|
Билет 7 . Власть и социальные нормы архаичных обществ. Исторические формы и методы регулирования.Структура первобытного общества. Основной единицей общества была родовая община – объединение людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность, на основе родственных связей. На более поздних этапах возникают племена, объединяющие несколько родов, а затем и союзы племен. Управление, власть: лидер (предводитель, вождь) совет старейшин общее собрание всех взрослых членов общины Власть характеризовалась выборностью и сменяемостью. В этот период власть основывалась на авторитете (потестарная власть) Особенности власти в первобытном обществе: 1. верховная власть принадлежала общему собранию членов общины; 2. внутри общины не было аппарата осуществляющего управление на профессиональной основе; 3. власть основывалась на авторитете; 4. род выступал органом защиты всех его членов. Нормативные регуляторы в первобытном обществе. 1. мононормы; 2.табу; 3. обычаи; 4. агрокалендари; 5. предсказания. Нормативная система в период присваивающей экономики: 1. господство общего над личным; 2. нормативная система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных правил поведений; 3. мононормы характеризуются своим нерасторжимым единством биологически, моральных, религиозных, обрядово-ритуальных требований; 4. преобладающее значение табу; 5. казуистичность.
Билет 9 Основания возникновения государства. генезис исторических форм государственности Общество возникло гораздо раньше государства, начальным этапом процесса происхождения государства был первобытно-общинный строй, он был самым длительным по времени этапом в истории человечества. Как только появилось общество, сразу же возникла потребность в управлении. Каждый член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для первобытного строя были характерны следующие черты: - наличие примитивных орудий, неспособность человека без помощи рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но, даже работая совместно, они не могли произвести больше, чем потребляли. Излишков продуктов не было, не было и частной собственности, деления на богатых и бедных, все были равны. Все взрослое население и мужчины, и женщины имели право участвовать в обсуждении любого вопроса, связанного с деятельностью рода. Общественная власть в первобытном обществе обладала следующими чертами: - была основана на семейных отношениях, родовых общинах, объединение людей по крови, общности имущества и труда. Роды образовывали более крупные объединения – фратрии, племена, союзы племен. Социальная власть распространялась в рамках рода и была непосредственно общественной, опиралась на авторитет, уважение, традиции, осуществлялась как обществом (родовые собрания), так и его представителями (старейшинами, вождями) которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности. Важным этапом в развитии первобытного общества и переходе от догосударственного состояния к государственности явилась неолитическая революция (новокаменный век, термин Чаилда). Сущность революции состояла в переходе от присвающего хозяйства к производящему. Отраслями присвающего являлись – охота, рыболовство, собирательство, в результате неолитической революции человек переходит к земледелию, скотоводству, а затем ремеслу и торговле. Считается, что именно неолитическая революция явилась толчком к трем разделениям общественного труда, отделению скотоводства от земледелия, выделению ремесла, выявлению торговли, а также привела к резкому росту населения, появлению городов, увеличению производимого продукта и появлению имущественных излишков. У некоторых народов, переходом от догосударствености к государству явилась военная демократия. Для данного этапа характерно то, что родоплеменная верхушка уже возвысилась над рядовыми общинниками, но власть вождя еще была выборной и временной, например на время военных походов. Возникновение государства это не одномоментный акт, а длительный исторический процесс, который не зависит от желания конкретных лиц, является результатом внутреннего развития общества, а не силой навязанной ему извне, однажды возникнув, как правило уже не исчезает. Процесс возникновения государства у различных народов отличался определенным своеобразием, классики марксизма свели это многообразие к трем основным формам: Афинской, Римской, Германской. Афинская форма являлась классической, не осложненной внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой. Государство возникло вследствие появления частной собственности разделения общества на классы. Образовалась полит.власть с законодательными, завещательными и исполнительными органами, постоянным войском, полицией, стражей, тюрьмами. В Древнем Риме процесс возникновения государства осложнился борьбой внутри господствующего класса между (римской родовой знатью) патрициями и плебеями - свободными людьми из населения покоренных территорий, но стоявших вне римских родов и не считающихся частью римского народа. Владея земельной собственность, плебеи были обязаны платить налоги и отбывать военную службу, не могли занимать должности, пользоваться и распоряжаться римскими землями. Победа плебев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях. У Германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев и собрание знати, а власти вождей в королевскую власть. Ряд ученных придерживается мнения, что Германия, Россия и др. государства возникли не как феодальные (закрепление крестьянства и крупной частной собственности на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохранял свободу и собственности на землю) На Востоке распространение получила такая форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай). На образованные здесь государства ни оказали существенного влияния частная собственность и классовое разделение. Наоборот само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп. Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка в государственный аппарат. Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных общества социальных работ, строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, строительство плотин. Итак, причины происхождения государства – это 1. необходимость единого руководства 2. потребность в масштабных работах 3.необходимость поддержания общественного порядка 4. необходимость ведения военных действий и организация защиты.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|