» для законодателя о необходимости совершенствования соответствующих норм.

В конечном же счете толкование имеет целью обеспечение законности в правоприменительной и в целом правореализа-торской деятельности, повышение эффективности правового регулирования, обеспечение и защиту прав и свобод граждан.

8.7. Интерпретационные акты — это правовые акты компе­тентных государственных органов, содержащие результат офи­циального толкования.

Их особенности следующие.

Прежде всего, интерпретационные акты — это акты право­вые. Следовательно, они обладают всеми признаками таковых (напомним, что правовыми актами являются также норматив­ные и правоприменительные акты). Они издаются и обеспечи­ваются государством, письменно закреплены, обязательны для реализации. По другим же признакам интерпретационные акты отличаются от иных правовых актов.

Интерпретационный акт — результат толкования правовых норм. Другие акты — результат иной деятельности: правотвор­чества или правоприменения. Эти виды правовой деятельности имеют различное назначение, процедуру, нормативное закреп­ление.

Нормативный акт содержит нормы права, правопримени­тельный — индивидуальные правовые предписания. Интерпре­тационный акт лишь толкует, разъясняет указанные акты.

Виды интерпретационых актов. Как указывалось выше, субъектами официального толкования являются высшие судеб­ные органы. Издаваемые ими интерпретационные акты назы­ваются постановлениями.

Глава 19. Реализация, применение и толкование права

Постановления Пленума Верховного Суда РФ публикуются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации», поста­новления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ — в «Вес­тнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», постановления Конституционного Суда РФ — в «Собрании за­конодательства Российской Федерации» и «Вестнике Консти­туционного Суда Российской Федерации».

8.8. Юридическая природа актов легального официального тол­кования. В науке неоднократно поднимался вопрос о юридичес­кой природе актов официального толкования. Основания для постановки подобного вопроса дает действующее законодатель­ство. Так, п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено, что «по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обяза­тельные для арбитражных судов в Российской Федерации». Ис­ходя из этого, отдельные авторы полагают, что указанные поста­новления содержат правовые нормы, общеобязательные правила поведения. Другие авторы с подобной точкой зрения не соглас­ны, полагая, что эти акты норм права не содержат.

Действительно, судебные органы не обладают правотворчес­кой компетенцией. Согласно конституционному принципу раз­деления властей -- это органы правосудия. Акты же высших судебных органов, в которых дается токование нормативных актов, — акты интерпретационные. Эти акты не содержат но­вых норм, а лишь разъясняют содержание интерпретируемых. Они неотделимы от толкуемого акта и разделяют его судьбу. Нельзя понимать интерпретационные акты и как прецедент. Как правило, постановления высших судебных инстанций не содержат решение конкретного дела, а делают предписания по результатам обобщения судебной практики. Обобщение же практики нельзя признавать прецедентом, который образуется как результат разрешения конкретного дела.

В науке было предложено оригинальное компромиссное ре­шение проблемы. По мнению некоторых авторов, предписа­ния общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах, следует считать не нормами права, а правоположениями. В отличие от норм они не имеют юридической силы, но име­ют юридическое значение. Последнее проявляется в том, что правоприменительные органы (нижестоящие суды) должны при решении конкретных вопросов учитывать содержание правоположений. Однако при этом они не могут составлять

основу правоприменительных решений. Правотворческие органы, в свою очередь, должны следить за правоприменитель­ной практикой и оперативно вносить изменения в действую­щее законодательство, базируясь на сформировавшихся пра-воположениях.

Сложнее обстоит дело с природой актов Конституционного Суда РФ, который осуществляет толкование нормативных ак­тов с точки зрения соответствия их Конституции РФ. Действи­тельно, правовое предписание, признанное Конституционным Судом РФ неконституционным, утрачивает юридическую силу, перестает действовать. То есть постановление в этом слу­чае содержит оперативную норму. Что же касается норматив­ных регулятивных предписаний, то оно не должно их содер­жать. Конституционный Суд РФ лишь отменяет действие нор­мы, но не устанавливает новой. И если в постановлении содержится конкретное предписание (что иногда имеет мес­то), суд в данном случае выходит за пределы своих полномо­чий. Изменение законодательства, формулировка новых, со­ответствующих Конституции РФ норм — это прерогатива за­конодателя.

8.9. Толкование договоров. Осуществляя правосудие по граж­данским делам, судебные органы толкуют не только норматив­ные акты, но и договоры, условия которых и составляют пред­мет гражданского спора. В условиях проведения экономических реформ роль договоров значительно возрастает, что актуализи­рует необходимость их толкования и научно-теоретического ана­лиза этого процесса. На данное обстоятельство обратил внима­ние и законодатель, закрепив этот процесс в ст. 431 ГК РФ, которая специально посвящена толкованию договоров.

Толкование договоров следует рассматривать как особый вид юридического толкования, характеризующийся определенными особенностями, отличающими его от толкования нормативных и правоприменительных актов. Эта специфика определяется субъектом и предметом толкования, особенностями его содер­жания, специфическими принципами и выполняемыми функ­циями.

В качестве субъекта этого вида толкования Гражданский кодекс РФ определяет суд. Но это верно лишь применительно к субъектам официального толкования. Толкование договора может быть и неофициальным, осуществляться сторонами про­цесса, третьими лицами, прокурором, иными лицами, участву­ющими в деле.

В качестве объекта толкования выступает договор — право­вой акт, определяющий права и обязанности сторон. Посколь­ку смысл гражданско-правового спора как раз и заключается в споре о смысловом содержании договора, его толкование -объективная необходимость.

Спецификой обладает содержание толкования договора. В договоре как правовом акте, закрепившем двустороннюю сделку, заключена воля договаривающихся сторон. В этом глав­ное отличие договора от нормативного акта, определяющее де­ятельность интерпретатора. Если в нормативном акте закреп­лена единая воля законодателя, то в договоре -- совместная воля по меньшей мере двух субъектов, интересы и цели кото­рых не всегда совпадают.

Поэтому суд прежде всего должен выявить цели, которые ставят перед собой договаривающиеся стороны. При этом вы­является юридическая значимость и законность договора как сделки, которая не должна быть мнимой, притворной и т. д.

Сказанное позволяет сделать вывод, что цели толкования договора не сводятся только к анализу текста и выявлению вы­раженной в нем воли сторон. Толкование имеет, кроме того, регулятивную, конкретизационную, обеспечительную и делик-тологическую функции. В отличие от нормативных актов при толковании договоров осуществляется и восполнительная фун­кция (восполнение пробелов). Нередко гражданско-правовой спор возникает именно из-за полного отсутствия в договоре словесного описания ситуации, по поводу которой он возник. В таких случаях суд должен восполнить недостающие условия договора, выявив при этом и характер упущения: умышлен­ный или случайный. Таким образом, толкование договоров является весьма частой, актуальной для практики формой юридической деятельности. Юрист должен знать ее особенно­сти и умело применять их в правоприменительной деятельно­сти.

9. Выводы. Нормы права и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности, как правило, реализуются добровольно участниками правовых отношений.

Когда возникают препятствия, реализация права осуществ­ляется через процедуру применения права компетентными орга­нами и должностными лицами, которые властно определяют права, обязанности или меры ответственности конкретных лиц.

Результаты процесса правоприменительной деятельности официально закрепляются в актах применения права.

 

Глава 20. Правомерное поведение. Правонарушение

Глава 20







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.