Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 27 Правовая система российского общества





Есть ли исторический путь России тот же, что и у Западной Европы, то есть путь общечеловеческого прогресса и общече­ловеческой цивилизации, и особенность России в ее отсталости, или у России осо­бый путь и ее цивилизация принадлежит другому типу?

Н. А. Бердяев

1. Исторические и социально-культурные истоки российской пра­вовой системы. Ее особенности и связь с правовыми системами мира

1.1. Становление и развитие российской правовой системы происходило по общим законам, присущим становлению и раз­витию любой правовой системы, хотя в этих процессах были и свои особенности. Глубинные истоки правовых представлений, представлений о правильном, справедливом, нормальном, ле­жат еще в мифологии, в которой тот или иной этнос осознает окружающую природную и социальную действительность, са­мого себя, свое происхождение, нормы и обычаи своей жизни.

В правовую систему через юридические тексты, тесно свя­занные с текстами народной устно-поэтической традиции, про­никли не только те или иные языковые формулы и конструк­ции, но и наиболее устойчивые и глубокие мифологические образы и представления древних людей о порядке, гармонии и дисгармонии, нарушении порядка и его восстановлении, о деянии и воздаянии, норме, обычае и последствиях их нару­шения, т. е. все то, что может рассматриваться как некий предправовой материал, на котором базировалась в период ста­новления правовая культура, из которого складывались юриди­ческие традиции. Причем в каждой культуре эти образы и идеи осознавались в своих понятиях, категориях и с большей или меньшей глубиной и основательностью входили в быт и при­вычки народа. Например, в древнерусской традиции такие идеи выражались в категориях «правда» и «кривда», «суд» и «ряд», «преступление», в древнегреческой традиции — «дике», в рим­ской — «эквитас». Можно сказать и более определенно: многие языковые формулы и конструкции, встречающиеся в мифопоэ-тических текстах, потому и проникли в правовую ткань, что в правовое сознание вошли выражаемые с их помощью предпра-вовые мифологические образы и представления, соответствую­щий менталитет древних людей.

Глава 27. Правовая система российского общества

Если сравнить древнерусскую мифологию с мифологией этно­сов, известных своей высокой правовой культурой (например, с древнегреческой, древнеримской), то можно обнаружить, что древнерусская мифология, языческая религия сосредоточены глав­ным образом на осознании и понимании восточными славянами природных явлений и процессов. Славянская мифология носила в основном аграрный, природный характер. Древнерусский че­ловек не выделял, не воспринимал и не осознавал еще с доста­точной четкостью социальности своего бытия, его нормативно­сти, упорядоченности и иных характеристик, складывающихся в предправовой комплекс. Он был погружен в природность, на-турность, в кровнородственные (те же природные) связи и за­висимости. Языческая религия, как известно, была бедна орга­низационными, нравственными и общественными идеалами.

Трудно найти в древнерусской и русской мифологии те об­разы и идеи, сюжеты и представления, которые у греков, на­пример, воплотились в мифах о Фемиде (богине правосудия, основе правопорядка) и ее дочерях — Эвномии (благозаконие), Дике (справедливость), Ирене (мир). Эти последние, хотя и имели архаические, природно-аграрные черты, вместе с тем, будучи дочерьми Зевса и Фемиды, упорядочивали жизнь чело­века, вносили в нее установленную периодичность, наблюдали за ее закономерным течением. У римлян предправовые пред­ставления воплотились в Юстиции (правосудие, право), обоже­ствляемом (с I в.) понятии, в Эквитас (справедливость), часто изображавшейся женщиной с весами.

В русской мифологии мы не найдем весов — важного и необ­ходимого для внедрения в жизнь правовых начал символа пред-права, свидетельствующего об осознании людьми таких понятий, как мера, мерность, соразмерность деяния и воздаяния за него и т. д. В то же время славянские Правда и Кривда, Суд (Усуд) во многом близки символу Доли, т. е. непостижимой, трансценден­тной (а не социальной) силе, предопределяющей как аграрно-природные события, так и всю жизнь человека. Это говорит о слабом осознании русским человеком возможностей своей соци­альной деятельности, о его подчиненности внешним природным и потусторонним силам. Этнос же, осознавший и переосмыс­ливший в достаточной мере и с достаточной глубиной всю сово­купность предправовых образов и представлений, сюжетов и идей, в большей степени подготовлен к восприятию и усвоению правовых форм и институтов, чем народ, не прошедший цели­ком этой стадии социального и материального развития, но стол­кнувшийся с правовыми формами раннеклассового общества.

Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

Право, правовая система и правовая культура экономически сопряжены с индивидуальной собственностью, а идеологичес­ки, точнее, духовно — с осознанием человеком своей индиви­дуальности, самостоятельности, собственной сущности. Эти понятия близки и с точки зрения происхождения, этимологии: индивидуальность, самостоятельность и собственность, присво­ение имущества, где слово «собственность» образовано от слова «себе» и означает «принадлежащее индивиду». Коллективные формы собственности и соответствующие им формы социаль­ной организации жизни (первобытный коллективизм, различ­ные разновидности общины) на первых этапах становления и развития общества противостоят выделению индивидуальной собственности, формированию человеческой индивидуальнос­ти, а также формированию полнокровного права, правовой си­стемы, которые представляют собой средство защиты индиви­да, личности от произвола общества и государства.

Коллективная форма общежития русского крестьянства -община — была одним из фундаментальных факторов развития российского общества, значительно повлиявших на его полити­ческую и духовную жизнь и культуру. Община — универсальная форма организации аграрных и иных ранних обществ, через ко­торую прошли (или проходят) все народы мира. Специфика же русской общины заключается в медленном преодолении родо­вых, патриархальных пережитков, в широких правах общины на все земли ее территории и крайне слабом в силу этого раз­витии частной собственности, в значительной роли общины в решении хозяйственных вопросов, касающихся ее членов, дли­тельном ее существовании в национальных масштабах и др.

Сильная община препятствовала становлению индивидуаль­ного начала в хозяйственной и духовной жизни, создавала ус­ловия для почти полного поглощения лица миром и рациональ­ного отрицания всякого личного права. Поэтому и «стоимость» персонифицированных воплощений коллектива (князя, дру­жинника, общинного имущества), являющегося главной цен­ностью в обществе, в ранних правовых памятниках была во много раз выше и посягательства на них наказывались гораздо строже. Например, жизнь боярина, дружинника, других при­ближенных князя по Русской Правде оценивалась в 80 гривен штрафа, а жизнь смерда или холопа — лишь в 5.

И тем не менее русское право, российская правовая система в целом, как и любая другая правовая система, формировались с ориентиром на личностные начала, хотя сперва это была лич­ность главным образом представителя господствующего класса.

Глава 27. Правовая система российского общества

Так, из 43 статей краткой (одной из самых ранних) редакции Русской Правды 40 были прямо посвящены защите от преступ­ных посягательств личности и собственности (которая является лишь экономическим выражением личности).

Вообще все известные истории первые или ранние юриди­ческие акты, закрепляющие права и свободы личности, были созданы представителями господствующего класса собственни­ков и направлены прежде всего на защиту последнего: будь то греческое или римское законодательство, созданное классом рабовладельцев, -будь то любое иное законодательство или от­дельные правовые акты. Например, Великая хартия вольностей 1215 г. уже закрепляла положение от том, что ни один свобод­ный человек не может быть заключен в тюрьму, изгнан из стра­ны, лишен имени иначе как по приговору, вынесенному рав­ными по положению судьями и по законам страны. Аналогич­ные положения содержат знаменитый Хабеас корпус акт 1679 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и т.д. Лишь в XX в. общее развитие мировой цивилизации, лич­ностного начала в культуре, понимания самоценности и уни­кальности человека привело к тому, что право в демократичес­ких обществах стало распространяться на всех, стало инстру­ментом защиты всех и каждого.

Формирование господствующего слоя как носителя право­вых начал долгое время основывалось на кровнородственных отношениях, ему было присуще понимание больше родовой, чем личной чести. Геополитическая ситуация на Руси, необхо­димость консолидации перед лицом внешней угрозы привели к тому, что государственность складывалась в форме деспотии, жестоко подавляющей свой народ и отчасти господствующий слой тоже. Уничтожение родовой знати, замена ее новым оп­ричным, служилым классом вызвали рост холопского самосоз­нания даже в среде правящего класса. Отношения рабской под­чиненности деспоту, а по сути дела, отрицание за собой вся­ческих прав и гарантий нашли отражение в обращении к деспоту: даже крупнейшие представители правящего слоя на­зывали себя «последними холопами».

В выборе деспотического (а тем самым, добавим, внеправо-вого) пути развития Руси «колоссальную роль сыграла гибель именно господствующего класса»1. Уничтожение последнего происходило не только в физическом смысле. Он превращался в несамостоятельное, хотя и самое высокое сословие в обще-

1 Юрганов А. У истоков деспотизма // Знание — сила. 1989. № 9. С. 25.

Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

стве. Поэтому, кстати говоря, данному сословию вряд ли мог быть известен в развитом состоянии институт рыцарства — са­мозащиты своего субъективного права, чести (хотя отдельные зачатки этого института на Руси были). Государство подчинило себе все слои общества и все институты, включая церковь. Никакая сила не могла составить ему оппозицию, которая была бы способна породить полноценную правовую систему, изба­вить русскую историю от многих бед, страданий и трагических потрясений.

Выдающийся русский философ В. С. Соловьев связывал об­щее возрождение и успешное развитие России, русской нации с необходимостью отказа от права силы, от деспотизма и наси­лия, с обретением веры в силу права. Он писал: «Одно только мы знаем наверное: если Россия... не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренно и крепко духовной свободы и истины — она никогда не может иметь прочного успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних»1.

1.2. В 60-е гг. XIX в. в стране появляются благоприятные условия для развития правовых начал, что выразилось в осво­бождении крестьянства от крепостной зависимости и в разво­рачивании крупнейшей в истории нашей страны правовой ре­формы, заложившей основы правовой государственности в Рос­сии. Если предшествующая история характеризуется некоторой задержкой правового развития (сильные общинные традиции, правовой нигилизм и т. д.), то конец XIX — начало XX в. зна­менуются невиданным ранее подъемом в правовой сфере в ре­зультате формирования новых социальных сил и слоев, являю­щихся носителями правовых чувств и понятий, требований и представлений: нарождающейся буржуазии и разночинной ин­теллигенции прежде всего.

В процессе правовой реформы в России была ликвидирова­на сословность суда, провозглашено равенство всех перед су­дом и законом, было произведено отделение суда от админис­тративной власти, установлены выборность и несменяемость судей, коллегиальность рассмотрения дел и состязательность процесса, провозглашены гласность суда и право на защиту, введен институт присяжных заседателей. Таким образом, в кон­це XIX — начале XX в. в России был заложен основательный, хотя и непрочный фундамент современной правовой государ­ственности, позволяющий, если бы у нас продолжалось эволю-

1 Соловьев В. С. Литературная критика. М., 1990. С. 294—295.

Глава 27. Правовая система российского общества

ционное развитие, выйти в XX в. на передовые рубежи миро­вой правовой культуры. Что же касается русской либеральной правовой мысли — работ Б. Н. Чичерина, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского и др., — то она уже в то время находилась на уровне передовых правовых теорий.

Развитие российской правовой системы в X—XIX вв., вос­приятие ею византийской культуры, православия, духа поздне-римского права, а также североевропейских влияний позволя­ют сделать вывод о вхождении ее в романо-германскую семью правовых систем на правах особой — евразийской — разновид­ности. Особенности эти заключаются в следующем.

Первая особенность. Высокая, приоритетная защита общих интересов, общего дела, духа соборности в ущерб личным при­тязаниям индивида, его правам и интересам, составляющим, с нашей точки зрения, смыслосодержательный корень, основа­ние права и правовой культуры как таковых.

Вторая особенность. Слабость личностного и, следователь­но, правового начала в культуре вообще.

Третья особенность. Широкое распространение неправовых регуляторов в обществе: моральных, морально-религиозных, корпоративных, традиционных и т. д.

Четвертая особенность. Отрицательное отношение право­славной религии к фундаментальным устоям правового обще­ства, а тем самым и к праву, правовой культуре. Известный русский философ и богослов С. Булгаков писал, что «правосла­вие не стоит на страже частной собственности», не защищает капиталистическую систему хозяйства и, напротив, положитель­но относится к социализму (как идеалу: Достоевский говорил, что православие есть наш русский социализм), аскетизму, по­слушанию и смирению1 в противоположность отстаиванию лич­ностью своих прав и свобод.

Пятая особенность. Высокая степень «присутствия» государ­ственности в общественной жизни, в государственной идеоло­гии, огосударствление многих сторон общественной жизни, подчиненность права государству и т. д. Возможно, это реакция на слабость государственного начала на ранних этапах россий­ской истории. Здесь же можно указать и на другую сторону медали: обусловленное огосударствлением общественной жиз­ни слабое развитие структур гражданского общества, которые и

1 См.: Булгаков С. Православие: Очерки учения православной цер­кви. М., 1991. С. 361-362, 366-367.

14 Теория госуд. и права

408 Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

обеспечивают во многом эффективность правового регулирова­ния в странах с развитым правовым государством, с развитой правовой системой.

2. Особенности советской правовой системы. В 1917 г. в на­шей стране был начат коммунистический эксперимент — стро­ительство принципиально нового общества, которое должно было, по мысли его организаторов, основываться на всеобщем равенстве и свободе человека труда, всеобщем счастье и отсут­ствии эксплуатации человека человеком. Попытки насиль­ственного и ускоренного внедрения названных идеалов в жизнь обернулись трагедией для России. И в этом величай­ший исторический парадокс почти 75-летнего развития нашей страны: оказывается, метод насильственного осчастливливания масс уничтожает саму эту благую ц'ель — счастье людей.

Социалистическое общество радикально отличается от ка­питалистического, приближаясь, если воспользоваться марксо-вой схемой типологии истории, к феодальному1. Однако более точным будет выделение социализма и присущей ему государ­ственно-правовой системы в отдельный (одноименный) тип общества и соответствующую социалистическую семью право­вых систем. Советская правовая система — конкретно-истори­ческий тому пример и характеризуется следующими особенно­стями.

2.1. Первая особенность состоит в том, что советская право­вая культура была пронизана официальной идеологией марк­сизма-ленинизма. Это сближало ее с религиозными правовыми системами, которые также основаны на идеологии (только ре­лигиозной) и зависят от официальных толкователей ее истин и положений. В советской правовой системе идеологизация на­ходила свое яркое выражение в социально-классовом (а не в строго юридическом, как в романо-германской или прецедент­ной правовой системах) подходе к субъектам права, в том числе к обвиняемым.

Идеологизированность правовой системы проявлялась так­же в приверженности ее к всевозможным политическим кампа­ниям, театрализованным судебным представлениям — «судеб­ным» процессам над «врагами народа», в ориентации не на за­кон и закрепленные в нем строгие юридические критерии, а на общий партийный дух — линию партии, на решения ее съез­дов, пленумов, установки и указания партийных вождей. После

1 См.: Тилле А. Право абсурда. Социалистическое феодальное пра­во. М., 1992.

Глава 27. Правовая система российского общества

1917 г. в первое время основным источником права было рево­люционное правосознание, впитавшее идеологию большевиз­ма. В последующем законодательство использовалось главным образом не для регулирования общественных отношений, а для пропаганды коммунистической идеологии.

Наконец, с организационной точки зрения идеологизация правовой системы обнаруживала себя в прямом вмешательстве коммунистической партии в юридическую практику — право­творчество, правоприменение, юридическое образование. Все мало-мальски важные посты в правоохранительных органах были заняты членами РКП(б), ВКП(б), КПСС, ее лидеры в отдельные периоды советской истории отправляли судебные функции (печально знаменитые «двойки» и «тройки»).

2.2. Вторая особенность, вытекающая из самой сущности коммунистической идеологии, состоит в отрицательным отно­шении правящего слоя, а затем и воспитуемого им в этом духе населения к праву, в отношении к последнему как к вы­нужденному злу, подлежащему преодолению и отмиранию в будущем. Сразу после 1917 г. в советской юридической литера­туре право оценивалось как контрреволюционный предмет, как еще более опасное, чем религия, снадобье, опиум для народа (Г. А. Гойхбарг, М. А. Рейснер). Однако постепенно советская власть стала использовать право (и государство тоже), его мощ­ные регулятивные возможности в своих интересах, хотя назван­ная особенность — правовой нигилизм — так и не была, да и не могла, по-видимому, быть преодолена в советской системе.

2.3. Третья особенность советской правовой системы — аб­солютный примат интересов государства над интересами лич­ности. Государственные преступления подлежали самым суро­вым наказаниям, посягательства на социалистическую (государ­ственную) собственность наказывались более сурово (вплоть до смертной казни), чем на личную собственность. Государствен­ная собственность в гражданско-правовых отношениях подле­жала приоритетной и исключительной защите.

Так, в соответствии с ГК РСФСР 1964 г. (даже в редакции 1987 г.) на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения негосударственных организаций или граждан не распространя­лась никакая давность, его истребование могло производиться и у добросовестного приобретателя. Когда у частных лиц по постановлению правоохранительных органов (дознания, пред­варительного следствия, прокурора или суда) изымались драго-

Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

ценные металлы и алмазы, то им при вынесении оправдатель­ного приговора выплачивалась лишь стоимость изъятых ценно­стей (принцип «Все равно виноват»). И наоборот: на основное государственное имущество (основные средства) взыскание кре­диторов не могло быть обращено ни в коем случае. Что касает­ся прочего государственного имущества, то на него взыскание обращаться могло, но лишь с определенными изъятиями. В процессуальном праве также действовал принцип приоритет­ной защиты интересов государства.

Сфера частного права была резко сужена — объем свободно­го усмотрения частных лиц ограничивался бытовыми вопроса­ми и семейными отношениями. Публично-правовое регулиро­вание, напротив, стало господствующим, довлеющим, всеохва­тывающим.

Советская правовая система в целом базировалась на идее обязательств человека перед государством. В отношениях этих двух субъектов господствовал разрешительный правовой режим для первого и общедозволительный для второго: гражданину можно было делать лишь то, что ему разрешало государство; последнее же могло запрещать все, что считало нужным и по­лезным для дела строительства социализма и коммунизма (на­пример, устанавливать предельные нормы площади и размеры для участков и домов индивидуальной застройки, предельные высоту и площадь домиков в садоводческих товариществах и т.д.).

Отношение партийно-государственного руководства к пра­вам человека было резко негативным. Гражданские и полити­ческие права граждан оценивались как второстепенные в срав­нении с социально-экономическим минимумом (или правами) населения и уверенностью в завтрашнем дне. Отрицались и нарушались международные стандарты прав человека, широко практиковался принудительный труд, свобода передвижения была крайне ограниченной.

2.4. Четвертая особенность заключается в том, что судебная система находилась в полной зависимости от партийно-госу­дарственного руководства, а ее деятельность отличались кара­тельной направленностью против инакомыслящих, инквизици­онными следственными и судебными процедурами, нарушени­ем права обвиняемого на защиту, объективным вменением (к уголовной ответственности, например, привлекались члены семьи изменника родины даже в том случае, если они ничего не знали и не могли знать о его действиях), жестокостью (рас-

Глава 27. Правовая система российского общества

стрел за хищение социалистической собственности в любых формах и размерах, уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины, возможность применения за ряд пре­ступлений высшей меры наказания -- расстрела — для лиц с 12-летнего возраста) и т. д. Наконец, до середины 50-х гг. ши­роко практиковались внесудебные расправы, проводился мас­совый террор и т.д., что позволяет говорить лишь о псевдо­юридической оболочке всех этих действий и органов, их осу­ществляющих, но не о праве как таковом. Во второй половине 50-х гг. наиболее одиозные из перечисленных характеристик со­ветской правовой культуры стали преодолеваться, массовый террор был прекращен.

2.5. Пятой особенностью советской правовой системы явля­ется то, что роль закона сводилась практически на нет, так как общие, принципиальные положения устанавливались партий­ными директивами, а «технические», детальные вопросы соци­ально-правовой регламентации разрешались в ведомственных актах органов управления. Большую роль играли секретные, нигде не публикующиеся, инструкции и указания партийных органов разного уровня и других ведомств.

Вместе с тем — и в этом парадокс советской системы — ко­нечной целью развития были провозглашены, как уже отмеча­лось, интересы человека труда, и поэтому она наряду с нега­тивными чертами имела и серьезные импульсы позитивного развития, хотя иногда чисто формального. Государство прово­дило работу по систематизации и кодификации законодатель­ства, писались и принимались конституции СССР, насыщен­ные декларативными положениями основы законодательства, кодексы и другой нормативно-правовой материал. Обращалось внимание на необходимость учета требований и запросов тру­дящихся, защиты их прав и свобод (естественно, в тех облас­тях, где это не приходило в противоречие с глубинными осно­вами советской социалистической системы).

Следует также подчеркнуть, что советская правовая культу­ра прошла несколько периодов в своем развитии, и названные выше особенности присущи им в разной мере.

Так, этап становления характеризуется, с одной стороны, сломом старой правовой системы и правовых учреждений, мак­симальным революционным «творчеством» и произволом, а с другой - - стремлением построить новую правовую систему (принятие Конституции РСФСР 1918 г., Гражданского, Уголов­ного, Земельного, Гражданского процессуального, Уголовно-

Раздел IV. Человек, государство и право в современном мире

процессуального кодексов, Кодекса законов о труде, построе­ние новой судебной системы). С начала 30-х и до середины 50-х гг. в стране действовал тоталитарный режим с практичес­ки полным уничтожением истинно правовых реалий, несмотря на фиктивно-демонстративные действия по принятию массы за­конодательных актов, в том числе и Конституции СССР 1936 г.

Середина 50-х -- конец 80-х гг. -- эпоха либерализации, приведшая к смене общественно-политического строя, распаду СССР и изменению всех ориентиров развития, фундаменталь­ных ценностей общественной системы в целом. Этот период характеризовался некоторыми технико-юридическими достиже­ниями в законодательной сфере (кодифицированы все основ­ные отрасли права, приняты Конституция СССР 1977 г., ряд законов декларативно-демократической направленности, на­пример Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организа­циями 1983 г.).

С конца 80-х гг. мы являемся свидетелями кардинальной переделки нашей правовой системы. Сопровождается она весь­ма болезненными факторами: сначала «война законов», острые противоречия между органами законодательной и исполнитель­ной власти, «парад суверенитетов» национально-государствен­ных и административно-территориальных единиц в бывшем Союзе ССР, а потом и в Российской Федерации, затем взрыв преступности, включая антиправовые акции федеральных влас­тей в Чечне, а также резкий рост коррумпированности государ­ственного аппарата и нарушений прав целых слоев и групп населения и др. Ситуация эта весьма опасна для нарождающих­ся правовых отношений в нашей стране, но не безнадежна для них, поскольку происходящие перемены имеют целью построе­ние правового государства, обеспечение прав и свобод человека в Российской Федерации, что невозможно без введения ситуа­ции в четкие правовые рамки.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.