Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модуль: темы № 1-7 (12 семинаров).





 

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (По теме предусмотрено 1 семинарское занятие: максимальное значение семинара 3 балла)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Предмет теории государства и права и его содержание.

2. Место теории государства и права в системе юридических наук. Классификация юридических наук. Функции теории государства и права как науки.

3. Методология теории государства и права. Многообразие подходов к изучению государственно-правовых явлений.

4. Структура теории государства и права.

 

Задание для подготовки к занятию:

Провести сравнительный анализ взглядов ученых на понятие предмета теории государства и права. Результаты оформить в таблице.

Форма контроля: групповая дискуссия.

 

Литература

Братусь С.Н. Теория государства и права, ее предмет и место среди общественных наук // Ученые записки ВИЮН. 1995, вып. 2.

Керимов Д.А. Методология права. М., 2001.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.

Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.

Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

Лазарев В.В. Место теории государства и права в системе гуманитарного знания // Ленинградский юридический журнал. 2008. № 1.

Мамут Л.С. Наука о государстве и праве: необходимость радикального обновления // Философские науки. 1989. № 11.

Трусов А.И. Правоведение или законоведение? // Методологические проблемы правоведения / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. М.: Изд-во МГУ, 2004.

 

1. Каждая наука имеет свой предмет исследования — определенный круг изучаемых явлений и их закономерностей. Это следует знать при подготовке первого вопроса об особенностях предмета теории государства и права. Необходимо также учесть, что предметом теории государства и права являются наиболее общие, а не все закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. Эти закономерности объединяются в группы: (блоки), которые в своей совокупности составляют содержание предмета теории государства и права.

2. При подготовке ответа на второй вопрос важно уяснить, что все науки обычно подразделяются на три большие группы: технические (точные), естественные и общественные (гуманитарные). Юридическая наука относится к числу общественных наук. Систему юридических наук можно подразделить на пять основных групп: теоретико-исторические, отраслевые, организационные, прикладные; международные науки. Теория государства и права относится к первой группе. По отношению к другим юридическим наукам теория государства и права выступает обобщающей, фундаментальной и методологической наукой.

Как и любая наука, теория государства и права выполняет определенные функции, определяющие ее место в юридической науке и практике. В системе юридических наук теория государства и права выполняет гносеологическую, онтологическую, методологическую, эвристическую, идеологическую и прогностическую функции. На практике теория государства и права выполняет воспитательную и практически-организационную функции.

3. Изучение третьего вопроса рекомендуется начать с осознания того, что метод любой науки — это приемы и способы изучения ее предмета, общие исходные принципы:, на которых базируется данная наука. Методологический арсенал теории государства и права достаточно сложен. Он включает в себя самые различные по степени общности и познавательным задачам методы: общенаучные, частнонаучные и специально-юридические. Сложность и разнообразие методологии теории государства и права предопределяют многообразие подходов к изучению государственно-правовых явлений.

4. Структура теории государства и права представляет собой относительно обособленные направления научного теоретико-юридического исследования. Условно в теории государства и права можно выделить теорию государства и теорию права. В теорию права входят философия, социология и специально-юридическая теория (догматика) права.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой предмет теории государства и права?

2. Какое место занимает теория государства и права в системе

юридических наук?

3. Назовите функции теории государства и права как науки.

4. Какова роль методологии в познании государственно-правовых явлений?

5. Раскройте структуру теории государства и права.

 

Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

(2 семинара: 1й- 2 балла, 2й- 2 балла)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Современное объяснение причин возникновения государства (потестарная или кризисная теория). Общая характеристика присваивающей и производящей экономики.

2. Институты власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе.

3. Предпосылки появления государственности. Формы возникновение государства. Европейская и азиатская (восточная) модели возникновения государства.

4. Основные теории возникновения государства.

5. Предпосылки и особенности возникновения права. Теории

происхождения права. Общая характеристика современных теорий.

 

Задание для подготовки к занятию:

Провести сравнительный анализ взглядов философов, политиков, правоведов на происхождение государства и права. Результаты оформить в таблице.

Форма контроля:опрос и обсуждение.

 

Литература

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.

Венгеров А.Б. Значение археологии и этнографии для юридической науки // Советское государство и право. 1993. № 3.

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Учебное пособие. М., Юристъ, 2008.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.

Аннерс Э. История европейского права. М.: Наука, 1993.

Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ, 1994.

Грачев Н.И. Происхождение суверенитета. СПб., 2009.

 

1. Изучение первого вопроса рекомендуется начать с уяснения того, что государство возникло на определенной стадии исторического развития общества — в период перехода от присваивающей экономики к производящей. Поэтому при подготовке необходимо дать общую характеристику присваивающей и производящей экономики.

2. При подготовке ко второму вопросу следует учесть, что формой социальной организации первобытного общества была родовая община. Руководство в ней основывалось на естественном самоуправлении. Власть исходила от общества и осуществлялась вождями, старейшинами, общим собранием всех членов рода. Особенностью родовой власти является ее потестарный характер. Власть основалась на авторитете предводителя и возможности применения им жесткого принуждения.

Исследуя нормативные регуляторы в первобытном обществе, необходимо знать, что таковыми являлись табу (запреты), обычаи, ритуалы, мифы, обрядовые и религиозные нормы, которые обеспечивали присваивающую экономику и гармоничное сосуществование родовых общин с природной средой. Нормы первобытного общества были направлены на сохранение и обеспечение оптимального функционирования «целого» (рода, племени), отличались суровостью, не предполагали индивидуальной инициативы. Следование им осуществлялось в силу подражания, привычки, благодаря возможности применения мер принуждения органами родового управления. Правила поведения в первобытном обществе называются также «мононормами». Мононормы — это правила поведения, носящие одновременно обычный, религиозный и мифологический характер.

3. Изучению третьего вопроса должно предшествовать понимание того, что не существует одинаковых для всех обществ закономерностей происхождения государства. В каждом из них создавалась уникальная комбинация взаимодействия социальных явлений и процессов, приводивших к образованию государства. Однако, как показывает история, возникновение государства стало возможным только благодаря тому, что общество перешло к производящему хозяйству, обеспечивающему регулярное производство прибавочного продукта, и разделилось на социально неоднородные группы (классы) с различными интересами.

Выделяют несколько путей образования государства: восточный (азиатский), западный (европейский). На Древнем Востоке государство зарождалось под определяющим воздействием необходимости строительства крупных ирригационных сооружений. На Западе на образование государства оказало влияние классовое расслоение общества. Уяснение проблемы путей происхождения государства предполагает внимательное изучение всех форм государствообразования.

4. При подготовке ответа по четвертому вопросу важно осознать наличие различных теорий происхождения государства. Современная кризисная (неолитическая) теория происхождения государства раскрывает не все общие закономерности генезиса государства.

Другие теории дополняют наши теоретико-государственные знания. Патриархальная теория видит причину образования государства в разрастании семьи. Теологическая теория объясняет создание государства и права Богом. Договорная теория обосновывает создание государства людьми в результате заключения договора. Марксистская (материалистическая) теория выдвигает на первый план среди причин образования государства разделение труда, появление частной собственности и классов. Теория насилия акцентирует внимание на насильственном характере образования государства, выразившемся в завоевании одного племени другим. Органическая теория проводит параллели между государством и организмом. Ее представители считают, что государство возникает одновременно с появлением людей и совершенствуется по мере своего развития, как и организм человека. Ирригационная теория обосновывает в качестве причин образования государства потребность строительства каналов, дамб и водоподъемных устройств. Люди, управлявшие ходом ирригационных работ, впоследствии взяли на себя выполнение функций государственного руководства. Психологическая теория государства устанавливает связь между происхождением государства и склонностями одних людей повелевать, а других подчиняться.

5. По пятому вопросу надо понимать, что право возникает в государственно-организованном социуме как основной нормативный регулятор общественных отношений. Его возникновение стало возможным только при наличии строго определенных условий:

1) производящей экономики, обеспечивающей регулярное производство прибавочного продукта;

2) разделения общества на классы;

3) появления государства.

Правовые нормы формировались при непосредственном участии государства путем установления ответственности за нарушение некоторых обычаев. Взятые под охрану государством, обычаи стали одними из важнейших форм выражения правовых норм. В них еще проявлялись представления родового строя, но все большее значение приобретала идеология раннеклассовых обществ, утверждавшая социальное неравенство и привилегированное положение правящей верхушки.

Значительную роль в создании права сыграли судебные органы. Рассматривая конкретные дела, они выносили решения, становившиеся правилами при рассмотрении аналогичных дел другими судами.

С укреплением государственной власти и развитием письменности правовые нормы стали фиксироваться в законах. Первые законы создавались в качестве сводов правовых обычаев и судебных решений.

Процесс происхождения права объясняют различные теории. Теория естественного права исходит из дуализма естественного права, как данных каждому человеку от рождения неотъемлемых прав и свобод, и позитивного права, установленного государством, и обеспечивающего положения естественного права. Историческая школа права усматривает в праве результат проявления национального духа общества. Социологическая теория права понимает под правом защищенный различными социальными организациями порядок общественных отношений. Психологическая теория права отождествляет право с особого рода чувствами (эмоциями). Нормативный подход к праву основывается на понимании права как системы норм, установленных и охраняемых государством.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каким образом современная наука объясняет возникновение государства?

2. Как были организованы власть и нормативное регулирование в первобытном обществе?

3. Назовите предпосылки и охарактеризуйте формы возникновения государства.

4. Раскройте содержание основных теорий происхождения государства. Дайте им оценку.

5. Каковы предпосылки и формы возникновения права? Раскройте содержание основных теорий происхождения права, осветите их положительные стороны и недостатки.

 

Тема 3. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ

(2 семинара: 1й- 2 балла, 2й- 2 балла)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Понятие и основные признаки государства.

2. Сущностная характеристика государства. Различные подходы к пониманию сущности и социального назначения государства.

3. Государственная власть: понятие, структура, формы осуществления.

4. Типология государств. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства. Переходный тип государства.

 

Задание для подготовки к занятию:

Провести сравнительный анализ взглядов философов, политиков, правоведов на понятие и сущность государства. Результаты оформить в таблице.

Форма контроля:опрос и обсуждение.

 

Литература

Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.

Илюхин В.И. Беспредел воровства // Советская Россия. 1998. 1 янв.

Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 38—46.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.

Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений // Государство и право. 1995. № 1.

Калабеков И.Г.Российские реформы в цифрах и фактах. (Издание второе,переработанное и дополненное). – М.: РУСАКИ, 2010. –498с.

Ковальчук Ю.К. Спецоперация по ликвидации. < http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=594370>

Козлов Ю. Коррупция - тень государства? // Юридический вестник. 1998. N 5.

Корнев А.В. Консервативная и либеральная теория государства и права в России. М., 2003.

Лубенченко К. Правовое государство: идеал и реальность // Российская Федерация. 1995. N 12. С. 44.

Панарин А. С. Криминальная революция и нравственная реставрация // Власть. 1997. N 7. C.20.

Разуваев Н.Н. Традиционное государство. СПб., 2008.

Руткевич М. Н. Процессы социальной деградации в обществе // Социологические исследования. 1998. N 6. С. 7.

Рывкина Р. В. Социальные корни криминализации российского общества // Социологические исследования. 1997. N 4. С. 81.

Рыбаков В.А. О сущности российского государства. // Вестник Омского университета. 1999. Вып. 1. С. 104-106. // <http://www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/y1999-i1/a104/article.html>

Ткачев Н. Не хватает политической воли // Законность. 1998. N 2. С. 3.

Философия истории. Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М.: Гардарики, 1999. С.107.

Хабибулин А.Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. СПб., 1997. 305 с.

Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.

Шафаревич И. Русский народ и государство. <http://www.polemics.ru/articles/?articleID=11407&hideText=0&itemPage=1>

Якунин В.И. А.С. Панарин о категории «цивилизация», России как цивилизации и месте России в диалоге цивилизаций. // Круглый стол «К 70-летию со дня рождения А.С.Панарина» 24.12.10. в МГУ им. М.В.Ломоносова. // <http://www.rusrand.ru/mission/result/result_199.html>

 

1. Изучение первого вопроса темы рекомендуется начать с усвоения того, что всем государствам присущи общие признаки, объединенные в понятие государства. Необходимо рассмотреть основные признаки государства, которые позволяют отличить его от негосударственных организаций и других элементов социально-политической системы.

2. При подготовке ответа на второй вопрос следует знать, что раскрыть сущность государства — значит, выявить в нем главное, что обусловливает его объективную необходимость для общества, уяснить, в чьих интересах осуществляется публичная власть. Деятельность государства в исторически первых типах общества — рабовладельческом, феодальном, азиатского способа производства — носила ярко выраженный классовый характер и сводилась к поддержанию экономического и политического господства одного класса над другим. По мере совершенствования демократических институтов власти государство превращалось из принудительно-репрессивной организации, стоящей над обществом, в орган, подчиненный обществу, распространяющий свой преобразовательный потенциал на экономическую, социальную и культурную сферы общественной жизни. На современном этапе развития общества степень реализации развитыми демократическими государствами общесоциальных потребностей значительно возросла, а классовый характер государственной деятельности хотя и не исчез, но отошел на второй план.

«В России появилась огромная масса бедных и почти бедных людей, а с другой стороны, у нас есть верхушка общества — 10–12% богатых, которые живут отдельно от этой большой массы людей, — отметил директор Центра социально-экономических измерений РАН Алексей Шевяков .— Сегодня мы имеем глубокое социально-экономическое расслоение общества, и корень таких глубоких деформаций находится в области распределительных механизмов и отношений. Таким образом, мы видим очень серьезную, очень глубокую диспропорцию, когда почти половина работающего населения не может обеспечить себе не только приемлемый уровень жизни, а вынуждена просто выживать. И все это относится, прежде всего, к тем сферам нашей социально-общественной системы, которые определяют стратегические, фундаментальные основы развития нашего общества на перспективу и забота о развитии которых является основной прерогативой власти и государства». [1]

Федеральная служба государственной статистики РФ обнародовала данные исследования распределения в 2010 году доходов среди различных слоев населения. По этим официальным данным, в крайней нищете (с доходом ниже 3422 рублей в месяц) существуют 13,4 процента граждан России. Просто нищими (с доходом от 3422 до 7400 рублей) являются 27,8 процента. К бедным (с доходом от 7400 до 17000) относятся 38,8 процента. "Богатыми среди бедных" (с доходом от 17000 до 25000) являются 10,9 процента. На уровне среднего достатка (с доходом от 25000 до 50000) живут 7,3 процента. Состоятельные граждане с ежемесячным доходом от 50000 до 75000 - это только 1,1 процента. Так называемые богатые, с доходами свыше 75000 рублей в месяц, составляют лишь 0,7 процента населения.

По данным депутата Госдумы Виктора Илюхина состояние 100 валютных миллиардеров нашего государства оценивается в 520 миллиардов долларов, что равняется всем золотовалютным запасам Центробанка страны.

Изучите график «Коэффициент Джини» из книги И.Г. Калабекова «Российские реформы в цифрах и фактах». (Издание второе, переработанное и дополненное). – М.: РУСАКИ, 2010. –С. 475. (Обновляемая электронная версия книги размещена на сайтах http://kaivg.narod.ru, http://kaig.ru, http://deloteca.ru). "Sapienti sat".

В.А. Рыбаков в статье «О сущности российского государства» (http://www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/y1999-i1/a104/article.html) обобщил точки зрения ведущих ученых и политиков в трех новых подходах к сущности современного Российского государства: криминальном, номенклатурном и олигархическом. Изучите точку зрения эксперта,руководителя Санкт-Петербургского аналитического аграрного центра, доктора технических наук, академика Петровской академии наук и искусств Ковальчук Ю.К. «Спецоперация по ликвидации». < http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=594370>

3. При подготовке ответа на третий вопрос студентам следует знать, что власть — одна из основных категорий, которая используется при характеристике государства. В самом общем смысле власть можно определить как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия и т.д. Суть власти состоит в реальной возможности властвующих подчинять своей воле подвластных.

В признаках государства почти все характеристики — это характеристики государства как организации, обладающей властью (публичной, территориальной, суверенной, универсальной). Государственная власть — это разновидность социальной власти, воплощающаяся в государственно-правовых институтах и предназначенная для организации управления обществом.

В структуре государственной власти выделяются элементы: 1) субъект; 2) объект; 3)содержание; 4) приемы, способы; 5) ресурсы.

Государство и право — это такие социальные институты, которые организационно оформляют государственную власть, делают ее постоянно функционирующей и обязательной. Государственная власть осуществляется через государственные органы в правовых формах.

4. Подготовку четвертого вопроса темы рекомендуется начать суяснения понятия научной типологии, после чего переходить к особенностям типологии государств. В настоящее время в качестве основных используются формационный и цивилизационный подходы. Характеристика формационного подхода должна начинаться с определения общественно-экономической формации. Формация основывается на определенном состоянии производительных сил, производственных отношений и обусловленных ими отношений собственности. Исходя из формационных представлений и критериев, различаются следующие общественно-экономические формации: первобытнообщинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Соответственно им, за исключением первой и последней, выделяются типы государств. Следует знать особенности социалистического государства и государства азиатского способа производства.

Характеристика цивилизационного подхода должна начинаться с определения цивилизации и содержать критерии, которыми руководствуются авторы данного подхода. Цивилизация представляет собой определенный уровень духовной культуры конкретного общества, включая содержание различных социальных норм и охраняющих их учреждений и институтов. В учебном пособии «Философия истории» под редакцией профессора А.С. Панарина цивилизации определяются как «большие, длительно существующие самодостаточные сообщества стран и народов, выделенных по социокультурному основанию, своеобразие которых обусловлено в конечном счете естественными, объективными условиями жизни, в том числе способом производства». Особое внимание Панарин уделяет духовной власти, указывая, что цивилизация держится в мирные годы именно ориентацией на идеал, терпит поражение прежде всего в духовной сфере, а в кризисный период цивилизация воссоздает себя благодаря усилению духовного измерения. Насколько это провидчески — можно оценить на примере современной России. Охарактеризуйте особенности России как православной цивилизации, используя статью доктора политических наук В.И.Якунина «А.С. Панарин о категории «цивилизация», России как цивилизации и месте России в диалоге цивилизаций.»

В типологии государств выделяют государства переходного типа, характеризующегося сменой власти, формы государства, изменением социальных ценностей, общественных структур и отношений.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы отличительные признаки государства?

2. В чем состоят сущность и социальное назначение государства?

3. Охарактеризуйте особенности государственной власти.

4. Что такое тип государства? Назовите особенности формационного и цивилизационного подходов к типологии государств.

5. Раскройте особенности государства переходного типа.

 

 

Тема 4. ФОРМА (ФОРМООБРАЗОВАНИЕ) ГОСУДАРСТВА

(2 семинара: 1й- 2 балла, 2й- 2 балла)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Понятие формы государства. Элементный состав. Факторы, влияющие на форму государства.

2. Форма правления: понятие, виды. Монархическая и республиканская форма правления.

3. Политико-территориальная организация государства. Унитарные государства; федеративные государства, виды федераций. Право сецессии.

4. Государственно-правовой режим: понятие, виды.

5. Межгосударственные объединения: конфедерации, содружества, союзы.

 

Задание для подготовки к занятию:

1. Провести сравнительный анализ формы государственного усройства трех современных государств.

Форма контроля: опрос и обсуждение.

2. Провести сравнительный анализ формы республиканского правления по следующему плану: 1. Кто выбирает президента? 2. Кто формирует правительство и перед кем оно несет ответственность? 3.Может ли парламент отправить президента в отставку?;. Может ли президент распустить парламент? Результаты оформить в таблице.

Форма контроля: опрос и обсуждение.

Литература

Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой

порядок. СПб., 2005.

Багдасарян В. Либерализм – это фашизм сегодня. <http://newsland.com/news/detail/id/1223903/>

Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: АСТ: Астрель, 2007. – 542 с. <http://lib.rus.ec/b/276249/read>

Кашкин С.Ю. Политический режим в современном мире. М., 1994.

Конев Ф.Ф. Формы государственного устройства федеративного государства. М.: МГОУ, 2003.

Пономарева Е. «Железный закон олигархии», или Кто на самом деле правит Америкой (I). <http://www.fondsk.ru/news/2011/08/16/kto-na-samom-dele-pravit-amerikoj-i.html>

Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 1996.

Федерализм: теория, институты, отношения: сравнительно-правовое исследование / отв. ред. Б.Н. Топорнин; Институт государства и права РАН. М.: Юристъ, 2001.

Федерация в зарубежных странах. М., 1993.

Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1998.

Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007.

 

1. По первому вопросу необходимо знать, что форма государства раскрывает особенности его внутренней организации. Форма государства включает три элемента: 1) форму правления; 2) форму государственного (территориального) устройства; 3) государственно-правовой режим. Определяющее значение на форму государства оказывают политика государства, территориальные размеры страны, исторические и культурные факторы.

2. При подготовке вопроса о форме правления необходимо уяснить, что форма правления — это способы организации высших органов государственной власти, их структура, компетенция, взаимоотношения друг с другом и с населением. Принято различать две формы правления — монархию и республику.

Монархия (в переводе с греческого — единовластие) — форма правления, при которой верховная власть пожизненно полностью или частично принадлежит единоличному главе государства и передается по наследству. Она может быть неограниченной и ограниченной (дуалистической или парламентской).

Республика (в переводе с латинского — дело народа, общее дело) — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на определенный срок. Принято выделять три вида республиканской формы правления, отличающиеся правовым положением главы государства и взаимоотношениями парламента с правительством: президентскую, парламентскую и смешанную. Следует внимательно ознакомиться с их особенностями.

3. Форма государственного устройства — это территориальная организация государства, проявляющаяся в федеративной или унитарной разновидностях. Унитарное государство — это государство, составные части которого не обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета). Федеративное государство — это сложное государство, составные части которого обладают политической автономией. Целесообразно дать характеристику основных юридических признаков, отличающих данную форму государственного устройства. В зависимости от правового положения субъектов федерации выделяют федерации симметричные и ассиметричные; территориальные, национальные и национально-территориальные. Необходимо изучить признаки всех видов формы государственного устройства.

Субъекты федерации не обладают суверенитетом и правом сецессии — правом выхода из состава государства. Субъекты лишены также права самостоятельно выступать в международных политических отношениях.

4. Государственно-правовой режим — это совокупность приемов, способов и методов осуществления государственной власти.

В характеристике режима отражаются приемы воздействия на население, характер обеспечения властью прав и свобод граждан. Современный этап развития государственности характеризуется преимущественно такими разновидностями государственного режима, как демократический и антидемократический (авторитарный и тоталитарный). Важно знать особенности всех разновидностей государственно-правового режима.

Для лучшего понимания сути демократии следует прочитать раздел «Симулякр демократии» из главы VI «Глобализация» книги политолога А. Ваджра «Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии» (http://lib.rus.ec/b/276249/read). ««Свободный выбор» народа в условиях демократического режима напоминает сезонную «перетасовку затасканной колоды карт», где все «тузы» крапленые. Причем многообразие партийной системы, которое должен создавать политический плюрализм, является лишь видимостью, так как программы этих партий настолько же однообразны, насколько одинаковы их источники финансирования. Поэтому демократия — это имитация политического многообразия и конкуренции, при всеопределяющем политическом монополизме. «Власть сегодня для нас… уже перемещается из парламентов в частные круги, а выборы неминуемо низводятся до уровня комедии. Все решают деньги в интересах тех, у кого они есть, а процесс выборов превращается в игру с заранее предрешенным исходом, в инсценировку самоопределения народа», — с ошеломляющей откровенностью писал О. Шпенглер (Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Всемирно–исторические перспективы. — Минск.: Попурри, 1999. Т. 2. с. 614).

Обеспечивая олигархии абсолютное господство в политической сфере, демократия позволяет ей решать еще одну очень важную задачу — сохранять баланс политического влияния между ее отдельными группировками. В условиях, когда политика — это процесс борьбы и сотрудничества финансово–политических кланов, каждый из которых защищает свои групповые интересы, политическая власть не может в полном объеме персонифицироваться в какой–то должности или государственном органе, так как это усилит вероятность узурпации власти одним из этих кланов, который получит таким образом реальную возможность уничтожить своих соперников и захватит все ресурсы страны. Чтобы этого не произошло, олигархия вынуждена лишить государственную власть целостности путем разделения ее на три независимые части: исполнительную, законодательную и судебную. Только в таких условиях финансовая власть, представленная олигархией, может доминировать над властью политической (государственной), которая расчленяется для обеспечения «баланса интересов». По этой причине демократия представляет собой прочный монолит финансовой власти, с локальными вкраплениями в эту тотальность политической (государственной) власти.

Поэтому–то для демократии, а точнее — олигархии, самостоятельный монарх или вождь, представляющие собой чистую концентрацию политической (государственной) власти, выступают абсолютным злом. Более того, демократы (либералы) провозглашают абсолютным злом и саму политическую (государственную) власть. Поэтому демократия — это политический механизм, обеспечивающий господство олигархии и баланс интересов между ее отдельными группами, одновременно создающий в массовом сознании стойкую иллюзию власти народа. В связи с этим главной целью демократии является не «власть народа», которая в принципе невозможна, а подчинение политической (государственной) власти сообществу финансовых магнатов, а всех неденежных целей общества — денежным».

5. Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора для достижения политических, экономических, военных или других целей. К межгосударственным объединениям относятся конфедерации, содружества и сообщества. Государства, входящие в межгосударственное объединение, сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют. Следует рассмотреть отличительные черты всех форм межгосударственных объединений.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое форма государства? Какие факторы оказывают на нее определяющее воздействие?

2. Что представляет собой форма правления? Охарактеризуйте ее разновидности.

3. Что такое форма государственного устройства? Охарактеризуйте ее разновидности.

4. Что такое государственно-правовой режим? В чем состоят особенности демократического и антидемократического режимов?

5. Раскройте признаки конфедерации, содружества и сообщества государств.

 

Тема 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

(2 семинара: 1й- 2 балла, 2й- 2 балла)

 

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Понятие функций государства.

2. Классификация функций государства. Содержание внутренних и внешних функций государства.

3. Формы и методы реализации функций государства.

4. Тенденции развития функций государства. Влияние процессов глобализации на функционирование государства.

 

Задание для подготовки к занятию:

1. Подготовить реферат о развитии одной из функций современного государства (на выбор студента).

Форма контроля: реферат.

 

Литература

 

Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979.

Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: АСТ: Астрель, 2007. – 542 с. <http://lib.rus.ec/b/276249/read>.

Гордеев К. Управляемое разрушение порядка – точки разлома. «За революцию от Туниса до Сибири!» Часть II <http://www.fondsk.ru/news/2011/07/03/za-revoljuciju-ot-tunisa-do-sibiri-ii.html> (просмотрено 3 июля 2011 г.).

Евгений Федоров: бизнес России на крючке США. <http://www.rospisatel.ru/fedorov-e.htm>(просмотрено 12 июня 2012 г.).

Катасонов В. Ю. Экономика России в условиях ВТО: Нефть + наркотики. // Советская Россия. 2012. 30 августа. С. 4. <http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=591729>

Катасонов В. Ю. Об управляемости российской экономики. <http://6chuvstvo.pereprava.org/index.php/component/content/article/61-qnashe-deloq-2-2010/484-gaz2-2010ob-upravlyaemosti-rossiiskoi-ekonomiki-okonchanie-nachalo-sm-v-lndr-1>(просмотрено 18 июня 2011 г.).

Катасонов В. Ю. Как противостоять планам мировой закулисы. <http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/06/18/kak_protivostoyat_planam_mirovoj_zakulisy/>(просмотрено 18 июня 2011 г.).

Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике: учеб. пособие. М., 1992.

Лемешев М.Я Спят и видят мир без России. // Советская Россия. 2011. 12 мая. С. 2. <http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=588022&pagenum=1> (просмотрено12 мая 2011 г.)

Ночевкин В. "Управляемый хаос" по-американски: в прицеле Иран и Сирия, на очереди - Китай и Россия? <http://www.fondsk.ru/news/2011/03/25/upravljaemyj-haos-iran-sirija-kitaj-rossija.html> (просмотрено 25 марта 2011 г.).

Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: Эксмо, Алгоритм, 2002.

Панарин А.С. Народ без элиты. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006.

Перкинс Д. Исповедь экономического убийцы.. М.: Претекст, 2010. 352 с. <http://www.koob.ru/perkins/confession_of_an_economic_hit_man>

Пожарский Д.В. Функции государства и государственный контроль в их системе. М., 2005.

Призраки приватизации. О них рассказывает бывший глава Госкомимущества РФ Малахов В. С. // Российская Федерация сегодня. 2011. №15. <http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/11/925/51.html>

Государство в условиях глобализации: учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом "Университет", 2007. 256 с.

Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. - М.: Издательский Дом «Альпина», 2001

Сайдаманов А.А. Налоговое обложение как функция







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.