Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет, метод теории государства и права и общая характеристика.





Предмет, метод теории государства и права и общая характеристика.

ТГП рассматривают как науку и как уч. дисципл. ТГП, как

1. как наука – это система знаний об общих и специфических закономерностях возникновения, развития и функционирования гос. и пр. в целом.

2. как уч. дисциплина – учебный курс, кот-ый основывается на науке ТГП и преподается в спец. учебных заведениях.

Каждая наука имеет свой предмет и объект которые соотносятся, но полностью не совпадают. (Объект-шире)

ТГП относится к общественным, гуманитарным наукам.

Предмет изучения ТГП – основные закономерности гос. и пр., их сущность, назначение и развитие.

Особенности предмета ТГП:

1. ТГП изучает наиболее общие закономерности возникновения и развития гос. и пр., которые присущи тому или иному обществу;

2. ТГП, как сист. знаний устанавливает основные понятия, определения, дефиниции юриспруденции;

3. гос. и пр. изучаются и рассматриваются в тесной взаимосвязи, как дополняющие друг друга соц. институты. Гос-во создает право, а право в свою очередь должно цивилизованно регулировать спектр общественный отношений, в т.ч., и гос-ных.

4. сам предмет науки ТГП носит исторический характер, т.е. изменяются условия по мере возникновения новых св-в гос. и пр., исключая при этом возникновение ошибки и коллизии.

Т.о., ТГП – единая наука, дающая обобщ. представление о гос.-правовой действительности того или иного общества. М.И. Байтин: «ТГП – единая наука, предмет которой составляют государство и право, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии. Такое двуединое содержание предмета теории государства и права, как и других юридических наук, отражает неразрывность государства и права в реальной жизни. С. С. Алексеев предлагает в предмете общей теории права выделять: 1) закономерности права; 2) догму права – непосредст-е юрид. содержание правовых отраслей; 3) технику юриспруденции – средства и приемы практичес-й работы юр. органов по правотворчеству и применению права.

Метод – путь исследования, способ достижения какой-л. цели, конкр. задачи, или освоения действительности.

Т.о., выделяют:

1. всеобщие методы познания – мировоззренческие подходы: диалектический материализм (в развитии и взаимосвязи), метафизика (гос. и пр. рассматриваются, как вечные неизменяющиеся инс-ты);

2. общенаучные методы: используются на отдельных этапах изучения гос. и пр.:

- метод анализа – это условное разделение гос-ного и пр. порядка на отдельные части;

- метод синтеза – изучение путем объединения составных частей гос. и пр.;

- метод системного подхода – это изучение гос. и пр. по определенной системной структуре;

- метод индукции (переход от частного положения к общему)/дедукции (частное положение логическим путем выводится из общего);

- метод соц. эксперимента – установление определенного гос. проекта с целью не допустить ошибки

3.частно-научные методы: приемы и способы познания при помощи технич., естеств., и гуманитарных наук (конкретносоц. способы – анкетирование, наблюдение, интервьюирование, эксперимент – для поиска оптимальных вариантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов в области, напр., проведения социально-правовых реформ., статистический метод – получение колич-х показателей повторяющихся явлений, кибернетический метод – с помощью системы понятий познать гос-право-е явления.

4.частно-пр. методы: сравнительный правоведческий, формально-юрид. (для изучения того или иного дела необходимо обозначить понятия, признаки, провести классификацию, растолковать содержание).

Структура ТГП:

- теория гос-ва;

- теория права.

- Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

- Можно выделить следующие функции теории государства и права:

- 1) онтологическая. Данная функция изучает государственно‑правовые явления, анализирует их;

- 2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;

- 3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

- С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);

- 4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно‑правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно‑правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

- 5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно‑правовой области функционирования;

- 6) политическая (другие названия: политико‑управленческая или организационно‑управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

- 7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;

- 8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;

- 9) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно‑правовых явлений;

- 10) практически‑организаторская. Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно‑правового строительства, законодательства, а также юридической практики;

- 11) теоретико‑познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно‑правовых явлений;

- 12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

Т.о., особенности ТГП состоят в том, что:

- это гуманит. предмет, кот-ый изучает сложные обществ. явления гос. и пр.;

- политико-юрид. предмет, кот-ый изучает соц. инс-ты, относящиеся к правовой и обществ. жизни;

- ТГП представляет собой теорет. предмет, кот-ый изучает наиб. общие закономерности гос. и пр.

(Ещё ученые – Чиркин)

 

Формы государства.

Территория, население, власть представляют собой содержа­тельные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весь­ма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма го­сударства».

И. А. Ильин: форма государства – не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел — именно "так" — организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».

Форма государстваэто способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственно­го устройства и политический режим. Категория «форма государства» трактуют вопросы в том, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Элементами формы государства выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и ор­ганизации высших органов государственной власти, их взаимоот­ношения друг с другом и населением. государства подразделяются на монархичес­кие( в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха. ) и республиканские( в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти. ));

2) форма государственного устройства (отражает территориаль­ную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. государства делятся на унитарные (цельное, единое, централизованное государство, кот-е состоит из админ. единиц и не имеет в своем составе иных гос. образований -Швеция, Дания ) и федеративные (сложное, союзное государство);

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государствен­ной власти (демократический и антидемократический (тоталитарный, авторитарный) политические режимы).

Таким образом, форма государства — это его структурное, тер­риториальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

Форма российского гос-ва.

Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.

РФ – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ).

Республиканская форма правления в России имеет особенности по сравнению с типичными формами президентской и парламентской республик. “Гибридный” характер новой формы правления обусловлен спецификой исторической эволюции института главы российского государства, социально-политических и социально-экономических условий проведения реформ. Сочетая черты президентской и парламентарной республики, форма правления сохраняет большинство компонентов дуалистического режима с доминированием президента в системе органов государственной власти.

А.Б. Венгеров: федерализм в России во многом уникален. Поскольку почти три четверти субъектов Федерации не обладают статусом государства в составе РФ, а 32 субъекта образованы по этническому признаку, Россия, провозгласившая федеративное устройство, оправданно сохраняет немало конструкций, присущих унитарному государству. В мире более типичны случаи, когда при формировании федерации субъекты объединяются, создают центр и передают ему часть своих полномочий. В России согласно Конституции полномочия передаются сверху вниз, от центра – субъектам, самостоятельность которых неравномерно увеличивается. Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной его модели. Выйдя из недр тоталитаризма, политическая система России пытается обрести черты развитой демократии. Однако пока политический строй в нашей стране отягощен признаками и иных политических режимов. В результате складывающийся демократический политический режим несет на себе четкие отпечатки экономической и политической олигархизации, что свидетельствует об усилении авторитарных тенденций в государстве. Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти и Президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет. Практически все процессы замкнуты непосредственным образом на государстве. Это приводит к тому, что вся жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности властных структур. Демократия в России практически носит формальный характер, она не выражает интересы большинства населения.

Характерные черты государственного строя РФ: 1) демократизм; 2) республиканская форма правления; 3) федерализм; 4) разделение властей; 5) идеологическое и политическое многообразие; 6) признание и гарантирование местного самоуправления; 7) правовое государство; 8) государственный суверенитет, носителем которого является многонациональный народ РФ; 9) социальный характер, так как политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Форма правления – республиканская - форма правления, при которой глава государства яв­ляется выборным и сменяемым, а его власть считается производ­ной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: 1) выборность власти; 2)срочность; 3) зависимость от избирателей.)

Российское государство – это полупрезидентская республика. (гос. Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).)Российское государство по своему государственному устройству – федерация, обладающая следующими характерными признаками федерализма: 1) добровольность объединения субъектов РФ; 2) равноправие субъектов РФ; 3) государственная целостность; 4) самоопределение народов, наций и национальностей; 5) разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ и т. д.

Государственно—правовой режим РФ – демократический. (Синюков: Россия – нетипичная федерация, сочетает в себе национально-государственные (республики), административно-территориальные (области) и национально-территориальные (автономные округа) образования).

Понятие и сущность права.

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.);

Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, и т.д.).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Роль права в современное время велика как никогда раньше, т.к. право – не только средство управления обществом, но и система основных прав и свобод человека и гражданина (Туманов В.А.). Изучению права посвящены различные периоды: древние века - (Сократ, Аристотель, Цицерон); период буржуазного общества (Руссо, Вальтер, Локк, Новгородский); советский период (Вопленко, Матузов, Байтин, Алексеев и др.)

4 основных типа понимания права: 1) юридический позитивизм: право – это система правил поведения, установленных (закон) или санкционированных (правовой обычай) гос-ом для урегулирования общественных отношений (Кельзен, Алексеев, Александров, Мецкевич). 2) социологический позитивизм (Казермерчук, Стучка, Пашуканис, Грефцов): право – реальные социальные отношения, которые имеют юридические последствия и они возникают в различных общественных объединениях или создаются по решению суда и административными органами.

3) теория естественного права (Руссо, Монтескье, Дж.Локк, Вольтер, Гоббс) – в основе лежит учение о священных и неотъемлемых правах человека, которые принадлежат ему от рождения.

4) Философский подход (Нерсесянц) – право как вид и мера свободы, т.е. право – исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях; мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода.

Широкий подход к пониманию права (Лившиц – право как особое свойство самих общественных отношений).

Правоэто система общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают интересы общества, регулируют социально значимые общественные интересы, предоставляя субъективные права и возлагая юридические обязанности.

Признаки права:

1) государственно—волевой характер,;2) нормативность ( неоднократность действия юрид норм ),;3) взаимосвязь права и государства( право во многом применяется и обеспечивается гос властью ),;4) общеобязательность,;5) формальная определенность ( нормы права имеют внешне выраженную форму ),;6) системность ( право-внутриупорядоченный, согласованный механизм ) и иерархичность,;7) регулирующее воздействие, осуществляемое с помощью предоставления субъектам определенных субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей;8) установление и обеспечение государством, так как оно обладает монополией на правотворчество, а все другие субъекты правоотношений могут принимать участие в правотворческой деятельности только с санкции государства.

Современное правопонимание.

Алексеев: Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Субъект правопонимания -конкретный человек: а) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще; б) юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы; в) ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права. Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов. Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным. При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; во-вторых, то, что результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек, Бог или космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям — в других.Представители ряда философских течений рассматривали право как часть нравственности (Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отрицали социально-ценностный характер права (Л. Толстой, Вл. Соловьев). Негативное отношение к праву высказывали анархисты; проблемы отмирания права с построением коммунизма активно обсуждались в рамках марксистской правовой теории.

Заслуга представителей современного правопонимания состоит в том, что они объединили формальные признаки права и те объективные факторы, которые придают праву качество справедливого регулятора общественных отношений, обеспечивающего всеобщий масштаб и равную меру свободы дня всех, кто находится в сфере правового регулирования. Современные исследователи права наполнили идеи Руссо, Монтескье, Локка, Гегеля, Маркса, Кельзена и других своих предшественников новым содержанием, которое соответствует более совершенному уровню развития общества и государства, высказали собственное видение этой непреходящей научной проблемы

Байтин: Соответственно один из новых моментов, характеризующих нормативный подход к праву, состоит в стремлении к полному преодолению существовавшего ранее отрыва от идей естественной школы права, обеспечению единства естественного и позитивного права в теории и на практике.

Итак, в том, что право – государственная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования, состоит общечеловеческая и классовая сущность права. Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании. Ещё ученые: Сенякин, Вопленко («очерки по общей теории права», Волгоград)

 

Основные теории права.

К настоящему времени в мировой юриспруденции сложилось несколько теорий понимания права. К наиболее важным теориям, на которые нужно обратить внимание, относятся:

- Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления.- Алексеев

-теория естественного права: параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право (До начала буржуазной эпохи - о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители утверждали, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. (Г.Гроций, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Ж-Ж.Руссо, А.Н.Радищев, Зародилась в Древней Греции и Древнем Риме, но основное распространение получила в ХVII-ХVIII веках.);

- историческая школа права:- право зарождается и развивается исторически; Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. каждый регион имеет свою систему права в зависимости от историч., экономич., соц. предпосылок. (немецкие юристы Г.Гуго, К.Савиньи, Г.Пухта, в кон. ХVIII-нач. ХIХ вв.);

-юридический позитивизм отвергал идею естественного права, считая её заблуждением. Для него право – это только позитивное право, т.е. нормы, правила поведения, установленные или санкционированные государством и адресованные членам общества.; (Д.Остин, К.Бергбом, Г.Ф.Шершеневич, в середине ХIХв.);

- нормативизм: весь мир делится на мир сущего и мир должного и представлет собой систему абстрактного, должного поведения. (Г.Кельзен, первая половина ХХ в);

- социологическая теория права: в основе этой теории находится «живое» право, кот. созд. опред. категорию людей, компетентн. в различных сферах общественной жизни. (Е.Эрлих (основатель), Р.Иеринг, Ф.Жени, Р.Паунд. вторая половина ХIХ);

-психологическая теория права- право является элементом человеческой психики.. (русский ученый Л.И. Петражицкий, в начале ХХ века.);

- марксистско-ленинская теория права-. право есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов. (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, середина ХIХ в.,).

Вследствие этого в юридической науке сформировалось три подхода в понимании права: нормативный, социологический и нравственный (его называют также философским).

нормативный подход: право - это нормы, правила поведения, установленные или санкционированные государством, т.е. это либо юридические нормы, которые устанавливаются самим государством в лице его органов или с разрешения (санкции) государства какими-то негосударственными организациями, а также непосредственно населением, либо неюридические нормы, которые государство признает (санкционирует) в качестве юридических.

социологический подход: право - это сами общественные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их общения друг с другом и выступающие в качестве правоотношений.

нравственный подход естественное право, которое складывается в обществе независимо от государства.

В современной отечественной науке нет какого-то единого подхода в понимании права.

Социальная ценность права

Понять социальную ценность права — значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем. Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях. Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы. В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер. В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, когда, образно выражаясь, и волки сыты, и овцы целы. В-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства. Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм., Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами. Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций. (Алексеев, Матузов)

Правовая система общества.

Правовая система общества это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

Элементами правовой системы выступают прежде всего те, ко­торые необходимы для процесса правового регулирования, для це­ленаправленного воздействия на сознание и поведение субъектов.

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:

1) право (законодательство);

2) юридическая практика - деятельность по изданию, толкованию и реализации юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.;

3) господствующая правовая идеология- система взглядов и идей.

Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных. формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством, то под правовой системой явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества. Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы) в неевходят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п. Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.

Выделяют следующие ПС:

1) национальные ПС – конкретно-историч. совокупность права (зак-ва), юрид.практики и господ.прав.идеологии отдельной страны.

2) правовая семья -совокупность нац. прав. систем, основанная на общности источников, структуры права, историч. пути формирования (семья общего (англо-саксонского) права, романо-германская семья, обычно-традиционная, мусульманская, индусская, славянскую)

3) группы правовых систем в рамках к-л прав.семьи (НП:роман-герман-группа романского правав и германского).

Правовая система создает условия для нормального протека­ния правовой жизни, обеспечения ее стабильности, нейтрализа­ции и вытеснения из нее негативных юридических явлений. Другими словами, она по отношению к право­вой жизни играет организующую роль, придает ей определенное единство, правомерные начала.

Соотношение права и морали.

Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этика же есть наука о морали (нравственности). Право -это сист норм или правил поведения,установленная и санкционтрованная гос-ом.

Единство между правом и моралью:

1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; 2) у них единый объект регулирования — общественные отношения; 3) исходят в конечном счете от общества;4)базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;5)выступают мерой свободы индивида, пределяют ее границы.

Различия между правом и моралью:

1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право — вместе с государством); 2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму); 3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право — наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить); 4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые — в конкретно установленный срок); 5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права — мерами государственного воздействия); 6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных (не убий, не укради и т.п.).

Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (действующие различия между правом и моралью) и субъективные. Право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов,имеет значение чисто субъктивный фактор-культура самого чел-ка)

Русские правоведы (В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо. В.С. Соловьев, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известного проявления зла».

Н.И. Матузов: следует помнить, что сферы действия права и морали не совпадают лишь частично. В главном же своем объеме они перекрывают друг друга. Это значит, что решающий круг общественных отношений составляет предмет регулирования как права, так и морали. Соотношение здесь такое: все, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все, что регулируется моралью, регламентируется правом.

Структура нормы права.

Структура нормы права это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.

Таких частей три:

1) гипотеза элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Например, гипотеза нормы, выраженной в статье 674 ГК РФ: «Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме». Если гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий, то она называется сложной. М.И. Байтин указывает ещё на такую разновидность сложной гипотезы, как альтернативная;

2) диспозиция — основной элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром. Диспозиции бывают управомачивающие, обязывающие и запрещающие; Диспозиции классифицируются по следующим основаниям:а) по способу описания - на простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они достаточно очевидны и описательные (содержащие признаки правомерного либо противоправного поведения; например, ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует "бандитизм" как.; отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта, бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно-правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к соответ. закону);б) по своей юридической направленности выделяются предоставительно-обязывающие (содержат двусторонние правила поведения, например, арендодателя и арендатора); обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должника по договору займа); управомочивающие (указывают на вид и меру возможного поведения, например, избирателя); рекомендательные (указывают на желательность либо целесообразност







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.