Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Билет 1 Теория государства и права: предмет структура и методы.





Билет 7. Власть и социальные нормы архаичных обществ. Исторические формы и методы регулирования.

Структура первобытного общества. Основной единицей общества была родовая община – объединение людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность, на основе родственных связей. На более поздних этапах возникают племена, объединяющие несколько родов, а затем и союзы племен.

Управление, власть:

лидер (предводитель, вождь)

совет старейшин

общее собрание всех взрослых членов общины

Власть характеризовалась выборностью и сменяемостью. В этот период власть основывалась на авторитете (потестарная власть)

Особенности власти в первобытном обществе:

1. верховная власть принадлежала общему собранию членов общины;

2. внутри общины не было аппарата осуществляющего управление на профессиональной основе;

3. власть основывалась на авторитете;

4. род выступал органом защиты всех его членов.

Нормативные регуляторы в первобытном обществе.

1. мононормы;

2.табу;

3. обычаи;

4. агрокалендари;

5. предсказания.

Нормативная система в период присваивающей экономики:

1. господство общего над личным;

2. нормативная система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных правил поведений;

3. мононормы характеризуются своим нерасторжимым единством биологически, моральных, религиозных, обрядово-ритуальных требований;

4. преобладающее значение табу;

5. казуистичность.

 

 

Билет 13. Понятие государства. Основные концепции понимания государства.

Вопрос о понятии государства является весьма сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено, с одной стороны, сложностью и многогранностью самого государства как явления, а с другой – неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми.

Термином «государство» обозначают самые разнообразные предметы и явления. Этот термин иногда используется в самом широком смысле для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества. В узком смысле он употребляется для обозначения какого-либо органа или органов общества, например органов управления, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.

Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, юридической и проч., можно выделить лишь те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать универсальное его понятие. В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. К признакам государства принято относить: 1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления; 2) территориальную организацию населения; 3) государственный суверенитет; 4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государственной власти; 5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства. Кроме того, выделяют вспомогательные, или присущие не абсолютно всем государствам, признаки: единый язык общения, наличие армии, единая система обороны и внешней политики, наличие государственной символики (гимн, герб, флаг).

На разных этапах его развития государство определялось по-разному.

Аристотель считал, что государство – самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее. В эпоху Возрождения Макиавелли определял государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов. Крупный французский мыслитель 16 века Жан Боден рассматривал государство как правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое должно составлять цель государственного устройства. Томас Гоббс (16 в. Англия) определял государство как единой лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употребить силы и способности всякого для общего мира и защиты. Джон Локк (Англия, 17в.) рассматривал государство в виде совокупности людей, соединившихся в одно целое под началом ими уже установленного общего закона.

В немецкой литературе в одних случаях государство определялось как организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью (Моль); в других – как естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка (Гумплович).

В российской литературе также можно встретить разные определения в разные эпохи. Например, государство определялось как организованное общение людей, связанных между собою духовной солидарностью. Также существовали такие определения, как союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти.

В послереволюционный период государство в России представлялось как «особая организация силы», «организация насилия для подавления какого-либо класса». Государство трактовалось в строго классовом смысле, как политически господствующая организация экономически господствующего класса.

Начиная с 1985 года классовая тональность в определениях государства заменилась общесоциальной, так как на первый план вышли общечеловеческие ценности. Государство вновь пытаются определять в качестве организации или института «всех и для всех».

В жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, так что государство рассматривается как организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общечеловеческих.

 

Билет 19 формы государства понятие виды

Форма гос-ва- раскрывает особенности его внутренней организации, порядок образования и структуру госуд органов, характер взаимоотношений госуд органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организующей и управленческой деят-ти.- способ организации и осуществления госуд власти.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ-кто правит

-порядок организации и деят-и высших органов госвласти(структура и компетенция),взаимодействие между собой и населением.

1. монархия -гос-во, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению, по праву, которое делегировано ему никакой другой властью, когда как в республике оно делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок всем народом или частью его, которому принадлежит суверенитет.

- власть в руках одного ч-ка

-монарх не несет никакой ответственности перед народом за свои деяния, только перед богом и историей

- власть монарха бессрочна

- династическое наследование власти

Виды:

1. Неограниченная – пользуется безусловно и неограниченно перечисленными выше правами независимо от какой-л иной власти +глава исп власти, от его имени творится правосудие, единолично представляет гос-во на межд арене

2. Ограниченная – пользуется правами посредством или обязательном содействии каких-л органов или властей, существующих независимо от монарха.

А) дуалистическая монархия

- высшая з\д власть-параламент

-монарх-высшая исполнительная, суспенсивное вето(не давать движение законопроекту, отложить), право формировать прав-во, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должн лиц, право неограниченного роспуска парламента

Марокко, Иордания

Б) парламентарная монархия

- правовое положение монарха ограничено-даже частные вопросы госжизни не могут быть решены без согласия парламента, назначает министров, имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях предусмотренных законом распускает парламент

-повеления монарха приобретают юр силу лишь будучи контрассигнованными соответствующим министром

-царствует, но не правит

- разделение властей и парламентаризм

-прав-во формируется из числа партии, победившей на выборах в парламент, глава прав-ва-лидер этой партии

Англия, Бельгия,Норвегия,Швеция

Но не всегда парламент доминирует – Великобритания, Канада, Австралия- министериализм или система кабинета – прав-во через партийные фракции контролирует парламент.

Республика

- выборность органов верховной власти

- народ – источник власти, осуществляет её через выборы

- срочность полномочий высших представительных органов власти

- юридическая и политическая ответственность главы государства

Виды: Президентская. Парламентарная. Смешанная

1) Президентская. - Соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Выборы президента на основе всеобщих выборов. Президент обладает значительными полномочиями. США, Мексика, Аргентина, Бразилия

2) Парламентарная. Правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом. Верховная власть принадлежит парламенту. Президент избирается парламентом. Глава правительства – лидер партии. Германия, Турция, Италия, Венгрия, Индия, Финляндия.

3) Смешанная – наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров. Польша. Португалия, Болгария.

4) Президентско-милитаристские – верховная власть опирается на армию -Нигерия. Алжир.

Унитарное

- это единое государственное образование, которое делится на административно-территориальные части: единое правление, единая судебная система, единая нац. безопасность, единое гражданство, одноканальная система налогов

1) централизованное – отсутствует местное самоуправление. Во главе местных органов стоят чиновники, назначенные из центра.

2) децентрализованные – местные органы избираются населением и пользуются занчительной самостоятельностью

Федерация

- государство в составе которого есть самостоятельные гос образования.

Основные принципы: - добровольность объединения, равноправие, плюрализм, демократизм.

- две системы законодательства

- двухуровневая система органов гос. Власти

- определённая самостоятельность субъектов.

- двухпалатный парламент

-двухканальная система налогов.

1) симметричные – все субъекты имеют одинаковое правовое положение.

2) ассиметричные – разный правовой статус субъектов: 1) наряду с субъектами в состав входят фед территории. 2) субъекты юр. Равноправны но различаются по факт положению 3) разное кол-во представителей в парламенте.

1) национальные – образованы по нац. признаку. Чехословакия. СССР

2) территориальные США

1) дуалистические –строгое разграничение предметов ведения

2) кооперативный – взаимное дополнение и сотрудничество

Конфедерация.

- межгосударственное объединение или союз государств, при котором государства, её образовавшие полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои высшие и местные органы власти. Евросоюз

- государства сохраняют свой суверенитет

- за членами признаётся право сецессии

- создаются на договорной основе

- отсутствие единого гражданства

- для достижения целей создаются необходимые органы управления

- нет единой системы налогов.

- рекомендательный характер актов органов конфедерации

Демократический.

-народовластие

- свобода личности в экономической сфере

- реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина

- разделение властей

-выборность и сменяемость гос. органов

- учет интересов и мнения меньшинства

- политический плюрализм

1) Либерально демократический – плюрализм во всех сферах общественной жизни. Рыночная экономика, равенство всех форм собственности, свобода предпринимательства. Разделение властей. Баланс интересов личности и государства. Высокое политическое, правовое сознание население

2) Собственно демократический – признание равенства и свободы всех людей. Реально гарантирует широкие права и свободы. Применение плебисцитов, демонстраций, шествий, верховенство закона, высокая правовая культура

Авторитарный

- государством руководит правящая элита, её власть не ограничена законом

- народ отстранён от управления гос-вом

- допускается многопартийность, но запрещена оппозиция

- контролю подлежит лишь политическая сфера жизни общества

 

Республика

- выборность органов верховной власти

- народ – источник власти, осуществляет её через выборы

- срочность полномочий высших представительных органов власти

- юридическая и политическая ответственность главы государства

Виды: Президентская. Парламентарная. Смешанная

5) Президентская. - Соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Выборы президента на основе всеобщих выборов. Президент обладает значительными полномочиями. США, Мексика, Аргентина, Бразилия

6) Парламентарная. Правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом. Верховная власть принадлежит парламенту. Президент избирается парламентом. Глава правительства – лидер партии. Германия, Турция, Италия, Венгрия, Индия, Финляндия.

7) Смешанная – наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров. Польша. Португалия, Болгария.

8) Президентско-милитаристские – верховная власть опирается на армию -Нигерия. Алжир.

 

Демократический.

-народовластие

- свобода личности в экономической сфере

- реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина

- разделение властей

-выборность и сменяемость гос. органов

- учет интересов и мнения меньшинства

- политический плюрализм

1) Либерально демократический – плюрализм во всех сферах общественной жизни. Рыночная экономика, равенство всех форм собственности, свобода предпринимательства. Разделение властей. Баланс интересов личности и государства. Высокое политическое, правовое сознание население

2) Собственно демократический – признание равенства и свободы всех людей. Реально гарантирует широкие права и свободы. Применение плебисцитов, демонстраций, шествий, верховенство закона, высокая правовя культура

Авторитарный

- государством руководит правящая элита, её власть не ограничена законом

- народ отстранён от управления гос-вом

- допускается многопартийность, но запрещена оппозиция

- контролю подлежит лишь политическая сфера жизни общества

 

Билет 1 Теория государства и права: предмет структура и методы.

Право выступает в роли регулятора общественных отношений, закрепляет тот или иной общественный строй.

Предмет — круг вопросов, относящихся к возникновению, развитию и функционированию государства и права, это все элементы, принципы, институты государства и права. Объект ТГП включает в себя предмет и метод ТГП.

ТГП — вводная, абстрактная, методологическая, фундаментальная наука.

Предмет ТГП изучает характеристику государства и права в целом, признаки присущие любому обществу, всем правовым системам, независимо от их временных и пространственных характеристик.

Предмет теории государства и права включает следующие особенности:

Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права (возникновение государства и права, смена их исторических типов, развитие их сущности, эволюция форм гип, осуществление функций гип, развитие правосознания и правовой культуры граждан, развитие юридической науки тгп).

Система основных понятий юриспруденции, т.к. специфика предмета ТГП заключается в том, что гип разрабатывает систему понятий не только для себя, но и для всей юриспруденции. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, норма права, институт, отрасль права, система права и система законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, законотворчество, правонарушение, юридические коллизии, правовые привилегии и иммунитеты, механизм правового регулирования и воздействия, правовой режим и правовая политика.

Особенности предмета ТГП является и то, что гип исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.

Предмет ТГП следует отличать от объекта ТГП. Объектом ТГП являются гип, государственно-правовая действительность.

Предмет ТГП называют двуединым, в него входят два основных феномена – государство и право. Единство предмета тгп обусловлено неразрывным единством гип, поскольку они:

возникают одновременно в силу действия одних и тех же факторов

взаимодействуют в процессе своего функционирования

Свой предмет ТГП изучает при помощи определенных методов, которые сформировались в ходе исторического познания.

Под методом любой науки понимается совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний.

Методология не только изучает и применяет научные методы, но и сама разрабатывает их для более глубокого исследования существующих и вновь возникающих государственно-правовых процессов и явлений. Методы могут быть объективными и субъективными. Объективность им придает то, что они зависят от предмета изучения, от уровня накопленных знаний, от культуры общества. Они субъективны, т.к. определяются мировоззрением исследователей.

Методология не является неизменной. Она зависит от конкретной цивилизации, духовной жизни общества.

Методы разделяются по группам:

Общефилософские (мировоззренческие)

Общенаучные (общие) методы

Частнонаучные (частные, специальные) методы

Общефилософские методы служат основанием, на котором развивается наука ТГП. Например:

А) Метафизика – исследует высшие, умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире

Б) Диалектика – наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления

В) Материализм – философское направление, исходящие из того, что мир материален, существует не зависимо от сознания человека

На основе материалистического и диалектического подходов формулируются выводы о том, что:

А) Гос-во и право – реально существующие явлении

Б) изучая гос-во и право надо учитывать их развитие

В) государственно-правовые явления следует изучать, опираясь на юр. Практику

Общенаучные методы – это те, которые используются во всех или многих областях знаний, во всех общественных науках. Выделяют исторический, логический, системный и функциональный методы.

А) Исторический – направлен на изучение хронологии развития гос-ва и права

Б) Логический – основывается на использовании таких приемов, как анализ (разложение целого на части) и синтез (воссоединение целого из частей), индукция (на основе частного знания позволяет получать знания общего) и дедукция (на основе общего знанияприходит к знанию частному).

В) Системный – исследование государственно-правовых явления как систем и во взаимосвязи с окружающей действительностью.

Г) Функциональный – позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия.

Частнонаучные методы представляют собой использование ТГП научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук. К ним относят:

А) Метод конкретно-социологических исследований – анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юр. Практики.

Б) Метод моделирования – состоит в изучении государственно-правовых процессов путем воспроизведения анализируемых явлений

В) Статический метод – получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов.

Г) Метод социально-правового эксперимента – способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения.

Д) Математический метод – способ оперирования с количественными характеристиками.

Е) Кибернетический метод – прием, позволяющий с помощью кибернетики познать государственно-правовые явления.

Ж) Синергетический метод – изучает саморегулирующиеся процессы и явления

З) Метод альтернатив – направлен на решение научных проблем путем сопоставления и критики противоположных теорий.

И) Сравнительно-правовой метод – состоит в сопоставлении различных гос-ных и правовых систем в целях выявления сходства между ними.

К) Формально-юридический метод – изучает внутреннее строение гос-ва и права.

Методология теории гос-ва обладает многообразием приемов и способов познания государственно-правовых явлений.

 

 

билет 3 и билет 57!!! место теории государства и права в системе юридических наук

Историко-правовые науки вплотную примыкают к теории государства и права, представляют ее своеобразное ответвление. Они тоже изучают государство и право в целом, историческое развитие политической и правовой мысли, но концентрируют внимание на фактической стороне, на исторической конкретности государства и права. Теория государства и права использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опорные, базовые.

По отношению к отраслевым наукам теория государства и права выступает как обобщающая, синтезирующая наука. Во-первых, она изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет же любой отраслевой науки задан границами определенных общественных отношений, рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук вопросы (учение о правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, правопонимании и др.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Теория государства и права является исходной по отношению к другим юридическим наукам, так как от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом без ее выводов, научных категорий отраслевые науки обойтись не могут.

ТГП находясь в системе гуманитарных наук тесно взаимодействует с философией, социологией, экономической теорией, историей.

Предметы этих наук определенным образом входят в вопросы государства и права, но в отличии от ТГП и других юридических наук эти науки не замыкаются только на вопросах Г и П. Предметы этих наук значительно шире и государственно правовые вопросы изучаются ими лишь в связи с другими вопросами входящими в предметы этих наук. Все называемые гуманитарные науки по отношению к ТГП являются науками более общими т.к. они изучают более общие вопросы и предметы этих наук значительно шире, чем предмет ТГП.

Сама же ТГП по отношению к этим наукам является частной наукой т.к. предмет ТГП не выходит за рамки гос-но правовых явлений. ТГП, являясь частной наукой, при исследовании своего предмета так или иначе опирается на положения и выводы общих гуманитарных наук. В свою очередь ТГП, детально изучая государственно правовые вопросы, формулирует по ним определенные положения и выводы. Которые в свою очередь используются общими гуманитарными науками.

Таким образом, ТГП очень тесно связана с различными гуманитарными науками и в первую очередь с общими гуманитарными науками. Между ТГП и другими гуманитарными науками существует двухсторонняя связь.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции ТГП, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. В свою очередь ТГП дает конкретный материал для широких философских обобщений. Несомненно существует взамодействие теории государства и права с экономическими науками. Это обусловлено тем, что экономика, ее особенности и потребности оказывают существенное влияние на структуру и функционирование государства и права.

ТГП входит в систему юридических наук, объединенных общим понятием правоведение.

Юридические науки делят на три основные группы:

· Историко-правовые (тгп, история политико-правовых учений, история государства и права)

· Отраслевые (конституционное, административное, гражданское, уголовное, право)

· Специально-прикладные науки (криминалистка, судебная статистика, судебная медицина)

Отдельно выделяют науки изучающие деятельность государственных органов (прокурорский надзор, правоохранительные органы) и науки международного права (международное частное право, морское право).

Общность тгп и историко-правовых наук в том, что они рассматривают гип в целом, изучают существовавшие ранее типы гип, исследуют причины возникновения гип, их развитие. Различие тгп и игип в том, что тгп изучает процесс исторического развития гип в обобщенном виде, дает теоретическое обобщение этих процессов. История гип изучает процесс исторического развития гос-ых и правовых форм жизни конкретных стран в хронологическом порядке. С другой стороны игип опирается на выводы, которые дает тгп.

По отношению к отраслевым наукам тгп выступает как обобщающая категория. Во-первых, ТГП изучает закономерности развития и функционирования гип. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками отрасли права. Во-вторых, тгп исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическая ответственность). В-третьих, ТГП играет методологическую роль в юриспруденции в целом.

Взаимодействие тгп с прикладными науками является опосредованным, осуществленным через отраслевые науки о гип. Однако возможно прямое использование прикладной научной информации при употреблении данных судебной статистики.

В системе юридических наук ТГиП занимает особое положение, ведущее место как установочная, мировоззренческая дисциплина. По отношению к другим юридических наукам она выполняет роль вводной и обобщающей науки, исходной теоретической основы для их существования и развития, классификации в целостной системе юридических наук. ТГиП формирует для них общие понятия, правовые категории и выполняет по отношению к этим наукам определенную методологическую роль при разработке социальных проблем, составляющих предмет отраслевых, структурных юридических наук.

Таким образомтгп, как наука является гуманитарной, политико-юридической, теоретической, изучающей в отличие от специальных юридических наук государство и право в целом.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.